На разных этапах своего существования язык вбирает в себя новые слова, отбрасывает ненужные, переделывает сложные слова в более простые и точные. Вряд ли наш сверстник из ХIХ века с легкостью понял бы нашу речь. Мы работаем на компьютере, распечатываем на принтере, в кинотеатре едим попкорн, боимся фастфуда, вечером смотрим ток-шоу, а тут еще и появился коронавирус, пандемия.
Язык всегда должен отвечать своей главной функции – быть удобным в употреблении для людей, которые им пользуются. То есть быть выразительным, точным и ёмким.
Итак, нам стало интересно, что же такое коронавирус? Откуда он появился в речи? В каких речевых ситуациях его нужно и можно употреблять?
Вложение | Размер |
---|---|
koronaslova_marklva.ppt | 940 КБ |
Слайд 1
Исследовательский проект «Как пандемия коронавируса отразилась на истории развития русского языка» Выполнил а : Маркова Александра Олеговна , учени ца 9 А класса МБОУ СОШ №3 г. Сковородино Руководитель: Сябро Инна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Сковородино Районная научно-практическая конференция « Истоки » Секция « Языкознание »Слайд 2
Язык всегда должен отвечать своей главной функции – быть удобным в употреблении для людей, которые им пользуются. То есть быть выразительным, точным и ёмким. Итак, нам стало интересно, что же такое коронавирус ? Откуда он появил ся в речи? В каких речевых ситуациях его нужно и можно употреблять? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы провели наше исследование и создали словарь коронослов. Исследование проводилось среди обучающихся МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино. После обработки анкет выяснилось, что школьники хорошо знакомы с коронасловами (неологизмами).
Слайд 3
Проведя предварительное исследование, мы выдвинули следующую гипотезу : понимание значения корона слов и уместное использование делает нашу речь более точной, краткой, современной, интересной.
Слайд 4
Цель исследования : изучение влияния корона слов на речь учащихся. Задачи исследования : Определить, что такое коронаслова , их виды и истори ю возникновения. Показать использование данных слов в различных речевых ситуациях. Провести анкетирование обучающихся на знание неологизмов во время пандемии . Создать словарик коронаслов для обучающихся школы .
Слайд 5
Объект исследования: словарный запас школьников. Предмет исследования: коронаслова ( неологизмы ). Методы исследования: Изучение энциклопедий, словарей, других источников информации. Наблюдение. Опросы. Анкетирование.
Слайд 6
Из вышесказанного мы может сделать вывод, что «коронавирус» и «ковид» находятся в списке главных претендентов на то, чтобы стать словом года. Но как сложится их судьба в дальнейшем, покажет время. Конечно, хотелось бы надеяться, что когда-нибудь в нашей речи они станут неактуальными.
Слайд 7
Анкета. Чт о же такое коронавирус ? Откуда он появил ся в речи? Какие понятия (неологизмы) возникли во время пандемии? Знаете ли вы, что такое «зумиться», «туториал», «суперспредер»? Как пандемия отразилась на нашей речи? Как вы считаете нужны ли коронаслова в речи? Могли бы вы обойтись без коронаслов?
Слайд 8
Словарь коронаслов . Понятий, которые появились вместе с пандемией коронавируса Еще полгода назад в нашем лексиконе не было таких слов, как коронавирус, санитайзер или сатурация. Сегодня же они используются повсеместно. Мы решили составить словарь новых понятий, которые появились вместе с пандемией.
Слайд 9
Зумиться или зумбиться - образовалось от названия программы Zoom и означает выйти в видеочат в этой программе. Суперспредер - произошло от английского superspreader. Суперспредерами медики называют людей, которые, несмотря на то, что у них подтвердился вирус, продолжают посещать общественные места и не соблюдают режим самоизоляции. Туториал - это слово появилось в обиходе благодаря дистанту. Под туториалом подразумевается подробное и доступное пошаговое объяснение урока или инструкция, которую дает педагог для выполнения того или иного задания.
Слайд 10
Заключение Что будет дальше? Этот вопрос волнует многих людей. Скорее всего, мир никогда не будет прежним. Никто не знает , к чему это приведет. Возможно, ученые откроют лекарство от коронавирусной инфекции, а может быть часть человечества исчезнет. Однако не стоит отчаиваться. П одводя итоги исследовательской работы, мы может сказать, что п андемия коронавируса привнесла в нашу речь новые слова и актуализировала старые с обновленным значением. Задержатся ли они в языке? Неизвестно. Но хотелось бы, чтобы исчезли сами явления, «обогатившие» наш лексикон, а «карантини» с «наружей» если и останутся, то только в качестве интересного языкового явления минувших дней. Языковой «креатив» снимает напряжение и помогает отнестись к изменениям спокойно и даже с юмором.
Слайд 11
Узнать больше про новый лексикон и пополнить коронавирусный словарный запас поможет наш «безошибочный» список: • подкаст интернет-издания «Медуза» «Розенталь и Гильдерстерн». Эпизод «Инфодемия, коронарка, санитайзер и самоизоляция: как коронавирус меняет русский язык?» • материалы сайта «Теории и практики»: «Язык катастрофы: как пандемия влияет на коммуникацию» и «Новый лексикон: слова, которые появились из-за COVID-19» • книга лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» • материал сайта «Мы и Жо»: «Ковидных детей уже окрестили „поколением C“» • материал сайта «Лайфхакер»: «13 новых слов, которые появились из-за пандемии коронавируса» • эфир программы «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы» – «Карантиндер, расхламинго и наружа: как коронавирус проникает в язык»
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Солнечная система. Взгляд со стороны
Ледяная внучка
Фильм "Золушка"
Алые паруса
А теперь — мультфильм