В качестве материала для исследования нами был выбран уникальный неопубликованный нигде ранее материал - это рукопись самого ветерана, участника военных действий. Сквозь призму десятилетий эта рукопись нашла свой свет. Написана она на шести двенадцати листовых сшитых тетрадях. (приложение 1). Работа имеет свое оглавление. (приложение 2). Поэзия это самый оперативный и популярный литературный жанр военных лет, потому что именно поэтическое слово берет за душу и помогает эмоционально воспринять исторические факты.
Вложение | Размер |
---|---|
kratkaya_rabota.docx | 31.43 КБ |
КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ
«БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «ВОЕННЫЕ ЛЕТОПИСИ НЕ ГОРЯТ»
Автор:
Ковалева Нина Анатольевна
11 класс, МКОУ «Комарская сош»
Научный руководитель:
Протопопова Ксения Юрьевна, учитель
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………..……………………………………..................................3-4
Глава 1. Жизненный, фронтовой путь ветерана.............................................................5-7
Глава 2. Фронтовая поэзия Ивана Федоровича Крысанова.........................................8-14
Заключение……………………………….………..................…………...……....................15
Список литературы……………………………………………………………...................16
Приложение……………………………………………..…………….................................17-24
Введение
В прошлом году все люди мира праздновали 75 годовщину Великой Победы – победы над фашизмом, победы добра над злом. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим мы от военной поры. Все меньше становится очевидцев Великой Отечественной войны, из уст которых мы и будущие поколения могут услышать правду о тех грозных событиях. Но мы должны понимать, что живы как нация, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы наша память была жива. Наш долг – сохранить и передать память о том времени, о тех, кто ковал победу, об их стойкости, мужестве и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям. И главное - не только помнить, но и быть достойными их подвига, не допустить повторения войны. Именно об этом мечтали бойцы Великой Отечественной войны. Именно об этом говорит вся литература военных лет.
В качестве материала для исследования нами был выбран уникальный неопубликованный нигде ранее материал - это рукопись самого ветерана, участника военных действий. Сквозь призму десятилетий эта рукопись нашла свой свет. Написана она на шести двенадцати листовых сшитых тетрадях. (приложение 1). Работа имеет свое оглавление. (приложение 2). Поэзия это самый оперативный и популярный литературный жанр военных лет, потому что именно поэтическое слово берет за душу и помогает эмоционально воспринять исторические факты.
Цель данной работы: проследить события истории страны через творчество нашего земляка, изучить особенности фронтовой поэзии Ивана Федоровича Крысанова, сравнить с реальными событиями.
Задачи работы: 1) установить факты биографии, собрать и проанализировать материал, прочитать поэму ветерана; 2) по разным источникам выяснить особенности фронтовой поэзии и проанализировать прочитанное произведение с точки зрения изобразительно-художественных средств.
Гипотеза: если жива память в потомках, то человек прожил жизнь не зря и оставил свой след на земле.
Объект исследования: биография Ивана Федоровича и его творчество, предметом - рукопись ветерана.
В процессе написания работы использовался только материал из школьного музея, обработка которого невозможна без следующих методов исследования: метод сплошной выборки, конспектирования, наблюдения, частичного литературного анализа, обобщения.
Хронологические рамки исследования: начало написания 2 февраля 1977 г. (дата указана на титульном листе)., окончание написания предположительно 1991 г. (со слов родственников)
Территориальные рамки исследования определяются территорией северо-,востока Алтайского края, точнее на западе Заринского района (место проживания)
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы как на уроках истории, литературы в старших классах, так и для работы школьных факультативов и внеурочной деятельности.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Жизненный, фронтовой путь ветерана.
Родился 02.09.1914г. в селе Ташта Красногорского района, Алтайского края. В 1931г. работал комсомольским секретарём в колхозе "Путь к социализму" Красногорского района, затем секретарем в совхозе "Старобардинский" того же района, после чего работал заведующим отделом политической учебы ГК комсомола нижне-Тавдинского района Омской области (сейчас Тюменской области). С сентября по декабрь 1935г. учился на рабочем факультете в Омске при сельскохозяйственном институте. С января 1936 г. по 1937 г. - ВКСХШ (высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, комсомольское отделение) в Омске (это учебное заведение давало незаконченное высшее политическое образование). (1)
Осенью 1937 г. наступил призывной возраст, но в армию не взяли (оставили до особого распоряжения из-за болезни глаз). Вернулся домой и устроился работать в школу учителем математики и физики в семилетнюю школу в селе Усятское. В феврале 1939г. перевели директором этой же школы. Осенью 1939 г. снова призыв в армию, и снова до особого распоряжения. В это время отца перевели работать в Онгудай.
