Игры для детей начальных классов
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 141.26 КБ |
«Эти разные цветы».
Задачи:
Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах.Развивать интерес и любовь к природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».(рис.1.)
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим.Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
Рис.1.
«По порядку».
Задачи:
Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование:
Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
«12 месяцев»
Задачи:
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе .
Оборудование:
Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.
Задачи:
Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов. Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Оборудование:
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну( континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
«Что напутал художник» Исправь ошибки.
Задачи:
Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
Нужно исправить картинки.
«Объедини виды транспорта»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек ).
Задание можно дать поделив детей на 4 команды.Команде дают карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
«Живая – неживая»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы.Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам.Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
«На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)
Задачи:
Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов.На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.
«Радуга- дуга»
Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги.Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.
Соотнеси загадку с отгадкой.
На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
«Жучки и паучки» ( дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)
«Вершки и корешки».
Задачи:
Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками.Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.
Игра «Счастливого перелёта».
Оборудование: карточки с изображением птиц.
Содержание игры: Учитель читает:
Осень - роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
От каждого ряда выходят ученики, берут карточку с изображением птиц: гуси, утки, лебеди, журавли и т. д., Объясняют перелётная птица или зимующая и «отправляют птицу в полёт» или «оставляют зимовать».
Игра «Какое дерево лист потеряло?» (Лото).
Оборудование: карточки лото с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев на каждого ученика. Гербарий для учителя.
Содержание игры: Учитель демонстрирует один из листьев. «Какое дерево потеряло этот лист?» Дети показывают карточку с таким листом и закрывают им дерево на своей карточке.
Игра «Спрячем от лисы».
Оборудование: Рисунки курицы с цыплятами, утки с утятами, козлёнка, зайчика и хищницы - лисы. На обороте рисунков задания.
Содержание игры: Учитель читает:
Лиса близко притаилась.
Лиса кустиком прикрылась,
Лиса носом повела –
Разбежались кто куда!
Ребята, вызванные к доске, стараются быстрее выполнить задание и спрятать птиц и животных от лисы - кого в норку, кого под куст, кого в сарай. Если ученик неправильно выполнит задание, то животное съест лиса, а это нежелательно. Дети стараются правильно выполнить это задание.
Игра «Дорожные знаки».
Содержание игры:
Дети разбиваются на группы. Каждой группе выдаётся конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак обозначает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определённую группу знаков: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно - указательные или знаки сервиса.
Задача каждой группы - подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд запрещён». Подобранные «пары» скапываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой текст.
За неправильно подобранный знак группа получает штрафное очко. Закончив подсчёт очков, играющие снимают с листов скрепки, перемешивают их и меняются группами знаков.
Игра «Венок сравнений».
1. Игра идёт по кругу. Играющий выбирает слово. Следующий по кругу начинает сравнение, называя при этом основание для сравнения. Повторение запрещено.
2. Тот ученик, который не сумеет ответить, выходит из игры.
Пример:
Слово: река
Сравнение: Похожа на ленту, такая же длинная и блестящая и т.д.
Слово: дождь
Сравнение: Как водопад, как душ, как колыбельная песня и т.д.
Игра «Выиграй миллион».
Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания. Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.
Оборудование: карточки.
Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.
Условия игры: Выбери верное утверждение
1 карточка: Сколько ног у стрекозы?
2,4,6
2 карточка: У каких животных тело покрыто чешуёй?
Птицы, рыбы, насекомые.
3 карточка: Какие птицы не летают?
Воробей, голубь, страус, синица.
4 карточка: Чем покрыто тело птиц?
Шерсть, чешуя, перо.
5 карточка: На что похожа наша планета?
Тарелка, обруч, шар.
Игра «Отгадай растение».
Оборудование: листья, плоды, семена растений.
Содержание: учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист.
Игра «Отгадай животное».
Содержание: учитель рассказывает о жизни зверей осенью, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает. О каком звере идёт речь?
Игра «Найди себе пару».
Оборудование: карточки со словами.
Содержание: Учитель берёт одну из карточек (пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением (рожь) - слово сходно по месту выращивания. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
лук, груша, картофель, пшеница, слива;
лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс
Игра «Пантомима».
Оборудование: карточки с заданием изобразить животных.
Содержание: Команды, получив такие карточки, обсуждают и готовятся к показу. Затем пантомима показывается, а команда соперница угадывает животное.
Игра «Закончи пословицу».
Оборудование: карточки с пословицами, в которых пропущено последнее слово.
Содержание: Закончить пословицу.
Например:
Волка ноги ... (кормят)
Не учи орла летать, а соловья … (петь)
Здоровое дерево дятел … (не долбит).
