Правила игры, вопросы и ответы для игры "Интеллектуальный марафон2 на Неделе естетсенных наук.
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_polozheniya.doc | 49.5 КБ |
marafon_2019-_2020.doc | 53 КБ |
biologiya_2018-19.docx | 14.98 КБ |
himiya_2018-19.docx | 1.23 МБ |
Общие положения школьного интеллектуального марафона.
Цели и задачи марафона.
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно: интеллектуальная, эмоционально-волевая, а также сфера социальных навыков.
Интеллектуальный марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие этих сфер личности. Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно-мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собстввенной работы (сфера социальных навыков).
Школьный интеллектуальный марафон дает возможность каждому ученику:
У ученика формируются стимулы саморазвития.
Школьный марафон дает хорошую возможность учителям лишний раз продемонстрировать, что любой школьный предмет значим, как часть общечеловеческой культуры. Проведение марафона является неформальным срезом уровня и качества школьного обучения, а поэтому он может служить для администрации элементом внутришкольного контроля. Итоги интеллектуального марафона дают обширный материал для работы психологической службы и методических объединений. Школьный интеллектуальный марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Структура марафона.
Школьный интеллектуальный марафон включает в себя:
Общая концепция составления заданий.
В основу концепции положен культурологический подход к оценке знаний учащихся, учитывающий разный уровень подготовки учеников и разнообразие их склонностей и интересов.
Подавляющее большинство заданий «Интеллектуального марафона» составляются таким образом, что для успешного их решения не требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы. Тем не менее одни задания предполагают. Что учащийся имеет глубокие знания в какой-то отдельной области, а другие рассчитаны на общую эрудицию ученика.
Все задания должны быть сформулированы четко, лаконично, с использованием известных школьнику терминов и быть для него интересными.
Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, предвосхищать и прогнозировать результат, «включая» интуицию, воображение и фантазию.
Задания должны быть разнообразными по форме: тестовые, вопросы, требующие односложных ответов или кратких пояснений; задачи, предполагающие подробные обоснования, рассуждения, выкладки. Предпочтительны задания, имеющие не единственный способ решения, и вопросы с многовариантными ответами.
Важно, чтобы задания различались по уровню сложности. Обязательно наличие «утешительных», то есть решаемых всеми учениками, заданий и тех, с которыми в итоге справляются немногие.
Школьный интеллектуальный марафон проходит в рамках недели предметов естественно-математического цикла, в связи с этим, традиционно предлагаются задания по циклам: математика, естествознание. Каждый цикл включает в себя задания разного уровня трудности и максимально разнообразные по тематике. Цикл «Математика» содержит вопросы и задачи, связанные со школьными курсами математики, алгебры, начал математического анализа, геометрии, информатики. Тематика вопросов цикла «Естествознание» связана с такими предметами, как природоведение, биология, экология, психология, физическая география, физика, химия.
Максимальное количество баллов, которое может получить каждый участник в каждом цикле, - 100 баллов («ценность» каждого задания определена заранее и указана в тексте).
Сбалансированность содержания и уровня сложности – основная трудность при разработке заданий. Принципиально важно – не превратить цикл ни в пониженного уровня предметную олимпиаду, ни в повышенного уровня контрольную работу.
Требования к ответам ученика:
Приведем пример одного из заданий по циклам Естествознания для 9 класса.
Естествознание.
9 класс.
В предложенных заданиях могут быть несколько вариантов верных ответов.
1. (5 баллов). В стакан с дистиллированной водой добавили метилоранж и бросили кусочек сухого льда. Какого цвета раствор?
А. розовый Б. фиолетовый В. желтый Г. оранжевый
2. (5 баллов). Найти ошибки в перечне государств, с которыми граничит Россия:
Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Норвегия, КНДР, Украина.
3. (10 баллов). Объясните явления (А) и (Б). Напишите уравнение(я) реакции(й). Куски едкого натра при хранении на воздухе постепенно расползаются(А), а потом «высыхают», превращаясь в белый порошок (Б).
