Данная Работа заняла 3 место на мниципальном этапе НПК "Шаг в будущее"
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnaya_dragotsennost_tuvy.docx | 54.23 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. История возникновения Театра танца и костюма «Эдегей»………...5
Глава II. Репертуар Театра танца и костюма «Эдегей»……………………….9
Глава III
3.1 Успехи и награды «Эдегей»……………………………………………….13
3.2 Социологический опрос «Достоин ли «Эдегей» звания «Культурной драгоценности Тувы»»?......................................................................................14
Заключение……………………………………………………………………...15
Использованная литература…………………………………………………...17
Введение
«…Когда мы осмыслим свою роль
на земле, мы будем счастливы…»
Антуан де Сент-Экзюпери
Как много новых понятий вошло в нашу жизнь за последнее время. Сама эпоха, с ее ускоренными темпами, подмененными ценностями, не поддается одному охвату и рациональному объяснению, заставляет людей искать новые ориентиры. Все перемещалось: смена идеологий, начало нового тысячелетия, хаотический поиск ценностей жизни. Сегодня само понятие «цивилизация» рифмуется с агрессивностью и одиночеством. Теряются традиционные понятия….. Человек в растерянности, а жизнь, кажется, безучастно продолжает свое течение независимо от условий и происходящих перемен.
Одним из преобладающих ценностей нынешнего времени стали понятия «богатство» и «деньги». А вот понятия «искусство» и «культура», в смысле редкого и недостижимого, отошли на второй план...
И не зря это время является «упадком культуры» нравственных ценностей и духовных ориентиров.
В этих условиях важно эти ценности и традиции возродить. Воспитывая подрастающее поколение, показывая и демонстрируя с помощью театрализованного костюмированного действия уникальность нашей культуры, изучая древние истоки Тувы во времена скифов и гуннов, Театр танца и костюма «Эдегей» учит нас доброте и нравственности.
Актуальность моей работы заключается в том, что ансамбль всего за малые сроки смог добиться большого авторитета в культурной деятельности Тувы и смог завоевать внимание зрителей не только в России, за пределами страны, но и за рубежом. Меня, как исследователя и участника танцевального состава «Эдегей», заинтересовало то, как добился ансамбль столь ошеломляющего успеха, учитывая то, что государство не оказывало ему поддержку.
Цель: исследовать и познакомиться с философскими основами тувинской культуры, полагаясь на жизненный опыт и творческую деятельность ансамбля, раскрыть роль «Эдегей» в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
Методология:
Историография: На сегодняшний день монографий на исторические факты и исследования этой темы нет, так как ансамбль «Эдегей» ещё молодой, и находится в степени развития. Имеются только статьи и публикации, такие как: Газета «Танцевальный Клондайк» № 4,апрель,2003 г. - «Третья Международная церемония вручения премий лучшим хореографическим коллективам»; Журнал «Урянхай» № 4 октябрь 2005 г; Газета «Эдегей» № 1, май, 2006 г.; Газета «Эдегей» № 2, июль, 2006 г.
Глава I
История возникновения Театра танца и костюма «Эдегей»
Датой основания Театра танца и костюма «Эдегей» считается октябрь 1999 г. Он был создан на базе общественного благотворительного «Фонда культуры Вячеслава Донгака». Ансамблю в этом году исполнится 14 лет. Единственный не только в республике, но и в России, авторский коллектив, который находится на самофинансировании.
Название коллективу искали долго - в течение года. Неожиданно руководителям понравилось слово «Эдегей». Это название местности в Барун-Хемчикском кожууне. Оно образовано от слова «эдээ», означающее подножие горы. [1]
Сегодня в составе коллектива более 350 детей от 5 до 20 лет. Но между ними не существует возрастного барьера, как часто бывает в других коллективах. Все они занимаются одним делом, помогают друг другу и считают себя одной большой семьей.
