40-е … для всех россиян это памятные года. В этом году вся наша страна готовится к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы преклоняемся перед теми, кто остался в живых… Память сердца говорит нам: «Мы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг!». Годы все дальше и дальше уводят нас от тех скорбных событий военных лет, от горьких поражений, от утраты, от скорби.
Я знаю о войне в основном из книг и фильмов. Папа и мама рассказали, что моя бабушка родилась перед войной. Ей пришлось работать вместе со взрослыми, некогда было играть, и не было игрушек. Война – это, когда убивают людей, рушатся города и деревни.
Не перестанем ли мы помнить, сохраним ли мы память тех уже далеких для нас годах? И, что немаловажно, какой будет эта память? Эти вопросы являются особенно актуальными для нас, потомков. Наиболее точную информацию могут дать документальные фильмы, фотографии и журналы, то есть непосредственные участники и свидетели событий. Поэтому изучение жизни советских людей в 40-е годы прошлого века и познавательно, и актуально на сегодняшний день.
Вложение | Размер |
---|---|
moda_40-h._ot_voyny_k_miru._issledovatelskaya_rabota_-_kopiya_2_-_kopiya.docx | 86.18 КБ |
Районная научно-практическая конференция обучающихся образовательных школ «Шаги в науку-2018»
Секция №6
Современный человек: культура и искусство
Вид работы: исследовательская
Тема:
«Мода 40-х. От войны к миру»
Я очень люблю рассматривать семейный фотоальбом. Среди фотографий есть яркие, новые, черно-белые и совсем старые. Эти пожелтевшие со временем снимки привлекают мое внимание больше, чем современные. Больше всего я люблю рассматривать фото моей бабушки, на которой она не старенькая, а молодая и задорная. На ее лице цветет улыбка, а в глазах горят огоньки, говорящие о том, что у неё впереди счастливая и долгая жизнь. Глядя на снимки, я невольно обращаю внимание на платья тех времен, которые очень сильно отличаются от стиля моего поколения. Но, несмотря на тяжелые времена военного и послевоенного времени, в условиях строжайшего дефицита еды и одежды – люди все равно старались выглядеть модно.
40-е … для всех россиян это памятные года. В этом году вся наша страна готовится к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы преклоняемся перед теми, кто остался в живых… Память сердца говорит нам: «Мы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг!». Годы все дальше и дальше уводят нас от тех скорбных событий военных лет, от горьких поражений, от утраты, от скорби.
Я знаю о войне в основном из книг и фильмов. Папа и мама рассказали, что моя бабушка родилась перед войной. Ей пришлось работать вместе со взрослыми, некогда было играть, и не было игрушек. Война – это, когда убивают людей, рушатся города и деревни.
Не перестанем ли мы помнить, сохраним ли мы память тех уже далеких для нас годах? И, что немаловажно, какой будет эта память? Эти вопросы являются особенно актуальными для нас, потомков. Наиболее точную информацию могут дать документальные фильмы, фотографии и журналы, то есть непосредственные участники и свидетели событий. Поэтому изучение жизни советских людей в 40-е годы прошлого века и познавательно, и актуально на сегодняшний день.
Проблема:
В наше время мода тех лет считается скучной и «серой». Но так ли это на самом деле? Как повлияла Победа в Великой Отечественной войне на желание людей тех лет быть модными и красивыми?
Объект исследования: веяния тенденций моды на поколение военных лет.
Предмет исследования: советская мода сороковых лет XX столетия.
Гипотеза:
Связь поколений зависит от нашей памяти и уважительного отношения к людям старшего поколения. Если больше знать о жизни и быте советских людей в военное и послевоенное время, то мы, современное поколение, не будем считать моду и жизнь тех лет скучной и «серой».
Цели:
Задачи:
Методы исследования:
Ожидаемые результаты:
II. Теоретический этап исследования.
2.1. Мода в нашей жизни
Мода всегда отражает эпоху. Главное, что определяет сегодняшнюю моду, – комфорт и удобство. Многие художники-модельеры, желая дополнить простоту вводят декоративные детали и, конечно, новые ткани. Ткани – вот что будет определять моду XXI века.
Моду будущего станут диктовать производители высокотехнологичных тканей нового поколения. Новаторы утверждают, что в XXI веке швейная машинка станет раритетом: ткани будут спаиваться, склеиваться и свариваться.В современной моде практически не делается различия между мужскими и женскими тканями.
