Данная работа направлена на формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Научно-исследовательская работа
Тема работы
«Чистая станица - чистая страна.
Чистая станица – чистая Земля»
Выполнили:
Боднар Анна Каролина-11 класс
Васильченко Анастасия-11 класс
Романов Дмитрий-11 класс
Сазонов Руслан-11 класс
Санин Сергей-10 класс
Якушина Юлия- 8 класс
МБОУ ЕСОШ №11
Руководитель:
Учитель химии, биологии
МБОУ ЕСОШ №11
Романова С.Р.
2016г.
Оглавление
Глава I. Влияние обработки и захоронения отходов на окружающую среду. 6
1.4 Влияние отходов на окружающую среду и здоровье человека 10
2.2 Практическая работа «Бытовые отходы моей семьи». 13
2.3 Создание агитационных экологических листовок и плакатов. 14
2.4 Создание творческих работ с использованием бросового материала 14
Список литературных источников 17
Мы живем в станице Егорлыкская. Нам новому поколению совсем небезразлично будущее нашей Малой Родины станицы Егорлыкской, и наше здоровое будущее. Природа нашего края, требует от нас, бережного отношения к себе. Нам ныне живущим отвечать за природу края перед потомками. В последнее время и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Слово экология прочно вошло в наш дом и не сходит с уст людей, но не каждый знает дословный, буквальный перевод этого слова – наука о доме. Переходя сразу к категориям высокого порядка, таким как экосистема, биосфера, мы часто забываем, что для нас важнейшей частью среды обитания является наше собственное жилище, в котором мы проводим половину своей жизни. Обычно принято считать, что среду обитания загрязняет кто-то другой, не мы. Очень нехороший человек. Всегда люди очень мало знают и мало задумываются над экологической обстановкой своей малой Родины. Каждая семья в процессе обычной жизни, хотя и в меньшей мере, но загрязняет экосистему своего жилища. Обучающиеся из экологического объединения «Возрождение» решили изучить экологическую обстановку в своей родной станице и хотя бы на шаг приблизить решение обнаруженных проблем.
Актуальность проблемы.
В нашей станице, как и, наверное, на всей планете, существует много экологических проблем:
А какая же из экологических проблем для нас является самой актуальной? Об этом задумались члены нашего объединения, собравшись на очередное заседание. Обсудив все перечисленные проблемы, мы пришли к выводу, что глобальный характер сегодня приобрело загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами. Население планеты, своими руками создает огромные горы мусора на планете. Если посчитать, то в среднем на жителя планеты приходится более 1 тонны мусора в год, но это не предел, аппетит растет, и скоро планета из космоса будет выглядеть не голубой, а разноцветной и издавать зловонный запах. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки, пакеты. Нередко мусор поджигают, и тогда ядовитый дым и черные хлопья сажи отравляют воздух на сотни километров. Такого рода свалки опасны для здоровья людей, загрязняют окружающую среду. Лет 50 назад, проблема мусора, считалась чисто городской, но сегодня от этой же проблемы страдает и село. Наша станица, к сожалению не исключение. Окрестности станицы превратились в дикие свалки, которые по масштабам хотя и несравнимы с городскими, но для населения порождают все те, же проблемы. Самое печальное в том, что многие люди не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают, да просто не хотят понимать, ведь этот мусор с грунтовыми водами, в виде токсичной пыли вернется к ним во дворы. Вода в колодцах, овощи и фрукты с приусадебных участков будут непригодны в пищу. Если мы будем безответственно относиться к среде обитания, то наши потомки никогда не будут здоровыми и не увидят естественную красоту донского края. Где же выход? Мы считаем: чтобы уменьшить образование отходов, нужно изменить образ жизни человека, а производство сделать безотходным.
Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
Предмет исследования: бытовые отходы жизнедеятельности человека.
Гипотеза: Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира.
Методы: практическая работа, социальный опрос, фото и видеосъёмка, практико-ориентированное исследование.
Практическое значение:
Полученные данные можно использовать для информирования населения о влиянии отходов на здоровье человека, о важности хранения, утилизации и получения вторичного сырья, с целью уменьшения количество мусора на улицах райцентра. А также для информирования населения о существовании несанкционированных мест сбора мусора и административной ответственности за создание таких свалок на территории села и в окрестностях. Разработки игр, презентацию можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях по экологии. Листовки и таблички использовать для проведения экологических акций.
