Еще во всех древнейших цивилизациях семья являлась главным социальным институтом, основной функцией которого было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую и социально-статусную функции. Именно в юридических источниках Древнего мира впервые появились правовые нормы, которые регулируют брачный договор, алиментные соглашения, права детей в семье, общую и личную собственность супругов. Однако типы брака и семьи в древнейших и современной цивилизациях различны. В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Чтобы понять различие института семьи и брака в прошлом и настоящем, необходимо изучить особенности брачно-семейных отношений Древнего мира.
Тема
«Зарождение семейного права
в Древнем Вавилоне и Древней Индии как регулятора семейно-брачных отношений».
Автор:
Кособрюхова Полина Андреевна,
ученица 8 класса
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
с. К – Черкассы Самарской области
Руководитель:
Хаустова Наталья Александровна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
с. К – Черкассы Самарской области
СОДЕРЖАНИЕ
I). Введение. | Стр. 3-4 |
II). Характеристика юридических источников: | Стр. 5-7 |
1). Законы Хаммурапи. | |
2). Законы Ману. | |
III). Семейные отношения по законам Хаммурапи и законам Ману: | Стр. 9-19 |
1). Условия заключения брака. | Стр. 8-9 |
2). Совместные и отдельные долги супругов. | Стр. 10 |
3). Отношения между членами семьи. | Стр. 10-13 |
4). Дети от рабов и их гражданские права. | Стр. 13-14 |
5). Порядок наследования собственности и имущества. | Стр. 14-16 |
IV). Заключение. | Стр. 16 |
V). Список используемой литературы. | Стр. 17 |
VI). Приложение. | Стр. 18-24 |
ВВЕДЕНИЕ
Семейно-брачные отношения представляются мне особо интересными для исследования, т.к. семья и брак являются одними из фундаментальных институтов человеческого общества. Еще во всех древнейших цивилизациях семья являлась главным социальным институтом, основной функцией которого было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую и социально-статусную функции. Именно в юридических источниках Древнего мира впервые появились правовые нормы, которые регулируют брачный договор, алиментные соглашения, права детей в семье, общую и личную собственность супругов. Однако типы брака и семьи в древнейших и современной цивилизациях различны. В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Чтобы понять различие института семьи и брака в прошлом и настоящем, необходимо изучить особенности брачно-семейных отношений Древнего мира.
Я считаю, что моя работа актуальна, так как семья – это единственная социальная группа, которую человек не покидает никогда. Моя работа имеет практическое значение для учащихся, изучающих брачно – семейное право на уроках обществознания, которые в будущем также станут участниками данных правоотношений. А вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи – дело отнюдь не простое. Успешно решить эту задачу сможет только тот, кто вступает в брак с осознанием своей огромной ответственности.
Цель работы: Исследование особенностей семейного права Древнего мира на основе законов Хаммурапи и законов Ману.
Задачи:
1). Изучить источники права в государствах Древней Индии и Вавилоне.
2). Проанализировать и охарактеризовать особенности брачно-семейных отношений в Древней Индии и Вавилоне.
3) Определить значение семьи и брака в жизни вавилонского и древнеиндийского общества
4). Провести сравнительный анализ брачно – семейного права в Древней Индии и Вавилоне.
Объектом работы являются источники права и брачно-семейное право государств Древнего мира.
Предмет работы: семейные отношения по законам Хаммурапи и законам Ману.
Теоретико-методологическая основа:
Источниками для написания данной работы послужили тексты Законов Хаммурапи и Законов Ману, которые позволили проанализировать брачно-семейные отношения и дать сравнительную характеристику семейного права на Древнем востоке.
Так же для написания работы использовался ряд научных статей, посвященных вопросам Древневосточного законодательства. В частности, статьи Дьяконова И.М. «Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства» дают характеристику брачно-семейных отношений в Вавилонии, раскрывают и комментируют отдельные статьи изучаемых законов. В некоторой степени изучаемый вопрос затрагивается в учебниках по истории Государства и права. Так в учебном пособии для ВУЗов под редакцией Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. «История государства и права зарубежных стран. Часть 1» приводится общая характеристика древневосточного законодательства, особое внимание уделяется законам Хаммурапи. В учебнике для ВУЗов Графского В.Г. «Всеобщая история права и государства» так же рассматриваются законы Древнего Востока и, в целом, уделяется больше внимания общественным отношениям, в том числе регулированию брачно-семейных отношений.
Изучение текстов, приведенных в хрестоматиях и комментариев к ним, позволяет глубже изучить вопрос семейных отношений на Древнем Востоке и сравнить их с современным семейным правом.
