НИР Кужугт Алдынай заняла 1 место на муниципальном этапе и 2 место в регионалной НПК "Шаг в будущее" и опубликована в сборнике НИР талантливой молодежи
Вложение | Размер |
---|---|
shivalha_rinpoche.docx | 60.13 КБ |
Содержание
I.Введение………....................................................................................3
II. Глава I.
III.Глава II.
VI. Социологический опрос………………………………………….13
V. Заключение………………………………………………………..15
Используемая литература…………………………………………...16
Приложения…………………………………………………………..17
Введение
«Если вы поможете другим стать счастливыми, то откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл».
(Далай Лама XIV)
Также как и другие народы России, тувинцы сегодня стремятся к этническому возрождению, что естественно в свою очередь предполагает обращение к традиционным для них верованиям - шаманизму и буддизму.
Для буддийских регионов России – Калмыкии, Бурятии и Тувы – годы перестройки стали периодом возрождения традиционной национальной культуры, и, конечно, религии как ее составной части.
Мощным толчком в деле возрождения буддизма в Туве послужил первый визит в республику в 1992 году главы буддистов Тибета - Далай-ламы XIV.
С тех пор в нашей республике было создано свое духовное управление последователей этой религии, построены храмы и ступы во всех сельских районах, крупных населенных пунктах и, в том числе, в Кызыле.
Помимо возведения храмов и ступ, проведения буддийских ритуалов и обрядов, в Туве постоянно проводятся учения геше Джампа Тинлеем и Шивалха Ринпоче. Оба учителя были направлены для возрождения и дальнейшего развития буддизма в республике.
Актуальность моей работы заключается в том, что сегодня идет духовное возрождение народа и в благотворном воздействии на воспитание молодежи, формирование нравственных ценностей и ориентиров, несомненно, очень большая роль в любой конфессии остается за священнослужителями
Цель: изучить жизнь и деятельность Досточтимого Шивалха Ринпоче и показать его роль в деле духовного возрождения народа Тувы.
Задачи:
2) строительство ступ;
3) строительство храма и медитационного центра на озере Чагытай.
Объект исследования: Досточтимый Шивалха Ринопоче.
Предмет исследования: вклад Досточтимого Шивалха Ринпоче в развитие буддизма в Туве.
Методология:
Историография:
К сожалению, на сегодня монографий по этой теме нет, известны лишь статьи о Досточтимом Шивалха Ринпоче.
Глава I
1.1.Биография Досточтимого Шивалха Ринпоче
Досточтимый Шивалха Ринпоче родился 15 февраля 1967 г. в Тибете, в местности Литан. С 8 до 13 лет обучался в светской школе, где изучал математику, тибетский и китайский языки. С юных лет он предан учению Будды и, питая врожденную приверженность к Махаяне [1], с глубочайшим почтением относится к учителям и монашеству.
В 13 лет, обучаясь в маленьком храме провинции Литанг, принял монашеские обеты. В 18 лет он поехал в Лхасу (столица Тибета), чтобы посетить святые места. В 19 лет для продолжения учебы он уехал в Индию в монастырь Ганден. [1]
После признания его Тулку[2], согласно сложившейся традиции, Шивалха Ринпоче был приглашен в Гоманг дацан монастыря Дрепунг, так как предыдущее воплощение относилось к этому монастырю. Но Шивалха Ринпоче решил закончить основную часть обучения, находясь в стенах Гандена. И лишь в 1995 году перешел в Дрепунг Гоманг дацан.[2]
В 1998 году Ринпоче побывал на своей родине – в провинции Литан в восточном Тибете. Как рассказал Учитель, пройдя пешком через Непал, пробыл около 7 месяцев. По тибетской традиции в праздники вся округа собирается в одном месте и разбивает полевые палатки на несколько дней. На этот раз лагерь разместился у подножия горы, где Ринпоче в прошлом перевоплощении проводил медитативные затворничества - ретриты[3].
В 2007 году, по окончании Гоманг дацана и для защиты звания геше, он едет учиться на год в тантрический монастырь Гьюдмед. Там Учитель учится с другими претендентами на звание геше[4] из разных монастырей южной Индии.