4. (10 баллов). Три груза равной массы соскальзывают по трем горкам одинаковой высоты, причем первая горка – вогнутая, вторая – ровная, третья – выпуклая.
Выберите верное утверждение для скоростей грузов в нижней части горок:
А. V1 = V2 = V3; Б. V1 < V2 < V3 ; В. V1 > V2 > V3 ; Г. V1 < V2 и V2 > V3.
5. (10 баллов). В первой комнате - три лампы, во второй – три выключателя, причем для каждой лампы – свой выключатель. Объясните, как для каждой лампы найти соответствующий выключатель, если в каждую комнату можно войти только по одному разу.
6. (10 баллов). Назовите пять процессов жизнедеятельности организма человека, имеющих в основе физические и (или) химические законы. Кратко обоснуйте.
7. (15 баллов). На стол поставили два одинаковых стакана; в первом – дистиллированная вода, во втором – раствор серной кислоты с массовой долей 75%. Температура воздуха и всех веществ равна 200С. Через некоторое время:
А. температура в первом стакане повысится, а во втором – понизится;
Б. температура в первом стакане понизится, а во втором – повысится;
В. температура в первом стакане не изменится, а во втором – повысится;
Г. температура в первом стакане повысится, а во втором – не изменится;
Д. температура и в первом, и во втором стаканах не изменится.
8. (15 баллов). Назовите пять организмов, способных светиться. Зачем им это нужно?
9. (20 баллов). Лишайники – самые неприхотливые организмы. Именно они являются первопоселенцами на лишенных жизни субстратах, способны переносить высокие температуры и высыхание. Объясните ошибочность гипотезы: «Лишайники – первые земные организмы – предки всех живых существ планеты».
Ответы, решения и рекомендации по проверке.
Естествознание.
9 класс.
1. А.
2. Ошибки – Молдавия – 2 балла; Армения – 2 балла.
Полный ответ – 5 баллов.
3. А. 2 NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O (или NaOH + CO2 = NaHCO3), при этом карбонат (или гидрокарбонат) натрия «расползается» за счет частичного растворения в воде.
Б. Вода испаряется – образуется порошок белого цвета.
Полный ответ предполагает ссылку на «образование карбоната или гидрокарбоната» и оценивается в 10 баллов, если объяснен только пункт А. – 7 баллов, объяснение без уравнения реакции – 4 балла.
4. А. Согласно закону сохранения энергии – 10 баллов.
5. Включить два выключателя, подождать и выключить один из них. Зайти в комнату с лампами: горящая лампа – включенный выключатель, холодная лампа – нетронутый выключатель.
Несмотря на то, что в задании не предполагается использования каких-либо дополнительных приспособлений, «инженерные» решения типа: «подключить к одной из ламп реостат…» могут быть оценены достаточно высоко ( в нашем случае – 6 баллов).
6. Например, прохождение электрического нервного импульса; рычажный принцип сустава; гемодинамика, работа почек и т.д.
За каждый пример и обоснование – 2 балла.
7. Б. В первом – понизится за счет испарения, во втором – повысится за счет экзотермического поглощения паров воды из воздуха – 15 баллов.
Верно выбранный ответ без обоснования может быть оценен не более чем в 5 баллов; если отвечающий, вспомнив свойства серной кислоты и, забыв о тепловых процессах испарения выбирает В. и комментирует «во втором – повысится за счет экзотермического поглощения серной кислотой паров воды из воздуха», то ответ оценивается в 10 баллов; при ответе В. и отсутствии обоснования – 4 балла.
8. За каждый обоснованный пример – 3 балла. Обоснованный пример предполагает биологически правильное видовое или родовое название (не обязательно латынь!) организма и физиологическое или этологическое значение свечения; ответы типа «светлячок, чтобы лучше видеть еду» не принимаются.
9. Организм лишайника – симбиоз гриба и водоросли или цианобактерий, следовательно, они не могли появиться ранее компонентов собственного тела.
