Данная экскурсия показывает многогранность личности И.К. Григоровича – последнего морского министра Российской империи. Прослеживая его жизненный путь, мы имеем возможность познакомиться с историей нашей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_tnr.docx | 154.01 КБ |
Муниципальный этап областного конкурса музеев образовательных организаций
«Мой музей»
Индивидуальная номинация «По объектам культурного наследия»
Наименование музея Музей Боевой Славы
Профиль музейной работы Патриотическое направление
Полное наименование образовательной организации Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Городского округа Подольск»
Адрес Московская область, город Подольск, улица Народная, дом 6/18
Тема: «Последний морской министр Российской империи»
Автор :
Грымзин Иван, 10 класс
Руководитель работы:
Хайруллина Надежда Васильевна,
учитель, тел.:8-909-158-84-01
2019
Аннотация
Тема работы: «Последний морской министр Российской империи»
Автор работы: Грымзин Иван, 10 класс, МОУ СОШ «Школа-интернат для обучающихся с ТНР»
Руководитель работы: Хайруллина Надежда Васильевна, руководитель школьного музея.
Данная экскурсия показывает многогранность личности И.К. Григоровича – последнего морского министра Российской империи. Прослеживая его жизненный путь, мы имеем возможность познакомиться с историей нашей страны.
В ходе исследовательской работы была подготовлена презентация для проведения экскурсии в школьном музее Боевой Славы.
Работа в выбранном направлении будет продолжена и усовершенствована.
Оглавление
Введение стр. 2
Знакомство с картиной стр. 2
Годы учебы стр. 2
Служба на боевых кораблях стр. 3
Министерская служба стр. 3
Морской министр стр. 4
Большая судостроительная программа стр. 4
Отставка стр. 5
Эмиграция стр. 7
Память стр. 7
Александра Павловна Люш. А. Блок стр. 7
Заключение стр. 8
Список литературы стр. 9
Приложение стр. 10
Введение
Целью данной работы является изучение материалов о последнем морском министре Российской империи И.К.Григоровиче.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: сформировать представления о Русско-японской и Первой мировой войнах, сделать вывод о вкладе, который внес И.К.Григорович в историю нашей страны, а также воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Обоснование выбора тематики экскурсии: сохранение культурного наследия страны и отдельной семьи в частности.
Данная экскурсия проводится в стенах школьного музея Боевой Славы. Экспозиция носит временный характер, расположена на 10 стендах. Экскурсионный маршрут проходит от стенда к стенду с пояснениями экскурсовода. Центральное место экспозиции занимает картина и фотодокументы из семейных архивов.
Знакомство с картиной (приложение 1)
Наша экскурсия начинается с небольшой картины, написанной в 1918 году на листе фанеры. Она приехала к нам из Санкт-Петербурга. Вдумайтесь, этот рисунок пережил многое: и тяжелые послереволюционный годы, и страшные дни блокады. Его не продали и не сожгли, в трудное время его бережно хранили… почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно узнать об авторе этой картины, о его жизненном пути. Также я расскажу вам одну удивительную историю, связанную с этой картиной.
Автор этой картины Иван Константинович Григорович последний морской министр Российской империи, прошедший три войны (русско-турецкую 1878-1879 гг., русско-японскую 1904-1905 гг. и Первую мировую войну 1914-1918 гг.). В юности он любил рисовать морские пейзажи. Это увлечение пронес через всю жизнь.
Стенд 1. Годы учебы (приложение 1, файл «стенды»)
Иван Константинович Григорович родился в Санкт- Петербурге 7 февраля (26 января) 1853г. в семье флотского офицера. По примеру своего отца И.К. Григорович выбрал морскую стезю, и в сентябре 1870г. был зачислен на первый курс Морского училища. По окончании его в 1874г. прошел годичную корабельную практику, после чего был произведен в мичманы. В 1877 г. мичман И.К Григорович прослушал курс артиллерийского дела в Кронштадте.
Стенд 2. Служба на боевых кораблях (приложение 2, файл «стенды»)
Морская карьера Григоровича началась в 1878г. во время русско-турецкой войны. Он принял участие в ней на крейсере «Забияка».
