Цель работы: исследование роли Ейского авиаучилища и особенностей его работы в годы Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
- рассмотрение истории возникновения и развития Ейского авиационного училища;
- исследование его роли и значения в деле подготовки авиационных кадров;
- изучение вклада выпускников Ейского авиационного училища в великое дело победы в Великой Отечественной войне;
- расширение кругозора учащихся на примере деятельности Ейского авиационного училища;
- обобщение полученных данных с целью дальнейшего использования на классных часах, внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках мужества, уроках кубановедения, истории и обществознания.
Объектом исследования данной работы является деятельность Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – история возникновения и развития Ейского авиационного училища, роль и значение его деятельности и кадрового состава, подготовленных им выпускников в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
eyskoe_aviauchilishche_i_osobennosti_ego_raboty_v_gody_voyny.docx | 604.51 КБ |
eyskoe_aviauchilishche_i_osobennosti_ego_raboty_v_gody_voyny.docx | 604.51 КБ |
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
образовательных учреждений «Казачья судьба»
секция: «Сохранение народной казачьей культуры»
Возрастная категория: 5-8 классы
«Ейское авиаучилище и особенности его работы
в годы войны»
Научно-исследовательская работа
Выполнила ученица
Перевезенцева Елена Витальевна
7 Б класса МБОУ СОШ №3
Ст. Староминской,
МО Староминский район
Краснодарского края,
Научный руководитель:
Журенко Анастасия Константиновна,
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3
ст. Староминская
2021 г.
Содержание
Введение.
1.История создания Ейского высшего военного авиационного училища летчиков……………………..…………………………………………....стр.5
2.Деятельность ЕВВАУЛ в годы Великой Отечественной войны……стр.7
3. Выпускники ЕВВАУЛ- герои……………………. ………………….стр.9
3.1 Дмитрий Александрович Стариков………………………..……….стр.9
3.2 Виктор Павлович Канарев………………………………………. …стр.10
3.3 Василий Иванович Дончук…………………………………………..стр.11
4. Ейское авиационное училище в мирное время……………………..стр.12
Заключение…………………………………..…………………………….стр.14
Список использованной литературы и интернет-источников.………..стр.16
Приложения.
Введение
Мы гордимся училищем Ейским
И традициям летным верны
Будем строго хранить в поднебесье
Мир и счастье великой страны.
«Гимн Ейского училища»
История Ейского авиаучилища непосредственно связана с историей зарождения морской авиации, с историей отечественного самолётостроения. На сегодняшний день, прославленное Ейское Высшее Военно-авиационное училище является старейшим из ныне действующих военных авиационных ВУЗов России. Оно прошло большой героический и боевой путь, покрыв свое боевое знамя неувядаемой славой. За всю свою историю, ввиду бурного развития авиации, повышения требований к организации полётов, к качеству подготовки лётного состава, в связи с войной, учебное заведение много раз меняло свои названия и места базирования. В определенные периоды своей истории училище одновременно готовило и летчиков, и других авиационных специалистов: летчиков-наблюдателей, младших мотористов, авиационных техников и механиков, летающих штурманов, стрелков-радистов, авиационных метеорологов и штурманов боевого управления.
Много ярких страниц в героическую летопись Великой Отечественной войны вписали воспитанники Ейского авиационного училища. Многим авиационным частям, в которых служили ейчане, присвоено звание гвардейских. Так, например, в авиации Северного Флота первым такой чести был удостоен истребительный полк, почти целиком состоящий из выпускников Ейского авиаучилища.
Актуальность данной работы – в советское время деятельность и достижения выпускников Ейского авиационного училища, его роль в Великой Отечественной войне, в развитии современной авиации было общеизвестной информацией. Поколения школьников росли в среде популяризации достижений советской авиации, в том числе- деятельности наших земляков- ейчан. Но в современном мире, после десятилетий забвения, даже после возрождения памяти Великой Победы, данная тема для многих остается малоизвестной. Мы, современное поколение, должны быть преданы нашей великой Родине, быть патриотами, в том числе через приобщение к истории наших воинов- земляков, а именно- деятельности воспитанников Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: исследование роли Ейского авиаучилища и особенностей его работы в годы Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
- рассмотрение истории возникновения и развития Ейского авиационного училища;
- исследование его роли и значения в деле подготовки авиационных кадров;
- изучение вклада выпускников Ейского авиационного училища в великое дело победы в Великой Отечественной войне;
- расширение кругозора учащихся на примере деятельности Ейского авиационного училища;
- обобщение полученных данных с целью дальнейшего использования на классных часах, внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках мужества, уроках кубановедения, истории и обществознания.
Объектом исследования данной работы является деятельность Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – история возникновения и развития Ейского авиационного училища, роль и значение его деятельности и кадрового состава, подготовленных им выпускников в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и комплекса документов по теме исследования, изучение и сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации.
Научно-практическая значимость работы: данная работа может быть использована на классных часах, внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках мужества, уроках кубановедения, истории и обществознания.
Для написания данной работы была использована документальная, монографическая, научно-популярная литература, интервью, документальные фильмы и кадры кинохроники о Ейском авиационном училище.
авиационного училища летчиков
С началом Первой Мировой войны сразу же остро встала проблема подготовки лётных кадров для военно-морской авиации. В июле 1915 года на Гутуевском острове в Петрограде была открыта первая в России офицерская школа морской авиации, которая комплектовалась исключительно из числа офицерского состава. Осенью того же года в Баку создается отделение школы морской авиации. В 1917 году эта школа была переведена в Ораниенбаум.
