Исследовательская работа направлна на изучение готовности МБОУ "Шпалозаводская СОШ" к реализации инклюзивного образования
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_ili.doc | 296 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ЗАИГРАЕВСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
МБОУ «ШПАЛОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СЕКЦИЯ: Психология
Готовность школы
к инклюзивному образованию
Выполнил: Некипелов Илья Анатольевич
ученик 8 класса
Научный руководитель: Некипелова Ирина Анатольевна
МБОУ «Шпалозаводская СОШ»
с. Новоильинск
2021
Содержание Стр.
Введение……………………………………………………………………………….….2
§ 1 Сущность и содержание инклюзивного образования ..………..……………….....4
§ 2 Проблемы инклюзивного образования……………………………………………..5
§ 3. Результаты экспериментальной работы………………………………..….……….7
Заключение………………………………………………………………………..……...10
Библиография…………………………………………………………………..……...…11
Приложения …………………………………………………………………..………….12
Введение
Приоритетным направлением государственной политики России в области образования в настоящее время является организация инклюзивного образования. В его основе лежит идея выстраивания равного отношения ко всем детям, но ориентирующая на создание особых условий для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Для нашей страны инклюзивное образование – это проблема исключительно актуальная и в то же время очень сложная. Внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ сталкивается не только с трудностями создания так называемой «безбарьерной среды», но, прежде всего, с социальными проблемами, которые включают в себя распространенные предрассудки и стереотипы, готовность или отказ педагогов, детей и их родителей принять новые принципы образования. Российская политика образовательной инклюзии только начинает складываться, но очевидно, что подходы к обучению детей с особыми образовательными потребностями становятся все более необходимыми и востребованными.
Со мной в классе учится девочка, ее брат не ходит в школу со всеми, как обычно, а приходит после обеда на 2 часа 4 дня в неделю. После я заметила, что есть еще 4 мальчика. Мне стало это очень интересно, почему эти дети не ходят в класс как все остальные. Наш завуч Ольга Ивановна рассказала, что эти дети находятся на индивидуальном обучении, т.к. по состоянию здоровья они не могут обучаться в массовой школе. Также она рассказала о том, что есть 9 детей, которые обучаются по адаптированным программам на совместном обучении. После этого я узнала, что это называется инклюзивное образование и я задался вопросом, а готовы ли ребята, мои сверстники принять в свою среду детей с ОВЗ? Так определилась проблема нашего исследования.
Цель нашего исследования определить степень психологической готовности учеников 7, 8 классов к инклюзивному образованию.
Объектом исследования- является готовность МБОУ «Шпалозаводская СОШ» к инклюзивному образованию.
Предмет исследования- психологическая готовность учеников 7, 8 классов к инклюзивному образованию.
Гипотеза: мы считаем, что большинство учеников 7, 8 классов имеют среднюю готовность к внедрению инклюзивного образования.
Проблема и гипотеза определили задачи исследования:
Основой нашего исследования послужили работы Шинкарева Е.Ю., Малофеев Н.Н., Кантор В.З., Жаворонков Р., Романов П., и других.
Для решения постановленных задач мы использовали методы.
-теоретические: анализ, изучение научной литературы и интернет-источников;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование.
Практическая значимость исследования: наша работа будет полезна администрации и педагогам МБОУ «Шпалозаводская СОШ» при организации инклюзивного образования.
Опытно - экспериментальная часть исследования проводилась в МБОУ «Шпалозаводская СОШ». Экспериментальной работой были охвачены обучающиеся 7, 8 классов. (46 учеников).
§ 1 Сущность и содержание инклюзивного образования
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. Школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
§ 2 Проблемы инклюзивного образования
Процесс внедрения инклюзивного образования на данный момент сталкивается с рядом трудностей и проблем, связанных как с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Рассмотрим основные проблемы, которые возникают при введении инклюзивного образования.
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
Родители детей высказывают опасение, что присутствие в классе детей с ОВЗ, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость «обычных» детей не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.
