Исследовательская работа о сохранившейся до наших дней ВВеденской церкви в заброшенном селении Сидорова Едома близ села Черевково Красноборского района Архангельской области
ВВЕДЕНИЕ
«Деревянные храмы Севера… завершали и
венчали каждое, даже небольшое селение».
В.И.Белов
Я очень люблю свою малую Родину. Мне интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. При составлении личной родословной я узнал от родителей, что мой прадед по отцовской линии жил в селении Сидорова Едома которое находится в 12 километрах от моего родного села Черевково. Он катал валенки.
Я немного узнал историю Сидоровой Едомы от педагога детского клуба «Карусель» Ольги Николаевны Гостевой во время похода в этот красивейший уголок природы осенью этого года. В брошенном селении я увидел заросшие травой полуразвалившиеся дома. Но особенно меня поразило, что среди этих разрушений сохранилась до наших дней деревянная Введенская церковь. Я решил узнать о судьбе Едомского Введенского прихода.
Цель исследования: изучить историческое прошлое Едомской Введенской церкви и выяснить, какую роль играл Введенский храм в жизни моих земляков.
Задачи исследования:
Объект исследования: Деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селении Сидорова Едома.
Предмет исследования: историческая судьба церкви.
При изучении истории церкви использованы методы и формы работы: изучение архивных материалов краеведческого музея, газетных публикаций, краеведческой литературы; опрос, беседа, наблюдение.
Актуальность: В современном мире остро встаёт проблема уверенности молодёжи в завтрашнем дне. Эту уверенность придают нам знания о наших корнях, наших предках. Проведённый опрос показал, что большинство сверстников ничего не знает о Едомской церкви, хотя у многих учеников нашей школы предки родились и жили на Сидоровой Едоме. Полученная краеведческая информация заполнит пробелы в знаниях черевковцев о культуре своих предков.
За последние годы растет интерес к активному туризму. Данные этой работы могут быть использованы для развития местного туризма при составлении туристских маршрутов по родному краю.
Гипотеза: предполагаю, что судьба Введенской церкви полностью зависела от исторических событий в стране.
Методика исследования:
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и 7 приложений.
Глава 1. История образования Едомского Введенского прихода
Своё название Сидорова Едома («почтовое отделение Фомино») получила по имени первопоселенца здешней местности Сидора. Краевед В.А. Пономарёв в своей книге «История Черевковской волости» высказал предположение, что этот Сидор был иноком и пришёл сюда с несколькими духовными братьями в поисках уединённого места для строения монашеской обители. Слово «едома» означает «лесная глухомань», «лесное урочище».
Самый ранний документ о Сидоровой Едоме дошедший до нас – это Писцовая книга 1626 года. В ней написано: «…Церковь Георгия Страстотерпца древяна клецки. А в церкви образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение мирское»[9].
В1738 году вместо неё было начато строительство новой теплой деревянной одноэтажной церкви, которая была окончательно построена спустя десять лет - в 1748 году и освящена в честь праздника Введения Божией Матери во храм [5]. Именно с этого времени Едомский приход стал называться Введенским. «В сем храме, - отмечает местный священник Николай Аксенов, - достопримечательны по своей древности три иконы: первая – Покров Пресвятой Богородицы, вторая - Великомученика Георгия с чудесами и третья знамения Божией Матери. Они чисто русского письма, но когда именно и кем писано неизвестно. Удостоверяют, что упомянутые иконы перенесены из ветхой деревянной церкви Покровской, существовавшей до 1738 года» [6].
В середине XIX столетия рядом с Введенской церковью ещё находилась отдельно стоявшая древняя деревянная колокольня. О времени её постройки нет сведений, известно лишь, что она была разобрана за ветхостью в первой половине 1850-х годов[10].
Идея о сооружении собственного каменного храма зародилась у едомских прихожан примерно в начале XIX века. В то время приход был немногочисленным и бедным, а средств на строительство крупного кирпичного храма с богатым декором, как того требовал Синод, требовалось много. Известно, что лишь к середине 1880 года строительство Едомской Петро-Павловской церкви было полностью завершено, растянувшись на 60 лет[10].
В конце 1840-х годов в связи со строительством нового каменного храма, встал вопрос о дальнейшей судьбе деревянной церкви. Епархиальные власти предложили разобрать её на дрова. Но разве можно разобрать на дрова святыню, своих дедов и прадедов? Прихожане встали на защиту своего деревянного храма. Для небогатого Едомского прихода это решение было поистине подвижническим (это вело к дополнительным расходам) и, главное, содержать на свои средства оба храма. Желание едомских крестьян было удовлетворено и по указанию епископа Вологодского и Устюжского Евлампия древнюю церковь предписано было обратить в холодную и переименовать в память существовавшего до 1738 года Покровского храма.
Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. Там детей учили грамоте и нормам мировоззрения и поведения. Такая школа была и при Введенской церкви. В «Вологодских Епархиальных ведомостях« №3 февраль 1886 года читаем: «При Едемской Введенской церкви с декабря 1884 года для приходящих детей обоего пола есть бесплатная одноклассная школа. Учение со 2 октября по 15 мая. Учащихся 12 мальчиков. Помещение тесное, устроено на средство прихожан. Заведует школой священник Рафаил Дементьев».
Из вышесказанного следует, что Едомский Введенский приход образовался в 1748 году после окончания строительства деревянной Введенской церкви. Эта церковь была центром духовной жизни прихожан, как и все храмы того времени. Через сто лет, в связи со строительством каменного храма, церковь не была разобрана благодаря защите едомцев, а также была переименована в Покровскую.
Глава 2. Известные путешественники – о Едомском Введенском храме
В селении Сидорова Едома в разное время побывали известные путешественники, исследователи и реставраторы.
Вологодский миссионер Н.Следников, 1905 год. «Я был за Богослужением в Едомском храме, холодном, деревянном строенном в половине XVIII века и сохранившемся почти без всяких изменений. Голые тёмные стены, громадные бревна, старый иконостас, скамьи, вся обстановка как-то уносила мысль в даль веков, ко времени великого подвижника Сергия Радонежского»[2].
Художник В.В. Верещагин, 1894 год. «Я съездил в село Едому по убийственной болотной дороге – там тоже деревянная церковь, которую хотят ломать. Уже несколько лет тому назад был получен указ Преосвященного, разрешающий сломку, и если бы не прихожане, старающиеся отстоять свою старую святыню, давно бы и следа не осталось». Живописец сокрушается: « Трудно и пересчитать, сколько дорогого, живого исторического материала стёрто с лица земли…Я считаю, что страна наша бедна памятниками родной старины, и намеренно уничтожать их – значит осмысленно налагать руку на русское искусство, и на русскую историю»[1]. В.В.Верещагин написал этюд трапезной двери деревянного храма, расписанной древним причудливым орнаментом, который своей оригинальностью привлек внимание великого художника. (Приложение 1)
Петербуржский архитектор Д.В. Милеев. В самом начале XX века он не только сделал несколько снимков чудесного строения, но и выполнил полный комплект обмерных чертежей (Приложение 2).
На снимках видно, что крыша и её дощатая обшивка новые, значит, незадолго до приезда исследователя постройку отремонтировали, крышу покрыли новыми досками, «бочку» и фигурное завершение так же обновили.
Художник И.Э. Грабарь, 1902 год. Путешествуя по Северной Двине, молодой художник выпустил «северную» серию открыток. Посетив Едому, он сделал отличный снимок вида на трапезную (Приложение 3) и предположил, что роспись выполнена вскоре после постройки церкви в середине XVIII века. На фотоснимке видно, что узор правого и левого полотен разный. Обычно так не делали.
Летом 1967 года в Красноборский район была снаряжена научная экспедиция архангельского музея изобразительных искусств. В отчёте экспедиции написано: «Деревня Фомино. Деревянная церковь (склад), икон нет. Вывезли расписные двери XVIII века»
Мы сделали запрос в Государственное музейное
объединение "Художественная культура Русского Севера" города Архангельска. И получили фотографию этой двери, которая хранится там, в качестве музейного экспоната. (Приложение 4)
Исследователь северного зодчества Л.Г. Шаповалова в 2013 году совершила паломническую экскурсию по Едоме. В своей книге очерков «Русского Севера храмы. Верхнее Подвинье» она говорит о многих архитектурных примечательностях Введенского храма: одна из них - двери из галереи-паперти в трапезную. Дверь не распашная как обычно, а складывающаяся. «Складывающиеся дверные полотнища в русской деревянной архитектуре не известны вообще!
Едомский шедевр – дверной проём из трапезной в храмовое помещение... Этот уникальный портал церкви в Едоме … придаёт храмовой постройке исключительную архитектурно-художественную ценность»[11]. Именно Любовь Геннадьевна смогла выяснить, что дверь из этого портала была вывезена в областной музей изобразительных искусств.