Позже было принято решение Петроградскую школу морской авиации оставить в изначальном составе и на прежнем месте в Ораниенбауме, пополнив её необходимым количеством техники в виде самолётов и двигателей. Теперь уже на новой, советской основе школа получила путёвку в жизнь, став на службу тогда молодой Советской республике.
Далее 7 марта 1918 года приказом по Управлению морской авиации №243 Петроградская школа морской авиации перебазировалась из Ораниенбаума уже в Нижний Новгород.
Военная обстановка поставила Бакинскую школу перед фактом прекратить всякую учёбу. В июле 1918 года она была ликвидирована, а для прохождения службы 11 инструкторов, 26 лётчиков и 15 авиаспециалистов были переведены в Нижний Новгород
За весь период гражданской войны в школах морской авиации было подготовлено около 120 человек лётно-технического состава.
Храбро сражались воспитанники училища на фронтах гражданской войны. Таким образом, по инициативе и под руководством красвоенморлёта Николаевича Сергея Мельникова в ночь на 24 июня 1919 года на четырёх гидросамолетах М-20 в сопровождении двух самолетов-истребителей «Ньюпор» был совершён групповой ночной налёт на аэродром и корабли противника. Все 6 самолётов без помех вышли на цель и отбомбились. От взрывов бомб на аэродроме возник пожар.
Размещение школы, её штаба, учебного отдела, служб тыла, личного состава, наличие резких изменений в климате, недостаточное количество лётных солнечных дней в районе Самары поставили руководство школы перед необходимостью изыскания нового места для базирования. Наиболее подходящий вариант места для размещения морской авиационной школы нашли в одной из бухт в районе Севастополя. Увеличиваются штаты, совершенствуется методика лётного и теоретического обучения учлётов. С 31 мая 1923 года школа поменяла название и стала именоваться Высшей школой красных морских лётчиков.
В Круглой бухте школа продержалась не так долго. Бухта хотя и не замерзала, но зато была открыта ветрам со стороны моря, а это зачастую приводило к срыву полётов. Далее произошло перебазирование в Килен-бухту, а затем – в бухту Голландия. Поменялись начальники, обновился самолётный парк – школа получает такие гидросамолёты, как МУ–1, С–16, МР–1. Устанавливается твёрдая учебная программа, повышаются требования к качеству подготовки лётных кадров. Но в небе Севастополя становилось тесно. Поэтому было приказано перебазировать школу в район Ейска. С июля 1931 г. Школа обосновалась на Кубани и перешла в подчинение Северо-Кавказскому военному округу Сразу же развернулась работа на морском аэродроме. Стали осваивать и колёсные самолёты. Пополнился самолётный парк такими машинами, как Р–1, У–2, Р–5. Нужно отметить, что руководство и жители Кубани и г. Ейска проявили тогда к авиаторам должную чуткость и внимание. С тех пор и поныне между училищем и ейчанами существует крепкая связь дружбы и взаимовыручки.
2. Деятельность ЕВВАУЛ в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественный войны личный состав училища, кроме основной задачи – подготовки лётных кадров –занимался постройкой оборонительных сооружений и осуществлял противовоздушное прикрытие своего района, промышленных и военных объектов. Силами 9-ой истребительной авиаэскадрильи переучивания в сентябре-октябре 1941 года было совершено 132 самолётовылета на отражение налётов противника, сбито два фашистских бомбардировщика. На базе морской авиаэскадрильи была сформирована морская школа пилотов первоначального обучения. Училище до конца войны готовило лётчиков в основном на истребителях, частично на бомбардировщиках и штурмовиках.
Лётчик-инструктор во время процесса обучения не вылезал из кабины по 8-10 часов.
В авиаучилище проводилось переучивание лётчиков и инженерно-технического состава авиации флотов на новой материальной части, а также призванных из запасных. За все военные годы училище сформировало и отправило на фронт около 9 авиационных полков, 18-ти отдельных эскадрилий. Для этой цели были выделены 421 самолёт и около 308 лётчиков постоянного состава, а в особо острые периоды было отправлено на фронт 400 курсантов и членов красного флота.
В сентябре 1941 года училище вновь перебазировалось и теперь уже в Моздок. 274 самолёта, более двухсот автомашин, 975 вагонов или 17 эшелонов с имуществом, личным составом и их семьями уходили в сторону востока. В августе 1942 года снова переезд, и теперь уже в село Борское, Куйбышевской области.
В нашем округе не найдется такого же особенного училища, откуда выпустилось немалое количество героев Великой Отечественной Войны. Среди воспитанников школы-училища «военно-морского периода» числились первые Герои Советского Союза, участники спасения экипажа и экспедиции парохода «Челюскин». Среди них – Анатолий Ляпидевский, который получил звезду Героя под номером один, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Иван Доронин. К 1941 году, 24 морских летчика училища были удостоены звания Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны порядка 80% летчиков военно-морской авиации являлись воспитанниками Ейского училища. На их боевом счету свыше пяти тысяч уничтоженных вражеских самолетов, более 1400 потопленных и поврежденных морских транспортов. Эти достижения говорят о высоком уровне подготовки летных кадров училища. И, к слову, история авиации знает достаточно немало примеров тем моментам, когда в наисложнейших ситуациях воспитанники Ейского Высшего Военно-Авиационного Училища Лётчиков с честью и упорством справлялись с поставленными задачами.
В суровые годы Великой Отечественной войны авиаторы училища, как и все остальные советские люди, которые были воспитаны в духе беззаветной преданности своей Родине, не пощадили ни своих сил, ни самой жизни для победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Более 300 воспитанников Ейской кузницы авиационных кадров выросли в крупных военачальников нашей авиации. Среди них маршал авиации Иван Иванович Борзов, генерал армии Владимир Сергеевич Михайлов. В учебном заведении обрели крылья и получили путевку в небо командиры космических кораблей летчики-космонавты Павел Беляев, Георгий Шонин, Владимир Джанибеков, Юрий Онуфриенко, Геннадий Падалка, гражданин Республики Куба Томайо Мендес Арнальдо.
