Летом 2019 г. в Заринском районе в песке на берегу местного озера обнаружили страшную находку – человеские останки: кости четырех человек. Причем все без голов. Данное захоронение имеет не совсем ясную историю.
Карьер, где оголилось непонятное захоронение, - в полутора километрах от села Комарское Заринского района, на берегу озера Займище. В котловане и мы видим осколок кости. Рядом струится песок - как в часах, напоминая о жизни и смерти…
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uvarov_d.docx | 38.4 КБ |
КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ
«БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ « НЕИЗВЕСТНЫЕ ЖЕРТВЫ «СМУТНЫХ» ЛЕТ…»
Автор:
Уваров Дмитрий Александрович
10 класс, МКОУ «Комарская сош»
Научный руководитель:
Протопопова Ксения Юрьевна, учитель
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………..…………………………………………………………2-4
Глава 1. Версия № 1: жертвы первого периода Гражданской войны. (1918-1920 гг.)
1.2.Е. Платунов: злодейство дружины «Святого креста»….………………………….6-8
ГЛАВА 2. Версия № 2: жертвы второго периода Гражданской войны (1920-1921 гг.).
2.1. Трагические события в поселке «Первое Мая»………………………………….9-10
2.2. Головы как достояние?…….………………………………………………………11
Заключение……………………………………………..…………...……………………….12
Список литературы………………………………………………………..........................13-14
Введение
Летом 2019 г. в Заринском районе в песке на берегу местного озера обнаружили страшную находку – человеские останки: кости четырех человек. Причем все без голов. Данное захоронение имеет не совсем ясную историю.
Карьер, где оголилось непонятное захоронение, - в полутора километрах от села Комарское Заринского района, на берегу озера Займище. В котловане и мы видим осколок кости. Рядом струится песок - как в часах, напоминая о жизни и смерти…
Первым неизвестную могилу обнаружил Николай Ужаков, сотрудник МЧС. 24 июня он присматривал песок на сельскую Олимпиаду.
- Это было в полдень, - говорит Николай, - осматривая карьер, вдруг увидел тазобедренный позвонок, торчащий на метр-полтора от поверхности. Сразу позвонил в сельсовет.
Приехавшие полицейские извлекли четыре пары берцовых человеческих костей, затем другие позвонки. При этом так и не нашли черепов. Находку передали криминалистам.
Бюро судебно-медицинской экспертизы Алтайского края обследовало останки, обнаруженные в карьере. По результатам экспертизы, найденным костям примерно 100-150 лет, - сообщили «Комсомолке» в пресс-службе управления Следственного комитета по Алтайскому краю.
Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения: кто захоронен в братской могиле? Участниками каких событий стали эти люди? Вопросы, на которые предстоит ответить.
При подготовке работы были собраны воспоминания и рассказы жителей деревни – старожилов, мемуарные источники, картографические источники. Это исследование оказалось увлекательным, но гораздо более объёмным и сложным, чем можно было предположить, начиная его. В данной работе отражены некоторые результаты.
Цель исследовательской работы: изучить страницы истории гражданской войны на территории с. Комарского современного Заринского района.
Задачи:
Предмет исследования: различные версии появления этой страшной находки у местных жителей и историков-краеведов.
Объект исследования: различные источники информации , которые содержат сведения времен гражданской войны: книги, материалы из краеведческого музея, свидетельства живых современников , мемуарные источники.
На основе цели, предмета и объекта исследования была
сформирована гипотеза:
знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение..
Хронологические рамки исследования определяются 1869-1919 годами согласно данным судебно-медицинской экспертизе.
Территориальные рамки исследования определяются территорией северо-востока Алтайского края, точнее на западе Заринского района.
Методы:
Практическая значимость: практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в курсе изучения краеведения, истории малой Родины.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Версия № 1: жертвы первого периода Гражданской войны. (1918-1920 гг.)
Ю. Гончаров: казненные белогвардейцы 13- батальона охраны железных дорог.
Какими были первые годы революции в нашей местности? Годы «великих свершений» или «великого разочарования»? Не узнаешь, пока не перевернёшь страницы истории.