С 2008 года по приглашению тувинских буддистов, получив благословение от Его Святейшества Далай-Ламы XIV, Шивалха Ринпоче постоянно проживает в Туве и дарует учения.
1.2.Предыдущие перерождения Шивалха Ринпоче
Особое значение в буддизме отводят реинкарнации[5]. Считается, что высоко реализованные ламы могут переродиться в человеческом воплощении для продолжения своей духовной деятельности. В буддийском мире их считают проявлениями будд и бодхисаттв[6]. После смерти такого ламы проводятся ритуалы по поиску вновь родившегося ребёнка, являющегося продолжением линии перерождений.
В 1987 г. Его Святейшеством Далай-ламой XIV Шивалха Ринпоче был признан перерождением бурятского ламы Шивалха-лхарамбы.
Шивалха-лхарамба - бурятский учитель высокой реализации, который родился в деревне Судунтуй Агинского национального округа. Когда ему было 17 лет, он самостоятельно уехал верхом на лошади учиться в Тибет. Там в течение нескольких лет он получил духовное образование. После обучения он остался служить в Литане в качестве основного Учителя. В то время он был одним из мудрейших учителей и самым лучшим лхарамбой и к тому же он состоял в очень хороших отношениях с руководством провинции Литан.[3]
Из воспоминаний Ело Тулку Ринпоче, ученика бурятского Шивалха-лхарамба, о своём учителе: «У меня было много Учителей. Среди них есть как тибетские, так и бурятские Учителя. Когда мне было восемь лет, к нам на родину приехал Шивалха-лхарамба. Это был человек богатырского телосложения, с красноватым лицом и выделялся среди тибетцев как иностранец. Любой местный житель видел, что он не тибетец, а человек какой-то другой национальности. Шивалха-лхарамба давал много ценных наставлений, обучал ритуалам, пояснял положения в текстах по ритуалам. К сожалению, мне довелось встретиться с ним в малолетнем возрасте, поэтому я не мог получить от него много других мудрых наставлений. Когда мне было одиннадцать лет, он скончался».[4]
А бурятского Шивалха-лхарамбу сравнивали с Шантидевой [5], великим индийским мыслителем, буддийским монахом, жившем в VIII веке в монастыре древнейшего буддийского университета Наланда. Шантидева приобрёл известность за счёт своего труда Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы)[7], подробно излагающего многочисленные аспекты буддизма: философию, этику, цели, медитацию, ценности и обеты.
«И если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисатвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту - «бодхичарья-аватаре» (Тензин гьяцо, Далай-лама XIV).
Во всех перерождениях Досточтимый Шивалха Ринпоче проявляется как бодхисатва, посвящая свою жизнь благу живых существ и их духовному очищению:
Пусть больные обретут здоровье.
Пусть они освободятся от всяких пут.
Пусть немощные обретут силу,
И пусть все будут добры друг к другу.[6]
Глава II
2.1.Деятельность по развитию буддизма в Туве
В 2004 году Шивалха Ринпоче впервые посетил Россию, причем дважды. Весной Дрепунг Гоманг дацан отправил его во главе группы монахов в благотворительный тур в Туву, для сбора средств на строительство общежития для тувинских монахов, обучающихся в этом монастыре. В ходе поездки он также посетил и провел Учения в Калмыкии, Бурятии, а также в Санкт-Петербурге, Красноярске и Москве. В ходе тура проводились тантрические ритуалы и были построены песочные мандалы[8] Будды сострадания - Ченрези (Авалокитешвары), Будды медицины (Манла) и др. божеств.
По прибытии представитель монашеской традиции, которой придерживаются тувинцы, школы Гелукпа рассказал главе правительства о своих планах и выразил благодарность за сотрудничество. В течение трех месяцев лама читал лекции по буддийской философии, проводил ритуалы очищения и благословения. Каждый месяц по лунному календарю, в хурээ «Цеченлиг» с 12 часов для верующих он проводил молебен «Ном». Согласно графику Шивалха Ринпоче объездил все 17 районов нашей республики, побывал даже в самых маленьких отдаленных деревнях. Куда бы он ни приезжал, он старается дать людям фундаментальные знания буддийской философии, которые очень полезны в каждодневной жизни.
