Публикация представляет собой исследовательскую работу о роли Л.В.Крутиковой-Абрамовой, вдовы писателя Ф.А.Абрамова, в восстановлении Артемиево-Веркольского монастыря.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Дорога к храму | 797.31 КБ |
Дорога к храму
(Л.В.Крутикова-Абрамова и Артемиево-Веркольский монастырь)
Исследовательская работа
Автор: Москвина Дарья, ученица 9 класса
Руководитель: Онякова В.Н.,
учитель русского яз. и литературы
МБОУ «Междуреченская СШ № 6»
Оглавление
Глава 1. История Веркольской обители 4
Библиография и использованные ресурсы 13
Введение
Каждое лето мы ездим в д. Веркола на фестиваль творческого поиска «Веркольские первоцветы». Это одна из самых привлекательных деревень Пинежского района, родина Святого отрока Артемия, писателя Ф.Абрамова, учёного-изобретателя К.И.Вороницына. Она прекрасна своими пейзажами, старинными домами-богатырями, цепью амбаров, протянувшейся вдоль деревни. Но истинным украшением является Свято-Артемиево-Веркольский монастырь, вид на который открывается взору из любой точки деревни. Удивляет не только красота белокаменных храмов обители, но и святость этого необычного места. При всём этом сразу замечаешь, что Веркольский монастырь знал и худшие времена. Подтверждают эторассказы нашего классного руководителя:«В годы моей учёбы в школе монастырь имел совсем иной вид. Здания братского корпуса и Казанского собора пустовали и разрушались. Успенский собор стоял без купола, стены осыпались, на балконах росли осины и берёзы. Мальчишки ползали по развалинам собора, забирались на остатки иконостаса, оставляли там свои инициалы-автографы. В здании с колокольней находилась слесарная мастерская для уроков труда и спортзал, а потом крольчатник…Фрески на стенах Успенского собора были бледные, местами осыпавшиеся, но загадочные…».
А на экскурсиях по монастырю и Верколерассказывают историю возникновения монастыря и его возрождения в 90-е годы. И всегда в этих рассказах упоминается имя вдовы писателя Ф.А.Абрамова – Л. В. Крутиковой-Абрамовой. Людмила Владимировна предстаёт не только женой известного писателя, которая по его завету «жила за двоих», но и великим подвижником, радеющим за веру, за духовность и нравственность, за сохранение духовно-культурного наследия. Это и послужило толчком к исследованию.
Целью работы стало желание исследовать роль Л.В.Крутиковой-Абрамовой в возрождении Артемиево-Веркольского монастыря, оценить её вклад.
Цель определяет следующие задачи:
1) Изучить историю возникновения и возрождения Артемиево-Веркольского монастыря.
2) Познакомиться с биографией Л.В.Крутиковой-Абрамовой и найти свидетельства её участия в возрождении Веркольской обители.
3) Подготовить материал для публикации в школьной газете к 100-летнему юбилею Ф. А. Абрамова.
Таким образом, объектом исследования является деятельность Л.В.Крутиковой-Абрамовой, направленная на возрождение Артемиево-Веркольского монастыря, а предметом – её биография и история обители.
Новизна работы заключается в том, что мы покажем Людмилу Владимировну не только как вдову, друга, соратника известного писателя, но и оценим её вклад в духовное возрождение Севера. Материалы работы могут использоваться для классных часов и внеклассных мероприятий, посвящённых 100-летнему юбилею писателя Фёдора Абрамова, или на занятиях по программе «Истоки».
В своей работе опираемся на традиционные методы: изучение литературы по теме, интервьюирование, анализ полученной информации, систематизация материала, фотографирование, наблюдение.