Методологической основой настоящей работы является общенаучная методология и вытекающие из нее частно-научные методы познания: логический, системный, метод сравнения и анализа и т.д. При работе использовались методы анализа источников: выявление, отбор, критика содержания источника.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.
Законы Хаммурапи
Основным юридическим источником по данной теме является политико-правовой памятник 18 в. до н.э. - свод законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 г.г. до н.э.). Эти законы начертаны на базальтовом столбе( подлинник его находится в Париже (в Лувре)), украшенном рельефными фигурами, изображающими самого царя, стоящего перед троном, бога солнца, правды и справедливости Шамаша и получающим из его рук регалии высшей судебной власти (жезл и обруч).
Законы Хаммурапи написаны на аккадском языке, письмом, которое получило название клинописи, так как письменные знаки напоминают беспорядочное нагромождение клинов. Рассмотрим Введение к законам Хаммурапи.
Уже из первых строк ясно, что этот правитель настойчиво подчёркивает божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости. Из Введения понятно, что Вавилон - сильное, могущественное государство- гегемон над другими городами - государствами. И эту власть Хаммурапи закрепляет с помощь бога Мардука - покровителя Вавилона, провозглашает его главным божеством, надеясь господствовать над всеми людьми, а себя - главным судьёй: «Когда великий Ану, царь Аннуканов, и Энлиль, владыка небес и земли, судящий судьбы страны, вручили Мардуку покровительство над всеми людьми, возвысили его среди чинов, назвали Вавилон его великим именем, сделали его могущественным среди четырёх частей света...»[1]
Хаммурапи - деспот, устанавливающий прочную, неограниченную царскую власть, «... утвердили в нём вечную царскую власть, основание прочно, подобно небесам и земле...» [2]
Хотя власть Хаммурапи и была настолько могущественной, что он имел титул «Царь четырёх сторон света», он не называет себя богом ( подобно Нарам-Сину), не становится на одну ступень с ним, а проявляет уважение к богам, называя себя богобоязненным правителем: « Я - славный, покорный великим богам...»[3]
Изображая своё законодательство как осуществление воли богов, Хаммурапи провозглашает: «По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их».[4] Справедливость, о которой говорится в законах Хаммурапи, подразумевает социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества - свободных (с их делением на 2 разряда: авилум и мушкенум), рабов-иноплеменников ( захваченных на войне) и долговых рабов( на срок не свыше трёх лет).
В предпоследних словах Введения Хаммурапи подчёркивает, что он законный, истинный правитель, потомок царей, а не узурпатор: «Я … потомок Сумука-Эля, сильный наследник Син-Мубаллита, вечный царственный отпрыск…»[5]
Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения Вавилона. Уделяется внимание сельскому хозяйству, регулируются условия аренды поля, сада, скота. Много статей законов посвящено выработке ремесленных изделий на заказ, торговым и ростовщическим операциям. Освещаются формы земельной собственности и землевладения, роль общины в жизни общества, общественный строй Вавилона: различные сословия, рабство, семейные отношения, судопроизводство и право.
Рассматривая семейные отношения по законам Хаммурапи, можно сказать, что этот вопрос в источнике освещён достаточно хорошо. Ему посвящено большое количество статей, по которым можно определить значение семьи и брака в жизни вавилонского общества, нормы семейного права, прежде всего в отношении прав главы семьи и положение женщины.
Изучив данный источник, можно с уверенностью утверждать, что законы Хаммурапи были действующими. Это подтверждает сохранившаяся переписка царя Хаммурапи с градоначальниками ( относительно выдачи … семье царя слуг, неравного захвата … и т.д.) и глиняные таблетки, содержащие акты купли-продажи, найма и аренды.
Законы Ману
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не сложилось. Повседневная жизнь индусов подчинялась правилам, утвержденным нормами, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определявшие повседневное поведение людей (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Еще один источник права - артхашастры - трактаты о политике и праве. Закон назывался «ньяя». Наиболее известной дхармашастрой являлись Законы Ману (Манусмрити - от Ману, Манавадхрамашастра - наставление Ману в дхарме). Ману - легендарный прародитель человечества, мифический бог.
Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) созданы, по всей видимости, одной из брахманских правовых школ. Состоят из 12 глав, в которых содержится 2 685 стихов-шлок (двустиший). Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.
