«Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством…»
Николай II Романов
Я смотрю вдаль… передо мной море огней, изгибы дорог, длинные ленты мостов, по которым бегут и бегут машины, каменные рифы домов, фонари работающих кранов, блики на темной холодной воде… Слышен гул неспящего порта, где на рейде дремлют корабли… У горизонта видны отсветы северного сияния, освещающие покрытые снегом, чуть искрящиеся сопки… Это Мурманск – город, выросший на берегу незамерзающего Кольского залива.
Сто с лишним лет назад здесь не было города – только сопки, снег и темная вода. Увидеть в этом диком крае большое будущее могли лишь действительно дальновидные и бесстрашные люди.
Вложение | Размер |
---|---|
esse._romanov-na-murmane_katalnikov_oleg.docx | 24.36 КБ |
Романов-на-Мурмане – дверь в Арктику.
Николай II и его роль в освоении русской Арктики
«Нетронутая земля. Скалы, снег и мгла на тысячи, тысячи верст… Суровый, безлюдный край. Дикий… Начало Кольского Заполярья, начало Русского Севера. Здесь начинается Россия…
Строить город в этой непроходимой глуши, в краю вечной мерзлоты для России было безумием. Не строить – означало погибнуть…»
И.Ф. Ушаков («Кольская земля»)
«Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством…»
Николай II Романов
Я смотрю вдаль… передо мной море огней, изгибы дорог, длинные ленты мостов, по которым бегут и бегут машины, каменные рифы домов, фонари работающих кранов, блики на темной холодной воде… Слышен гул неспящего порта, где на рейде дремлют корабли… У горизонта видны отсветы северного сияния, освещающие покрытые снегом, чуть искрящиеся сопки… Это Мурманск – город, выросший на берегу незамерзающего Кольского залива.
Сто с лишним лет назад здесь не было города – только сопки, снег и темная вода. Увидеть в этом диком крае большое будущее могли лишь действительно дальновидные и бесстрашные люди.
Впервые государство всерьез заинтересовалось Кольским Севером в XIX веке. Еще при Александре III на Мурман была организована экспедиция во главе с Министром финансов С.Ю. Витте, которая с напутствием «найти незамерзающую гавань, где можно будет строить большой военный флот» прошла вдоль побережья Баренцева моря, побывав в Печенге, Териберке, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин. Больше всего С.Ю. Витте понравилась Екатерининская гавань, которую он назвал местом для порта, имеющего «свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах».
Отчет Министра о поездке на Мурман стал одним из первых документов, представленных на рассмотрение взошедшему на престол Николаю II. «Всеподданнейший доклад», в котором были изложены планы создания военного флота на Мурмане, строительства железной дороги, устройства «сильного электрического освещения» и телеграфа, понравились новому правителю, но, к сожалению, были отложены [6].
Понимание необходимости развивать Кольский Север пришло к руководству России в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.): было решено построить к Мурману железную дорогу и на месте ее соединения с незамерзающим морем возвести новый порт и современный город. В войне с Тройственным Союзом русской армии не хватало оружия и боеприпасов. Все это можно было получить от союзников, но порты Балтийского и Черного морей были блокированы противником, дальневосточные гавани находились слишком далеко, а Архангельский порт имел невысокую пропускную способность и короткую по срокам навигацию [2].
3 июня 1915 года правительство выделило на сооружение временной пристани и на строительство железной дороги в Семеновской бухте 2066680 рублей [2].
Постепенно на берег Кольского залива стали прибывать рабочие, строители, инженеры, геологи, топографы, гидрографы… Возводились хозяйственные и жилые бараки, шла работа по строительству порта и железной дороги. Летом 1916 года была создана флотилия Северного Ледовитого океана.
29 июня 1916 года Министр путей А.Ф. Трепов подал доклад Государю, в котором ходатайствовал о «преобразовании железнодорожного поселка у станции Мурман в городское поселение» [1].
Наконец, 21 сентября (4 октября) 1916 года на центральном холме нового поселения состоялась торжественная церемония закладки города, нареченного Романов-на-Мурмане. Он стал последним городом, основанным в Российской империи. Под этим названием город просуществовал только 6 месяцев и после Февральской революции 1917 года был переименован в Мурманск.
Принимая важное решение о рождении этого города, Николай II совершил, на мой взгляд, один из самых дальновидных и верных политических шагов за время своего правления: тогда, в далеком прошлом, он понял ценность этой дикой и суровой земли, увидел будущее ее развития с военно-стратегической, политической, хозяйственной точки зрения…
Он оказался прав: в военные годы Мурманск стал северным щитом и снабжающим «кровеносным сосудом» Советского Союза, в мирные годы – богатым источником полезных ресурсов, а сегодня его называют «воротами в Арктику»… Отсюда к Северному полюсу Земли летят вертолеты, идут исследовательские суда и атомные ледоколы, чтобы раскрывать все новые и новые загадки недр, льдов и человеческих возможностей.
«Я родился 4 октября 1916 года. Моя колыбель – Крайний Север. Мои глаза – глубокие озера. Мое сердце – безбрежный океан. Мой покровитель – Святой Николай…» [3]
Список использованной литературы
Интернет-источники
Что такое музыка?
Бабочка
Три коробки с орехами
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Именинный пирог