Глава 1. История Веркольской обители
Об истории Свято-Артемиево-Веркольского монастыря сейчас можно найти информацию в разных источниках. Краткую историю его представим в хронологической таблице:
Таблица 1
1645г. | Воевода А. Ф Пашков строит обетную церковь на месте мощений святого Артемия Веркольского, а также возводит ряд других построек будущего монастыря. |
1648-1650г. | Указ царя Алексея Михайловича о строительстве обители, он жертвует в обитель колокола, богослужебные книги, облачения, утварь. Назначение игуменом монастыря иеромонаха Рафаила. Переселение мощей праведного Артемия Веркольского. |
1695г. | Большой пожар в монастыре. |
1764г. | В связи с секуляризационными мероприятиями правительства Екатерины II и учреждением монастырских штатов Веркольская обитель отнесена к заштатным монастырям. |
1859г. | Начало возрождения пришедшего в упадок Веркольского монастыря. |
1865г. | В обители вводится общежительный устав Коневского монастыря. |
1867г. | Переименование монастыря в общежительную Артемиево-Веркольскую пустынь. |
1890г. | Артемиев-Веркольская обитель отнесена к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением. |
1897г. | Освещение Успенского собора монастыря, выстроенного на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского. |
1904г. | Участие обители в первой всероссийской выставке монастырских работ. |
1919г. | Артемиево-Веркольский монастырь закрыт. |
1930-1990г. | На территории монастыря базируется поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады, школа-интернат для детей с умственной отсталостью (до 1983), общеобразовательная школа (до1997 г.), тракторная бригада (1980 г.). |
1990 г. | Возвращение обители Русской Православной Церкви. |
Артемиево-Веркольский монастырь пережил немало событий.В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев.Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги, сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.
Время повернулось вспять в 1990 году, когда монастырь возвратили Церкви. Обитель снова существует во многом благодаря Людмиле Владимировне Крутиковой-Абрамовой, вдове известного писателяФёдора Александровича Абрамова.
Глава 2. Дорога к храму
Чтобы понять поступки человека, нужно узнать его судьбу, его биографию. Чтобы понять, что привело человека к храму, также нужно узнать его жизнь.
Если выстроить канву жизни Людмилы Владимировны, то даже в столь сжатой форме,увидим уникальность и необычность судьбы этой женщины. Представим её в виде хронологической таблицы:
Таблица 2
Даты | События |
23 сентября 1920 г. | Родилась в Петербурге. Отец: врач Крутиков Владимир Васильевич. Мать: портнихаСобцова Александра Лаврентьевна. Особое влияние в детстве оказала бабушка Ольга Кузьминична Крутикова (Захарова) |
1938 г. | С отличием окончила среднюю школу, поступила на филологический факультет Ленинградского университета. |
8 марта 1941г. | Вступила в брак с Борисом Ивановичем Васиным |
лето 1941 г. | Уехала к родственникам мужа сначала в Кировскую область, затем на Донбасс в г. Славянск. Оказалась на оккупированной территории. Здесь 10 декабря родился сын Серёжа. |
октябрь 1943г. | Смерть сына. |
осень 1944 г.– май 1945 г. | Разрыв с мужем. Учёба на филологическом факультете Харьковского университета. |
1945 – 1947 г. | Работает учителем русской литературы в г. Славянске. |
1948 г. | Поступление в аспирантуру Ленинградского университета. |
1949 г. | На 2-ом курсе знакомится с Фёдором Александровичем Абрамовым. |
1950 г. | Защитила кандидатскую диссертацию в Белорусском университете (в ЛГУее сняли с защиты из-за пребывания на оккупированной территории). |
1951 г. | Вернулась в Ленинград. Совместная жизнь с Ф.А. Абрамовым. |
1951 - 1955г. | Не принимали на работу, она писала статьи, читала лекции в обществе «Знание», выступала с лекциями в Петрозаводске, Кировограде. |
с 1955 г. | Работает на кафедре русского языка и литературы филологического факультета ЛГУ. Первая в Советском Союзе начала заниматься исследованием творчества Ивана Бунина. |
14 мая 1983 г. | Смерть мужа Ф.А.Абрамова. Отодвинув на неопределенный срок задуманную книгу о Бунине, полностью отдалась завещанию мужа: «Живи за двоих и заверши мои писательские дела». |
1985 г. | Вышла её собственная книга о Федоре Абрамове – «Дом в Верколе». |
последующие годы | Издала 6-томное собрание сочинений Абрамова, включив в него не изданные при жизни писателя произведения, опубликовала его дневниковые записи, собрала написанные набело главы и, восстановив по многочисленным черновикам остальное, издала незаконченную «Чистую книгу», составила и издала несколько десятков сборников Абрамова. |
1990 г. | Хлопотами Людмилы Владимировны восстановлен Артемиево-Веркольский монастырь.Организовала масштабные мероприятия к юбилеям Федора Абрамова, принимала и консультировала всех, кто занимался творчеством её мужа: журналистов, режиссёров, аспирантов и профессоров из России, Германии, США. |
2 октября2017г. | Скончалась на 98-м году жизни. Похоронена в д. Верколе, рядом с мужем. |
Однако при более близком и подробном знакомстве с жизнью Людмилы Владимировны привлекают внимание эпизоды, когда, по её признанию, «помогала интуиция», а иногда она «даже слышала Голос свыше» [2, с. 7]. На этих моментах хочется остановиться подробнее, потому что именно они открываютистоки духовного подвига, совершённого этой женщиной.
