Проблема школьных конфликтов сегодня очень актуальна, и это привлекает внимание многих. Формирование ценностей учащихся, формирование своих образцов поведения, утверждение «Я» среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, сопровождаемых оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью в связи с борьбой за лидерство или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления себя коллективу. Иногда создается впечатление, что в такие моменты подростки «теряют тормоза», что ими управляет неведомая сила. Чаще всего в моменты непосредственного конфликта они не контролируют в должной мере свое поведение, не осознают конечных результатов тех или иных своих поступков и действий.
В СМИ очень много говорится о школьных конфликтах, в интернете часто появляются многочисленные видео, где сняты жестокие сцены школьных драк. Наблюдая за своими однокласниками, как они общаются друг с другом, я увидела, как неоднозначны бывают отношения. Порой, ребята, не замечая, могут обидеть другого человека словом или каким-либо поступком. Актуальность создавшейся ситуации послужила выбору темы работы.
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_v_mezhlichnostnyh_otnosheniyah.docx | 114.57 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Нижнетроицкий
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Секция: «Быстрее в мысли, ярче в слове...»
Направление: «Обществознание и право»
КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Габсабирова Милена,
ученица 6 класса
Руководитель Каптелинина О.П.
учитель истории и обществознания
Нижнетроицкий 2020
Оглавление
№ п/п | Тема | Страницы |
1 | Введение | Стр. 3 |
2 | Основная часть | Стр. 4 |
3 | Стадии протекания конфликта: | Стр.6 |
4 | Причины возникновения конфликтов у подростков | Стр.8 |
5 | Виды конфликтов | Стр. 8 |
6 | Возможные пути решения конфликтов | Стр.9 |
7 | Проведение анкетирования | Стр. 12 |
9 | Заключение | Стр.13 |
1 | Список литературы | Стр.15 |
Приложения | С стр. 16 |
«Конфликты в межличностных отношениях»
Введение
Проблема школьных конфликтов сегодня очень актуальна, и это привлекает внимание многих. Формирование ценностей учащихся, формирование своих образцов поведения, утверждение «Я» среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, сопровождаемых оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью в связи с борьбой за лидерство или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления себя коллективу. Иногда создается впечатление, что в такие моменты подростки «теряют тормоза», что ими управляет неведомая сила. Чаще всего в моменты непосредственного конфликта они не контролируют в должной мере свое поведение, не осознают конечных результатов тех или иных своих поступков и действий.
В СМИ очень много говорится о школьных конфликтах, в интернете часто появляются многочисленные видео, где сняты жестокие сцены школьных драк. Наблюдая за своими однокласниками, как они общаются друг с другом, я увидела, как неоднозначны бывают отношения. Порой, ребята, не замечая, могут обидеть другого человека словом или каким-либо поступком. Актуальность создавшейся ситуации послужила выбору темы работы.
Цель работы: проанализировать причины возникновения конфликтов и факторов, влияющих на их уровень и наметить возможные пути их разрешения.
Объект моего исследования - обучающиеся моей школы.
Предмет исследования – межличностные отношения в коллективе подростков.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Практическая значимость исследования заключается, в том, что результаты данной работы могут быть использованы в жизни моей и моих друзей. Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью влияния конфликтов на формирование личности.
Методы: Практические – описание, наблюдение и Теоретические - изучение материалов об общении людей между собой.
Гипотеза: Тема конфликтов подростков очень актуальна для нашего времени.
Краткий обзор литературы: В своей работе я использовала ресурсы интернета, энциклопедии из кабинета истории и библиотеки школы
Основная часть
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная настоящая роскошь. Без него человеку трудно прожить. Но общение не только таит в себе удовольствие, но иногда приятности и неприятности. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся миролюбиво. Для того чтобы жизнь была менее неспокойной из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому
Факт конфликта как неотъемлемой части жизни подростков на сегодняшний день является общепризнанным. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих сверстников и т.д.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение участников конфликта. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Просматривая учебник «Обществознание» я обратила внимание на тему «Конфликты в межличностных отношениях», Меня заинтересовали этапы развития конфликтной ситуации :
1. Возникновение конфликтной ситуации;
2. Осознание конфликта;
3. Проявление конфликтного поведения;
4. Углубление конфликта;
5. Разрешение конфликта.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечённых в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия[1].
1. Стадии протекания конфликта:
1.1. Стадия скрытый конфликт – положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.
Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтов. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться.
