Проектная работа состоит из двух частей: исследования проблемы и практической части. В первой части ученица даёт обоснование выбранной проблемы, а именно, как зародился культ творца чудес, кто его родственники в других странах, кто был предками Деда Мороза на Руси, каков современный образ этого персонажа. По итогам работы создан видеоролик.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ded_moroz.docx | 369.85 КБ |
МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа ученицы 3 А класса
Кулабуховой Екатерины
Руководитель: Серегина Наталья Викторовна
Хвастовичи
2017
Содержание:
Введение ………………………………………………………………… 2
1. История Деда Мороза …………………………………………… 4
1.1. Зарождение культа творца чудес ………………………….4
1.2. Родственники Деда Мороза …………………………….....5
1.3. Предки Деда Мороза на Руси ……………………………...6
1.4. Современный образ Деда Мороза………………………….7
2. Практическая часть. Создание видеоролика ...........…………………8
Заключение………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………10
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника стал Дед Мороз, возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.
До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах — разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз — это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи — странствующих продавцов игрушек. Но всё это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень сложно. Я провела анкетирование учеников 2- 4 классов нашей школы с целью выяснения, какой информацией по этой теме они владеют (Приложение 1). Подавляющее большинство верят в существование Деда Мороза (Приложение 2.1). У ребят нет однозначного мнения по поводу того, кто такой Дед Мороз и каков его возраст (Приложение 2.2, 2.3). Разошлись мнения детей и по вероятному месту жительства Деда Мороза (Приложение 2.4) и его возможностях (Приложение 2.5). Некоторые считают, что у него есть родственники (Приложение 2.6).
Всем известно, что появляется этот персонаж накануне нового года, предварительно оставляет подарки детворе под ёлкой в доме или раздаёт их на утренниках в детских учреждениях из своего мешка. Получить подарок можно при условии хорошего поведения, но это необязательное условие. Передвигается Дед Мороз на тройке лошадей. Спутница Деда Мороза- внучка Снегурочка, реже - Снеговик. Дед Мороз – мужчина в возрасте, у него седая борода, ходит с палкой- посохом. Хоть он и Мороз, но одежда его тёплая: шуба до пят, широкий пояс, шапка-боярка, рукавицы, валенки или тёплые сапоги. Лето дед Мороз живёт там, где холодно. Дед Мороз исполняет заветные желания людей, о которых они его просят (Приложение 3).
Мне захотелось выяснить, насколько верна эта информация, а также дополнить её другими фактами. Полученную информацию оформить в виде новогоднего видеоролика.
Актуальность работы состоит в том, что дети получат в готовом виде интересную информацию об одном из своих любимых героев.
Новизна заключается в форме подачи информации. Большинство детей любят смотреть мультфильмы, поэтому информация-видеоролик будет им интересна.
Целевая аудитория: ученики начальных классов.
Цель моей работы: создание видеоролика о том, кто такой дед Мороз.
Задачи:
• изучить осведомлённость учеников 2-4 классов нашей школы о личности Деда Мороза;
• найти существенные и интересные факты о личности Деда Мороза;
• создать презентацию, где будут зафиксированы основные моменты;
• создать видеоролик, дополнить его звуком;
• провести анкетирование с целью выяснения, насколько интересна и познавательна информация в нём.
Методы работы: изучение литературы, опрос, практический.
Прогнозируемый результат: на основе собранной информации по теме я создам видеоролик, который поможет детям лучше познакомиться с Дедом Морозом.
Основные проблемы связаны с тем, что я не умею создавать видео, поэтому мне надо изучить возможные варианты создания и выбрать наиболее простой для работы.
Этапы работы:
Подготовительный (выбор проблемы, по которой буду работать, проведение анкетирования среди учеников школы, обдумывание способа подачи материала) – октябрь 2016г.
Организационный (сбор информации по проблеме из литературных и интернет источников): октябрь – ноябрь 2016 г.
Практический (создание видеоролика) – ноябрь- декабрь 2016 г.
Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.
С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. В Норвегии он был посвящен богу Тору, в Дании — Одину. Название этот праздник, получил от слова «колесо», потому что как раз в это время солнце поворачивается. В ночь поворота года появляется дух в образе юноши с черным лицом и женской повязкой на голове, одетый в длинный черный плащ, заходящий в дома и требующий подарки. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старика с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки. Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год.
