Творческий прект
Вложение | Размер |
---|---|
kukla-obereg.doc | 715 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Пояснительная записка к творческому проекту
КУКЛА - ОБЕРЕГ
Автор: ученица 2 «Б» класса
Паршина Арина
Руководитель: Бойко Екатерина Геннадьевна
Большая Елховка
2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Директор школы: Афроськин Александр Михайлович
Почтовый адрес школы: 431503 с.Большая Елховка,
ул. им В. П. Вакала, д.17
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Автор работы: Паршина Арина Владиславовна
431503 Республика Мордовия,
Лямбирский муниципальный район,
с.Большая Елховка, ул. Набережная, д.3
Руководитель работы: Бойко Екатерина Геннадьевна,
учитель 2 б класса МОУ «Большеелховская СОШ»
Краткая аннотация
Пояснительная записка к творческому проекту «Кукла оберег» состоит из 21 стр. Содержит 2 таблицы, фотографии. Данная работа выполнена ученицей 2 «Б» класса Паршиной Ариной. В результате выполнения работы достигнута цель: изготовлена кукла– оберег.
Решены все поставленные задачи:
Выбранная тема очень интересна. Кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Учитель начальных классов Бойко Екатерина Геннадьевна
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Конструкция изделия
1.1.Обоснование выбора проекта…………………………………………...........
1.2.Обоснование выбора материалов……………………………………………..
1.3.Декоративное оформление…………………………………………………….
Глава 2. Технология изготовления изделия
2.1. Выбор технологии изготовления……………………………………………
2.2. Инструменты и приспособления……………………………………………
2.3.Правила техники безопасности……………………………………………...
Глава 3. Экономическое обоснование проекта
3.1. Расчет себестоимости……………………………………………………….
3.2. Экономическая оценка проекта…………………………………………….
Глава 4.Экологическая оценка проекта………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
Терминологический словарь……………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………..
Введение
Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. А в других, более ранних цивилизациях – гораздо раньше. Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 году. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.
У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили в жертву людей. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы, но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Так кукла спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило и другие.
Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Делали кукол не только из тряпок, из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все русские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в неё злых сил. Оберёг – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти,
принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким детям.
Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне со второй половины 19 века до середины 20 века тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман). Человек брал такую куклу-берегиню, три раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Со временем куклы теряли свое магическое значение и становились игрушками, забавами для детей. Как изменялся внешний вид куклы-берегини? Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы, для неё использовали белую ткань. Голова символизировала духовную сущность человека. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Иногда на месте лица рисовали (вышивали) крест: с приходом христианства, крест всегда считался добрым знаком. Для изготовления куклы использовали поношенную одежду родителей. Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэтому позднее стали придавать большое значение одежде куклы. Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами. Кто и как изготавливал куклу-оберег? Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню, тщательно соблюдая одно
условие – изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек, затем укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее малыша. Когда ребенок рождался, куколка не расставалась с ним. Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-бессонницу. Ее укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Часто куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы в наши дни – отголосок именно этого обряда. Раньше женщины собирали волосы в маленький мешочек. Из мешочка они тоже делали куклу. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками. Все верили, что они помогут больному выздороветь. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт.
Поставила цель: привлечение внимания к истокам создания народной куклы, изготовить куклу – оберег.
При работе над проектом мною решались следующие задачи:
Глава 1. Конструкция изделия
1.1 Обоснование выбора проекта
Выбранная тема мне показалась интересной потому, кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре С.И.Ожегова объясняется, что кукла-это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Я считаю куклой любую фигурку, которая изображает человека и служит для игры.
С детства меня окружали игрушки. С их помощью я открывала для себя мир. Бабушка мне сделала тряпичную куклу. Мне тоже захотелось научиться своими руками сделать такие куклы, а затем научить этому ремеслу своих подружек.
Еще кукла помогала приобретению навыка шитья.
1.2 Обоснование выбора материалов
Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами: ткань лишь рвалась и связывалась. Также нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
Сразу признаюсь, что отошла от традиций предков. Я сделала кукле глаза и пользовалась при работе ножницами.
Я выбрала материал для работы.
Для изготовления туловища мне понадобилось: пластиковая бутылка, вата, капроновые колготки, декоративные глаза.
