Мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые - левой. Каково леворукому человеку в праворуком мире? И вообще - есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали. Актуальность заключается в том, что сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости и леворукости, а также леволапости и праволапости.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 271.71 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса»
(МБОУ «Школа № 60»)
«ЛЕВША – ЭТО ДАР ИЛИ ИСПЫТАНИЕ?»
Подготовила:
Горбачёва Александра,
обучающаяся 3 класса «В»
Руководитель:
Храмцова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Ростов-на-Дону
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Основные подходы к изучению левшества
1.1 Физиологические основы праворукости и леворукости …………...... стр.5
1.2 Почему в ходе развития человечества праворукость победила леворукость………………………………………………………………….…...стр.5
1.3 Причины праворукости или леворукости ……………………….......... стр.6
1.4 Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества .стр. 6
1.5 Леворукий человек в праворуком мир ……………………….…….....стр. 7
1.6 Способы определения ведущей руки, ноги, глаза, уха ……………....стр. 8
Глава 2. Исследование феномена левшества у животных
2.1 Существует ли леволапость и праволапость у животных? ……….стр.9
2.2 Анализ мультипликационных фильмов и иллюстраций к детской литературе ……………………………………………………………………..стр. 9
2.3 Анкетирование учащихся 3-4 классов МБОУ «Школа № 60»……...стр. 10
Заключение………………………………………………….……................стр. 11
Библиография……………………………………………………….............. стр.12
Приложение………………………………………………………………….стр.13
Введение
А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша,
Швырнул снежок не той рукой. Смеются все: левша.
У Пети левая рука желает быть главней,
Он с ней не справится никак, никак не сладит с ней.
А. Л. Барто
Мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые - левой. Каково леворукому человеку в праворуком мире? И вообще - есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я решила исследовать тему «Левша – это дар или испытание?» Актуальность заключается в том, что сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости и леворукости, а также леволапости и праволапости.
Итак, объект моего исследования - человек.
Предмет исследования - правосторонние и левосторонние признаки людей.
Цель исследования: расширить знания о леворукости и праворукости людей, а также животных.
Задачи:
1. Изучить физиологические основы праворукости и леворукости, узнать, что влияет на выбор ведущей руки.
2. Узнать, почему большинство человечества праворуки, а также как относились к правшам и левшам в истории человечества и причины такого отношения.
3. Изучить способы определения ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри.
3. Провести эксперименты по определению у себя ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри и по пользованию только левой (неведущей) рукой с целью ощутить, что чувствует леворукий человек в мире правшей.
5. Узнать, существует ли праволапость и леволапость у животных и о том, как её выявить.
6. Провести эксперимент по определению ведущей лапы у моего кота ______
7. Собрать приложения: пословицы и поговорки со словами правый, левый, правша, левша и т.д. ; составить список известных и гениальных людей- левшей и список действий, которые левше делать труднее, чем правше.
Мои гипотезы (предположения).
Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
Праволапость и леволапость у животных существуют в таких же соотношениях как у людей.
Левша – это дар или испытание?
Глава 1. Основные подходы к изучению левшества
Все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной ассимметрии (т.е. неодинаковой развитости). В двигательной сфере: это выделение ведущей (т.е. более развитой) руки, ноги, в области чувств - ведущего глаза, уха, ноздри. У каждого человека возможно своё сочетание право- и левосторонних признаков. «Чистых» левшей (т.е. людей с ведущими левым ухом, глазом, ноздрёй, рукой, ногой) очень мало! И «чистых» правшей тоже! В основном на Земле живут люди с преобладающими левосторонними или правосторонними ведущими органами.