В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе с инклюзивным образованием, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. По мере взросления дети с ОВЗ начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
На недостаточном уровне находится и оборудование социально значимых объектов техническими средствами, обеспечивающих беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностями. В первую очередь, следует оснастить пандусами школы.
Также серьезной проблемой является предвзятое отношение к инклюзивному образованию в современном обществе. В связи с этим необходимо проведение значительного объема работ в данном направлении с широким привлечением средств массовой информации, педагогов и общественности.
В течение последних нескольких лет наблюдается изменение ситуации с внедрением инклюзивного образования в лучшую сторону. Министерство образования РФ приступило к формированию в регионах страны сети базовых учреждений для детей с особыми потребностями. Также правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопросы по развитию законодательной базы в отношении соблюдения прав детей с ограниченными возможностями. А принятие новых образовательных стандартов должно позволить детям получить право на «безбарьерное» образование.
§ 3. Результаты экспериментальной работы
Изучение готовности МБОУ «Шпалозаводская СОШ» мы начали с изучения «безбарьерной среды». Вход в школу оснащен пандусом, но если через первую дверь легко проехать на инвалидной коляске, то через вторую дверь это сделать невозможно, т.к. там очень высокий порог. Больше в школе ничего нет. Нет внутренних пандусов, дверные проемы узкие. Так если ребенок-инвалид захочет попасть в столовую или туалет, у него ничего не получится. К счастью у нас в школе нет детей – инвалидов – колясочников. Все дети с ОВЗ могут передвигаться сами.
На втором этапе эксперимента мы выяснили, что 15 из 19 педагогов прошли курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования. Для каждого ребенка разработаны адаптированные рабочие программы, а также все необходимые положения.
Также мы провели беседу с учителями, которые проводят индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ. Учителя рассказали нам, что дети особенные и к каждому нужен особый подход. Очень много зависит от настроения ребенка. Если он в хорошем настроении и согласен работать, то занятие пройдет очень хорошо, а если настроение плохое, то скорее всего ничего не получится. Нужно много терпения и мастерства чтобы научить детей и создать условия, чтобы дети с ОВЗ захотели прийти снова и в хорошем настроении.
На следующем этапе мы, используя тесты, выяснили на сколько ученики 7, 8 классов готовы к принятию в свою среду детей с ОВЗ, ведь им приходится находиться вместе не только на уроках, но и во время перемен.
На первом этапе мы изучили эмоциональное состояние подростков используя электронный вариант «Цветового теста Люшера». Мы изучили первоначальное состояние подростков, затем показали фильм про детей с ОВЗ и попросили пройти тест еще раз. Результаты теста мы занесли в таблицу. (Таблица 1.)
Таблица 1
Результаты теста Люшера
Общий балл | |||||||
Первоначальное настроение | 15 | 14 | 9 | 2 | 6 | 1 | 114 |
Настроение после просмотра фильма | 12 | 13 | 7 | 4 | 8 | 2 | 128 |
Результат теста показал, что после просмотра фильма уровень тревожности у подростков повысился. А значит можно сделать вывод, что присутствие детей с ОВЗ рядом с некоторыми подростками вызывает не очень приятные эмоции.
Для изучения уровня толерантности мы использовали тест «Насколько вы толерантны?» (Приложение 1) Ребятам нужно было выбрать один из вариантов ответа а) или б). Затем мы сравнили ответы детей с ключом и получили следующие результаты: 16 человек – 35% набрали от 14 до 18 баллов, что соответствует высокому уровню развития толерантности, т.е. твердость убеждений детей отлично сочетается с большой гибкостью ума. Дети могут принять любую идею, с пониманием относятся к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если их не разделяют. Достаточно критически относятся к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными. 28 человек – 61% детей набрали от 6 до 12 баллов, что соответствует среднему уровню развития толерантности, т.е. эти дети способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вести диалог и менять свои убеждения. Но порой бывают излишне резки, проявляют неуважение к собеседнику. И в такой момент действительно могут выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно? Еще 2 человека – 4% набрали от 0 до 4 баллов, что соответствует низкому уровню развития толерантности, т.е. дети непреклонны и упрямы. Где бы они ни находились, может возникнуть такое впечатление, что они стремятся навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышают голос. Имея такой характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, не соглашаются с тем, что дети говорят и делают. Подробно результаты тестирования мы представили в виде диаграммы. (Рисунок 1)
Рисунок 1.