Предложенная структура авторской школы «Эдегей», где дети одновременно и ученики и артисты, отличается от традиционного образования в хореографическом классе, где, как известно, сначала долго учатся по специальным дисциплинам, а только затем танцуют.
Из словаря русского языка С.И.Ожегова значение слова «школа» применительно к «Эдегей» - это «выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт, или направление в области науки, искусства, или система обязательных упражнений»[2]. А применительно к методике ансамбля «Эдегей» его руководитель говорит еще как о совокупности двигательного, эстетического, эмоционального и соревновательного опыта.
1.1 Руководители Театра танца и костюма «Эдегей»
Руководителями ансамбля являются министр культуры РТ, основатель, дизайнер-постановщик, балетмейстер - Вячеслав Октяброович Донгак и его жена Кима Чозаровна Донгак.
История мировой культуры знает немало случаев, когда жены больших писателей, художников, композиторов были надежной, крепкой опорой своим мужьям. Но становились их тенью, полностью растворяясь в личности супруга. Киме Чозаровне Донгак это не грозит, потому что, работая с Вячеславом Октяброовичем в благотворном тандеме, они мыслят и творят как единый творческий организм.[3]
Художественный руководитель Вячеслав Донгак говорит: «Для меня очень важно, чтобы наши дети имели возможность работать и выступать наравне с профессионалами в лучших залах, ездили по миру, в результате чего узнавали как можно много хорошего, впитывая в себя все самое лучшее. Они такие наивные, чистые, любознательные, красивые, талантливые, с достоинством себя чувствующие. Они отлично развиваются, будут духовно богатыми людьми. Я счастлив тому, что это стало делом моей жизни. Моих маленьких артистов - эдегейчиков знают во многих странах мира, их с удовольствием ждут в любой точке земного шара»[4].
Все усилия руководителей детского театра «Эдегей» по сохранению и дальнейшему развитию самобытной тувинской национальной культуры, того фундамента, без которой невозможно представить будущее любой нации, были направлены на умелое использование этого источника духовности и нравственности в эстетическом воспитании детей в творческом коллективе. Они отражены в основных целях и задачах «Фонда культуры Вячеслава Донгака», в рамках которого и действует «Эдегей».
1.2 Цели и задачи создания детского театра
Но основной целью в творчестве ансамбля В. Донгак считает – сохранить то, что досталось от древних предков - национальный фольклор Тувы, а также развитие национальной хореографии.
1.3 Методика преподавания хореографии в «Эдегее»
Эти цели реализуются с помощью специальной методике, используемой руководителями ансамбля.
Любовь к движению и танцу изначально существует в каждом ребенке. Поэтому учить искусству танца нужно с детства. Но вместе с тем, с первого урока дети должны уяснить, что танцы - дело серьезное[5].
Двенадцать лет назад, набрав детей 7-8 лет в первую студию танца, Вячеслав Донгак спрашивал себя, что он считает главным для вновь созданного коллектива, какую структуру школы эстетического воспитания определить и выбрать методику преподавания хореографии в детском ансамбле. Год работы с детьми помог определиться с выбором: нравственные ценности, творчество и позитивная мотивация.[6]
Детство оказывает колоссальное влияние на формирование моральных ценностей и принципов, личности ребенка в целом, поэтому прием детей в ансамбль «Эдегей» производится с 5 лет, где с ними занимаются по специальной программе В. Донгака.
В зависимости от индивидуальных особенностей кто-то начинает опережать своих сверстников. Задача педагога – подметить и суметь развить индивидуальные данные своих учеников. Для таких детей ставятся сольные или дуэтные танцевальные номера. Глядя на них, подтягиваются остальные малыши. Проходит время, и они становятся полноправными участниками ансамбля.
Глава II
Концертная деятельность ансамбля «Эдегей»
Дети в ансамбле являются как учениками, так и артистами, поэтому творческая работа в коллективе приобщает детей к истокам национальной культуры, воспитывает в их душах понимание прекрасного, а главное прививает любовь к родине, к ее талантливому народу, гордость за ее культуру и за богатые традиции.
