Данная работа выполнена в рамках мероприятия, посвященного 800-летию Нижнего Новгорода.
Вложение | Размер |
---|---|
yakimova_k_chaynaya_istoriya_nizhegorodskoy_chrmarki.pptx | 1.17 МБ |
Слайд 1
МБОУ Леньковская основная школа Чайная история Нижегородской ярмарки Выполнила: у ченица 9 класса Якимова Ксения. Руководитель: учитель истории и обществознания Кунева М.Е. с .Леньково , 2021 гСлайд 2
Цель: Раскрыть влияние чайной торговли на Нижегородской ярмарке для развития ярмарки, города, губернии Задачи: -Выяснить пути поступления и сорта чая на ярмарку; Выявить особенности торговли чаем на Нижегородской ярмарке ; Установить влияние чайной торговли на развитие Нижегородской ярмарки, города губернии.
Слайд 3
Чайная история Нижегородской ярмарки Китайские ряды Пути поступления чая на ярмарку Виды чая Торговля чаем Значение чайной торговли
Слайд 4
Китайские ряды Общий вид ярмарки со стороны Бетанкуровского канала Чай на Нижегородской ярмарке продавали в Китайских рядах. Всего было построено четыре корпуса. Вместе со Спасским собором они образовывали Соборную площадь и составляли третью часть ярморочного ансамбля. Отсюда к Главному дому ярмарки вел полукилометровый бульвар. В общем, Китайские ряды занимали очень выгодное положение.
Слайд 5
Китайские ряды. Фото М. Дмитриева. Проектировщиком корпусов Китайских рядов был Огюст де Монферран . Как и Спасский собор, они имели классическую основу и составляли с ним единую композицию. И все же, была у них отличительная особенность в духе китайской архитектуры: многоярусность крыши с приподнятыми углами и слегка прогнутой кровлей.
Слайд 6
По углам крыш эту тему поддерживали гипсовые статуи сидящих китайцев и китаянок.
Слайд 7
Не только выгодное положение, необычный вид привлекали внимание к этим рядам, но и продаваемые здесь экзотические для наших мест товары. 90 % из них был чай. Русское название этого напитка произошло от северокитайского « ча ».
Слайд 8
Виды чая на Нижегородской ярмарке До начала XIX века в нашу страну поставлялся черный и зеленый чай практически в равных объемах, а затем большую популярность завоевал черный чай. Также в нашу страну поставлялись элитные сорта зеленого и желтого чая. Широко был распространен кирпичный (плиточный) чай — низкосортный зеленый или черный чай, прессованный в форме кирпичей.
Слайд 9
Пути поступления чая на ярмарку Первая половина XIX века Сухопутный Через Кяхту Вторая половина XIX века Морской Через Европу Кяхтинский чай Кантонский чай
Слайд 10
В первой половине 19 века чай ввозили исключительно через Сибирь. На Нижегородскую ярмарку чаще всего его привозили не сами китайцы, а кяхтинские купцы. Кяхта - городок на границе с Монголией, входившей тогда в состав Китайской империи, где шла русско-китайская торговля. Сейчас Кяхта - это небольшой райцентр в Бурятии, а тогда это был очень большой по меркам той Сибири город, именовавшийся то «Москвой на Востоке», то «Столицей чая» или «Городом миллионеров». В Кяхту, а затем и в Нижний Новгород чай везли на верблюжьих караванах или конных подводах по Сибирскому тракту – «Чайному пути». Весь путь занимал до трех месяцев.
Слайд 11
Перевозили чай в цыбиках — плетеных из травы или камыша корзинах. Чай заворачивали в тонкую китайскую бумагу, а более дорогие сорта — в цинковую фольгу. Цыбики покрывали коровьей или конской шкурой, шерстью внутрь. Вес такого цыбика был около 2 пудов (32,76 кг), в нем помещалось около 20 кг чая. Их опечатывали и грузили на караваны или сани. В 60-е годы 19 века в страну разрешили ввоз кантонского чая. Это чай, который попадал в Россию через Европу, куда, в свою очередь, он попадал из Кантона. Ценился не так высоко, как кяхтинский чай, потому что при перевозке морем он портился.
Слайд 12
Торговля чаем А.А. Попов Склад чая на Нижегородской ярмарке Торговля чаем в Китайских рядах осуществлялась оптом. В 1830-х годах элитные белые чаи, которые называли «ханскими» или «императорскими», стоили от 12-15 рублей за фунт, отдельные сорта продавались за 200 рублей и выше за полфунта. Цена на зеленые чаи начиналась от 7 рублей, на черные чаи — от 4,5 рублей за фунт. Высоко ценились фамильные чаи, выращенные в Китае представителями определенной фамилии или фирмы. В середине века один фунт чая стоил примерно 2 рубля 50 копеек. Если перевести на российские деньги, то за 100 грамм приходилось выложить 60 копеек. Это был кяхтинский чай. Чтобы понять, насколько дорогим удовольствием был он тогда, сравним его стоимость со стоимостью ржаной муки, 1 пуд (16 кг) которой стоил 35 копеек. Привоз же кантонского чая опустил его цену на уровень остальных товаров. Была и торговля вразнос. Такие торговцы брали чай под честное слово и продавали его в других городах Нижегородской губернии, расплачиваясь за товар после выручки. Конечно, подобная торговля была связана с риском. Но тут, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское.