Посох наш Дедушка несомненно приобрел у Диониса, разгуливающего по Элладе в компании козлоногих сатиров и прекрасных нимф, увенчанного плющом. Даже в жарком Египте была своя новогодняя баба. Звали ее Сатис, была она богиней звезды Сириус, покровительницей умерших. Имела она облик то коровы, то обычной женщины с коровьими рогами. Родственницей Деду Морозу ее можно назвать потому, что первый утренний восход Сириуса после долгой зимней отлучки знаменовал начало нового года, приход чистой воды, очищающей мертвых.
Предком Деда Мороза можно считать и древнеримского Януса — бога всех начал, следовательно, и начала года. Для того чтобы вращать ось мира, Янус имел 365 пальцев и два лица, обращенные в прошлое и будущее. Потом у него появились другие дела, и богиней Нового года стала Анна Перенна. Поначалу бабушка была обыкновенной старушкой, которая подкармливала плебеев, удалявшихся на священную гору, пирожками. Но затем ее сделали богиней. Праздник отмечали в священной роще на Тибре.
1.2. Родственники Деда Мороза
Наш Дедушка Мороз не одинок на свете. У него есть не только предки, но много родственников. Его братьями можно считать американского Санта Клауса и европейского Пер Ноэля. В современной Италии роль Деда Мороза выполняет страшная старуха Бефана. С Рождества до Крещения она бродит по земле, а в новогоднюю ночь через дымоход прилетает в дома, разнося хорошим детям подарки, а плохим — золу.
В Германии — новогодний персонаж тоже женщина. Жители немецких деревень до сих пор не забывают «жечь фрау Хоппе», то есть разжигать новогодний огонь. Фрау Хоппе — старуха-ведьма, проносящаяся в новогоднюю ночь во главе Дикой охоты. Существует еще одна версия, где Берта — женщина в белых одеждах, которая разносит подарки хорошим людям и наказывает плохих. Когда она выбивает перину» на земле идет снег.
Во Франции Деда Мороза называют Пер Ноэль, а представляется он хорошим человечком в красной шубе и круглых очках. И должность у него ответственная: «Отец Рождество».
В Англии традиционный персонаж не имеет имени, его называют просто Батюшка Рождество. Подарки он кладет в чулочки, и тоже всем по заслугам. Батюшка Рождество тоже воздает всем по заслугам: хорошим — подарки, плохим — уголь.
В Испании Дед Мороз носит имя Олентцера. Он щеголяет в домотканой национальной одежде и раздает детям игрушки. В Каталонии парадом правит Санта Клаус. В Барселоне чтят память мученика Санта Колома, улицы украшают сосновыми шишками и яркими огнями и ходят по ним толпами.
Но все же самые близкие родственники живут недалеко: у братьев славян. У всех он выглядел по-разному: у кого-то это старичок низенького роста, с длиннющей седой бородой, бегающий по полям, у чехов же — это богатырь-кузнец, сковывающий воду в реках. Но современный чешский Дед Мороз зовется Санта Клаус и разъезжает на мотоцикле, чтобы успеть развести подарки.
В Европе Санта Клаус появился сравнительно недавно, меньше чем два века назад. В Санта Клауса превратился любимый народами всех стран святой Николай Чудотворец (Никола Угодник). Он и стал мостиком между дохристианскими божествами и современной новогодней мифологией. При жизни Николай был очень, добродетельным. Получив от отца наследство, он раздал все бедным. Широко распространена история о том, как Николай подкинул нищему, собиравшемуся продать своих дочерей в публичный дом, три узелка с золотом на приданое. В память об этом детям кладут в чулки подарки от имени Санта Клауса. Имя «Санта Клаус» — от искаженного голландского слова «Синте-Клаос», что значит «святой Николай» (Приложение 4).
1.3. Предки Деда Мороза на Руси
В нашем языке слово "дед" означало - дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. А самый древний прообраз деда Мороза, это дед - защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание. Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Большие деды, к которым относился и Дед Мороз, входили через дверь, а меньшие влетали через окно, поэтому во время такой ритуальной трапезы окна и двери раскрывались настежь. Во время этих кормлений, Деда Мороза можно было попросить о чем-либо. Считалось, что получив пищу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам. А чтобы он стал еще добрее, наши предки всячески старались умилостивить его.