Как говорил Владимир Сергеевич Михайлов Ейское Высшее Военно-авиационное училище вписало яркую страницу не только в историю Ейска, но и всей нашей страны. Прошедший столетний юбилей этого училища омрачился только тем фактом, что оно было расформировано. Но оно не исчезло бесследно. Позже Ейск снова стал центром военной подготовки летчиков. И теперь дело подготовки лётных кадров успешно продолжит 859-ый центр боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации военно-морского флота, чем, собственно говоря, и занималось Ейское авиаучилище в 30-50-ые годы прошлого столетия.
После эвакуации 11 октября 1943 года училище получило приказ вернуться в Ейск. Здесь были превращены в руины учебный корпус, ангары, дома Красной Армии и Флота, а также жилые дома. Нужно было все восстанавливать. На училище легла ответственность за противовоздушную оборону города. На аэродроме находилось в постоянной готовности звено, состоящее из истребителей. На берегу дежурили пять зенитных батарей. Обслуживали их курсанты. Постепенно продолжалась подготовка лётных кадров, своими силами восстанавливали здание штаба, учебно-лётного отдела и кубриков.
3. Выпускники ЕВВАУЛ- герои.
Личный состав училища гордится героической историей и традициями всех поколений своих выпускников. За личный героизм 252 из них был удостоен звания Героя Советского Союза, 29 выпускников были награждены «Золотой Звездой Героя России». И пять выпускников стали дважды Героями Советского Союза.
3.1 Стариков Дмитрий Александрович.
Одним из обучающихся в Ейском Высшем Военно-морском авиационном училище являлся Стариков Дмитрий Александрович. Родился в городе Гулькевичи в 1921 году. После голода 30-х годов в 12 лет остался сиротой. В ту пору у всех на слуху были имена известных лётчиков, участников спасения челюскинцев: Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и рекордсменов дальних перелётов Михаила Громова и Валерия Чкалова. И Дмитрий Стариков решил непременно стать лётчиком. В детском доме подростки находились до 15-тилетнего возраста, а далее их никто не обеспечивал. Дмитрий стал работать без отрыва от слесарного станка. И одновременно он учился в аэроклубе города Черкесска. Освоившись с полётами на учебном самолёте У–2, Стариков окончательно решил стать военным лётчиком. Тем более, что в Европе уже громыхала война, приближаясь к рубежам родной страны.
И два года учёбы в Ейском военно-морском авиационном училище пролетели как один незабываемый миг. Едва отметил своё двадцатилетие 1 мая 1941 года, как состоялся выпуск из училища лётчиков-истребителей. Полный надежд и мечтаний, едет Дмитрий служить в авиацию Черноморского флота, где его и застала Великая Отечественная война.
С июля 1941 года Дмитрий включился в боевую работу 32-ого истребительного авиаполка, в составе которого он и прослужил до конца войны. В мае 1943 года полк был преобразован в 11-ый гвардейский.
В выпущенном в 1959 году политотделом Черноморского флота сборнике воспоминаний и материалов фронтовых газет «Флаг Родины» и «Черноморский лётчик», Д.А. Старикову были посвящены такие строки:
«Его быстрокрылый самолёт видел жаркие степи Крыма, грозное небо Севастополя, лесистые горы Кавказа и равнины привольной Кубани. Не раз приходилось попадать ему в опасные положения, встречаться с численно превосходящим противником. Но неизменно Стариков одерживал победы… Много воздушных боёв провел черноморский лётчик, в ходе которых сбил 21 самолёт. Из сбитых им гитлеровских самолётов можно было бы составить целую коллекцию: здесь «хейнкели» и «фокке-вульфы», «мессершмитты», «гамбурги» и «юнкерсы»… Без устали и страха сражался стариков и на завершающем этапе войны. Его истребитель летал над просторами Украины, портами врага и голубым Дунаем».Дмитрий Стариков был командиром звена 11-ого гвардейского ИАП Черноморского флота. Он совершил множество достижений и сделал многое для своей Родины.
3.2 Виктор Павлович Канарёв
Выпускником Ейского Военного авиационного училища являлся также Виктор Павлович Канарёв. Он был лётчиком минно-торпедной авиации, а также участником Великой Отечественной войны.
Виктор Канарёв родился 23 марта 1907 года в Коканде. В 1925 году юноша закончил девять классов школы, после чего пошел работать статистиком в Ферганском областном земельном отделе.
Канарёва призвали на службу в Красную Армию в апреле 1927 года. Далее он окончил военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в 1928 году. А в 1929 году – Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе. И, наконец, в 1936 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Липецке.
С 1929 года служил в той же Высшей школе красных морских летчиков в Севастополе инструктором-лётчиком, командовал учебным звеном и учебным авиаотрядом. После окончания Высшей лётно-тактической школы в декабре 1936 года, Канарёва назначили командиром звена 19-ой дальнеразведывательной эскадрильи 105-ой авиационной бригады ВВС Балтийского флота. С апреля 1938 года – командир 15-ой отдельной разведывательной авиационной эскадрильи, затем уже командир 12-ой отдельной морской разведывательной эскадрильи.
В годы Великой Отечественной войны, Виктор Павлович Канарёв во главе полка участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. Кроме этого, вёл непрерывную разведку немецких и румынских кораблей над Чёрным морем, атаковал неприятельские военно-морские базы. Будучи командиром этого же полка, выполнил 57 боевых вылетов.