В начале XX века жители нашей окрестности жили своей замкнутой крестьянской жизнью, вдалеке от городов. Скотина в хлеву была ухожена, сено впрок запасено, дрова нарублены, кизяки уложены, дети под строгим присмотром и все при деле. А тут времена наступили тревожные. Закончилась первая мировая война, грянула революция, за которой последовала гражданская война. Крестьяне знали, что власть царя Николая кончилась, в народе шептали, крестясь и оглядываясь, что его бедного, и всю его царскую семью расстреляли большевики. А кто такие большевики никто толком не знал. Как жить без царя, не представляли. Из города стали наведываться конные отряды, их командиры пытались агитировать мужиков встать под свои знамёна и защищать Россию: то от большевиков-цареубийцев, то от белогвардейцев-кровопийцев, то за анархию и безвластие. Но все вели себя одинаково: грабили и без того обнищавших крестьян, насильно отбирали коней, фураж, резали скотину, пьянствовали. Поэтому жители деревень и сёл боялись любых вооружённых людей и всех одинаково называли - бандитами. (14)
В первая глава представлена первая версия историков-краеведов. Краевед Юрий Гончаров считает, что останки могут принадлежать казненным белогвардейцам из 13-го батальона охраны железных дорог.
- Они были убиты партизанами Рогова в августе - начале сентября 1919 года, - предполагает Юрий Иванович. (17)
Комарское находилось рядом с дорогой Тогул-Кытманово. В конце августа-сентябре 1919 года чехи и железнодорожные батальоны из Барнаула и Новониколаевска проводили операции против Рогова. В пользу этой версии, по словам Гончарова, говорит тот факт, что рядом не было одежды и обуви – партизаны все снимали.
- Скорее всего, жертвы были либо просто брошены, либо прикопаны. Головы отрублены, у партизан этот способ казни назывался «снять чалпан», - рассуждает исследователь.
Григорий Рогов, как удалось нам выяснить, останавливался в деревне Комарское со своим отрядом (об этом рассказывал в партизан Голев. Имеются непосредственные рассказы самих роговцев о том, как они останавливались в деревнях. Вот один из первых уст:
«Партизану разрешалось требовать от домовладельца пищу для себя и фураж для лошади, тогда же он имел право брать любую лошадь и седло для себя… На квартире одного богатого крестьянина, где ему было поставлено 12 человек роговских партизан, все ребята, боевые, молодые в ризных (сшитых из риз священников – прим. ред.) штанах. Когда уселись все за стол ужинать, то один из партизан и говорит, что в порошинском бою попа зарубил, все принялись хохотать, а другой подхватывает: я ездил верхом на одном попе до штаба батьки Рогова. В этом дому были как раз старуха и старик. Услышали такие слова, ушли, открыл дверь - стоят на коленях и молятся богу, соскочили, дед побледнел, трясется, старуха рыдает». (2)
1.2.Е. Платунов: злодейство дружины «Святого креста»
В с. Дмитро-Титово для укрепления белой власти и поддержанию порядка была создана дружина из местных жителей. (1) Об этих дружинах тоже стоит сказать несколько слов. Современные историки пытаются объективно оценить создание подобных отрядов самообороны. Если раньше говорили о том, что в состав входили кулаки, одкулачники и попы, то сейчас подобные термины не применяются. Разные совершенно, разные по достатку крестьяне состояли в дружинах, но большинство, действительно составляли зажиточную часть населения . Именно они больше всего страдали от новых законов советской власти, законов, устанавливающих другую, свою справедливость. Вот они и пытались отстаивать старый, более привычный им порядок. Та же самая Дмитро-Титовская дружина, возглавляемая местным попом Закурдаевым, проводила жесткие карательные акции, расправы над партизанами, членами их семей.
«попов не стоит представлять только невинными жертвами, - считает в свою очередь историк Евгений Платунов. – Например, в тех местах, что рядом с Комарским, отличалась своим зверством дружина «Святого креста», организованная из кулаков и купцов села Дмитро-Титово попом Василием Закурдаевым. С благословения этого священнослужителя дружинники в деревне Евдокимовой зверски избили, а потом застрелили 70-летнего старика - отца партизана (16).