Серьезность влияния обработки и захоронения отходов на окружающую среду зависит от объема производимых отходов, их состава, количества незаконно захороненных отходов, количества размещенных на свалке отходов и стандартов на заводах по обработке отходов. Будущее влияние процесса управления отходами будет зависеть от того, как изменятся указанные факторы. Окончательная обработка отходов, на сегодняшний день, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание, и два этих вида окончательной обработки оказывают разное, но в обоих случаях негативное, влияние на окружающую среду.
Одним из основных источников загрязнения урбанизированных территорий являются промышленные, образующиеся в результате производственного процесса, и твердые бытовые отходы (ТБО), возникающие в процессе жизни человека в жилище и амортизации предметов быта. Не меньшее значение как загрязнитель окружающей среды имеют и сточные городские воды, объединяющие производственные, бытовые и дождевые воды.
Отходы делятся на два основных класса:
1. отходы производства
2. отходы потребления
Отходы потребления включают в себя: твердые бытовые отходы (ТБО), изношенная сложная бытовая техника, отходы от ремонта жилого фонда.
Все отходы подразделяются на пять классов опасности по воздействию на окружающую природную среду:
I класс опасности ─ чрезвычайно опасные. Период восстановления отсутствует. (мышьяк, кадмий, ртуть, селен, цинк, свинец, фтор, бензопирен)
II класс опасности ─высоко опасные. Период восстановления не менее 30 лет. (бор, кобальт, молибден, никель, медь, сурьма, хром)
III класс опасности ─ умеренно опасные. Период восстановления не менее 10 лет. (барий, вольфрам, ванадий, марганец, стронций, ацетофенон)
IV класс опасности ─ малоопасные. Период самовосстановления не менее 3-х лет.
V класс опасности ─ практически неопасные. Воздействие на окружающую природную среду практически не нарушена.
Промышленные отходы. К промышленным отходам относятся продукты, материалы, изделия и вещества, образующиеся в результате производственной деятельности человека, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, вторичное использование которых на данном предприятии нерентабельно.
К токсичным промышленным отходам относятся физиологически активные вещества, образующиеся в процессе технологического производственного цикла и обладающие выраженным токсическим действием на теплокровных животных, а также на человека.
Строительные отходы. К ним относятся твердые минеральные отходы (керамзит, керамика, асбоцемент, гипс, отходы бетона), древесина и другие материалы, применяющиеся в строительстве. Эти отходы приравниваются к V классу опасности.
Твердые бытовые отходы. Основная масса ТБО состоит из макулатуры, стеклянного боя, не пригодных к дальнейшему употреблению вещей домашнего обихода, пищевых отходов, квартирного и уличного смета, строительного мусора, оставшегося от текущего ремонта квартир, сломанной бытовой техники. Качественный состав ТБО практически не зависит от географического расположения населенного пункта. Среди жилых домов наибольшее количество ТБО отмечено в неблагоустроенных домах с местным отоплением на твердом топливе и без канализации, а среди объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений - на городских рынках
Обращение с отходами ─ деятельность, связанная с образованием, сбором, перевозкой, хранением и обезвреживанием отходов. Отходы и неправильное обращение с ними приводят к ряду экологических проблем, например, к выбросу газов, вызывающих парниковой эффект, тяжелых металлов и других экологически вредных химических веществ.
Опасные отходы содержат в своем составе вещества, обладающие какими-либо опасными свойствами или при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять опасность, причинение вреда окружающей среде, здоровью. С ними нельзя обращаться так же, как с обычными потребительскими отходами, поскольку это может привести к серьезному загрязнению окружающей среды или нанести вред людям или животным. Сейчас все больше опасных веществ, которые раньше размещались на свалках, собираются и обрабатываются должным образом, но далеко не все. Например, отслужившие электрические приборы и электроника (телевизоры, холодильники и т.д.) продолжают свозиться на свалку, хотя в них присутствуют вредные вещества. Старые свалки содержат большое количество вредных отходов и ядовитых химических веществ, которые годами размещались на них и проникали в окружающую среду.