Для изготовления платья я попросила у мамы лоскутки однотонного хлопка и разноцветный шёлк.
А еще мне понадобились волосы от старой куклы, вата, кружева, нитки.
Я определила этапы своей работы.
1.3 Декоративное оформление
В качестве декоративного оформления, я использовала разноцветную ткань. А еще я использовала декоративные глаза. Голову куклы я украсила цветным платком.
Глава 2. Технология изготовления изделия.
2.1 Выбор технологии изготовления.
Технология изготовления куклы настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме. Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен.
Изготовление куклы
№ | Последовательность изготовления работы |
1 | Пластиковую бутылку режу чуть ниже середины |
2 | Покрываю бутылку ватой, надеваю капроновые колготки |
3 | Сшиваю верх колготок |
4 | Приклеиваю декоративные глаза |
5 | Клею волосы |
6 | Пришиваю к изделию руки |
7 | Вставляю дно бутылки |
Изготовление платья
Платье для куклы мне помогла изготовить мама.
№ | Последовательность выполнения работы |
1 | Делаю выкройки деталей |
2 | Вырезаю детали по контуру, сделав припуски на швы |
3 | Сшиваю детали |
4 | Пришиваю кружева к краям рукавов и вороту платья |
2.2 Инструменты и приспособления.
Для изготовления своего изделия необходимо оборудование, с помощью которого я добилась результата, т.е сшила платье для куклы это:
Швейная машина.
Утюжильная доска, утюг.
Ручная игла, булавки, ножницы, напёрсток, нитки.
Мелок, линейка.
Бумага для построения чертежа.
2.3 Правила безопасности.
При работе над проектом соблюдала правила техники безопасности.
1.Опасности в работе:
-повреждение пальцев иглой
-попадание волос или краёв одежды во вращающиеся части швейной машины;
-поражение электрическим током.
2.Что нужно сделать до начала работы:
-проверить исправность машины;
-проверить перед соединением деталей изделия, не остались ли в них ручная игла или булавки.
3.Что нельзя делать во время работы:
-заправлять верхнюю нитку при работающей машине;
-класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
-передавать ножницы, изделия или детали при работающей машине.
4.Что нужно по окончанию работы
-выключить машину;
-убрать рабочее место.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Перед тем как что - либо делать, надо взвесить, сколько стоит эта работа. Будет от нее выгода или убыток? Поэтому чтобы убедиться в экономической целесообразности выполнения проекта, я произвела расчет себестоимости.
3.1 Расчет полной себестоимости.
Стоимость моего изделия можно вычислить следующим образом:
Бутылка пластиковая – была ранее приобретена
Колготки капроновые - были ранее приобретены
Ткань - 60 рублей
Нитки швейные – 20 рублей
Вата – 40 рублей
Итого: 120 рублей
3.2 Экономическая оценка проекта
Подобное изделие невозможно приобрести на рынке, да и стоит оно гораздо дороже. Полный расчет себестоимости показывает, что изготовление куклы - оберега своими руками экономически целесообразно.
Глава 4. Экологическая оценка проекта
Кукла изготовлена из экологически чистых материалов. Изготовление игрушки и её эксплуатация экологически безопасно и никаких изменений на организм человека и на окружающую среду не оказывает.
Заключение
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами я учусь общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренирую память. Я не выбрасываю свои старые куклы. У меня есть и современные куклы (более 20 штук) и тряпичная кукла, сделанная моими руками, которая мне очень нравится. Я довольна своей работой.
Литература
И.Н. Котова, А.С. Котова»Русские обряды и традиции»Изд.Санкт-Петербург «Паритет».
Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов «культура русского народа»,Изд. Санкт-Петербург 2008г.
А. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов «История костюма. Эпоха. Стиль. Мода»
Изд.Санкт-Петербург «Паритет» 2008г.
Галина и Мария Дайн «Русская тряпичная кукла» Изд. Культура и традиции. 2007 и 2008
Интернет - ресурсы
Терминологический словарь
Берегиня - от слова «беречь», «оберег»(талисман).
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.
Кукла – оберег - «безликая кукла», которая служила «оберегом».
Оберёг – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Техника безопасности— свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда или проведения каких-либо других работ.
Приложение
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем акварельное мороженое
Мост Леонардо
Ночная стрельба
В какой день недели родился Юрий Гагарин?