На следующем этапе эксперимента мы использовали тест на эмпатию В. В. Бойко (Приложение 2) для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Детям нужно было ответить «да» или «нет» на 36 вопросов. Результаты мы представили в виде диаграммы (рисунок 2).
Рисунок 2
36 % детей показывают высокий уровень эмпатии, а это значит что дети всегда переживают за окружающих, стараются разрешить их проблемы, очень добры и великодушны и могут многое простить. Очень душевны, стараются создать баланс и гармонию среди окружающих. Адекватно относятся к критике. Работа в коллективе приносит им гораздо больше удовольствия, нежели работа в одиночестве. Как правило, доверяют интуиции, эмоциям. 61% показали средний уровень эмпатии, что говорит о нормальном уровне эмпатии. Он присущ большинству людей. Дети не равнодушны, но и не особо чувствительны. Обычно судят людей по их поступкам, что является для большим показателем, чем личные впечатления о человеке. И только 3% детей показали низкий уровень, т.е. детям нелегко найти контакт с окружающими, некомфортно в незнакомой или большой компании. Они неодобрительно реагируют на чересчур буйные проявления эмоций у окружающих, это кажется им бессмысленным.
Далее мы суммировали результаты эксперимента и прдставили их в виде диаграммы (Рисунок 3)
Рисунок 3
Так, мы видим, что 41% подростков показывают высокий уровень готовности к инклюзивному образованию, т.е. учащиеся обладают качествами, необходимыми для жизни в поликультурном обществе, сформированы фактические представления о ценностях толерантности; устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии; самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; младший подросток демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.
57% подростков показали средний уровень, т.е. учащиеся показывают знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки, зависит от внешних условий; признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.
2% детей показали низкий уровень, т.е. обладает низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наличие отрицательного отношения к отличиям других.
Таким образом, большинство детей проявляют средний уровень толерантности. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Однако, радует тот факт, что 41% детей имеют высокую готовность, а вот низкий уровень показали только 2% детей. На наш взгляд это хороший результат.
Для повышения у детей уровня готовности к инклюзивному образованию мы провели тренинг для подростков «Будь толерантным!». (Приложение 3) Цели тренинга: развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию; развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.
Мы надеемся, что со временем показатели нашего исследования улучшатся и у учащихся нашей школы у всех будет высокий уровень готовности к инклюзивному образованию.
Заключение
Инклюзивное образование сегодня является одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Но, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Наша школа как и многие другие образовательные организации уже начали внедрение инклюзивного образования. Изучение готовности МБОУ «Шпалозаводская СОШ» к инклюзивному образованию помогло выявить уровень общей готовности школы и отдельно готовности учеников 7 и 8 классов. Наше исследование также помогло обозначить проблемы готовности школы к инклюзивному образованию, а именно организация безбарьерной среды. Конечно в школе нет детей инвалидов-колясочников, но это сегодня, а ситуация может измениться в любой момент. Наши педагоги имеют все необходимые документы, которые дают разрешение на работу с детьми с ОВЗ, т.к. необходима специальная подготовка учителей. Также в школе есть все нормативные документы.
Изучение мнения детей показало, что большая часть учащихся знают, что такое инклюзивное образование, считают возможным обучение обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, и согласны с тем, что необходимо развивать данную образовательную систему.
В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Библиография
Приложение 1
Тест 1. «Насколько вы толерантны?»
1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да; б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в неприглядном виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту
0-4 балла: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 баллов: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
14-18 баллов: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Дорогие ребята! Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали. Толерантное поведение можно выработать!