Осенью 2004 г. под его руководством была построена Ступа[9] Бодхисаттвы в г. Кызыле. В дальнейшем она положила начало строительству еще трех ступ в Кызыле, а также других ступ на территории Тувы. Ступа в с. Хорум-Даг ― вторая по счету, которую он построил.
В свой третий визит в Туву Досточтимый Шивалха Ринпоче уделил особое внимание буддийской философии. Он прочитал лекции по двум важным текстам «Лучи солнца. Тренировка ума» и «Гимн взаимозависимости» ламы Цонкапы Тонбе.
Лекций Геше Шивалха Ринпоче по буддийской философии проходят с неизменным успехом; жители республики, пожалуй, не посещают ни одно мероприятие с таким желанием и энтузиазмом, как лекции тибетского учителя.
В мае 2006 г., с благословения досточтимого Шивалха Ринпоче, создан Тувинский Республиканский Общественный Культурный Фонд "Энерел", который в тесном взаимодействии с другими духовными центрами и управлением Камбы-ламы организует Учение и содействует выпуску буддийских книг. В 2006 г. издана книга Досточтимого Шивалха Ринпоче "Собрание сущностных наставлений". [7]
В основу представленной в Кызыле книги «Собрание сущностных наставлений» легли лекции тибетского учителя Шивалха Ринпоче, прочитанных им в рамках визита в Туву в октябре 2005 – марте 2006. В свой третий приезд в буддийскую республику Шивалха Ринпоче дал комментарии к тексту Хартон Намкабела «Тренировка ума. Лучи Солнца».
По мнению председателя фонда «Энерел» Анеты Бодур-Ооржак, новая книга – это еще один шаг на пути к «восстановлению утраченного духовного стержня» тувинского народа.
С 2008 года он постоянно проживает в Республике Тыва и дарует учения по различным буддийским текстам. Со временем эти лекции стали традиционными – весенними и осенними. Также он дарует благословения и посвящения божеств. Согласно буддийским религиозным канонам проводит различные ритуалы и молебны.
По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в переводе Аганака Хертека[10]. Слушатели и верующие отмечают, что в их жизни это одно из важнейших и счастливых событий – слушать такое глубокое учение на своем родном языке в течение нескольких лет. Они утверждают, что такие учения помогают им усваивать и осмысливать сложный философский труд и являются прекрасной возможностью глубоко продумать каждую поднятую их учителем тему.
Шивалха Ринпоче также посещает Агинский Бурятский автономный округ Забайкальского края по приглашению родственников-потомков его предыдущего воплощения – бурятского ламы геше-лхарамбы Шивалха. Помимо традиционных встреч и молебнов, с 2009 г. Учитель летом проводит ретрит по практике божества Чакрасамвары [11] в Забайкалье, на священной горе Алханай.
Ежегодно с осени до весны Шивалха Ринпоче бывает в Индии, где посещает Учения Е.С. Далай-ламы, а также монастырь Дрепунг Гоманг.
Успех его наставнической деятельности в Туве, объясняется тем, что в его лекциях в доступной и адекватной форме излагается суть буддийского учения и практики. Досточтимый Шивалха Ринпоче является Гуру-Учителем многочисленных учеников в Туве, Бурятии, Калмыкии, Москве и Красноярске. «Духовная практика не должна ограничиваться одним-двумя годами, мы должны практиковать беспрерывно», − отметил Шивалха Ринпоче, добавив, что его ученики не должны оставлять практику, даже если учителя не будет с ними рядом.
Под его руководством в 2009 году была создана вторая Кызыльская местная религиозная организация «Кунпенчецо».
2.2.Медитативный центр на озере Чагытай
В республике Тыва, в сотне километров к югу от ее столицы – города Кызыл, с благословения Досточтимого Шивалха Ринпоче будет построен первый буддийский ретритный центр. Для этого был выбран один из живописных уголков этого края, уникальная природа которого по-прежнему хранит первозданную девственность, – берег озера Чагытай.