В 1883 г. по возвращении в Кронштадт его назначают командиром ново построенного портового судна «Колдунчик». Это был первый корабль, которым начал командовать в своей служебной деятельности. Ему было 30 лет.
В 1896 г. капитана 2 ранга Григоровича назначают военно-морским атташе (морской агент) в Великобританию, где он пробыл два года. Перспективный офицер, по мнению Адмиралтейства, обязан был пройти и дипломатическую практику.
Затем И.Григоровича командируют во французский Тулон, где для России был заложен эскадренный броненосец «Цесаревич», в командование которым Григорович и вступил 27(15) февраля 1899 года.
Командиром этого броненосца капитан 1 ранга Иван Григорович встретил начало Русско-японской войны. В ночь на 9 февраля (27 января) 1904г. «Цесаревич» был торпедирован японскими быстроходными миноносцами на незащищенном внешнем рейде Порт-Артура. Благодаря распорядительности И.Григоровича и умелым действиям команды броненосец остался на плаву и всю ночь принимал участие в отражении атаки миноносцев. Броненосец «Цесаревич» был единственным броненосцем, уцелевшим в русско-японской войне и возвратившимся на Балтику.
10 апреля (28 марта) 1904 г. Григоровича произвели в чин контр-адмирала и назначили командиром Порт-Артура. В этой должности он пробыл всю осаду крепости до её сдачи 2 января 1905 (20 декабря 1904) года. Так закончилась его почти 30-летняя служба плавания на боевых кораблях Российского флота. И. Григоровичу был 51 год.
Стенд 3. Министерская служба (приложение 3, файл «стенды»)
После падения Порт-Артура И. Григорович возвратился в Петербург.
В 1908 г. Ивана Константиновича назначают временно исполняющим должность Главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора города Кронштадта.
В 1909 г. назначен на пост товарища (заместителя) морского министра. И. Григорович, придя в морское министерство, правильно оценил военно-политическую обстановку в Европе и тенденции развития мирового военного кораблестроения и настаивал на принятии расширенной кораблестроительной программы. «Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта», — говорил он. В этом его поддерживал реформатор П.А. Столыпин (министр внутренних дел и Председатель Совета Министров России).
В этот период И. Григорович поддержал инициативу начальника Гидрографического управления генерал-лейтенанта А.И. Вилькицкого по исследованию Северного морского пути, для чего были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр», которые первые из русских судов прошли с зимовкой Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
Стенд 4. Морской министр (приложение 4, файл «стенды»)
2 апреля (19 марта) 1911 г. последовал царский Указ № 1030 о назначении И.К. Григоровича морским министром. С назначением И. К. Григоровича Морским министром в России началась новая эра в создании военного флота. Деятельность Григоровича была направлена на укрепление флота, воссоздание его боевой мощи и поддержание постоянной высокой готовности к решению задач вооружённой борьбы на море. Строительство флота в свою очередь оказало влияние на развитие отечественной судостроительной науки. Подготовка личного состава флота к войне была доведена до небывалого по тем временам совершенства. Разработанные Морским Генеральным Штабом методы стрельбы и постановки минных заграждений считались по утверждению английских союзников России верхом совершенства…».
Девизом служебной деятельности Ивана Константиновича было: «Лишь бы все для флота было хорошо и быстро сделано».
Стенд 5. Большая судостроительная программа (приложение 5, файл «стенды»)
Григорович реорганизовал морское ведомство и осуществил ряд судостроительных программ. в 1911 и 1914 для Черноморского флота, в 1912 для Балтийского. Обе эти программы назвали Большой судостроительной программой. Неоднократно выезжал на флоты и судостроительные заводы, лично контролировал ход постройки кораблей и подготовки сил, создания портов, мастерских и береговых укреплений.
С началом Первой мировой войны И.Григорович укрепил оборону Финского залива, и создал противоминную и противолодочную оборону Кольского полуострова. В Архангельске был оборудован специальный военный порт для приема транспортов с военной помощью от союзников. В Англии И.К. Григорович заказал 5 подводных лодок типа «АГ». Были проведены переговоры с Японией, в результате которых было получено согласие на возврат России крейсера «Варяг» и эскадренных броненосцев «Полтава» и «Пересвет». Они должны были стать основой боевого ядра формируемой флотилии Северного Ледовитого океана.