«Узнай ягоды»
Цель: закрепление умения распознавать ягодные культуры наших лесов и садов.
На экране мелькают картинки с изображением ягод. Необходимо кликнуть мышкой по картинке, они перестанут мелькать. Внизу появятся три слова-название ягод. Необходимо выбрать слово, соответствующее изображению. Если название ягоды выбрано, верно, то на слове появляется зелёная метка в виде галочки, если нет - красный крестик.
«Животные леса и тундры»
(Сортировщик изображений)
Цель: уметь различать животных леса и тундры.
Дан ряд изображений различных животных. Задача – переместить картинки в две колонки: животные леса и животные тундры.
«Перелётные и зимующие птицы»
(Водоворот)
Цель: учить различать перелётных и зимующих птиц.
Даны изображения птиц. Необходимо переместить изображение птицы в нужный водоворот с названием: перелётные или зимующие птицы. Если изображение подобрано, верно, то птица попадёт в водоворот, а если нет, то картинка останется на месте.
«Птицы наших лесов»
(Анаграмма)
Цель: систематизировать и углубить знания детей по теме «Птицы наших лесов»
На экране буквы. Переставляя буквы местами, надо добиться того, чтобы получилось слово - название птицы. Игрок нажимает на слово «старт» и начинает переставлять буквы. Если игроку трудно узнать по буквам слово, он может нажать на кнопку - ключ (clue). На экране появится подсказка-загадка и изображение этой птицы.
Например: на экране буквы – б, р, з, е, а
Ключ – «Полосатая лошадка»
«Растения леса»
(Вопрос - ответ)
Цель: систематизировать и углубить знания детей по теме «Растения леса»
Нажимаем старт, на экране появляются прямоугольники, на которых написаны загадки. Читаем загадку, отгадываем. Проверяем себя, щёлкая мышкой по загадке, появляется ответ, сравниваем со своим.
Загадки:
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (берёза)
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)
Летом загорала,
Осень надела
Красные кораллы. (рябина)
А в иголках круглый год. (ель)
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. ( лиственница)
Просто смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (тополь)
«Листопад»
Цель: закрепить знания детей о листьях разных деревьев.
Участники выбирают по два любых желтых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью желтеют.
Участники выбирают по два любых оранжевых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья оранжевые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью становятся оранжевого цвета.
Участники выбирают по два любых бурых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья бурые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью становятся бурого цвета.
Подводя итоги игры учитель спрашивает у какого дерева осенью можно увидеть листья разных цветов, а у какого дерева листья осенью не меняют своей окраски.
«Листопад»
Учитель описывает листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют их и находят среди лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному изображению дерева или кустарника.
«Узнай растение по описанию»
Цель: закрепить знания детей о разных видах растений.
Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)
Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:
Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
На длинной ножке. (Клен)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
«Зеленые загадки»
Цель: закрепить знания детей по темам «Фрукты» и «Овощи».
Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга - мешочек с овощами и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта. Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество очков.
Загадки:
Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Крепкие соленые. (Огурцы)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
К пище приправа,
И на микробы управа. (Чеснок)
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. (Подсолнечник)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковь)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная…? (Картошка)
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лёжа. (Тыква)
«Дикие и домашние животные»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».
После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.
Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением.
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинки,
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту выходит.
По какому признаку вы узнали это животное?
Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.
Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.
Этот зверь тебе знаком – ест мышей,
Пьет молоко,
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (Еж)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Ты его узнаешь сразу:
Летом на зиму запасы
Не копит он день за днем,
Весь запас всегда при нем.
Сладко спит зимой
Без храпа.
А во рту, как соска, - лапа.
Лишь начнет капель звенеть,
Просыпается… (Медведь)
Делается вывод, каких животных называют дикими.
Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре.
«Чьи детеныши?
Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.
Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им ребята!
Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания.
«Узнай птицу по описанию»
Цель: закрепить знания детей по теме «Птицы»..
На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.
Примерные описания птиц:
Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).
В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.
«Рассели животных»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».
Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.
«Кто чем питается»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».
На доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается. Например:
корова овес
лошадь молоко
кошка сено
После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних животных.
«Узнай насекомое»
Цель: закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о них и по очереди бросает мяч ученикам.
Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем знает.
Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о насекомом.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
Полосатая … (Пчела)
У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.
И большие-большие глаза.
Называют ее …(Стрекоза)
Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
А на ней кружочки – черненькие точки.
(Божья коровка)
«Неделька»
Цель: закрепление знаний о днях недели.
Две команды разбирают карточки с названиями дней недели. Пока звучит музыка, все гуляют. Учитель: «Неделька, постройся!», дети выстраиваются в правильной последовательности один за другим, кто быстрее.
