Данная презентация является иллюстративным материалом к выступлению на XXIX школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее-2021». Содержит вступление, таблицы и графики по трехстороннему анализу эмотивной лексики, таблицу "Комплексный анализ коммуникативной ситуации", материалы по практической части исследования и заключение.
Вложение | Размер |
---|---|
Вступление | 2.56 МБ |
1 часть | 1.43 МБ |
2 часть. 3 часть. Заключение | 529.92 КБ |
Слайд 1
Экология общения в рассказе Генри Каттнера “ Ego Machine ” Министерство просвещения Российской Федерации Департамент по образованию администрации города Тобольска XXIX научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2021» Секция: Языкознание Автор: Хилобок Марина Николаевна ученица 9 класса МАОУ «СОШ № 9» Научный руководитель: Глыбочко Наталья Владимировна учитель английского языка первой категории МАОУ «СОШ № 9» г. Тобольск, 2021Слайд 2
«…умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете» Дж. Д. Рокфеллер
Слайд 3
Эмоциональный интеллект ( EQ /EI ) – это способность распознавать и регулировать эмоции в себе самих и в других, таким образом, чтобы улучшить свою жизнь¹. ---------------------------- Гоулман , Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478.
Слайд 4
Цели и задачи В ыявить: эмотивную лексику ; э ффективность ( экологичность ) актов коммуникации; наиболее значимые ассоциации эмотивной лексики у школьников на русском и английском языке; понятия и предпочтения, сформированные у учащихся по теме «Общение»; З адачи: уточнить теоретические основы исследования ; анализировать эмотивы по частям речи, по классификациям Изарда , Шаховского; выполнить комплексный анализ коммуникативной ситуации; с оздать опросники « Ассоциативный ряд базовых эмоций» и «Общение ».
Слайд 5
Предметами исследования являются - эмотивная лексика, используемая в данном произведении; акты коммуникации; лексемы- эмотивы , взятые на сайтах словарей-ассоциаций. Материалом послужил рассказ американского писателя Генри Каттнера « Ego Machine », 1951 г. Также в ходе исследования были созданы два опросника , в качестве респондентов выступили ученики 9-х классов МАОУ «СОШ № 9 » в количестве 91 учащегося . Объекты – особенности ее употребления; эффективность ( экологичность ) коммуникативных ситуаций; особенности ассоциаций у учеников.
Слайд 6
1 ) Особенности эмотивной лексики. 2 ) Анализ коммуникативной ситуации в рассказе. 3) Практическая часть: о собенности ассоциаций, связанных с 10 базовыми эмоциями на английском и русском языках; о собенности социологического опроса по теме «Общение». Работа состоит из трех частей:
Слайд 7
определяется возможностью её применения в качестве шаблона для изучения литературного произведения с точки зрения эффективности коммуникации; в качестве сообщения, презентации на уроках английского языка; на внеклассных мероприятиях литературоведческой и профориентационной направленности . Практическая значимость
Слайд 1
1 Nicholas Martin looked up at the robot across the desk. "I'm not going to ask what you want," he said, in a low, restrained voice. "I already know. Just go away and tell St. Cyr I approve. Tell him I think it's wonderful, putting a robot in the picture. We've had everything else by now, except the Rockettes . But clearly a quiet little play about Christmas among the Portuguese fishermen on the Florida coast must have a robot. Only, why not six robots? Tell him I suggest a baker's dozen. Go away." "Was your mother's name Helena Glinska ?" the robot asked. "It was not," Martin said. "Ah, then she must have been the Great Hairy One," the robot murmured. Martin took his feet off the desk and sat up slowly. "It's quite all right," the robot said hastily.Слайд 2
1.1 ЧАСТЕРЕЧНЫЙ АНАЛИЗ существительное глагол прилагательное наречие Rage(3)- surprise(7)+ Low (16)- brutish- unreasoning(17)- Fires- modesty(8)- Speechless- Smile+ bravado(2)+ daze- shiver(29)- Worried (2)- frown (2)- Cried(29)- Self-stunned + Giggling+ Complained- Remained+\- sorry- delighted+\- glow + Wonderful(9)+ Calm(6)+ Rose-pink+ miserable– Astonished+ motionless(2)+\- Relived(5)+\- restrained- Repressed - strong- Angry (12)- Wondering+ doubtful(3)+ doubtful(4)+ wistful (2)- Dull - Apologetically(2)+\- Angrily- Brightened - Wisely+ Tartly- Grimly(5)- Hurt- hopeless- Unsteadily- Pleaded- Blinked+\- Tersely- Pensively+\- Quickly(4)+\- Resignedly- Confusedly+\- Firmly(20)+ Unsteadily(4)- Cunningly(7)+\- Coldly(3)- Desperately- inquiringly+ 87 40 51 60 +10 -77 +\-0 +3 -35 +\-2 +25 -19 +\-7 +22 -22 +\-16 Итого: 238 случаев употребления Всего: + 60 , - 153 , +\-25 Виды эмоций в рассказе
Слайд 3
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ К. ИЗАРДА (10 БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ) интерес 2 гнев 23 удивление 15 стыд 10 радость 14 отвращение 20 презрение 7 страх 83 вина 9 печаль 43
Слайд 4