За столь короткое время ансамбль стал гордостью республики. На данный момент без участия юных артистов ансамбля «Эдегей» не обходится ни один праздничный концерт. Везде внимание зрителей и жюри привлекают театрализованный показ представлений с национальным колоритом. Одна из особенностей репертуара ансамбля «Эдегей» - это то, что в музыкальном оформлении хореографических композиций чаще всего присутствует народная песня и горловое пение.
2.1 Репертуар Театра танца и костюма
Театр танца
«Я категорически не согласен с версией, что у тувинцев не было танцев. Каждому народу присуща своя особая пластика, движения, они являются основой, на которой строится любая постановка. Вдохновляется на все: танец орла, олицетворение мужества и радости, победы, движения шаманов. В танце я стараюсь отразить прекрасную природу Тувы, пластичность тувинки»[7] - говорил Вячеслав Октяброович.
Танцевальные постановки в репертуаре ансамбля:
Буддийская мистерия «ЦАМ» - танец масок, «Четкер - ЦАМ» - танец масок из наскальных рисунков, «Богини» - народно-стилизованный танец с использованием буддийской пластики, «Дембилдей», «Бора-Дайым», «Табунщики», «Чайлагда кыстар», «Журавли», «Курган», «Камлание шамана», «Скифская легенда», «Духи степей». А также народные танцы в обработке шаманского фольклора, тувинские фольклорные и народные танцы, танцы народов мира, театрализованные костюмированные коллекции на этнические мотивы.
Театр костюма.
Особую роль в концертной деятельности «Эдегей» играет Театр костюма (театрализованный показ коллекций), который под руководством опытного художника, педагога, дизайнера Вячеслава Донгака появился на базе ансамбля «Эдегей» почти одновременно с его созданием.
«Со стороны кажется, что жизнь модели – сплошной праздник. Наряду со стереотипом: «модель – это легко и престижно», в обществе сложилось представление о том, что «модель – это безнравственно» и «модель – это опасно». Подобные утверждения, как правило, не соответствуют действительности. Модель – это такая же творческая профессия, как и любая другая. И если в ней не совершенствоваться, то профессионалом не станешь. А трудиться приходится много. Постоянно с ними находясь, вижу, что действительно все время следить за собой и поддерживать форму - труд нелегкий, мало того, затратный»[8],- говорит Айлана Донгак.
Каждая коллекция в театре костюма представляет собой синтез древних верований и обрядов в современной трактовке, особую легенду, показывают не только красоту костюма предков тувинского народа, но и носят обучающий характер, воспитывающий патриотизму свой народ.
Коллекция «Шаманка-Куу» создана по мотивам шаманского фольклора с использованием атрибутов шаманизма. Номер содержит 5 женских наряда, каждая из которых является олицетворением шаманов земли, воды, огня, воздуха, но главной является шаманка Небес. Каждый шаманский образ несет в себе силу природных стихий, оказывает экологическое воспитание на подрастающее поколение, воспитывает любовь к родной природе, бережливому отношению к земле – нашей матери, воде - источнику жизни, огню – как очагу, дарующему тепло и свет и т.п.
Тува родина многих племен – кочевников: скифов, гуннов, тюрков, уйгуров.… От древних предков остались сказочные мифы, которые, прежде всего, воспевали воинскую доблесть, мужество, героизм, самоотверженность и любовь к своей малой родине.
Легенда о девушке – богатыре вдохновила автора к рождению коллекции стилизованных национальных костюмов «Кан-Кыс».
В новой коллекции «Загадка Азии» представлены изящные наряды народов Тувы, Бурятии, Монголии, Калмыкии и Китая.
«Урянхайский» (рабочее название коллекции «Субудай Багатур и его двор» (XII век)) включает в себя 9 женских и 7 мужских воинских костюмов. Монголы с давних времен весьма храбрый и доблестный народ, где, наряду с мужчинами, также воевали женщины. Это коллекция также посвящена нашему прославленному предку – талантливому полководцу Чингисхана – урянхайцу Субудаю.
Коллекция «Скифские принцессы» смоделирована на основе одеяний принцесс скифского народа кургана Аржаан-2.
Тува некоторое время находилась под влиянием Цинской империи. Цинский император в целях защиты своей земли от нападений со стороны уйгурского народа выдал свою прекрасную дочь Нинго замуж за уйгурского кагана. Эта невероятная легенда о китайской принцессе представлена в коллекции «Пор-Бажын».
По мотивам буддийского фольклора появилась коллекция «Мандала», в которой использованы одеяния богинь - Зелёной Тары - защитницы, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, и Белой Тары – богини, дарующей долгую жизнь. Мандалы играют существенную роль в духовном возрождении буддистов в Туве и не только.
Помимо всех выше представленных коллекций, эстетика и красота тувинского костюма выражена в коллекциях: «Величие степей», «Фантазия войлока», «Тоджинские мотивы», «Сархаткан», «9 драгоценностей», которые играют немаловажную роль в духовном обогащении зрителей.
2.2«Легенды древней земли урянхов…»
Коллекции и танцевальные постановки соединяются в единое представление, подчиненное одному замыслу и образуют интереснейшую программу об истоках нашего загадочного народа - о «Легендах древней земли урянхов…»
В данной концертной программе жизнь предков тувинского народа характеризует каждая композиция, отражая ту или иную принадлежность тувинского народа, своеобразие, красоту национального костюма тувинцев.
Глубокая основа лежит в каждом исполнении номеров, именно поэтому любого зрителя покоряет красота, многообразие, богатство тувинского народного искусства. Театрализованные показы наполнены нестандартными решениями, смелыми сочетаниями фактур, яркими идеями, особой подачей и настроением. Зритель знакомится с таинственной и загадочной Азией, блеском и роскошью национальных тувинских нарядов этнических племен разных эпох, предков современных тувинцев, населявших территорию Центра Азии. Каждая коллекция представляет собой синтез древних верований и обрядов в современной трактовке, особую легенду.
Восхитительная программа «Легенды древней земли урянхов…» несёт образовательный, обучающий и воспитательный характер, прививает любовь к Родине, традициям, обычаям, национальному костюму и культуре в целом.
Глава III
3.1 Успехи и награды Театра танца и костюма «Эдегей»
Творческие успехи, которых добился коллектив – итог большой работы. Каждая постановка – поиск, эксперимент, преодоление трудностей, шаг к новому. Театр танца и костюма признан как в России, так и во многих других странах Европы. «Эдегей»:
Ансамбль принимал участие в культурной программе Всемирных юношеских игр стран СНГ и Балтии в г. Москве в 2002 году; работали на крупных площадках г. Москвы; приняли участие в фестивалях и конкурсах в Киргизии, Казахстане, Турции, Монголии, Китая, Болгарии, Венгрии, Чехии, Белоруссии, Италии, Франции; королевстве Монако, Германии, Голландии, Бельгии, Испании, США. Участвовали в Марафоне регионов России в г. Сочи и в дальнейшем примут участие в ХХII зимних олимпийских играх 2014 года в Сочи.
Коллектив уже внес свой вклад в развитие туризма и экономики нашей республики. Объездив весь мир, ансамбль привлек внимание к Туве не только любителей искусства и культуры, но и инвесторов. Это объясняет их девиз: «Мы творчество посвятим народу своему», девиз, который отражает творческое кредо ансамбля Эдегей».
3.2 Социологический опрос «Достоин ли «Эдегей» звания «Культурная драгоценность Тувы»»?
Я, не только как исследователь данной темы, но и как участник танцевального состава, считаю, что Театр танца и костюма «Эдегей» достоин, быть «Культурной драгоценностью Тувы», ведь действительно мало таких ансамблей, которые смогли завоевать восхищение и любовь населения республики за такой короткий срок.
Я решила узнать, какой процент людей будут согласны со мной в том, чтобы признать «Эдегей» «Культурной драгоценностью Тувы» и провела социологический опрос «Достоин ли Театр танца и костюма «Эдегей» звания «Культурная драгоценность Тувы?»». Я составила анкету из следующих вопросов:
1. Знакомо ли вам творчество Театра танца и костюма «Эдегей»?
2. Известно ли вам, какими достижениями обладает ансамбль «Эдегей»?
3. Как вы считаете, достоин ли «Эдегей» звания «Культурной драгоценности Тувы»?
Моими респондентами стали жители города Кызыла- 125 человек. Социологический опрос показал, что на первый вопрос 90% жителей ответили, что знают об ансамбле, а на вопрос о достижениях Театра смогло ответить лишь 56% из всех респондентов. На третий вопрос «Как вы считаете, достоин ли «Эдегей» звания «Культурной драгоценности Тувы»?» вместе с жителями города, я решила опросить и самих участников ансамбля. Согласились со мной 80% из всех опрошенных.
Заключение
По словам руководителя ансамбля, Кимы Чозаровны Донгак: «Цель достигнута!!! Вот уже последние 6 лет «Эдегей» стал известным в странах Европы. Это говорит о том, что мы правильно работали, сделали все, что нужно для достижения своей цели и шли в правильном направлении. Конечно, будет слишком громко сказано, если скажу, что мы повлияли на всю культуру Тувы, но лично я считаю, что мы каким-то образом оказываем влияние на развитие культуры нашей республики. Мы показали, что без поддержки государства можно способствовать саморазвитию, что послужило стимулом для остальных…».
Концепция данного глобального проекта для общественного Фонда, создание авторской школы балетмейстера Вячеслава Донгака, предполагает содействие государству над решением эстетических и духовных задач при воспитании, расширяет возможности по выявлению и поддержке талантливых детей. Анализ творчества и деятельности детского ансамбля «Эдегей» позволяет мне подвести итог о том, что детское творчество в Туве успешно развивается и у нее прекрасное будущее. Более того, я убеждена, что любые затраты, направленные на развитие культуры, обязательно окупятся. Не деньгами, а новым поколением людей, которые вырастут на идеях красоты, добра и жизнелюбия. Они не смогут не любить свою землю, значит, будут работать на ее благо.
Духовно-нравственное обогащение народа красотой искусства и гордостью за его культурное богатство составляют целую философию, которая учит нас любви к национальному костюму, танцам, любви к своей культуре. Таким образом, философскими обоснованиями деятельности «Эдегей», являются воспитание этике и эстетике, любовь к малой Родине, уважение к своим традициям и обычаям, экологическое воспитание и главное стремление сохранить и передать нынешнему и будущему времени ту прекрасную культуру нашей Тувы.
Своей цели я достигла. С большим интересом, исследуя историю ансамбля «Эдегей», я выявила для себя несколько выводов о том, что:
Использованная литература
Основная
Дополнительная
Словари
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
[1] Газета «Эдегей» №1(5) 2006.-С.3
[2] Словарь русского языка С.И.Ожегова./Под редакцией Н.Ю.Шведовой – 18-е изд., - М.:1986.-С.779.
[3] Сайт «Театра танца и костюма Эдегей» http://www.edegej.ru
[4] Журнал «Урянхай» №4(10) 2005г. – С.12
[5] 5.Газета «Танцевальный Клондайк» № 4(4) 2003. «Третья Международная церемония вручения премий лучшим хореографическим коллективам».-С.4
[6] Газета «Эдегей» №2(7) 2006.-С.3
[7] Интервью - Вячеслав Донгак 28.10.2011
[8] Интервью Айлана Донгак 18.11.2011
Солнечная система. Взгляд со стороны
Сочные помидорки
Как нарисовать портрет?
Тупое - острое
Фильм "Золушка"