Исследовательский проект ученицы 4 класса "Тайны колоколов" поможет при проведении уроков окруающего мира, классных часов и внеклассных мероприятий. В работе можно узнать о применении, происхождении и разных видах колоколов.
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_kolokolov.docx | 991.97 КБ |
Конкурс исследовательских и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»
_______________________________________________________
Номинация: «Науки об обществе»
Тайны колоколов
Исследовательский проект
Автор:
Таровых Ульяна Анатольевна, обучающаяся 4 «Е» класса
Научный руководитель:
Юдина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
МБОУ «СОШ №1» г. Кирсанова
г. Кирсанов 2021
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I. Изучение теории о колоколах
1.1 История происхождения колоколов……….…………………………. .4
1.2 Виды колоколов ………………………………………………………..5
1.3 Применение колококов …….………………………………………....5-6
Глава II. Практическая часть
2.1 Анкетирование ………………………………………………………..7-8
2.2. Изготовление колокола в домашних условиях……………………….9
Заключение ……………………………………………………………………10
Список литературы …………………………………………………………...11
Приложения ……………………………………………………………… 12-13
Введение
Эта история началась тогда, когда я пошла в 1 класс. Мне посчастливилось на праздничной линейке вместе с одиннадцатиклассником дать первый звонок [приложение 1]. Меня переполняло чувство радости и гордости, а как было приятно звонить в колокольчик и слышать его необычайно красивое звучание. Тогда я узнала, что на самый первый урок всех первоклассников нашей страны зовёт простой школьный колокольчик. Мне стало интересно, где еще в жизни людей они встречаются и для чего нужны? Я об этом спросила маму, дедушку и классного руководителя и вместе мы стали искать ответ.
Мама мне рассказала о церковных колоколах. Я проживаю вблизи Тихвинского храма г. Кирсанова и очень часто слышу звон этих колоколов. Меня заинтересовало, где находятся колокола в храме и почему их прекрасный звон разлетается над всем городом.
От дедушки я узнала о том, что раньше на праздники запрягали лошадей и на дуге вешали колокольчики, чтобы было слышно, что мчится тройка лошадей.
Классный руководитель рассказала о том, что раньше в школах давали звонок с помощью колокола. Но все же, когда появился первый колокол? У меня возникло много вопросов о тайнах, которые хранят колокола. Тогда я и решила изучить информацию о колоколах.
Объектом исследования является колокол.
Предметом работы является исследование роли колокола в жизни и культуре людей.
Цель: изучение роли колокола в жизни и культуре людей.
В соответствии с этой целью основными задачами работы являются:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анкетирование, систематизация, классификация, анализ и обобщение данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться на уроках окружающего мира, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Глава I. Изучение происхождения колоколов.
1.1 История происхождения колоколов
История колоколов уходит в глубокую древность и насчитывает более 4000лет. Самые ранние из найденных колоколов имели небольшие размеры (4-6см) и были изготовлены в Китае, и неудивительно, ведь именно в Китае появилось первое бронзовое литье. Их применение становится чрезвычайно многообразным. Их подвешивают как амулеты на шею лошадям и на пояса, чтобы отпугивать злых духов, военным их звон служит сигналом, в храмах - сопровождает службы. Развивается колокольная музыка, она сопровождает всевозможные ритуалы и церемонии, звучит во время увеселений.
Из Китая колокольчики со временем перешли в Европу по "Великому шелковому пути", чтобы затем продолжить самостоятельное развитие в европейских культурах. В Европе колокольчики и бубенцы одновременно приобретали светские функции: ими украшались триумфальные колесницы и богатые одежды, они звучали на пирах и вечеринках, танцовщицы укрепляли их на запястьях и лодыжках. Весть, призыв, торжество, веселье, красота, богатство и власть везде присутствовал звон колокольчика.
Если говорить о значении, которое колокол приобрел в жизни народа, то здесь вряд ли найдется пример более яркий, чем Россия.
Ранняя история колоколов на Руси прошла через те же этапы, что на Западе, хотя и имела свои особенности. Поначалу колокола лили монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам.
Появился первый колокол в России более 1000 лет назад. Самой известной исторической достопримечательностью в России является Царь-колокол.
Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
1.2 Виды колоколов
Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень.
Колокольчиков в России было превеликое разнообразие: церковные колокола; ямские (поддужные) колокольчики, коридорные колокольчики, настольные (для вызова прислуги), дверные, свадебные, рыбацкие, железнодорожные, пожарные, корабельные, колокольчик, как музыкальный инструмент, ритуальные, сувенирные колокольчики, школьные колокольчики.
В конце ХIХ века большим спросом пользовались: "дар Валдая", сибирские, граненые, гладкие... более 70 видов, да каждый сорт еще различных размеров.
Изготавливались колокольчики из различного материала: бронзовые, фарфоровые, стеклянные, деревянные. керамические, каменные. Есть необычный поддужный колокольчик - валдайский. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.
1.3 Применение колоколов
Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник. Звон колокола извещал людей о пожаре.
С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.
Вообще на Руси суеверие не в столь значительной степени коснулось колоколов, как на Западе. Им приписывалась способность изгонять нечистую силу, развеивать козни и злые чары, отводить грозу, исцелять от болезней.
В настоящее время в Колумбийском медицинском центре (США) в лечении онкологических заболеваний используется музыка тибетских серебряных колокольчиков. Оказывается, звуки этих колокольчиков обладают весомым лечебным воздействием на человека, в организме человека погибают любые инфекции и раковые клетки.
Но все же древнейшей, изначальной функцией колоколов является сигнальная.
1. Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.
2. Колокола сообщали о приближении неприятеля
3. Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
Сигнальная функция и теперь является определяющей для железнодорожных пожарных, корабельных колоколов, а также для дверных и настольных колокольчиков.
Дверным колокольчикам нередко придавали значение оберега дома и оформляли надписями типа “Звени веселей у дверей”
Наибольшим разнообразием отличались настольные колокольчики, служившие для вызова прислуги или ведения собрания. Некоторые настольные колокольчики являлись подлинными произведениями искусства.
Иногда же сигнальные колокола отливались с использованием традиций церковного колокольного литья. Чаще всего это случалось в 1920-е годы, когда у мастеров, работавших в России по заказу церкви, не оказалось их традиционных заказов, и они перешли на производство сигнальных колоколов. Примером тому служит сигнальный колокол валдайского мастера Г. Андреева (1929 г.)
4. Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.
Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях, посетив звонницу при Тихвинском храме г. Кирсанова и пообщавшись с священником отцом Алексеем выяснили, что колокола для звонницы были отлиты на колокольном заводе Анисимова Валерия Николаевича в г. Воронеже в 2015году, в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында). [приложение 2]
На Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена командира.
Глава II. Практическая часть
2.1 Анкетирование
В ходе работы над данным проектом, я решила узнать, что знают мои одноклассники по этой теме. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 4 класса своей школы, целью которого было узнать, что знают ребята о колоколах. Предложила ответить на следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что означает слово «колокол»?
2. Знаете ли вы, как устроен колокол?
3. Знаете ли вы о значении колокола в жизни человека?
4. Знаете ли вы, что означает слово звонница?
5. Знаете ли вы самый известный колокол в России?
Результаты анкетирования.
№ вопроса | да | нет |
1 | 16 | 5 |
2 | 13 | 8 |
3 | 5 | 16 |
4 | 2 | 19 |
5 | 1 | 20 |
Мною было опрошено 21 человек. На первый вопрос 16 участников опроса ответили положительно. Про строение колокола знают 13 человек. На 3 вопрос только 3 человек ответили положительно. А на 4 вопрос: «Знаете ли вы, что означает слово звонница?» только 2 человека дали положительный ответ. На пятый вопрос: «Знаете ли вы самый известный колокол в России?» положительный ответ дал только 1 человек.
В результате анкетирования мы выступили с показом презентации об истории возникновения и видов колоколов и изготовили информационный буклет, который раздали ребятам [приложение 3]. Одноклассники заинтересовались данной темой и мы все вместе решили собрать свою коллекцию школьных колоколов. Нам удалось найти 6 старинных колоколов, на пяти из которых были разные гравюры [приложение 4].
С помощью интернет источников мы попытались найти информацию об этих колоколах, но нам удалось узнать только об одном колоколе: на его тулове три изображения одноглавого орла с короной, на юбке изделия помещена надпись: «СЕI КОЛ IВАНА IВАНОВ МАМОНОВ». Этот колокол имеет технические особенности изделий литейщика И.И. Мамонова: толстые стенки, классическая валдайская форма, надпись, мощная трапециевидная петля для языка. Такие изделия встречаются очень редко, датируются они первой половиной 19 века. Мастерская И.И. Мамонова была не крупной и существовала короткий промежуток времени [приложение 5].
2.2. Изготовление колокола-оберега
При изучении применение колоколов я узнала, о том, что на Западе существовало поверие о способностях колоколов изгонять нечистую силу, развеивать козни и злые чары, отводить грозу, исцелять от болезней. После чего я решила сделать колокол- оберег для своей семьи.
Для создания колокола - оберега нам понадобились следующие материалы:
пластиковый стакан, клей для горячего пистолета, елочные шишки, кружево, декоративные веточки, джут, крючок вязальный, ножницы.
Сначала мы по кругу обмотали стаканчик тесьмой из джута, связанной крючком, и прикрепили ее с помощью горячего клея, затем украсили с помощью кружев, декоративных веточек, шишек и собрали композицию.
У нас получился замечательный колокол оберег!
Заключение
В соответствии с целью работы мы изучили различные теоретические источники, проанализировали информацию по данной теме, создали колокол-оберег в домашних условиях, а также выяснили, что многие учащиеся школы не знакомы с ролью колокола в жизни и культуре людей, но хотели бы познакомиться с ними. Исходя из этого, мы изготовили информационный буклет «Тайны колоколов» и выступили с материалами исследования на внеклассном мероприятии, затем создали классную - мини коллекцию колоколов, а также я изготовила собственный колокол-оберег.
Раньше колокола в жизни человека были просто незаменимы. Но люди развиваются и придумывают все новые и новые приспособления. Поэтому многие колокола устарели и остались только как символ прошлого и сувениры.
На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что колокола играют очень важную роль в жизни и культуре людей. Колокола- это часть наших традиций, а соблюдать традиции нужно, так как из них складывается история, а историю своего народа, страны мы должны знать и передавать своим потомкам. Традиции делают нашу жизнь интересной, веселой, в какой-то мере счастливой.
Список литературы
2. Горохов В.А. Колокола земли русской//М.: «Вече»2009г.
3. Портнов М. Царь- пушка и Царь-колокол://М.: 1990г.
4. История русских изобретений. Колокола http:www.kstu.ru
Приложение 1
Мои первый колокол
Приложение 2
Звонница Тихвинского храма
Приложение 3
Изготовление буклета
Приложение 4
Изучение мини - коллекции колоколов
Волшебная фортепианная музыка
Именинный пирог
Дерево в снегу
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Иван Васильевич меняет профессию