После окончания войны Канарёв продолжил службу в Военно-морском флоте. С декабря 1945 года по февраль 1947 года служил начальником штаба ВВС Черноморского флота, а затем направлен на учёбу. В 1949 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. По окончанию академии в апреле 1949 года он был вновь назначен на должность начальника штаба ВВС Черноморского флота.
3.3 Василий Иванович Дончук
Дончук Василий Иванович окончил Ейское авиационное училище. Являлся участником Великой Отечественной Войны и военным лётчиком, майором гвардии и также Героем Советского Союза.
Родился в конце 1910 года в городе Киев, в семье бывшего волынского крестьянина Ивана Дончука, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии.
Отец Василия умер в 1921 году, оставив после себя вдову с тремя детьми. Мать Василия практически все время проводила на заработках, чтобы прокормить детей. Семья бедствовала. Василий, его сестра и брат, попрошайничали на улицах и некоторое время провели в детском доме.
В 1927 году Василий Дончук вступил в комсомол. По окончанию школы ФЗУ, где получил профессию токаря по металлу, поступил на Сталинградский тракторный завод, где проработал два года. После окончания Ейского авиационного училища служил в Московском военном округе, быстро поднявшись до должности начальника лётной части.
Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром первого авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.
После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, но, однако, по распоряжению командования, Василий оставался в Заполярье практически до конца года. С ноября 1941 года – на фронте, пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота.
К моменту гибели Василий Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку- выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налёт составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолётов. 2 ноября 1944 года майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4.Ейское авиационное училище в мирное время.
После окончания Великой Отечественной войны Училище перестроило свою работу по программе мирного времени. На командные должности были назначены лётчики, имеющие богатый боевой опыт. Преподавательский состав пополнился лётчиками-фронтовиками.
Наряду с учёбой, курсанты и весь личный состав принимает активное участие в восстановлении служебных помещений, жилого фонда. Уделяют внимание также благоустройству городка и строительству спортивной базы.
В конце 1945 года состоялся первый послевоенный выпуск летчиков на самолётах Як–9 и Ла–7. В настоящее время уделяется достаточно большое внимание теоретической подготовке.
В мае 1959 года училище приобретает статус высшего учебного заведения и устанавливается четырехгодичный срок обучения. В учебно-лётном отделе создаются общенаучные кафедры (математики, физики, химии, технической механики). Началась новая полоса в жизни училища – подготовка лётчиков широкого профиля, способных в совершенстве управлять авиатехникой, вести бой с противником в любых условиях. Первый учебный год по программе высшей школы начался 15 октября 1959 года.
Ниже приведена хронология наименований и реорганизаций Ейского авиационного училища:
- Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова – 30. 05.1967 год;
- филиал Качинского высшего военного авиационного училища имени А.Ф.Мясникова в г.Ейске – 9.09.1992 год;
- филиал Краснодарского ВВАУ имени А.К.Серова – 10.03.1995 год;
- Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза летчика – космонавта СССР В.М. Комарова филиал Краснодарского высшего военного авиационного училища – 8.08.1995 год;
- Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза летчика – космонавта СССР В.М. Комарова филиал Краснодарского военного авиационного ордена Дружбы народов института – 6.10.1998 год;
- Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза летчика – космонавта СССР В.М. Комарова филиал Военно-воздушной Краснознаменной ордена Кутузова академии имени Ю.А. Гагарина – 31.08.2000 год;
- Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова – 9.07.2004 год и по настоящее время.
Главной задачей учебного процесса в Ейском Высшем Военном Авиационном училище являлось формирование у слушателей и курсантов устойчивых профессиональных практических навыков.
При проведении лекций обеспечивается раскрытие учебных вопросов в контексте современного состояния, перспектив развития соответствующей области науки и техники, учитывается опыт ведения боевых действий и локальных международных конфликтов. Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.
Заключение
Целью настоящей работы являлось исследование роли Ейского авиаучилища и особенностей его работы в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения вышеуказанной цели были изучены:
- документальная, монографическая, научно-популярная литература по теме исследования;
- материалы, размещенные на официальном сайте ЕВВАУЛ http://evvaul.com/;
- документальные фильмы и кадры кинохроники о Ейском авиационном училище.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы о деятельности Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны:
- В годы Великой Отечественной войны порядка 80% летчиков военно-морской авиации являлись воспитанниками Ейского училища, на их боевом счету свыше пяти тысяч уничтоженных вражеских самолетов, более 1400 потопленных и поврежденных морских транспортов;
- за личный героизм 252 выпускника ЕВВАУЛ было удостоено звания Героя Советского Союза, 29 - награждены «Золотой Звездой Героя России», пять выпускников стали дважды Героями Советского Союза;
- в авиаучилище проводилось переучивание лётчиков и инженерно-технического состава авиации флотов на новой материальной части, а также призванных из запасных. За все военные годы училище сформировало и отправило на фронт около 9 авиационных полков, 18-ти отдельных эскадрилий. - личный состав училища, кроме основной задачи – подготовки лётных кадров – занимался постройкой оборонительных сооружений и осуществлял противовоздушное прикрытие своего района, промышленных и военных объектов.
В заключении хотелось бы сказать, что город Ейск и авиационное училище – понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Слава училища, его замечательные традиции – это слава самого города Ейска. Он был и остается городом авиаторов, которые вписали не одну славную страницу в историю страны и ВВС. Ейчане гордятся, что старейшее военное заведение страны находится в их городе.