В течение нескольких последних лет Досточтимый Шивалха Ринпоче провел ряд ретритов и посвящений. Желание Учителя сделать ежегодную организацию подобных мероприятий традицией, было с радостью поддержано последователями Учения Будды. Ранее ретриты проходили в разных местах Тувы, а помещения арендовались. Было решено открыть сбор средств на возведение собственного и первого в Туве Медитационного Центра для проведения коллективных практик медитации и совершения молебна верующими буддистами.
Инициатором возведения этого ретритного центра выступила организация "Кунпенченцо".
Строительство центра проходит за счёт добровольных пожертвований и силами самих буддистов. Основное здание предназначено для проведения летних ретритов, будет иметь пропорции 24х18 кв. м., 1-этажное, деревянное, вместимостью до 100 человек. Планируется проведение ретритов, семинаров, учений для всех буддистов России.
Двери будущего комплекса будут открыты для всех желающих, практикующие буддисты смогут заниматься медитацией, а миряне - получать необходимую информацию и слушать лекции.
На данный момент выполнены основные работы строительства центра. И теперь на берегу озера можно обнаружить красивый, большой храм, в котором будет возможность собираться верующим и практиковать Дхарму[8].
Место для проекта выбрано неслучайно. По словам жителей, раньше здесь располагался большой буддийский монастырь, который был разрушен во времена воинствующего атеизма в первой половине XX века. С тех пор местечко "Зеленая горка" у местных жителей считается священным.
В настоящий момент на этом месте уже возведён храм. И в реализации проекта активно участвуют как местные жители села Дурген, так и представители администрации Тандынского района.[9]
2.3.Оценка деятельности Шивалха Ринпоче Правительством
Досточтимый Шивалха заслужил огромное уважение и признательность тувинского народа и за огромные заслуги в духовной деятельности он был награжден многими грамотами Правительства Республики Тыва.
Глава правительства выразил благодарность Шивалха Ринпоче за добродетельную помощь, оказываемую населению Тувы. В дело духовного формирования и вклад, в которых выражена благодарность за мудрость, чуткость и участие в деле пропаганды духовно-нравственной культуры, за помощь в наставлении молодёжи в выборе правильного образа жизни.
Глава VI
Социологический опрос
Меня, как исследователя, заинтересовало мнение учеников Шивалха Ринпоче о своём учителео Его роли в дальнейшем развитии буддизма в Туве. И, чтобы узнать это, я провела социологический опрос. Мною были составлены несколько вопросов анкеты «Досточтимый Шивалха Ринпоче и Его роль в развитии буддизма в Туве».
Вопросы анкеты для учеников и слушателей лекций Шивалха Ринпоче:
Всего в опросе приняло 16 учеников Шивалха Ринпоче: из них три учащихся школ, два студента, восемь учеников геше Шивалха имеют высшее образование, двое – среднее образование, один – без образования.
По результатам ответов на первый вопрос было выявлено, что в основном большинство слушателей начали посещать лекции с 2004 года, а остальные присоединились в последующие годы.
Социологический опрос показал, что после посещения лекций Досточтимого Шивалха Ринпоче у опрошенных в сознании произошли изменения в лучшую сторону. Например, из ответов Аллы Уржук: «Лекции Учителя дают пищу для размышления, анализа, после чего непременно ощущается подъем сил, чувство легкости... »[12]; Елена Локхнина отмечает, что на лекциях Учитель обращает внимание и на том, сколь важно молодым людям следовать Путем мира, добра и ненасилия, о взаимозависимости всех явлений, в том числе и нашего будущего, которое может быть счастливым лишь в том случае, если мы создадим для этого причины в настоящем.
Обобщая анкетирование, я пришла к тому, что лекции Досточтимого Учителя благотворно влияют на сознание людей, помогая им задуматься и переосмыслить сказанное. Я еще учусь у своих Учителей, говорит Ирина Дуктен-оол, и слушаю буддийскую философию, чтобы просто быть хорошим человеком, стараюсь быть более добрым и полезным себе, своей семье и обществу.