Неслыханно кощунственные казни священнослужителей, погромы православных храмов совершали партизаны из так называемых анархистских отрядов Рогова и Новоселова. Так, в донесении титовского волостного секретаря в Барнаульскую уездную земскую управу от 29 октября 1918 г. сообщалось о нападении полуторатысячного отряда роговцев на село Дмитро-Титовское(15). Причем, как указывал секретарь, бандиты не только совершили ограбление, но и убили 14 человек мирных жителей, преимущественно зажиточных. В числе убитых оказался священник о. Василий Закурдаев, которого, обхватив веревкой, роговские партизаны привязали к запряженной двумя лошадьми телеге, носились на ней по селу во весь карьер, а сзади трое верховых нагоняли и топтали обреченную на мучения жертву. У растерзанного священника впоследствии было обнаружено несколько огнестрельных и штыковых ран, все тело оказалось избичеванным, а голова отрублена.
А вот его жена Руфина Закурдаева стала красной активисткой, даже сделала карьеру при советской власти. Такое дьявольское время. Получается, во время заварухи и метаний отрубить головы могли и роговцы, и дружинники «Святого креста», и мятежники, и красные, и белые. (3)
«Эти разбойники почти над каждым убитым производили подобные пытки, – писал волостной секретарь, – а в довершение всего бросали на огонь. Трое из убитых оказались сожженными. В церкви все иконы переколоты штыками, вся церковная утварь побита, престол обнажен, но этого еще было мало, они заводили лошадей и там разъезжали верхом» (12).
Сведения о погромной деятельности партизанских отрядов Рогова подтверждаются данными различных источников, при этом бывшие роговцы утверждали, что чудовищные расправы совершали не они, а уголовники, вышедшие в этот момент из тюрем или проникшие в партизанские ряды (12).
Действовавшим на Алтае отрядом Г.Ф.Рогова было «убито по волостям Титовской, Дмитро-Титовской и Верх-чумышской восемь священников, трое лесничихи несколько человек крестьян» (15). Роговцы 8 октября 1919 г. ненадолго захватили с. Дмитро-Титовское Барнаульского уезда, убили 14 человек, в основном, зажиточных и членов дружины самоохраны, и почти всех житлелй ограбили. Активного противника повстанцев и вдохновителя дружинников священника о. Василия (Закурдаева) сначала долго волочили на верёвке за повозкой, а потом добили штыковыми ударами и выстрелами: «У убитого оказалось… все тело избичеванным, а голова отрублена» (12)
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: получается, во время заварухи и метаний отрубить головы могли и роговцы, и дружинники «Святого креста», и мятежники, и красные, и белые.
Таким образом, 1918г. – 1920г. с. Комарское находилось в кольце событий гражданской войны.
ГЛАВА 2. Версия № 2: жертвы второго периода Гражданской войны (1920-1921 гг.).
2.1. Трагические события в поселке «Первое Мая»
Коммуна «Первое мая» образовалась в 1920 году. «Многие жители села Комарского получили разрешение и переезжали в поселок, который носил такое же название. Заранее писали заявление организатору коммуны Третьякову Александру Алексеевичу, который приехал в наше село из Ленинграда. Он собрал всех на собрание и объяснил преимущества советской власти» - вспоминает Клейков А.В. (4)
Строили небольшие дома и трудились в коммунею Со слов Гладкова В.И. : « Никто и не подозревал, что готовиться кулацкий мятеж. Он начался весной 1921 года» (5). Иван Гаврилович пошел в колхозные склады проверить сохранность общественных семян. Маленький Вася, которому было всего 4 года, пошел с ним. Внезапно налетела банда. Схватила Ивана Гавриловича и погнала домой, чтобы учинить расправу на глазах у семьи, но партизан вывернулся из рук бандитов. Успел прибежать домой и спрятаться под печь (в доме под русской печкой был специальный тайник). Только он успел спрятаться, как сразу за ним последовала банда и начала обыск, но его не нашли.
Жену сильно били плетьми на глазах у детей. Не добившись успеха, бандиты поехали в д. Комарскую и встретели предателя Драголенко. Он и назвал тайник где мог укрываться Иван Гаврилович. Шайка вернулась в поселок, вытащила из под печки партизана и убила.
Весной 1921 года Лукашов И.П. подсеивал семена. Его увезли в Сорокино. Сильно били и допрашивали. (6)
Третьякова А.А. Увезли в с. Старо-Драченино. Там долго пытали, били до тех пор пока не замучали до смерти. Шмаков Тимофей поехал с Драголенко, чтобы найти хотя бы мертвое тело своего «товарища». Отыскали старика, он и показал, где находится тело убитого Третьякова. Шмаков отрубил голову старику.