Цель, поставленную перед собой, выполнила. Собран документальный и теоретический материал и проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки истории, обществознания, кубановедения, классные часы, уроки мужества) и иных учреждений (музеи, библиотеки, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Список используемой литературы и интернет-источников
Приложения
Виктор Павлович Канарев Дмитрий Александрович Стариков
Памятник В.П. Канареву Василий Иванович Дончук
Выпуск Ейского авиаучилища 1949 год
МиГ- 1
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
образовательных учреждений «Казачья судьба»
секция: «Сохранение народной казачьей культуры»
Возрастная категория: 5-8 классы
«Ейское авиаучилище и особенности его работы
в годы войны»
Научно-исследовательская работа
Выполнила ученица
Перевезенцева Елена Витальевна
7 Б класса МБОУ СОШ №3
Ст. Староминской,
МО Староминский район
Краснодарского края,
Научный руководитель:
Журенко Анастасия Константиновна,
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3
ст. Староминская
2021 г.
Содержание
Введение.
1.История создания Ейского высшего военного авиационного училища летчиков……………………..…………………………………………....стр.5
2.Деятельность ЕВВАУЛ в годы Великой Отечественной войны……стр.7
3. Выпускники ЕВВАУЛ- герои……………………. ………………….стр.9
3.1 Дмитрий Александрович Стариков………………………..……….стр.9
3.2 Виктор Павлович Канарев………………………………………. …стр.10
3.3 Василий Иванович Дончук…………………………………………..стр.11
4. Ейское авиационное училище в мирное время……………………..стр.12
Заключение…………………………………..…………………………….стр.14
Список использованной литературы и интернет-источников.………..стр.16
Приложения.
Введение
Мы гордимся училищем Ейским
И традициям летным верны
Будем строго хранить в поднебесье
Мир и счастье великой страны.
«Гимн Ейского училища»
История Ейского авиаучилища непосредственно связана с историей зарождения морской авиации, с историей отечественного самолётостроения. На сегодняшний день, прославленное Ейское Высшее Военно-авиационное училище является старейшим из ныне действующих военных авиационных ВУЗов России. Оно прошло большой героический и боевой путь, покрыв свое боевое знамя неувядаемой славой. За всю свою историю, ввиду бурного развития авиации, повышения требований к организации полётов, к качеству подготовки лётного состава, в связи с войной, учебное заведение много раз меняло свои названия и места базирования. В определенные периоды своей истории училище одновременно готовило и летчиков, и других авиационных специалистов: летчиков-наблюдателей, младших мотористов, авиационных техников и механиков, летающих штурманов, стрелков-радистов, авиационных метеорологов и штурманов боевого управления.
Много ярких страниц в героическую летопись Великой Отечественной войны вписали воспитанники Ейского авиационного училища. Многим авиационным частям, в которых служили ейчане, присвоено звание гвардейских. Так, например, в авиации Северного Флота первым такой чести был удостоен истребительный полк, почти целиком состоящий из выпускников Ейского авиаучилища.
Актуальность данной работы – в советское время деятельность и достижения выпускников Ейского авиационного училища, его роль в Великой Отечественной войне, в развитии современной авиации было общеизвестной информацией. Поколения школьников росли в среде популяризации достижений советской авиации, в том числе- деятельности наших земляков- ейчан. Но в современном мире, после десятилетий забвения, даже после возрождения памяти Великой Победы, данная тема для многих остается малоизвестной. Мы, современное поколение, должны быть преданы нашей великой Родине, быть патриотами, в том числе через приобщение к истории наших воинов- земляков, а именно- деятельности воспитанников Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: исследование роли Ейского авиаучилища и особенностей его работы в годы Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
- рассмотрение истории возникновения и развития Ейского авиационного училища;
- исследование его роли и значения в деле подготовки авиационных кадров;
- изучение вклада выпускников Ейского авиационного училища в великое дело победы в Великой Отечественной войне;
- расширение кругозора учащихся на примере деятельности Ейского авиационного училища;
- обобщение полученных данных с целью дальнейшего использования на классных часах, внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках мужества, уроках кубановедения, истории и обществознания.
Объектом исследования данной работы является деятельность Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – история возникновения и развития Ейского авиационного училища, роль и значение его деятельности и кадрового состава, подготовленных им выпускников в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и комплекса документов по теме исследования, изучение и сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации.
Научно-практическая значимость работы: данная работа может быть использована на классных часах, внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках мужества, уроках кубановедения, истории и обществознания.
Для написания данной работы была использована документальная, монографическая, научно-популярная литература, интервью, документальные фильмы и кадры кинохроники о Ейском авиационном училище.
авиационного училища летчиков
С началом Первой Мировой войны сразу же остро встала проблема подготовки лётных кадров для военно-морской авиации. В июле 1915 года на Гутуевском острове в Петрограде была открыта первая в России офицерская школа морской авиации, которая комплектовалась исключительно из числа офицерского состава. Осенью того же года в Баку создается отделение школы морской авиации. В 1917 году эта школа была переведена в Ораниенбаум.
Позже было принято решение Петроградскую школу морской авиации оставить в изначальном составе и на прежнем месте в Ораниенбауме, пополнив её необходимым количеством техники в виде самолётов и двигателей. Теперь уже на новой, советской основе школа получила путёвку в жизнь, став на службу тогда молодой Советской республике.
Далее 7 марта 1918 года приказом по Управлению морской авиации №243 Петроградская школа морской авиации перебазировалась из Ораниенбаума уже в Нижний Новгород.
Военная обстановка поставила Бакинскую школу перед фактом прекратить всякую учёбу. В июле 1918 года она была ликвидирована, а для прохождения службы 11 инструкторов, 26 лётчиков и 15 авиаспециалистов были переведены в Нижний Новгород
За весь период гражданской войны в школах морской авиации было подготовлено около 120 человек лётно-технического состава.
