«Берегите и помните историю школы, историю жизни ее бывших учеников и учителей. Это поможет вам лучше учиться и добиваться поставленных целей в жизни»
Н.Е. Яковлев, выпускник 1957 года,
доктор физико-математических наук, профессор
Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. Со школой связано много светлого в жизни человека. Она является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и прозой жизни. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
По страницам школьной жизни | 62.09 КБ |
parabel_vystuplenie.pptx | 1.79 МБ |
МБОУ «Шпалозаводская средняя школа»
Парабельского района Томской области
По страницам школьной жизни
Выполнила: Колотовкина Полина, учащаяся11 класса
Руководитель: Шатова Светлана Анатольевна
п. Шпалозавод
2021 год
Содержание
Введение………………………………………………………….3
Основная часть
1. Этапы развития школы…………………………...……………5
2. Комсомольская и пионерская организации школы………… 12
3. Выпускники школы……………………………………………15
Выводы……………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………….18
Приложение……………………………………………………….18
- 3 -
Введение.
«Берегите и помните историю школы, историю жизни ее бывших учеников и учителей. Это поможет вам лучше учиться и добиваться поставленных целей в жизни»
Н.Е. Яковлев, выпускник 1957 года,
доктор физико-математических наук, профессор
Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. Со школой связано много светлого в жизни человека. Она является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и прозой жизни. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
Актуальность работы: в школе учителя прививают любовь к родной земле, к её традициям, к народу. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Сегодня не менее важна наша нравственная позиция, наше небезразличное отношение к судьбе своей школы. По-моему мнению, и учащиеся, и их родители должны знать историю школы, в которой учатся их дети, чтобы иметь четкое представление о самой школе. Более половины информации можно получить, зная историю учебного заведения.
Обоснование выбора темы: необходимость выяснить, какова же судьба нашей школы, какой была школа в прошлом, какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы.
Цель работы: изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Задачи:
- изучить, обобщить и систематизировать материал об истории школы, начиная от её создания и заканчивая сегодняшним днем;
- изучить, обобщить материал о педагогах и выпускниках школы;
- осветить школьные традиции;
-4-
- прививать любовь к родной школе.
Объект исследования: фотографии, архивы, устные воспоминания.
Предмет исследования: история школы.
Методы исследования:
– работа с материалами музейной комнаты, с материалами периодической печати;
– сравнительно-аналитический метод;
– метод классификации;
– метод обобщения.
Практическая значимость: материал работы можно использовать на уроках истории, а так же на занятиях кружков, спецкурсов, на классных часах, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за свою школу.
-5-
Основная часть
1. Этапы развития школы
Наш поселок Шпалозавод был основан в 1931 году. Название ему дал завод по переработке древесины, построенный спецпереселенцами с Алтайского края, Украины, из Новосибирской области, Прибалтики, Молдавии. Не по своей воле оказались они в этом суровом сибирском крае. Но жить и работать надо было здесь, а ребятишкам учиться.
В первый погожий сентябрьский денёк далёкого 1935 года робко вошли в новую школьную жизнь около 40 девочек и мальчиков. Встретили их заведующая школой Журавлёва… и молоденькая (лет16-18) учительница Костарева (Чазова) Мария Григорьевна. Под школу был выделен 2-х квартирный дом - 2 классные комнаты с большими окнами.
Дети были разновозрастные (8,9лет и даже 10) из многих окрестных деревень : Когоньжи, Карасей, Усть-Ям, Старой Пристани, Камчатки, Песчановки, Талиновки , Городища, Молочной фермы. Одеты дети были плохо, а требование к одежде жёсткое: хоть с заплатами, но чистая и без дыр. Кроме парт и переносной доски на ножках, никакого другого оборудования. Дисциплина в школе была строжайшая. Хотя успевали и шалить, всё- таки дети.
В первый класс в 1935 году пошли: Агеев Петр Иванович, Яковлев Зосипатр Николаевич, Куринский Иван Иванович. В третий класс пришли Суздалев Иван Васильевич, Зауэрс Эдвин Карлович.
После выпуска кто пошел в 5 класс в Нарым, а кто не смог: нечего было надеть и обуть.
Вспоминает Петр Иванович Агеев: «Учителя к нам относились с пониманием, но строго. Если кто-то не выполнял домашнее задание, оставляли после уроков заниматься. А ведешь себя плохо, не слушаешься – Мария Григорьевна записку родителям напишет.. Ну. А дома – известное дело… Собрания в школе вместе с учениками проводили. Режим у нас был строгий. По вечерам учителя по домам ходили, проверяли, чтобы в 9 часов все ученики дома были. Часто ходили к тем, кто плохо учился».