Глава III. «Нормы и требования к семейной жизни, к правильному браку (анулома), а также о последствиях неправильного брака (пратилома ).»[6]
Глава IX. «Сведения о личных и имущественных правах мужа и жены, членов семьи, о наследовании, о наказаниях и о роли царя в наложении наказаний;»[7]
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ И ЗАКОНАМ МАНУ.
Условия заключения брака
Законы Хаммурапи
Рассмотрение данного вопроса начнём со Статьи 128. В ней говорится, что брак в Древнем Вавилоне закрепляется брачным договором. В противном случае мужчина и женщина не являлись супругами. Брачный договор заключался по воле отца невесты и её будущего мужа, где обговаривался размер выкупа за невесту и размер её приданого. Сама же девушка (невеста и дочь) никакого права в выборе мужа не имела, и следовала воле отца[8]. Обязательным условием брачного контракта являлся выкуп жениха отцу невесты. Выкуп - это своеобразная плата отцу за рабочие руки девушки. Если же мужчина после заключения договора и выплаты калыма отказывается от женитьбы, по причине другой женщины, право отца забрать всё, что было ему принесено женихом.[9]
Если же отец девушки отказывался выдать дочь замуж по какой-либо причине после того, как жених внёс выкуп, он обязан вернуть калым жениху в двойном размере. [10] Отсюда видно, что закон в обоих случаях охраняет материальные права обеих сторон.
В дальнейшем, после заключения брака, выкупом полностью распоряжался отец невесты. В исключительных случаях, если женщина не могла рожать детей и мужчина решил покинуть её, он должен заплатить ей сумму её выкупа и отдать приданное.[11]
Наряду с выкупом, при заключении брака, мужчина вносил брачный дар, то есть подарок невесте, в дальнейшем дар принадлежал только невесте, и она распоряжалась им по собственному усмотрению.
Важное значение имело приданое, которое давалось отцом девушке по вступлению в брак. На самом деле по закону Хаммурапи, приданое не принадлежало ни девушке, ни её мужу, оно предназначалось только для её детей, если же женщина умирала и не родила детей, то приданое возвращалось в дом её отца.
Законы Ману выделяют восемь форм брака, которые были распространены в Индии, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины. [12] Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить жену, мог и продать ее.[13]
Первые четыре формы брака, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного опьянения или безумства). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось.[14]
Брачный возраст для мужчины — не моложе 20 лет, девушек —12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не принималось во внимание.[15]
Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу.
Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям. [16]
Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей.[17] Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти.[18]
Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и "чистоты потомства", которая является обязанностью мужа.[19]
СОВМЕСТНЫЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ ДОЛГИ СУПРУГОВ
По законам Хаммурапи, при составлении брачного договора, оговаривалось отношение супругов к совместным и отдельным долгам. Супруги имели гарантию того, что они не будут нести ответственность за долги друг друга, которые имелись у них до вступления в брак, то есть, если мужчина имел на себе долг до взятия замуж женщины, его заимодавцы не могут задержать её, и наоборот.[20] Если же у них образуется долг уже в совместной жизни, то они вместе несут за это ответственность.
К сожалению, нам не удалось найти в законах Ману статей, регулирующих совместные и отдельные долги супругов. Мы думаем, что это связано с тем, что женщина являлась, по сути, собственностью мужа, то есть вещью, а у вещи не может быть долгов.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
Далее рассмотрим отношения между членами семьи в Вавилонском обществе. Так, муж имел право убить на месте преступления жену-изменницу и её соблазнителя. Но мог и помиловать их. Здесь употребляется термин "хозяин жены" - жена должна была подчиняться ему, как господину. В этом случае мужчина волен поступить, как ему угодно.[21]
Если девушка, уже являющаяся юридически женой в силу заключения договора о браке, но ещё не перешедшая в дом мужа, будет изнасилована чужим мужчиной, то насильник должен быть убит, женщина же признается невиновной. Муж, оклеветавший невинную жену, должен был дать ей почётный развод.[22]
В другом случае, если женщину обвиняют в измене, для доказательства своей невиновности перед мужем она должна броситься в реку для божьего суда: выплывет- невиновна, утонет- виновна. А если же вина женщины доказана, то её должны были бросить в воду. [23]
По-другому закон предусматривает наказание за неверность для мужчин. Если муж сильно позорил свою жену и соседи были этому свидетели, то женщина, забрав приданое, могла вернуться к родителям.[24] Отсюда видно, что в стране, в которой господствует патриархат, закон более лояльно относится к измене мужчины, нежели женщины.
