Проект по русской литературе: «Уроки доброты»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.docx | 30.87 КБ |
МО Курумканский район
МБОУ «Дыренская средняя образовательная школа»
Проект по русской литературе: «Уроки доброты»
Работу выполнил: Эрдыниев Дмитрий,
ученик 6 класса;
Руководитель: Будаева С.С
учитель русского языка и литературы.
с. Алла
2019 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Заключение
Список литературы
Введение
Доброта – это прекрасное человеческое качество. Но люди в наше время уже не думают о своем земном назначении – делать добро ради других. Мало кого беспокоит всегда работающее правило: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Часто люди чувствуют необходимость сделать что-то хорошее для того человека, который помог им. Редко кто задумывается о том, что человек сделал для вас добро просто так и не ждет ничего взамен. Сейчас далеко не все помогают незнакомым или малознакомым людям, попавшим в беду. Поэтому искреннее проявление доброты кажется чем-то сверхъестественным.
К сожалению, в наше трудное время перемен, такие качества, как милосердие, доброта, желание помочь уходят на задний план. Милосердных людей сейчас не много. А мне кажется, что именно в наше время истинного милосердия людям больше всего не хватает. Поддержка и понимание для каждого из нас значит не меньше, чем материальное благополучие.
На уроках литературы мы познакомились с рассказом «Конь с розовой гривой». Основная тема рассказа – тема взросления, становления личности человека. В.П. Астафьев показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить. Случай, описанный в рассказе, запомнил Виктор Петрович навсегда и пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Прочитав этот рассказ, я задал себе вопросы: «Какие уроки доброты я извлек из рассказа? Смогу ли я так же, как и Витька, понять свои ошибки, быть добрым человеком?
Объект исследования: творчество В.П. Астафьева
Предметисследования: рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Сроки проведения: 2 недели.
Руководитель: учитель русского языка и литературы Вачеланова И.Б.
Цель проекта: на основе изучения произведения Астафьева развить в себе умение отличать добро от зла, пробудить в себе готовность признать ошибки,показать, как доброта, милосердие, прощение помогают людям стать лучше
Задачи проекта:
1.Основная часть
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты.
Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – просто чудо! Им можно любоваться, его так приятно прятать за пазухой, благодаря ему можно почувствовать свою власть и превосходство над левонтьевскими ребятишками. И какой же он вкусный!
Чтобы заслужить такое чудо, нужно немало постараться – набрать в лесу целый туесок земляники. Но как его наберешь, когда рядом шумная компания озорных малышей, которые так и норовят то подраться, то подурачиться. И так оно самой собой получилось, что главный герой возвращается вечером к бабушке с пустым туеском и в подавленном состоянии духа. С легкой руки коварного Саньки, решение находится быстро – мальчик набивает туесок травой, которую сверху присыпает ягодами, и отдает его бабушке.
Обман вскрывается быстро, буквально на следующий день: бабушка чуть не продала «землянику», которую собирал «бедный сиротиночка», на рынке. Конечно, пожилая женщина натерпелась позора, и маленького проказника, казалось, ждало неминуемое и суровое наказание. Предчувствуя беду, мальчик плохо спит накануне, весь день проводит в тревоге. Выбора нет, ему приходится идти домой. А там… конечно, бабушка вне себя от переживаний и негодования. На маленького шалуна накатывает волна раскаяния, он чувствует себя таким виноватым, таким пропащим…
На помощь приходит дедушка, пытаясь ободрить внука. И эта неожиданная доброта в ответ на его шалость вызывает у мальчишки обильные слезы, которые идут из самой глубины сердца, как чистое раскаяние. Сейчас он хочет только одного – чтобы его простили, чтоб у него на душе было легко, чисто и радостно, как раньше.
Кульминация рассказа – примирение с бабушкой и неожиданный подарок в виде заветного пряничного коня. Этот конь – даже больше, чем сбывшаяся мечта, он становится символом примирения, прощения и бескорыстной любви. Мальчишка прекрасно понимает, что своим поведением заслужил только наказание, поэтому для него конь становится гораздо больше, чем просто лакомство. Это урок любви, который он запомнил на всю жизнь и вспоминает с теплотой, уже став взрослым.
Итак, прихожу к выводу, что своим рассказом В.П. Астафьев делает «поклон» бабушке, ее жизненным урокам, «поклон» за доброту, умение прощать.
При изучении на уроках литературы рассказа «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева было проделано нами немало творческих заданий:
Проанализировав рассказ и работы одноклассников, я составил «Заповеди доброты», а так же извлек для себя уроки доброты, что такое доброта, какие качества помогут быть добрым:
1. Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;
2. Признайся в содеянном;
3. Раскаяние приносит облегчение;
4. Спеши делать добро;
5. Надо быть милосердным всегда;
6. Будь честным;
7. Умей прощать.
Заключение
В ходе работы над проектом я понял, какие жизненные уроки доброты дает это произведение. После изучения и анализа собранных материалов я научился составлять таблицу, выделять интересные материалы, обобщать полученную информацию, делать выводы.
В результате проекта был создан портфолио «Уроки доброты». Я думаю, что всем это пригодится, так как в нашей жизни не хватает доброты и милосердия. Прочитав рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», я стал, как и главный герой, ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для меня.
Потеряв милосердие, мы словно разучились радоваться жизни, какой бы она ни была. Мало кому хочется делиться своим счастьем с другими. А ведь жизнь у нас только одна, и было бы так прекрасно не только радоваться ей и жить сегодняшним днем, но и попытаться сделать жизнь других немного легче, светлее и радостнее. Это бы принесло радость и нам самим. Каждая улыбка на лице человека, которому ты помог, делает тебя счастливее. С давних времен известно, что причиняемое кому-то зло вернется к тебе стократным злом и что добро, которое ты кому-то сделал, возвратится к тебе. И если мы хотим, чтобы к нам относились хорошо, мы сами должны относиться хорошо к окружающим. Так будем же добры и милосердны!
Список литературы
1. В. Я. Коровина. Русская литература. Учебник для 6 класса. М. «Просвещение». 2014 г.
2. Н. Г. Быкова. Литература. Справочник школьника.nashol.com
3. Творческие работы одноклассников:
БорбоновойОюны,
БудаеваАрьи,
ДамбаевойСоелмы,
Распопова Кирилла,
Телятниковой Дарьи
Приложение
Доброта.
Отзывчивая, душевная.
Помогает, поддерживает, облагораживает.
Доброта спасет наш мир!
Душевность.
Доброта
Спасительная, благородная.
Доверяет, утешает, поддерживает.
Пронесет через всю свою жизнь
Любовь.
Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро — забудь, получив — помни.
Польза.
Добро
Бескорыстная, непобедимая.
Учит, побеждает, помогает.
Добро- это все хорошее, которая помогает всем.
Бескорыстие.
Доброта
Чистая, сильная
Верит, любит, впечатляет.
Доброта побеждает ложь
Правда.
Пряник
Розовый, вкусный.
Лягает, манит, зовет
Пряник– мечта всех деревенских мальчишек
Память.
Бабушка
Мудрая и справедливая
Воспитывает, наказывает, прощает
Самые светлые воспоминания детства
Любовь
Фильм "Золушка"
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Рисуем зимние домики
Волшебная фортепианная музыка