Нас окружает большое количество стереотипов. В том числе они относятся и к разным странам и народам, их традициям и обычаям. Например, согласно стереотипам, в России на улицах гуляют медведи, а корейцы едят собак, эстонцы медлительные, а евреи жадные. Вот и об Англии сложились некоторые из таких предубеждений. Если бы Вам предложили сейчас вспомнить все ассоциации, которые приходят Вам на ум при упоминании об англичанах, наверняка среди них будут двухэтажные автобусы, английский юмор, пасмурная погода, овсянка на завтрак, любовь к футболу и чопорная манера держаться.
Эти стереотипы в основном сформированы художественной литературой, кинематографом и даже средствами массовой информации, некоторые их них соответствуют действительности, другие уже устарели, третьи верны лишь частично. Так как сейчас многие люди путешествуют в Британию, учатся и работают там, важно знать, каковы британские люди и обычаи на самом деле.
Как известно, стереотипы ограничивают мышление людей и заставляют оценивать всё согласно им. Люди должны развеивать мифы и учиться мыслить шире. Именно поэтому мы находим тему исследования актуальной. Мы решили узнать, проанализировать и понять, знают ли стереотипы об Англии.
Цель работы: выяснить, знают ли школьники стереотипы об Англии.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_npk.docx | 47.88 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Лицей №4» г. Оренбурга
Исследовательская работа
Стереотипы об Англии
Автор: Лабынцева Алена, 6г класс
Руководитель: Паксиватова Елена Юрьевна,
учитель английского языка,
высшей квалификационной категории
г. Оренбург, 2021
План
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Нас окружает большое количество стереотипов. В том числе они относятся и к разным странам и народам, их традициям и обычаям. Например, согласно стереотипам, в России на улицах гуляют медведи, а корейцы едят собак, эстонцы медлительные, а евреи жадные. Вот и об Англии сложились некоторые из таких предубеждений. Если бы Вам предложили сейчас вспомнить все ассоциации, которые приходят Вам на ум при упоминании об англичанах, наверняка среди них будут двухэтажные автобусы, английский юмор, пасмурная погода, овсянка на завтрак, любовь к футболу и чопорная манера держаться.
Эти стереотипы в основном сформированы художественной литературой, кинематографом и даже средствами массовой информации, некоторые их них соответствуют действительности, другие уже устарели, третьи верны лишь частично. Так как сейчас многие люди путешествуют в Британию, учатся и работают там, важно знать, каковы британские люди и обычаи на самом деле.
Как известно, стереотипы ограничивают мышление людей и заставляют оценивать всё согласно им. Люди должны развеивать мифы и учиться мыслить шире. Именно поэтому мы находим тему исследования актуальной. Мы решили узнать, проанализировать и понять, знают ли стереотипы об Англии.
Цель работы: выяснить, знают ли школьники стереотипы об Англии.
Для достижения цели поставлены задачи:
Объект исследования: стереотипы
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Понятие и сущность стереотипов
Понятие «стереотип» в разных источниках и разными учеными определяется по-разному.
В переводе с греческого стереотип («stereotypos»), значит «твердый отпечаток».
Термин «стереотип» был введен в 1922 году Вальтером Липпманом.
В Липпман, американский журналист, социолог и психолог, занимавшийся проблемой социальных стереотипов трактовал его как «картинку у нас в голове», он же определил этнический стереотип как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей».
Психологи определяют стереотип так:
Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом.
Словарь Ожегова даёт следующее определение стереотипу:
Стереотип- прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт.
Если обратиться к интернету, то:
Стереотип- принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте (Викисловарь)
Наиболее обобщенное определение приводится в Энциклопедии социологии: «стереотип – устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы».
Социально-психологический словарь даёт более подробное определение, описывая этнические стереотипы как «относительно устойчивые представления, которые разделяются большой группой людей внутри социальной общности о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнический общностей»
Следует так же упомянуть следующие важные характеристики и аспекты стереотипа, не упомянутые в приведенных определениях. Стереотипы в целом и этнические стереотипы в частности определяются не представлениями одного индивида, а фактом «группового согласия». Другими словами, они возникают не в головах отдельных людей, а в сознании больших групп людей .