Заключение
Гуру-Шивалха и по сей день продолжает неустанно трудиться во благо всех живых существ, реализуя главный наказ Его Святейшества Далай-ламы – изучение Дхармы и постепенно год за годом увеличивается количество Его учеников. «Когда кинешь камушек в воду, от него начинают расходиться волны, точно так же и наша практика в будущем окажет помощь, я в этом убежден», − пояснил он.
Я считаю, что Досточтимому Шивалха Ринпоче, также как и многим служителем религии, принадлежит заслуга в духовном спасении людей и формировании взглядов и устойчивых убеждений - а это составляет основу правильного образа жизни человека. Его доброта, милосердие, заинтересованность, конкретная помощь людям открывает сердца растерявшимся и не позволяет опускать руки в борьбе за своё будущее. Мысли Учителя, обращённые к народу особенно эффективны, они вселяют веру в лучшее в возможность достигнуть в жизни высоких, положительных результатов.
Из года в год он не только излагает учения Будды по классическим канонам, но и проводит ретриты. И благодаря чему заслужил огромное уважение и признательность тувинского народа.
Силой моей заслуги
Пусть все существа без исключения
Откажутся от пагубного
И всегда совершают благое.[10]
Использованная литература:
Обзорная литература:
1.Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы). Фонд “Карма Йеше Палдрон” – Культурный центр “Уддияна” 2000-232 стр., 1999
Дополнительная литература:
1.Интервью у Пенде Гьялтцен от 8 февраля 2013 г.
2.Журнал «Бурятия», N 1, 1998 г. стр.23
3.Интервью у Чимит-Доржу ламы – родственника бурятского Шивалха-лхарамба от 14 июля 2012 г.
Базы данных:
1. http://mardongblog.livejournal.com/171034.html
2. http://s.dalailama.ru/2010/07/24/meditation_center.html
3. http://savetibet.ru/2008/09/20/shivalha_rinpoche.html
Справочники:
1. http://dazan.spb.ru/buddhism/dictionary/
Приложения:
1. Маха́яна (санскр. महयान, дословно «Великая колесница»; кит. 大乘, да-чэн; тиб. ཐེག་པ་ཆེན་པོ་, theg-pa chen-po) — одно из двух основных существующих направлений буддизма, отличающихся по философии и способам практики.
2. Тулку (тиб., букв. «тело воплощения») – человеческое воплощение религиозного учителя.
3. Ретри́т (англ. retreat [ri'triːt] — «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») — времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.
4. Геше - буддийская монашеская учёная степень. Присуждается в монастырях школ Гелуг и Сакья. Титул геше сравним с западной степенью доктора философии.
5.Реинкарнация («перевоплощение») - повторяющиеся рождения и смерти, через которые живое существо проходит в соответствии со своей кармической деятельностью.
6. Бодхисаттва – существо, посвятившего себя достижению высшей цели духовных исканий — пробуждения во имя счастья и благоденствия всех живых существ.
7. Шантидева "Путь бодхисаттвы (Бодхи(саттва)чарья-аватара)" - крупнейшее произведение буддизма Махаяны, посвященное пути бодхисаттвы - устремления к наивысшему пробуждению во имя счастья и блага всех существ.
8. Ступа(санскр. स्तूप, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней, земляной холм», тиб. чойтэн, монг. суварга(н)) - буддийское сооружение, обладающее магической энергетикой добра и любви, способная очищать наше тело и ум от неведения, жадности, корысти и алчности. Ступа - символ просветленного ума Будды, является объектом, излучающим и передающим благословения всем живым существам.
9. Мандала (др.-инд. «mándala», «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. п.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву).
10.Аганак Хертек (1977) - с начала 1990-х годов активно сотрудничал, как переводчик, с тибетскими ламами.
11.Чакрасамвара - божество, которое помогает очистить тело, речь, ум от следов негативных деяний.