Поселок очень активно рос, строился. И в школе стало тесно. В 1940 году собрали и пустили в эксплуатацию новое здание начальной школы. Какой простор, какие классы! Был даже спортзал. Под него приспособили широкий коридор. Школа была площадью 216 м2. В ней было 4 комнаты. А около школы посадили тополя. Учились в две смены. Учителей стало больше: приехала Астафьева Валентина Васильевна, окончившая в 1938 году Томское педучилище, Луговской Петр Павлович и Демкина Анастасия Яковлевна.
.
-6-
Все старались: учителя – учить, ученики – учиться. Получил “2” – останься после уроков и поработай.
Но тут новая беда подкралась: сначала война с белофиннами, а потом и Великая Отечественная война.
В 1940 году девяти лет, пошла в школу Агеева Клава (Новосельцева Клавдия Павловна). Она вспоминала: “Одежонки никакой: на ногах чирки, самовязанные холщовые чулки и одна с отцом фуфайка. Отец с рыбалки, а ты надеваешь фуфайку с мокрыми рукавами – и в школу. Не хватало ни деревянных ручек, ни перьев. Отец в колхозе очень маленькую зарплату получал один раз в год. Покупал детям все необходимое для школы. Выдавал на год два пера, которые имели привычку ломаться и брызгать. Тетради были редкостью. Писали на книгах. Учила Надежда Марковна Бодюл - высокая, красивая. Дисциплина была прекрасная. Дети ее обожали.
В войну стало еще хуже. Обнищали и учителя. Анастасия Яковлевна Демкина всю зиму вместо платья носила желтенькое в крапинку осеннее пальто, застегнутое на все пуговицы. На перемене в школе детям давали по ломтику (100г) хлеба. Такой маленький кусочек! Всего на два укуса! И все мечтали о корочке! Она сытнее, ее можно было сосать как конфетку. Октябрят не было, зато некоторых, особенно прилежных и старательных, принимали в пионеры. У пионеров были пионерские огоньки.
Радио - черную тарелку на стене – слушали, затаив дыхание, и очень радовались, когда наши войска освобождали города и села. Школьники много помогали фронту, убирая вместе с взрослыми урожай на полях окрестных колхозов.
В школе на переменах не баловались, водили хороводы, играли в ручеек , третий лишний и другие игры.»
В 1941 году заведующим Шпалозаводской начальной школой был С.Конев. Вместе с ним работали: Никитина, Г.К.Малева, Л.С.Малева, Кабанова, Вычужанина, Н.И.Марсина, Г.В. Мешалкина, А.А.Зуева, А.Я.Демкина, В.В.Астафьева, Г.В.Осницкая, поочередно исполняющие обязанности заведующих школой.
Из воспоминаний Баркаловой (Малащук)Галины Емельяновны: «Осенью 1941 года я пошла в школу, в которой всего было 4 класса, но очень много ребятишек – по 30 детей в классе. Учиться было тяжело из-за постоянных мыслей о еде, о той заветной переменке, где каждый получит свой маленький кусочек хлеба. Самым ярким школьным событием стала елка в 4 классе. Вспоминая ее, до сих пор наворачиваются слезы. Организовала ее директор Галина Васильевна Осницкая. Она сама приготовила детям костюмы и представление ».
-7-
После войны стало полегче. В 1946 году заведующей школы стала Маргарита Николаевна Дрожжина. Спокойная, опрятная, ясноглазая, косы короной на голове уложены, никогда не повышала голоса. А объясняла так, что материал сразу в головах детей укладывался. Из воспоминаний Веры Антоновны Зубаревой (Дрожжиной): «С 1946 года в Шпалозаводской начальной школе стала работать и моя мама Дрожжина Маргарита Николаевна. Всю жизнь и душу отдала она школе. Работала до 1970 года. Есть у нее две медали «За трудовую доблесть» и «50 лет Победы над Германией».
Решением Парбельского райнного отдела народного образования Шпалозаводская начальная школа в 1950 году была реорганизована в семилетнюю школу во главе с директором Дулинцом Петром Ипполитовичем – человеком военного времени, строгим, но справедливым. Оборудование в школе минимальное: 1 деревянная линейка, 1 циркуль, несколько карт. В школе стало многолюдно: 1-й,2-й, два 3-х, два 4-х, два 5-х и один 6-й класс. Всего 9 классов и 262 ученика,120 пионеров и 4 комсомольца.