«Календарь»
Цель: закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
Ученики разбирают листки рассыпанного календаря и по команде становятся по порядку:
«Домашний календарь»
Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ученику предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима-синий, весна-зеленый, лето-красный, осень-желтый). Свой день рождения, дни рождения своих родных и друзей ребенок выделяет специальным знаком. Такая наглядная работа поможет ребенку преодолеть сложности с ориентацией во времени.
«Что сначала, что потом»
Цель: закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого»; знаний о временах года.
Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.
Помогите ему. (Осень)
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)
Какую картину поставите на второе место? Почему?
На какой картине показана поздняя осень?
Это же задание можно выполнить рассматривая картины с изображением весны.
«Письмо журавлика»
Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой.
Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе?»
Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику.
Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.
Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель.
Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно использовать загадки:
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы.
«Я и моя семья»
Цель: закрепить понятие «культура общения».
Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.
В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.
1. .С помощью чего можно увеличить или уменьшить мелкие объекты на карте.
2.
Когда с тобою этот друг
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
3.
Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,
По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на...
4.
Ученый, составляющий карты.
5.
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь
6.
Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
7.
В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый...
8.
Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся...
9.
Определение своего положения на местности относительно сторон горизонта (стран света) с помощью компаса или карты.
10.
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Игра «Найди главное»
Предлагается список систем. Для каждой из них подобрано несколько подсистем, которые могли бы входить в их состав. Надо определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она вполне может существовать.
Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.
Река – берег, рыбы, рыболов, тина, вода.
Игра «Что с чем взаимосвязано»
На листе беспорядочно расположены природные системы: живая и неживая природа. В центре фигура человека. Ребенку предлагается провести линию от человека к любой природной системе. Например: человек–камень.
– Какие бывают камни? (Драгоценные, хрупкие, крепкие, галька.)
– Как человек воздействует на камень?
– Как человек использует камень?
– Что полезного он в нем находит для себя? что вредное?
Затем составляем коллективный рассказ, где героями будут человек и камень.
Игра «Заметь необычное»
Эту игру можно проводить на экскурсиях, наблюдая за окружающими объектами, находя необычные, редко встречающиеся предметы. Дети говорят, где их можно применить в жизни.
Игра «Разные дома»
Принцип игры – обговорить с детьми, найти картинки с изображением разных домов животных и человека, не только привычных, но и тех, куда они приходят, если случается беда или природный катаклизм, например, засуха. Если в деревне не хватает пищи – мы идем в лес по грибы, по ягоды.
Главное в этой игре показать, что мы зависим от природы, природа зависит от нас.
Игра «Портрет»
На листиках нарисованы элементы каких-либо объектов. Это могут быть части тела человека, животного, птицы, рыбы. Выбрав листик, дети называют, часть чего или кого изображено. Надо построить-дорисовать на листке какой-либо реальный или фантастический образ. Затем можно изобразить свой объект мимикой или жестами.
Игра «Фантастические гипотезы»
Предложить детям поразмышлять, что было бы, если б внезапно исчезло солнце? Что было бы, если бы на Северный полюс попал слон?
Игра «Что случится, если...»
Детям предлагают представлять все знакомые предметы и явления в новых, необычных ситуациях. Например, что все цветы растут внутрь земли? Как их увидеть?
Игра «Загадывание желаний»
Игра помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать самые заветные мечты, соизмеряя свои действия с окружающей природой. Можно предложить им представить: что было бы, если бы я был цветком, ... если бы я стал птицей, я бы...
Игра «Исправляем ошибку – составляем рассказ»
Детям предлагаются предложения, в которых допущены самые разные природные ошибки. Надо придумать реальные рассказы на экологическую тему.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево и т.д.
Игра «Природные связи»
Дети выбирают карточку с изображением растения или животного. Называя выбранное, объясняют свое мнение: нужное это растение (животное) или нет. Например, воробей – не нужен. Уничтожает хлебные посевы. Второй ребенок доказывает обратное, объясняет, почему воробьев нельзя уничтожать.
Игра «Фантастическая птица»
Надо придумать фантастическую птицу. Затем – необычное для нее гнездо. Но для этого надо вспомнить, какие жилища бывают и из чего их делают.
– Где бывают гнезда? (На земле, в дереве, на ветке.)
– Из чего бывают? (Из веточек, пуха, травы, мусора.)
– Какая подстилка?
– Какой вход? Способ строительства? И т.д.
Игра «Да-нетка»
Ведущий загадывает какой-либо природный объект, природную систему, но вслух не называет ее. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, какой именно объект загадал ведущий. Вопросы задаются четко, чтоб можно было ответить на вопрос «Да» или «Нет».
