НИР об уникальных символах буддийской культуры Цаца, об из изготовлении и значении в жизни верующиего человека
Исследование ученицы занаяло 1 место на муниципальном этапе и 2 место на решиональном этапе НПК "Шаг в будушее"
Средняя общеобразовательная школа №12 г.Кызыла
имени Воинов-интернационалистов
Научно-практическая конференция “Шаг в будущее-2017”
Научно-исследовательская работа
“Буддийские цаца и их значение в жизни верующего человека”
Выполнила: Ондар Кара-Кат Робертовна
ученица 11 «А» класса
МБОУ СОШ №12 г Кызыла.
им. Воинов-интернационалистов
Республики Тыва
Научный руководитель:
Джалилова Розалия Хертековна
Кызыл 2017
Содержание
Введение…………………………………………..…………………………….3
Раздел I
Теоретическая часть……….. ……………………………………………….....6
Раздел II
1.Технология изготовления буддийских глиняных цаца…………………...8
2.Предназначение цаца..………………………………………………………12
Раздел III
Значение буддийских цаца для верующего человека……………………….14
Раздел IV
Заключение…………………………………………………….........................17
Раздел V
1.Библиографический список……………………….………….......................18
2.Список использованной литературы …………………….……………….19
3.Электронные ресурсы………………………………………………………20
4. Интервью……………………………………………………………………20
Приложение. Анкеты
Введение.
«Счастье существ зависит от того, насколько долго будут существовать и распространяться освобождающие поучения. Основой поучений служат символы тела, речи и ума Будды, а именно – статуи, тексты и ступы»
(из сутры Будды Шакьямуни, обращенной к королю Сенгьял)
Исходя из слов Будды, как и колокольчик с ваджрой, ступы и цаца (одна из разновидностей буддийских статуй) является символом основы ума Будды и является важнейшей священной реликвией в жизни верующего человека
Актуальность исследования.
В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность. Это, прежде всего, связано с возрождением религии, духовных ценностей, открытием дацанов (хурээ) и монастырей, воздвижением большого количества ступ (субурганов), строительством молитвенных барабанов, изготовлением большого количества священных буддийских реликвий и символов, которые, без сомнения, относятся к достижениям духовной культуры народа.
Одним из важных символов и реликвий буддийской культуры являются «цаца». Но, к сожалению, в культурологической науке очень мало работ посвященных буддийским цаца, отсутствует четкая систематизации разных видов цаца, нет исследований и об их практической пользе. Таким образом, отсутствие специальных исследований делает нашу работу актуальной и востребованной. Мы надеемся, что данная работа восполнит этот пробел.
Последователями буддизма в Туве, являются 90% жителей[1], и мне стало интересно узнать, все ли знают о том, что такое буддийские цаца. Мною был проведен опрос среди граждан, верующих, студенческой молодежи и учащихся школы. (Текст анкеты в приложении №1).
В опросе приняли участие 200 человек
Знают о цаца – 5;
Слышали – 42;
Не знающих-37;
Знакомы с техникой изготовления цаца – 0;
Знают о значении буддийских цаца –0.
В результате опроса мною сделан вывод о том, что большинство опрошенных не знают о том, что такое цаца, из чего и как их делают и каково их духовное значение.
Объект исследования: буддийские цаца
Предмет исследования: значение буддийских цаца в жизни верующего человека
Цель: показать духовную роль буддийских цаца в жизни верующего человека
Задачи:
Методы исследования:
Раздел I
Теоретическая часть
1. История возникновения буддийских цаца
Любой путешественник, который отправляется в Гималаи, Ладакх или Тибет, натолкнётся на образцы глиняных дисков внутри ступ, священных пещер и монастырских алтарей. Эти глиняные диски, в целом, известны, как “цаца”
В 1938 году после возвращения из продолжительных экспедиций в Ладакх и в Западный Тибет, великий итальянский тибетолог Джузеппе Туччи опубликовал книгу о символике ступы, в которой вторая часть этого нового исследовательского труда посвящена изготовлению глиняных статуэток “цаца”, название которых Туччи относит к древнему санскритскому языку[2]
Санскритский корень названия указывает на Индию, как вероятную страну происхождения “цаца”. Однако хорошо известные в индийских буддийских монастырях, предшественники глиняных медальонов, скульптур могут происходить из Ближнего Востока (Древнего Междуречья), Древнего Северного Причерноморья, глиняные и бронзовые фигурки божеств найдены на территории Японии (фигурки Догу, около 15 тыс. штук, относящиеся к X-IV вв. до н.э.) и представляют выживание древней практики тысячелетней давности.