Педколлектив школы:
Быков Петр иванович – завуч с 1952г., Михальчук Нина Петровна – нач.классы,
Дулинец Татьяна Алексеевна – нач.кл., Аванасья (Петухова) Полина Павловна,
Каравандина Христина Андреевна, Астафьева Валентина Васильевна. Тыханочик Нина Станиславовна, Быкова Александра Ивановна, Маршанская Наталья Ивановна, Богданова Дина Андреевна (Бахилина), Княжева Татьяна Григорьевна, Жарикова Галина Денисовна, Костарева Таисья Ивановна, Степанова Диана Потапова, Зубрий Ираида Александровна, Щуркова Юлия Михайловна, Карыпова Зоя Васильевна, Княжев Яков Иванович, Зубрий Борис Григорьевич – вел историю и физкультуру, Розитес Эльмарт Августович – выпускник 1-го Рижского университета. В 1956-57 г. в школу пришли Белкина (Степанова) Анна Никифоровна, Багина Мария Архиповна, Вайцехович Агния Яковлевна, голосистая, задорная и веселая. Кто-то вскоре уехал, другие проработали много лет.
Учащихся, после приезда ссыльных латышей и литовцев, в школе стало больше 400.
Из воспоминаний Виктора Матвеевича Зубарева (выпускник 1961 года):
«В школу пошел в 1953 году, запомнил хорошо Дулинца Петра Ипполитовича, Карыпову Зою Васильевну. Больше всего запомнилось, что школа выписала наборы для изготовления катеров и судов, и дети по ним строили свои модели. Собирали детекторные приемники и протягивали телефон. Пели в хоре и все были в парадной одежде. К школе относились уважительно, бережно. На пришкольном участке проводили опыты, вызревали злаковые и кукуруза. Около новой школы по периметру школьного двора посадили тополя. Ездили на олимпиады, смотры художественной самодеятельности и
-8-
спортивные соревнования. Возле клуба занимались на снарядах, играли в лапту. Княжев
Яков Иванович на уроках ходил на протезе, и в лапту играл на костыле и с тростью. Довольно быстро и ловко. А Леонид Игнатьевич Багин со своей искалеченной рукой чудесные поделки изготовлял с ребятами»
Из воспоминаний учеников тех лет:
«… Сами делали лыжи из лыжболванки (ее завод для армии выпускал), катались на лотках. Летом играли за пристанью в лесу, в лапту, в городки вместе со взрослыми. Или около клуба в волейбол. День в школе начинался с зарядки. После уроков кружки и хор, в котором пели учителя и ученики под аккордеон Владимира Билли.
Хороших учеников было много. Много занимались спортом. Лыжи сначала приносили из дома, а позже закупили 20 пар и еще 30 пар. Специально для соревнований школа купила 5 пар хороших лыж.
Выписка из приказа №7 от 18 января 1952года.
На проходивших лыжных соревнованиях на приз «Пионерской правды» между Нарымской средней школой и Шпалозаводской семилетней школой пионеры из Шпалозаводской школы заняли первое место, защитив тем самым честь своей школы.
Пионерам: Адамову Александру, Абрашкину А., Чигиневу Николаю, Ферафонтовой Н., Коваленкой Тамаре, Яковцеву Филиппу и Ферафонтовой Рае, занявшим личное первенство в соревнованиях, объявляю благодарность.
Перечисленных учащихся занести в журнал рекордов Шпалозаводской семилетней школы.
Директор школы: Дулинец П.И.»
В 1954 году была сдана в эксплуатацию новенькая двухэтажная школа. Ах, какой же замечательной казалась эта школа и ребятам, и учителям, и родителям! Большие светлые окна, лестницы, соединяющие этажи, просторные классные комнаты.
В 1960 году школу реорганизовали в восьмилетку, а в 1963 - в среднюю. Шестидесятые - семидесятые годы школа прожила под руководством Бояринова Владимира Акимовича.
Интересный подобрался коллектив. Сразу после института приехала молодежь:
Перемитина (Гравбовская) Нина Иннокентьевна, Соснина (Заварзина) Галина Степановна, Кураковы Галина Степановна и Анатолий Иванович, Демкина (Ростовцева) Тамара Дмитриевна, Безрякова (Абакумова) Нина Георгиевна, Фатеева Нина Андреевна, Останин Аркадий Тихонович, Смокотина Людмила Ивановна, чуть позже Садовская Галина Хайрулловна, Синюткина Лидия Сергеевна, Парфиненко Александр Кузьмич и Галина
-9-
Николаевна. А в школе уже были умудренные опытом: Багины Леонид Игнатьевич и Мария Архиповна, Мельничук Нина Петровна, Нестерова Анна Ефимовна, Зубарева Вера Антоновна, Степанова Анна Никифоровна, Бояринова Инна Васильевна. И, конечно, Быковы Пётр Иванович и Александра Ивановна, Дрожжина Маргарита Николаевна, Войцехович Агния Яковлевна, Зайцев Степан Фёдорович. Из воспоминаний педагогов Н.Г. Абакумовой и Н.И. Грабовской: «Всех учителей, молодых и опытных педагогов, сумел организовать в дружный, работоспособный коллектив наш новый
директор…Человек разносторонне образованный, интеллигентный, с широким кругом интересов, контактный, обаятельный, внешне кажущийся мягким, он в то же время умел настоять на своем и убедить в этом коллектив. С ним можно было посоветоваться и поспорить, даже поссориться и помириться, но камень за пазухой он никогда не держал».