Утилизация - применение или расходование отходов после соответствующей обработки. Среди методов ликвидации отходов в настоящее время первое место принадлежит полигонам твердых бытовых отходов, на которые вывозят порядка 90-95% отходов (сжигание составляет не выше 10%).Отходы жизнедеятельности и производства, размещенные на территории полигона ТБО, разлагаются под воздействием окружающей среды, и физико-химические трансформации их состояния могут стать причиной попадания вредных веществ и их соединений в почву, грунтовые и сточные воды. Последствия такой ситуации бывают не просто негативными, даже трагичными — нарушение экологического баланса и возникновение эпидемий. По современным строительным нормам при обустройстве мест утилизации мусора требуется проводить гидроизоляцию, предотвращающую проникновение токсичных фильтратов с полигонов ТБО в геологические компоненты. Однако, если ТБО складируются, то это не означает, что они обезвреживаются. Полигоны - мины замедленного действия, которые будут действовать десятки лет, нанося огромный экологический и социальный ущерб природной среде и, тем самым, населению.
По результатам разных исследований на полигонах отмечается не только сильное поверхностное загрязнение почв на больших территориях, но и подземных вод и грунтов до глубин более 20 м.
Хранение отходов ─ временное содержание отходов в санкционированных местах их размещения в соответствии с установленными правилами и сроками до их извлечения с целью обезвреживания или использования.
Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. Захоронение отходов ─ изоляция отходов, исключающая возможность дальнейшего их использования и направления на предотвращение взаимодействия этих отходов с окружающей средой. Захоронения отходов в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускаются.
Вторым направлением утилизации ТБО является переработка в органическое удобрение (компост). Трудность осуществления данного метода состоит в необходимости сложной сортировки и предварительной переработки ТБО, т.к в отсутствует система целевого сбора отсортированного и незагрязненного вторичного сырья у населения
К сожалению, из-за низкой экологической культуры населения в бытовые отходы попадают краски, батарейки, люминесцентные лампы и многое другое, что может привести к перенасыщению компоста тяжелыми металлами и вредными компонентами.
ЧТО ЖЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ МУСОРА?
Бумажные отходы перерабатывают в бумагу и картон, в топливные брикеты для электростанций, туалетную и оберточную бумагу. Из них же изготавливаются теплоизоляционные материалы.
Стекло низкого качества, не годное для новых бутылок, становится наполнителем для строительных материалов.
Из пластика получают пластик тех же свойств. Из пищевых отходов делают компост, ценные органические удобрения.
Серьезность влияния обработки и захоронения отходов на окружающую среду зависит от объема производимых отходов, их состава, количества незаконно захороненных отходов. Окончательная обработка отходов, на сегодняшний день, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание, и два этих вида окончательной обработки оказывают разное, но в обоих случаях негативное, влияние на окружающую среду.
Размещение отходов на свалках ведет к выделению метана - одного из парниковых газов и опасных химических веществ, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
Сжигание отходов ведет к выбросу газов из труб сжигающих их заводов. Эти газы содержат опасные химические вещества, такие как кадмий, ртуть и свинец. Известно, что при поступлении в организм они могут оказывать влияние на функцию кроветворения, способствуют развитию канцерогенного, генетических и др. биологических эффектов. Биохимическое разложение и химическое окисление материала свалки может сопровождаться образованием очагов выделения тепла с повышением температур до 75°С, т.е. возможно самовозгорание отходов. Гниение материала ТБО сопровождается распространением запаха на расстояние более 1 км.
Вредное воздействие на человека ─ воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью человека будущих поколений. Опасные для здоровья соединения можно обнаружить в повседневно используемых изделиях таких как моющие средства, лаки, краски, мебель, ковры, игрушки, одежда, ткани, косметика, фармацевтические препараты, компьютеры, телевизоры, продукты питания, и так далее. (таб. 1 Приложение № 4)
Воздействие химических соединений на человека может происходить различными путями: путем вдыхания, при контакте с кожей и путем глотания (с пищей). После поступления в организм химикаты распределяются по различным участкам организма, где происходит их метаболизм, который может сопровождаться превращением этих веществ как в менее токсичные, так и в более токсичные, чем исходное соединение. [1]
Дети подвергаются воздействию вредных химических веществ, если:
- употребляют в пищу загрязненные продукты;
- пьют загрязненную воду и напитки;
- играют в загрязненных зонах;
- имеют доступ к вредным химическим веществам;
- помогают взрослым в проведении сельскохозяйственных работ.
Как видно из таблицы 2 (приложение № 5) особую опасность оказывают тяжелые металлы, вызывая поражения практически всех систем органов, особенно страдает нервная система и органы дыхания. Не менее опасны сточные воды и фекальные стоки городов. Особая опасность в этом случае связана с возможностью эпидемий инфекционных заболеваний.
В нашей стране в год выбрасывается 104 кг отходов на человека. Эта цифра могла бы уменьшиться, если бы человек не помогал загрязнять города и села. Ежегодно происходит увеличение несанкционированных свалок.