В моде ощущается потребность в комфорте, вносятся декоративные элементы. В женской моде сказывается влияние мужской спортивной одежды, исторического костюма, стиля «милитари». В моде XXI века ощущается влияние всех десятилетий века XX: в некоторых вечерних платьях угадывается стиль 20-х годов, благодаря использованию стрейч достигается облегание вечерних платьев; 30-е годы прослеживаются в удлинённых силуэтах и асимметрии деталей; 40-е – в силуэтах в виде латинских букв А и X; прообразом 50-х годов стали конструкции платьев, низ которых стягивается кулиской, из 60-х годов возвращаются короткие платья с отделкой кантом, из моды 70-х годов заимствованы темы макси-платьев, диапазоны длин.
2.2. Влияние войны на моду.
Главным событием 40-х годов стала Вторая мировая война – она в корне изменила жизни людей во всем мире и не могла не повлиять и на моду. Если в мирное время потребление было обусловлено личными вкусами и веяниями моды, то в военное время его определяла нужда: главное, что женщинам было необходимо в эту эпоху, – минимальный, но максимально практичный гардероб.
Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, привела к тому, что производство гражданской одежды частично или даже полностью прекратилось. Ведь вся промышленность переориентировалась под военные потребности. В условиях военных действий, в начале сороковых в моду вошел военный стиль или, как его еще называют, стиль «милитари». Характерная черта этого стиля – прямой четкий силуэт и широкие "сильные" плечи.
Шерсть, нейлон, кожа и шелк в 40-е годы стали стратегическими материалами. Ведь из них делали парашюты и изготавливали военную форму. Вот почему их использование в гражданских целях ограничивали или даже запрещали. Вместо шелка использовались искусственный шелк или вискоза. Шерстяные вещи заменили связанными вручную трикотажными. В военное время нарядные платья и нижнее белье шили из парашютного шелка. В целях экономии в начале сороковых стали использовать ткани в мелкий цветочек. Ведь на этой ткани легче было подобрать рисунок и, соответственно, оставалось меньше остатков. Суровые условия жизни и нехватка самого необходимого привели к более упрощенным вариантам костюмов, экономии материалов, появлению многофункциональной одежды и «самодельной» моде. Главным требованием военного времени к одежде и обуви стала практичность. Очень популярной была обувь из ниток или ткани на пробковой или деревянной танкетке, сделанная своими руками.Одежда 40-х напоминала военную форму.
2.2.1. Европейская мода в годы войны.
Когда началась война, многие дома мод в Париже закрылись или были эвакуированы в Америку. Центр создания модных образов переместился в Голливуд.
Минимализм во всем стал нормой в моде этого времени, так как тканей катастрофически не хватало - использование хлопка и шелка не для военных целей было запрещено. Из костюма исчезли декоративные детали типа отворотов, драпировок, плиссе, хлястиков и др., требующие дополнительного расхода материала.Белая ткань была в большом дефиците, поэтому в моду вошли съемные воротнички и манжеты этого цвета, освежающие и придающие элегантность строгим и темным моделям одежды.
Классическая юбка-карандаш, которую предложил Кристиан Диор, стала символом этого десятилетия. Находкой моды 40-х годов можно считать и платье-рубашку, которое было принято подпоясывать ремнем.
Дамские шляпки исчезли, однако женщины носили тюрбаны, которые сооружали из популярных в этот период платков и шарфов. Платки были самым распространенным головным убором.
2.2.2. «Красота спасет мир!»
Но, как это ни удивительно, война, лишения и необходимость осваивать неженские занятия ничуть не повлияли на желание женщин быть красивыми! Наоборот, дефицит пробудил оригинальность мышления. В ход шли любые подручные материалы (начиная от дерева и заканчивая столовыми скатертями), ткани от старой одежды комбинировались в новом платье или пальто, газеты шли на оригинальные шляпки. Так как чулки в то время являлись непозволительной роскошью, женщинам нужно было срочно что-то придумать, чтобы заменить их. И они стали краской или карандашом наносить имитирующий чулки рисунок на ноги.
В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки. Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.
Очень много женщин носили юбку. Мы, современное поколение, все чаще делаем выбор в пользу брюк и удобных джинсов. А наши бабушки между окопами смело перемещались в юбке.
1940-е - это время обуви на платформе. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались из дерева.
Зимой модницы мечтали достать ботиночки, именуемые «румынками», на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками. Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки изжурналов мод.
Немыслимым дефицитом была шерстяная одежда, а холодные зимы с пронизывающими ветрами способствовали популярности вязаных вещей. Каждый хотел согреться. Вязаные изделия носили как военные, так и мирные жители. Впоследствии именно это обстоятельство послужило зарождению моды на трикотаж.
Женщиныво все времена старались выглядеть модно и првлекательно. Ивремя Великой Отечественной войны не исключение. К примеру, поверх своих перешитых ситцевых платьев в цветочек они надевали перелицованные мужские пиджаки,красили губы в красный цвет и сооружали валик надо лбом. Когда жизнь стала потихоньку налаживаться, женщины начали уделять больше внимания своему внешнему виду.