Жизнь в школе била ключом, хотя учителя работали в 3 смены. В 1966 году выпустили сразу 4 класса: 2 десятых и 2 одиннадцатых.
В вечерней школе училось около 100 человек, среди них и начальник сплавучастка Федоров Пётр Яковлевич. Руководство сплавучастка считало вечернюю школу своим цехом, на производственные совещания приглашали и директора школы
Сильным было школьное самоуправлиние, обсуждавшее с учителями очень серьёзные вопросы. Учком следил за успеваемостью и дисциплиной школьников. Учителя некоторых ребят просто изо всех сил тянули : учись, делай, запоминай, но нарушителей дисциплины , неучей - исключали .
Выпускали радиогазету. Проводили замечательные новогодние праздники, КВНы, смотры художественной самодеятельности. Спортзал бывал набит до отказа. С некоторыми номерами художественной самодеятельности ездили в Томск на телевидение. Ездили с концертами по окрестным посёлкам. Копали в совхозе картошку, убирали сено, заготавливали веники на корм скоту.
Зародилась традиция торжественного шествия 9 мая школьников от школы до памятника и участия в праздничном концерте. Под руководством Кураковой Галины Степановны ребята каждый год разбивали замечательный цветник. Цветы цвели с весны и до поздней осени. В классах было тоже много цветов.
У школы всегда были верные друзья: Майоров Василий Николаевич, Прибс Отто Эрнстович, Золотарев Василий Михайлович, Ховрин Николай Алексеевич. Это он был бессменным главнокомандующим игры «Зарница», всегда приходил на сборы, комсомольские собрания и классные часы, проводил мастер-класс по живописи.
-10-
Сменил Владимира Акимовича после назначения его в1979 году заведующим РОНО Парфиненко Александр Кузьмич. Это при нем был сделан капитальный ремонт большой
школы. Огромную работу проделали учителя с учениками старших классов, совершенствуясь в столярном, малярном, штукатурном деле, в мытье полов, а затем занимаясь оформлением классов и коридоров.
В 1977 году в школе возник вокально-инструментальный ансамбль, идея которого принадлежала Зубареву Евгению и Полежаке Александру. Ансамбль назвали «Молодость».
Сам Александр Кузьмич играл на баяне, аккомпанировал в клубе.
Педагоги пели в хоре, которым руководили супруги Соколовские. А на школьных дискотеках звучали песни в исполнении ансамблей «АББА», «Бонни М», итальянских групп.
Ребята под руководством Скирневской Ларисы Ивановны увлеклись турпоходами, даже многодневными. Осенью ходили за пристань собирать шиповник.
В школе вводится производственное обучение на поваров, продавцов, трактористов. В честь Дня учителя появился день самоуправления – старшеклассники ведут уроки вместо педагогов.
Пришли работать в школу: Никулины Валентина Леонидовна и Николай Яковлевич, Усманова О. В., Горх С.В., Алексеева Н.М.
Из воспоминаний выпускницы 1985 года О.Н. Арестовой: «В 1975 году я пошла учиться в первый класс. Первой моей учительницей была Нестерова Анна Ефимовна. Багина Мария Архиповна вела у нас группу продлённого дня. Учились мы в нынешней начальной школе , которая была совсем не такая, как сейчас. Вход был с боковой стороны школы и отапливалась школа печками. В четвёртом классе мы перешли учиться в большую школу, где нашим классным руководителем была Садовская Галина Хайрулловна, которая учила нас английскому. В 5 классе классным руководителем у нас стала Ростовцева Тамара Дмитриевна, которая вела алгебру и геометрию. Она осталась классным руководителем до 10 класса. Директор школы Парфиненко Александр Кузьмич вел географию. Это был добрейшей души человек, и мы его очень любили. Абакумова Нина Георгиевна преподавала нам русский язык и литературу, а в 10 классе – Грабовская Нина Иннокентьевна. Шабурова Тамара Ильинична вела химию и биологию, Синюткина Лидия Сергеевна – физику и астрономию , Никулин Николай Яковлевич – физкультуру, Никулина Валентина Леонидовна – рисование, Останин Аркадий Тихонович – уроки труда и начальной военной подготовки. Автоматы мы собирали и разбирали быстро».