1.2. Стадия конфликтных действий. Развитие может быть непрерывным: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются участники конфликта; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.
1.3. Стадия снятия, или разрешения, конфликта. Часто завершения конфликта удается только посредством специальных усилий, направленных на его разрешения. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры конфликтующих сторон.
В ходе конфликта его участники испытывают изменение тембра голоса и повышение темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, плач, тремор (дрожание) рук, повышенное потоотделение. Для эмоциональных реакций характерно большое количество раздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние, удовлетворение.
В конфликте есть:
К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации[2]4:
Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Участники конфликта реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию другой участник конфликта.
2. Причины возникновения конфликтов у подростков
3. Виды конфликтов:
- Межпоколеные - конфликты между взрослыми (учителя, родители, соседи)
- Внутрепоколенные - конфликты между сверстниками; общение между сверстниками - особая сфера жизни подростка. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма,
- конфликты лидерства, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жёсткости. Ребёнок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жёсткости, унижения себе подобных. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
- Конфликты между мальчиками и девочками:
варианты конфликта
- Разделение класса на группу «пацанов» и «девчонок».
- Сложности в прямом общении мальчиков и девочек.
- Вспышки агрессивного поведения мальчиков по отношению к девочкам.
4. Возможные пути решения конфликтов:
Тема конфликтов подростков с родителями очень актуально для нашего времени. Именно в подростковом возрасте случаи разногласий между ними случается довольно часто.
Какие же изменения происходят у подростков в организме и почему они начинают конфликтовать с окружающими?
На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Цель - улучшение отношений между подростками и родителями
. В идеале все конфликты между родителями и ребенком должны решаться компромиссом (обе стороны снижают свои требования и идут на уступки) или сотрудничеством (стороны забывают разногласия и вместе решают проблему). Однако на практике добиться взаимопонимания бывает непросто, позиции родителей и детей кардинально расходятся по многим вопросам. Подросшие дети пытаются получить больше прав и свобод, а родители стараются уберечь их от опасностей и неприятностей, которые сопровождают вступление во взрослую жизнь.
С одной стороны, причины конфликтов родителей с подростками
1.Борьба за власть и родительский авторитет.
2.Неподтверждене надежд и ожиданий.
3.Нежелания признать самостоятельность и «взрослость» подростка.
4.Неверие в силы ребенка, боязнь выпустить его «из-под крыла».
С другой стороны причины конфликтов подростков с родителями
1.Кризис переходного возраста.
2.Требование большей самостоятельности, права самому принимать решение.
3.Утверждение себя в глазах сверстников.
4.Принадлежность к группе подростков, поощряет вызывающую манеру общения и поведения.
Можно ли избежать конфликтов?
Проблемы решения подобных ситуаций в том, что конфликтующие стороны не хотят слушать друг друга, что приводит к отсутствию взаимопонимания между ними. А нужно всего лишь поговорить по душам. Многим гораздо проще гадать почему возникают конфликты между родителями и детьми, чем просто спорить об этом.
Не стоит боятся откровенного разговора так как именно такие моменты помогают создать доверительные отношения между представителями различных поколений.
С какими же проблемами подростки сталкиваются сегодня? Приведем 10 наиболее распространенных проблем.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
4.1. Неудовлетворенная потребность в общении и похожести
Многие подростки пытаются найти место в обществе, хотят, чтобы их признали сверстники. Это одна из самых важных задач их жизни на данном этапе, и они сталкиваются с большим количеством беспокойства и неуверенности.
Когда подростки понимают, что они не вписываются и не принадлежат к какому-то важному для них месту, это может привести к ощущению изоляции, разобщенности и депрессии. Телевизионные шоу, ориентированные на подростков, устанавливают для них нормы поведения такие как издевательства, ранний секс, агрессивное и жестокое поведение и нарушение правил. Или же вы крутые, только если вы владеете всеми брендами.
4.2. Стресс
Стресс возрастает в школе и по мере взросления возрастает количество дел, которые необходимо выполнить. Учёба, домашние дела, внеклассные мероприятия, занятия спортом... На социальном фронте открывается новый заманчивый горизонт - знакомства, вечеринки и общение с друзьями. Между тем их постоянно отвлекают электронные СМИ.
