Тема работы достаточно актуальна в настоящее время, потому что сленг – это значимая часть языковой культуры современных школьников. Мир постоянно меняется, меняются ценности. Школьники по-своему приспосабливаются к реалиям окружающего мира.
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный сленг | 168.89 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОДИНЦОВСКИЙ «ДЕСТЫЙ ЛИЦЕЙ»
«ШКОЛЬНЫЙ СЛЕНГ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОИХ РОВЕСНИКОВ»
(любители словесности, русский язык)
Выполнил:
Погонев Елисей Сергеевич
Руководитель: Пашинская Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Одинцово
2021
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
I. Разновидности школьного сленга ..............................................................6
II. Речевая культура моих ровесников (исследование). ..............................10
Виды сленга в моём классе
а) Деловой компьтерный сленг .....................................................................11
б) Бытовой школьный сленг.......................................................................11
в) Сленг в сообщениях ..................................................................................13
д) Инфернальная лексика ............................................................................13
е) Слова-паразиты…………………………………………………………..15
Вывод. ............................................................................................................17
Литература: ....................................................................................................18
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И.С. Тургенев.
Введение
Давайте сначала разберёмся, что такое сленг. Сленг – это (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. Сам термин появился в 19 веке в Англии. Но сленг как языковое явление существовал давно. Конечно, сленг был и у крестьян, и у торговцев, и у пиратов, и у разбойников. Учёные говорили, что сленг – это язык-бродяга, «который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». Действительно, многие сленговые выражения прочно вошли в литературный язык и стали играть значительную роль в речевом этикете.
В наше время у сленга много разновидностей. Есть сленг футбольных фанатов, журналистский, компьютерный, актёрский. А также сленг принят для определения языка молодежи, школьников, подростков. Он является, скорее, «общественным развлечением», так как через эту форму языка проявляется стремление молодежи подчеркнуть свой особый статус в обществе. Мне, конечно, ближе всего именно сленг школьников.
Мир постоянно меняется, меняемся и мы, люди, а также наш язык. И сленг стал неотъемлемой частью языка. Возможно, старшее поколение, мои бабушки и дедушки, считают, что сленг только засоряет язык. А я считаю по-другому.
Жизнь человека невозможна в одиночестве, без общения с другими людьми. В повседневной жизни нам постоянно приходится встречаться с самыми разными людьми, обращаться к ним с просьбой, приветствовать, благодарить, поздравлять с праздниками, извиняться. Для того чтобы быстро устанавливать отношения, лучше понимать друг друга, люди выработали правила поведения в различных ситуациях. Комплекс правил поведения называется этикетом. В основе его лежит моральный принцип, который гласит, что нужно поступать с другими так, как хотели бы, чтоб поступали с вами.
Речевой этикет является частью поведенческого этикета. По речи человека можно понять его ум, характер, уровень образования, культурность и деловитость. Правила речевого этикета усваиваются с детства, вместе с воспитанием и обучением. Родители учат детей здороваться, благодарить, извиняться и этим закладывают основы культурного общения. Сленг же никакого отношения не имеет к речевому этикету, потому что он, как я думаю, отклонение от принятой нормы общения. И всё же он существовал и будет существовать. Сленг – это значимая часть языковой культуры моих ровесников. Как я уже говорил, я должен находиться в обществе, должен понимать людей, с которыми сижу в одном классе.
Вот именно поэтому данная тема заинтересовала меня. Разобравшись в ней, я смогу понимать значение сленговых слов в речи моих сверстников, а также сам научусь правильно и вежливо употреблять сленг при общении не только со сверстниками, но и с моими бабушками и дедушками.
Тема моего исследования – «Школьный сленг как неотъемлемая часть языковой культуры моих ровесников».
Интерес к данной лексике объясняется тем, что в школьном сленге есть слова и обороты, которые привлекательны для моих ровесников. Эти слова яркие, выразительные, меткие.
Актуальность темы: сленг – это значимая часть языковой культуры моих ровесников, я должен понимать людей, с которыми нахожусь рядом. Но грубое и неправильное употребление сленговых слов засоряет современный русский разговорный язык, что вызывает беспокойство.
Цель данной работы – проанализировать речь моих ровесников с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов в речи.
Задачи моего исследования:
1) определить понятие «сленг» и «школьный сленг»;
2) определить, выделить и описать функции и разновидности сленга в речи моих ровесников;
3) провести исследование речи моих одноклассников с целью выделения наиболее употребительных сленговых слов и выражений, частоты использования сленга, причины его употребления моими ровесниками.
4) стимулировать активность гражданской позиции моих одноклассников по отношению к проблемам языка.
Гипотеза: школьный сленг, по моему мнению, имеет несколько видов: бытовой (досуг и быт), деловой (учёба, школа), оценочный, жаргонный.
Причина употребления сленга – привлечение внимания к себе окружающих и речевая скудость.
Объект исследования: разговорная речь учащихся 6 В класса ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей".
Предмет исследования: использование учащимися школьного сленга в разговорной речи.
Основная часть
I. Разновидности школьного сленга
Как я уже говорил, сленг как часть языковой культуры делится на несколько видов. Один из них молодёжный. Он тоже делится на несколько типов: 1) сленг молодых людей; 2) студенческий сленг; 3) школьный сленг.
В своей работе я уделил внимание именно школьному сленгу, потому что он мне ближе всего. Я сам школьник, ученик шестого класса, и очень часто в своей речи использую разные «словечки». Конечно, родители и учителя не всегда понимают то, о чём говорим мы, школьники. И это нормально. Так мы, дети, стараемся спрятаться от взрослых. У каждого «школьного» поколения свой сленг. Хотя есть слова, которые передаются из поколения в поколение.
Как только я стал писать эту работу и начал проводить своё исследование, я заметил, что школьный сленг тоже имеет несколько видов: бытовой (досуг и быт), деловой (учёба, школа), оценочный, жаргонный, инфернальная лексика, слова-паразиты. В сленге отражается всё, что волнует нас, меня и моих ровесников.
Бытовые лексемы - часть школьного сленга, который подростки применяют в бытовой сфере. Таких слов очень много, поэтому для удобства слова разделили на группы: обозначение частей тела; обозначение одежды, аксессуаров или обуви; название денег; название бытовых приборов.
Например, "дыня", "виза" — это лицо. А "клешнями" и "граблями" называют руки. "Кочан", "котелок" — голова. Часто можно услышать: «Ну, у тебя и кочан!» или «У тебя что? Котелок не варит?» "Лапти", "лыжи" — ноги. Эти названия традиционны. Они используются не одним поколением школьников. Так когда-то говорил и мой папа, так теперь говорю и я. Нередко можно услышать, что подростки называют части тела так, как называются детали автомобиля или самолета. Например, "фары" — это глаза, а "крылья" — руки. В обозначении одежды тоже есть свои слова: например, "косуха" — куртка, "джопсы" — джинсы. Все слова взяты из каких-то узких социальных групп, например, байкеров, и зависят от моды. Но если какой-то предмет гардероба не используется, то его название забывается.
"Косарь", "бабки", "капуста" и прочее — это все обозначение денег. Некоторые из слов были заимствованы из тюремного жаргона, другие изобрела молодежь.
Деловой сленг, по-моему, это то, что касается непосредственно учёбы. То есть сюда входят слова, которые обозначают следующее: 1) названия школьных предметов; 2) названия учителей; 3) названия оценок, которые мы получаем; 4) названия каких-то предметов или процессов; 5) компьютерный сленг; 6) мобильный (от слова мобила – телефон).
Например, английский язык называется «инглиш», а учителя английского языка мы называем соответственно – «англичанка». Физкультура – «физра», учитель – «физручка» или «физрук». Литература – «литра». Учителя русского языка называем – «русичка», физики – «физичка», учитель химиии традиционно «молекула», «химоза». А вообще любого учителя, если это женщина, - «училка». «Пара» – двойка, «природа» – природоведение, «содрать» – списать. Бывает, в классе слышно мольбу: «Народ, дайте содрать домашку по матеше!»
Любимый ученический предмет – шпаргалка, её мы называем просто «шпора». Если получил «2» по «контроше» или «контре», значит, «завалил». Все эти слова так же, как и слова бытового сленга, не меняют своего значения и используются не одним поколением школьников.
Есть слова, которые появились в словаре школьного сленга недавно. Как только в обиход вошли компьютеры, тут же возникли и названия его частей и процессов: «клава» - клавиатура, «перекинуть» - скопировать. Люди, которые далеки от компьютеров, порой не понимают, о чём идёт речь. Например: «В биосе жми ф9 и делай загрузку с винта; в командной строке напиши команду трассировки к сайту и отправь мне результат». Такое можно встретить не только в речи твоего друга или знакомого, понимающего в компьютерах, но и в какой-нибудь инструкции. Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию. Вместе с новой техникой в мир человека внедрились также компьютерные игры, где тоже присутствуют определённые индивидуальные обозначения вещей, такие как квест, RPG, десматч и др.
Мои одноклассники в ватсапе или «ВКОНТАКТЕ» общаются, конечно, мобильным и компьютерным сленгом. Все без исключения на нем разговаривают. Иначе мы не поймем друг друга.
Ещё одна из составляющих школьного сленга - сфера оценки. Что это такое и о чем пойдет речь? Давайте разбираться по порядку. Итак, такие слова можно разделить на два типа: оценочную лексику и вокативы. Первое означает яркую отрицательную или положительную оценку. Несмотря на то что в русском языке очень много всевозможных способов выразить то или иное отношение к чему-либо словами, школьники предпочитают использовать свои лексемы. Например, "блеск", "шоколадно", "круто", "ништяк", "супер", "потрясно" — так подростки дают положительную оценку. В то время как "муть", "фигово", "пазарно", "мура" — уже отрицательное оценивание чего-либо.
Про вокативы можно сказать, что они отражают взаимодействие школьников со всеми возрастными категориями и социальными слоями. Например, "мелочью" называют маленьких детей, а вот "папаша" или "дяхан" — так называют не только отца, но и лиц мужского пола старше себя. Подростки придумывают названиям и национальностям. Так, "черномазый" — лицо с кавказскими корнями. Не будем сейчас говорить о допустимости подобного обращения, оно просто есть. Сейчас обращаются к сверстнику "бро" или "чувак", "перец", "браток", "кент".
Жаргонный школьный сленг – это те слова, которые касаются всех сфер жизни школьника: учёбы, быта, общения.
Что же такое жаргонная лексика? Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон – социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения.
Жаргон может возникать в любом коллективе, в частности, в школьном. Так, школьному жаргону относятся слова: «ботаник» — отличник, усердный ученик; «клёвый», «классный» — высшая степень положительной оценки, «крутой», «круто» — выше всяких похвал, «напрягать» — утомлять, докучать. Иногда в речи моих одноклассников я слышу: «Клёвая девчонка пошла» или «Пацан, а ты крутой!» Эти слова активно употребляются в речи моих одноклассников.
Причины возникновения жаргонных слов различны. Как я думаю, употребление подобных слов - это выражение определённого отношения к жизни, а также стремление обособиться от остального языкового мира. Все в школе так говорят, значит, и я так буду говорить. Конечно, я сам стараюсь не употреблять жаргонный сленг, хотя иногда «словечки» слетают с языка, поэтому родители меня за это ругают и просят перевести на нормальный язык. В нашем классе жаргонизмы в речи моих одноклассников звучат сплошь и рядом.
Да я и сам понимаю, что так говорить нельзя. Подобные слова только портят наш красивый язык. Просто сейчас так модно, и так все говорят.
А вот деловой школьный сленг употребляю довольно часто как я, так и мои одноклассники.
Конечно, считается, что и слова-паразиты, и те плохие слова, которые мы иногда употребляем, то есть мат (инфернальная лексика), совсем не относятся к сленгу и жаргону. Это разные вещи. Но в наше время они так основательно укоренились в речи всех слоёв общества, что их можно считать частью языка. Эти слова распространены и в речи школьников. Я считаю, что на сегодняшний день и жаргонизмы, и мат можно смело отнести к школьному сленгу. Без жаргонных словечек школьный сленг не может существовать. Они стал частью его, к сожалению, как и матные слова. Поэтому я и отнёс их к школьному сленгу.