Вывод:
Вторая мировая война не могла не повлиять и на моду.Производство гражданской одежды почти прекратилось, потому что вся промышленность переориентировалась под военные потребности.Одежда 40-х напоминала военную форму. Белая ткань была в большом дефиците, поэтому в моду вошли съемные воротнички и манжеты этого цвета, освежающие и придающие элегантность строгим и темным моделям одежды. Но, не смотря все трудности войны, женщины старались выглядеть модно и привлекательно.
2.2.3. Влияние кинематографа и журналов мод.
На стиль советских женщин в послевоенные годы большое влияние оказали образы западных кинозвезд, из трофейных фильмов, появившихся на советских экранах. Звезды американского и европейского кино сталикумирами, которым подражали в манере одеваться, причесываться, наносить макияж.
Безусловно, что и отечественные актрисы и певицыоказывали огромное влияние на жительниц СССР. Женщины подражали любимым актрисам, старались одеваться и причесываться как героини Марины Ладыниной, Любови Орловой, Лидии Смирновой, Валентины Серовой.
Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Кинофильмы, журналы и открытки становились азбукой моды.
2.3. Послевоенная мода.
Но вот изнурительная война наконец закончилась. Что же происходит с модой? Во второй половине 1940-х годов, в СССР чрезвычайно популярны платья. Нежные, женственные, чаще всего с цветочным рисунком, с маленькими воротничками, бантиками, манжетами, кокетками и оборками, с рельефными выточками – они стали символом советской моды техлет.
Достать в первый послевоенный год что-либо из одежды было очень сложно, за туфельками или пальто выстраивались многочасовые очереди. Многих выручало умение шить. Швейная машинка в доме была необходимой вещью.
Вторая половина сороковых – это время бума на меховые изделия. Каждая модница старалась достать себе меховое пальто, или, хотя бы, пальто с массивным меховым воротником и муфту.
Женский образ 1940-х годов - статная девчонка в военной форме с кудряшками на голове или романтичная девушка в цветастом платьице с красиво уложенными косами, или женщина в затейливом платье, красными губами и замысловатой укладкой.
Вывод:
На стиль советских женщин в послевоенные годы большое влияние оказывали образы кинозвезд. Женщины подражали любимым актрисам, старались одеваться и причесываться как героини. Кинофильмы, журналы и открытки становились азбукой моды. После войны в Советском Союзе были популярны платья и меховые изделия, они стали символами моды тех лет.
III. Практический этап исследования.
3.1. Вехи войны в моей семье.
Мною была выдвинута гипотеза, в которой я предположила, что если больше знать о жизни и быте советских людей в 40-е годы прошлого века, то мы, современное поколение, не будем считать моду тех лет скучной и «серой». И связь поколений будет зависеть от нашей памяти и уважительного отношения к ним. Свои исследования я начала со своей семьи. Рассматривая старые фотографии из семейного фотоальбома, меня вновь привлекли снимки моей бабушки Аллы, совсем еще молодой.
К сожалению, моей бабушки, которая была представительницей поколения военных лет, уже нет в живых. Узнать о ней более подробно я решила у своей мамы. Оказалось, что в детские годы она вместе с мамой и бабушкой жили в Крыму. Мой прадед погиб в финской войне в 1939 году. Как только началась война, прабабушку, забрали на фронт, так как она была медсестрой. Больше бабушка ее не видела, та погибла в Ялте при бомбежке санчасти.
Мне было очень интересно, как же проходило ее детство в такие тяжелые времена. Она рассказала, что всегда очень хотелось кушать, а чтобы добыть пропитание ее бабушке приходилось ездить на Украину и обменивать вещи на пшеницу и продукты питания. Туго было в зимнее время, так как дом отапливать было нечем. Ей, маленькому ребенку и старенькой женщине приходилось часто мерзнуть.
На мой вопрос о том, играли ли они в детские игры мама, чуть улыбнувшись, ответила: «Что ты, они боялись даже выйти на улицу!». Немецкие самолеты бомбили города и деревни, горы и леса. Дети, как только видели самолет, сразу присаживались на корточки, пригибали голову к коленям и зажмуривали глаза. Им было очень страшно в этот момент. Доставалось не только с неба, но и со стороны моря корабли постоянно обстреливали побережье. Потом фашисты пришли в их деревню. Мирных жителей не трогали, но если кто-то помогал партизанам, то их сразу же вешали.
Еще много испытаний выпало на долю несчастной девочки. Я убеждена, что бабушка Алла не забыла всех ужасов войны. А вспоминая те времена, она всегда говорила: «Не дай Бог!»
Вывод:
Война не обошла стороной ни одну советскую семью, принеся с собой смерть, горе, разруху, голод, боль утраты. Наша семья не исключение в этом списке. Моя бабушка Алла, будучи маленьким ребенком, на себе испытала все тяготы того времени. Я очень люблю свою бабушку и с еще большим уважением стану относиться к людям того поколения.
3.2. Отношение школьников к событиям Великой Отечественной войны.
Для того чтобы выяснить отношение школьников к ВОв я провела выборочное анкетирование среди учащихся 5-11 классов (10 мальчиков и 10 девочек). В опрос были включены такие вопросы:
Ответы распределились следующим образом:
Вопросы | Количество (%) | ||
да | нет | другое | |
1 | 75 | 15 | 10 |
2 | 85 | 10 | 5 |
3 | 55 | 0 | 45 |
4 | 100 | 0 | 0 |
5 | 75 | 5 | 20 |
Отношение школьников к событиям ВОв.
Вывод:
Таким образом, в результате опроса учащихся нашей школы я выяснила, что память о Великой Отечественной войне жива в сердцах поколений. Ребята знают о ее героях и главных событиях, у них вызывает большой интерес сохранившиеся предметы обихода того времени. Память о войне была и будет жить!
3.3. Исследование отношения учащихся к стилю ретро.
Я решила выяснить, как относятся учащиеся нашей школы к стилю ретро. В начале я провела опрос, в который были включены следующие вопросы:
В опросе приняли участие 30 девочек разного возраста с 6 по 11 классы. Ответы распределились следующим образом:
Вопросы | Количество (чел.) | ||
Да | Нет | Другое (не знаю) | |
1 | 3 | 23 | 4 |
2 | 24 | 6 | 0 |
3 | 21 | 4 | 5 |
4 | 1 | 24 | 5 |
Отношение учащихся к стилю ретро.
Вывод:
Исходя из данных опроса, я сделала вывод, что большей части девочек не нравится мода военных лет. Но память об ушедших годах все-таки живет в предметах гардероба, хранящихся в семьях до сих пор.
3.4. Исследование отношения учащихся к стилю ретро в современной одежде.
Просматривая журналы мод, я отметила, что современные дизайнеры предлагают модницам снова облачиться в одежду в стиле 40-х годов. Как и много лет назад, наряды в основном выполнены в синем, коричневом, черном и сером цветах. Однако стилисты умело обыграли стандартные наряды вставками из ярких тонов и аксессуарами в виде сдержанных сумочек и очков в массивной оправе.
Основная вещь в современном женском гардеробе в стиле 40-х годов – это небольшое платье с цветочным рисунком. К нему можно подобрать замшевый клатч, туфли с кокетливым бантиком и ретро-очки.
Выяснив отношение опрошенных девочек к моде тех лет, я решила продемонстрировать фотографии из журналов мод нашего времени
После просмотра современных дизайнерских нарядов я провела опрос, в котором были следующие вопросы:
Результаты опроса:
Вопросы | Количество (чел.) | ||
Да | Нет | Другое (не знаю) | |
1 | 26 | 2 | 2 |
2 | 22 | 2 | 6 |
3 | 29 | 0 | 1 |
Отношение учащихся к стилю ретро в современной одежде
Вывод:
Таким образом, моя гипотеза, что если больше знать о жизни и быте советских людей в 40-е годы прошлого века, то мы, современное поколение, не будем считать моду тех лет скучной и «серой». А неразрывная связь поколений будет зависеть от нашей памяти и уважительного отношения к достижениям старшего поколения.
IV.Заключение
Выполнив теоретические и практические исследования, я определила,
что память о Великой Отечественной войне жива в сердцах поколений. Ребята знают о ее героях и главных событиях, у них вызывает большой интерес сохранившиеся предметы обихода того времени. Я выяснила, что, несмотря на тяжелые времена военного и послевоенного времени, в условиях строжайшего дефицита еды и одежды – люди все равно старались выглядеть модно. На стиль советских женщин в послевоенные годы большое влияние оказывали образы кинозвезд. Женщины подражали любимым актрисам, старались одеваться и причесываться как героини. Кинофильмы, журналы и открытки становились азбукой моды.
Моя гипотеза, чтомы, современное поколение, считаем ретро стиль, созданный в годы Второй мировой войны, скучным и «серым», к сожалению подтвердилась. В своем исследовании я доказала, что мода 40-х годов прошлого века была своеобразной, яркой, незабываемой.
В результате работы я пришла к выводу, что необходимо:
http://all4girls.ru/krasota/moda/modnoe-retro-odezhda-v-stile-40-x-godov.html
http://universe-v.com/osnovnoj-trend-sezona-stil-militari/
images.yandex.ru›мода и стиль милитари
MissYou.by›…ot…makijazh-stili-xx-veka-40…gody.html
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
В поисках капитана Гранта
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Пейзаж