Левшами являются около 10-15 % людей. Остальные 85-90% - правши. Среди самых знаменитых левшей есть: Пол Маккартни, Билл Гейтс, Фидель Кастро, Генри Форд, Чарли Чаплин, Александр Великий, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Льюис Кэрролл, Юлий Цезарь, Моцарт, Бетховен, Ницше, Марк Твен , Прокофьев, Гете, Кафка и многие другие. [Приложение 5]
Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. У правшей, оказывается, больше развито не правое, как я предполагала, а ЛЕВОЕ полушарие, которое отвечает за переработку словесной информации. У левшей более развито ПРАВОЕ полушарие, которое отвечает за обработку образов, эмоций, чувств. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.
1.2 Почему в ходе развития человечества праворукость победила леворукость?
Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом.
Ряд исследователей склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних культах.
Интересна версия армянского ученого Геодакяна. Опираясь на свою теорию Геодакян сделал множество занятных предсказаний. Он угадал, что ребенок в утробе матери сосет правый пальчик. Исследования УЗИ подтвердили: 92% из сосущих палец детей именно большой палец правой руки находят более вкусным! Почему? Млекопитание - одно из поздних завоеваний эволюции, поэтому за сосательный рефлекс отвечают левое полушарие и правая рука соответственно! Таким образом, получается, что человек, как представитель млекопитающих, более предрасположен к праворукости.
1.3 Причины праворукости или леворукости
На выбор ведущей руки влияют несколько факторов.
Наследственность – у леворукого родителя с большей вероятностью родятся леворукие дети.
Влияние среды, культуры. Чем выше уровень развития народа, тем меньше леворуких. Например, среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов левшей 25-30% !
Травма или болезнь. Это так называемая вынужденная право- или леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д..
На протяжении истории человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена.
Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода:
«левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый.
Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «сходил налево», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. п.
Учитывая связь языка и мышления, вряд ли стоит удивляться отрицательному восприятию леворуких людей праворукими. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству, пытается его подавить, такова человеческая натура. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику.
ЧТО ЖЕ ЯВИЛОСЬ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕВШАМ?
А повинна в этом картина Страшного суда в Евангелии от Матфея.
«..Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам.» Тогда и скажет тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его.»
Поскольку Библия очень почитаемая книга, основа религии, образец морали и идеалов для огромной части человечества, то становится понятным отрицательное отношение общества к левшам.
В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.
Оказывается, все, что так привычно и удобно для праворукого, для левши представляет большую трудность. Писать, заглядывая себе под руку, НЕУДОБНО. Мало того: вырезать, чертить, резать хлеб, пользоваться отверткой, шить на ручной швейной машинке, закупоривать крышки, консервируя на зиму, пользоваться многими инструментами (отверткой, кусачками, пассатижами, ручной дрелью и мясорубкой, пилой и ножом и т.д.) так ТРУДНО! Даже открыть форточку левше труднее, чем правше. Вообще, все действия, которые совершаются по часовой стрелке, леворуким неудобны. Складывается такое ощущение, что весь мир против тебя. [Приложение 5]
Исследователь леворукости М. Гарднер замечает: «Многие мелочи постоянно раздражают левшу в правом мире. Он входит в метро-щель монетоприёмника в пропускном автомате расположена СПРАВА. Он хочет позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать левой рукой. Отдавали ли вы себе отчет в том (если вы не левша), что все ручные часы рассчитаны на правшей! Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте их завести, тогда вы поймёте, какое неудобство для левши помещённая справа заводная головка. Все руководства для обучения любому ручному труду неизменно рассчитаны на правшей. Девочка-левша, которая хочет научиться вязать, или мальчик-левша, желающий освоить карточные фокусы, должны переводить соответствующие руководства на свой язык».
Попробуйте левой рукой воспользоваться таким привычным инструментом, как ножницы - они не режут, рвут бумагу, мнут её. От мамы я узнала, что существуют специальные ножницы, ножи и другие инструменты для левшей, вот только купить их трудно и стоят они недёшево.
Итак, этот эксперимент показал, что левше значительно труднее выполнять самые распространенные действия, так как почти все в мире людей ориентировано на правшей.
Изучив литературу, я уже была готова к опытно-экспериментальной работе, которая должна была помочь мне окончательно разобраться в простейших методах определения правосторонних и левосторонних предпочтений у человека.
Я решила определить у себя ведущую руку, ногу, глаз, ухо и ноздрю.
Для этого я провела следующие опыты:
Скрещивание пальцев. Палец какой руки сверху?
Поза Наполеона. Какая рука сверху?
Аплодирование. Какая рука сверху ударяет по другой?
Закидывание ноги на ногу. Какая нога сверху?
Смотрение в «подзорную трубу». Каким глазом привычнее и удобнее?
Подглядывание в замочную скважину. Каким глазом?
Подслушивание того, что говорится в соседней комнате. Каким ухом удобнее?
Шепот на ухо. Каким ухом слушаешь?
Нюхание духов из флакона с узким горлышком. Какой ноздрёй привычнее и удобнее?
Затыкание ноздри ваткой. Какой ноздри больше «не хватает»?
Глава 2. Исследование феномена левшества у животных
2.1 Существует ли леволапость и праволапость у животных?
В 60-х г.г.20 века при тщательном изучении поведения животных обнаружилось много интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство — правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные — амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около ²/3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов — правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.
Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.
Итак, подытожу: левшами являются люди (или животные) с преобладанием левосторонних ведущих органов, связанным с особенностями работы больших полушарий головного мозга. Леворукость и праворукость связаны с наследственностью и влиянием среды одновременно. Праволапость и леволапость у животных существует.
2.2 Анализ мультипликационных фильмов и иллюстраций к детской литературе
Всем хорошо известно, что белый (полярный) медведь является стопроцентным левшой. Этот факт подмечен не только учеными-биологами (Торопов В.Н., Шапиро Б., Овсянников В.), но и ближайшими соседями медведей - жителями крайнего севера, эскимосами.
Я решила выяснить, всем ли известен факт о том, что белые медведи – левши. Для этого я изучила мультипликационные фильмы про белых медведей «Умка», «Умка ищет друзей», «Веселые мишки», «Мой друг – Бернард», «Приключения полярного медведя».
Оказалось, факт о том, что белый медведь – левша, знают не все. Мультипликаторы в своих мультфильмах не учли эту особенность, и в 4 мультфильмах из 5-ти белые медведи все делают правой лапой. Кроме того, я изучила ряд иллюстраций к детским книгам и справочной литературе.
В исследовании я использовала только те иллюстрации, которые ясно показывают право- или леволапость животного. Всего было исследовано ___ иллюстраций. Следует отметить, что только на ___ из них белый медведь использует левую лапу, остальные иллюстрации не отражают эту особенность полярного хищника. Оказалось, художники - иллюстраторы, как и художники-мультипликаторы не знакомы с особенностью полярного хищника, а изображение белого медведя, действующего левой лапой, - скорее случайность, т.к. у одного и того же художника встречаются варианты. [Приложение 3]
В результате проведенного исследования я получила неутешительный вывод: и художники-иллюстраторы, и художники-оформители не знакомы с уникальной особенностью этого полярного животного. Но моя работа, возможно, предостережёт от ошибок будущие поколения художников – иллюстраторов.
2.3 Анкетирование учащихся 3-4 классов МБОУ «Школа № 60»
Итак, обратившись к научно-популярной литературе, я узнала, что левшество встречается не только у людей, но и у животных. Теперь предстоит проверить теорию на практике: в мой план проведения исследования входила личная проверка открытия ученых-биологов о том, что среди животных также встречаются левши.
Данный этап исследования я начала с анкетирования. [Приложение 4]
Анкета проводилась в МОУ «Школа № 60» г. Ростова-на-Дону, возраст - 9-10 лет, всего было опрошено ___ человек. Большинство указали, что имеют домашних животных и готовы принять участие в нашем эксперименте.
Я получила следующие данные: наблюдение было проведено участниками анкетирования над ___ животными, из них левши- ___ животных , правши – ____ животных.
Второй этап эксперимента проводился на базе зоомагазина и квартир моих друзей. Эксперимент состоял из двух частей: наблюдение за животными во время кормления, игр; организация эксперимента (создание специальных условий для выявления ведущей лапы у кошек).
Мною лично было проведено наблюдение за домашними животными одноклассников и животными зоомагазина. Наблюдение проводилось с использованием фото и видеоаппаратуры.
В рамках эксперимента я провела серию опытов с домашними животными. В первом испытании перед животным выставлялся кувшин с кусочком лакомства на дне. Узкое горло не позволяло добраться до лакомства простым путём, поэтому кошки залезали внутрь лапой: левой или правой. Во втором задании я подвешивала на верёвочке над головой животного мышку из ткани и отмечали, какая лапа первой потянулась за «добычей». В конце предлагала ту же тканевую мышку, только теперь её медленно тянули перед носом животного. [Приложение 1]
Итак, по результатам проведенного мною исследования оказалось, что среди домашних животных встречаются левши.
Заключение
В результате проведённой работы я доказала, что среди животных действительно встречаются левши и изучили феномен левшества у животных.
Я определила, что левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой.
Мною рассмотрены основные теории происхождения левшества. На основе личного наблюдения за животными и результатов организованного эксперимента я доказала существование феномена «главной лапы» у животных.
Анализируя иллюстрации к детской художественной и справочной литературе и мультипликационных фильмов о белых медведях, я сделала вывод о том, что художники-иллюстраторы и художники-мультипликаторы не знакомы с особенностями полярного хищника.
Таким образом, цель моего исследования достигнута, задачи полностью решены.
Результаты моей исследовательской работы могут быть использованы учителями начальной школы и учителями биологии при подготовке к урокам; художниками при выполнении иллюстраций и мультфильмов про белых медведей, а также они могут лечь в основу наблюдений моих сверстников за их любимыми домашними питомцами.
Мне очень важно и интересно делиться своими знаниями и открытиями со всеми.
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты анализа мультипликационных фильмов о белых медведях
Мультипликационный фильм | Персонаж - левша | Персонаж - правша | Персонаж - амбидекстр |
«Умка» | + | ||
«Умка ищет друзей» | + | ||
«Веселые мишки» | + | ||
«Мой друг – Бернард» | + | ||
«Приключения полярного медведя» | + | ||
Всего | 0 | 4 | 1 |
Результаты исследования иллюстраций детской художественной и справочной литературы
Всего иллюстраций | Изображение левши | Изображение правши |
Результаты наблюдений анкетируемых за домашними животными
Всего животных | Из них - левши | Из них - правши |
Приложение 2
СПИСОК КНИГ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ
Приложение 3
Примеры иллюстраций детских художественных книг
и справочных изданий
Приложение 4
АНКЕТА
Дорогой друг!
Прошу тебя ответить на вопросы анкеты и помочь мне в проведении исследования для научно-исследовательской работы!
Фамилия, имя _________________________________________
Есть ли у тебя домашнее животное? ______________________
Если нет, то на следующие вопросы можешь не отвечать.
Напиши, какое домашние животное у тебя есть (собака, кошка, птица, грызун.) ________________________________
Понаблюдай, левшой или правшой является твоё животное (можно использовать следующие способы:
- в пустую емкость, в которую не помещается голова животного, положи лакомство и посмотри, какой лапой сначала животное попытается достать еду;
- спрячь любимую игрушку по диван, под шкаф или кресло и заметь, какой лапой – правой или левой – животное будет ее доставать;
- понаблюдай, какой лапой животное будет придерживать большой кусок еды или игрушку, если у него это отбирать.)
Большое спасибо!
---------------------------------------------------------------------------------------------------
АНКЕТА
Дорогой друг!
Прошу тебя ответить на вопросы анкеты и помочь мне в проведении исследования для научно-исследовательской работы!
Фамилия, имя _________________________________________
Есть ли у тебя домашнее животное? ______________________
Если нет, то на следующие вопросы можешь не отвечать.
Напиши, какое домашние животное у тебя есть (собака, кошка, птица, грызун.) ________________________________
Понаблюдай, левшой или правшой является твоё животное (можно использовать следующие способы:
- в пустую емкость, в которую не помещается голова животного, положи лакомство и посмотри, какой лапой сначала животное попытается достать еду;
- спрячь любимую игрушку по диван, под шкаф или кресло и заметь, какой лапой – правой или левой – животное будет ее доставать;
- понаблюдай, какой лапой животное будет придерживать большой кусок еды или игрушку, если у него это отбирать.)
Большое спасибо!
Приложение 5
Пословицы и поговорки со словами «ЛЕВЫЙ» и «ПРАВЫЙ»:
Права рука, лево- сердце.
На суде божьем право пойдет направо, а криво- налево.
Пойдёшь налево, придёшь направо.
У нас правому всяк свояк.
У правого уши смеются, а у левого язык уныл.
Кто правого винит, тот сам себя язвит.
Самодур делает всё, что левая нога захочет.
Правая рука это та, на которой большой палец слева.
Языком мастер, а делом – левша.
Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Толковый сын- правый глаз отца.
Правый весь день ликует.
Говорит направо, а глядит налево.
В правом ухе звенит- добром поминают, в левом- худом.
Право слово велико.
Правого рука по правде живет.
Левак левака видит издалека.
Левша правшу изымает.
Правый и без глаза видит.
Правой рукой строит, а левой ломает.
Встать с левой ноги.
Его по правой щеке бьют, а он левую подставляет.
Как левой рукой сделано.
У кого-то право, а кому-то лево.
Список действий, которые левше выполнять труднее, чем правше:
1.Вырезать и резать.
2.Шить на ручной швейной машинке.
3. Застёгивать замок на одежде.
4.Заводить наручные часы.
5.Писать.
6 Играть на некоторых музыкальных инструментах.
7. Водить машину.
8.Пользоваться ручной дрелью.
9. Пользоваться ручной мясорубкой.
10. Пользоваться компьютерной мышкой
11. Стрелять
12. «Закатывать» банки с соленьями на зиму.
13.Пользоваться инструкциями к ручному труду.
14. Чертить.
15. Закручивать шуруп, гайку.
16.Открывать дверной замок.
17. Все действия, направленные по часовой стрелке.
18. Пользоваться консервным ножом.
19. Открывать кошелек с замочком-защелкой.
20. Листать страницы.
Список известных и гениальных людей-левшей
Личность | Род занятий |
Аристотель | Древнегреческий ученый |
Юлий Цезарь | Римский император |
Александр Македонский | Полководец |
Нерон | Жестокий император |
Наполеон Бонапарт | Завоеватель |
Исаак Ньютон | Физик |
Альберт Энштейн | физик |
Леонардо да Винчи | Художник |
Микеланджело | Художник |
Людвиг Ван Бетховен | Композитор |
Николай Рахманинов | Композитор |
Льюис Кэрролл | Писатель |
Рональд Рейган | Президент США |
Владимир Маяковский | Поэт |
Адольф Гитлер | Завоеватель |
Джулия Робертс | Актриса |
Пол Маккартни | Певец, композитор |
Барак Обама | Президент США |
Королева Виктория | Английская королева |
Джеральд Форд | Бизнесмен |
Марк Твен | Писатель |
Ганс Христиан Андерсен | Писатель |
Фридрих Ницше | философ |
Николай Лесков | Писатель |
Жанна Д*Арк | Французская народная героиня |
Чарли Чаплин | Режиссёр |
Лев Толстой | Писатель |
А.С. Пушкин | Поэт |
Фридерик Шопен | композитор |
Уинстон Черчиль | политик |
Николай Лесков | писатель |
Матхама Ганди | политик |
Отто Бисмарк | писатель |
У меня в портфеле
Три коробки с орехами
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Композитор Алексей Рыбников
Заповеди детства и юности