Храбро сражались воспитанники училища на фронтах гражданской войны. Таким образом, по инициативе и под руководством красвоенморлёта Николаевича Сергея Мельникова в ночь на 24 июня 1919 года на четырёх гидросамолетах М-20 в сопровождении двух самолетов-истребителей «Ньюпор» был совершён групповой ночной налёт на аэродром и корабли противника. Все 6 самолётов без помех вышли на цель и отбомбились. От взрывов бомб на аэродроме возник пожар.
Размещение школы, её штаба, учебного отдела, служб тыла, личного состава, наличие резких изменений в климате, недостаточное количество лётных солнечных дней в районе Самары поставили руководство школы перед необходимостью изыскания нового места для базирования. Наиболее подходящий вариант места для размещения морской авиационной школы нашли в одной из бухт в районе Севастополя. Увеличиваются штаты, совершенствуется методика лётного и теоретического обучения учлётов. С 31 мая 1923 года школа поменяла название и стала именоваться Высшей школой красных морских лётчиков.
В Круглой бухте школа продержалась не так долго. Бухта хотя и не замерзала, но зато была открыта ветрам со стороны моря, а это зачастую приводило к срыву полётов. Далее произошло перебазирование в Килен-бухту, а затем – в бухту Голландия. Поменялись начальники, обновился самолётный парк – школа получает такие гидросамолёты, как МУ–1, С–16, МР–1. Устанавливается твёрдая учебная программа, повышаются требования к качеству подготовки лётных кадров. Но в небе Севастополя становилось тесно. Поэтому было приказано перебазировать школу в район Ейска. С июля 1931 г. Школа обосновалась на Кубани и перешла в подчинение Северо-Кавказскому военному округу Сразу же развернулась работа на морском аэродроме. Стали осваивать и колёсные самолёты. Пополнился самолётный парк такими машинами, как Р–1, У–2, Р–5. Нужно отметить, что руководство и жители Кубани и г. Ейска проявили тогда к авиаторам должную чуткость и внимание. С тех пор и поныне между училищем и ейчанами существует крепкая связь дружбы и взаимовыручки.
2. Деятельность ЕВВАУЛ в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественный войны личный состав училища, кроме основной задачи – подготовки лётных кадров –занимался постройкой оборонительных сооружений и осуществлял противовоздушное прикрытие своего района, промышленных и военных объектов. Силами 9-ой истребительной авиаэскадрильи переучивания в сентябре-октябре 1941 года было совершено 132 самолётовылета на отражение налётов противника, сбито два фашистских бомбардировщика. На базе морской авиаэскадрильи была сформирована морская школа пилотов первоначального обучения. Училище до конца войны готовило лётчиков в основном на истребителях, частично на бомбардировщиках и штурмовиках.
Лётчик-инструктор во время процесса обучения не вылезал из кабины по 8-10 часов.
В авиаучилище проводилось переучивание лётчиков и инженерно-технического состава авиации флотов на новой материальной части, а также призванных из запасных. За все военные годы училище сформировало и отправило на фронт около 9 авиационных полков, 18-ти отдельных эскадрилий. Для этой цели были выделены 421 самолёт и около 308 лётчиков постоянного состава, а в особо острые периоды было отправлено на фронт 400 курсантов и членов красного флота.
В сентябре 1941 года училище вновь перебазировалось и теперь уже в Моздок. 274 самолёта, более двухсот автомашин, 975 вагонов или 17 эшелонов с имуществом, личным составом и их семьями уходили в сторону востока. В августе 1942 года снова переезд, и теперь уже в село Борское, Куйбышевской области.
В нашем округе не найдется такого же особенного училища, откуда выпустилось немалое количество героев Великой Отечественной Войны. Среди воспитанников школы-училища «военно-морского периода» числились первые Герои Советского Союза, участники спасения экипажа и экспедиции парохода «Челюскин». Среди них – Анатолий Ляпидевский, который получил звезду Героя под номером один, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Иван Доронин. К 1941 году, 24 морских летчика училища были удостоены звания Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны порядка 80% летчиков военно-морской авиации являлись воспитанниками Ейского училища. На их боевом счету свыше пяти тысяч уничтоженных вражеских самолетов, более 1400 потопленных и поврежденных морских транспортов. Эти достижения говорят о высоком уровне подготовки летных кадров училища. И, к слову, история авиации знает достаточно немало примеров тем моментам, когда в наисложнейших ситуациях воспитанники Ейского Высшего Военно-Авиационного Училища Лётчиков с честью и упорством справлялись с поставленными задачами.
В суровые годы Великой Отечественной войны авиаторы училища, как и все остальные советские люди, которые были воспитаны в духе беззаветной преданности своей Родине, не пощадили ни своих сил, ни самой жизни для победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Более 300 воспитанников Ейской кузницы авиационных кадров выросли в крупных военачальников нашей авиации. Среди них маршал авиации Иван Иванович Борзов, генерал армии Владимир Сергеевич Михайлов. В учебном заведении обрели крылья и получили путевку в небо командиры космических кораблей летчики-космонавты Павел Беляев, Георгий Шонин, Владимир Джанибеков, Юрий Онуфриенко, Геннадий Падалка, гражданин Республики Куба Томайо Мендес Арнальдо.