Человек, выбрасывая мусор в неположенном месте, не задумывается о последствиях своих действий. А ведь этот мусор содержит весь букет токсичных веществ.
Во всем мире и нашем райцентре ведется борьба с несанкционированными свалками. За выброс мусора в неположенном месте, статьями 8.1 и 8.41 КоАП РФ предусмотрен штраф: для физических лиц он составляет до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - до 40 тысяч рублей, а для юридических лиц - 200 тысяч рублей.
Уполномоченные лица могут составлять протоколы и налагать штраф на нарушителя экологической безопасности окружающей среды. Если мы с вами будем бережно относится к природе, она еще долго будет радовать наш глаз красивыми пейзажами.
После сбора информации о видах мусора и способах его утилизации мы решили изучить общественное мнение по этой проблеме. Для этого был проведен соцопрос населения станицы «Егорлыкская» (Приложение №1)
Кроме того, нами было проведено исследование по определению количества ТБО в каждой семье, состоящей приблизительно из 4 человек. Для этого мы в течение недели собирали мусор отдельно в разные контейнеры.
В расчете на одну семью.
1-ый контейнер - пищевые отходы 7,2 кг
2-ой контейнер - стекло 1,5 кг
3-ий контейнер - пластик 1,1 кг
4-ый контейнер – металлы 0,1 кг
5-ый – бумага, картон - 4,8 кг
В результате обработки полученных данных, мы пришли к следующим результатам :
- больше всего отходов пищевых (они хорошо разлагаются и не наносят вреда экологии), из них можно готовить компост.
- бумага – может быть переработана как вторсырье
- стекло – может быть использовано для производства стройматериалов
- пластик и металлы – тоже подвергаются вторичной переработке
Таким образом, если собирать все отходы раздельно, то позже их можно переработать.
Несложные расчеты привели к таким результатам:
В расчете на | Виды ТБО | |||||
пищевые | бумага | пластик | стекло | металл | ВСЕГО | |
Мою семью в неделю | 7,2 кг | 4,8кг | 1,1кг | 0,8 кг | 0,1кг | 14,7кг |
Одного человека в неделю | 1,8кг | 1,2кг | 0,275кг | 0,2 кг | 0,025кг | 3,675кг |
На одного человека в год | 657кг | 438кг | 100,375кг | 73 кг | 9,125кг | 1341,375кг |
На всех жителей станицы в год (5200 чел.) | 3416400кг | 2277600кг | 521950кг | 379600кг | 47450кг | 6643000кг |
Вывод: больше всего пищевых отходов и бумаги.
Нами уже давно ведётся агитационная работа. Мы разрабатываем листовки- обращения к жителям станицы, создаем баннеры с призывом не засорять и беречь природу Земли.(Приложение №2)
Ежегодно в нашей школе проводятся выставки по созданию поделок и моделей одежды из бросового материала. (Приложение №3)
В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:
1. В нашей станице существует проблема загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. В районе нет завода по переработке мусора, нет оборудованного по правилам полигона.
2. Хранение мусора на полигоне не решает проблему засорения окружающей среды отходами; мусор на полигоне и улицах села влияет на здоровье, т. к в организм человека попадают различные токсические вещества, которые вызывают поражения практически всех систем органов, особенно страдает нервная система и органы дыхания. Не менее опасны сточные воды и фекальные стоки, которые сбрасывают в р. Егорлычек. Особая опасность в этом случае связана с возможностью эпидемий инфекционных заболеваний.
3. Ежегодно происходит увеличение несанкционированных свалок в станице и окрестностях.
4. Основными мерами борьбы с несанкционированным выбросом мусора является наложение штрафа.
Хотелось бы посоветовать людям относится более бережно к окружающей среде, не выбрасывать мусор, где попало. У простого человека всегда есть возможность помочь природе. Например, сбор и сдача макулатуры и металлолома, что может уменьшить складирование бытовых отходов на улицах города.
Также я выяснила, что в нашей стране взрослых очень трудно привлечь к сортировке мусора. Об этом говорят различные неудачные попытки в разных уголках страны. Но если этому мы будем учиться с детства, то у человека будет воспитываться экологическая культура, и во взрослом возрасте это будет делать не так сложно.
Надеюсь, что взрослые будут более ответственно относиться к этой проблеме, пока ещё не слишком поздно. Насколько чистой, удобной и безопасной будет эта земля, зависит, и от того, куда будет вывозиться мусор – на свалки или предприятия по переработке. Взрослым надо учиться, также как и нам, беречь нашу Землю.