Первая потрясающая история - детский сон, запомнившийся 4-летней девочке. Во сне видела она себя на песчаном берегу большой реки, смотрящей в бескрайнее небо. И вдруг увидела: спускается с небес Господь и несёт большой красивый деревянный полированный Крест, сияющий на солнце. Господь вручает ей этот крест, а она с радостью принимает его. И тут же проснувшись, счастливая, рассказывает этот сон самому своему близкому другу – бабушке. Но бабушка не разделила её восторга, а только молча обняла. Людмила Владимировна признаётся, что только в зрелые годы нашла объяснение бабушкиному поведению: «…бабушка, глубоко верующая не могла разделить мою радость, ибо её тогда испугал пророческий смысл моего сновидения, знак моего пожизненного Креста» [2, с. 8].
Бабушка, Ольга Кузьминична Крутикова (Захарова), оказала на формирование внучки огромное влияние. Людмила Владимировна вспоминает и рассказывает о ней с большой теплотой и глубоким уважением. Из её рассказов узнаём, что бабушка была верующим человеком. С ранних лет водила внучку в церковь на исповедь, учила молиться. В семье праздновали Рождество и Пасху. На Рождество всегда была разукрашенная ёлка, даже когда в стране было запрещено ставить ёлки.Вспоминая первые исповеди, Людмила Владимировна рассказывает: «…бабушка, готовя меня к исповеди, неоднократно объясняла: «Когда священник будет называть грехи, ты всегда должна отвечать – грешна батюшка, грешна, батюшка». А я недоумённо спрашивала: «А если я не грешна?» - «Всё равно, поучала меня бабушка, - ты должна каяться и говорить: «грешна, батюшка» [2, с. 11].
Ещё одна необычная история из детских воспоминаний Людмилы Владимировны связана с отношениями матери и отца. Однажды после крупной ссоры с мужем мать одела дочерей и повела к Неве на Охтинскую набережную, чтобы утопиться вместе с ними. И только чистая и наивная душа ребёнка спасла их всех от гибели. Маленькая Люся спокойно, без слёз, не до конца понимая происходящее, попросила мать выбрать место, где вода будет не такой грязной. Эта её просьба заставила мать опомниться, и они вернулись домой.
Но настоящее чудо, по мнению самой Людмилы Владимировны, произошло, когда умер отец. На плечи матери и бабушки легли хлопоты о похоронах. Похоронить отца рядом с дедом, который умер шестью годами раньше, не позволяли. «Совсем неожиданно помог Господь, - рассказывает в своей книге Людмила Владимировна. – Мы с мамой и бабушкой были на кладбище и возвращались от семейной могилы Захаровых… Я шла, даже бежала, впереди. А навстречу шли в праздничном облачении священники во главе с высшим иерархом. Я побежала навстречу, споткнулась и упала прямо в ноги священнику. Он поднял меня, погладил по головке и стал спрашивать, кто я, куда бежала. Тут подошли мама с бабушкой. Бабушка попросила благословения и поделилась своим горем. И тут произошло чудо. Иерарх разрешил похоронить отца в могилу деда»[2, с. 20].