5 класс. В данных тестовых заданиях возможен лишь один правильный ответ, в противном случае ответ не засчитывается. При выборе варианта «нет правильного ответа» необходимо короткое разъяснение. 1. (10 баллов). Какие плоды дает картофель? а) орешки, б) клубни, в) несъедобные ягоды, г) нет правильного ответа. 2. (10 баллов). Какое животное живет в воде, а размножается на суше? а) лягушка, б) жаба, в) крокодил, г) тритон, д) нет правильного ответа. 3. (10 баллов). Какое вещество меняет свое название при переходе из твердого состояния в жидкое? 4. (10 баллов). Где в ясную летнюю погоду теплее днем? а) в лесу, б) в поле; Где теплее ночью? в) в лесу, г) в поле. 5. (10 баллов). Какой континент считают самым холодным? а) Африку, б) Северную Америку, в) Южную Америку, г) Австралию, д) ни один из названных. 6. (10 баллов). Овощными растениями являются: а) яблоня, груша, смородина, б) капуста, огурцы, лук, в) просо, рис, кукуруза, г) нет правильного ответа. 7. (10 баллов). Причина смены времен года – это: а) изменение активности Солнца, б) метеоритные «туманы», в) наклон земной оси, г) приближение (удаление) планеты к Солнцу, д) нет правильного ответа. 8. (10 баллов). Растения, в отличие от животных, не могут: а) дышать, б) размножаться, расти, г) двигаться, д) нет правильного ответа. 9. (10 баллов). У какого растения листья превратились в колючки? а) крапива, б) малина, в) кактус, г) шиповник. 10. (10 баллов). Кто из животных чувствует изменение температуры на 0,10 С на расстоянии 0,5м? а) летучая мышь, б) гремучая змея, в) пчела, г) собака, д) нет правильного ответа. 6 класс. В предложенных заданиях могут быть несколько вариантов верных ответов. 1. (10 баллов). Недостаток каких веществ испытывают растения-хищники? 2. (10 баллов). Какие растения выращивают для получения плодов? а) морковь, б) капуста кольраби, в) огурец, г) салат, д) дыня, е) картофель. 3. (10 баллов). Двигаясь в каких направлениях можно обойти земной шар и вернуться в исходную точку? а) на запад, б) на север, в) на северо-восток, г) на восток, д) на юг. 4. (10 баллов). Чем похожи и чем отличаются туман и пыль? 5. (10 баллов). Как с помощью льда зажечь костер? 6. (10 баллов). Меркатор – это: а) моряк с большого судна, совершающего ночные рейсы, б) сельскохозяйственное орудие для сбора урожая в прериях, в) специальный навигационный сигнал самолета, г) имя картографа XVI века. 8 класс. В предложенных заданиях могут быть несколько вариантов верных ответов. 1. (10 баллов). Что произойдет, если на перья чайки попадет мазут? а) Перья прилипнут к телу и оно приобретет более обтекаемую форму, б) Мазут неприятен на вкус, хищники перестанут охотиться на птиц, в) Птица погибнет от переохлаждения, г) Кожа перестанет дышать, и от этого птица погибнет, д) Нет правильного ответа. 2. (10 баллов). Почему рыбы, тюлени, киты имеют сходную форму тела? а) Являются близкородственными группами, в) Обитают в воде б) Такая форма позволяет быть незаметными, г) Едят одну пищу. 3. (10 баллов). Чем клетки грибов отличаются от клеток бактерий? а) Имеют оболочку, б) Имеют цитоплазму, в) Имеют ядро, г) Клетки делятся, д) Другое. 4. (10 баллов). Пуля, выпущенная из ружья, пробивает в круто сваренном яйце сквозное отверстие. Что произойдет в этой ситуации с сырым яйцом? Ответ обоснуйте. 5. (10 баллов). Почему климат Антарктиды суровее климата Арктики? 6. (10 баллов). Массовое число изотопа равно: а) числу протонов в ядре, б) числу нейтронов в ядре, в) числу протонов и нейтронов в ядре, г) числу орбитальных электронов. 7. (10 баллов). Сгруппируйте простые вещества по составу, указав его: а) сажа, б) озон, в) графит, г) карбид, д) кислород, е) алмаз, ж) красный фосфор. 8. (10 баллов). Температурная инверсия имеет место: а) в условиях пересеченного рельефа, так как воздух застаивается в низинах и охлаждается, б) в условиях пересеченного рельефа, так как местность вентилируется, в) в районах, где снежный покров незначителен и почва промерзает, г) в областях незначительной суммарной радиации, д) в безлесных районах, е) в областях, где поглощение радиации невелико. 9. (20 баллов). Оцените выталкивающую силу, действующую на Вас в кабинете (F = pgV, где p (воздуха) = 1,3 кг/м3).