Как говорил Владимир Сергеевич Михайлов Ейское Высшее Военно-авиационное училище вписало яркую страницу не только в историю Ейска, но и всей нашей страны. Прошедший столетний юбилей этого училища омрачился только тем фактом, что оно было расформировано. Но оно не исчезло бесследно. Позже Ейск снова стал центром военной подготовки летчиков. И теперь дело подготовки лётных кадров успешно продолжит 859-ый центр боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации военно-морского флота, чем, собственно говоря, и занималось Ейское авиаучилище в 30-50-ые годы прошлого столетия.
После эвакуации 11 октября 1943 года училище получило приказ вернуться в Ейск. Здесь были превращены в руины учебный корпус, ангары, дома Красной Армии и Флота, а также жилые дома. Нужно было все восстанавливать. На училище легла ответственность за противовоздушную оборону города. На аэродроме находилось в постоянной готовности звено, состоящее из истребителей. На берегу дежурили пять зенитных батарей. Обслуживали их курсанты. Постепенно продолжалась подготовка лётных кадров, своими силами восстанавливали здание штаба, учебно-лётного отдела и кубриков.
3. Выпускники ЕВВАУЛ- герои.
Личный состав училища гордится героической историей и традициями всех поколений своих выпускников. За личный героизм 252 из них был удостоен звания Героя Советского Союза, 29 выпускников были награждены «Золотой Звездой Героя России». И пять выпускников стали дважды Героями Советского Союза.
3.1 Стариков Дмитрий Александрович.
Одним из обучающихся в Ейском Высшем Военно-морском авиационном училище являлся Стариков Дмитрий Александрович. Родился в городе Гулькевичи в 1921 году. После голода 30-х годов в 12 лет остался сиротой. В ту пору у всех на слуху были имена известных лётчиков, участников спасения челюскинцев: Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и рекордсменов дальних перелётов Михаила Громова и Валерия Чкалова. И Дмитрий Стариков решил непременно стать лётчиком. В детском доме подростки находились до 15-тилетнего возраста, а далее их никто не обеспечивал. Дмитрий стал работать без отрыва от слесарного станка. И одновременно он учился в аэроклубе города Черкесска. Освоившись с полётами на учебном самолёте У–2, Стариков окончательно решил стать военным лётчиком. Тем более, что в Европе уже громыхала война, приближаясь к рубежам родной страны.
И два года учёбы в Ейском военно-морском авиационном училище пролетели как один незабываемый миг. Едва отметил своё двадцатилетие 1 мая 1941 года, как состоялся выпуск из училища лётчиков-истребителей. Полный надежд и мечтаний, едет Дмитрий служить в авиацию Черноморского флота, где его и застала Великая Отечественная война.
С июля 1941 года Дмитрий включился в боевую работу 32-ого истребительного авиаполка, в составе которого он и прослужил до конца войны. В мае 1943 года полк был преобразован в 11-ый гвардейский.
В выпущенном в 1959 году политотделом Черноморского флота сборнике воспоминаний и материалов фронтовых газет «Флаг Родины» и «Черноморский лётчик», Д.А. Старикову были посвящены такие строки:
«Его быстрокрылый самолёт видел жаркие степи Крыма, грозное небо Севастополя, лесистые горы Кавказа и равнины привольной Кубани. Не раз приходилось попадать ему в опасные положения, встречаться с численно превосходящим противником. Но неизменно Стариков одерживал победы… Много воздушных боёв провел черноморский лётчик, в ходе которых сбил 21 самолёт. Из сбитых им гитлеровских самолётов можно было бы составить целую коллекцию: здесь «хейнкели» и «фокке-вульфы», «мессершмитты», «гамбурги» и «юнкерсы»… Без устали и страха сражался стариков и на завершающем этапе войны. Его истребитель летал над просторами Украины, портами врага и голубым Дунаем».Дмитрий Стариков был командиром звена 11-ого гвардейского ИАП Черноморского флота. Он совершил множество достижений и сделал многое для своей Родины.
3.2 Виктор Павлович Канарёв
Выпускником Ейского Военного авиационного училища являлся также Виктор Павлович Канарёв. Он был лётчиком минно-торпедной авиации, а также участником Великой Отечественной войны.
Виктор Канарёв родился 23 марта 1907 года в Коканде. В 1925 году юноша закончил девять классов школы, после чего пошел работать статистиком в Ферганском областном земельном отделе.
Канарёва призвали на службу в Красную Армию в апреле 1927 года. Далее он окончил военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в 1928 году. А в 1929 году – Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе. И, наконец, в 1936 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Липецке.
С 1929 года служил в той же Высшей школе красных морских летчиков в Севастополе инструктором-лётчиком, командовал учебным звеном и учебным авиаотрядом. После окончания Высшей лётно-тактической школы в декабре 1936 года, Канарёва назначили командиром звена 19-ой дальнеразведывательной эскадрильи 105-ой авиационной бригады ВВС Балтийского флота. С апреля 1938 года – командир 15-ой отдельной разведывательной авиационной эскадрильи, затем уже командир 12-ой отдельной морской разведывательной эскадрильи.
В годы Великой Отечественной войны, Виктор Павлович Канарёв во главе полка участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. Кроме этого, вёл непрерывную разведку немецких и румынских кораблей над Чёрным морем, атаковал неприятельские военно-морские базы. Будучи командиром этого же полка, выполнил 57 боевых вылетов.
После окончания войны Канарёв продолжил службу в Военно-морском флоте. С декабря 1945 года по февраль 1947 года служил начальником штаба ВВС Черноморского флота, а затем направлен на учёбу. В 1949 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. По окончанию академии в апреле 1949 года он был вновь назначен на должность начальника штаба ВВС Черноморского флота.
3.3 Василий Иванович Дончук
Дончук Василий Иванович окончил Ейское авиационное училище. Являлся участником Великой Отечественной Войны и военным лётчиком, майором гвардии и также Героем Советского Союза.