Иван Федорович решил побыть вместе с семьей и тоже решил переехать. Устроился работать в школу (4). В феврале 1940г. во время Финской компании(она началась осенью 1939г) написал заявление, чтобы призвали в армию. На комиссии снова получил отказ, пришлось доказывать, что годен хотя бы в связь. Направили в 236 ОБС(отдел батальонной связи) в Челябинск. В начале марта 1940г. в батальоне проводили набор в Златоустовское пехотное училище, попросился, чтобы направили туда. В училище не зачислили по состоянию здоровья, но оставили на комсомольской работе. Иван Федорович работал секретарем комсомольской организации третьего батальона этого училища.
В 1941 г. зимой перевели в 265 легко-артиллерийский полк в Шадринск командиром отделения связи управления дивизиона. В марте 1941г. дивизион перевели в Свердловск и на его базе создали 481 гаубичный артиллерийский полк. Ивана Федоровича назначили заведующим делопроизводством военно-технического снабжения. Эти два полка входили в состав 153 стрелковой дивизии.
Числа 18-19 июня 1941г. полк погрузили в эшелоны и повезли на запад(на большое учение). Доехали до Волхова. 22 июня часов в 12 дня остановились на вокзале в г. Витебске, а минут через пять в небе появились немецкие самолеты и начали бомбежку. Полк настроился на военный лад. Главная задача заключалась в Ивана Федоровича в том, чтобы обеспечить полк горючим (1).
Начальник дивизии, полковник Кудрявцев, вызвал к себе и потребовал обеспечить горючим части дивизии. На вопрос, где брать все это, последовал ответ: "Ищи и находи". Поехали искать горючее на полуторке с Мишей Хакимовым. Первые дни возили горючее в части в сторону Березина. Добывать топливо было очень трудно.
Витебск был сдан 13 июля, а Смоленск-14 июля. В Смоленском котле находились до 5 августа 1941г. Вышли из окружения через Днепр. Получилась небольшая перестройка.
После выхода из окружения, полк забрали в резерв главного командования, а командира полка, майора Воробьева, назначили начальником артиллерийской дивизии. Он забрал с собой и Ивана Федоровича командиром отделения связи, тянуть связь.
В середине сентября снова погрузили солдат в вагоны против Дорогобуша и направили на север. Ехали по окруженной московской дороге и на Калинин. В Калинине разгрузили, дали новое обмундирование, пополнили новобранцами, зачитали приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина о присвоении 153 стрелковой дивизии звания Гвардейской третьей дивизии. Это было первое присвоение высокого звания. 18 сентября 1941г. направили дивизию на Шлиссельбург, который был захвачен немцами. Перед солдатами была поставлена задача: не пусть врага в направлении Волхов-Тихвин-Вологда, и главное- к Ладожскому озеру (Ленинградский фронт).
Воевал здесь Иван Федорович до октября 1942 г. (3)
В октябре 1942г. перевезли на Сталинград. В наступлении дивизия, в которой служил Иван Федорович, участие не принимала, но была определена четкая задача: задержать противника.
В практические бои вступили в декабре 1942 года. Дивизию направили на реку Мошковка. В деревне Васильевка оборудовали боевые порядки. Вспоминает Иван Федорович:
"Утром следующего дня немцы поперли; самолеты, танки. Бои шли четыре дня. Противника отбили и пошли на юг. Переправились через речку, она уже начала застывать. Наступило небольшое затишье. Стоим с замполитом, курим. Вдруг слышу, в небе гудит самолет, поднял глаза, смотрю, он пустил бомбу, не помню, как упал лицом вниз, поднялся, в ушах больно, вывернуло ключицу, полосануло по руке" (1). Сначала Иван Федорович ничего не понял. Его довели до санчасти, погрузили в машину и отвезли в госпиталь.
Март 1943г. командировали на курсы младшего лейтенанта, был на них до июля, затем Южный фронт. Направили в 463 стрелковый полк, 118 стрелковую дивизию командиром орудия. Началось поступление от Миуса (Западное Приазовье). Тяжелые бои шли за Мелитополь, они продолжались около сорока дней. Продвинулись к Сивашу и резко повернули на Днепр. Полк проходил мимо знаменитого заповедника Аскания Нова в районе великих рогачек.