Приложение 2
Тест на эмпатию В. В. Бойко
Цель: оценка умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого.
Эмпатия - от греч. empatheia - "сопереживание". Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению.
Инструкция: Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями. Поставьте рядом с утверждением “+” в случае, если ваш ответ положительный, и “-“ в случае отрицательного ответа.
Ключ посчитайте свои плюсы и минусы таким образом. Добавляйте по баллу за каждый положительный ответ на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 18, 19, 20, 21, 25, 27, 30, 32 и за каждый минус, поставленный возле остальных утверждений.
Приложение 3
Тренинг для подростков «Будь толерантным!»
Цели тренинга:
• развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
• развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения;
• обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Возраст участников: 13-16 ле-т.
Продолжительность занятия: 45-60 минут.
Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации.
Основные принципы групповой работы:
• Информированность. Участники должны знать о целях, задачах работы, правилах всех упражнений.
• Конфиденциальность. Это этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия каждого участника.
• Добровольность. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении всем участникам.
• Безопасность. В группе недопустимы физическая и вербальная агрессия как со стороны участников, так и со стороны ведущего. Возможно высказывать свои чувства, но недопустимо давать оценки (особенно негативные) поведения и высказываний других участников тренинга.
Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».
Цель занятия:
- познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости,
- показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.
Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».
Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Необходимое время: 5-10 минут.
Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.
Обучающий этап. Работа с термином «толерантность».
Задача работы: знакомство с определениями толерантности.
Возможно использование приема рисования "Эмблема толерантности".
Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.
Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):
Далее участникам предстоит пофантазировать и создать эмблему толерантности,
которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин. После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на группы на основе сходства между рисунками. Каждая из образовавшихся групп объясняет, что общего в их рисунках и придумывает лозунг толерантности.
Работа с понятием «толерантная личность».
Задача работы: знакомство со свойствами толерантной личности.
Возможно использовать прием «Мозговой штурм», при котором на доску записываются свойства, предложенные участниками группы, вырабатывается итоговое определение толерантной личности.
Свойства толерантной личности:
Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.
Свойства интолерантной личности:
Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей. Она способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).
• оскорбления, насмешки;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
• преследования, запугивания, угрозы;
• дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
• мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
• империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
• осквернение религиозных или культурных символов;
• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
• изгнание (официальное или насильственное);
• репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк:
1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Индивидуально или в парах участники пишут синквейны, потом проводится анализ и составляется общий синквейн.
Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Цель занятия:
Вводный этап. Упражнение «Приветствия».
Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Необходимое время: 5-10 минут.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.
Обсуждение упражнения:
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Упражнение « А я считаю …».
Задачи упражнения:
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.
Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:
• Самый важный предмет - математика.
• Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
• Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
• Не иметь высшего образования - стыдно.
• Самая классная музыка - рэп.
• «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
• Изучать иностранный язык легче, чем физику.
• Война - это всегда плохо.
Обсуждение упражнения:
Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».
Упражнение «Толерантный словарь».
Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми
Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.
Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание.
Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.
Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.
После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова:
• было ли трудно угадывать?
• а рисовать?
• какие слова удались легче, какие - труднее?
• почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?
Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».
Цель занятия:
Самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в обществе является сфера отношений между различными этническими группами. На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к людям другой национальности или религии.
Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы, как участники тренинга, сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.
Упражнение «Ярлыки».
Задача упражнения:
Оборудование: наклейки с надписями, материалы для задания.
Вам потребуются наклейки с различными определениями, например: "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.
Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.
Обсуждение:
• что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?
• всем ли досталась одинаковая работа?
• как это связано с наклейками?
• существуют ли "наклейки" в реальной жизни?
• всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному?
• влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
• если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
Упражнение «Разный старт».
Задача упражнения:
Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.
Вам потребуется придумать какое-нибудь простое творческое задание. К примеру, составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.
Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.
Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.
Обсуждение.
Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы.