2. Виды стереотипов
Единой классификации стереотипов нет:
В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.
При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.
Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.
Социальный стереотип - это устойчивый и несколько упрощенный образ какого-то явления, группы людей, события и т.д. Они помогают нам составлять свое представление о мире. Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира. Внутри социальных стереотипов выделяют следующие:
Гендерные стереотипы- распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных полов, в первую очередь мужчин и женщин. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее.
Возрастные стереотипы - это черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую. Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные.
Этнокультурные стереотипы (этнические) - это особая разновидность социального стереотипа, обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.
В глазах большинства:
типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.
Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» – стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.
Этностереотипы— относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности.
Чаще всего они вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма.
3. Стереотипы об Англии
Существует множество различных стереотипов, рассмотрим самые популярные.
Существует мнение, что первые рестораны быстрого питания появились в Америке. Однако, можно утверждать, что в Великобритании фастфуд появился значительно раньше, но её фастфуд сильно отличается от других. Здесь основным блюдом является не американский гамбургер, а Fish & Chips. Данное блюдо представляет собой кусочки филе рыбы и картошка фри. К нему подается гарнир: пюре, огурчики, фасоль или салат из овощей.
Все его составляющие: картофель, рыба, гороховое пюре и др. попали в Англию разными путями. Картофель фри - из Франции, а рыба — с еврейскими переселенцами. Известно точно одно - национальным блюдом оно стало только в XIX веке. Основой его успешного продвижения были маленькие семейные предприятия, традиционно продававшие различную снедь на улицах Лондона и других крупных городов Северной Англии. Лондон со дня своего основания был центром торговли рыбой, а на севере основным продуктом питания был картофель. Тем не менее, первыми чипсами были не картофельные ломтики, а кусочки хлеба (гренки). Но с ростом потребления блюда и сокращением запасов белого хлеба его постепенно сменил картофель.
Первые закусочные «Fish & Chips» открылись в Восточном Лондоне в 1860 году, а затем распространились по всей стране. К 1900 году в Великобритании насчитывалось уже более 30000 закусочных, объединившихся затем в Национальную федерацию фритюрщиков. Во время первой мировой войны это недорогое, питательное блюдо помогло избежать голода в самых бедных социальных слоях страны. В 1935 году кому-то пришла в голову мысль развозить Fish & Chips на мотоцикле, так появилась первая доставка фастфуда. Во время Второй мировой войны это блюдо не выдавалось по карточкам, в отличие от большинства продуктов и было включено в рацион питания войск. Эвакуированных в сельскую местность горожан также кормили им, развозя на специальном грузовике «Fish and Chips».
Ближе к концу XX века блюдо утратило былую популярность, их сменили различные кебабы, шаурма и сосиски карри. Несмотря на это, в Великобритании ежегодно используется для приготовления Fish and Chips 60000 т рыбы и 500000 т картофеля. Рыба с чипсами находит все больше и больше своих приверженцев.
Сейчас закусочные «Fish & Chips» существуют в Ирландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, США, Китае и даже в Омане. Ежегодно в августе в итальянском городе Барга проводится фестиваль «Fish & Chips» в знак дружбы с Великобританией.
Изначально, когда Fish & Chips начали только покорять Англию, рыба и картошка подавались просто завернутыми во вчерашнюю газету! А сейчас Fish & Chips можно найти, наверное, в любом заведении Лондона: и в простой забегаловке, и в дорогом ресторане. Так что любовь англичан к фастфуду – это не миф.
Первые омнибусы (предшественники автобусов – многоместные фургоны на лошадиной тяге) появились в Лондоне в конце 1820-х годов. В 1855 году образовалась London General Omnibus Company (Лондонская Основная Омнибусная Компания) LGOC, которая смогла объединить управление всеми извозчичьими услугами и пассажирскими наземными перевозками в городе. Компания закупала различные марки автобусов. В начале XX века в Великобритании уже насчитывалось почти 200 автобусных марок. Но со временем руководство компании пришло к выводу, что для перегруженного Лондона, привыкшего к двухэтажному транспорту, нужна своя собственная модель.