Таким образом, по воспоминаниям очевидцев того времени, вплоть до начала XX века Введенская церковь не только не была разобрана, но даже была подновлена, оставаясь в первозданном виде. Она привлекала и привлекает внимание известных художников и исследователей своей первозданностью и архитектурными примечательностями.
Глава 3. Разрушение Храма и закрытие церкви в селении Сидорова Едома
Судьбы деревянной и каменной Едомских церквей много лет были тесно переплетены. Поэтому нельзя не рассказать о печальной судьбе уникального Едомского храма Петра и Павла.
Вскоре после Октябрьской революции в России начались страшные годы гонения на церковь. Никаких описаний каменного храма не сохранилось. Лишь в Черевковском краеведческом музее мы нашли документы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде, в которых упоминается каменная церковь. (Приложение 5) Из найденных документов видно, что осенью 1929 года Едомская Община верующих во главе с правлением за неимением денег «отказывается от каменной церкви, и передаёт таковую в полное распоряжение государства», т.к. не может заплатить страховку церкви «от огня». Оказывается, с февраля 1930 года каменная «церковь в виду отказа Общины верующих находится в распоряжении сельского совета. А потому сельскому совету надлежит вывесить объявление о закрытии церкви и если желающих взять её в пользование для религиозных обрядов не окажется, по истечении недели поставить вопрос об использовании церкви для других целей…» (Приложение 7). Удивительно, что при изучении материалов о Введенском приходе, описания этих документов нигде ранее нами не встречалось!
Но теперь мы можем с точностью сказать, что церковь использовалась по назначению и прихожане могли приходить в храм вплоть до 1930 года.
В годы Великой Отечественной войны Едомский Петро-Павловской каменный храм был разрушен. Населению предлагалось брать кирпичи на кладку печей. Собирая материалы по истории Введенского прихода, мне очень хотелось найти фотографию каменной церкви. Но, ни в музее, ни у кого из сельчан такой фотографии не оказалось.
Из воспоминаний Зои Павловны Шванёвой 1939 года рождения: «Высокие руины храма стояли ещё до 1950-х годов. Многие едомцы брали церковный кирпич для хозяйственных нужд. Разбирая стены церкви на кирпич для печей, они считали это дело греховным – ведь храм, хоть и руины – но безденежье вынуждало пойти на это».
Из воспоминаний Геннадия Николаевича Новгородцева 1948 года рождения: «Сельсовет щебнем от руин попытался отремонтировать дорогу до Черевкова – засыпать многочисленные ямы. Со стороны алтарной части была построена специальная эскадра, под которую подгоняли тракторный прицеп, и бульдозер нагребал в него сверху «стройматериал». Но ямы так и остались ямами, сколько бы в них того щебня не сыпали – Божья кара».
Вспоминает Сергей Яковлевич Кириллов, 1949 года рождения, бывший житель деревни Запогост: «Когда наш дом вместе со всей деревней сгорел, отец сразу же сказал: «Ну, вот и расплата!» Я его тогда не понял, и он мне все свои переживания, так и сидевшие в душе все эти годы, подробно разъяснил. Оказывается, вскоре после войны он из-за безденежья взял часть церковных кирпичей, чтобы сложить в доме печь».
Иван Евгеньевич Гостев, 1965 года рождения, бывший житель деревни Погост, рассказывает воспоминания своей бабушки: «С южной стороны от храмов, в некотором отдалении, было большое озеро, там, где теперь высоченный ивняк и ольшаник, было озеро, полное рыбы. Разрушили кирпичный храм – и озеро ушло под землю, провалилось. Господь не стерпел вандализма. А из мужиков, разрушавших кирпичный храм, никто не вернулся с войны».
Спустя несколько десятилетий прекратила своё существование и селение Едома. В 1970-х годах в связи с укрупнением селений, началось «великое переселение» едомцев в село Черевково. Последние жители покинули родные дома в 1984 году. Деревянный же храм чудом сохранился, представляя собой уникальный образец деревянного зодчества XVIII столетия.
С 1930-х годов с образованием колхозов деревянная церковь использовалась как склад. Вспоминает бывшая жительница Едомы Квашнина Г.А.: «внутри здания вдоль стен были сделаны огромные лари («засеки»). Чтобы можно было заехать на лошади, крыльцо церкви было разобрано и построен взвоз. В 1969 году сгорел крольчатник, и кроликов перевезли в церковь. Верующие были против, роптали, но их никто не слушал. Поскольку церковь была не действующей - верующие молились на крест. Также приходили на кладбище возле церкви к усопшим». Едомец Новгородцев Г.Н.вспомнил, что «у церковной стены с южной стороны, были устроены парники, в которых выращивали огурцы. Парники были сделаны как раз над старыми могилами едомцев – здесь с древности было кладбище».