4.3. Социальное давление
Часто родители живут через своих детей и ожидают, что их дети достигнут всего, чего они хотели, но не имели. Ожидание, что подросток получит хорошие оценки, заведёт хороших друзей, преуспеет во внеклассных мероприятиях и будет вести себя хорошо, ответственно - это большое давление. К этому добавляется давление со стороны сверстников. Чтобы быть принятыми среди сверстников и стать "популярными", подростки чувствуют необходимость соответствовать определенным вкусам, поведению и внешнему виду.
Когда все окружающие подростка люди пытаются придать ему / ей другую форму, давление нарастает. Родители, учителя, старшие родственники, братья и сестры, друзья, одноклассники и социальные группы играют свою роль и тянут подростка в разные стороны.
4.4. Насилие на экране и нездоровые социальные сети
Ответственное использование Facebook, Instagram, Twitter, Вконтакте и других социальных платформ может быть отличным способом для подростков соединиться с миром, но при безответственном использовании появляются проблемы. Жестокие видеоигры способствуют агрессии и насилию. Выход в интернет подвергает подростка к встрече с плохим характером других людей, нездоровыми изображениями, порно, насилию и др. Независимо от того, что вы делаете, нет способа полностью защитить их. Родители должны знать, что делают дети в Интернете, и учить их безопасному взаимодействию с Интернетом.
4.5. Запугивание
Приблизительно 30% подростков в России страдают от издевательств - либо в качестве жертвы, либо в качестве агрессора. Каждый третий студент говорит, что в школе издевались над ним, но теперь и онлайн-издевательства тоже происходят. Многие не знают, что издевательства могут быть прямыми или косвенными, включая сплетни и распространение слухов. Многие дети даже не знают, что такое киберзапугивание, или полностью не осознают потенциально разрушительный эффект их поведения в Интернете.
5. Проведение анкетирования.
Подростки сегодня вынуждены жить на краю общества, без какого-либо принятия и очень небольшого положительного подтверждения. Ожидается, что они узнают, как правильно жить из Интернета и телевидения, где уделяется мало внимания моральной ценности или личному совершенству.
Я задала вопросы в трех 6 классах:
1. Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе?
2. Где чаще всего происходят драки?
3. Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в конфликты?
4. С кем чаще всего конфликтуют?
5. Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты?
6. Какой способ решения разногласий Вы считаете для себя оптимальным?
Итоги анкет представлены в диаграммах. Проведя исследование, я пришла к выводу, что основными причинами конфликтов между учащимися являются:
Что же является основой межличностных отношений? Во многом они зависят от эмоций, взаимных чувств. Все чувства можно разделить на две группы: 1. Чувства, которые сближают людей и 2. те чувства, которые затрудняют отношения. По другому можем назвать чувства: симпатия и антипатия.
Заключение
Подводя итог по данному исследованию, отмечу следующее: в школе, как и в любом другом социальном институте, иногда возникают конфликтные ситуации. Чаще всего выясняют отношения между собой одноклассники. В результате моего исследования я пришла к следующим выводам, что основными причинами конфликтов между учащимися являются:
Наши взаимоотношения, тесное сотрудничество обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия. Можно предотвратить многие конфликты, если без амбиций, внимательно со стороны взглянуть на ту или иную ситуацию, критически отнестись к собственным поступкам и решениям. Проведенное мной исследование подтверждает мое предположение о том, что умение выстраивать конструктивное общение поможет предупредить конфликт или, хотя бы, успешно его разрешить.
Нельзя думать, что конфликты имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время, как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.
Умению выстраивать коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так и нам – подросткам. Только тогда, когда мы научимся понимать, признавать, принимать друг друга такими, какие есть, конфликтных ситуаций станет меньше.
Список литературы
Ресурсы интернета:
https://multiurok.ru/files/miezhlichnostnyie-konflikty-urok-priezientatsiia-po-obshchiestvoznaniiu-6-klass-fgos-2.html
https://compedu.ru/publication/prezentatsiia-po-predmetu-obshchestvoznanie-na-temu-konflikty-v-mezhlichnostnykh.html
https://ppt-online.org/170705
Приложения
Приложение 1
Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе?
Где чаще всего происходят драки?
Приложение 2
Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в конфликты?
С кем чаще всего конфликтуют?
Приложение 3
Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты?
Приложение 4
Какой способ решения разногласий Вы считаете для себя оптимальным?
Приложение 5
Словарь терминов
[1]Л.М. Куликов Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика» , 2003. –139с.
3 Фишер Р., Ури У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1999.-77с.
[2]4Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003. –285с.
Цветение вишни в лунную ночь
Щелкунчик
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Снежный всадник