| 7. (10 баллов). Причина августовских звездопадов – это: а) изменение активности Солнца, б) прохождение Земли через метеоритные потоки, в) наклон земной оси, г) приближение (удаление) планеты к Солнцу, г) перепады температур в верхних слоях атмосферы. 8. (10 баллов). Укажите животных, которые периодически впадают в спячку: а) сурок, б) сухопутная черепаха, в) горностай, г) барсук. 9. (10 баллов). Радиус Земли приблизительно равен: а) 6 км, б) 70 км, в) 700 км, г) 6000 км, д) 60000 км. 10. (10 баллов). К абсолютно ядовитым гибам относятся: а) шампиньон, б) желчный гриб, в) черный груздь, г) волнушка, д) бледная поганка, е) зонтик, и) лисичка. 7 класс. В предложенных заданиях могут быть несколько вариантов верных ответов. 1. (5 баллов). Чем растения отличаются от животных? а) состоят из клеток, б) при дыхании выделяют кислород, в) сами создают органические вещества, г) зависят от солнечного света. 2. (5 баллов). Выделяют следующие царства органического мира: а) одноклеточные, многоклеточные, б) бактерии, грибы, растения, животные, в) водоросли, растения, животные, г) травы, деревья, кустарники. 3. (10 баллов). В процессе дыхания живые организмы обеспечивают себя: а) органическими веществами, б) энергией, в) минеральными веществами, г) кислородом. 4. (10 баллов). Почему в то время, когда в комнате начинает топиться печь, наблюдается понижение температуры? 5. (15 баллов). Вычеркните лишнее в каждой из строк. Объясните выбор. а) Килиманджаро, Эверест, Фудзияма, Этна, Стромболи; б) Верхнее, Виктория, Мичиган, Гурон; в) Шри-Ланка, Южная Корея, Тайвань, Сингапур. 6. (10 баллов). Какие неорганические вещества входят в состав живых организмов? а) белки, б) вода, в) жиры, г) сахар, д) минеральные соли, е) ДНК, ж) клетчатка, з) крахмал, и) нет правильного ответа. 7. (10 баллов). Что из перечисленного ниже может быть названо побегом? а) участок стебля между двумя узлами, б) лист бегонии с придаточными корнями, в) усики гороха, г) черенок с расположенными на нем несколькими листьями. 8. (10 баллов). Аквалангист под водой потерял ориентацию. Как может он определить, где находится верх, а где низ? 9. (10 баллов). Первым сравнительно верно определил размеры Земли: а) Страбон, б) Эрастофен, в) Птолемей, г) Аристотель, д) Коперник. 10. (15 баллов). Почему для повышения урожайности весной проводят обрезку веток у яблонь? (Обоснуйте свой выбор). а) для улучшения дыхания, б) для уничтожения вредителей, в) для увеличения площади листовой поверхности, г) для борьбы с сорняками, д) нет правильного ответа. 9 класс. В предложенных заданиях могут быть несколько вариантов верных ответов. 1. (5 баллов). Найти ошибки в перечне государств, с которыми граничит Россия: Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Норвегия, КНДР, Украина. 2. (5 баллов). Самый распространенный язык в мире: английский, испанский, китайский, хинди, арабский, русский. 3. (10 баллов). Три груза равной массы соскальзывают по трем горкам одинаковой высоты, причем первая горка – вогнутая, вторая – ровная, третья – выпуклая. Выберите верное утверждение для скоростей грузов в нижней части горок: А) V1 = V2 = V3; Б) V1< V2 < V3; В) V1> V2 > V3; Г) V1< V2 и V2 > V3. 4. (10 баллов). Объясните явления (а) и (б) . Напишите уравнение(я) реакций. Куски едкого натра при хранении на воздухе постепенно расползаются (а), потом «высыхают», превращаясь в белый порошок (б). 