• позвольте им выразить свои все чувства;
• что они почувствовали, когда получили непонятное задание?
• как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?
• что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?
• как чувствовали себя члены остальных групп?
• хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?
• почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет?
• если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?
• как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?
• делает ли общество для них поблажки?
• как ведут себя члены общества по отношению к ним?
• можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?
• нужно ли что-то менять?
• кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?
Домашнее задание: спросите старших членов своей семьи, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, когда они только начинали искать работу, поступать в институт, переезжали в другой город и т.д. Были ли вокруг них люди, которые им помогли или наоборот не поддержали в трудную минуту?
Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».
Цель занятия:
На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.
Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». СТЕРЕОТИПЫ – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».
Упражнение «Христиане – мусульмане».
Задача упражнения: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.
Оборудование: листы - опросники.
Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.
Вы можете работать с теми национальными группами, которые являются актуальными для вашего региона, класса, города и т.д.
Обсуждение.
• было ли трудно заполнять рабочие листы?
• если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?
• совпадают ли мнения всей группы?
• действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах?
• каким образом у вас сформировалось именно такое мнение?
• влияют ли на ваше мнение стереотипы?
Листы - опросники
ХРИСТИАНЕ (или русские)
• Мы все знаем, что русские любят...
• Русских можно отличить по...
• Русские всегда поступают...
• Все остальные считают, что русские...
МУСУЛЬМАНЕ
• Мы все знаем, что мусульмане любят...
• Мусульман всегда можно отличить по...
• Мусульмане всегда поступают...
• Все остальные считают, что мусульмане.
ЕВРЕИ
• мы все знаем, что евреи любят...
• евреев можно отличить по...
• евреи всегда поступают...
• все остальные считают, что евреи...
Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.
Упражнение «Ролевые ситуации».
Задача упражнения: познакомить подростков с различными видами предрассудков.
Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.
Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.
Обсуждение:
• что общего во всех проигранных сценках?
• познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке?
• почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
• как чувствуют себя жертвы предрассудков?
• заслуживают ли они такого обращения?
• попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?
• как они себя вели, кто им помог?
• как можно предотвратить подобные ситуации?
Сценарии.
Занятие пятое. «От слов – к делу».
Цель занятия: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.
Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя, должны быть готовыми применять полученные на тренинге навыки в различных реальных жизненных ситуациях.
Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях.
Оборудование: карточки по числу подгрупп, разные предметы для костюмов.
Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.
Затем пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:
• что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
• что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
• могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
Обсуждение:
• попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
• как они вели себя в таких случаях?
• что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
• что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
• что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?
Карточка 1. КЛИЧКИ.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то обидные. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".
• Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
• Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
• Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. СВАСТИКА.
На стене школы вы увидели свастику. Ваши действия:
• Пройду мимо и не замечу
• Напишу рядом "смерть всем черным"
• Незаметно сотру ее
• Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 3. АНЕКДОТЫ.
Все вокруг смеются над армянами и чукчами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты при этом очень смешные.
• Я тоже вспомню парочку анекдотов и расскажу.
• Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
• Попрошу не рассказывать таких оскорбительных анекдотов.
Карточка 4. ВОЙНА.
Один ваш друг в компании рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:
• Сделаю вид, что не услышал этой реплики.
• Объясню друзьям, что это - предрассудок.
Карточка 5. РАСИЗМ.
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.
• Я послушаюсь папу, все-таки он – взрослый.
• Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
• Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что мой друг - интересный и талантливый и проблема будет решена.
Заключение к тренингу. На занятиях нашего тренинга мы с вами учились быть толерантными, пытались сдать своеобразный тест на толерантность, экзамен на человечность и понимание. Ключи к упражнениям, в которых вы участвовали, – это наши человеческие качества, и очень хотелось бы, чтобы эти качества были с вами всю жизнь.
В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными и человечными!
Список использованной литературы.
Твёрдое - мягкое
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Соленая снежинка
Учимся ткать миленький коврик
Цветущая сакура