Цаца – это образы - отпечатки, сделанные посредством металлической пресс-формы, которая имеет полое, обратное изображение Будда-аспекта или священного символа.
Виды и металлические пресс-формы[3] буддийских цаца
• В виде буддийской ступы;
• В виде образа Будды Шакьямуни;
• В виде различных Будд, Бодхисаттв, Йидамов и защитников учения.
В культурологической и в литературе, посвященной буддийской культуре, практически нет информации о том, из чего делаются цаца.
По словам монгольского ламы Гунчин Башкы[4], живущего в г. Кызыле, буддийские цаца можно делать:
А) в воде;
Б) в огне;
В) из металла;
Г) в пространстве или во время ветра. Например, чтобы получить цаца ветра, необходимо поднять пресс-форму навстречу ветру, она наполняется воздухом и получается тысяча Будд из ветра.
Д) из глины - самая распространенная технология изготовления цаца.
Эта информация может быть интересна для ученых изучающих священные буддийские символы и реликвии.
Буддийские цаца могут быть разных размеров: большие и маленькие.
Раздел II
1. Технология изготовления буддийских глиняных цаца
Производство цаца считается действием, приносящим большую заслугу создателю, его семье и земле, где проходит работа, потому что изготовление цаца является действием высшей преданности и духовности, связанное с желанием работать на благо всех живых существ.
Для изготовления цаца необходима глина. Она может быть по цвету разной: белой, красной, коричневой, оранжевой, черной. Хорошо бы, если глина привезена из какой-нибудь священной земли или места.
В Туве в основном имеется красная, оранжевая и белая глина. Особой красотой отличается глина из Эрзинского кожууна. Недалеко от села имеется карьер, откуда издавна берут глину для цаца. Она имеет оранжевый цвет и имеет в своем составе золотой песок. Поэтому, такие цаца имеют определенную ценность и красоту.
В поселке Каа-Хем Кызылского кожууна, у подножия горы Хербис, имеется карьер, где берут белую глину[5].
Затем необходимо подготовить рис или ячмень, лучше всего, если есть освященные пилюли, топленое масло, воду.
Для размягчения глины колотушку, скалку и сито.
Для придания необходимой формы - специальный металлический пресс.
Технология изготовления буддийских цаца состоит из трех частей: предварительной, основной и завершающей.
Перед началом работы необходимо вымыть руки и убедиться в том, что всё необходимое в чистом состоянии. Человека, которого делает цаца, называют «практикующий». Обычно этот термин используется среди верующих буддистов. Далее, практикующий проявляет себя в образе какого-нибудь Будды, Бодхисаттвы, йидама или защитника учения, он мысленно обращается к прибежищу в Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме, Сангхе, зарождает в уме великое сострадание ко всем живым существам (бодхичитту). Подготовленные материалы предварительно очищаются мантрой (священными слогами) ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ.
Далее три раза читают мантру ОМ ХУМ ТРАМ ХРИ АХ. Эти слоги превращают в гору драгоценностей глину, из которых будут изготовлены цаца.
Представляя свое тело как тело Будды, Бодхисаттвы или Йидама, практикующий снова и снова повторяет мантру сущности взаимозависимого происхождения: ОМ ЙЕ ДХАРМА ХЕТУ ПРАБХАВА ХЕТУН ТЕШАН ТАТХАГАТО ХИ АВАДАТ ТЕШАН ЧА ЙО НИРОДХА ЭВАМ ВАДИ МАХА ШРАМАНАХ СВАХА и мантру ОМ А ХУМ.
Над тщательно очищенными зернами начитывают мантру сущности взаимозависимого происхождения. Зерна помещают в заднюю часть цаца подобно тому, как мантры помещают в статуи для освящения.
Цаца делают наборами по пять штук; каждое из пяти посвящают отдельной цели.
1) при изготовлении первого цаца размышляют “Я сделаю это цаца для трех драгоценностей”. Повторяют молитву: “Пусть учение Будды распространяется и развивается. Пусть Учение Будды сохраняется как можно дольше. Пусть святая Сангха (ученики Будды, последователи Учения Будды) достигнут высочайшего Просветления”.
2) Второе цаца посвящено тому, чтобы гуру (буддийский наставник), с которым есть прямая или косвенная связь, обрели долгую жизнь, чтобы их святая активность развивалась, а желания исполнялись. С таким намерением повторяют молитву: “ Пусть жизнь и святые деяния святых гуру, с которыми есть связь, увеличиваются и умножаются, а переживание реализаций в их святом уме возрастает. Пусть поле покоренных объектов умножается”.