В случае развода между супругами, женщина получала от мужа разводную плату. Если же развод был по вине жены, то мужчина имел право не давать ей разводной платы и даже если женщина после развода и оставалась в доме, она жила, как рабыня.[25]
И всё-таки власть главы семьи в отношении жены была ограничена. Женщина-жена и женщина-мать имела определённые права.
Во-первых - право жены на содержание. Если женщина сильно больна, муж не может развестись с ней (даже если он взял другую), она должна жить в его доме, и он обязан содержать её, пока она жива. Если мужчина вознамерился покинуть мать своих детей, он обязан дать ей часть недвижимого и движимого имущества для детей, из которого одна доля принадлежит ей. Сюда же относится и вдовья доля, муж обязан был выделить долю имущества на случай смерти.[26]
Во-вторых - право уйти от мужа. Если он несправедливо обвинил жену в измене.[27] Если муж изменяет и позорит её.[28]
В-третьих - закон охранял право бесплодной жены, давшей возможность мужу иметь детей от рабыни, запретить ему взять наложницу.[29] Также у жены-матери было право на содержание после смерти мужа, её дети не имеют права выгнать мать из дома и несут за это наказание по суду.[30] Право жены воина вторично выйти замуж в том случае, если муж попал в плен, а в его доме нет средств для существования. А вот собственницей жена и мать быть не могла, право отчуждения не имела: "... что останется после неё принадлежит только её детям..."[31] ;"... брату она не должна отдавать...".[32]
Закон обеспечивал полное подчинение детей отцу. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением пальцев.[33] Но государственная власть вносила некоторое ограничение в это суровое семейное право. Отец не имел права самовольно лишить сына наследства, он мог сделать это только по суду.[34]
По законам Ману муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей. [35]
Женщины рассматривались как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель и отец. Она - хранительница очага, воплощение богини земли.[36] Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии». Также оскорбление матери каралось штрафом.[37]
Женщина согласно законам Ману, должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа.[38]
В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».[39]
Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей.[40] Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти.[41]
Законы Древней Индии в своем большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена — безропотная служанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.[42]
Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, сговоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата матери и отца.[43] Женщина могла распоряжаться только отдельными видами своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству.[44]
Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию.
Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам.[45]
ДЕТИ ОТ РАБОВ И ИХ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
Обратим внимание на положение в семье рабыни и её детей от господина по законам Хаммурапи.
Рабыня, родившая господину детей (если жена была бесплодна), находилась в привилегированном положении по сравнению с другими рабынями: не носила рабского знака, вероятно, жила отдельно от других рабов, госпожа не могла продать её, как остальных рабов. Но рабыня должна была знать своё место, не равнять себя с госпожой, иначе её ожидало наказание в виде наложения рабского знака, и причисление к остальным рабыням. Если мужчина признавал детей от рабыни своими законными детьми, как детей супруги, то эти дети, впоследствии, являлись наследниками достояния отцовского дома, наравне с детьми супруги.[46]
Если же мужчина не признавал детей рабыни, тогда они не имели права на долю отцовского наследства,[47] но отпускались вместе со своей матерью на волю и законная супруга и дети не имели претензий по этому поводу. Если дети рождались от свободной матери ("дочери человека") и раба, то после смерти отца они получали половину его имущества, остальная же часть предназначалась для господина раба.
В обоих случаях (рабыня и свободный; раб и свободная) дети становились свободными людьми, так как один из их родителей не был рабом, а «дочь человека» по закону даже в замужестве за рабом не считалась его женой, оставаясь свободной женщиной. Свобода детей от таких браков объяснялась ещё и тем, что государство не было заинтересовано в распространении рабства (рабство в Древнем Вавилоне ещё не было развито, так как свободные люди являлись налогоплатильщиками в отличие от рабов, и из них вёлся набор для военной службы).[48]
В законах Ману ничего не говорится о рабах, это говорит о том, что в Индии не было рабства, общество делилось на касты и варны. Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дважды рождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.[49]
ПОРЯДОК НАСЛЕДОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА
В Древнем Вавилоне порядок наследования отцовских земли и имущества был следующим: наследниками отцовского состояния являлись только его законные дети, а именно сыновья,[50] если он не признал детей рабыни, они – не наследники.
