В работе была проведена оценка состояния растительности школьного двора.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inventarizatsiya_drevesno_-_kustarn._rastit.docx | 43.02 КБ |
proekt_inventarizatsiya.pptx | 2.29 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
________________________________________________________________
357355 РФ Ставропольский край Предгорный район пос. Пятигорский ул. Новая 1А,
тел: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47 / факс: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47
Проект
«Инвентаризация древесной и кустарниковой растительности школьного двора и учебно-опытного участка».
Работу выполнила:
ученица 11 класса
Бобрешова Татьяна
Руководитель:
учитель биологии
Бабенко Ирина Ивановна
Содержание
1. Введение. 2
1.1. Цель проекта.
1.2. Задачи проекта.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Оборудование.
2. Инвентаризация древесной и кустарниковой растительности школьного двора и
учебно-опытного участка. 2-6 2.1. План работы.
2.2. Выполнение работы.
2.3. Инвентаризационная таблица состояния деревьев и кустарников на школьной территории и пришкольном участке МБОУ СОШ№14 п. Пятигорский Предгорного муниципального района Ставропольского края.
2.4. Повышение эффективности древесно - кустарникого покрова на школьной территории и пришкольном участке МБОУ СОШ№14 п. Пятигорский Предгорного муниципального района Ставропольского края.
2.5. Анализ результатов работы. 6
3. Выводы. 6
4. Литература. 7
Введение.
Цель:
провести инвентаризацию видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности;
определение экологического состояния деревьев на школьном дворе.
Задачи:
1. Изучить литературу и другие информационные источники по исследуемому вопросу.
2. Выяснить видовое разнообразие и состояние деревьев используемых в озеленении пришкольного участка.
3. Составить схему пришкольного участка и характеристику общего состояния его озеленения.
4. Выработать рекомендации по улучшению озеленения пришкольного участка.
Актуальность.
Для оздоровления учащихся школы в озеленении территории школы необходимо использовать жизненно необходимые, фитонцидопродуцирующие виды древесно-кустарниковой растительности с высокими воздухоочищающими, бактерицидными,
протистоцидными, антивирусными и иммунно–активизирующими качествами, с обогащением воздуха легкими ионами.
Методы.
Расчеты.
Наблюдение.
Измерение.
Оборудование.
фотоаппарат, блокнот для записей, ручка, рулетка, калькулятор.
2. Инвентаризация древесной и кустарниковой растительности школьного двора и
учебно-опытного участка.
2.1. План работы.
1. Перечислить названия деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольном участке.
2. Определить состояние древостоя.
2.1. Указать возраст древостоя (молодые, средневозрастные, старые деревья).
2.2. Указать количество здоровых, поврежденных, сильно поврежденных деревьев (табл.1).
2.3. Вычислить критерий жизненного состояния (L) по следующей формуле:
(100nt+70 п2+40п3+5п4)
L= N
где N — общее количество деревьев в посадке, п, — количество здоровых деревьев, п2 — количество ослабленных деревьев, п3 — количество очень ослабленных деревьев, п4 — количество усыхающих деревьев.
L 80—100% — древостой здоровый;
L 50—79% — поврежденный;
L 20—49% — сильно поврежденный;
L менее 20% — полностью разрушенный.
3. Определить состояние почвенно-травяного покрова, используя таблицу 2.
Таблица 2. Состояние почвенно-травяного покрова.
Состояние поч вен но-травя ного покрова | Почвенный покров отсутствует | Чужеродные включения на поверхности | Загрязнения химическими веществами | Травяной покров отсутствует | Травяной покров выбит | Преждевременно пожелтевший травяной покров |
Крайне | 5% | 5% | 5% | 50% | 30% | 50% |
неудовлетворительное | ||||||
Неудовлетворительное | 1-5% | 1-5% | 1-5% | 10-50% | 5-30% | 20-50% |
Удовлетворительное | ДО 1 % | ДО 1% | ДО 1% | до 10% | до 5% | до 20 % |
Хорошее | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
2.2. Выполнение работы.
Инвентаризация древесной и кустарниковой растительности школьного двора и
учебно-опытного участка.