В фильме режиссёра Алексея Алина «Раба Божия Людмила» Людмила Владимировна рассказывает, что она всегда была верующей, нок обрядовым церковным обычаям она пришла после кончины мужа, писателя Фёдора Абрамова. Она очень долго плакала, и одна из её учениц посоветовала ей найти духовного отца. После встречи с духовным отцом Анатолием Морозовым, настоятелем собора Александра Невского в Петербурге, стала постигать всю обрядовую сторону церкви, ежедневно стала читать Евангелие. А до этого были в её жизни чудесные явления, которые подсказывали, что «существует Господь, существует Всевышний»
В начале 70-х годов, в трудный период жизни, когда Фёдор Александрович увлёкся другой женщиной, муж был в Москве.Своим чутким сердцем она почувствовала, что он там не один, очень переживала, но муж скрывал от неё правду. В один из дней она надела пальто, подошла к двери, хотела идти на рынок и вдруг в отчаянии перед дверью произнесла: «Господи, но я же ничего не хочу, я хочу знать только правду!» И тут её как будто кто-то взял за руку, одетая, она подошла к телефону, подняла трубку, набрала его номер и случайно включилась в его разговор стой женщиной… А в книге «В поисках истины» узнаём об этой истории подробнее:в ней Людмила Владимировна признаётся, что возникала даже мысль о самоубийстве. «Но голос сердца, голос веры удерживал меня: надо всё вынести, всё пережить, перетерпеть»[2, с. 218].
В тот же период жизни произошёл и другой случай.Людмила Владимировна всё ещё решала, идти ли на компромисс. Она шла по улице и вдруг, будто услышала голос свыше: «У моей души в запасе - вечность». И она поняла, что должна поступить по совести, как подсказывает душа, ничего не бояться.И она выстояла.
Ещё одно чудо произошло во время подготовки юбилейных мероприятий (к 60-летию Фёдора Абрамова). Людмила Владимировна была включена в состав оргкомитета, много работала, в том числе приводила в порядок и свою квартиру: повесили новые люстры, бра, переставили мебель, повесили новые портьеры, поклеили стены, починили двери, особенно обновили кабинет Фёдора Александровича. И вот 4 февраля Людмила Владимировна проснулась утром, а рядом на подушке лежит упавшее ночью новое бра. Целое, не разбитое. Нетрудно представить, что могло произойти, если бы оно упало на хозяйку квартиры… Это чудо заставило её воспрянуть духом и с новыми силами взяться за бесконечные дела.
И таких случаев было много, в том числе связанных с восстановлением монастыря. В 89-м году у своего духовного отца она просила благословения, чтобы заняться восстановлением монастыря. Духовный отец ответил, что ей это будет не по силам и сначала отказался дать благословение. Но Л.В. смогла его убедить и через два года преподнесла ему фотографию с настоятелем монастыря. «По вере вашей и даётся вам!» - ответил ей тогда отец Анатолий.
Кульминационным моментом жизни, связанным с верой, Л.В. считает своё пребывание в больнице. В декабре 1997 г. она сломала шейку бедра. Её привезли в больницу на машине скорой помощи. Она увидела ужасные условия больницы и сказала: «Господи, даёшь крест - дай силы всё перенести!» И она действительно месяц пробыла в больнице и смиренно, терпеливо всё это переносила. А потом приехала домой, не выходила ещё около 3-х месяцев, ей помогали друзья. И вдруг однажды раздался звонок. Звонил один из священников Казанского собора, который спросил: «Людмила Владимировна, Вы что другой храм нашли?» Она рассказала ему о своей болезни, на что священник сказал: «Вот как Господь Вас очищает!» И это вдохновило Л.В., она поняла, что немощи наши даются нам не зря. И тут произошло чудо: она не выходила из дома, могла работать по 2-3 часа в день, сидела, вставала, нога болела, но она занялась «Чистой книгой» и за 3-4 месяца сделала то, что не могла сделать за 5 последних лет. Ей открылся смысл откровения в Евангелие «Когда я немощен – я силён», потому что она почувствовала огромную духовную силу, которую ей дал Господь. Самым счастливым моментом в жизни для неё стал момент, когда она закончила работать над «Чистой книгой».
Все эти истории представляются нам основой и началом того духовного подвига, который свершила Людмила Владимировна, хлопоча о восстановлении Свято-Артемиево-Веркольского монастыря.
Глава 3. Духовный подвиг
Никакие печатные источники не дают подробной информации о том, какие шаги, в какой последовательности предпринимала Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова по восстановлению Веркольского монастыря. Восстановить их помогли рассказы старшего научного сотрудника литературно-мемориального музея Ф.А.Абрамова Абрамовой Александры Фёдоровны, Абрамовой Анисьи Петровны, жены любимого племянника писателя Владимира Михайловича Абрамова, а также некоторые документы из фондов музея и Веркольской библиотеки, фильм Алексея Алина «Раба Божия Людмила».