Родился в конце 1910 года в городе Киев, в семье бывшего волынского крестьянина Ивана Дончука, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии.
Отец Василия умер в 1921 году, оставив после себя вдову с тремя детьми. Мать Василия практически все время проводила на заработках, чтобы прокормить детей. Семья бедствовала. Василий, его сестра и брат, попрошайничали на улицах и некоторое время провели в детском доме.
В 1927 году Василий Дончук вступил в комсомол. По окончанию школы ФЗУ, где получил профессию токаря по металлу, поступил на Сталинградский тракторный завод, где проработал два года. После окончания Ейского авиационного училища служил в Московском военном округе, быстро поднявшись до должности начальника лётной части.
Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром первого авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.
После начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года, Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, но, однако, по распоряжению командования, Василий оставался в Заполярье практически до конца года. С ноября 1941 года – на фронте, пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота.
К моменту гибели Василий Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку- выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налёт составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолётов. 2 ноября 1944 года майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4.Ейское авиационное училище в мирное время.
После окончания Великой Отечественной войны Училище перестроило свою работу по программе мирного времени. На командные должности были назначены лётчики, имеющие богатый боевой опыт. Преподавательский состав пополнился лётчиками-фронтовиками.
Наряду с учёбой, курсанты и весь личный состав принимает активное участие в восстановлении служебных помещений, жилого фонда. Уделяют внимание также благоустройству городка и строительству спортивной базы.
В конце 1945 года состоялся первый послевоенный выпуск летчиков на самолётах Як–9 и Ла–7. В настоящее время уделяется достаточно большое внимание теоретической подготовке.
В мае 1959 года училище приобретает статус высшего учебного заведения и устанавливается четырехгодичный срок обучения. В учебно-лётном отделе создаются общенаучные кафедры (математики, физики, химии, технической механики). Началась новая полоса в жизни училища – подготовка лётчиков широкого профиля, способных в совершенстве управлять авиатехникой, вести бой с противником в любых условиях. Первый учебный год по программе высшей школы начался 15 октября 1959 года.
Ниже приведена хронология наименований и реорганизаций Ейского авиационного училища:
- Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова – 30. 05.1967 год;
- филиал Качинского высшего военного авиационного училища имени А.Ф.Мясникова в г.Ейске – 9.09.1992 год;
- филиал Краснодарского ВВАУ имени А.К.Серова – 10.03.1995 год;
- Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза летчика – космонавта СССР В.М. Комарова филиал Краснодарского высшего военного авиационного училища – 8.08.1995 год;
- Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза летчика – космонавта СССР В.М. Комарова филиал Краснодарского военного авиационного ордена Дружбы народов института – 6.10.1998 год;
- Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза летчика – космонавта СССР В.М. Комарова филиал Военно-воздушной Краснознаменной ордена Кутузова академии имени Ю.А. Гагарина – 31.08.2000 год;
- Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова – 9.07.2004 год и по настоящее время.
Главной задачей учебного процесса в Ейском Высшем Военном Авиационном училище являлось формирование у слушателей и курсантов устойчивых профессиональных практических навыков.
При проведении лекций обеспечивается раскрытие учебных вопросов в контексте современного состояния, перспектив развития соответствующей области науки и техники, учитывается опыт ведения боевых действий и локальных международных конфликтов. Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.
Заключение
Целью настоящей работы являлось исследование роли Ейского авиаучилища и особенностей его работы в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения вышеуказанной цели были изучены:
- документальная, монографическая, научно-популярная литература по теме исследования;
- материалы, размещенные на официальном сайте ЕВВАУЛ http://evvaul.com/;
- документальные фильмы и кадры кинохроники о Ейском авиационном училище.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы о деятельности Ейского авиационного училища в годы Великой Отечественной войны:
- В годы Великой Отечественной войны порядка 80% летчиков военно-морской авиации являлись воспитанниками Ейского училища, на их боевом счету свыше пяти тысяч уничтоженных вражеских самолетов, более 1400 потопленных и поврежденных морских транспортов;
- за личный героизм 252 выпускника ЕВВАУЛ было удостоено звания Героя Советского Союза, 29 - награждены «Золотой Звездой Героя России», пять выпускников стали дважды Героями Советского Союза;
- в авиаучилище проводилось переучивание лётчиков и инженерно-технического состава авиации флотов на новой материальной части, а также призванных из запасных. За все военные годы училище сформировало и отправило на фронт около 9 авиационных полков, 18-ти отдельных эскадрилий. - личный состав училища, кроме основной задачи – подготовки лётных кадров – занимался постройкой оборонительных сооружений и осуществлял противовоздушное прикрытие своего района, промышленных и военных объектов.
В заключении хотелось бы сказать, что город Ейск и авиационное училище – понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Слава училища, его замечательные традиции – это слава самого города Ейска. Он был и остается городом авиаторов, которые вписали не одну славную страницу в историю страны и ВВС. Ейчане гордятся, что старейшее военное заведение страны находится в их городе.
Цель, поставленную перед собой, выполнила. Собран документальный и теоретический материал и проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки истории, обществознания, кубановедения, классные часы, уроки мужества) и иных учреждений (музеи, библиотеки, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Список используемой литературы и интернет-источников
Приложения
Виктор Павлович Канарев Дмитрий Александрович Стариков
Памятник В.П. Канареву Василий Иванович Дончук
Выпуск Ейского авиаучилища 1949 год
МиГ- 1
Самодельный телефон
Компас своими руками
Соленая снежинка
Заколдованная буква
Серебряное копытце