-11-
В 1985 году директором школы назначается Пирожков Сергей Степанович. При нем в школе много строилось, благоустраивалось, возникали новые традиции. С 1989 года школа перешла на одиннадцатилетнее обучение.
Школа всегда поддерживала связи с Домом культуры. Многие дети занимались в детской театральной студии «Искорка», которой руководила режиссер ДК Ольга Анатольевна Маношкина.
Как и в предыдущие годы учащиеся школы принимают активное участие в спортивных мероприятиях как школьных, так и районных.
В эти годы в коллектив школы вливаются молодые педагоги: Шеремет Г.А., Арестова О.Н., Шевченко С.В., Фоменко (Мерсалова) И.А., Райс.Е.Ф., Сидоркина Л.Л., Новосельцев С.А., Баркалова Л.В. продолжает работать Пирожкова А.М.
В 1991 году новый директор школы Тамара Петровна Пискунова организовала встречу с первыми выпускниками средней школы.
В 1992 году на посту директора Кормушкина Галина Николаевна.
В 1993 году директором школы назначили Жаркову Татьяну Геннадьевну. Это было трудное время: педагоги месяцами не получали зарплату, не обновлялась материально-техническая база. Но, несмотря на трудности, жизнь в школе была интересной. Татьяна Геннадьевна увлекла школу идеей коммунарских сборов. Впервые, как учебный предмет, введена информатика. Появился компьютерный класс во главе с молодым учителем Меленчуком Андреем Георгиевичем. Лидия Сергеевна Синюткина занималась с детьми бальными танцами, а с взрослыми аэробикой. Проводятся туристские праздники, литературные гостиные, устраиваются соревнования по волейболу между командами учеников и учителей. На уроках труда делали красивые вещи под руководством Жаркова Виктора Павловича. Собирали информацию и экспонаты для музейной комнаты. Как и в предыдущие годы выращивали картофель и овощи на пришкольном участке. Девочки на уроках трудового обучения солили капусту и морковь для школьной столовой. В школу пришли работать Шатова С.А., Скулкина С.А., Яковлева И.В., Барышева Н.А., Фрайнд О.А., Новосельцева Н.В. Педагоги находили пути общения с учителями-новаторами других школ.
В 1999 году директором становится Мартемьянов Владимир Степанович, а Мартемьянова С.А. ведет русский язык и литературу. Собирается, изучается и систематизируется материал про Шпалозаводскую школу, в 2000 году празднуется 65-летие открытия школы в нашем поселке. В этом же году Арестова О.Н. становится победителем в районном конкурсе «Учитель года».
-12-
С 2001 года директором вновь назначен С.С. Пирожков. В 2003 году открывается Музейная комната школы. Начинается сдача экзаменов в форме ЕГЭ. Из-за уменьшения количества детей, начальная школа переводится в большую. Прекращаются занятия в мастерской. Но зато в 2008 году начинает функционировать дошкольное отделение, а
В 2009 году сделан капитальный ремонт, превративший нашу школу в настоящую красавицу. Продолжается оснащение школы современным оборудованием. Возникают новые традиции: праздник День матери, конкурс чтецов «Поэты о войне». В течение нес кольких лет проводилась акция «Спорт против наркотиков». Дети принимают участие в предметных олимпиадах, различных международных конкурсах : «Золотое руно», «КИТ», «Английский бульдог», «Русский медвежонок», «ЧиП», краеведческих конференциях, оказывают помощь ветеранам и труженикам тыла, осуществляют социальные проекты по благоустройству поселка и школьной территории, выступают в спортивных соревнованиях. Появляются новые педагоги: Килина Т.Н., БондаренкоН.Г., Шаркунов В.Ю., Ковриков П.П., Манучарова Л.О., Гольнева В.И., Гордеева А.С.
2018 год. Директор школы – Арестова Ольга Николаевна. Сегодня в школе стабильный, творчески работающий коллектив учителей, в который успешно влились новые педагоги: Кривошеина И.А. , Утропова Н.О. – учителя начальных классов, Агеев В.Ю. – учитель физкультуры. Педагоги вместе проводят интересные и увлекательные мероприятия, на которые приглашаются родители и общественность поселка.
Одним из таких мероприятий стало празднование юбилея школы в 2019 году. Многочисленные гости праздника окунулись в атмосферу школьной жизни, вспомнили события прошлых лет и с удовольствием пообщались друг с другом. Школа идет в ногу со временем: работает школьный сайт, все ученики и учителя – активные пользователи Интернета. Осваивается дистанционное обучение. Дети и педагоги принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских творческих конкурсах и конкурсах по патриотическому воспитанию, занимая призовые места.