22 ноября 1943г. Ампутировали руку, а затем необходимо было эвакуировать госпиталь. Перевезли в г. Сталинск (Тбилисси).
30 января 1944г. выписан из госпиталя со снятием с военного учета.
Умереть на передовой не боялся, боялся попасть в плен.
Имеет награды (1):
1." За оборону Ленинграда"-1944г.
2. Орден отечественной войны II степени- 1951г.
3. Благодарность за взятие станции Мелитополь 23 октября 1943г.
4. 30 лет Победы- участнику трудового фронта.
5. 50 лет вооруженных сил СССР.
6. 60 лет вооруженных сил СССР.
7. 30 лет Победы в Великой Отечественной войне- участнику войны.
8. 25 лет Победы в Великой Отечественной войне.
9. 20 лет Победы в Великой Отечественной войне.
10. " Ветеран труда"- медаль.
11. " За освоение целинных земель"- медаль.
12. "За доблестный труд" в озноменование 100-летия со дня разделения В.И.Ленина. В " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
14. За Победу над Германией в Великой Отечественной войне.
После возвращения с фронта, Иван Федорович трудился на ответственных участках.
В наше село приехал в 1976 году,8 мая.
Глава 2. Фронтовая поэзия Ивана Федоровича Крысанова (2).
Крысанов Иван Федорович - участник Великой Отечественной войны. Также он является неизвестным поэтом.
Пройдя и поведав весь ужас войны, он запечатлел все листах бумаги: чувства людей, их судьбы и условия жизни. Также Иван Федорович рассказал свою историю и правду, поставив себя под псевдонимом "Григорий Кифиров".
Важным хочется отметить то, что Крысанов через стихи пытался выразить благодарность своим собратьям по войне (приложение 3):
" Вам посвящаю труд мой скромный
Однополчане, коих знал.
Прошел я с вами путь огромный,
Был в окруженье, отступал.
Я уважаю Вас за храбрость,
За горесть мук, победы радость.
за вашу преданность стране,
За помощь раненому мне,
За раны, пролитую кровь,
Ко мне за братскую любовь,
За корку хлеба, за махорку,
За теплый угол у костра,
За каждый наш совместный бой,
Где Вы делились всем со мной."
Говоря о достоверности биографических фактов можно с уверенностью сказать, что Крысанов писал всю правду о себе без преувеличений. Информация из источников совпадает и информацией из произведения.
Несмотря на сложное детство и раннее взросление у Ивана Федоровича была большая тяга к знаниям.
Пока все сидели за школьной скамьей, он работал и познавал все тяготы жизни. Реабилитировавшись, Крысанов начал понемногу осваивать естественные науки и оказался весьма способным (приложение 4):
"Его терзала жажда знаний,
Хотел он сам писать слова,
других он не имел желаний
Лишь этим бредит голова...".
В 1931г. Иван Федорович работал комсомольским секретарем в колхозе "Путь к социализму" Красногорского района, затем секретарем в совхозе "Старобардинский" (приложение 5):
"Три года ..и.. Рабфак кончал
Комвуз штудировать начал...
Затем работа в комсомоле
В отделе агитации,
Секретарем редакции...".
После неудачной попытки попасть в армию в 1937г., он возвращается домой и устраивается работать в школу учителем математики и физики в семилетнюю школу в селе Усятское.
В феврале 1939г. перевели директором этой семилетней школы:
"Учитель и директор в школе-
Заочно кончил он физмат,
А здесь он учит автомат...".
Если говорить о внешности, то он не сильно отличался от большинства (приложение 6):
"Кифиров рост имел четвертый,
объем груди- на пятьдесят.
А нос очками чуть потертый,
И брови русые висят.
Глаза немного узковаты,
Пронзительны и черноваты.
Но слабо видно чрез очки,
Лицо- румяное почти.
Оно слегка овальное
И очень добродушное,
Эмоциям послушное.
В эстетике - нормальное.
У Гриши в общем экстерьер-
Для дам приятный кавалер.".
Нам известно множество событий и сражений Великой Отечественной войны.
Там были герои своего времени, имена и фамилии которых приводят в пример по сей день.