Дочери же при вступлении в брак давалось приданое (то есть ей уже заранее выплачивалась её доля), далее права на наследство она не имела.[51] В исключительных случаях женщину можно назвать наследницей, если она – жрица,[52] и к приданому отец приложил дарственную с разрешением отчуждения её доли «…куда захочет, предоставит ей свободное распоряжение,…братья ничего не могут требовать с неё по суду.». Если по какой-либо причине дочь не получило приданого братья выделяют ей 1/3 её наследственной доли.[53]
При распределении отцовского наследства преимуществом перед другими братьями пользовался старший сын законной супруги. Он имел право первым выбрать и взять свою часть.[54]
Очень часто отец ещё при жизни дарил своему любимому сыну (старшинство не в счёт) часть земли и имущества, и после смерти отца любимый сын брал этот подарок, а остальное имущество опять делилось между ним и братьями поровну.
Жена могла быть наследником, если муж оставил ей дарственную земли и имущества, но в распоряжении имуществом женщина имела ограничения: она могла всё отдать любимому сыну, но брату отдать уже не могла, то есть имущество оставалось в семье.[55]
Следует отметить, что закон строго следил за сохранностью частной собственности в Вавилоне. Если женщина-вдова во второй раз решила выйти замуж, она не может сделать этого без решения суда, так как имущество её первого мужа уходит в другую семью. Суд обязывает нового мужа женщины хранить это имущество без права его продажи. Всё имущество принадлежит только детям вдовы.[56]
Законы Ману демонстрируют, что традиционно в Древней Индии сложилось правило: «не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца». Старший сын имел преимущественные права на наследство: «Отцовское имущество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце».[57]
Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д. Решающую роль при разделе имущества имела кастовая принадлежность матери сыновей. Дочери, так же как и братья умершего, могли вступить в наследство только при отсутствии сыновей.
Женщина традиционно не имела никаких имущественных прав, но муж мог подарить ей поле или сад, в таком случае после смерти это имущество наследовали ее дети, включая дочерей. [58]
При отсутствии всех законных наследников все имущество переходило в пользу царя. Исключение делалось только для брахманов, имущество которых передавалось лицам, посвятившим себя изучению вед. [59]
Таким образом, регулирование семейных отношений также как имущественных, отражало деление общества на касты. В семейных отношениях прослеживался патриархат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение семейного права в древневосточных законах позволило мне воссоздать картину быта и жизни людей, проживавших в государствах Древнего Востока. Исходя из изученного, я сделала вывод о неравноправном положении женщин в сравнении с мужчинами, а также представителей разных сословий. Итак, к каким же выводам я пришла:
По законам Хаммурапи жена и дети были защищены на случай того, если муж и отец вознамерится уйти из семьи. Он был обязан передать часть своего имущества для детей и бывшей жены, не оставив их без средств существования.
По Древнеиндийским законам женщина признавалась собственностью своего мужа, поэтому ни о каких алиментах ни ей, ни её детям речи не шло. Мужчина просто приводил в дом другую жену, а первая оставалась на положении рабыни.
Все это дополняет полную картину истории Древних цивилизаций и позволяет глубже изучить их историю.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 196 – 219.
2. Законы Ману// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 196 – 219.
3. Васильев Л С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: изд-во Высшая школа , 2004., с.678
4. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. 390с
5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для ВУЗов. – второе издание, переработанное и дополненное. – М.: Норма, 2007. – 752
6. Иванов В.В. Хрестоматия по истории Древнего Востока, - М.: Наука, 1980 . – 254с.
7. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для ВУЗов под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А., - М.: изд-во Норма, 1996. – 480с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«ЗАКОНЫ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРЯ ХАММУРАПИ».
(§ 128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора,то эта женщина — не жена.
(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим
мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены
пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.
(§ 131) Если жену человека ее муж обвинит, но она не была
схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести.
(§ 138) Если человек захочет оставить свою супругу, которая
не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу,
а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома
своего отца, а затем он сможет ее оставить.
(§ 142) Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не
бери меня», то дело ее должно быть рассмотрено в ее квартале, и,
если она блюла себя и греха не совершила, а ее муж гулял и очень
ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое
приданое и уйти в дом своего отца.
(§ 144) Если человек взял в жены бесплодную женщину, и эта
бесплодная женщина дала своему мужу рабыню и дала ему иметь
сыновей145, а этот человек захочет взять себе наложницу146, то
этому человеку не должны разрешить, он не может взять себе
наложницу.
(§ 150) Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или
имущество и дал ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее
сыновья не могут предъявлять ей иска, а мать то, что останется
после нее, может отдать своему сыну, которого она любит; брату
она не должна отдавать.
(§ 151) Если женщина, которая живет в доме человека, обязала
своего мужа и заставила его выдать документ о том, что кредитор
ее мужа не схватит ее147, то, если этот человек имел на себе
процентный долг до того, как он взял в жены эту женщину, его
кредитор не может схватить его жену; а если эта женщина имела на
себе процентный долг до того, как она вступила в дом человека, ее
кредитор не может схватить ее мужа.
(§ 152) Ecли после того, как эта женщина вступила в дом
человека, на них появился процентпый долг, то оба они должны
отвечать тамкару.
(§ 159) Если человек, который послал в дом своего тестя
брачное приношение и отдал выкуп, засмотрелся на другую женщину и
сказал своему тестю: «Я не возьму в жены твою дочь», то отец
дочери может забрать все, что ему было принесено.
(§ 160) Если человек послал в дом тестя брачное
приношение151 и отдал выкуп, а затем отец дочери сказал: «Я не
отдам тебе свою дочь», то все, сколько ему было принесено, он
должен удвоить и вернуть.
(§ 161) Если человек послал в дом своего тестя брачное
приношение и отдал выкуп, а затем равный ему по положению
превзошел его дарами, и тесть сказал хозяину жены152: «Ты не бери
мою дочь», то все, сколько ему было принесено, он должен удвоить
и вернуть хозяину жены, а равный ему не должен взять в жены его
жену.
(§ 162) Если человек взял жену и она родила ему сыновей, а
затем эта женщина умерла, то по поводу ее приданого ее отец не
может предъявлять иска; ее приданое принадлежит только ее
сыновьям.
(§ 163) Если человек взял жену, а она не дала ему иметь
сыновей и эта женщина умерла, то если выкуп, который этот человек
принес в дом своего тестя, его тесть ему вернул, ее муж не может
предъявлять иска по поводу приданого этой женщины; ее приданое
принадлежит только дому ее отца.
(§ 165) Если человек подарил своему наследнику, которого он
любит, поле, сад и дом и написал ему документ с печатью, то когда
братья будут делиться после того как отец умрет, подарок, который
отец дал ему, он может забрать, а сверх того, они должны
поделиться поровну имуществом, что в доме их отца.
(§ 166) Если человек взял жен для сыновей, которых он имел,
а малолетнему сыну он жену не взял, то когда братья будут
делиться после того как отец умрет, из имущества, что в доме их
отца, они должны определить своему малолетнему брату, который не
взял себе жену, серебро для выкупа, сверх его доли, и дать ему
возможность взять себе жену.
(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал
судьям: «Я отвергну своего сына», то судьи должны рассмотреть его
дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую
полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть
своего сына от наследства.
(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую
полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи
должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую
обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 170) Если человеку его супруга родила сыновей и его
рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям,
которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к
сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги
и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их
отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю
и взять.
(§ 171) А если отец при своей жизни не сказал сыновьям,
которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец
умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их
отца вместе е сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна
быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут
предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства.
Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей
подарил и записал ей в документе, и жить в жилище своего мужа.
Пока она жива, она может этим пользоваться, но за серебро не
может продать. После ее смерти это принадлежит только ее
сыновьям.
(§ 172) Если ее муж не подарил ей дара, то должны
восстановить ей ее приданое, и из имущества дома своего мужа она
может получить долю, как один наследник.
Если ее сыновья станут ее притеснять ради того, чтобы
изгнать ее из дома, то судьи должны рассмотреть ее дело и
наложить наказание на сыновей, а эта женщина не обязана уйти из
дома своего мужа. Если же эта женщина захочет уйти, то дар,
который ее муж подарил ей, она должна оставить сыновьям своим, а
приданое дома своего отца она может забрать, и муж, который ей по
сердцу, может взять ее в жены.
(§ 179) Если жрице энтум, надитум или же зикрум, которой ее
отец дал приданое и написал ей документ с печатью, в написанном
для нее документе он записал, чтобы после ее смерти отдавать что
останется куда ей угодно, и позволил ей совершать желаемое, то
после того, как отец умрет, она может отдать то, что после нее
останется, куда ей угодно, ее братья не могут подавать против нее
иска.
(§ 181) Если отец посвятил богу надитум, кадиштум или же
кульмашитум158 и не дал ей приданого, то после того как отец
умрет, она должна получить из имущества, что в доме ее отца, 1/3
своей наследственной доли и может ею пользоваться, пока жива;
после ее смерти это принадлежит только ее братьям.