2. Комсомольская и пионерская организации школы.
В школе была своя комсомольская организация, во главе которой стоял секретарь. Многие из секретарей были сильными организаторами: Кузнецов Миша, Войцехович Таня, Клинова Таня, Багина Марина.
Вступить в комсомол (а возраст комсомольский считался с 14 лет) было большим почетом и большой ответственностью.
-13-
Из воспоминаний Фатеева Юрия, выпускника 1957 года: «В далеком 1956 году, учащимся Шпалозаводской восьмилетней школы я был принят в ряды комсомола. Как мы волновались, как дрожали наши руки и ноги перед вступлением в комсомол и вручением нам комсомольских билетов. Сердце билось так, что готово было выпрыгнуть из груди. Когда мы возвращались на лошади из Парабели домой, то каждый из нас троих по несколько раз доставал свой комсомольский билет и любовался им. Радости нашей не было границ».
Комсомольцы участвовали в субботниках по благоустройству школы и поселка, шефствовали над памятником воинам-односельчанам, погибшим в годы войны, взяли шефство над могилой выпускника школы Палкина Александра, погибшего в Афганистане в 1985 году, оказывали помощь ветеранам войны и труда, принимали участие в социалистическом соревновании между комсомольцами и комсомольскими организациями. Шефствовали над пионерами и октябрятами.
Проводились комсомольские собрания, на которых обсуждались и решались вопросы деятельности комсомола вообще и жизни школы в частности.
В школе была традиция приглашать ветеранов войны и труда для вручения комсомольских билетов и повязывания галстуков пионерам.
Из воспоминаний выпускницы 1985 года Арестовой Ольги Николаевны:
«В 7 классе нас принимали в комсомол. Перед этим событием мы старательно учили Устав ВЛКСМ. Принимать нас в комсомол приезжали члены райкома ВЛКСМ. В школе у нас была комсомольская организация , секретарем которой в старших классах была моя одноклассница Гришаева Марина.
Мы с гордостью носили комсомольский значок , как в свое время пионерский галстук. Класс наш был не очень большой, но дружный. С радостью вспоминаю о каждом из своих одноклассников и об учителях».
Подрастающей сменой комсомольцам были пионеры.
Воспоминания Петрик ( Серяковой) Татьяны Александровны, выпускницы 1975 года, председателя совета пионерской дружины :
«Дружина носила имя Олега Кошевого. А пионерские отряды- имена героев- молодогвардейцев. Наш отряд носил имя И. Земнухова. Работал совет дружины, в который входили председатели отрядов. Были избраны знаменосец, горнист и барабанщик.
Регулярно проводились пионерские сборы: отрядные и дружинные.
-14-
Сбор пионерской дружины начинался со сдачи рапортов о готовности отрядов, вноса знамени. Выпускались отрядные стенгазеты, регулярно выходила газета дружины. От каждого отряда в редколлегию избирался представитель. Выпускали боевые листки,
молнии. Газеты выходили к праздникам, рассказывали и о повседневной жизни дружины. Отряды принимали активное участие в смотрах художественной самодеятельности. Каждый отряд предоставлял концертные номера. Выступали на сцене Шпалозаводского клуба.
Ежегодно проводилась игра «Зарница». Дружина делилась на два лагеря: синие и зелёные. Делали знаки отличия: нашивки на рукава, погоны. Устраивали бои снежками, захватами крепости противника. Работали санитары. Все были вооружены (из дерева пистолеты, автоматы). Проходили смотры песни и строя. Каждый отряд готовился, выбирался командир, маршировали, обязательно готовили песню, приветствие.
К 50- летие Советского Союза готовилась вся школа, дружина в том числе. Каждый класс отвечал за рассказ о жизни одной из республик. Наш класс рассказывал об Узбекистане. Мы готовили костюмы: у девочек были желтые шаровары, пушнина до колен. Всё было украшено бусами, бисером, на головах тюбетейки. Пели песню « цып, цып, мои цыплята», танцевали узбекский танец. Работа по подготовке праздника была проведена огромная. Праздник получился очень интересный, насыщенный, а костюмы были просто шикарные, максимально приближенные к оригиналам. Школьники узнали очень много интересного о жизни союзных республик.
Проводилась тимуровская работа: складывали дрова пожилым людям, чистили тротуары от снега и др. Пионерские отряды регулярно ходили в походы, собирали макулатуру.
Занимались воспитательной работой: выбирались вожатые, которые работали с младшими детьми - октябрятами: помогали готовить уроки, играли, рассказывали о жизни пионерской организации, готовили их к вступлению в ряды пионеров».