Но также там были те люди , которые, будучи героями остаются в тени. К сожалению у нас нет возможности знать о всех участниках войны, ведь все без исключения считаются героями.
Крысанова Ивана Федоровича можно считать тем человеком, который выбрался из тени неизвестности с помощью своих стихов, в которых отображена не только его история, но и история всех солдат в целом.
Говоря иначе, в стихах Крысанов описывал, что происходило "за кулисами" войны. В самом начале войны, происходит первое серьезное событие в жизни героя- Кифирова назначают ответственным за добычу топлива (приложение 7):
"Враги бомбили нефтебазы,
Машин скопленья, поезда,
Деревни, села и Лабазы;
Горятпоселки,города!
Начарт дивизии Кудрявцев
Велел Кифирову под Ярцев
Поехать, привезти бензин...".
Свое задание, выполняемое с сослуживцами, Кифиров описывает подробно, со всеми препятствиями, трудностями и жертвами:
"У яра речки, там, где взвоз
Горит четвертый бензовоз...
Как отразить теперь погоню?
Пришлось бензин дорогой лить.
Зайдут враги и подпалить...
Вот так сожгли фашистов броню,
Бензина чуть заметный след
Врагу наносит много бед.
Межкорпуса дрались отважно
Врага теснили под Сенно!".
Также на страницах особое внимание уделялось женщинам. Во время поисков топлива Команда натыкается на двух девушек сестер, которые помогают им с поисками. В то время выражение "на войне все равны" приобретало безжалостный характер, особенно в женщинам. Но в произведении женщины представляются нам на все способными: помогают копать окопы, воюют, лечат под пулями и не перестают быть любящими и хрупкими. Далее в произведении нам представляется личная жизнь Григория Кифирова, полюбившего одну из сестер, Настеньку.Их история любви с трагичным концом заставляет задуматься. Потому что она заканчивается не по вине войны, а по вине людей, считающих себя выше других.
Здесь перед нами разворачивается еще одна проблема, затронутая в произведении- проблема главенствующего звена. Вышестоящие лица вызывают отвращение, так как описывается их безразличие к войне и страдающим солдатам. А именно это описывается, когда Кифирову приказали искать горючее для части дивизии. И на вопрос, где его брать, последовал ответ: "Ищи и находи". Неважно что с тобой будет, надо искать.
Эпизодов было много. Вот еще один из них, про который рассказывал Крысанов:
"Ехали мы с Мишей тихо. Вдруг прилетел снаряд, взорвался бак с горючим. Мы загорели оба. Ехали берегом реки. Миша сумел отсановить машину. Сначала Миша, а потом и я бросились в речку. Подпалило живот" (1) (приложение 8):
"А Гришу мучали ожоги-
Он их под рудней получил.
Когда он мчался по дороге,
А Мессер бочки подстрелил.
Машина вспыхнула как факел.
Но он сознанье не утратил:
Откинул дверь оставил руль
И кубарем под градом пуль
К ручью катился по откосу,
Как брошенная головня.".
После Кифиров попадает в госпиталь, где за ним присматривает Настенька.Пережив осложнения, он возвращается в строй.
После выхода из смоленского окружения полк отправляют в резерв главного командования, а командира Воробьева назначают начальником артиллерийский дивизии. Он забирает с собой Ивана Федоровича и назначает его командиром отделения связи (приложение 9):
"А Воробьева начдивом
Перевели с его активом
Чтоб создал связь, разведку, штаб
И видел боя каждый шаг.
Вошли в штаб как пополненье
Угрюмов, Кривонос- радист,
Трофимов, Горбунов- связист.
Связистов это отделенье
Начарт Кифирову вручил
И на связь с ним поручил.".
Самым важным ресурсом после оружия и продовольствия можно считать связь. В войну она была очень важна, так как связь с руководством улучшала качество военных действий. Достоверность информации в то время была на вес золота.