К 1980-м годам древняя деревянная Введенская церковь окончательно обветшала. В 1987 году работавшая в Красноборском районе экспедиция центрального совета ВООПИК в числе 116 объектов предложила взять на учет и под охрану государства и Едомскую церковь. Комиссия отметила крайне неудовлетворительное состояние храма.
Летом 1989 года гибнувшая Едомская церковь была отреставрирована силами студенческого стройотряда «Атеист» Архангельского пединститута руководимого реставратором-энтузиастом Г.Н. Колпачниковым – уроженцем Едомы[3]. Реставраторами были воссозданы разрушенные купол и крыльцо храма, проведен целый ряд ремонтных и консервационных работ.
С тех пор старый деревянный храм и великан – кедр близ его алтаря хранят покой оставленных людьми, почти исчезнувших деревень (приложение 7).
Из вышесказанного следует, что, когда с 30-х годов XX столетия, начались гонения на церковь, Введенская церквушка выжила очевидно благодаря своей незаметности по сравнению с величественным Храмом Петра и Павла, который и был разрушен. В 80-е годы XX века она была в очередной раз спасена от гибели местными «радетелями северного зодчества» уже как памятник архитектуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сентябре этого года посетив Сидорову Едому, мы с моими сверстниками сделали уборку во Введенском храме. При посещении церкви было видно, что для людей опустевший храм остаётся святым, и потому туда приходят бывшие едомские жители помолиться: оставляют иконки, свечи, молитвенники. Люди приезжают поклониться предкам, вспомнить о своих родственниках, земляках. Из воспоминаний бывших жителей селения я понял, что они сожалеют о разрушении и запустении храмов в своём селении. Они считают, что все беды их родителей – от того, что те не смогли спасти святыни от поругания.
Мне стало интересно, как мои сверстники относятся к храму наших предков. Вместе с руководителем мы провели опрос учеников Черевковской школы. В опросе принимало участие 50 учащихся 5-7 классов.
В результате на вопрос: Верите ли вы в Бога? 15 % ответили – «да».
Интересна ли вам история селения Сидорова Едома? – 95% опрашиваемых ответили, что интересна.
На вопрос: Знаете ли вы, как называется храм селения Едома? – «да» ответили - 25 %, «нет» - 75%.
На вопрос: Вы, когда-либо бывали в этом Храме? 90% - ответили «нет».
На вопрос: Считаете ли восстановление храмов правильным делом? - 95% ответили «да» и 5 % - «не знаю».
Таким образом, опрос показал, что данная работа актуальна особенно для моих сверстников. И хотя, мои сверстники плохо знают историю Едомского Введенского прихода, но молодое поколение проявляет интерес к своим корням и считает восстановление храмом правильным делом (приложение 8).
Эта работа может быть использована на занятиях по истории и краеведению и будет полезна всем, кто хочет больше узнать о своём прошлом.
Таким образом, в процессе исследования мне удалось выяснить не только интересные факты из истории церкви, но и увидеть отношение к церкви моих предков.
Введенская церковь являлась свидетелем всех событий, что пронеслись над Едомой и в целом по стране. Она продолжает играть большую роль в жизни черевковцев и привлекает к себе не только верующих в Бога людей, но и как памятник рукотворного труда, вдохновения и несгибаемости веры наших предков.
В ходе проведённого исследования было установлено, что судьба Введенской церкви на Едоме зависела от преобразований в стране не полностью. Вера местных жителей часто спасала народную святыню, не дав ей погибнуть. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.
Результаты исследования заставили меня задуматься над крепостью веры моих предков. Я сделал вывод, что церковь не только помогала прихожанам в горе и в радости. Вера объединяла людей, делала их сильнее, помогала отстоять то, что им дорого и необходимо для духовной жизни. Утратив веру, люди теряют духовный стержень, чуткость и многие другие человеческие качества.
Работа о Введенском приходе может быть продолжена сбором информации о священниках, которые там служили, пока старшее поколение ещё хранит воспоминания о своей жизни на Едоме.
В последние годы по всей России восстанавливаются большие и малые храмы. Надеюсь, что мое поколение будет трепетно относиться к памятникам культуры и сумеет не только остановить дальнейшее разрушение храма, но и начать восстановление чудом уцелевшего памятника древнерусской архитектуры – Едомской Введенской церкви XVII века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рыжие листья
Рисуем белые грибы пастелью
Три коробки с орехами
Заяц-хваста
Снег своими руками