1.3 АНАЛИЗ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ В. И. ШАХОВСКОГО Л ЕКСИКА НАЗЫВАЮЩАЯ, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ ЭМОЦИИ - удивление « Watt showed pleased surprise »; - гнев «" Blast it !" cried the infuriated Martin …»; - страх « Martin ' s eyes opened wide with shocked horror ». 2. ЛЕКСИКА, ОПИСЫВАЮЩАЯ ЭМОЦИИ гнев « The gasping director , mouthing threats , curses and objections , drew himself up , and shook a huge fist at Martin »; страх « Martin turned green »; отвращение «" This ," Martin said urbanely , "… is the most noisome movie ever put on film »; описание эмоций роботом , который как бы рисует их на своем « бесстрастном лице »: «He drew a straight line vertically upward between his invisible eyebrows , managing to look wistful» или «The robot placed the tip of a finger above each eye and slid the fingers upward , as though raising his eyebrows inquiringly » ; Никлас Мартин перенял манеру робота «In the dark he put up two fingers and sketched a robot-like grin ». 3. ЛЕКСИКА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ЭМОЦИИ удовольствие робота «"F ff ff f(t)!" cried the robot …»; - удивление «" Nick !" Erika gasped …, staring at the figure in the doorway » ; радость «Tell him I think it's wonderful …», гнев «"A contract release?" St. Cyr roared . "What is this ?» ; гнев питекантропообразного Никласа Мартина «Martin lifted his own fists toward his face. He regarded them . He unclenched them slowly, while a terrible grin spread across his face . And then, with every tooth showing, and with the hungry gleam of a mad tiger in his tiny little eyes , he lifted his gaze to St. Cyr's throat ».
Слайд 5
В данном произведении преобладают негативные эмоции , такие как страх, гнев, отвращение. Большая доля из которых – существительные. При этом автор широко использует разнообразные экспрессивные средства : прямо называет эмоцию (большая доля существительных), описывает ее через внешние изменения героя или его действия, а также через выражение , когда сама эмоция не называется, а предполагается в семантике слова, передается через косвенное обозначение, чувственное отражение, переживание. 3) Эмоции являются одним из основных и всепроникающих аспектов человеческой жизни , а обозначения эмоций обеспечивают нормы культуры речевого общения и\или отклонения от них. ВЫВОД
Слайд 1
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ Никлас Мартин Сен-Сир Никлас Мартин ЭНИАК Никлас Мартин Эрика Эшби Исходная внутренняя принадлежность к уровню ОЭФ капиталистич . феодальн. капиталистич . коммунистич. капиталистич. капиталистич. 0 этап - :(( + :(( - :)) + :)) -\+ :)) + :)) 1 этап с матрицей Дизраели (капиталистич.) а) + б) – :(( а) - б) + :(( + :)) + :)) + :)) -\+\- :)) \ :(( 2 этап с матрицей Ивана Грозного (феодальн.) а) + б) – :(( а) - б) + :(( + :)) - :)) +\- :)) +\- :)) \:(( 3 этап с матрицей Мамонтобоя (первобытн.) а) + б) + :(( а) - б) - :(( + :)) - :)) + :)) + :)) Примерная доля участия в рассказе 35% 40% 25% -------------- :)) Сотрудничество :(( СоперничествоСлайд 2
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ассоциативный эксперимент (актуализация первого пункта из EI модели Д. Гоулмана - идентификации, то есть вербальной характеристики эмоциональных состояний) ; социологический опрос (выяснение сформированности понятий по общению, потребностей учеников, на понимание взаимосвязи между мышлением, эмоциями и действием ).
Слайд 3
3.1 ОПРОС «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ» Рисунок 3. «Количественно-качественный состав ассоциативного ряда базовых эмоций»
Слайд 4
Таблица 1. Сводный результат опроса «Ассоциативный ряд базовых эмоций » по одной лидирующей позиции исходная пара радость - joy удивление - surprise печаль - sadness гнев - anger отвращение - disgust презрение - contempt страх - fear интерес-волнение - interest вина - guilt стыд – shame предпочтения учащихся эмоция – pleasure , happiness неожиданность - astonishment грусть - sorrow злость - indignation неприязнь - contempt ненависть - hatred боязнь - dread любопытство - curiosity совесть - remorse позор - humiliation личные ассоциации учащихся иррациональность, газировка, учеба, семья, друзья, шаурма плохая оценка машиностроение, загадочность, cash стыд
Слайд 5
3.2 ОПРОС ПО ТЕМЕ «ОБЩЕНИЕ»
Слайд 6
Заключение Э мотивная лексика в рассказе имеет в большей степени негативную окраску . Писатель под маской юмора, гиперболизируя, как бы говорит нам, что да, так мы , считающие себя цивилизованными, пока еще общаемся : с эмоциями страха, гнева, отвращения. (Ирония.) «Механическое эго» – это мы люди, действующие под влиянием первичных, инстинктивных эмоций (пока соперники, у которых девиз «Сила силу ломит»). Элемент фантастики позволяет автору поэкспериментировать с моделями поведения: показать , что есть и заронить идею / надежду: а возможно ли экологичное общение ? з адать вопросы: «Что для этого нужно делать?», «К ак осуществит ь ?»
Слайд 7
Спасибо за внимание!
Домик зимней ночью
Твёрдое - мягкое
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуем ананас акварелью
Ручей и камень