Игра «Наоборот»
Воспитатель называет обратную последовательность природных явлений. Например, стало вокруг мокро, сыро и пошел дождь. Солнце спряталось, и появились тучи. Появилась на небе радуга, и засияло солнышко.
Дети должны восстановить правильную последовательность событий.
Игра «Утверждения – возражения»
Нужно находить обоснованные возражения для обоснованных утверждений.
Например, дерево – несъедобный материал, потому что человек его не ест. Нет, дерево вполне съедобно, потому что им любят лакомиться всякие жучки.
Игра «Полезное действие – вредное последствие»
Полезное действие – поливать растение, вредное последствие – если это кактус, то он погибнет. Можно поиграть и наоборот «Вредное действие – полезное последствие». Обломал весной ветки сирени – сирень стала расти гуще, стала более раскидистой.
Игра «Что произойдет?»
Например, если бабочку сильно уменьшить, то она будет жить в цветке колокольчика. Если бабочку сильно увеличить, то на земле появится экологически чистые красивые самолеты.
Задачи для обсуждений:
Задача № 1
Предложите, как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно подмывает вода?
Возможный ответ 1. Для укрепления почвы предложено использовать корни растений.
Например, в Крыму на склоны высаживали растение испанский дрок (сем. Пасленовые), мощные корни которого проникают в глубь склона и укрепляют его.
Возможный ответ 2. У города Клайпеда, на Куршской косе, высаживали тростник. Защитные полосы этого растения надежно, как считают авторы проекта, защитят берег от размывания. К тому же внешне тростник выглядит приятнее, чем железобетонные волнорезы.
Задача № 2
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, его портят. Как вы объясните даме ее ошибку?
Возможный ответ 1. Растения фотосинтезируют только на свету, в темноте выделение кислорода почти прекращается. Зато процесс дыхания не уменьшает своей интенсивности.
Следовательно, растения могли «издышать» часть кислорода, содержащегося в воздухе комнаты.
Возможный ответ 2. Листья, стебли и цветы многих тропических растений изобилуют различными железами, выделяющими всевозможную ароматику, например эфирные масла.
Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью.
Задача № 3
Известно явление фотопериодизма. В течение суток цветки растений периодически открываются и закрываются. Для каждого растения время открытия и закрытия венчика свое. В течение всего периода цветения оно практически не меняется. Как можно использовать это явление в интересах человека?
Возможный ответ. Эту закономерность можно использовать в так называемых цветочных часах. По ним можно приблизительно определить время. Цветочные часы были известны еще со времен античности. Такие часы были устроены, например, Карлом Линнеем в городе Упеала (Швеция, 18 век), а также в усадьбе Пушкиных в Михайловском.
Задача № 4
Из - за чего ( в силу каких факторов) цветочные часы могут «сломаться», начать показывать время неправильно?
Возможный ответ. Причин может быть несколько. Во-первых, необходимо учитывать географическую широту. Например, цветочные часы Пушкиных «шли» неверно, так как установленное Карлом Линнеем в условиях города Упеала время открытия и закрытия того или иного цветка в других местах требовало корректировки. Во-вторых, сказываются метеоусловия. Даже хорошо составленные цветочные часы показывают относительно точное время только в ясный, солнечный день, в дождливую или пасмурную погоду они «сбиваются с ритма».
Задача № 5
Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса (полога леса). Назовите возможные последствия. Перечислите факторы, действие которых изменится.
Возможный ответ. Изменятся условия жизни других ярусов: часть растений погибнет, часть приспособится к новым условиям. В первую очередь изменится освещенность нижних ярусов, а также - водный режим почвы и отчасти - минеральный состав (за счет изменения количества «потребителей»). Все это приведет к изменению растительного сообщества на этом участке.
Велика вероятность того, что погибнут тенелюбивые растения, оказавшиеся на свету.
Светолюбивые, напротив, будут расти лучше. Под их пологом разовьется новое поколение тенелюбивых растений.
Задача № 6
Весной и осенью часто можно видеть костры, в которых сжигают побуревшие прошлогодние листья растений, сухую траву. Считается, что при этом будет лучше расти новая трава.
Согласны ли вы с этим? Почему?
Возможный ответ. Повреждение верхнего слоя почвы в месте, где горит этот костер. Все это приводит к тому, что многие газоны в городах представляют собой черные безжизненные площадки.
Задача № 7
В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот:
работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?
Возможный ответ. В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья и тем самым создав возле своего тела воздушную рубашку. В полете воздух у тела птицы все время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Снежная книга
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка