|
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 957.61 КБ |
Паспорт работы | 13.26 КБ |
Презентация | 331.6 КБ |
Исследовательский проект на тему
«Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок»
Номинация: «Русский язык»
Автор: Сергеев Артем Ильич, учащийся 5 класса
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
Орехово-Зуевского г.о.
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Ерофеева Ирина Владимировна
2020-2021 уч. г.
Оглавление.
Проблема грамотного письма очень актуальна в любое время, потому что наряду с теми, кто старается не допускать орфографических ошибок, всегда появляется некто, кто не желает проверять написанное, ленится и не запоминает даже основные орфографические правила. Я стараюсь всегда проверять написанное, обращаться к словарю в случае затруднения и заинтересовался данной темой потому, что мне понравилось находить в словах корни, суффиксы, приставки, окончания и подбирать однокоренные слова. Ведь от расположения буквы в слове зависит многое, в том числе и умение правильно его писать.
Среди орфографических правил, уже изученных нами, есть те, которые требуют подбора однокоренных слов, изменения формы слова, потому что не каждую орфограмму можно проверить по орфографическому словарю. Например, при написании окончаний. А чтобы применить алгоритм, заключенный в правиле, необходимо правильно обозначить часть слова.
Именно поэтому цель моей работы звучит следующим образом;
- доказать, что знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок при написании слова.
Для достижения данной цели мы использовали следующие приемы:
- анализ допущенных ошибок в рабочих тетрадях учащихся;
- изучение морфемной структуры слов, в которых было допущено максимальное количество ошибок;
- изучение материалов интернет, связанных с морфемикой;
- проведение социологического исследования среди учащихся 5, 7, 11 классов и учителей.
Проанализировав ошибки ребят, мы выяснили, что большинство допускает орфографические ошибки с словах с безударными гласными в корне и выявили слова, которые чаще всего вызывают затруднения при морфемном разборе и правописании. Это изготавливает, нагнувшись, добрести, преподаватель. Предложив респондентам выполнить морфемный разбор перечисленных слов и проанализировав правильность выполненного задания, мы пришли к выводу, что именно из-за неверного определения морфем в словах и допускаются орфографические ошибки.
Попробуем доказать гипотезу, обратившись к теоретическому и практическому материалу.
Морфемный разбор слова иначе называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
На первый взгляд, морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа - суффикс. Такой подход абсолютно неверен и, по моему мнению, ведёт к ошибкам. Ведь корней может быть несколько, а есть слова, в которых и вовсе нет корня, например, вынуть. Именно потому мы считаем правильным следующий порядок разбора слов по составу:
Обратимся к результатам социологического опроса. Из 35 опрошенных только 5 человек справились с заданием полностью. Остальные допустили ошибки или абсолютно неправильно сделали задание (Приложение 1).
Как видно из схем (Приложения 2), ошибки имеют место в определении морфемного состава всех перечисленных слов. Попробуем познакомиться с их строением немного ближе и выясним, почему правописание указанных слов вызывает затруднения.
Во всех этих словах есть различные типы орфограмм: правописание приставки, безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная в корне, правописание окончания глагола. Каким же образом знание строения слова поможет избежать ошибки в его написании?
Рассмотрим слово ИЗГОТАВЛИВАЕТ (Приложение 3). При разборе этого слова по составу допустили ошибку 8 человек. Определим состав слова:
Состав слова:
приставка—из,
корень—готавл,
суффикс—ива,
окончание — ет ,
основа слова — изготавлива
Неверное определение частей слов может привести к неправильному написанию приставки и суффикса. Так, например, в системе Интернет состав данного слова на одном из сайтов определяют так:
Состав слова «изготавливает»: корень [изг] + суффикс [от] + суффикс [ав] + постфикс [л] + корень [ива] + окончание [ет] Основа(ы) слова: изготав_ива. Способ образования слова: сложный.
В слове выделяется приставка ИЗ, следовательно, ее правописание определяется по последующему согласному: перед звонким пишется З. При неверном определении приставки – включении ее в состав корня – данное правило действовать не будет, следовательно, проверить написание З не представляется возможным.
Кроме того, при неправильном определении суффикса можно допустить ошибку в его написании: ИВА – я изготавлИВАю. Если гласная суффикса не является беглой, значит, в суффиксе пишется И- ИВА.
Обратимся к другому слову, в котором было допущено максимальное количество ошибок – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (Приложение 4). Многочисленные источники сети Интернет дают разные схемы морфемного разбора этого слова. Именно поэтому и возникают проблемы с объяснением орфограмм, которые имеются в этом слове.
Так, сайт kartaslov.ru предлагает считать состав слова состоящим всего из двух морфем:
Части слова: преподава/тель
Состав слова:
преподава — корень,
тель — суффикс,
нулевое окончание,
преподаватель — основа слова.
На сайте udarenieru.ru дано предостережение: «Внимание! А.Н. Тихонов указывает, что в слове «преподаватель» корень «преподава» (См.: Тихонов А.Н., Морфемно-орфографический словарь русского языка: ок. 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 704 с.), - тогда как сам сайт дает другой состав слова:
Препода – корень,
ва – суффикс,
тель – суффикс,
Преподаватель – основа слова.
Однако , по нашему мнению, лучшим является разбор, приведенный на сайте mail.ru , который составлен на основе словообразовательной цепочки.
Что такое словообразовательная цепочка? Это подбор однокоренных слов, при котором словообразовательные морфемы присоединяются к корню поочередно и также поочередно отсоединяются. При этом необходимо учитывать и лексическое значение разбираемого слова: преподаватель – тот, кто преподает какой–либо предмет, дает знания.
Построим словообразовательную цепочку, которая и выявит словообразовательные морфемы:
1. Преподава-тель[ ](образовано суффиксальным способом) <преподава[ть] (-ть в глаголах считают или окончанием, или словообразующим суффиксом)
2. Пре-подава[ть] (образовано приствочным способом) <подава[ть]
3. По-дава[ть](приставочный способ) <дава[ть]
4. да-ва[ть](суффикс -ва- образует форму несов. вида) <да[ть]/да[ ](основа этих слов равна корню) Поэтому: ПРЕ-ПО-ДА-ВА-ТЕЛЬ-[ ]
Такой способ морфемного разбора помогает объяснить и орфограммы в слове:
- приставка ПРЕ близка по значению к приставке ПЕРЕ – ПЕРЕПОДАТЬ.
- приставка ПО пишется по традиции – приставки ПА нет.
- в корне слова пишется безударная гласная А, проверяемая ударением: преподАватель –преподАть.
Перейдем к более простым, с точки зрения морфемного состава, словам: нагнувшись и добрести.
В слове НАГНУВШИСЬ на сайте udarenieru.ru выделяются следующие морфемы:
На – приставка,
г – корень,
ну – суффикс,
вши – суффикс,
сь – постфикс,
нагну – основа слова.
На сайте sostav.textologia.ru мы видим подробнейший разбор этого слова по составу:
нa г нyвшись
• Окончание в слове отсутствует (деепричастие – неизменяемое слово не имеет окончания).
• Корень в слове нa г нyвшись –г– : имеет 1 корень, поэтому является простым.
• Соединительная гласная отсутствует, так как слово простое.
• Приставка в слове нагнувшись - нa– : имеет одну приставку. НА– приставка русская, так как имеет исконно русское происхождение, неизменяемая, так как пишется всегда одинаково, независимо от произношения и других условий.
• Суффиксы в слове нагнувшись: –нy–, –вши–, -сь-. Имеет три суффикса.
○ Формообразующий суффикс (не входит в основу) – вши – образует особую неизменяемую форму глагола деепричастие.
○ Словообразующий суффикс –ну- - суффикс глагола, образует новые слова, обозначающие состояние или действие.
○ Постфикс в слове –сь- - возвратный постфикс глагола, словообразующий, поэтому входит в основу, образовался из местоимения «себя», присоединившегося к слову.
Однако и в первом, и во втором случаях не учтены ближайшие родственники данного слова: согнется, перегнет, в которых нет суффикса НУ. Но остается согласный корня. Следовательно, Н должно входить в состав корня. Но для уточнения верности нашего вывода нам пришлось обратиться к этимологическому словарю.
"Неотсекаемый" суффикс -НУ- придаёт слову дополнительное значение разового действия. То есть мы понимаем, что данное действие сделано только один раз: шагнул - сделал 1 шаг, взглянул - бросил 1 взгляд, стрельнул - сделал 1 выстрел и т.д. В словах же "сохнуть, мокнуть" этого значения суффикс не несёт, поэтому в прошедшем времени он исчезает. Слово НАГНУВШИСЬ имеет, скорее, значение продолжительного действия, которое не подразумевает разового исполнения. Соответственно, в нем суффикс НУ должен был исчезнуть.
Наконец, слово ДОБРЕСТИ, в котором традиционное написание приставки ДО и безударная гласная в корне, проверяемая ударением, легко объясняются морфемным составом слова.
На сайтах мы опять увидели различное определение состава слова.
На /kartaslov.ru/:
до - приставка
брес - корень
ти - глагольное окончание
На sostav.textologia.ru
• Окончание в слове отсутствует – неопределенная форма глагола, неизменяемое слово не имеет окончания.
• Корень в слове дo бpec ти: –бpec–
• Приставка в слове дoбpecти: дo– . Имеет одну приставку: дo- - русская, неизменяемая, то есть пишется всегда одинаково.
• Суффикс в слове: -ти. Это формообразующий суффикс, выражает начальную неопределенную форму, во многих учебниках рассматривается как окончание. Таким образом, ближайшее к указанному слову – ДОБРЕЛ – будет являться однокоренным проверочным, а приставка ДО – пишется по традиции.
Приведенные примеры, по нашему мнению, доказывают, что знание орфографии тесно связано со знанием состава слова.
Попробую сделать выводы из всего вышесказанного.
Морфемика – очень нужная наука, поскольку, не учитывая строения слова, ученик легко может допустить ошибку, так как не знает, каким образом объясняется написание того или иного слова. Правила русской орфографии тесно связаны с составом слова, поэтому от верного определения корня, приставки и суффикса будет зависеть грамотное письмо.
Меня этот раздел науки интересует чрезвычайно: во-первых, он необходим для грамотного письма, а во-вторых, разные сайты предлагают различные версии морфемного разбора, приходится разбираться в том, какой разбор все-таки верный. Для этого обращаюсь к другим словарям, в частности, этимологическому, в котором прописана не только история возникновения слова, но и указаны ближайшие родственники, которые помогают правильно выделить морфемы в слове. Но это будет уже другая работа, дополненная и, надеюсь, более интересная.
Приложение.
1.
2.
3.
4.
Паспорт доклада
Ф.И.О. автора (авторов) | Сергеев Артем Ильич |
Город, образовательная организация | Орехово-Зуевский г.о., МОУ СОШ № 16 |
Ф.И.О. научного руководителя, его должность | Ерофеева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Название доклада | Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок |
К какой номинации относится («Русский язык» или «Литература») | Русский язык |
Краткое обоснование актуальности и научной новизны | Актуальность заключается в том, что автору удалось доказать предположение о том, что в большинстве случаев учащиеся допускают орфографические ошибки из-за того, что неверно определяют морфему в слове. Причем само знание орфографического правила не помогает избежать ошибки в слове, поскольку применяется в отношении другой морфемы. Научная новизна работы заключается в установлении связи между двумя науками о русском языке (орфографии и морфемики) и необходимости проведения дальнейшего исследования с опорой на этимологию слова. |
Основные результаты или выводы |
|
Слайд 1
Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибокСлайд 2
Цель: доказать, что знание морфемики помогает избежать орфографических ошибок при написании слова Методы исследования: - анализ допущенных ошибок в рабочих тетрадях учащихся; - изучение морфемной структуры слов; - изучение материалов интернет; - проведение социологического исследования среди учащихся 5, 7, 11 классов и учителей.
Слайд 3
Данные социологического опроса
Слайд 4
Ответы респондентов
Слайд 5
ИЗГОТАВЛИВАЕТ Традиционный разбор Состав слова: приставка —из, корень — готавл , суффикс —ива, окончание — ет , основа слова — изготавлива Данные сервиса Яндекс Состав слова « изготавливает »: корень [ изг ] + суффикс [от] + суффикс [ ав ] + постфикс [л] + корень [ива] + окончание [ ет ] Основа( ы ) слова: изготав,ива .
Слайд 6
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Состав слова: Приставка- пре , по Корень- да Суффикс- ва , тел Окончание- нулевое (0) Основа слова- преподаватель
Слайд 7
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Kartaslov.ru Части слова: преподава / тель преподава — корень, тель — суффикс, нулевое окончание, преподаватель — основа слова. Udarenieru.ru препода / ва / тель Препода корень Ва — суффикс Тель — суффикс (0) — нулевое окончание Преподаватель — основа слова
Слайд 8
Пошаговый морфемный разбор ( словообразовательная цепочка) Преподава-тель [ ](образовано суффиксальным способом) < преподава [ ть ] (- ть в глаголах считают или окончанием, или словообразующим суффиксом) 2. Пре-подава [ ть ] (образовано приставочным способом) < подава [ ть ] 3. По-дава [ ть ](приставочный способ) < дава [ ть ] 4. да-ва [ ть ](суффикс - ва - образует форму несов. вида) <да[ ть ]/ да [ ](основа этих слов равна корню) Поэтому: ПРЕ-ПО-ДА-ВА-ТЕЛЬ
Слайд 9
Связь морфемики и орфографии - приставка ПРЕ близка по значению к приставке ПЕРЕ – ПЕРЕПОДАТЬ. - приставка ПО пишется по традиции – приставки ПА нет. - в корне слова пишется безударная гласная А, проверяемая ударением: преподАватель – преподАть .
Слайд 10
НАГНУВШИСЬ Udarenieru.ru На — префикс (приставка) Г — корень Ну — суффикс Вши — суффикс Сь — постфикс Нагну — основа слова Sostav.textologia.ru • Oкoнчaниe в cлoвe : oтcyтcтвyeт (деепричастие - нeизмeняeмoe cлoвo нe имeeт oкoнчaния ) • Kopeнь в cлoвe нa г нyвшись – г – Имeeт oдин кopeнь • Пpиcтaвкa в cлoвe : нaгнyвшись нa – . НА– pyccкaя , тaк кaк имeeт иcкoннo pyccкoe пpoиcxoждeниe ; нeизмeняeмaя , тaк кaк пишeтcя вceгдa oдинaкoвo , нeзaвиcимo oт пpoизнoшeния и дpyгиx ycлoвий . • Cyффикcы в cлoвe : нaг нy тьcя – нy – –вши– Имeeт 2 ( двa ) суффикса. Фopмooбpaзyющий cyффикc : –вши– - cyффикc образует глагольную форму - деепричастие. Слoвooбpaзyющий cyффикc : – нy – - cyффикc глaгoлa ; oбpaзyeт нoвыe oднoкopeнныe cлoвa , oбoзнaчaющиe cocтoяниe или дeйcтвиe . • Пocтфикc в cлoвe : нaгнyть cя . – cя - вoзвpaтный пocтфикc глaгoлa ; cлoвooбpaзoвaтeльный , пoэтoмy вxoдит в ocнoвy ; oбpaзoвaлcя из мecтoимeния « ceбя », пpиcoeдинившeгocя к cлoвy .
Слайд 11
Добрести kartaslov.ru до приставка брес корень ти глагольное окончание sostav.textologia.ru • Oкoнчaниe в cлoвe oтcyтcтвyeт – неопределенная форма глагола, • Kopeнь в cлoвe : дo бpec ти – бpec – • Пpиcтaвкa в cлoвe : дoбpecти дo – Имeeт 1 ( oднy ) пpиcтaвкy дo – - pyccкaя , нeизмeняeмaя , тaк кaк пишeтcя вceгдa oдинaкoвo , нeзaвиcимo oт пpoизнoшeния и дpyгиx ycлoвий . • Cyффикc в cлoвe : дoбpec ти – ти – фopмooбpaзyющий cyффикc , выpaжaeт нaчaльнyю нeoпpeдeлeннyю фopмy ; вo мнoгиx шкoльныx пpoгpaммax paccмaтpивaeтcя кaк oкoнчaниe .
Слайд 12
ДОБРЕСТИ до - приставка брес - корень ти - глагольное окончание ДОБРЕЛ – будет являться однокоренным проверочным, а приставка ДО – пишется по традиции.
Слайд 13
Правила русской орфографии тесно связаны с составом слова
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Без сердца что поймём?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Зимняя сказка
Астрономический календарь. Февраль, 2019