12. Ответы на вопросы социологического опроса:
Лодой Хомушку, 9 класс школа №15 г.Кызыл
«Досточтимый Шивалха Ринпоче, для меня, входит в некую систему Учителей, которые меня изменили. После посещения Его лекций я стал больше задумываться обо всём, стал меньше тревожиться и больше радоваться. Каждый раз после любого ретрита я узнавал и понимал что-то новое. И поэтому к своим действиям я стал более внимательно относиться, от некоторых дел вообще отказался, а что-то стараюсь выполнять всегда».
Дуктен-оол Ирина, 45 лет, образование высшее, юрист, предприниматель.
«После посещения учений Шивалха Ринпоче в моём сознании произошли изменения, и они, на первый взгляд, мне казались, поворотными на все сто восемьдесят градусов. Эти лекции поначалу казались совершенно фантастическими. Я еще учусь у своих Учителей и слушаю буддийскую философию, чтобы быть просто хорошим человеком, стараюсь быть более добрым и полезным себе, своей семье и обществу, мне казалось, что я снова родилась».
Аракчаа Тензин Шериг-ооловна, студентка 2 курса лингвистического факультета, г. Новосибирск.
«Впервые я встретила Досточтимого Шивалха Ринпоче, когда мне было 14 лет. И тогда же начала ходить на все лекции, посвящения, ритуалы, возглавляемые Ринпоче. Изменения в моём сознании определённо произошли. И я скажу, что Учения, передаваемые Учителем - лекарство для сознания. Мне оно помогает. Надеюсь, что я стала лучше, чем раньше... Хотя предстоит еще больше работать над "очищением своего ума"».
Уржук Алла, образование высшее, учитель английского языка шк.№8 г. Кызыл.
«Лекции Учителя я посещаю с 2008 года. Они всегда благотворно влияют на меня, дают пищу для размышления, анализа, после чего непременно ощущается подъем сил, чувство легкости... Вклад Шивалха Ринпоче в развитие буддизма в Туве огромен... Благодаря ему, в Туве построено очень много буддийских и ступ и, конечно же, ретритный центр на озере Чагытай... Желаю Ему долгой жизни и оставаться с нами жизнь за жизнью, осветляя нашу жизнь кладезем безмерной мудрости философии буддизма».
Монгуш Татьяна Кызыл-ооловна, образование высшее, юрист.
«Впервые о Шивалха Ринпоче я узнала из рассказов своей сестры, после одной из ее поездок в Индию. Увидев его фотографию, я поняла, что очень хочу получить его Учение. Я мысленно обращалась к нему с этой просьбой, и, однажды, приехав в Индию, в гости к сестре, я, попала на Учения Его Святейшества Далай Ламы, где и познакомилась с Ним. Его совет по медитации, данный мне в то время, очень помогает мне в особо сложные минуты моей жизни. Вернувшись из поездки на Алханай, где проходил ретрит по Чакрасамваре, летом 2012года, я поняла, что неожиданно рассталась с одной своей вредной привычкой, что, естественно, было замечено моими друзьями. Ум стал чуть более спокоен, и без моих усилий, потребность приводить его в это состояние отпала. Он открывает мне те знания, которых не хватает мне для жизни».
Елена Лохнина, образование высшее, переводчик.
«Я могу сказать, что даже то немногое, что я слушала от Ринпоче, заставляло меня глубоко задуматься о сказанном, переосмыслить и правильно постичь Учения. То есть, таким образом, Он указывал на очень серьёзные ошибки, которые иногда допускают ученики при постижении Дхармы»
[1] Интервью у Пенде Гьялтцен от 8 февраля 2013 г.
[3] Интервью у Чимит-Доржу ламы – родственника бурятского Шивалха-лхарамба от 14 июля 2012 г.
[4] Журнал «Бурятия», N 1, 1998 г. стр.23
[5] Шантидева – тиб. Шивалха
[6] Десятая глава “Бодхичарья-аватары”, “Посвящение заслуг” - Стр.315
[8] Дхарма – Учения Будды.
[10] Бодхичарья-аватара. Глава десятая. Посвящение заслуг.- Стр.148
Крутильный маятник своими руками
Два Мороза
Фокус-покус! Раз, два,три!
Дымковский петушок
Разноцветное дерево