По специальному заказу компании LGOC в 1911 году был сконструирован и построен автобус с деревянным кузовом. Концепция конных экипажей сохранилась: внизу — закрытый салон, вверху — открытый «империал», куда вела крутая винтовая лесенка. Это был самый первый массовый автобус в мире!
По заказу лондонских транспортников в 1922 году была сконструирована новая модель с закрытой крышей. Это было связано с тем, что власти Лондона запретили эксплуатацию автобусов с открытым верхом.
Самым стильным из лондонских автобусов стал Routemaster — «хозяин дорог». Первый Routemaster появился на лондонских улицах в далеком 1956 году. Дизайн автобуса разрабатывался почти 9 лет. Открытая задняя платформа позволяла большому количеству пассажиров входить и выходить, не задерживаясь, даже на перекрестках и светофорах.
С тех пор даблдекер стал частью английской культуры.
Двухэтажные автобусы имеют множество неудобств по сравнению с одноэтажными автобусами:
Однако есть и преимущества:
На сегодняшний день количество двухэтажных красных автобусов Routemaster стремительно сократилось, из-за солидного срока службы и невозможности принять инвалидные кресла и коляски. За последние 10 лет в Лондоне произошла практически полная замена автобусного парка. Но правительство британской столицы решило оставить знаменитый красный Routemaster, курсирующий по городским маршрутам №9 и № 15. Сегодня данные маршруты пользуются огромным интересом среди туристов, которые хотят осмотреть достопримечательности старого доброго Лондона.
И пусть на данный момент даблдекеры ходят лишь по 2 туристическим маршрутам, но всё-таки они не миф.
Прошло всего восемь лет после того, как в 1876 году Александр Грэм Белл изобрел телефон, а в Британии уже появились общественные телефоны: англичане самые первые в мире поставили на улицах телефонные будки, справедливо рассудив, что на полезном изобретении можно эффективно заработать в обществе, которое нуждается в коммуникациях. Сразу же возник вопрос, каким образом лучше всего разместить эти общественные телефоны, чтобы было удобно и тем, кто с них звонит, и владельцам этих телефонов.
Первые телефонные будки появились в 1920 году. Несмотря на свою известность, знаменитые английские телефонные будки были вовсе не красными, а желтовато - белыми и называлась эта модель-К1 – киоск номер 1. Первая будка несколько отличалась от того, что мы привыкли видеть сейчас и один оригинальный экземпляр сохранился на рынке городка Кингстон-на-Халл (Kingston-upon-Hull), где и радует до сих пор глаза туристов. Кстати сказать, в этом городке таксофоны до сих пор выполнены в желтовато - белом цвете, поскольку город этот , является единственным в Великобритании, где почтовая служба не подчиняется Королевской Почте, а находится под местным управлением, которое и сохраняет кремовый цвет телефонных будок, каким он был изначально в 1920 году.
Прототипом знаменитой красной телефонной будки, является модель, победившая на конкурсе, объявленном в Англии в 1924 году. Победителем конкурса стал архитектор Сэр Гилберт Скотт. Именно он продумал и воплотил в жизнь дизайн знаменитой английской телефонной будки. В оригинальном проекте сэра Гилберта Скотта, предложенного Королевской Почте, будка была выполнена из стали, имела серебристый цвет и голубовато - зеленый интерьер. Почта приняла проект с изменениями - телефонная будка отныне будет ярко красной и изготавливаться из чугуна.
После того как проект был одобрен, эти телефонные будки стали устанавливать не только по всей Британии, но также и в ее колониях (к примеру, в индийских музеях до сих пор можно найти фото телефонных будок из Британии), и в других дружественных странах. Телефонная будка стала своеобразным символом единства Британии для многих бизнесменов и путешественников, которые вынуждены были долгое время проводить вне родных берегов.
На данный момент английские телефонные будки находятся под угрозой исчезновения из-за возрастания популярности сотовых телефонов. К тому же, на их содержание тратятся значительные средства. Чтобы спасти телефонные будки, которые находились под угрозой снесения, компания ВТ начала программу под названием "Прими киоск" в 2009 году. Программа позволила местным сообществам и административным управлениям принимать списанные телефонные будки в своих областях и превращать их в своеобразные музеи-библиотеки. Начиная с 2009 года, более чем 1500 будок были переданы в управление и преобразованы в картинные галереи, кафе-кондитерские, бакалею, цветочные магазины и в одно из самых популярных видов — в библиотеки.