Выводы:
Считаем, что наше предположение о том, что если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования подтвердилось.
Предложения по сбору и утилизации ТБО
• Придумать такую обработку, чтобы получался другой полезный продукт, например, стройматериалы.
• Сортировать мусор для дальнейшей переработки.
• Просроченные лекарства сдавать в аптеку.
• Батарейки сдавать в пункты приёма.
• Ненужные вещи отправлять в благотворительные организации
Перспективы по продолжению работы над исследованием. На будущий год мы хотим провести эксперимент по исследованию почвы и воды вблизи мусорных свалок. Ещё мы бы хотели провести экологические акции и привлечь к обучению сортировке мусора ребят, которые учатся в нашей школе. Чем больше нас будет, тем больше пользы мы принесём нашей станице и планете.
Приложение №1
Соцопрос населения станицы «Егорлыкская»
Анкета
Добрый день! Мы экологический отряд «Возрождение» проводим социальный опрос.
Мы хотим узнать, как Вы относитесь к загрязнению нашей станицы.
Результаты опроса
Анализируя данные соцопроса, мы пришли к следующим выводам:
Вывод: необходимо повышать экологическую культуру односельчан и начинать эту работу надо со школьной скамьи и детского сада.
Приложение №2.
Агитационная работа. Плакаты и листовки
Уважаемые Егорлычане!
Помните!
Пластиковые пакеты, упаковки, посуда, игрушки и бутылки, выброшенные вами, могут пролежать в земле более 100 лет, не подвергаясь разложению, так как не поддаются воздействию гнилостных бактерий. Сжигая их, мы наносим вред не только атмосфере, но и нашему здоровью (пластик содержит тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека).
Мы, юные экологи Егорлыкской школы №11, призываем вас не выбрасывать и не сжигать изделия из пластмассы, стараться как можно меньше использовать в быту одноразовые упаковки, чтобы сберечь окружающую среду и здоровье будущих поколений.
Приложение №3.
Создание творческих работ с бросового материала
Приложение № 4
Таблица 1. - Содержание различных химических веществ в отходах
Виды отходов | Виды химических веществ |
ПЛАСТМАССА | хлорорганические соединения, органические растворители в емкостях из ПВХ |
ПЕСТИЦИДЫ | хлорорганические соединения, фосфорорганические соединения |
ЛЕКАРСТВА | органические растворители и осадки, следы тяжелых металлов |
КРАСКИ | тяжелые металлы, красители, растворители, органические осадки |
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ | тяжелые металлы |
МАШИННОЕ МАСЛО, БЕНЗИН | масла, фенолы и другие органические соединения, тяжелые металлы, аммиак, соли кислот, каустическая сода |
МЕТАЛЛЫ | тяжелые металлы, красители, соли абразивных покрытий, масла, фенолы |
КОЖА | тяжелые металлы |
ТЕКСТИЛЬ | красители, содержащие тяжелые металлы, хлорорганические соединения |
Приложение № 5
Таблица 2. Загрязнение среды и возможные нарушения здоровья человека
Основные загрязнители | Возможные нарушения здоровья человека |
Тяжелые металлы, свинец, кадмий, цинк. | Расстройство биосинтеза гемоглобина, изменение защитных механизмов организма. Функциональные и органические нарушения сердечно-сосудистой системы. Интоксикация центральной нервной системы. Расстройства психики. Функциональные нарушения печени, почек, желудочно-кишечного тракта. Накопление в организме свинца (в костях, крови, моче), отставание физического развития детей, вплоть до летального исхода. |
Пары металлической ртути, её неорганические и органические соединения. Ртуть | Накопление в организме ртути (в мозге, сердце, лёгких, почках, печени, селезёнке, поджелудочной железе, мышечной ткани, крови, молоке, спинномозговой жидкости, волосах). Нервно-психические нарушения, повышение общей заболеваемости. У детей - гипертония, повышенная пораженность зубов кариесом. Необратимые поражения центральной нервной системы и мозга. |
Масла, фенолы | Увеличение общей заболеваемости, респираторные заболевания |
Углеводороды, в т. ч. бензапирен | Раздражение дыхательных путей, появление тошноты, головокружение, сонливость. Понижение иммунологической активности организма. |
Лягушка-путешественница
Пятёрки
Как нарисовать зайчика
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Будьте как солнце!