Из воспоминаний выпускницы 1985 года Арестовой Ольги Николаевны «Старшей пионервожатой школы была Парфиненко Галина Николаевна. Каждый класс с 5 по 7 назывался пионерским отрядом и носил имя героя-молодогвардейца , а все отряды составляли пионерскую дружину имени Олега Кошевого. Проходили отрядные сборы , сборы всей дружины ,на которых обязательно выносилось знамя дружины под звуки горна и барабана и салют пионеров. Каждый отряд делился на звенья. В нашем отряде было 2 звена: “Алые паруса” и “Тимуровцы». Звенья соревновались между собой: выпускали классные газеты, в которых отражалась жизнь звена. У каждого звена была подшефная бабушка, к которой мы ходили каждую неделю: мыли пол, копали картошку ,
-15-
чистили снег, убирали дрова и просто слушали бабушкины рассказы. И мальчишки и девчонки с энтузиазмом выполняли все поручения, потому что соревнования проходили
не только между звеньями , но и между отрядами. На первом этаже в коридоре висел большой стенд “Экран соревнований” между пионерскими отрядами, в котором отражались не только наши дела , но и учеба. В 4 классе наш отряд по итогам соревнований занял первое место, и нас наградили путевкой в Ленинград. Но так как мы были маленькие, то нашу путевку отдали 7 классу. Было очень обидно».
Пионерская и комсомольская организации прекратили свое существование в сентябре 1991 года.
3. Выпускники
Из стен нашей школы вышло более тысячи выпускников.
Географическое распространение наших выпускников очень широко. Бывшие учащиеся нашей школы проживают не только во многих городах нашей страны (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Томск), но и зарубежом ( Германия, США).
В разных краях нашей Родины живут и работают: нефтяники и учителя, врачи и строители, поэты, музыканты, предприниматели, работники культуры, военные, работники правоохранительных органов, государственные служащие и многие другие.
Среди выпускников нашей школы есть немало тех, которыми она по праву гордится.
Доктора наук: физико-математических – Яковлев Н.Е., Мурко В., Лапшин О.В., исторических – Красильников С., минералогических – Мананков А.В., медицинских наук – Грабовская Е.А. Руденко В.Н. – проректор по науке в институте электронной микроскопии в Томске.
Работники культуры: Зариньш Индул – народный художник СССР в Латвии, Зубарев Е.А. – поэт, музыкант, композитор и певец, руководитель ансамбля «7 тоннель».
Банковское дело: Зауэрс Д.В. вице-президент «Газпромбанка».
Промышленность: Абакумов Ю.Н. – управляющий трестом «Сибэлектромонтаж» в Нижневартовске, Агеев Е.И. – начальник Парабельской газокомпрессорной станции.
Врачи: Горх О.А. – хирург-уролог, Гришаева М.П. – педиатр, Сафонова Л.В. – врач-инфекционист, Сиротюк Е.
Военные: Логинов А.В. – летчик в отставке, Сухушин Е.А. – вертолетчик, Захаров Ю. – полковник летных войск в отставке, Кузьмин С. – полковник танковых войск
-16-
Упрвление: Райс Ф.Ф. заведующий отдела культуры, зам. главы Парабельского района, Грач Ф.Ф. – зам. главы Парабельской администрации, Парфиненко А К. – зам. главы
Парабельской администрации по социальным вопросам, Соснин Б.С. – глава Нарымского поселения, Конарев Н. – мэр Кедрового.
Есть среди наших выпускников воины-интернационалисты: Палкин Александр погиб в 1985 году, Мерсалов Александр, Вялов Олег, Бачиш Игорь.
Многие выпускники живут и трудятся в родном районе и поселке, помня пословицу «Где родился, там и пригодился». Благодаря им, индивидуальным предпринимателям: Сыркину В.И., Изъюровой Л.И., Зуборевой Ж.В., Ильину В.С., в поселке создаются рабочие места, он обеспечивается всем необходимым. Сохраняют и преумножают культурные традиции наши выпускники, работающие в Шпалозаводском СДК и библиотеке – это Сыркина А.И., Попова Е.В., Серякова М.Н. В нашей школе из 16 педагогов 7 человек – выпускники школы: Арестова О.Н., Манучарова Л.О., Пирожкова А.М., Меленчук А.Г., Утропова Н.О., Кривошеина И.А., Агеев В.Ю.
-17-
Выводы.
В ходе работы я сделала следующие выводы:
1. Изучив историю школы с ее рождения и по наши дни, я выяснила, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал образовательным учреждением.
2. Учителя патриоты своей профессии, так как они передают все свои знания детям. Они стремятся воспитать человека с большой буквы. Большая часть выпускников нашей школы являются достойными учениками своей школы и гражданами своей страны.