В 1916 г. благодаря усилиям И.К. Григоровича была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, боевое ядро которой составили корабли, переведенные с Дальнего Востока.
К 1917 г. Россия обладала солидной судостроительной и судоремонтной базой. Общее количество занятых на ней рабочих достигало 90 тыс. чел. Петроград стал самым крупным судостроительным и судоремонтным центром, где Морское ведомство имело 11 заводов этого профиля. В составе российского флота числилось 558 военных кораблей различных классов, более 500 судов торгового флота, использовавшихся для военных целей. На воде достраивались 56 и находились в постройке еще 23 корабля.
Удивительно, но можно утверждать, что работа И.К. Григоровича над «Большой судостроительной программой» внесла вклад в победу Советского Союза во Второй мировой войне.
Корабли, построенные при морском министре Григоровиче, оказались кораблями — долгожителями, и многие из них приняли участие в Великой Отечественной войне, в том числе – построенные в период 1909-1917гг. линкоры (100%), крейсера (40%) и миноносцы (30%). Большая заслуга в этом, бесспорно, принадлежала руководству Морского министерства во главе с И.К. Григоровичем.
Стенд 6. Отставка (приложение 6, файл «стенды»)
И.Григорович был одним из немногих министров, удержавшимся на своем посту во время «министерской чехарды» февраля 1917 года. Он заслуженно пользовался большим авторитетом не только у императора, но и у членов правительства.
После февральской революции Временным правительством при Министерстве юстиции 15(4) марта 1917 года была создана «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий высших должностных лиц». Председателем этой комиссии был назначен московский присяжной поверенный (адвокат) член партии кадетов Н.К.Муравьев. Секретарем комиссии был назначен известный поэт Александр Блок. А.Блок участвовал в допросах, вел протоколы и лично допрашивал подследственных. Прошу вас запомнить этот факт, в дальнейшем вы поймете, какую роль сыграл А. Блок в истории картины, с которой началась наша экскурсия.
Начались обыски и аресты членов царского правительства. Пришли и в адмиралтейскую квартиру И.К. Григоровича, изъяли служебные и личные документы. Иван Константинович лежал с высокой температурой. Видимо это и спасло его от ареста. Следствие по его делу вел судебный следователь Е.П.Воронов. Но дело Григоровича было прекращено за недоказанностью обвинений.
22 марта 1917 решением Временного правительства уволен от должности морского министра.
После ухода в отставку Ивану Константиновичу пришлось оставить казенную квартиру в здании Главного Адмиралтейства, где помещалось Морское министерство, поселился сначала в гостинице «Астория», а затем снимал квартиру на Надеждинской улице (ныне ул. Маяковского).
В те полуголодные осенне–зимние месяцы 1919 г. жить и работать приходилось в неимоверно трудных условиях. Матросы, в том числе революционно настроенные, помогали своему адмиралу после революции: установили у его квартиры караул, который штыками отгонял злобствовавших, делились своим пайковым хлебом и селедкой.
С 1920 эксперт в Военно-морской исторической комиссии по исследованию и использованию опыта Первой мировой войны 1914-1918; затем старший архивариус в Морском архиве; преподовал морскую тактику в Высшей школе морского транспорта; писал «Воспоминания бывшего морского министра».
То было суровое голодное время. Зимой 1920 года из-за отсутствия дров пришлось на несколько зимних месяцев переехать к академику А.Н.Крылову на Петроградскую сторону, с которым И.К.Григоровича связывали близкие отношения еще в бытность, когда Григорович был морским Министром. Об этом периоде времени А.Н.Крылов писал: «…Зимой 1920/1921 гг. у меня жил И.К.Григорович, ибо у меня были дрова, а у него нет…». Чтобы не умереть с голоду вместе с семьей Ивану Константиновичу пришлось обратиться к своему старому ремеслу, которым он увлекался, рисуя маслом изящные миниатюры с кораблями и морскими пейзажами – живописи. Но в 20-е годы было не до пейзажей, и Иван Константинович занялся рисованием рекламной продукции – тортов и других сластей для витрин и коробок кондитерского магазина.