(§ 182) Если отец не дал приданого своей дочери — надитум
бога Мардука Вавилонского и документа с печатью не написал ей, то
после того, как отец умрет, она может получить вместе со своими
братьями 1/3 своей наследственной доли, а повинность она не
обязана нести; надитум бога Мардука может отдать то, что после
нее останется, куда она захочет.
(§ 183) Если отец дал приданое своей дочери, побывавшей
наложницей-шугетум159, выдал ее замуж и написал ей документ с
печатью, то после того, как отец умрет, она не должна принять
участие в разделе имущества, что в доме ее отца.
(§ 195)163 Если сын ударил своего отца, то ему должны
отрубить руку...
«ЗАКОНЫ МАНУ».
ГЛАВА III
21. [Это] форма брахма, дайва, арша ,
Праджапатья, асура, гандхарва,
ракшаса и восьмая - самая презренная - пайщача.
22. Какая [форма] соответствует дхарме какой варны, каковы достоинства
и недостатки каждой, - все это я расскажу вам, а также хорошие и
дурные [последствия этих форм брака] для потомства.
23. Надо знать, что первые шесть соответствуют дхарме брахмана,
последние четыре - кшатриев, для вайщия и щудры - те же [четыре],
кроме формы ракшасов ".
24. Мудрецы признают предписанными для брахмана четыре первые,
одну - ракшаса - для кшатрия, асура - для вайщия и щудры.
25. Но из пяти [передних] три соответствуют дхарме, два же здесь
считаются несоответствующими дхарме: [браки] пайщача и асура никогда
не должны быть совершаемы.
26. Эти две ранее упомянутые [формы] брака - гандхарва и ракшаса - в
отдельности или вместе * считаются соответствующими дхарме кшатрия.
27. Вручение дочери, наряженной и 'наделенной {драгоценностями,
жениху] ученому и доброго поведения, [которого отец] сам приглашает,
называется дхармой брахма *.
28. Вручение наряженной дочери жрецу, надлежаще занятому в
жертвоприношении, когда он исполняет обряд, они называют дхармой дайва.
29. [Когда отец], получив от жениха в соответствий с дхармой * быка и
корову или две пары, выдает дочь по правилам, такая дхарма называется
арша.
30. Вручение дочери [ее отцом после] произнесения слов: "Исполняйте
оба вместе дхарму", - и оказания почестей {жениху] называется обрядом
(vidhi) праджапатья.
31. Выдача дочери, [когда жених] дает добро (dravina) родственникам и
невесте столько, сколько может и добровольно, называется дхармой асура
"".
32. Добровольный союз девушки и жениха, любострастный (maithunya),
происходящий из желания, называется гандхарва.
33. Похищение из дома кричащей и плачущей девушки силой,
сопровождаемое убийствами, ранениями и разрушениями, называется
обрядом ракшаса.
34. Когда [кто-либо] тайком овладевает спящей, опьяненной или
безумной, это - наихудший из видов брака, восьмой, известный, [как]
пайщача *.
35. Для брахманов (dvijagrya) одобряется дарение дочери с [возлиянием]
воды; для других вари [этот обряд представляется] обоюдному согласию.
36. Какое качество для каждой из этих форм брака объявлено Ману, - все
это выслушайте, о брахманы, от меня, правильно излагающего.
37. Добродетельный сын жены, вышедшей замуж по форме брахма,
освобождает от греха десять предков, десять потомков и себя двадцать
первого;
38. сын от жены, вышедшей замуж по обряду дайва, - семь предков и семь
потомков; сын вышедшей замуж по обряду арша - по три, сын вышедшей
замуж по обряду праджапатья (kaya) - по шесть.
39. В [семьях, возникших от] четырех форм брака начиная с первого -
брахма и т.д.,- рождаются сыновья, сияющие знанием Веды, одобряемые
учеными людьми *;
40. одаренные качествами красоты и доброты, богатые, славные, имеющие
в изобилии блага, наиправеднейшие, они живут сотню лет.
41. В [семьях] других оставшихся дурных форм брака, рождаются сыновья
жестокие, говорящие неправду, ненавидящие Веду и дхарму.
42. Безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных
браков, достойное осуждение - от достойных осуждения, поэтому надо
избегать [форм брака], достойных осуждения.
ГЛАВА IX
6. зная эту высочайшую дхарму всех варн, даже слабые мужья стремятся
охранять жену…
7. ибо тщательно охраняющий жену, охраняет свое потомство, добрые
нравы, семью, себя * и свою дхарму.
46. Ни вследствие продажи (ni§ki-aya), ни оставления (visarga) ее
[мужем] жена не освобождается от мужа *: такую мы знаем дхарму,
установленную некогда Праджапати.