II. Речевая культура моих ровесников
Сленг для людей - часть сугубо разговорной речи, которая отличается от формального и диалектического языка. Сейчас сленгом пользуются почти все люди на земле. Но если так, то со временем должны выявлять разные виды сленговых слов.
Некоторые считают, что раскрепощение языка в виде сленга – это неплохо, что в этом есть свои положительные стороны, которые помогут языку развиваться. Я считаю так же, но отчасти, ведь сленговые слова заполняют нашу речь, потому что их легко запомнить, но нельзя забывать о нашем родном языке.
Я думаю, что человек, который говорит красиво и правильно как на чисто русском языке, так и на сленге, более успешен в своей сфере деятельности. Но, к сожалению, в наше время мало кто задумывается о гармонии между устоявшимся и новым языками.
Да и я сам порой могу сказать какое-нибудь ругательство или слово-паразит, хотя понимаю, что так нельзя. Просто не хочется быть аутсайдером среди своих одноклассников. Мои одноклассники и я практически перестали общаться друг с другом, ведь проще написать SMS, где часто забывается этикет, правила письма и появляются сокращения, все это приводит к нарушению гармонии речи и из SMS выходит в живую речь.
Виды сленга в моём классе
Я провел исследование в своём классе (27 человек) с конца января по март. С помощью моих наблюдений я выделил несколько видов сленга, о которых я уже говорил. Именно все виды сленга присутствуют в речи моих одноклассников. Также я выявил источники нарушения гармонии речи.
Особенно распространён в нашем классе деловой сленг, в частности, компьютерный. Компьютерный сленг- разновидность сленга, используемого как профессиональными (например, IT-специалистами), так и другими пользователями компьютеров.
Мои одноклассники используют компьютерный сленг при обсуждении видеоигр и систем устройств. Причём мальчики употребляют компьютерный сленг чаще, чем девочки.
По моему исследованию можно сказать, что (78%) слов из компьютерного сленга принадлежат мальчикам, а остальные (22%) девочкам.
Вторым по частоте употребления в нашем классе является бытовой школьный сленг.
Бытовой сленг, как и любой другой, представляет собой только набор слов на основе своей фонетики и грамматики и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Наиболее развитые его направления — «Человек», «Внешность», «Одежда», «Жилище», «Досуг». Характерной особенностью, отличающей бытовой сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.
Вот такие примеры сленговых слов я хочу привести. Их я подслушал у своих одноклассников.
Бытовой сленг девочки в моем классе употребляют почему-то чаще, чем мальчики. По моим наблюдениям 60% случаев я отметил у девочек и 40% у мальчиков.
Отдельно хочу выделить сленг в сообщениях. Его используют чаще всего в мобильниках. Сленг в сообщениях - это совокупность всех видов сленга с учетом сокращений слов и экономии времени.(omg, бмп, ДР, и т. п. …)
В сообщениях сленг используют все без исключения: (100%) мальчиков и (100%) девочек.
Как говорится, ничто человеческое нам не чуждо. К сожалению, в нашем классе присутствует и инфернальная лексика, которую я отнёс к школьному сленгу.
Нецензурная лексика (мат) – наиболее грубая форма общения между людьми. Откуда же взялся мат? Одни ученые считают, что ниоткуда, что мат издревле существовал в речи простого народа и не почитался за сквернословие. Матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.
Другие ученые говорят, что мат был привнесён извне во времена татаро-монгольского нашествия. Есть ещё мнение: связь матерщины с бесовским поведением. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.
Активно боролся с матерщиной царь Алексей Михайлович. В указе 1648 года он подчеркивает недопустимость сквернословия. Все это, в конце концов, привело к тому, что 200–300 лет назад проблема массовой матерщины на Руси исчезла. Во времена царя Алексея Михайловича услышать на улице мат было просто невозможно.
Но потом пришли иные времена… Есть такое мнение, что мат – это отступление от Бога. Верующие люди никогда не используют такие слова, потому что мат – это оскорбление Богородицы.
Мат разрушает всё живое. К сожалению, в наше время сквернословие или мат - подлинный бич нашего общества. На нём не ругаются, а разговаривают, причём разговаривают все: и взрослые, и дети. Почему-то считается, если ты не употребляешь в своём лексиконе мат, то ты – «отстой», «ботаник». Я тоже не являюсь исключением из правила. В нашем классе больше людей, которые употребляют мат, но не намного больше, чем не употребляющих его. Вот как это выглядит в моём исследовании:
По моим наблюдениям в моем классе 5 мальчиков не употребляют мат. Таким образом, (69%) употребляют мат. Я не услышал мата и от 6 девочек. Таким образом, (45%) девочек его употребляют.
Надо сказать, что мы в своём классе всё же боремся с теми, кто употребляет мат. В нашей школе его, к счастью, редко услышишь. Иногда проскользнёт словечко, но человек, который сказал матное слово, сразу же старается извиниться. Всё-таки мы понимаем, что школа – это школа, храм учёбы и науки. А вот когда мы выходим на улицу…
Слова-паразиты – это разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в нашей речи.
Я часто говорю «ну», «так сказать», когда пытаюсь протянуть время при ответе урока, давая себе время что-то вспомнить.
Если в речи присутствуют слова-паразиты, то это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса. Моё исследование показало, что часто мы используем слова-паразиты, такие как: "это самое", "ну", "так сказать", "скажем так", "вот", "типа", "значит", "короче", "на самом деле", "конкретно", "да?", "э-э-э".
По количеству употребленных слов-паразитов лидируют девочки. Их эмоциональная речь изобиловала междометиями.
При подсчете количества слов получились такие цифры: 59% девочки и 41% мальчики.
Преобладание сленга в речи
В жизни мы используем два языка — сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык — промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.
Третий язык быстро набирает лексику. Такие слова как «гуглить» — искать информацию в интернете, «хейтить» — негативно о ком-то отзываться — и другие давно перестали быть жаргонизмами и вошли в разговорную лексику.
С одной стороны, эти слова и вправду упрощают общения, так как чаще всего наши сообщения печатаются на бегу. Чтобы не писать длинные фразы, мы заменяем их одним словом. А с другой — мы, пользователи, переписываясь друг с другом, не обращаем внимания на то, что этими жаргонизмами засоряем наш родной язык.
А как же быть с распространённым мнением о том, что сленг разрушает наш язык? Ответ прост — уместность. Правильное употребление сленговых фраз не вредит никому, но не надо переусердствовать со сленгом в своей речи.
По данным моего исследования сленгом злоупотребляют (30%) мальчиков и (20%) девочек. Мальчики нарушают границу, когда спорят и играют в видеоигры, а девочки просто, когда много говорят и забываются.
ВЫВОД.
Таким образом, моё небольшое исследование показало, что сленг – неотъемлемая часть речевой культуры моих ровесников.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что преобладание сленга в речи мальчиков на 10 % больше чем в речи девочек (30 %), в свою очередь, не злоупотребляют сленгом половина группы наблюдения.
Также наблюдается колебание в использования того или иного вида сленга между мальчиками и девочками. Так, компьютерный сленг преобладает в речи мальчиков чаще, чем в речи девочек в 3,5 раза. В свою очередь, девочки используют школьный сленг в 1,5 раза чаще, чем мальчики, также девочки на 10% больше использую сленговые слова в сообщениях.
Проанализировав использование инфернальной лексики в речи одноклассников, я сделал вывод, что мальчиков, использующих в своей речи мат, в 3 раза больше, чем не использующих. Девочки разделились практически поровну, с небольшим перевесом в пользу не использующих.
Употреблять или не употреблять сленг – дело каждого человека. Конечно, окружающий мир тоже влияет на нас, но всё равно всё зависит только от самого человека. На эту тему был задан вопрос доценту кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики Горину Евгению Валерьевну. Он ответил, что наличие сленга — это нормальное состояние языка и, как отмечает доцент, «появление молодежных словечек говорит о том, что с языком и с нами все хорошо». Он развивается и пополняется запасами новых слов каждый день, и ничего плохого в этом нет. Я полностью согласен с учёным и тоже считаю, что в употреблении сленга школьниками ничего плохого нет, но… Всё должно быть в меру.
Философские стихи Кристины Россетти
Девочка-Снегурочка
В поисках капитана Гранта
Выбери путь
Как нарисовать черёмуху