5. (10 баллов). Какие рыбы встречаются в пресных водоемах (А), какие – в соленых (Б), а какие и в пресных , и в соленых (В)? а) анчоус, б) голавль, в) камбала), г) карп, д) колюшка, е) лосось, ж) макрель, з) навага, и) плотва, к) сазан, л) салска, м) сельдь, н) семга, о) стерлядь, п) судак, р) треска, с) тунец, т) угорь, у) форель, ф) шпрот. 6. (10 баллов). В первой комнате – три лампы, во второй – три выключателя, причем для каждой лампы – свой выключатель. Объясните, как для каждой лампы найти соответствующий выключатель, если в каждую комнату можно войти только по одному разу. 7. (15 баллов). Назовите пять организмов, способных светиться. Зачем им это нужно? 8. (15 баллов). На стол поставили два одинаковых стакана; в первом – дистиллированная вода, во втором – раствор серной кислоты с массовой долей 75%. Температура воздуха и всех веществ равна 200С. Через некоторое время: а) температура в первом стакане повысится, а во втором – понизится; б) температура в первом стакане понизится, а во втором – повысится; в) температура в первом стакане не изменится, а во втором – повысится; г) температура в первом стакане повысится, а во втором – не изменится; д) температура и в первом и во втором стаканах не изменится. Выбор ответа обоснуйте. 9. (20 баллов). Для каждого из перечисленных животных укажите: тип, класс, отряд: а) белемнит, б) белек, в) белка, г) белобочка, д) белобровик, е) белуга, ж) белуха, з) бельдюга, и) беляк, к) белянка. |
Интеллектуальный марафон.
Биология. 6 класс.
1. (5 баллов). Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?
2. (10 баллов). При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему.
3. (15 баллов). В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические и абиотические факторы способствуют опылению растений?
Биология. 7 класс
1. (5 баллов). Назовите организм, который может быть как автотрофом, так и гетеротрофом.
3. (10 баллов). Какие членистоногие, обитающие в жилище человека, являются для него вредными (5 баллов), полезными или нейтральными (5 баллов)? В чем это проявляется?
Биология. 9 класс.
1. (5 баллов). Как объяснить тот факт, что у рыб и птиц мозжечок относительно велик, а у амфибий и рептилий – мал?
2. (10 баллов). Муравейники имеют куполообразную форму. Почему (5 баллов)? В еловых лесах они выше, чем в сосновых. Чем это объясняется (5 баллов)?
3. (15 баллов). Какие углеводы играют первостепенное значение в жизни растений. Какова их роль?
Биология. 10 класс.
1. (5 баллов). Резкий подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания?
2. (10 баллов). В чем заключается сходство процессов биосинтеза белка и фотосинтеза?
3. (15 баллов). Почему футболист за 1,5 часа игры теряет 1 кг массы тела? Ответ обоснуйте.
Биология. 11 класс.
1. (5 баллов). Можно ли только по внешним признакам животного определить, развито ли у него цветовое зрение? Как это определить?
2. (10 баллов). Лишайники – самые неприхотливые организмы. Именно они являются первопоселенцами на лишенных жизни субстратах, способны переносить высокие температуры и высыхание. Объясните ошибочность гипотезы: «Лишайники – первые земные организмы – предки всех живых существ планеты».
3. (15 баллов). Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств (за каждое – 5 баллов).
Дополнительные вопросы:
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Два петушка
Что такое музыка?
Барсучья кладовая. Александр Барков