Так что, телефонные будки постепенно становятся мифом.
Любовь к продолжительным чаепитиям в Англии была привита Анной Рассел, седьмой герцогиней Бедфорда ( город на реке Уз) в 19 веке. В этот период обед в Англии (dinner) отодвигался на всё более и более позднее время (19 – 20 часов). Слово dinner исторически означало «обед», мы же привыкли переводить его как «ужин». Вместо dinner, для обозначения дневного приема пищи, англичане стали использовать слово lunch, но этот прием пищи был довольно лёгким. Он не мог дать чувство сытости до самого вечера. Это и стало поводом для нового обычая, который «придумала» Анна Рассел, герцогиня Бедфорд. Примерно в 17 часов она стала приглашать к себе друзей, чтобы попить чаю. Она была в течение всей своей жизни подругой королевы Виктории и в 1837—1841 годами служила при королевском дворе дамой спальни. Герцогиня и её муж развлекали королеву в загородном доме Бедфордов Вобурн Эбби в 1841 году. Королева Виктория очень любила чай. Это нововведение пришлось ей по вкусу. А поскольку все граждане Англии стремились во всем равняться на королеву, манеру пить чай столь долго и трепетно, они переняли с большой радостью. Атрибутами такого чаепития стали чай с молоком, вкусные свежие булочки, изысканные бутерброды, которые подавались на красивых серебряных подносах.
В наши дни эта старинная традиция больше не существует для 99% англичан. Она ассоциируется преимущественно с аристократией. Сегодня же мало кто придерживается специального «чайного расписания». Некоторые англичане говорят, что русские пьют столько же чая, сколько англичане, и получают от этого такое же удовольствие. Однако разница все же есть в том, как и с чем мы пьем чай. В Великобритании если кто-то предлагает вам чашечку чая ( “a cuppa” – a cup of tea) , единственными возникшими вопросами могут быть: «Слабый или крепкий?» (“Weak or strong?”) и «Сколько сахара?» ( “How many sugars?” – имеется в виду количество ложек). Никто не станет вас спрашивать, добавить ли в чай молока – оно добавляется автоматически! Если же вы не пьете чай с молоком, нужно предупредить об этом заранее, иначе будет поздно!
В большинстве английских домов имеется коробочка с печеньем (“biscuit tin”), в которой могут находиться печенюшки на любой вкус: от овсянок и крекеров до печенья с ванильным кремом в середине и рулетиков с начинкой. Макать печенье в чай - еще одна хорошая традиция, хотя королева, конечно, не станет так делать. Если вы пьете чай в гостях у англичанина, не ждите обычного для русских разнообразия: конфет, шоколада, мороженного, варенья, меда или еще чего-нибудь, что завалялось в холодильнике. Если повезет – получите печеньку!
Пятичасовое чаепитие сегодня - это явный стереотип Англии.
Визитной карточкой англичан считается проявление изысканных манер. Бытует мнение, что англичане - это чопорные, холодные и сдержанные люди. Доля правды в этом конечно есть. Англичане никогда не выставляют себя в разговоре, не ведут речь о своих делах, своей профессии, а особенно о том, что стало делом их жизни. В разговоре они ищут точки соприкосновения со своими собеседниками и ведут дальнейший разговор в этой области. Считается дурным тоном безапелляционно утверждать, что бы то ни было, отстаивать в споре свою точку зрения. Беседа, по мнению англичан должна вести к расслаблению, а не к глубокому размышлению над поднятыми проблемами.
Их «чопорность» является результатом прекрасного воспитания и умения безупречно владеть собой, знать правила поведения в обществе, за столом, а также соответствовать дрескоду и прочему. Они не такие импульсивные, как французы, менее подвижны и суетливы, нежели американцы и, конечно же, уступают в экспрессии немцам. Но отличаются тонким чувствованием сути вещей, дипломатичностью, расчетливость, некоторой флегматичностью и, главное, интеллигентностью.