62. Но когда цель поручения в отношении вдовы достигнута согласно
правилам, им обоим "" полагается вести себя по отношению друг к другу,
как отец (guru) и сноха.
80. Приверженная к пьянству, ко [всему] дурному, противоречащая,
больная, злобная или расточительная является женой, при которой может
быть всегда взята другая *.
81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом
году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает [только]
девочек - на одиннадцатом, но если говорит грубо (apriyavadini) -
немедленно *.
104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить
поровну отцовскую собственность; при них, живущих, они неправомочны *.
105. [Или] отцовское имущество полностью может забрать старший брат;
остальным следует жить при нем, как при отце.
167. Кто родился по особой дхарме*, на ложе умершего, кастрата,
больного, от уполномоченной жены (niyukta), тот считается ..рожденным
женой" (ksetraja).
194. Считается шесть видов собственности женщины (stridhana): данная
при [брачном] огне, данная при свадебном шествии, данная в знак любви,
полученная от брата матери и отца.
[1] Законы Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древнего Востока/Под ред. Струева В.В. и Редера С. 198
[2] Там же С. 198.
[3] Там же С.198.
[4] Там же С. 199.
[5] Там же С. 199.
[6] Законы Ману// Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Под ред. Струве В.В. и Редера Д.Г. С.200
[7] Там же.С 203.
[8] Законы Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Ст.128 С.202.
[9] Там же Ст. 159, С. 230.
[10] Там же Ст. 160,161 С. 232.
[11] Там же Ст. 138 С. 214.
[12] Законы Ману// Хрестоматия по истории Древнего Востока// Ст.21,42 С. 360.
[13] Там же Ст. 46, 62 С 362, 370.
[14] Крашенинникова Н.А., Жидков О.А./ История государства и права зарубежных стран. Часть 1/ С. 104.
[15] Там же С. 110.
[16] Там же С. 113.
[17] Законы Ману// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ст.149 С.400.
[18] Там же Ст.151, С. 402.
[19] Там же Ст. 6, 7, С. 420.
[20] Законы Хаммурапи/ Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ст. 150,151, С. 230.
[21] Законы Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ст.129 С.232.
[22] Там же Ст.131 С. 234.
[23] Васильев Л.С./ История религий Востока/ С. 107.
[24] Законы Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древнего Востока /Ст.142 С.256.
[25] Васильев Л.С./ История религий Востока/ С. 115.
[26] Васильев Л.С./ История религий Востока/ С.117.
[27] Законы Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Ст.131, С.280.
[28] Там же Ст.142, С.292.
[29] Там же Ст. 144, С.295.
[30] Там же Ст. 172, С.304.
[31] Там же Ст. 171, С.302.
[32] Там же Ст.150, С.298.
[33] Там же Ст. 195, С.310.
[34] Там же Ст. 168, 169, С.301.
[35] Законы Ману// Хрестоматия по историй Древнего Востока/ Гл.11, Ст.167 ,С.405.
[36] Там же Гл.2, Ст.225, С.328.
[37] Там же Гл.8, Ст.275, С.372.
[38] Крашенинникова Н.А., Жидкова О.А./ История государства и права зарубежных стран/ С.312.
[39] Законы Ману// Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл.9, Ст.81, С.373.
[40] Там же Гл.5, Ст.149, С.342.
[41]Там же Гл.5, Ст.151. С.343.
[42] Крашенинникова Н.А., Жидкова О.А/ История государства и права зарубежных стран/ С.314.
[43] Законы Ману/ Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл.9 ,Ст.194 ,С.392.
[44] Там же Гл.9, Ст.8, С.380.
[45] Там же Гл.8, Ст.37, С.361.
[46] Законы Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ст.170, С.301.
[47] Там же Ст.171 ,С.302.
[48] Графский В.Г./ Всеобщая история права и государства/ С.512.
[49] Васильев Л.С./ История религий Востока/ С.503 .
[50] Законы Хаммурапи/ Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ст.165,166 ,270.
[51]Там же Ст.183, С.275.
[52] Там же Ст.179, С.272 .
[53] Там же Ст.181, С.274.
[54] Там же Ст.170, С.260.
[55] Там же Ст. 175, С.264.
[56] Законы Хаммурапи/ Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Ст. 184, С.275.
[57] Законы Ману/ Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл.9, Ст.104,105, С.450
[58] Градский В.Г./ Всеобщая история права и государства/ С.514 .
[59] Там же ,С.516.
Мост Леонардо
Ель
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Два плуга
Упрямый зяблик