Слайд 13
Чайная жестяная коробка. Лысковский краеведческий музей Чай в Лысково попадал с Нижегородской ярмарки, а также от московских купцов.
Слайд 14
Значение чайной торговли Отношение к чаю на Нижегородской ярмарке характеризуется всего одним сюжетом – все приличные люди считали ярмарку действующей только после того, как на нее привозили чай, а не после официального открытия. Давайте разберемся, почему. Н. А. Бородицкая в историческом очерке «Нижегородская ярмарка» пишет: «К торговле чаем приступали после продолжительных переговоров кяхтинских купцов с городовыми и партионными покупателями. Известие о «развязке чайного дела» мгновенно разносилось по ярмарке, миллионы, уплаченные за китайский чай, приводили в движение всю ярмарку. Кяхтинские купцы закупали и заказывали мануфактурные товары и пушнину, фабриканты и торговцы мануфактурных товаров расплачивались по своими кредиторами, покупали и заказывали нужное им сырье. Чай являлся своеобразным «рычагом, дававшим движение торговле». Среди покупателей Нижегородской ярмарки складывается мнение, что «чай на все цену ставит». Таким образом, чай был своеобразной валютой, от стоимости который зависела цена на множество шедших на азиатские рынки товаров российского производства (хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлические изделия и прочее).
Слайд 15
Значение чайной торговли Что касается второй половины XIX столетия, в это время чай из Нижнего Новгорода уходит. Происходят крупные изменения во взаимоотношениях Китая и остального мира: после «опиумных войн», после открытия китайских портов, чай пошел морским путем. Когда был прорыт Суэцкий канал, он в Россию начал поступать через Одессу. Это было более выгодно. Соответственно, кяхтинская торговля сходит на нет и чай с Нижегородской ярмарки пропадает. Символом полного упадка чайной торговли на ярмарке стало разрушение в конце XIX века Китайских рядов.
Слайд 16
Чайная – это исконно русское гастрономическое заведение, которое базировалось на реализации различных видов чая, а также продовольственных товаров, сопутствующих данному напитку. Чайная «Столбы» В.Д. Сироткина. Фото М.Дмитриева До конца XIX века Нижний Новгород именовали «чайной столицей России», ведь все пути распространения напитка по стране начинались с Нижегородской ярмарки. Чайные церемонии были настолько популярны, что здесь работали пять чайных (на Стрелке, на Сибирской пристани, в бакалейном ряду и на песках за флажным мостом).
Слайд 17
Писатель Теофиль Готье , отмечал, что эти заведения служили местом для деловых свиданий, где «несмотря на разные языки собеседников, русский – единственный язык, на котором здесь изъяснялись и заключали сделки». Большое количество заключавшихся на ярмарке сделок основывались на честном купеческом слове. А любимым местом «ударов по рукам» были, наряду с трактирами и ресторанами, чайные, в которых сидели купцы и их молодцы-приказчики. Так как нижегородцы имели возможность раньше, чем прочие, познакомиться с китайским чаем, именно здесь зарождаются традиции чаепития. Нижегородцы получают прозвище водохлебов, нижегородское чаепитие становится притчей во языцех — это часть образа жизни. Именно здесь в традиционный быт русского человека входит чай и его вкушение из блюдечка. Весь ритуал русского чаепития формируется в Нижнем Новгороде, благодаря Нижегородской ярмарке. Купцы в чайной
Слайд 18
Потребление чая стимулировало развитие многих производств и ремесел. На фарфоровых заводах изготовляли чайные сервизы. Возникли многочисленные производства самоваров, среди которых особую любовь завоевали Тульские самовары. Совершенствовались рецепты выпечки к чаю.
Слайд 19
А. Кокель «В чайной» Вот такая чайная история Нижегородской ярмарки получилась у меня.
Слайд 20
Источники. 1. https ://dmitriyromanov.ru/project/lektsii-text/nizhegorodskaya-yarmarka-v-nachale-xx-vv / 2. https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Нижегородская_ярмарка 3. http ://old.pravda-nn.ru/archive/2014-12-02/chaj-na-vse-tsenu-stavit / 4. https :// www.yarmarka.ru/news/news1132.html 5. https :// arzamas.academy/materials/2192
Слайд 21
Благодарю за внимание!
Цветок или сорняк?
Пейзаж
Одна беседа. Лев Кассиль
Привередница
Золотая хохлома