Однако, изучая различные статьи по этой теме, я столкнулась с мнением по этому вопросу самого англичанина, которое стало для меня, своего рода, открытием. Согласно его высказыванию, это - правда, что вежливость и хорошие манеры очень важны для англичан, однако за этим стоит неведомая сторона их жизни. Согласно правилам общества страны, англичане очень сдержаны и не могут открыто выражать свои чувства и эмоции или вести себя так, как им вздумается. На их плечах лежит груз общественного мнения, что, в конце концов, приводит к тому, что у англичан больше комплексов, чем у большинства других наций. «Мы вежливы потому, что общество обязывает нас к этому, а не потому, что мы более расположены к вежливости, чем другие», - говорят англичане. «Когда вы проводите все свое время, молча, принимая раздражающие вас обычаи, улыбаясь людям, которых вы терпеть не можете, и восхищаясь плохой погодой - не удивительно, что все негативные эмоции накапливаются внутри вас. И когда они, наконец, выходят наружу, тут и дает о себе знать та самая темная сторона английской души: в футболе, хулиганстве и выпивке по выходным».
Следовательно, можно смело сказать, что англичане ничуть не вежливее остальных. И порой чрезмерная вежливость – это лишь проявление веками сложившегося образа жизни и национального характера.
4.Практическая часть и анализ собранного материала.
Для начала, того чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся разных ступеней разбираются в данном вопросе, мы провели опрос, в котором выяснилась степень осведомленностио об ангдийских стереотипах. В опросе приняли участие 112 учеников Лицея №4.
Первый опрос предлогал ответить на один вопрос «Что вы представляете или какие ассоциации вы имеете когда речь идёт об Великобритании?» (см. Приложение 1)
Утвердительно ответили все 100%
В следующем опросе так же приняли все те же 112 человек, для меня было важно узнать, подвержены ли они распространенным стереотипам. (см. Приложение 2)
Стереотипы подростков об Англии по степени популярности расположились в следующем порядке:
Самое главное, что мы получили в результате исследования, это то, что такое задание было познавательно не только для исследователей, но и для учащихся, они смогли расширить кругозор увидеть англичан, порой, с совершенно неожиданной стороны, и сделать не одно удивительное открытие о традициях, быте и стиле жизни жителей страны, язык которой мы изучаем .
Заключение
В результате нашей исследовательской работы было изучено понятие стереотипа. Сравнив и обобщив приведенные определения, мы сделали вывод, что понятие «стереотип» состоит из следующих составляющих: устойчивость; эмоциональная окраска; обобщённость и упрощённость образа; направленность на этническую группу, на всех её представителей; характеристика моральных, умственных и физических качеств представителей этнической группы.
Нами были выявлены основные этнические стереотипы и изучены примеры отражения этнических стереотипов на примере английской культуры. Мы выяснили, что, описывая стереотипы той или иной страны, нации, народности нельзя забывать о том, что получаемое представление не может быть объективным в силу индивидуальности каждого отдельно взятого представителя.
Стереотипы необходимы для формирования мнения о том или ином явлении или предмете, более того они неизбежны, но необходимо очень аккуратно пользоваться стереотипной информацией для оценки какого- либо явления или предмета. Нельзя сказать, что все стереотипы об англичанах ошибочны, большинство из них формировались столетиями и должны пройти еще столетия, чтобы разрушить их, но на их место придут другие стереотипы, возможно еще более странные и неправдоподобные.
Работа, мы считаем, будет полезна для тех, кто изучает английский язык и хочет узнать больше о Великобритании и британцах.
Список литературы
Приложение 1
Знаете ли вы какие-то стереотипы об Англии/англичанах? | |
да | нет |
Приложение 2
Какие вы знаете стереотипы?
В Великобритании повсюду красные телефонные будка | |
да | нет |
Англичане очень любят фастфуд | |
да | нет |
Пятичасовой час | |
да | нет |
В Великобритании повсюду красные двухэтажный автобусы | |
да | нет |
Англичане очень вежливы | |
да | нет |
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Юрий Визбор. Милая моя
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Этот древний-древний-древний мир!
Ласточка. Корейская народная сказка