Таблица 1. Диагностика жизненного состояния деревьев по характеру кроны (по В.А. Алексееву)
Состояние дерева | Повреждение кроны | Наличие сухих ветвей | Повреждение листьев | Наличие вредителей | Отмирание верхушки | Сумма признаков |
Здоровое | Повреждений нет, крона густая | Редко в нижней части кроны | Меньше 10% | Нет | ||
Поврежденное | Снижение густоты на 30% | 30% в верхней части | 30% некрозы, опадения | Есть | 30% повреждения кроны | |
Сильно поврежденное | Снижение густоты на 60% | 60% в верхней части | 60% | Есть | Есть | 60% повреждения кроны |
Отмирающее | Разрушена на 80% | До 70% | Некрозы, листопад | Есть | Есть | |
Свежий сухостой | Дерево погибло не более 1 года назад | Кора и мелкие ветки целы | Есть сухие листья | Есть | ||
Старый сухостой | Дерево погибло давно | Нет коры и ветвей |
2.3. Инвентаризационная таблица состояния деревьев и кустарников на школьной территории и пришкольном участке МКОУ СОШ №14 п. Пятигорский Предгорного района Ставропольского края .
Установленные виды, названия | Общее кол-во осмотренных деревьев | 1 категория без признаков ослабления | 2 категория ослабления | 3 категория усыхающие | |
1. Ильмовые – вяз гладкий | 6 | 6 | |||
2. Тополь бальзамический | 1 | 1 | |||
3.Туя | 27 | 22 | 5 | ||
4. Липа крупнолистая | 2 | 2 | |||
5.орех грецкий | 2 | 1 | 1 | ||
6.клен остролистый | |||||
7.береза повислая | 4 | 4 | |||
8.чебушник кавказский | 1 | 1 | |||
9.сирень обыкновенная | 2 | 2 | |||
10.ель обыкновенная | 34 | 30 | 3 | 1 | |
11.спирея | 1 | 1 | |||
12.рябина обыкновенная | 1 | 1 | |||
13.скумпия (или сумах) | 2 | 1 | 1 | ||
14.шиповник коричневый | 8 | 8 | |||
15.ива плакучая | 1 | 1 | |||
16.сосна обыкновенная | 3 | 2 | 1 | ||
17.карагач | 5 | 5 | |||
18. | |||||
Всего деревьев 90 | Итого 100 | 89 | 10 | 2 | |
Кустарников 10 |
2.1. Возраст древостоя средневозрастное (3-20 лет).
2.2. Смотрите в таблице.
2.3. Критерий жизненного состояния вычислили по формуле.
L= 96,06.
2.4. Жизненное состояние древостоя можно оценить как здоровое.
3. Определили состояние почвенно-травяного покрова, используя таблицу 2.
Оценка почвенно-травяного покрова показала, что состояние почвенно-травяного покрова удовлетворительное.
2.4 Повышение эффективности древесно - кустарникого покрова на школьной территории и пришкольном участке МКОУ СОШ№14 п. Пятигорский Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Для оздоровления учащихся школы в озеленении территорий школы необходимо использовать жизненно необходимые фитонцидопродуцирующие виды древесно-кустарниковой растительности с высокими воздухоочищающими бактерицидными, протистоцидными, антивирусными, иммунно - активизирующими качествами, с обогащением воздуха легкими ионами.
Для повышения качества воздушной атмосферы нужны разнообразные и комплексные меры, в том числе
-прекращение сжигания растительных остатков;
-охрана любой растительности от пожаров;
-создание вдоль дорог зеленной зоны с ярусным строением из древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
Рекомендуется использовать на внутришкольных и прилегающих территориях следующие виды древесной и кустарниковой растительности с ярко выраженной фитонцидной специализацией
+
Воздухоочищающие снижающие концентрацию оксидов углерода (на 10-30%),серы (на 50-74%),азота(на 15-35%) | Бактерицидные, протистоцидные, антивирусные | Иммунно - активизирующие, обогащающие воздух легкими ионами |
Клен остролистный Липа мелколистная | Береза повислая Орех грецкий | Ель обыкновенная Ива плакучая Клен красный Клен серебристый Рябина обыкновенная Сирень обыкновенная Сосна обыкновенная |
2.5 Анализ результатов работы.
Провели инвентаризацию видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности на территории школьного двора и определили экологическое состояние деревьев на школьном дворе. Возраст древостоя средневозрастное (3-20 лет). Жизненное состояние древостоя можно оценить как здоровое. Оценка почвенно-травяного покрова показала, что состояние почвенно-травяного покрова удовлетворительное. Продолжить работу по данной теме в течение года.