В 1988 году появилась идея создать на территории бывшего монастыря туристический центр. Слухи об этом дошли и до Людмилы Владимировны. Узнав об этом, она твёрдо заявила: «Нет, я не позволю этого сделать!» (Приложение 1)С этого момента и начались хлопоты Людмилы Владимировны о возрождении монастыря. Как истинно верующий человек, начиная свои труды, в 1989 году она просит благословения у своего духовника – отца Анатолия, настоятелясобора Александра Невского в Петербурге – начать хлопоты о возрождении Веркольской обители. Отец Анатолий сначала отказывает в благословении, объясняя это тем, что труд этот не под силу даже мужчине, а не то женщине. Но настойчивость Людмилы Владимировны одерживает верх [4]
Началась работа. Для передачи хотя бы одного здания верующим необходимо было создать церковную общину. Жители Верколыактивно занялись этим. Старостой общины стал Дмитрий Михайлович Клопов, самобытный художник, друг Ф.А.Абрамова. Людмила Владимировна помогала во всём: она выяснила, что нужно предоставить список верующих, чтобы зарегистрировать общину, написать заявление о передаче монастырских зданий верующим. Заявление было направлено в Веркольский и в Пинежский исполком. Далее этот список необходимо было направить уполномоченному по делам религии Архангельской области при Совете министров СССР и в епархию, правящему епископу. Направляли письмо и в Москву.В этом помогала знакомая Людмилы Владимировны – Татьяна Сергеевна Курдюмова из Подмосковья, которая передавала эти письма адресатам.
В это же время Людмила Владимировна и сама писала письма и обращения. В Веркольской библиотеке есть копияеё Предложения председателю правления фонда «Культурная инициатива» Б.В.Раушенбаху от 6.10.1990 г. В нём она ходатайствует о создании историко-культурного и духовного центра на Пинежье, ссылаясь на договорённость с председателем фонда Культуры академиком Д.С.Лихачёвым(Приложение 2.1).В библиотеке мы познакомились и с обращением Д.С.Лихачёва к Управляющему Архангельской Епархией епископу Архангельскому и Мурманскому Пантелеймону (вх. 7.06.90 № 212). В нём учёный просит направить в Верколу священнослужителя, обосновывая свою просьбу тем, что православная община в Верколе зарегистрирована и ни одного действующего храма на Пинеге нет. Упоминает он и о том, что в Архангельском Жилсоцбанке открыт специальный счёт на восстановление Веркольскогомонастыря (Приложение 2.2).
На открытие памятника Фёдору Александровичу в августе 1990 года, по приглашению Людмилы Владимировны приехал отец Владимир Кузив, настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска, отслуживший панихиду. В этот день впервые начался сбор пожертвований на восстановление обители.Людмила Владимировна вместе с отцом Владимиром сходила на Ежемень(место гибели отрока Артемия) и в бывшиймонастырь - осмотрели здания, фрески в соборе Успения Божьей матери, оценили степень разрушения и размер средств, необходимых для восстановления: «не менее 400 тыс. рублей и 60 тысяч долларов» (Приложение 2.1).
В 1990 году часть зданий, ранее принадлежавших Веркольской обители, была возвращена церкви. В Верколу был направлен отец Иоанн Василикив(в постриге отец Иосаф). В этом же году Людмила Владимировна показала духовному отцу в Ленинграде свою фотографию с отцом Иоанном в монастыре(Приложение 4). На что отец Анатолий сказал: «По вере вашей да будет вам» [4].
Теперь нужно было приложить немало усилий, чтобы о монастыре узнали, чтобы достать средства для ремонта и реставрации храмов, братского корпуса и прочих монастырских построек, для налаживания монастырской жизни. Людмила Владимировна и тут не остаётся в стороне. В марте 1991 года она организует в Ленинграде благотворительный концерт на сцене Малого драматического театра с участием фольклорных коллективов Пинежья: Веркольского хора, Карпогорского народного хора и хора из д. Шотова Гора, - вызвавший огромный интерес к культуре Севера. Все собранные средства пошли на восстановление храмов и зданий монастыря. В этом же году вдова писателя опубликовала статью о Веркольском монастыре в газете «Советская культура», в которой был напечатан банковский расчётный счёт для пожертвований. На этот же счёт она переводила свои гонорары. Деньги стали поступать со всех уголков страны[2, с.125]
В 1992 году Л.В.Крутикова-Абрамова вместе с известным художником Е.Д. Мальцевым обратилась к Святейшему патриарху Алексию с просьбой о выделении Веркольскому монастырю транспорта. Спустя несколько месяцев обитель получила автомобиль «Урал», а вскоре был приобретён трактор «Беларусь» [5, с. 126].
