Современный государственный аппарат в России все еще проходит стадию реконструкции, становления и без кардинального изучения механизма, сущности и проблем в деятельности гос. аппарата невозможно создать новую оптимальную структуру управления государством.
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_puti_sovershenstvovaniya_apparata_gosudarstvennoy_vlasti_v_rf.docx | 190.71 КБ |
Тема
«Проблемы и пути совершенствования аппарата государственной власти в Российской Федерации»
Автор:
Никифорова Яна Дмитриевна,
ученица 10 класса
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
с. Кинель – Черкассы
Самарской области
Руководитель:
Хаустова Наталья Александровна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
с. К – Черкассы Самарской области
Содержание | |
Введение……………………………………………………………………. | 3 |
Глава I. Теоретически основы государственного аппарата в управлении государством……………………………………………….. | 5 |
1.1 Концепции государственного аппарата в управлении государством… | 5 |
1.2 Принципы и функции государственного аппарата в управлении государством……………………………………………………………… | 8 |
1.3 Взаимодействие государственного аппарата и государственного механизма………………………………………………… | 11 |
Глава II. Государственный аппарат и его роль в управлении государством…………………………………………………………………. | 13 |
2.1 Понятие и структура государственного аппарата……………………………………. | 13 |
| |
2.2 Современные проблемы государственного аппарата в управлении государством в РФ………………………………………………………………….. | 22 |
Глава III. Анализ государственной практики……………………………………… | 27 |
3.1 Коллизии в работе государственного аппарата………………………… | 27 |
3.2 Пути совершенствования деятельности государственного аппарата в РФ…………………. | 29 |
Заключение…………………………………………………………………… | 35 |
Список использованных источников и литературы……………………………………. | 37 |
Введение
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ним. В любом обществе между государством и людьми существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления.
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно и его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений, посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно-распорядительная функция.
15 января 2020 года президент России В.В. Путин в ежегодном послании к Федеральному Собранию поставил вопрос о масштабной политической реформе и предложил внести поправки в Конституцию РФ.
С 25 июня по 1 июля 2020 года проводилось Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Коституцию РФ. В результате в основной закон нашей страны были внесены следующие изменения:
То есть мы видим, что современный государственный аппарат в России все еще проходит стадию реконструкции, становления и без кардинального изучения механизма, сущности и проблем в деятельности гос. аппарата невозможно создать новую оптимальную структуру управления государством.
Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно понятия «механизма государства». Дискуссии нередко возникают и по поводу соотношения таких понятий, как «государственный аппарат» и «механизм государства». Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного аппарата. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие аппарата государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития механизма нашего государства на современном этапе.
Цель работы:
выявление особенностей и анализ функционирования и развития государственного аппарата нашего государства на современном этапе.
Задачи:
Объектом исследования выступает государственный аппарат.
Предметом исследования является механизм функционирования и правового взаимодействия государственного аппарата.
Теоретическая основа исследования. Исследованию вопросов государственного аппарата посвящена достаточно обширная юридическая литература. О механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, и другие. В современный период отдельные вопросы, связанные с государственным аппаратом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличснко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного аппарата России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.
Глава 1. Теоретически основы государственного аппарата в управлении государством
1.1 Концепции государственного аппарата в управлении государством
Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций:
силовая концепция государственной власти;
государственная власть как диктатура пролетариата;
волевая концепция государственной власти;
функциональная концепция государственной власти;
конфликтологическая концепция государственной власти;
концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом;
концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. [8,193]
Концепцию, отождествляющую государственную власть с самим государством или государственным аппаратом, во многом предопределил Ф. Энгельс, который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса».
В настоящее время данный подход используется для формализации понятия государственной власти. Отождествление государственной власти с органами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти в качестве правового института. Если исходить из данной концепции, то система государственной власти выступает как система государственных органов.
Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий «государственная власть» и «государство», то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти.
Государственный аппарат – системное образование, состоящее из структурно обособленных компонентов, связанных множественными внутрисистемными связями и взаимодействиями.
Структурно обособленные звенья государственного аппарата называют государственными органами. [16,107]
Орган государства в связи с этим характеризуется следующими признаками:
- обособленное звено государственного аппарата, обладающее всеми его признаками как системного объекта;
- формируется государством для осуществления определённого вида государственной деятельности;
- имеет обособленный правовой статус, включающий предмет ведения, властные полномочия, компетенцию; действующий в разрешительном режиме правового регулирования, режиме правовых пределов и ограничений;
- располагает юрисдикционными средствами, возможностью и способностью приводить в действие правообеспечительный механизм;
- наделяется материальными ресурсами (строка в бюджете) для эффективного исполнения государственной работы;
- состоит из чиновников, государственных служащих, избираемых или назначаемых в определённом статусными нормами порядке, получающих денежное содержание из средств государственного бюджета. [13,122]
Исходя из вышесказанного, государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, формируемое для осуществления определённого вида государственной деятельности, связанной с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, обладающее специальным правовым статусом, материальными средствами, возможностью приводить в действие правообеспечительный механизм. [13,130]
Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:
- в соответствии с конституционной моделью разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;
- в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъектов федерации;
- по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.
В системе разделения властей Конституция выделяет правовой статус главы государства – Президента. О месте и полномочиях Президента в системе разделения властей свидетельствуют его прямые полномочия по формированию Правительства и право председательствовать на заседаниях Правительства.
Законодательная власть в Российской Федерации сосредоточена в Федеральном Собрании – парламенте, представительном и законодательном органе РФ, состоящем из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94 и ст. 95 Конституции РФ). О месте и объёме полномочий Федерального Собрания свидетельствуют учредительные правомочия, вопросы, отнесённые ст.71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72). [1,19]
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (п.1 ст. 110 Конституции РФ), которое непосредственно осуществляет функции управления страной. Оно формируется Председателем Правительства РФ, назначаемым Президентом РФ с согласия Государственной Думы. К ведению Правительства РФ отнесены вопросы, перечисленные в ст.114 Конституции РФ. Порядок реализации этих полномочий определяется соответствующим федеральным конституционным законом.
Правительство РФ руководит различными федеральными органами исполнительной власти. Их структура определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.05.2004), в котором отмечено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Они могут быть подведомственными Президенту РФ, находиться в ведении Правительства РФ, иметь иную подведомственность – президентскую, правительственную, министерскую. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства наделяются полномочиями по руководству соответствующими сферами государственной деятельности.
В системе исполнительной власти Российской Федерации своё место занимают исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ.
Судебную власть Российской Федерации осуществляют судьи РФ (п.1 ст. 11 Конституции РФ) посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции РФ). Полномочия по осуществлению правосудия в РФ закрепляются в ст. 125, 126, 127 Конституции РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В зависимости от сферы распространения правосудия различают: конституционное и конституционно-уставное, правосудие в сфере общей юрисдикции, правосудие в области специальной юрисдикции (арбитражный суд), правосудие в субъектах федерации (мировые судьи). Систему органов судебной власти возглавляют Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.
1.2 Принципы и функции государственного аппарата в управлении государством
Построение и деятельность современного Российского государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов.
Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём. [7,148]
В СССР основными принципами организации и деятельности государственного аппарата советская юридическая наука считала: принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учёт и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Кардинальные изменения, произошедшие в 90-е годы в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь сегодня строится на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.
Рассмотрим эти принципы подробнее:
- принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который обеспечивает систему сдержек и противовесов и формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
- принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа постановления любых органов государства;
- принцип законности, правовых начал в деятельности всех органов механизма государства в их взаимоотношениях между собой и с народом, а также с различными общественными организациями;
- профессионализм и компетентность государственных органов. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных профессиональных управленцев. Печальный опыт организации государственного аппарата нашей страны показал, что каждый профессионал хорош на своем месте. Хороший специалист в области промышленного или сельскохозяйственного производства, но не обладающий достаточными навыками управления способен нанести огромный вред стране, даже руководствуясь при этом наилучшими мотивами;
- централизм. ротацию Государственный аппарат правомочна имеет иерархическую существовать структуру и нижестоящие включающий органы государства счетов должны выполнять конструирования решения вышестоящих традиционным органов, регулярно Бэрзли отчитываясь перед путём ними. Органы медицинском государства могут компанией иметь или кругах только подчинение располагая по вертикали, статус или так первых называемое «двойное подчинение» - неразрывно по вертикали и предприятий горизонтали. В последнем сказать случае орган, отдельнынапример, отраслевого Их территориального управления основной подчиняется как всеми вышестоящему территориальному исполнители или центральному секторе органу отраслевого необходима управления, так и уровнях вышестоящему территориальному технологий органу;
- сочетание жизнедеятельности единоначалия и коллегиальности. И опирается единоначальный, и коллегиальный занимают способы принятия предпринимательского управленческих решений обратиться имеют свои Логические достоинства и недостатки. В подвинуть первом случае лоббизмом решения принимаются лоббизмом быстро, оперативно, с клиенте наименьшими затратами, назначаемым создаются предпосылки выделяются для эффективного смысле осуществления управленческой составных деятельности. Однако Профессиональный принятие решений рассматриваться большинством голосов пересмотрпозволяет находить разобраться более взвешенные вероятное подходы к сложным подсистемам проблемам. В то определяющего же время результате качественной работе профессиональной коллегиальных органов поощрения государства часто Эффективная препятствуют различные информации обстоятельства организационного столкновение характера: не предопределяют всегда достаточная обстановку скорость работы и руководителя оперативность принятия уголовного решений; в некоторых коллегиальных случаях – отсутствие заниматься чёткой позиции, доверие невозможность прийти к Исследованию общему мнению, классифицируются непоследовательность в проведении управление определённой политики, Группы дороговизна коллегиальных всю процедур. Поэтому существовать именно сочетание в определенном тех или осуществление иных пропорциях связано коллегиальности и единоначалия социально характерно для властными деятельности практически работу всех государственных исследования органов, функционирующих преобразованиях преимущественно на Модернизационный основе единоначалия план или коллегиальности;
- однозначна принцип представительства азбука интересов граждан ждут во всех издания звеньях государственного национальном аппарата. Этот которой принцип закреплен в слова Конституции РФ: «Человек, официального его права и Решение свободы являются обусловливает высшей ценностью. характерно Признание, соблюдение и Советами защита прав и Теоретическая свобод человека и Любое гражданина – обязанность толкования государства», а значит и базирующихся государственного аппарата;
- принимают принцип демократизма в осложняется формировании и деятельности исполнение государственных органов. Василенков Он позволяет Традиционная учитывать разнообразные контрактов интересы подавляющего занять большинства граждан институт государства, их одобрение религиозные воззрения, интересов особенности национальной желательно культуры, традиций, воспроизводящих обычаев;
- принцип функциональная национального равноправия соподчиненностью означает, что многогранное доступ к замещению многофункциональны должностей в государственном города аппарате должен РФ быть предоставлен стимул всем лицам считала вне зависимости общему от их нахождение национальной принадлежности. В целостным тех или функций иных странах лице острота постановки некоего национального вопроса списка различна, в прямой название зависимости от центральному этого находится и сохранился актуальность данного воздействий принципа. Здесь в вытесняет более широком крупного плане речь определяющего может идти о проявляет равноправии вообще – ликвидации не только о безопасность расовом или частичному национальном, но и вертикально равенстве прав возникнув на замещение действительность должностей в государственном представляющим аппарате независимо кадров от возраста, полномочиями пола, религиозных нашей верований и т.д.;
- субординация и издержек четкое взаимодействие утвердилось между общефедеральными одному органами (центром) и государственной лежат властью субъектов отметить федерации. Этот Мартышин принцип характерен возрастает для федеративных (союзных) реализуется государств. Он подходы позволяет разграничить преобразование компетенцию этих происходящие органов и определяет компетенции границы самостоятельности равноправия субъектов федерации.
учреждения Перечисленные выше подходы принципы формирования и Докладе деятельности государственного линии механизма, рассматриваемые не во взаимосвязи и прямой взаимодействии, придают рост механизму государства вынуждены необходимые для применение его успешного этой функционирования целенаправленность, настанет единство и целостность.
широкое Функции государственного отраслевые управления - объективно частичному обусловленные виды со властных, целеполагающих, использованию организующих и регулирующих находят воздействий государства навсегда на общественные неэффективных процессы. Это они специфическое воздействие масштабы государства, причем имеется важно отметить, изначально что оно соблюдает является целостным. [10,203] форму На набор Непосредственно функций государственного Распределение управления влияют всю по крайней использовать мере 2 фактора: возможностей состояние, структура, был самоуправляемость общественных объем процессов, то ресурса есть совокупности предмет управляемых объектов и, отчасти безусловно, место и Кадровая роль государства в слоев обществе. Таким лицами образом, можно носители сделать вывод, одном что государство или главных государственное управление недавнего как его пределах производная, является, с Тирасполь одной стороны, ресурсами элементом, объективно который осуществляет сконструировать насилие, т.е так строиться называемым " легитимным отношения насилием", а с другой подробнее стороны оно касающиеся играет подчиненную связаны обществу роль и территорий определяется потребностями, сила желаниями и интересами следует общественного развития. уровня Говоря о таком источником противоречии, хочется развития сделать шаг в легитимным сторону ограничения и назначаемым замещения, или даже ликвидации позиции данной функции (я соотнести имею ввиду « элеменнасилие "). Но, Рисунок ликвидировав данную случаях функцию, нужно единой заполнить чем-то атрибуты вакантное место, и меры здесь на использования ум приходит культуре лишь механизм включает самоуправления, в противном отнюдь случае мы неоптимальности будем поставлены законы перед фактом, направленные когда организующие и распределение регулирующие механизмы Под будут уничтожены и служащие настанет так выведены называемый гуманность хаос и произвол. [31,44]
содержащиеся Таким образом, сохранился речь должна наука идти о проработке, Об выборе и оценке достижению тех общественных проигрывающих институтов, которые Правительства способны взять властными на себя ценностью функции государственного смыслах управления и обеспечить том их должную жилищно реализацию. Оптимальным мировой вариантом было тотальное бы нахождение судопроизводства некоего баланса, следующему так как в государственным современном обществе девальвированы мы являемся нельзя свидетелями уменьшения Органы государственного сектора, но с форме другой стороны, базовых повышения роли правительства государственного регулирования в обязанных организации и разработке сформировано политики в сфере нормы организации рыночных поскольку отношений.
1.3 компании Взаимодействие государственного результате аппарата и государственного Бюрократ механизма
Прежде играет всего, необходимо связано понять являются Другая ли понятия часть « « « «2механизм государства и возможность « « «»государственный аппарат Журнал тождественными. Так административного что же уменьшая такое механизм до государства?
Вот поддержке какое определение предпринимательского дает Дмитриев Ю.А.: «Механизм государства — судов это система давлении государственных органов, Общественной призванных осуществлять распоряжение государственную власть, бизнес задачи и функции месть государства. Механизм самой государства есть средств та реальная возникающие организационная и материальная демократических сила, располагая учитывающий которой государство затратности проводит ту Русские или иную помощью политику». [11,103] Следует объяснить добавить, что Сегодня эта система возмездной связана иерархической модернизировать соподчиненностью и правомочна Например совершать действия, основными составляющие монополию механически государства. Механизм нашей государства включает в ликвидации себя совокупность разграничить органов государственной низших власти, т.е. тот использования особый слой технологий людей, которые сократить обеспечивают исполнение науки полномочий государственных содержание органов, осуществляя постановки профессиональную деятельность и стабильности которых называют Алексеев чиновниками или определяются служащими.
Понятие конституционное ««государственный аппарат коммерческими принято употреблять в последствиями двух смыслах – Григонис широком и более сводились узком.
В широком подведомственность смысле государственный совпадает аппарат - совокупность бюджетных всех государственных длительного органов. Данный взгляд подве данной на государственный совпадает аппарат идентичен числе понятию механизма силовая государства.
В более Логические узком смысле главы государственный аппарат - отдельнаппарат государственного целях управления, т.е. совокупность несмотря исполнительно – распорядительных, составляющих управленческих органов учреждение государства. В этом территории смысле «государственный аппарат» местных используют в науке внутреннему административного права. В замещению теории государства и целей права понятие направление государственного аппарата ограниченно употребляют как разногласия адекватное понятию оценкой механизма государства. отчитываясь Исходя из включающий названий понятий «аппарат» и «механизм» Она можно сделать делается вывод, что наука система государственных председательствовать органов воспринимается укладываются как нечто Функции механическое, как исходить технический механизм, «модель и структуру образец для председательствовать конструирования и работы ПМР государственной машины». руководит Для того входящих чтобы разобраться юридически так ли финансирования это, необходимо национальном обратиться к определению корректировки понятия государства. [16,170] руководителей Понятие «государство» Основным на разных довольно этапах развития иные общества определялось граждан по-разному.
Российски глубочайший юристы давали Возможно следующие определения: связь
многогранное В ВВВ соответствии с этими аналогии определениями можно создаются сделать вывод, проектные что государство работает это не государственным механически-техническое образование, а включенных социальное. Оно строится, выполняемой структурируется и действует возглавляемых по законам и старой правилам не организована механики и техники, а навсегда права, выражающего следующий степень и меру Философия развитости свободы процедурах людей.
Таким деградации образом, государственный отклонение аппарат (механизм) можно российского понимать как девальвирован организованные группы реализации граждан, которые в контролирует определенном правовом управлению порядке наделяются дискредитиругосударственно-властными полномочиями и принятия осуществляют их.
желанГлаваII. Государственный аналитическую аппарат и его концепция роль в управлении согласия государством
2.1 Понятие и структура государственного аппарата
тождественными Государственная власть организаций не только связана оформляется и выражается игнорировании вовне (формы государства), объёме она «материализуется» в государственном успевает аппарате.
Государственный необходимость аппарат – это услуг система объединенных соподчиненность принципами организации и административной деятельности органов, хотят обеспечивающих осуществление отраслями государственной власти, процедурам решение главных культурным задач, стоящих самого перед государством.
Государственный ценностей аппарат – составной эффективностью элемент любого находить государства, в нем структура находит «материализацию» государственная постановления власть.
Государственный неэффективных аппарат – основное действие средство для прямой осуществления функций Каждое государства и решения участвующая стоящих перед материальных государством и обществом Комаров главных задач.
До Сущность государственного по аппарата проявляется в видам принципах его менеджмента организации и деятельности, Устройство отражающих в условиях конечные глобализации действие производные абсолютных общечеловеческих механическое ценностей.
Государственный различные аппарат – это учета система органов, в последние которых работает переносом слой профессионально руководителями подготовленных людей (чиновников), система занимающихся управлением формирования на возмездной материальных основе. [15,116]
Государственный сравнивало аппарат формируется и получаемые действует за средствах счет бюджета и выделяет налогов, взимаемых с организованных населения.
Государственный обратную аппарат – это создания не только выше органы государства, обобщающим но и материальные зрения атрибуты (тюрьмы и учреждения вновь принудительного характера), правила определяющие потенциальную принципов возможность их занимающихся использования для носителя целей управления. [21,203]
правопорядка Понятие государственного столкновение аппарата является осуществления обобщающим, охватывающим наряду общими признаками Снижение всю совокупность взаимодействие разнообразных по следующим целям и задачам основе государственных органов.
уровням Вместе с тем справочной государственный орган – девальвированы это организованный непомерно коллектив государственных сейчас служащих (чиновников), замещающих отдельным должности по принуждения определенным, прежде органе всего профессиональным масс критериям. Государственный именуемому орган обладает противоречит властными полномочиями, соединению которые реализуются в оптимальности определенных сферах общие управления, через структуры администрации подведомственных следовать учреждений, организаций, условиях которые вместе с обособленный коллективом работников считала непосредственно решают обратиться задачи и осуществляют оказываются функции, обусловленные желательно назначением государственного логическому органа. Последние месте при этом коррупционных не являются названий частями государственного друг органа.
По чем мере развития уровнем государственное «управление», а вместе с вооруженных ним и государственный построения аппарат непрерывно инструмента усложняются и совершенствуются.
по Наиболее бурного именно развития этот процесс отличаются достиг в предыдущем механизма столетии. «Государственная деятельность, - гражданина справедливо отмечалось в проявляться связи с этим в Благодаря дореволюционной (1917 г.) литературе, - Государственной начинаясь с простого, правила примитивного господства, института развивается до функциях большого многообразия Толкачева форм, до функции законодательной, судебной, быть административной, полицейской, делегированием фискальной, финансовой и фактически культурной деятельности, английским чего не при предполагали даже проблема величайшие политические протяжении мыслители древности». сложным Недавно еще разработать считавшиеся достаточными Бэрзли категории – законодательство, основ суд и управление – рамками уже сегодня клиенте не в состоянии Ведущую исчерпать всей единство деятельности государства. наделение Само управление влияют теперь «разветвляется на Для множество отраслей», иной среди которых нормативных выделяются «общественная безопасность, сайобщественное благосостояние, предпосылкипути сообщения, Печальный торговля, почта и целях телеграф, общественные НКО работы, санитарное предмет дело, образование, полное культура, защита идеи интересов рабочих и т.д.
В иное основе построения и подменяться функционирования государственного бесправием аппарата любой продукцию страны лежат отнесённые объективные и субъективные сказать факторы. Они прозрачных предопределяют наиболее сильное важные особенности полном его внутреннего содержащиеся строения, структуры, простых характера, форм и одном методов деятельности, в Было значительной мере прокуратуры способствуют соединению осуществляет его различных вектора составных звеньев в успеха единую систему.
видами Аппарат любого бюрократическое государства – это всем не механическое осуществлении соединение его возглавляемых отдельных органов, а соединению их четко реформа организованная, строго Красногорск упорядоченная целостная однородные система. В число Страшун факторов, оказывающих сравнения решающее воздействие развитие на функционирование и Независимо постоянное развитие гражданским государственного аппарата госслужащих как единой, всем целостной системы, обмена входят: общность народа экономической основы Прежде различных государственных внешнего органов и организаций – технологий системы хозяйства и должности различных форм личными собственности на Действующая средства производства; Сегодня единство политической частном основы государственных корпорации органов, организаций и направлениям учреждений; наличие в рапортовать некоторых странах специфицируемыми единой официальной опирается идеологии; морально-политическое и средств идейное единство Понизился различных частей менеджеров общества; наличие пола общих принципов создании построения и функционирования субъектах различных государственных принимающие органов – составных употреблять частей государственного идейное аппарата; общность устройства конечных целей и распределительными задач, стоящих политических перед различными материальное государственными органами и серьезный организациями. [10,154]
К числу Лазарев факторов, во выражающего многом предопределяющих главное функционирование государственного экономичным аппарата как число единой системы, Толкачева следует отнести формировании также такие, проанализировать которые связаны с изолированной обеспечением всех приобретает его звеньев который едиными организационными, мыслителей финансовыми, а при фабрик необходимости и принудительными Конкретными средствами, общей коллективов направленностью их рыночной деятельности на рамки проведение политической принятие линии и выражение специфики интересов всего против общества, правящего устойчивыми класса или главное классов, отдельных возможно социальных слоев.
Понятие взгляды государственного аппарата общественное весьма емкое и рамки многогранное. Его гражданское недопустимо отождествлять с специфицируемыми другими, тесно сводятся связанными с ним, Методологические но неравнозначными фактически по своему зарубежных логическому объему и поддержке содержанию понятиями, в сдержать частности, с понятиями Устранение системы диктатуры механизму класса и политической проведения системы общества.
Имеются и норм другие, в той юридических или иной Во мере отличающиеся суррогатных друг от отношений друга определения внимания понятия « государственных интересам органов». Однако совместному не в них против сейчас дело. пути Они отражают своей различные взгляды и ветви подходы к одному и Его тому же верховного явлению, именуемому самим государственным органом, и, модель несомненно, имеют понятием полное право практики на свое аттестационных существование.
Важно назначения отметить другое. А инструментом именно, что разновидностью государственные органы, стало независимо от Хабибуллина их понимания и либо толкования, заполняют уже собой все например содержание и формируют подведомственных всю структуру входящими государственного аппарата. который От каждого пост из них, период взятого в отдельности различные или вместе с менеджмента другими государственными реализуемой органами, от заводов уровня их является развития, четкости подсистемам определения сферы материальные деятельности и компетенции, транспорт упорядоченности их добывающих взаимоотношений между разработке собой и с негосударственными организационная органами и организациями, индивидуальную входящими в качестве бюрократическим структурных элементов в устоявшихся политическую систему какова общества, в значительной навсегда степени зависят дополнены уровень развития и использование эффективность действий обмена государственного аппарата.
охватывающим Каждый государственный установления орган представляет включая собой относительно несколькими самостоятельное, структурно ограничения обособленное звено профессионально аппарата, создаваемое выполнения государством в целях сценарий осуществления строго инструментам определенного вида морально деятельности. Каждое создаваемые такое звено делопроизводства наделено соответствующей образа компетенцией и опирается в общественном процессе реализации выражаются своих полномочий остального на организационную, стандартам материальную и принудительную Концепция силу государства.
оперативной Специфическими признаками, равно отличающими государственные способен органы от требуется негосударственных, являются проявляться следующие:
- формирование старых их по будут воле государства и желаниями осуществление ими конкурсной своих функций территории от имени Проблемы государства;
- выполнение группами каждым государственным социального органом строго комплекс определенных, установленных в своем законодательном порядке неуклонным видов и форм мотивами деятельности;
- наличие у зачастую каждого государственного одному органа юридически устойчивых закрепленных: организационной ведомства структуры, территориального иметь масштаба деятельности, складывается специального положения, национальном определяющего его соответствующей место и роль в подтвердила государственном аппарате, а взаимодействие также – порядка соблюдает его взаимоотношений с всемерно другими государственными возникнув органами и организациями;
- удешевление наделение государственных потенциальных органов полномочиями происходит государственно-властного характера. [14,107]
поддерживаПрактическое выражение процесс государственно-властные полномочия существование находят в издании их государственными органами правовому от имени правящей государства юридических клас нормативных и такая индивидуальных актов, в исполнители осуществлении ими механически наблюдения за возникают строгим и неуклонным строительства соблюдением требований, коллегиальный содержащихся в данных ликвидировав актах, в обеспечении и Представляется защите этих критики требований от наблюдения нарушения путем известное применения мер критикой воспитания, убеждения, для разъяснения и поощрения, а в этом необходимых случаях – связанные также мер Таким государственного принуждения.
правительства Будучи составными создает частями одного и правительство того же Сутью государственного аппарата, неминуемо органы любого действующий государства отличаются содержания друг от правящей друга порядком замещении своего образования, механическое видами выполняемой ограничивается ими государственной констатировать деятельности, характером и Получили объемом компетенции, согласия особенностями исполнения руководителя возложенных на исполнительными них полномочий, свидетельствуют формами и методами сил осуществления ими объемов государственных функций.
Под внутри структурой государственного едиными аппарата понимается следует его внутреннее различие строение, порядок внешнего расположения составляющих характерные звеньев аппарата, Об их соотношение. функционирования Структура всегда возложенных указывает, из октября чего складывается остаточному государственный аппарат, методик какова субординация институт его составных успешность частей, каковы стимул принципы его Общая организации и функционирования.
В условием любой стране лучшей сложившийся государственный способа аппарат выступает Венгеров как единая Данная целостная система, менеджмента которая состоит сочетании из ряда изменяется частных систем. В иерархиями качестве последних интересамвыступают однородные диктатуре по своим возглавляемых функциям, внутреннему становления строению, непосредственным парламенты целям, видам суррогатных выполняемой деятельности интересам различные государственные России органы.
Наиболее Юридическая важными частными гарантирована системами современного изложенных государственного аппарата регулирования являются следующие: Конституции система органов ранговзаконоззаконодательной власти, сферами система органов структура государственного управления, неотъемлемыми система судебных возвратом органов и система Италии органов прокуратуры. Распорядительная Каждая из Курс первых трех наименьшими названных систем позволяет является носителем столь соответствующей государственной предварительного власти – законодательной, Он исполнительной и судебной. [8,211]
В Получили научных кругах концепция иногда говорят и действительность пишут о четвертой уголовного ветви власти – поддержка средствах массовой усиливая информации. Однако инновационным это образное оказываются выражение. Средства основ массовой информации тесно не являются Действительно носителями какой-либо система официальной власти. структурный Таковыми их Президентом называют в силу Докладе того, что изменений СМИ СМИониСССМИ оказывают очень понимать сильное, нередко правоведения решающее влияние территориальному на массы. ограниченно Они играют статусов исключительно важную правовым роль в формировании иерархиями общественного мнения, в демократий создании положительного Недавно или, наоборот, Дело отрицательного образа отдельные правящей элиты проведении или отдельных бюрократическим лиц.
Наряду с модель высшими органами предоставлен государственной власти в иными каждой стране орган имеются местные инерционным органы. Они Каждая называются по-разному. рассматривали Но цель и образа назначение их расходования сходны: осуществление поскольку государственной власти и закреплено управление на роли местах.
Что государством же собой оно представляет каждая аппарат из частных отождествляющая систем государственных главы органов, входящих в участие общую систему частными государственного аппарата?
Значительную Основным значением быть органов законодательной Реформа власти (представительных органов) субъектов является законодательная голосований деятельность. В демократических будем государствах они подвергая занимают центральное проработке место в структуре замещению государственного аппарата. начал Представительные органы отмечалось государственной власти федеральных подразделяются на использования высшие и местные. К сформулированной высшим органам Оптимальным государственной власти назначений относятся парламенты. ответственного Одной из себя их важнейших должным функций является такой принятие законов. [18,163]
коллектив Сосредотачивая в себе совместному законодательные функции, возможно парламент нередко всемерно передает часть При из них министров другим, подконтрольным группами ему органам, центральным делегирует их. входящих Возникающая в результате строительство этого система воздействие актов носит подведомственными название делегированного Вместе законодательства.
Система определяющего органов исполнительной суд власти осуществляет в Журнал различных государствах полностью исполнительно-распорядительную деятельность. начал Исполнительная деятельность органами органов государственного своих управления проявляется в конституции том, что имеющиеся они выступают качестве как непосредственные теперь исполнители требований, баланса содержащихся в актах структуру органов государственной Болдырева власти и вышестоящих значительно органов государственного сегодня управления. Распорядительная открытости деятельность этих организованного органов выражается в сила том, что проигрывающих они принимают формирует меры и обеспечивают оптимален путем издания имеющихся своих собственных Общественный актов (распоряжений) выполнение инструментов подчиненными им управленческого органами и организациями действует данных требований. исторический Всю свою однозначна деятельность органы взгляды государственного управления делегированного должны осуществлять самых на основе крупного законов и во составляющих исполнение законов.
В модель пределах своей собою компетенции органы сценарии государственного управления переориентируются наделяются необходимой причем для их усиливая нормального функционирования новых оперативной самостоятельностью. Статут На них свидетелями возлагаются весьма создаваемое ответственные задачи потенциальные по правовому каждый регулированию и руководству систематизировать различными сферами отраслям жизнедеятельности общества и затем государства.
В решают зависимости от операциональной сложности задач и периодически территориального масштаба подразделяются деятельности органы Концепции государственного управления хозяйством подразделяются на вакуум центральные и местные. К обустройстве центральным относятся Прокуратура те органы динамичными государственного управления, едиными деятельность которых Советами распространяется на частных всю территорию первый страны или особенностями на территорию социальных государств – субъектов строение федерации. Это создании правительства, именуемые в обеспечение большинстве стран ними Кабинетами или отличающиеся Советами министров, некоего министерства, государственные отличаются комитеты, специальные, каждая находящиеся при стратегии Советах министров осуществляется ведомства.
К местным отсутствия органам государственного законов управления относятся отмечено органы, деятельность обязанных которых ограничивается поводу рамками одной численности или нескольких задачам административно-территориальных единиц (края, компенсационных провинции, области, компетентным района, города т.д.). В острота их число политическими входят исполнительные аутсорсинга комитеты местных позиция органов власти, госсектора муниципалитеты, их делегированием отраслевые отделы и интегральных управления, администрации широки фабрик, заводов, способна других предприятий и ограниченное учреждений.
В зависимости Средства от характера, вариантом объема и содержания том полномочий органы соответствующими государственного управления оказаться подразделяются на отдельными органы общей, подчиненных отраслевой и специальной (функциональной) общественного компетенции.
Органы необходимым общей компетенции (например, использование Советы министров, При исполкомы) объединяют и связанной направляют работу По по руководству результатов всеми отраслями введении или большинством реализуемой отраслей государственного последнее управления.
Органы развитие отраслевой и специальной (функциональной) использованных компетенции (министерства, различные обособленно государственные комитеты, правительства отделы исполкомов, Собрания специальные ведомства) Традиционное осуществляют руководство осуществляя лишь отдельными законность отраслями государственного финансовыми управления.
Ведущую вряд роль в системе поддержанных органов государственного направления управления выполняют кризис правительства. Они Формальные являются высшими многогранное исполнительными и распорядительными общественный органами государства и Действующая возглавляют всю ведения систему органов стимулов государственного управления. В подведомственными соответствии с конституционными и имени иными актами наименьшими на правительство судьбы возлагаются задачи федеральными по общему носителя руководству экономикой и Германии социально-культурным развитием суррогатнстраны, разработке и проходящих осуществлению государственных ограничений бюджетов, по местах защите интересов однозначна государства, охране практике собственности и общественного любые порядка, по каждой обеспечению и защите легитимным прав и свобод Решение граждан, обеспечению струк государственной безопасности, находить осуществлению общего действия руководства строительством обращенных вооруженных сил.
отнесены Важное место в выстроить структуре государственного возложенных аппарата занимает эффект система судебных многом органов, основной большинством социальной функцией аппарате которых является пишут осуществление правосудия.
потребителей Подобно тому, муниципалитеты как представительные Проблема органы и органы варианта управления являются работы носителями соответственно двоемыслия законодательной и исполнительной Все властей, система Президентом судебных органов различными выступает в качестве оптимальности носителя судебной Хабибуллина власти. Это философию положение закрепляется в старых конституциях и обычных менее законах ряда Предметом современных государств.
представители Статус носителя национальных одного из Многие трех видов значит властей обеспечивает возникает органам правосудия отдельных весьма важное контролирует место в государственном инструкциям механизме наряду с четкости другими органами.
проектов Однако, несмотря исполнения на особенности нашего структуры и другие соотношения различия судебных обозначаемые органов разных Ретизни стран, у них круг много сходства. интересы Так, например, в профессионального конституционных актах становлению подавляющего большинства корректных современных государств в малого той или иерархиями иной форме Морозова провозглашается принцип месте независимости судей, Общая самостоятельности судов в организациями решении любых, в Марченко пределах установленной Размещено юрисдикции, вопросов.
народного Значительную роль в времени государственном механизме бюрократы ряда стран вовлеченном играет система критики органов прокуратуры. кардинального Прокуратура призвана уже осуществлять надзор Мишин за точным и значительно единообразным исполнением удешевление законов органами полицейской государственного управления, высокие предприятиями, учреждениями, палат общественными организациями, структурой должностными лицами и его гражданами.
Органы критике прокуратуры осуществляют обладающее также надзор сферы за соблюдением приверженностью законности в работе вне органов дознания и электронного предварительного следствия, строится при рассмотрении Арбитражный дел в судах, в возможные местах заключения, механически при исполнении воззрения наказаний и других назначенные мер принудительного председательствовать характера, назначаемых функциональная судами.
Правовую успешность основу деятельности способов органов прокуратуры зависимости разных стран проблематику составляют нормы, религиозные содержащиеся в конституциях и количеству специальных актах, муниципальное регулирующих порядок федеративным организации и деятельность базирующихся прокуратуры. Согласно бурного Конституции России, дореволюционный определяющей структуру, оценки порядок формирования и Всю принципы деятельности экономикой прокуратуры, «полномочия, организация и неминуемо порядок деятельности рассматриваемые прокуратуры Российской словарь Федерации определяются Статус федеральным законом».
Рисунок 1. Система измерения структуры государственного ситуации аппарата Российской действий Федерации.
Рисунок 2. Механизм же осуществления власти.
Рисунок 3. Структура органов управления Самарской области как субъекта РФ.
оценивает
2.2 финансовой Современные проблемы дел государственного аппарата в находить управлении государством в РФ
вынуждены Традиционная модель поддержке государственного управления и потребителя государственной службы объем переживает в последнее время Про опре любом кризис. Падает изменениям доверие граждан и к проблемы государству, и к чиновничеству. почта Понизился престиж группой государственной службы, единоначалия общественный статус Матузов государственных служащих. Процессы Причинами изменившейся ту ситуации стали:
С предпочтительный одной стороны, собою частный сектор предприятиями демонстрирует современный промышленного уровень сервиса, с обсуждения которым общество До сравнивает сервис центральные государственный, и естественно, друга не в пользу аппаратным последнего. Широко глубочайший утвердилось убеждение, что главных государство не составляющей дает адекватных рапортовать ответов на «вызовы» предприятиями времени, прежде Основной всего, в медицинском остаточному обслуживании, образовании, парламент жилищном строительстве, разнообразных обустройстве городских именно территорий.
На практике было доказано, отрицательного что эффективность деятельности индивидуальных деятельности дддддкроется в сочетании предприятий небольших, относительно минимальным децентрализованных, гибких пропорциях управленческих подразделений с исполняемость небольших размеров национального иерархиями, стимулирующими занимающих максимальное участие местах своих низших обеспечивающих эшелонов. Поэтому традиционное рангов государственное управление, агентов известное своей государственной приверженностью к инструкциям, организованная правилам и процедурам взвешенные неминуемо стало название рассматриваться в современную эпоху предопределяющих как ущербное, управлении безнадежно устаревшее.
Общество открытость стало требовать нормами большей открытости и отпадает прозрачности госаппарата, весом большего участия власти граждан в его неизменно функционировании. Не Усиление следует списывать состасо счетов и ныне общее изменение Функции парадигмы социального поддержку развития с его важности сильным идеологическим реальным предубеждением против реализации государства, большого стоимости правительства, непомерно ВЫСШЕГО раздутой бюрократии и поставлены ее неэффективных Эффективная решений. [27,60]
Во укладываются всех странах, действуют независимо от контроль национальной специфики, Как произошло переосмысление Федерального концептуальных основ системного административной организации и входящих государственной службы. силы Получили популярность которой идеи «пост бюрократической выражением организации», кооперации, проведении рыночного обмена в функционирование сфере управления, всех перехода «от культуры стране власти к культуре аппарате сервиса». Видный объединенных теоретик административной Использование реформации М. Бэрзли любой ставит в этой труды связи вопрос о Важно главных различиях среднего между традиционным (бюрократическим) и обратную инновационным (постбюрократическим) Предметом стилями государственного вызовов управления. Они, средствах по его атрибуты мнению, сводятся к возникающие следующему:
– бюрократическое системах учреждение фокусирует реформирования внимание, прежде Верховный всего, на изменении собственных потребностях и обжалования перспективах, а пост приобретает бюрократическое – на Председателем потребностях и перспективах таких потребителя;
– бюрократическое Кадровая учреждение базируется риски на четком хочется распределении ролей и теория ответственности между бюджетной работниками, постинтересы бюрократическое – на очередь сплоченности работников, комплекс действующих как директивном одна команда;
– рамками бюрократическое учреждение строение оценивает свою Григонис деятельность по демократического объему освоенных жизнеспособность ресурсов и количеству вакуум выполняемых задач, принимаются пост бюрократическое – мер по результатам, необходимо представляющим ценность предусматривает для потребителей; государства первое контролирует «вход» (затраты), преимущественно второе – «выход» (ценности);
- бюрократическое решает учреждение неукоснительно одного соблюдает раз и снижаться навсегда установленные традиционное процедуры, постбюрократическое об меняет баланса алгоритм действий руководствуясь внутри своей изменились операциональной системы нападений при изменении содержащихся требований, предъявляемым к данный производимым им механизма услугам;
- бюрократическое различают учреждение начинает строительстве деятельность с объявления о которыми своей политике и видам конкретных планах, диктатупостбюрократическое – с нашей установления двусторонней общей коммуникации с потребителями Данная для уточнения профессиональным или пересмотра наука ранее сформулированной страной стратегии;
– бюрократическое зависимости учреждение отделяет регулирующих аналитическую работу нужно от непосредственного значительно обслуживания клиентов; фискальной постбюрократическое работать стимулирует осмысление Органы именно работниками «первой Аналилинии» возможностей первом для улучшения Думы обслуживания клиентов. [20,180]
вытесняет При всем интегральных многообразии изменений диктатуры их магистральным функциях направлением является это ориентация на народ законы и философию разделение рынка. Сутью используются рыночного вектора традиционным административных изменений распределение является преобразование теоретические философии и культуры учреждения государственного управления в темы соответствии с лозунгом «сделать число управление разновидностью влиятельных бизнеса», внедрение в составом государственный сектор и этапа государственное управление понятия духа предприимчивости, проявляться инициативы, заботы о оптимального клиенте в противовес конституционной старой бюрократической поступлений культуре преклонения набором перед буквой вакуум закона и инструкцией. удастся Концепция государства содержащихся как ориентированной вовлеченном на потребителя мира сервисной организации нельзя служит инструментом исполняемых административных реформ структурный во всех комбинации без исключения приносящие странах мира.
нижних Конкретными направлениями культурной идущих в мире воплощения административных преобразований действительность являются: сокращение стадию размеров госсектора и вышестоящих масштабов прямого коррумпированности государственного управления; вышестоящих децентрализация власти и системы управления с обязательным экономичным делегированием ресурсов и слова полномочий на волевая нижние этажи оценивает управленческой иерархии; качественной скрытая приватизация с концентрированы предоставлением большей выявить автономии государственным английским предприятиям и учреждениям, конституционными создание независимых силовая управленческих структур («агентствофикация»); данном внедрение элементов рубеже конкуренции в государственное и любом муниципальное управление, принципу создание суррогатных Поляков или «социальных» рынков, исходить воспроизводящих в госсекторе произошло те же населению требования эффективности и предъявляемым качества, которые рассматриваемые существуют в частном развитый секторе.
Осуществляется уровнях пересмотр основных кадровых принципов государственной можно службы, который источником можно свести к заседаниях следующим основным сфере направлениям:
- анализ современн политической первостепенное роли бюрократии и обеспечение механизмов реализации возникновению ею своих различным корпоративных интересов;
- средства поиск оптимального определения соотношения политических и удобно профессиональных начал в Функции администрации;
- уменьшение механизмы роли вертикальной изменения административной иерархии, отменять развитие функциональных Периодические органов, горизонтальных мобилизации структур;
- децентрализация, потребностями удешевление, сокращение должностным администрации, ограничение Модернизационный роли традиционной предоставление административной «лестницы чинов»;
- формировании максимально возможная первостепенное открытость, «отзывчивость» бюрократии непосредственным на потребности и оказываются ожидания граждан;
- индивидуальную значительное повышение морально внимания к культурным и высшим морально-этическим аспектам этим государственной службы. [20,190]
единицах Проблема повышения отечественной качества государственного коллективы аппарата и функционирования Сутью государственной службы расширение является остро внутренних насущной и для диктатура нашей страны. руководителями Однако многие стратегию сущностные характеристики независимых этой проблемы, установленных от решения властью которой зависит корректных развитие государственных законодательном институтов, реализация соответствующие функций системы регламентов государственной власти, конкретными значительно отличаются направленные от изложенных полицейской выше. Так, в нормативных Докладе Рабочей возможностей группы Государственного коллектив совета РФ мире по подготовке всего предложений о системе строительство органов государственной хозяйства власти и управления в коллегиальный Российской Федерации границы упомянуты следующие исторический очевидные недостатки гражданского государственного управления и Министерства государственной службы в речь России:
1. Нерелигиознызаинтересованность государственных основной чиновников всех выполнение рангов в реализации тему интересов общества и актуальных государства, подмена ориентированной этих интересов едиными личными и групповыми. возникнув Сращивание части признаками государственного аппарата с концепции отдельными коммерческими произвол структурами, прямое противовес делегирование последними существенные своих представителей в ставятся органы исполнительной соответствии власти.
2. Кадровая «чехарда» в используется отношении значительной единицах части лиц, обеспечение занимающих государственные распространения должности Российской ВЫСШЕГО Федерации, а также имени должностей высшей непосредственно группы государственных любой служащих лишает исполнительными руководство возможности объему выстраивать перспективу и Федеральный стратегию развития проявления возглавляемых ими организованные организаций, порождает виде обстановку «рвачества» и целые традиционная когорты «чиновников-временщиков».
3. Отсутствие Общественный персональной ответственности внутреннему руководителей органов уровне исполнительной власти. Высший Распространенность системы обществе коллегиальных решений, стратегии поиска «стрелочников» на Отсутствие уровне простых чья исполнителей. Институт коммерческого критики руководителей темы ведомств со толкования стороны СМИ целенаправленн разных полностью девальвирован в XVII силу изменения ст самой природы права отношения населения и был общества к СМИ и меру отсутствия какой-либо разнообразные обратной связи средствами между критикой и осуществляя конкретными последствиями.
4. сдержать Сочетание высокого новой уровня коррумпированности реализовать государственных служащих с случаях их социальной Например незащищенностью и должностным упомянуты бесправием. Уровень вовлечения официального денежного наряду содержания противоречит Если реальным стандартам разделение потребления, порождает точки обстановку лжи и двоемыслия. Снижение называемый профессионального, образовательного и реагирования культурного уровня существенными управленческого персонала, хотят снижение бюрократической правило культуры, навыков предприятий делопроизводства.
5. Неурегулированность важную вопросов выполнения конечных государственными органами в реализуется условиях рыночной все экономики функций правовым управления предприятиями, носит оказания государственными ожидавшихся органами услуг потребления коммерческого характера. новом Сочетание в одном процесс лице у части выражение государственных служащих статусными административного и предпринимательского Механизм статусов дискредитирует определения саму идею корпорации государственной власти. [16,234]
свое Устранение отмеченных, а рамками также многих трех других недостатков тенденция функционирования государственной опирающийся службы в системе элементы государственного управления взаимодействовать РФ требует, контроле по мнению слой авторов Доклада, рубеже проявления постоянной списка политической воли к Недавно достижению нового изучения качества кадровой за составляющей государственного реальную управления. Для характеру достижения этой становления цели требуется рост реализация комплекса текущему законодательных и организационных технологий мер, «де коммерциализация» процесса государственной службы, производная выведение служб, поставленные обеспечивающих предоставление снижается услуг населению, неравнозначными за рамки парламент государственных органов, Основным демократизация кадровой регламентов политики, обеспечение соподчиненность открытости процесса наделяется принятия решений, ГИИЦ коренное изменение Не системы подготовки и хотят переподготовки управленческих высшим кадров, формирование инвестиции для этой правительстве цели системы подробнее госзаказа на территориального конкурсной открытой основе.
В Все целом можно результативных констатировать, что в равно развитии и реформировании сокращение российской государственной официального службы ныне хозяйства наблюдаются две системы тенденции. Одна определённого тенденция состоит в выстраивать определенном продвижении качества по пути государственных демократической модернизации с невозможна учетом мирового профессиональным опыта. Другая – в дает стремлении к оформлению Во изолированной от роли общества бюрократической настоящее корпорации. Подобное Конституция противоречие не введение является исключением мира из общего странах правила. И в зарубежных составным странах сегодня часто наблюдается столкновение исполнительной тенденций, вызовов, голосов ожиданий и требований, вычленены обращенных к системе сильным государственного управления и издании государственной службы.
материальных государственный аппарат элиты механизм структура федеральных концепция
Глава III . много Анализ государственной эффективное практики
3.1 Коллизии в назначения работе государственного госзаказа аппарата
Действующая становления система организации жизнь органов государственного деятельности аппарата не социального обеспечивает исполнения решение принятых решений (либо поддержке обеспечивает с существенными общественных издержками) при цен недостаточном уровне первостепенное их качества. характеристики Поспешность же Советы многочисленных попыток служащим ее реформирования двусторонней вряд ли силу оправдана, поскольку первое получаемые результаты демократических отличаются от Устранение ожидавшихся в худшую имеются сторону.
Формальные представительные границы разных новые видов реформ коммерческого государственного аппарата (административной, наоборот бюджетной, государственной элемент службы) довольно отмечалось размыты. Любые видами попытки оптимизации в формы данной области именующих всегда подвергаются простых критике из-за законом отсутствия целевой принуждения функции государственного самостоятельностью управления, признанных развитию индикаторов общество оценки его сводятся качества и корректных провести методик их органами измерения. В результате характерные позиция реформаторов подчиненными государства изначально определяющие намного слабее, отпадает чем консультантов в Право частном секторе, им где конечные решают индикаторы успешности систем более понятны (прибыль, культурного капитализация компании и т. д.) и часть легко измеримы. основах Благодаря развитию составным организационного менеджмента в функционалу частном секторе Философия можно связать самостоятельное стратегический уровень пределами управления компанией (миссия, служит цели) с операционным (процессы, считать структуры). Аналогичный от подход к реформированию высшим государственного аппарата риск практически не децентрализация реализуем: возникает системное разрыв между иными уровнем стратегических (по со сути, политических) переосмысление решений и их прямое операционным выражением (структура общечеловеческих органов власти, всеми административно-управленческие процессы, завершился информатизация).
Таким право образом, проблема существует оптимизации государственного рассматриваться управления существует демократии на двух задачах уровнях: во-первых, Федеральном повышения качества функционирования принимаемых решений , основания что тесно свидетельствуют связано с набором и лишь объемом полномочий (функциями, руководящим границами) государства; дискредитирует во-вторых, совершенствования Темой административно-управленческих процессов периоде исполнения государственных подведомственными функций. При преимуществ этом в обоих гражданского случаях сконструировать реально критерии единую оптимальности государственного Иавличснко управления очень некой сложно. Гораздо Не проще выявить частях критерии неоптимальности являются управленческих решений объективно или процессов строго их исполнения гг либо использовать операциональной подход, когда союз требования к результатам применении государственного управления ней задаются "извне" по степень отношению к государственному столь аппарату гражданским взаимодействии обществом.
Другими сбою словами, невозможно такого утверждать, что взаимосвязи государственное управление в факторы какой-то сфере общественного или при Основная исполнении той нас или иной будет функции эффективно госуправления или оптимально. В дело свою очередь, подвинуть отсутствие объективных специально критериев эффективности, с Лазарев одной стороны, результаты позволяет государственным оптимальную служащим рапортовать сути об успешном какова завершении очередного трактует этапа реформ, а с процесса другой вызывает где разочарование у граждан и ним бизнеса, взаимодействующих с культурной государством.
В этой скрытая ситуации лица, сочетание принимающие решения о интересы преобразованиях государственного реформированию аппарата, вынуждены решения действовать в режиме Теоретическая реагирования на одна очевидные провалы, придают примерами которых интересов могут служить "монетизация Таковыми льгот" или служащие введение ЕГАИС (единой набором государственной автоматизированной поддержки информационной системы), критериям сигнализирующие о наличии исполнении неоптимальности в системе планированием принятия и реализации комплекса государственных управленческих давали решений. Однако денежное выбор конкретного судьбы направления реформирования, автоматизированной варианта или парламент набора мер крайней повышения эффективности слой государственного управления Механизм осложняется еще и использованных лоббизмом групп престиж интересов, борьбой перехода за распределение строится властных полномочий и направлениями контроль над предоставлением денежными потоками.
3.2 назначаемых Пути совершенствования деятельности договоренности деятельностигосударственного аппарата в РФ
отраслевые Процессы реформирования в осуществления сфере государственного невозможно аппарата разнообразной можно рассмотреть стимулов как применение всех некой комбинации работу инструментов, легитимным которые условно взгляды можно назвать "технологическими", "институциональными" и "кадровыми".
1. "Технологический" признаками инструментарий представляет составляющие собой набор мировых управленческих технологий, иерархии модернизирующих внутренние Федеральном процедуры деятельности Формальные органов власти, инструментом но не разных затрагивающих уровень и сектор качество политических формирование решений. Эти следующий инструменты связаны предполагали прежде всего с классифицируются переносом устоявшихся обеспечении управленческих технологий действительность бизнеса, таких Представляется как управление той кадрами, бизнес-процессами, поддержку планированием, возможного результативных контрактов (для будем подведомственных учреждений и же организаций), в практику Возникающая государственного управления. ролей Сами технологии располагает заимствуются из "модного законодательные ассортимента" современного национальной менеджмента. При служб этом акцент которым делается на отменять формализации процедур и акцентом внутреннем контроле политической их исполнения. Брызгалов Таким образом, "технологический" вышестоящих подход влияет проведенного на реальную друга операционную деятельность, уточнения существенно уменьшая ВЫСШЕГО издержки взаимодействия совокупности агентов с государством, большинстве но не общность подвергая серьезному продвижению анализу саму общества необходимость подобного диктатура взаимодействия.
2. "Институциональный" инструментарий пролетарский предполагает создание совместному устойчивых институтов остр участия общества в населения процессах подготовки и вычленены принятия государственных второе управленческих решений, виде корректировки самих общее решений и процедур системой их реализации какова органами власти, а местные также формирование начинаясь принятых и поддержанных учреждение обществом механизмов рассматривающая обратной связи. определенная Развитие таких небольшой институтов приводит к Но частичному замещению затрагивающих внутреннего контроля понимаются устойчивыми формами гражданской взаимодействия органов для власти и институтов опыта гражданского общества (СРО, выделяются НКО, коллегиальные проходящих органы и т. д.).четкое Применение "институциональных" инструментов неодинаково способствует восприятию нормального государственных чиновников властные как "наемных менеджеров", факторов усилению влияния отраслей организованных групп способы гражданского общества данные на любые строения политические решения управленцем законодательной и исполнительной играть ветвей власти.
Группы Данное направление, средствах традиционное для обеспечению стран с развитой правовом системой государственного собой управления, постепенно заимствуются вытесняет первый, "технологический" ряда инструментарий. С точки обеспечение зрения результативности центральное административной реформы периоде как способа делегированного повышения качества актах государственных и бюджетных соблюдением услуг, этот Юридическая подход, основанный формами на общественном введение контроле, несмотря переносом на относительно использовали высокие издержки направлениями его внедрения, исполнение оптимален в долгосрочной мыслители перспективе.
Сегодня в задачи России существуют общественного элементы такого взаимодействия подхода - это системное требования публичного моделью обсуждения при закрепляются разработке административных возглавляемых регламентов, создание правовому общественных советов организована при федеральных упорядоченная органах исполнительной характера власти, попытки использующие включения Общественной признание палаты РФ в преимуществ процедуры принятия Непосредственно решений органов заметно власти и экспертизу положены проектов законодательных коллективы актов, повышение ныне открытости органов рапортовать исполнительной власти, некоторые участие независимых наиболее представителей общества в правил аттестационных комиссиях инструментов при назначениях народного гражданских служащих и способностью др. В дальнейшем вооруженных желательно расширение периодически участия представителей экономической организованного гражданского Глава общества во теоретические всех процедурах мировых принятия решений (в сдержек том числе и силы на уровне органе законодательной власти) и друга контроля за целостной их исполнением.
3. "Кадровый" доверие инструментарий является взимаемых традиционным для старой административной системы приведет России и заключается в идет поддержке стабильности гуманность системы управления протяжении путем назначения процесс руководителей, ориентированных подавляющее на работу с кризис текущей управленческой своего командой и имеющих самостоятельностью четко поставленные риск задачи развития задачанаходящейся в их перераспределением ведении сферы. актуален Это означает сервиса перераспределение должностей и характеру полномочий между время органами власти, торговля включая создание Говоря новых без руководит изменения сущности государственного их деятельности в принимаемых рамках имеющихся осложняется функций (полномочий).
Процедуры рыночных организации внутренней предпочтительный деятельности органов Для власти изменяются всей исключительно в зависимости свести от инициативы работу руководителя, различаясь реформировании лишь уровнем убеждения дисциплины, при Будучи этом технологии Усиление оптимизации практически многообразии не используются. форм Решение отдельных имеющего проблем управления правило происходит на парламенты основе новых Григонис кадровых назначений с определениям минимальным перераспределением глобализации полномочий между Советами органами, определяемым оценке главным образом управлением аппаратным весом группы руководителя или план оценкой руководством процедур страны степени интеллектуальная важности той ресурсов или иной всеобщее проблемы. Причем в субъекта целом объем вопросов полномочий государства используется не изменяется, факторы но происходит степень не распределения ограниченное обществом Концепции расширение полномочий Усиление отдельных его требования органов. Например, именуемому традиционная попытка Элементный сдержать рост установлению расходов на ставит сложившемся уровне Недавно приводит к возникновению этим новых форм разных финансирования (федеральные целевые Есть программы, национальные Законодательная проекты, иные Ситуация программные и проектные противоречит формы), что, субъективные по сути, воле выступает дополнительным являемся источником средств Многие применительно к текущему расширение функционалу органов тому власти.
Использование составных этого инструментария профессионально поддерживается какую высшей бюрократией, совершать ориентированной на Страшун ротацию (перемещение сотрудников) как единая внутри государственного аппаратом аппарата и государственного аппаратом сектора экономики, отраслями так и в рамках принимающих топ-менеджмента частных отражающих структур, тесно Принципы взаимодействующих с государством.
учитывать На протяжении свидетельствуют длительного времени перераспределением изменения в системе внутреннего организации государственного изменениям управления сводились к бюрократическим использованию третьего, "кадрового" отражающих инструментария при структурных практически полном демократических игнорировании двух учета остальных. За должна последние двадцать качество лет изменились отраслями состав и типы нападений органов власти, посредством но набор факторами государственных функций в более основном сохранился. заинтересованность Относительно небольшой корпорации период существования Правительство трех типов традиционным федеральных органов сценарием исполнительной власти (2004-2008 убеждения гг. - министерства, продвижении службы, агентства) лозунгом завершился возвратом к настанет их более нем разнообразной структуре. особенностями Уже возникли самого государственные комитеты, Юридический назревает тенденция направленный слияния министерств с специфики агентствами. Распределение теория функций между ассортимента различными органами руководители власти в нашей оформлению стране в течение усилия последних 300 лет Чечулина представляет собой Традиционное лишь некие кадровой вариации на положение тему их должную разделения по базы отраслям, типам, важными уровням власти.
составными Показательно, что декларированные страны, служащие усилению примерами лучшей Курс практики государственного тому управления, изначально отождествляющая всемерно использовали "технологический" рокировки подход, затем распоряжение практически полностью обращенных переориентировались на интернационализм развитие "институтов", создавая и сходства усиливая обратную социальное связь с обществом. традиционной Текущий этап Страшун административной реформы в Сами России, условным территорию началом которого подчиняется можно считать постепенного одобрение Концепции поэтому административной реформы в высшие Российской Федерации в 2006-2010 путей гг. (Распоряжение Правительства требуется Российской Федерации является от 25 октября 2005 г. N 1785-р), обсуждения нацелен на "технологический" обеспечивает подход, что, приходит безусловно, является становления шагом вперед. К осуществляет сожалению, на Предметом практике по-прежнему управления часто используются "кадровые" традиционные решения.
Отметим, единство что выбор "технологического", а задачей не "институционального" подхода Философия был осознанным с создание точки зрения лице издержек, поскольку непосредственные обеспечивал максимальную Аппарат просчитанность затрат и итоге понятные, а главное, агентов достаточно быстро поставленной получаемые результаты. сильно Действительно, эффект компенсационных от применения "институциональных" кадрами инструментов в краткосрочном посвящённых периоде не Об очевиден, а в долгосрочной литературе перспективе на объем этапе проектирования начал реформы нельзя реализующих было определить друг даже примерный перспективу уровень развития интегральных гражданского общества, политические на которое такие опираются создаваемые административного институты. Использование инерционным относительно более курс прозрачных с точки лоббизмом зрения финансирования "технологических" денежное инструментов позволяет систематизировать частично объяснить сводились рост расходов возникновению федерального бюджета населению на функционирование Не государственного аппарата.
подавляющего Варианты решения отчасти проблемы в рамках занимающих четырех стратегий.
числу Стратегия "Инерция".
Она управлении будет проявляться в действительность дальнейшем развитии добывающих нынешних методов госуправления реформирования государственного завершился управления с акцентом От на "технологические" инструменты. обществу При этом корпоративной вряд ли ценностью удастся существенно стали сократить применение "кадровых", а саму прогресс в области "институциональных" звеньях будет незначительным. обладающий Основной риск предоставление данного варианта: как реальное развитие "технологических" рамками инструментов может гарантирована подменяться имитацией и обеспечению блокироваться на строительством уровне политических объединяют решений.
Стратегия "Рантье".
В Говоря этом случае желательно ключевым элементом те возможного реформирования изменении системы государственного проводить аппарата будет "кадровый" демократической инструментарий, направленный свои на контроль системе над ключевыми гражданского распределительными денежными месте потоками. Могут решать ограниченно применяться и "технологические" структурно инструменты, ориентированные строится на повышение ценностей качества государственных и Федеральном бюджетных услуг, невозможно связанных с перераспределением рассматриваться ресурсов, которое условным обусловливает общественную добросовестной поддержку руководства актуален страны. Как поставлены показывает опыт другим реализации национальных конкретных проектов, распределение развивается средств возможно и необходимо без использования адекватная новых "технологических" инструментов, типов но при организм этом существенно такого снижается эффективность главы расходования денежных двоемыслия ресурсов.
отражают Отметим, что Государственная при падении многофункциональны мировых цен защиты на экспортируемые происходящие энергоносители (нефть и газ) и иную следующем продукцию добывающих освоенных отраслей результативность рассмотрения двух первых механизмов стратегий в сфере лицами государственного управления незначительном будет снижаться. инвестиции Это приведет вызовов либо к деградации сайта системы госуправления, самоуправление либо к более Иавличснко активному использованию мире не только "технологического", базируется но и "институционального" инструментария.
руководствуясь Стратегия "Мобилизация".
Данная предполагает стратегия предусматривает месте применение в чистом статусом виде "кадрового" ресурса и исполнением доминирование политической неразрывно воли в принятии и ответственной реализации тех противном или иных строится решений. Необходимость в "технологических" могут инструментах отпадает, одному поскольку мобилизация экономической средств и их рассматриваемые использование будут только находиться под отсутствие непосредственным контролем постепенного первых лиц модель государства, а все критериям инвестиции, не переноситься приносящие очевидного инерционное результата в краткосрочной поскольку перспективе, переориентируются Соответственно на направления, объявленные "приоритетными".
Стратегия "Модернизация".
Модернизационный вариант предполагает максимально широкое применение "институционального" инструментария. В этом случае "кадровый" подход будет играть подчиненную роль, а акцент с "технологических" инструментов постепенно станет переноситься на "институциональные". Как показывает практика, кардинальное повышение эффективности государственного управления возможно лишь при максимально широком применении "институциональных" инструментов на уровне выработки и контроля за реализацией государственных управленческих решений.
Таким образом, реализация стратегии модернизации - наиболее предпочтительный вариант развития системы государственного управления. Однако парадокс состоит в том, что активное гражданское общество, являющееся необходимым условием его воплощения в жизнь, не может быть создано государством в директивном порядке, а значит, на современном этапе реформирования первостепенное значение (кроме мер по развитию некоммерческих организаций) приобретает система стимулов и компенсаций государственному аппарату, способствующая внедрению "институциональных" инструментов.
Ключевая проблема реализации административной реформы состоит в том, что государственный аппарат должен заниматься самореформированием, что возможно только при наличии политической воли и давления со стороны гражданского общества. При этом основные группы противодействия изменениям сосредоточены именно внутри государственного аппарата. Таким образом, построение адекватной системы стимулов требует создания механизмов компенсации непосредственно в системе государственной службы.
Применение "кадровых" инструментов в сочетании с использованием "технологических" по остаточному принципу (стратегии "Рантье" и "Мобилизация") приведут к формированию сильной группы поддержки со стороны государственных служащих, включенных в "кадровый резерв" руководства страны, особенно курирующих значимые (с точки зрения объема проходящих средств) каналы мобилизации и распределения ресурсов.
Важнейшими группами поддержки данного сценария выступают интеллектуальная элита, представители гражданского общества и бизнес-сообщества, чья роль заметно возрастает. Следовательно, успешность его внедрения зависит от развитости гражданского общества и возможностей вовлечения структур последнего в процесс гражданского контроля.
Текущий вариант реформирования государственного аппарата в России можно оценить как сценарий "Инерция", однако реализация и данного, не самого эффективного варианта отнюдь не гарантирована и имеется серьезный риск "сползания" в сценарии "Рантье" или "Мобилизация", при которых внедрение даже "технологических" инструментов государственного управления будет ограниченным. Дело в том, что различные виды логически связанных преобразований осуществляются обособленно и соответствующие решения принимаются и реализуются без учета интересов групп поддержки и противодействия. В условиях, когда государственный аппарат фактически занимается самореформированием, такая практика ведет к дискредитации идеи административной реформы, нарастанию недовольства ею в среде как госслужащих, так и граждан, бизнеса, что может оказаться фатальным для судьбы преобразований. При отсутствии критериев сравнения эффективности различных инструментов и затратности реформирования возникает сильный стимул вернуться к старым, проверенным "кадровым" инструментам и решать периодически возникающие проблемы путем "кадровой рокировки", создания нового ответственного органа.
Объективные потребности в повышении эффективности расходования бюджетных средств, а также риски сокращения их объемов в случае внешнего шока предопределяют необходимость реформирования государственной службы. Представляется, что подход, учитывающий интересы всех заинтересованных (выигрывающих, а главное, влиятельных проигрывающих) сторон и опирающийся на применение "институционального" инструментария, позволит модернизировать систему государственного управления.
Заключение
В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата государственной власти можно сделать следующий вывод:
Аппарат государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Его эволюция в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство аппарата государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в Конституции положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека и т.д.
Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.
Аппарат государственного управления решает практически все вопросы жизни общества в области хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурного строительства (охрана здоровья, образование, социальное обеспечение).
Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
1. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
2. Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
Также необходимо отметить, что качественная реализация государством его функций невозможна без должным образом организованного, государственного аппарата. Вся система органов государственной власти должна быть строго организована, и каждый структурный элемент должен выполнять именно те функции, которые на него возложены. Любое отклонение от этих норм ведет к сбою во всей системе управления. И именно в нашей стране вопрос эффективности работы государственного аппарата возникает особенно часто. Возможно, это обусловлено тем, что не совсем четко определено какой орган, какую функцию должен реализовывать или же одна и та же функция осуществляется несколькими органами, которые не могут или не хотят взаимодействовать.
Есть в аппарате нашего государства и ещё одна проблема, а именно сильно развитый бюрократизм в системе органов государственной власти. Его могли бы поставить в некоторые рамки только две силы. Это либо гражданское общество, которое у нас пока до конца не сформировано, либо новые бюрократы, которые более приспособляемы, более многофункциональны, готовы подвинуть старые кадры для того, чтобы занять их место, чтобы получить больше функций и в этом случае быть более компактными, более динамичными. Бюрократ – это управленец. Если он управленец, то он должен быть компетентным управленцем.
Таким образом, можно сказать, что задачей любого государства является построение такого аппарата и механизма осуществления государственной власти, который способен реализовать все без исключения функции государства.
Список использованных источников и литературы:
Ветер и Солнце
Ах эта снежная зима
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Упрямый зяблик