Стенд 7. Эмиграция (приложение 7, файл «стенды»)
Осенью 1924 покинул Россию для лечения за границей; жил на юге Франции, где из-за недостатка средств вынужден был продавать написанные им картины.
3 марта 1930 г. в 77-летнем возрасте И.К. Григорович скоропостижно скончался, был похоронен на частном кладбище Ментоны (Франция).
Стенд 8. Память (приложение 8, файл «стенды»)
15 июля 2005 года прах последнего морского министра Российской империи был перезахоронен в родовом склепе Григоровичей Никольского кладбища Троицкой Александро-Невской лавры.
14 марта 2014 года ВМС России получили сторожевой корабль (фрегат) проекта 11356 «Адмирал Григорович». Летом того же года «Адмирал Григорович» начал флотскую службу в Севастополе.
На надгробии И.К. Григоровича имеется надпись на английском языке:
«... Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нем, кто так много думал о тебе...».
Стенд 9. Александра Павловна Люш. А. Блок (приложения 9, 10, файл «стенды»)
До того, как картина попала в наш музей, она принадлежала Александре Павловне Люш, женщине с удивительной судьбой.
Своей матерью она всегда считала Марию Сергеевну Сакович, которая была главным врачом при только что созданном в Петрограде БДТ. Там Мария Сергеевна часто встречалась с Блоком, занимавшим пост председателя директории театра. В последствии Сакович стала лечащим врачом Блока.
В зрелом возрасте Сакович показала Александре Павловне ее первоначальное свидетельство о рождении и призналась, что она ей не родная мать. Настоящей матерью была Александра Кузьминична Чубукова. В свидетельстве о рождении фамилия матери - Чубукова была зачёркнута и написано: Сакович. В графе "отец" - прочерк.
И Сакович, и Чубукова имели дачи в Кезево под Сиверской, там же находились дачи театральной элиты, где проводили лето актёры БДТ, наездами бывал и Блок. Говорят, что Блок обратил внимание на Александру и она стала последним увлечением его жизни, их роман длился почти два года.
1 мая 1921 года Александра Кузьминична Чубукова родила дочь и вскоре умерла: ослабленный организм, обострение туберкулеза. По одной из существующих версий, узнав о смерти Чубуковой, поэт сам попросил Сакович удочерить девочку.
Все, кто знал А.П. Люш лично, были уверены, что она дочь Блока – они были поразительно похожи. Вот еще несколько доказательств:
Перед самой смертью приемная мать Мария Сакович передала Александре Павловне записку: «Стихи А. А. Блока (папы), написанные тебе». Ниже шло стихотворение: «Песенку спою про заморский край…».
Александра Павловна была знакома с Анной Ахматовой, так как дружила с ее падчерицей Ириной Пуниной. Однажды Ахматова попросила Люш прийти к ней вместе с сыном Андреем. Анна Андреевна внимательно посмотрела на мальчика и сказала: «Похож. Тот же овал лица, те же кудри…»
Сама же А.П. Люш считала, что факт ее появления на свет окутан тайной и никогда ничего не пыталась доказать.
Как рисунок министра Российской Империи мог попасть в семью театрального врача не известно, но известно, что Блок был хорошо знаком Сакович, а после революции участвовал в допросах, вел протоколы и лично допрашивал высших должностных лиц. Таким образом, жизненные пути А.А. Блока и И.К. Григоровича пересеклись в 1917 году…
В любом случае, даже если считать вымыслом эту часть истории картины, связанную с А. Блоком, все равно этот рисунок на картоне уникален. Его автор Иван Константинович Григорович - последний морской министр Российской Империи.
Заключение
Познавательная ценность экскурсии огромна. Дети узнают не только о конкретном историческом персонаже, участнике трех войн, человеке, находившегося при царском дворе, о последнем морском министре, но и событиях Русско-японской войны, Первой мировой войны, о блокаде Ленинграда, о известном советском поэте А.Блоке, о живописи и многом другом.
Список литературы:
Приложение 1
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сорняки
Как нарисовать лимон акварелью
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
На берегу Байкала