3) Третье цаца посвящено родителям (в прошлом, настоящем и будущем), всем живым существам, которые были отцами и матерями, всем, кто является ими сейчас , тем, кто будет родителями в будущем. Повторяют такую молитву: “ Пусть желания отцов и матерей, блуждающих в сансаре сбудутся. Пусть страдания всех существ будут устранены , и пусть все они достигнут состояния всеведения”.
4) Четвертое цаца посвящено живым существам, которые уже умерли, но еще не обрели нового тела. Ради этих существ в промежуточном состоянии возносят молитву: ”Силой благой кармы от совершения подношений Сангхе и изготовления статуй святых тел существ-Арья пусть полные галлюцинаций умы существ в промежуточном состоянии полностью очистятся. Пусть они достигнут край Просветления”.
5) Пятое цаца посвящено самому практикующему. При этом он думает: “Пусть я и все живые существа обретем заслугу и очистим два вида омрачений. Пусть мы усмирим все болезни и страдания, увеличим заслуги, благополучие и славу. Прошу об устранении неблагоприятных условий, связанных с врагами, препятствиями и смертью”.
Насыпая или замеряя материал - глину, повторяют: ОМ НАМО САМЕНТА БУДДХАНАМ ОМ ВАДЖРА АЮКЕ СОХА
Замешивая материал, повторяют:
ОМ БЕНДЗО БАВАЙЕ СОХА
Добавляя к материалу воду, повторяют:
ОМ АРАНДЗЕ БЕРАНДЗЕ СОХА
Заливая материал в форму, повторяют:
ОМ ДХАРМАДХАТУ ГАРБЕ СОХА
Кистью проглаживая материал в форме, повторяют:
ОМ ВАДЖРА МУНГАРА АКУЯТА ХУНГ
И мантру сущности взаимозависимого происхождения:
ТАТЬЯДХА ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БУДДИЕ СОХА
Далее помещают благословленный перед этим рис в заднюю часть цаца
Извлекая цаца из формы и откалывая излишки, повторяют:
ОМ БАЮТЕ СОХА
Окрашивая цаца, когда оно уже высохло, повторяют:
ОМ ВАДЖРА АРАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ СОХА
Выполнив все этапы, чтобы освятить цаца, повторяют:
ОМ ВАДЖРА СУПАТИТА ВАДЖРА ЙЕ СОХА
Эти мантры повторяют на отдельных этапах изготовления.[6]
В завершение следует вспомнить о пользе изготовления цаца и прочесть молитвы посвящения заслуг. Хранят цаца в безопасном, чистом, уединенном месте.
Большие цаца иногда красят или лакируют, а в полое пространство в основание вкладывают свернутые молитвы и мантры, или пишут мантры на обратной стороне. После этого с цаца обращаются так же, как и с другими священными изображениями. Через благотворные действия обычная глина становится проводником связи духовной силы.
В первую очередь, цаца используются для заполнения буддийских ступ. Ступы строят в качестве хранилища для реликвий великих учителей, священных книг и всего, что излучает духовную энергию. Одним из самых легких путей наполнения большой ступы считается путь через изготовления цаца.
Всё, что представляет Будду, считается священным объектом, особенно если он благословлен великим учителем или был привезен из святого места. Поэтому в качестве благословения цаца иногда ставят внутри буддийских статуй.
Цаца ставят на монастырский алтарь, дарят в качестве паломнических подарков, связывая получателя с далекими священными местами.
Цаца, изготовленные из священной глины, приносят домой в качестве ценных реликвий и ставят на домашний алтарь. Буддисты верят в то, что цаца на домашнем алтаре будет оберегать семью от несчастий и невзгод, т.к. они символизируют святые тело, речь и ум Будды.
Иногда, паломники путешествуя долгие годы по святым местам, накапливают большое количество маленьких цаца, со всех мест, которые они посетили. Чтобы их сохранить в хорошем состоянии маленькие медальоны вкладывают в деревянные рамки и в переносный алтарь, собранный из рамок.
Также цаца изготавливают по отдельным случаям, когда важный человек навещает великого ламу. Тогда используются особые виды глины, иногда внутрь добавляют благословленные окрашенные цветные порошки и пепел, оставшиеся от ушедшего учителя. С такими цаца обращаются как с амулетами и кладут или в гао, или на домашний алтарь. Такие особые сувениры, напоминающие о визите, становятся ценными объектами силы, пропитанные положительными качествами ламы, который подарил цаца.
Цаца также играют важную роль в похоронных ритуалах. Обычно после того, как человек умирает, в течение 49 дней совершают определенные церемонии, в том числе на месте захоронения закладываются цаца с пожеланиями лучшего перерождения для усопшего. Каждый день лама читает священные молитвы .
В заключении священные тексты сжигаются, пепел смешивают с глиной. Таким образом, символично выражается непрекращающийся круг преобразований, который испытывает все существа.
Раздел III
Значение буддийских цаца для верующего человека
В первую очередь, цаца используются для заполнения буддийских ступ. Ступы строят в качестве хранилища для реликвий великих учителей, священных книг и всего, что излучает духовную энергию. Одним из самых легких путей наполнения большой ступы считается путь через изготовления цаца.
Всё, что представляет Будду, считается священным объектом, особенно если он благословлен великим учителем или был привезен из святого места. Поэтому в качестве благословения цаца иногда ставят внутри буддийских статуй.
Цаца ставят на монастырский алтарь, дарят в качестве паломнических подарков, связывая получателя с далекими священными местами.
Цаца, изготовленные из священной глины, приносят домой в качестве ценных реликвий и ставят на домашний алтарь. Буддисты верят в то, что цаца на домашнем алтаре будет оберегать семью от несчастий и невзгод, т.к. они символизируют святые тело, речь и ум Будды.
Иногда, паломники путешествуя долгие годы по святым местам, накапливают большое количество маленьких цаца, со всех мест, которые они посетили. Чтобы их сохранить в хорошем состоянии маленькие медальоны вкладывают в деревянные рамки и в переносный алтарь, собранный из рамок.
Также цаца изготавливают по отдельным случаям, когда важный человек навещает великого ламу. Тогда используются особые виды глины, иногда внутрь добавляют благословленные окрашенные цветные порошки и пепел, оставшиеся от ушедшего учителя. С такими цаца обращаются как с амулетами и кладут или в гао, или на домашний алтарь. Такие особые сувениры, напоминающие о визите, становятся ценными объектами силы, пропитанные положительными качествами ламы, который подарил цаца.
Цаца также играют важную роль в похоронных ритуалах. Обычно после того, как человек умирает, в течение 49 дней совершают определенные церемонии, в том числе на месте захоронения закладываются цаца с пожеланиями лучшего перерождения для усопшего. Каждый день лама читает священные молитвы .
В заключении священные тексты сжигаются, пепел смешивают с глиной. Таким образом, символично выражается непрекращающийся круг преобразований, который испытывает все существа
Изготовление цаца всегда благая работа, позволяющая накопить большую духовную заслугу для всех в неё вовлечённых и очистить негативную карму. Изготовление цаца – действие высшей преданности и духовности, связанное с желанием работать на благо всех существ. Цаца символизируют просветленные качества ума и используются в качестве средств на пути к Просветлению.
Если цаца делаются для живого человека, который страдает от болезни или сокращением срока жизни, которого угрожает опасность, повторяют мантры Будд долгой жизни – например, Белой Тары, Будды Бесконечного света и Намгьялмы, прося этих Будд продлить жизнь человека. Также начитывают мантру Ваджрасаттвы для очищения негативной кармы человека.
Нима Дойнур в прошлом 2016 году стал часто болеть и, в связи с этим, он обратился к ламе-астрологу, который порекомендовал ему изготовить цаца в виде 100 буддийских ступ количеством минимум на 1 цаца больше, чем его возраст (так как была угроза его жизни). При этом он должен был начитывать мантру Белой Тары – богини долголетия. Таким образом, он должен был изготовить 57 цаца. По словам Нимы Дойнур он изготовил 110.
Если цаца делаются для умершего, чтобы тот быстро освободился из низших миров и обрел хорошее рождение и в особенности возможность практиковать Дхарму, сначала начитывают мантру Недвижимого Будды (Митругпы): ОМ КАМКАНИ КАМКАНИ, РОЦАНИ РОЦАНИ, ТОРТАНИ ТОРТАНИ, ТРАСАНИ ТРАСАНИ, ПАРТИХАНА ПАРТИХАНА, САРВА КАРМА ПАРА ПАРАНИ МЕ САРВА САТО НАМ СОХА. Также повторяют мантру Ваджрасаттвы и любые другие мантры, особо способствующие очищению омрачений.
Раздел IV. Заключение
В итоге исследования и написания данной работы, мною сделан вывод о том, что большинство опрошенных не имеют знаний о духовной культуре своего народа, о памятниках и реликвиях, об их смысле и основном назначении.
Мною собрана информация о формах изготовления цаца, так как ни в одной культурологической и буддийской литературе нет упоминаний об этом. Поэтому я считаю, что мне удалось это сделать впервые.
Также в результате собранной информации систематизированы знания о пользе изготовления буддийских цаца в жизни верующего человека.
Раздел V
1. Библиография
1. Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец XX в). / М. В. Монгуш // - Новосибирск : Наука, 2001. С 200.
2. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири : 2-я пол. XIX нач. XX в. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Ленингр. отд-е .- Л., Наука, 1979. – 227 е.: илл.
3. Дылыкова В.С. Семантика субургана как мандала / В. С. Дылыкова // Тибетская литература -М.: Наука < 1986. С.27.
4. Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего средневековья / А.А. Короцкая . – М. , 1964. С 137
5. Крючкова Е.В. Загадка субургана / Е. В. Крючкова // Буддийская культура и мировая цивилизация : материалы III Рос. Науч.конф. (22-26 сентября 2003 г.) Элиста: Изд-во Кадм. Госуниверситета, 2003. – С. 29-31.
6. Монтлевич В.М. Две ступы / В. М. Монтлевич // Гаруда. СПб.: Алга-Фонд , 1996.- С.34.
7. Монтлевич В. М. Легенда о Великой ступе / В. М. Монтлевич // Гаруда. – СПб .: Алга-Фонд , 1994 (2). С. 18-19.
8. Монтлевич В. М. О символике ламаистских субурганов / В.М. Монтлевич //Центральная Азия и Тибет : материалы конф. – Новосибирск :Наука, Сиб. отд-е, 1972. С. 91-94.
9. Хижняк О.С. Архаичные истоки символики буддийской ступы (историографический анализ) / О.С. Хижняк // Материалы VI буддол. Конф./ сост. С. Э. Коротков, Е. А. Торчинов. СПб., 1999.-С.57-61.
10. Хижняк О.С. Культурно-историческое значение терминов “ступа” и “чайтья” / О.С. Хижняк // Буддийская культура и мировая цивилизация : материалы III Рос. Науч. Конф. (22-26 сентября 2003г.).- Элиста: Изд-во:Калм. Госуниверситета, 2003. С.31-33.
11. Хижняк О.С. Значение ступы в формировании буддийского культа / О.С. Хижняк // Международный конгресс востоковедов. Секретариат XXXVII. М., 2004- С. 653-654.
12. Ламажаа Ч.К. Тува между прошлым и будущим . / Ч.К. Ламажаа //М. : Издательство ООО НИПКЦ “Восход-А”, 2008. С.500
13. Геше Джампа Тинлей. К ясному свету. Изд. “Дхарма”, Улан-Удэ, 1995
14. Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота. – М.: Московский буддийский центр Ламы Цонкапы. – 1999
15. Геше Джампа Тинлей. Шаматха. Основы тибетской медитации. Изд. “Ясный свет”, С-Петербург, 1995. – Раздел “Четыре благородные истины”.
16. Еше-Лодой Ринпоче. Восемь видов ступ //Мигжэд. Улан-Удэ.
2. Список использованной литературы
1. Статья: “Традиция изготовления цаца в Тибете”, Хуан Ли, 1995г
2. Книга “ О символике ступы”. Вторая часть нового исследовательского труда –“Изготовление глиняных статуэток цаца”- Джузеппе Туччи
3. Статья : “О пользе изготовления цаца” и статуй учит Будда Шакьямуни в сутре, обращенной к королю Сенгьял.
4. “Практика изготовления цаца” перевод Ламы Сопы Ринпоче
5. Статья : “Как использовать практику цаца на пути к Просветлению”
3. Электронные ресурсы
4. Интервью
[1] Данные Тывастата по показателям 2015 года http://tuvastat.ru/
[2] Джузеппе Туччи// Изготовление глиняных статуэток “цаца” // 1938г. С.42-47
[3] Васильева Галина Ликчановна – интервью 3 февраля 2017 года
[4] Гунчин Лама – интервью 2 февраля 2017 года
[5] Нима Дойнур – интервью 3 февраля 2017 г.
[6] Традиция изготовления цаца в Тибете,Хуан Ли 1995 г. Master-xyz.livejournal.com
Осенняя паутина
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Хризантема и Луковица
Проказы старухи-зимы