Исследовательская работа посвящена раскрытию образа матери в современной русской и зарубежной литературе
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_2021.docx | 47.96 КБ |
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
МБОУ «Гимназия №1-Центр национального образования» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Региональная научно-практическая конференция школьников
«Русский язык и литература в XXI веке».
«Образ матери в русской и зарубежной литературе»
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 10 класса
МБОУ «Гимназия №1-Центр
национального образования» ЕМР РТ
Шакировой Региной Рафиснуровной
Научный руководитель –
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Гимназия №1-Центр
национального образования» ЕМР РТ
Прокопьева Лариса Александровна
Елабуга,2021
Оглавление.
1.Введение.
Существует великое множество произведений на разные темы, содержание и главную мысль которых помогают раскрыть действующие лица, приёмы, изобразительно-выразительные средства, используемые автором. Я считаю, что герои играют самую важную роль в произведениях и писатели вводят их не случайно, а преследуют какую-либо цель.
Хотела бы подробнее рассмотреть образ матери в русской и зарубежной литературе ХХI века, потому что мать играет важнейшую роль в жизни каждого из нас. Я встречала образ матери в произведениях писателей серебряного и золотого века и у меня возник интерес, а как же сегодняшние писатели раскрывают этот образ, какими чертами характера его наделяют? Как современные авторы представляют мать в произведениях?
Актуальность исследования обусловлена частым использованием образа матери, что подтверждает интерес писателей в его раскрытии. Мне хотелось бы рассмотреть, какое место занимает мать в произведениях русских и зарубежных писателей XXI века.
Цель:
Исследование роли образа матери в произведениях русских и зарубежных писателей XXI века.
Задачи:
-провести опрос;
-рассмотреть образы;
-исследовать развитие образов на протяжении произведений;
-выявить отношение автора к образам.
Гипотеза:
Мать должна помогать, заботиться, хвалить ребёнка и любить одинаково своих детей, находить выход из любых ситуаций и давать право выбора, а не навязывать собственное мнение?
Методы исследования:
2.Опрос.
Я решила провести анонимный опрос среди учащихся 10-11 классов.
Вопросы, входившие в него:
1. Какой должна быть мать по-вашему мнению?
2. Что вы считаете недопустимым в поведении матери?
3. Вспомните произведения, в которых встречается образ матери.
4. В каких произведениях современных авторов вы встречали образ матери?
Получив результаты, я сделала несколько выводов:
1. Большинство опрошенных считает, что мать должна быть любящей, понимающей, заботливой, терпеливой и ответственной.
2. Недопустимым считают жестокость, равнодушие, пагубные привычки, рукоприкладство.
3. Произведения, в которых встречается образ матери, вспомнили все. Чаще всего среди ответов были произведения: «Бесприданница» , «Бедная Лиза», «Недоросль», «Кому на Руси жить хорошо» , «Гроза» и «Тарас Бульба».
4. Всего два человека встречали образ матери в произведениях современных авторов.
5. Один из участников перепутал века и к современным авторам отнёс писателя золотого века.
Выводы:
Мне понравилось проводить опрос с помощью компьютерных технологий, потому что ответы приходили автоматически. Было интересно проводить анализ. Я пришла к выводу, что мнения опрошенных о образе матери схожи, потому что мать вызывает у людей похожие чувства и эмоции. Люди встречали этот образ во многих произведениях писателей серебряного и золотого века.
3.Биография авторов.
Гудрун Мебс.
Гудрун Мебс — актриса, драматург, популярная немецкая детская писательница. Родилась в 1944 году в Bad Mergentheim. В 1980 году она начала писать для детей. Ее детские книги получили множество наград, в том числе Немецкую премию в области детской литературы (1984 год), детские книжные премии в Австрии и Швейцарии.
Жаклин Уилсон.
Жаклин Уилсон родилась 17 декабря 1945г. в центре графства Сомерсет, Бате. В детстве она была ребенком с очень живым воображением и очень любила сочинять собственные истории. Для ее книг характерен социальный реализм, она не боится рассказывать о жизни неблагополучных семей, говорить о тех трудностях, с которыми сталкиваются некоторые дети: развод родителей, постоянные насмешки и обиды, психическая нестабильность, домашнее насилие.
Емец Дмитрий .
Емец Дмитрий родился 27 марта 1974 г. в семье метеоролога и журналистки. В 1996 г. окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. В 22 года стал самым молодым членом Союза писателей.
4.«.Воскресный ребёнок».
Автором прозы «Воскресный ребёнок» является Гудрун Мебс. В произведении описана жизнь восьмилетней девочки, живущей в интернате. Её настоящий друг — это игрушечный заяц, которого привезли вместе с ней из роддома, она рассказывает ему о своих переживаниях и радостных моментах. Девочка не понимает, почему биологические родители отказались от неё, думает, что возможно, они ждали мальчика. Я считаю, что девочка пытается их оправдать.
У главной героини одна мечта —《воскресные родители》, с которыми дети из интерната видятся по воскресеньям, но у неё их нет. Но тут появляется женщина, которая выбирает девочку, хотя не видела её вживую. Героиня пытается представить 《воскресную маму》: 《Она высокая и очень стройная, на ней шуба, такая мягкая и дорогая, и у неё длинные рыжие волосы, а глаза... глаза жёлтые!》, 《У неё глаза вовсе не жёлтые, а голубые...Голубые, как незамедлительно!》Она думает, что её 《воскресная мама》 богата и может покупать всё, что захочет.
Реальность оказывается совершенно другой, не такой, какой она была в мыслях и мечтах героини. При первой встрече девочка думает:《Тут что-то не так, думаю я. Быть не может, что это она. Это не настоящая женщина. Это же мальчик! В куртке и шапке с помпоном. А как же шуба? Где же она? Зато голос! Голос точно женский, значит, это всё-таки она. Но она такая маленькая, только самую чуточку выше меня. Для взрослой женщины – прямо крошечная… Лица толком не видно, шапка с помпоном съехала почти на нос, а на нём очки, такие чудны́е, с круглыми стёклами… 》《Воскресная мама》оказывается совсем другой: 《И волосы у неё не рыжие. Под смешной шапкой волос не видно, но они точно не длинные, не рыжие и не волнистые》Она считает, что 《воскресные мамы》выглядят иначе, не может начать разговор, подобрать нужные слова, но решается пойти с женщиной, хотя она для неё《чужая,незнакомая》.
У фрау Фидлер нет машины, а живёт она в старом и сером доме, в котором нет даже лифта. Первое, что заметила девочка в квартире — сильный запах сигаретного дыма, что говорит о пагубной привычке женщины. Мебели почти не было, есть только маленькая плита и раковина, огромный стол из широких досок. На вид всё довольно грязное. На полу лежит ковёр и матрас, а на окнах длинные белые занавески. От этого веет чистотой. Используется противопоставление, не всё так плохо.
Из описания предметов, лежащих на столе, читатель понимает, что женщина очень увлечена работой, ведь по этой причине забрала девочку из интерната поздно.
Героиня замечает, что фрау Фидлер 《...вообще много смеётся. И всё время скачет с места на место и дёргается, будто очень волнуется. Как птица, которая всё время перелетает с места на место…》 Автор использует троп сравнение: сопоставляет женщину с птицей, чтобы показать её быстроту движений и переживания.
Вскоре девочка замечает, что 《Что-то в ней было не так… Я пригляделась и поняла – она без очков. И глаза широко открыты. Они оказались тёмно-карими – как у Зайчика! И такими же большими! А когда она смеётся, вот как сейчас, вокруг глаз появляется много маленьких морщинок. У Зайчика такого не бывает. И волосы у фрау Фидлер тоже очень похожи на Зайчиковые, теперь это хорошо видно. Они короткие и тёмные и торчат во все стороны, особенно сверху... А уши у фрау Фидлер оттопыренные, да ещё как! Нет, она не красивая, совсем не красивая. Просто милая. Я тоже не красивая, но у меня хотя бы уши не торчат и волосы намного длиннее. У меня волосы девчачьи, а у неё мальчиковые!》 Героиня сравнивает женщину с Зайчиком, это наталкивает на мысль о том, что они станут близкими людьми, потому что игрушку девочка очень любит и ценит.
Фрау Фидлер сказала девочке, что её зовут Улла и просит называть её именно так, что показывает сближение двух людей. Она рассказала, что живёт одна, но у неё есть друг — Кристиан, с которым они встречаются по воскресеньям, но теперь это будет трудно, потому что теперь у неё появился 《воскресный ребёнок》. Читатель узнает, что Улла зарабатывает тем, что пишет книги для детей, дело это трудное, одна уже готова, но она хочет написать много книг. Возможно, что она занимается этим делом не просто так, а ей интересно детское восприятие, а главная героиня поможет лучше понять детей, что сделает работы фрау Фидлер интереснее.
Улла пытается угодить девочке, но получается это не очень хорошо, потому что она много не знает о ней, но она не кричит и не ругает героиню, что говорит о добрых намерениях.
Девочка привязывается к Улле, ждёт новые встречи, радуется её звонкам, ведь другим детям из интерната не звонят их 《воскресные родители》. Эти действия отличают фрау Фидлер от других, она интересуется жизнью девочки не только один раз в неделю.
Постоянно Улла находит подход к героине и их общение проходит легко, потому что женщина приветливая и дружелюбная. Они вместе сочиняют истории, смотря на небо, тем самым становятся ближе. Фрау Фидлер всегда внимательно слушает девочку, а《А глаза у неё делаются большими, как у Зайчика》. Автор использует троп сравнение, чтобы подчеркнуть доверительное отношение героини к Улле, потому что она вспоминает любимую игрушку, которой рассказывает абсолютно всё, что с ней происходит.
Стоит отметить, что женщина использует в речи слова, которые нельзя произносить девочке, потому что так заведено в интернате.
Улла《настоящая растяпа», но всегда пытается найти выход из ситуации. Даёт верные советы ребёнку, в которых он так нуждается, но не навязывает свое мнение.
Главная героиня ревнует фрау Фидлер к Кристиану, потому что не готова 《делить》с кем-то Уллу. В этом заключается ошибка женщины, она не учла этот факт и не объяснила девочке, что уделять время можно каждому, но в конце произведения ситуация меняется.
Настаёт момент, когда Улла принимает ответственное решение — удочерение. Этот трудный и долгий процесс она проходит вместе с Кристианом. Из интерната родители забирают девочку, она называет Уллу мамой. Я думаю, что скоро в их семье окажется и мальчик Карли, у которого есть проблемы со здоровьем , но в их окружении он говорит первое предложение. Кажется, что он также станет членом этой семьи и будет жить в любви и заботе.
Повесть написана простым языком, что помогает её восприятию. Рассказ ведётся от лица девочки, что сближает читателя с героями. Я советую произведение к прочтению, как взрослым, так и детям, потому что оно помогает осознать ценность моментов, которым часто люди не придают значение. Объятия, разговоры по душам, совместные чаепития... Что нужно ценить то, что у тебя есть мама и папа. Благодаря повести я также поняла, что любить детей необходимо, а они будут дарить эту любовь тебе и другим, а чужой человек может стать родным . Да, возможно, что сюжет очевиден, но я полностью погрузилась в историю и переживала за героев и развитие событий.
5.«Разрисованная мама».
Жаклин Уилсон — автор повести 《Разрисованная мама》. Название изначально меня заинтересовало, поэтому я прочла книгу с интересом.
Матерью в произведении является рыжеволосая и зеленоглазая Мэриголд на высоких каблуках и с длинными ногтями. На теле у неё великолепные татуировки. Глаза напоминали два влажных сияющих изумруда самой чистейшей пробы. Младшая дочь Долфин считает, что она самая лучшая в мире мама, а вот Стар, старшая сестра в этом не уверена, потому что ей приходится отвечать и за себя, и за сестру, и за мать. Они живут без отца.
Мэриголд любит своих детей, также Микки — отца Стар, татуировки, рок-группу 《Эмералд Сити》, туфли на шпильках, разноцветные топы... Список можно продолжать, но становится ясно, что она отличается от привычного образа матери. Женщина посещает пабы и ночные клубы, что говорит о возможных пагубных привычка, а татуировками покрыто почти всё тело и у каждой есть история. Читатель узнаёт, что Мэриголд злоупотребляет алкоголем, пытаясь взбодриться, отвлечься от проблем и мыслей, также часто пропадает надолго, оставляя детей одних.
Девочки часто пытаются ей угодить: она часто плачет, вспоминает прежние времена. Ей тридцать три, но Мэриголд не нравится этот возраст: 《Вы только посмотрите на мою шею! Вся в морщинах! В полном отчаянии она озабоченно трогала свою гладкую белую шею...》Дети всячески пытаются переубедить её.
Она понимает, что отличается от других мам: 《Разве все эти штучки для мам? Дол нужно было нарисовать… ну, я не знаю… котенка там… или хорошенький домашний халатик… Словом, то, что полагается》.
Далее читатель узнаёт о занятиях и умениях женщины: рисование, шитье, танцы, но у неё нет постоянной работы, потому что она не желает этого делать, а живут они на пособия, которые выплачиваются детям, но Мэриголд почти всегда тратит их на свои нужды. Однажды у них даже забрали телевизор и магнитофон, потому что оплаты рассрочки не было.
Стоит отметить, что девочки воспринимают её как сестру, но не в привычном понимании, что наталкивает на мысль о том, что она старается не думать о проблемах и является не такой ответственной, какой обычно бывает мать.
Проблемы в семье решает Стар, ей приходится повзрослеть, потому что Мэриголд не намерена быть《нормальной》. На хрупких плечах девочки оказываются все проблемы и хлопоты, которые обычно решают взрослые. Дети вынуждены справляться с трудностями, быть весёлыми в глазах людей, чтобы социальные службы не забрали их.
Мэриголд все же пытается быть ближе к девочкам: печёт для них, хотя в готовке у неё ничего не получается, а старшая дочь упрекает её в том, что она тратит продукты впустую и впервые называет 《сумасшедшей》.
Люди относились с опаской к Мэриголд, конечно, ведь: 《Только представьте себе: рыжеволосая женщина в коротеньком топике и узеньких шортах, с очень белой кожей, сплошь покрытой яркими татуировками. Они покрывали ее плечи, руки, бедра, ноги, даже лодыжки и те были в татуировках》. Дол сравнивает мать с прекрасным цветком и причудливым, экзотическим растением.
Мэриголд одержима любовью к Микки, с которым точно не может быть, потому что у него есть любимая семья. Мать повышает голос на Долфин, обвиняя ребёнка в том, что мужчина не приглашает её к себе, а также даёт пощёчину. Она думает только о Микки, вспоминает кратковременную 《интрижку》 между ними. К тому же мужчина не объявлялся все это время, ведь не был знаком с дочерью, которую позже забирает к себе, оставляя Долфин с Мэриголд. После этого мать пытается стать примерной, ведь отпускать старшую дочь она не хочет. Стар — напоминание о Микки. Читатель замечает, что по этой причине мать любит её больше, чем задевает Дол, потому что любовь матери к детям, по моему мнению, должна быть равной.
Стар не намерена возвращаться, а Мэриголд совсем теряет надежду:《Глаза ее потемнели и казались пустыми и бездонными словно черные дыры》. Автор использует троп сравнение, чтобы читатель смог лучше понять состояние героини.
Случается ужасное… Мэриголд с ног до головы выкрасилась в краску, не видно было даже татуировок. Она окончательно сошла с ума. Долфин была вынуждена обратиться за помощью, хотя понимала, что мать ненавидит больницы.
Девочка остаётся одна, боится попасть в приют, потому что у неё сложилось мнение о том, что жить с приёмными родителями невозможно, а такие мысли появляются у Дол благодаря рассказам матери, потому что она сама была приемным ребёнком.
Долфин вместе с другом Оливером находят её отца, которого Мэриголд также называла Микки, но это был другой человек, который теперь стал ближе к дочери.
Дол все же оказывается на какое-то время в семье тётушки Джейн, которая вовсе не обижает девочку. В это же время читатель узнаёт, что Мэриголд уже пыталась себя убить. Символично то, что у нее на запястье сохранились два шрама и она сделала поверх татуировки — два ромбовидных бриллианта с расходящимися в разные стороны лучами, изображавшими сияние. Говорила, что Стар и Долфин для нее — как эти два бриллианта. Склонна считать, что всё же дети стали для неё смыслом жизни, но осознание приходит лишь в конце повести:《-Вот, оказывается, о чем я мечтаю, - протянула она. И глаза ее внезапно налились слезами. - Вот оно что! Мои девочки! - И она протянула к нам дрожащие руки》. Мэриголд просит у детей простить её : 《- Нет, это вы меня простите. Я была ужасной, никчемной, дурной матерью… - Мэриголд заплакала. Слезы душили ее, но, захлебываясь и всхлипывая, она все говорила и говорила, не в силах остановиться》. Женщина понимает, что она ведёт себя также, как вела себя её мать:《И тогда вдруг до меня дошло - так ведь я точно такая же! И я так же издеваюсь над вами, как когда-то моя собственная мать - надо мной!》 Становится ясно, что они безумно любят друг друга. В этот момент Мэриголд замечает и ужасается от того, что Стар проткнула нос:《Она так причитала, словно сама никогда ничего подобного не делала - этакая скучная, обыкновенная мама с ровной, гладкой кожей》. Произведение заканчивается рассуждениями Дол:《Я смотрела на нее, на свою разрисованную странную маму. Я знала, что она любит нас -меня и Стар. У каждой из нас теперь есть отец, и, может быть, они всегда будут рядом… а может, и нет - но Мэриголд будет рядом всегда. Наша Мэриголд. И не важно, в своем она уме или нет. Главное - она принадлежит нам, а мы - ей. И нас всегда будет трое - Мэриголд, Стар и Долфин》.
Я советую эту повесть к прочтению, но считаю, что прочесть её стоит в более осознанном возрасте. Склонна считать, что, прочитав её в возрасте 10-14 лет, происходящее я восприняла бы иначе. Думаю, что автор пытается донести до читателя, что дети - это огромная ответственность, с которой справляются не все.
Десятилетняя Долфин месяц ходит в одной и той же одежде, а тринадцатилетняя Стар вынуждена 《стать взрослой 》, чтобы следить за младшей сестрой и матерью, которая в это время тратит пособия , не работает, но находит время на алкоголь. Мэриголд также одержима любовью, что сводит её с ума.
Но все же, смысл истории очень глубок: дети любят своих родителей, какими бы те не были.
6.«Бунт пупсиков».
Емец Дмитрий — автор книги 《Бунт пупсиков》, в которой описана жизнь семьи, состоящей из девяти человек. Автор является отцом семерых детей, думаю, описывает свою собственную семью. Книга отражает реальную жизнь.
Матерью является Анна, она раньше работала в библиотечном центре главной умелой рукой в кружке «Умелые руки». 《Правда, чаще она сидела дома, потому что у нее рождался очередной малыш》. Женщина занимается бытовыми делами, даже в маленькой квартире их было достаточно.
Они переезжают в дом, расположенный у моря, потому что места в квартире не так много. Мать очень изобретательна и находит выход из любой ситуации. У них не было достаточного количества кроватей и она кое что придумала:《 Помнишь, на втором этаже огромный такой шкаф? Ну ты еще не понимал, зачем там железные уголки, которые выдержат слона? Мы приколотили к нему перила, чтобы никто не упал, и матрас как раз на него лег》. Мать делала новый дом уютным:《...сшила для всех комнат шторы...》,《Старые карнизы маму тоже чем-то не устроили, и она сама сделала новые – из толстых, в руку, спиленных виноградных стволов, которые кто-то бросил у школы на соседней улице》,《Из тонких же зеленых побегов мама сплела большие шары и повесила их вместо люстр》.
Женщина часто говорила 《...что-нибудь полезное и правильное, с большим государственным значением. Ну там «дети должны вести себя хорошо» или «страна должна жить богато!». Если же дети потом дрались или страна не жила богато, мама сразу вспоминала, что она же предупреждала, как надо правильно, а ее не послушались.》. Думаю, что и вы часто такое слышали от своих матерей.
Также прослеживается то, что детство Анны влияет на семью: 《В семье у Гавриловых всегда было много домашних животных. Это шло от мамы, которая в детстве водила бездомных собак на резинке от трусов. При этом мама все время притворялась, что животных терпеть не может, что они ей только навязались на голову, но при этом никогда не мешала детям заводить новую живность》.
В произведении привычная для многих модель ролей в семье: 《У папы – работа, у мамы – беготня, стирка, посуда. Вечером мама, как всегда, читает малышам вслух》. Но главное счастье для матери — это когда все дома и все спят.
Думая, что стоит прочитать эту книгу, а особенно родителям, потому что именно такой, по-моему мнению, должна быть многодетная семья. Родители в ней спокойно реагируют на шалости детей, не конфликтуют с окружающими, любят и поддерживают друг друга. Здесь читатель встречает привычный образ матери — хранительница очага.
7.Синквейн на тему «Мать».
1 строка – имя существительное.
2 строка – два прилагательных, с помощью которых раскрывается тема.
3 строка – три глагола, которые описывают и выражают действия, связанные с темой.
4 строка – фраза или предложение (отношение к теме.)
5 строка – синоним.
Мой вариант синквейна:
1. Мать.
2. Красивая, заботливая.
3. Любит, оберегает, прислушивается.
4. Близкий и дорогой для меня человек.
5. Родитель.
8. Заключение.
Мать…Самое дорогое и ценное на Земле для ребёнка. Волшебное, нежное создание. О ней поют песни, слагают стихи. Природа наделила женщину особой силой. Эта сила незримая, тонкая и ласковая, но в то же время большая и стихийная.
Быть матерью непросто, но очень важно. В разные периоды существования человечества её роль в обществе не была одинаковой. Для многих писателей женщина представляла собой тайну, загадку, которую они стремились разгадать. Ими были созданы героини, буквально живущие на страницах написанных книг. У каждого автора формируется свой образ женщины. То, как развивается судьба матери, зависит от её характера, детства, окружения. Героини различны и абсолютно самодостаточны. Всех их объединяет только одно: они-настоящие.
9. Библиография.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Валентин Берестов. Аист и соловей
Как нарисовать ветку ели?
Горячо - холодно
Свадьба в Малиновке