3. В нашей школе есть традиции, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Эти традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь
4. . Каждый школьник должен знать страницы из жизни школы, где он учится. Знание истории школы, её традиций воспитывает любовь к родной школе. Его необходимо передавать из поколения в поколение.
Заключение.
Наша школа является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями за всю ее почти 90-летнюю историю. Из нее вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Я горжусь тем, что являюсь ученицей школы с интересной историей и тем, что я - хранитель её традиций.
Проведенное исследование показывает, что многие события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.
История школы необходима для самой школы, для самоопределения и самосознания своей значимости через освоение прошлого Мы должны помнить о тех, кто стоял у истоков школы, кто внес и вносит огромный вклад в развитие образования детей нашего поселка. К ним должно быть особое отношение, которое должно вылиться в благодарную память всех выпускников школы, их родителей, односельчан. А память – это преодоление времени. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
-18-
Список литературы
Приложения:
Слайд 1
МБОУ « Шпалозаводская средняя школа» Парабельского района Томской области По страницам школьной жизни Работу выполнила: Колотовкина Полина, ученица 11 класса Руководитель: Шатова Светлана АнатольевнаСлайд 2
Цель работы: изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах. Задачи: изучить, обобщить и систематизировать материал об истории школы, начиная от её создания и заканчивая сегодняшним днем; изучить, обобщить материал о педагогах и выпускниках школы; осветить школьные традиции; прививать любовь к родной школе.
Слайд 3
1. Этапы развития школы
Слайд 4
1935 год. Учительница начальных классов Костарева (Чазова) Мария Григорьевна
Слайд 5
1941 год. Коллектив школы Учащиеся первого класса 1941 года
Слайд 6
1946 год. Заведующая начальной школы М.Н. Дрожжина Педагоги начальной школы
Слайд 7
50-е годы. Педколлектив школы (третий справа – директор школы П.И. Дулинец ) Школа, построенная в 1954 году
Слайд 8
60-70-е годы. Педколлектив школы (крайний слева – директор школы В.А. Бояринов) Педагоги школы
Слайд 9
Смотр художественной самодеятельности Урок математики ( Заварзина Г.С.)
Слайд 10
Игра «Зарница» Встреча ветерана войны Н.А. Ховрина с учащимися
Слайд 11
1979 год. Директор школы А.К. Парфиненко
Слайд 12
Здание школы. Пятая трудовая четверть
Слайд 13
Выступление хора Шпалозаводского клуба Ансамбль «Молодость»
Слайд 14
1991 год. Встреча первых выпускников средней школы
Слайд 15
1985 год. Директор школы С.С. Пирожков
Слайд 16
Школьные соревнования по лыжам Грамота за победу в районных соревнованиях по баскетболу (мальчики, 1988г)
Слайд 17
1993 год. Директор школы Т.Г. Жаркова
Слайд 18
Кабинет информатики и физики Литературная гостиная
Слайд 19
Туристский праздник
Слайд 20
Мастерская мальчиков Выставка изделий из дерева
Слайд 21
Соревнования по волейболу между командами учащихся и учителей Работа в цветнике
Слайд 22
1999 год. Директор школы В.С. Мартемьянов Педколлектив школы
Слайд 23
2001 год. Директор школы С.С. Пирожков Педколлектив школы
Слайд 24
Музейная комната школы
Слайд 25
Школа после ремонта
Слайд 26
День матери Выставка работ А.Н. Ховрина
Слайд 27
Акция «Спорт против наркотиков» Экологический воскресник
Слайд 28
2018 год. Директор школы О.Н. Арестова Юбилей школы
Слайд 29
2. Комсомольская и пионерская организации школы
Слайд 30
Прием в комсомол. Комсомольский субботник. Работа у памятника
Слайд 31
Прием в пионеры. Сбор дружины. Рапорт отряда
Слайд 32
3. Выпускники
Слайд 33
Воины-интернационалисты: А.Палкин (погиб в 1985 г), А. Мерсалов , О. Вялов
Слайд 34
Е.А. Зубарев В.И. Сыркин
Слайд 35
Выводы: 1. Изучив историю школы с ее рождения и по наши дни, я выяснила, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал образовательным учреждением. 2. Учителя патриоты своей профессии, так как они передают все свои знания детям. Они стремятся воспитать человека с большой буквы. Большая часть выпускников нашей школы являются достойными учениками своей школы и гражданами своей страны. 3. В нашей школе есть традиции, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Эти традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь 4. . Каждый школьник должен знать страницы из жизни школы, где он учится. Знание истории школы, её традиций воспитывает любовь к родной школе. Его необходимо передавать из поколения в поколение.
Рисуем осенние листья
Бабочка
Фильм "Золушка"
Девчата
Рисуют дети водопад