3. Выводы:
1.Изученный с помощью определителей видовой состав растений пришкольного участка показал, что по числу видов он не очень разнообразен.
2.При посадке растений были соблюдены, соответствующие нормам расстояния от деревьев и кустарников до различных объектов (забор, здания школы, тротуары) и между деревьями и кустарниками в групповых посадках.
3. Соотношение деревьев и кустарников не соответствует норме, можно отметить недостаточное количество кустарниковой растительности на участке школы.
4. Общее состояние деревьев и кустарников хорошее, но нуждается в улучшении. (Провести обрезку, стрижку).
5. Жизненное состояние древостоя можно оценить как здоровое
6. Оценка почвенно-травяного покрова показала, что состояние почвенно-травяного покрова удовлетворительное.
7. Продолжить инвентаризацию видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности на пришкольной территории и наблюдение за её экологическим состоянием.
8. Составить схему пришкольного участка и школьного двора и нанести расположение древесных культур на неё.
9. Собрать гербарий древесных культур, произрастающих на территории школьного двора и пришкольного участка и использовать его для повышения качества знаний по биологии.
10. Продолжить работу по озеленению школьного двора и пришкольного УОУ, использовать виды древесной и кустарниковой растительности с ярко выраженной фитонцидной специализацией.
4. Литература.
1. Всё о вечнозелёных растениях. Д-р Хессайон. Перевод О. И. Романовой. Редактор В. Р. Филин. Издательский дом «Кладезь» (русское издание), 1998.
2. Всё о декоративных деревьях и кустарниках. Д-р Хессайон. Перевод О. И. Романовой. Редактор В. Р. Филин. Издательский дом «Кладезь» (русское издание), 2006г.
3.Слепых В.В. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: Фитонцидная активность лиственных фитоценозов Кисловодского курортного парка. Пятигорское Русское Географическое Общество (ПРГО). Кисловодск,1998, Рукопись.
4. Газета «Биология» №13 2009г.
Слайд 1
Инвентаризация древесной и кустарниковой растительности школьного двора и учебно – опытного участка МБОУ СОШ №14 п.Пятигорский Выполнила: ученица 11 класса Бобрешова Татьяна Руководитель: учитель биологии Бабенко Ирина ИвановнаСлайд 2
Цель : провести инвентаризацию видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности; определение экологического состояния деревьев на школьном дворе. Задачи: 1. Изучить литературу и другие информационные источники по исследуемому вопросу. 2. Выяснить видовое разнообразие и состояние деревьев используемых в озеленении пришкольного участка. 3. Составить схему пришкольного участка и характеристику общего состояния его озеленения. 4. Выработать рекомендации по улучшению озеленения пришкольного участка.
Слайд 3
Растения на школьном дворе: Тополь, туя, липа, орех, клен, береза, чубушник, сирень, ель, спирея, рябина, скумпия ,шиповник , ива, сосна, карагач,
Слайд 4
Актуальность Для оздоровления учащихся школы в озеленении территории школы необходимо использовать жизненно необходимые, фитонцидопродуцирующие виды древесно-кустарниковой растительности с высокими воздухоочищающими, бактерицидными, протистоцидными , антивирусными качествами и иммунно – активизирующими качествами , с обогащением воздуха легкими ионами
Слайд 5
Методы: Оборудование: фотоаппарат, блокнот для записей, ручка, Дополнительная литература(книги, газеты) Расчеты. Наблюдение. Измерение
Слайд 6
хвойные кустарники
Слайд 7
Кустарники
Слайд 8
Хвойные растения школьного двора
Слайд 9
Выводы: 1. Изученный с помощью определителей видовой состав растений пришкольного участка показал, что по числу видов он не очень разнообразен. 2. При посадке растений были соблюдены, соответствующие нормам расстояния от деревьев и кустарников до различных объектов (забор, здания школы, тротуары) и между деревьями и кустарниками в групповых посадках 3. Соотношение деревьев и кустарников не соответствует норме, можно отметить недостаточное количество кустарниковой растительности на участке школы. 4. Общее состояние деревьев и кустарников хорошее, но нуждается в улучшении.
Как зима кончилась
Загадка Бабы-Яги
Осенняя паутина
Мать-и-мачеха
Зимний дуб