Вспоминает Параскун Т.И., внучка партизана: «Третьяков А.А. приходил в гости к сапожнику под видом ученика по сапожному делу. Он садился рядом с товарищами и тоже чинил сапоги. Как только на улице становилось темно, они закрывали окна и читали газеты. В них было написано о том, что Советская власть скоро победит, жизнь крестьян станет лучше. Прочитанные газеты Третьяков оставлял у Параскуна. Однажды их выследили Шмаков и Драголенко. На следующий день они пришли к сапожнику, забрали его и увезли в в Сорокино, посадили в тюрьму. На следующий день жена напекла пирогов, а дочь Катя понесла передачку в тюрьму. Там партизан шепнул дочери,ч тобы мать спрятала газеты в муку. Бандиты вскоре ворвались в дом Параскуна – искали газеты, но не нашли их. Затем вернулись в тюрьму и начали новый допрос, но партизан молчал. Разозлившиеся бандиты привезли в родную деревню, разули, раздели, сами встали на грудь и повезли и по всей деревне, потом отрубили голову, бросили под крутой берег Чумыша и родственникам запретили хоронить, ночью старшая дочь с мужем прошли на то место, спрятать тело от собак и прикрыть соломой…».
В нашем селе это были первые партизанские известные жертвы. После подавления их похоронили в братской могиле.
Однако в воспоминаниях старожилки села, 90-летней Натальи Евдокимовны Бобровской противоречивая точка зрения добровольности вступления в коммуну в с. Комарском: «Не всем коммуны нравились, да боялись рот открыть»
- Дед ломовой был,- рассказывает дочь старожила Нина Федоровна Касьяненко, - Они не хотели в коммуну, считали, что туда идут лентяи, но деваться некуда было, стали притеснять… Пошли туда, корову отдали. Бабушка вечером пошла тайком доить ее, чтобы детишек голодных накормить. Председатель схватил жердину: «Сейчас убью тебя»…(8.9)
Таким образом, некоторые крестьяне не раз переходили то на одну, то на другую сторону. Примером этого является Шмаков и Драголенко.
2.2. Головы как достояние?
Один не решенных вопросов: зачем головы и куда они делись?
Согласно тетрадке с воспоминаниями есть рассказ Параскун Т.И. о некоем Тимофее, который был то за красных, то за белых. И фамилия его Шмаков. Вот что в ней записано:
«Тимофей считал отрубленные головы. А потом такой случай был: мальчишка из соседнего села Дмитро-Титово пас коней, лошадь убежала, он пошел искать, его схватили. Пока отец бегал в сельсовет, доказывая что сын не бандит, этот Тимофей отрубил парню голову. И гордо ходил, хвастался, что это - сотый, что сто голов он уже срубил. Так что, может, в этом карьере и его жертвы. Кто знает…. (7)
Таким образом, можно сделать вывод, что головы партизан были своеобразным трофеем в это «смутное время».
Заключение.
В ходе работы были открыты неизвестные и забытые страницы истории нашего края рассматриваемого периода. Названы имена активных строителей молодой России в нашем крае. Также имена предателей местных банд. Удалось из разных источников воссоздать исторические события и на основании версий краеведов и местных жителей рассмотреть ход гражданской войны в нашем селе.
С течением времени исчезают и уходят в прошлое многие события давно минувших лет. Но в памяти народной останутся навсегда годы борьбы за власть Советов, имена людей, которые сражались за лучшую жизнь. От поколения к поколению будут передаваться рассказы о героических днях гражданской войны, о тех, кто защищал молодую советскую республику от многочисленных врагов. Правнуки будут приходить на могилы своих предков, чтобы отдать дань их героизму. В исследовательской работе мы постарались отразить суть гражданской войны: война вдохнула в людей гнев, жадность, ненависть. Она вовлекла в свой водоворот всех, заставила людей определить свою позицию.
Современникам очень трудно судить, кто в том противоборстве был прав, а кто виноват.
Список источников и использованной литературы.
Источниковая база
Неопубликованные источники
Опубликованные источники
Калитка в сад
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем осенние листья
Два плуга
Пчёлы и муха