Поначалу информацию передавали через человека, отправляли кого-нибудь к начальству. Но этот способ был не предсказуемым, поскольку информация могла не дойти по причине смерти связиста, или же других природных условий. Далее была придумана более эффективная- радио- и проводная связь (3). Последняя пользовалась популярностью у русских. Связь можно было налаживать в открытом поле и сделать это мог любой солдат. Но большой проблемой являлось слабость линий, которые постоянно обрывались врагами.Также для "связных помех" врагами использовались кукушки- снайперы, маскирующиеся на деревьях. Именно с такими трудностями столкнулся Крысанов (1): "Тянули связь. Однажды шли по лесу, а немцы направляли "кукушек". Связь порвалась. Нашли обрыв, связали, решили проложить ее дальше. Вдруг над ухом просвистали пули. Иван Федорович спрятался за пенек, а на него поставил пилотку(немец начал стрелять по пилотке), заметил откуда стреляют. Немец сидел на верхушке дерева". (приложение 10)
"Сидят кукушки на деревьях
Подля дорог движения:
В ветвях они, как птицы в перьях
Замаскированы. Сраженья
Ведут довольно эффективно,
Нахально и весьма активно.".
Тогда Крысанов подбил двух кукушек и это удивительно! (1)
Не каждый человек сможет попасть, а особенность Ивана Федоровича заключалась в том, что у него было плохое зрение.
На этом его невидимые подвиги не закончились.Осенью, по приезде в Калинин разгрузили и дали новое обмундирование. Зачитали приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина о присвоении 153 стрелковой дивизии звания Гвардейской третьей дивизии. Это было первое присвоение высокого звания (приложение 11):
"И вот штабное управленье
Построили в единый строй
Там зачитали положенье-
Оценку за смоленский бой:
"Полки и роты, батарейцев
Главком возвел в разряд Гвардейцев
И заменить для всех мандат
С пометкой "Гвардии" солдат";
Улучшить обмундированье,
Ввести значки гвардейских форм,
Питания повысить норм
И денежное содержанье.".
Такие заслуги повышали солдатский дух. Но самой главной наградой солдата были отдых и сон, которые продлились недолго.18 сентября 1941 года дивизию направляют на Шлиссенбург. Тут наши герои начинают оборонять Дорогу Жизни (приложение 12):
"Гвардейцы подошли. Умело
Сжегали танки, били смело.
Враг к Ново-Ладоге хотел
Быстрей прорваться,. не успел.
Мы вместе в Волховом хранили-
"Дорогу жизни" в Ленинград.
Здесь каждый отдал все и рад,
Что с ленинградцами мы жили
Одним страданьем и судьбой,
Одной задачей и борьбой.".
Под Волховым случается еще одно событие- Кифиров во время боя теряет очки. Близорукость для него становится сущим адом. Но сослуживцы входят в положение солдата и всячески стараются ему помочь. Даже на войне многие люди остаются людьми. Эту лояльность Крысанов приподносит в таких строках (приложение 13):
" Искал чего-то, волновался-
Утратил он в бою очки...
...Очки искал их командир.
Очки искали все повсюду
И много опросили люду...
По Волхову разнесся слух:
Нужны очки минусовые
Солдат их ищет, человек,
Но там уж не было аптек.
...Он сослуживцами доволен,
Они заботились о нем.
и каждый с ним приятно скромен.
Ходили с ним в ночи и днем.".
На этом эпизоде повествование заканчивается. Самой главной трагедией этого произведения является то, что оно не закончено. Жизнь главного героя обрывается, но не от пуль и войны, а пустотой белого листа. По данным известно, что продолжение было, но утерялось по неизвестным причинам. Возможно, в продолжении были еще сражения и данные, неизвестные нам по сей день. Об этом уже никто не узнает.
Заключение.
В какой-то степени, Кифиров- это обобщение всех солдат, переживших войну. Его чувства и поступки в то время были присущи многим солдатам. Авторская особенность написания поэмы в том, что при описании жестоких и страшных событий войны, читатель переносит это своеобразно с особым чувством патриотизма и любви к своей Родине.
Герои представляются нам сильными и стойкими. И с каждым новым событием, раздирающим сердце, мы удостоверяемся в непобедимости русского человека, то как он справляется со всеми трудностями, преодолевает расстояние и терпит невыносимые муки.
Будущим читателям остается только гадать и размышлять о судьбе главного героя. Возможно, это произведение станет целью обсуждения или "временной загадкой" литературы и истории в целом.
Список использованной литературы.
1. Журнал Памяти.
2. Тетрадь - поэма.
3. Воспоминания Н.Ф. Касьяненко
4. Воспоминания Л.В. Гербт
5. Воспоминания Л.И. Бобровской
Агния Барто. Сережа учит уроки
Развешиваем детские рисунки дома
Н. Гумилёв. Жираф
Пчёлки на разведках
Чайковский П.И. "Детский альбом"