В 1994 году она пишет обращение-письмо Павлу Николаевичу Балакшину в администрацию Архангельской области и просит ускорить строительство школы в Верколе, чтобы освободить монастырское здание – игуменский корпус, в котором располагалась общеобразовательная школа (Приложение 3).
Поддержкой для монастыря в последующие годы было то, что, приезжая, Людмила Владимировна всегда ходила на службы в монастырь, несмотря на возраст и состояние здоровья, участвовала в крестном ходе. В один из своих приездов в Верколу Людмила Владимировна жила в монастыре, в келье братского корпуса, по мере сил помогала братии, в том числе торговала в церковной лавке (Приложение 5).Она была человеком воцерковлённым, за ней потянулись в монастырь и другие верующие.
Монастырская братия с уважением и благодарностью относилась в Людмиле Владимировне. Священнослужители, бывая в Санкт-Петербурге, навещали Людмилу Владимировну, исповедовали и причащали её, всегда держали её в курсе событий монастырской жизни.А когда Людмила Владимировна отмечала своё 90-летие, она пригласила игумена нашего монастыря отца Иосифа, отца Венедикта, отца Феодосия из Архангельска. Проходил её юбилей в Александро-Невской Лавре в Свято-Духовском центре в знак особого уважения и почтения за все труды её. (Приложение 1).
Таким образом, Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова словом, делом, верой своей не только дала толчок к возрождению Веркольской обители, но стала примером стойкости, силы духа истинно верующего человека.
Заключение
В настоящее время Артемиево-Веркольскиймонастырь живёт и процветает. Проживает в нём около 40 насельников. Конечно, много работы нужно сделать, но и сделано уже немало. Насельники обители ведут миссионерскую деятельность во всех окрестных селах Пинежского района. В свободное время у каждого есть любимое занятие – одни идут на рыбалку, другие любят почитать, и, наверное, нет в обители человека, который отказался бы от сбора грибов.Удивительно благодатная атмосфера царит в Веркольском монастыре. Побывав здесь один раз, люди приезжают снова и снова. Они говорят, что эту обитель и ее небесного покровителя отрока Артемия просто невозможно не любить.
С благодарственной молитвой братия монастыря вспоминает Людмилу Владимировну Крутикову-Абрамову, благодаря которой обитель вновь возрождается и обретает свою силу.
Таким образом, в ходе исследования достигнута цель работы: вклад Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой в возрождениеСвято-Артемиево-Веркольского монастыря неоценим. Она вложила не просто материальные средства, а свои душевные силы, стала примером человека, способного на духовный подвиг во имя веры.
В процессе выполнения работы были полностью решены следующие задачи:
1) Изучили историю возникновения и возрождения Свято-Артемиево-Веркольского монастыря.
2) Познакомились с биографией Л.В.Крутиковой-Абрамовой и нашли свидетельства её участия в возрождении Веркольской обители.
3) Собранный нами материал можно использовать для публикации в школьной газете к 100-летнему юбилею Фёдора Александровича Абрамова и на уроках по программе «Истоки».
Библиография и использованные ресурсы
Приложения
Приложение 1 - Интервью с А.Ф. Абрамовой
Приложение 2 - Копии документов из фонда Веркольской библиотеки
Рисунок 1 -Копия предложения Л.В. Крутиковой-Абрамовой председателю фонда «Культурная инициатива» |
Рисунок 2 - Письмо Д.С. Лихачёва епископу Архангельскому и Мурманскому Пантелеймону |
Приложение 3 - Копии документов из фондов и Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова
Приложение 4 - Фотографии Алексея Алина
Рисунок 3 - Л.В. Крутикова-Абрамова с отцом Иосафом | Рисунок 4 - Л.В. Крутикова-Абрамова на службе | Рисунок 5 - Отец Иосаф |
Рисунок 6 - Л.В. Крутикова-Абрамова со священнослужителями Веркольского монастыря |
Приложение 5 - Интервью с А.П.Абрамовой
Снежная сказка
Филимоновская игрушка
Музыка космоса
Как нарисовать небо акварелью
Большое - маленькое