Раньше на Руси гулял по земле Трескун или Студенец в компании Солнца и Ветра и насмерть морозил первых встречных. Зимой злым духам становится неуютно и тесно, поэтому они налетают на белый свет, бегают по полям, трещат ветками и дуют в кулак. Иней на деревьях, замерзшая земля, метель — результат их деятельности. Вот тут-то и появляется несправедливый и жестокий Мороз, у которого, правда, есть одна отличительная черта: с ним всегда можно договориться. Но для этого нужно знать специальное заклинание.
Начиная со второй половины 19-го века появился «рождественский дед», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.
Впервые в России Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. На праздник приходит со своей внучкой — Снегурочкой.
Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году было запрещено празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет. Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.
Современный образ Деда Мороза построен по образу Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.
В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами. На ногах должны быть валенки или сапоги, шитые серебром. Пояс обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук. Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже сотворения холода и замораживания использовался посох. Он должен быть хрустальным или хрустальным, имеет витую ручку и завершается изображением Луны или головы быка.
К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.
Характер Деда Мороза довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый. Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.
По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка.
Родина Деда Мороза находится в лесном массиве недалеко от старинного русского города Великий Устюг. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, мастерские, сувенирная лавка и почта. Туда каждый год от ребят на имя Деда Мороза приходит более 1 миллиона писем из России и других стран. На все письма Дед Мороз обязательно отвечает. Ещё есть информация, что живет Дед на далеком Севере, в Лапландии.
Полученную информацию я использовала для создания видеоролика. Это моя вторая работа такого плана. Результаты работы я оформила в таблице.
этап | работа | сроки |
Выбор фона | Поиск фонов на зимнюю тему | 10-11 ноября |
Распределение информации на слайдах | Отбор наиболее интересных фактов | 12-20 ноября |
Добавление картинок | На каждый слайд добавлены картинки для более полного и точного восприятия информации. Поиск информации проводился на Интернет-сайтах. | 21 ноября – 5 декабря |
Наложение анимации на картинки. | Чтобы картинки не отвлекали всё внимание, я решила, что информация должна появляться чуть раньше, чем картинка, поэтому на картинки я наложила анимацию. | 6-10 декабря |
Добавление переходов. | Каждый слайд был дополнен переходом для | 11-13 декабря |
Музыкальное оформление. | Для создания настроения была добавлена музыка. Ее поиск осуществлялся в музыкальной коллекции моего брата. | 14-16 декабря |
Запуск автоматического показа слайдов | Было выбрано время, необходимое для просмотра информации. | 17-19 декабря |
Создание видео | Презентация была сохранена в формате windows media. | 20 декабря |
Показ видео | Одноклассники на тематическом классном часе посмотрели видео и дали свою оценку (Приложение 5) | 23 декабря |
Заключение
Иногда в самых привычных вещах можно найти много нового и интересного. До некоторого времени я считала, что знаю о Деде Морозе всё, так как познакомилась с ним ещё до школы. Но, когда начинаешь изучать более подробно то или иное явление, то открываются многие тайны.
Я выбрала для изучения образ Деда Мороза потому, что он близок каждому из нас. Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год. Верить или не верить в него- это личное дело каждого, но игнорировать его в новый год нельзя.
Видеоролик был представлен на классном часе моим одноклассникам. Одноклассники с интересом восприняли её. Видеоролик получил положительные отзывы. Многое из того, что мне удалось представить для внимания было уже известно, но были факты, с которыми ребята познакомились впервые.
Я оцениваю свою работу как познавательную и полезную. Видеоролик можно использовать на мероприятиях, посвящённых новому году. Кроме того, я получила опыт создания презентаций и видеороликов. Мне было интересно обрабатывать анкеты. Моя работа может послужить началом исследовательской работы по сравнению русского Деда Мороза и Санта Клауса.
Литература:
Приложение 1.
Анкета для учеников 2-4 классов по проблеме работы
Социологический опрос учеников 2-4 классов МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
|
Приложение 2.
Данные социологического опроса.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Приложение 3.
Желания, об исполнении которых можно обратиться к Деду Морозу.
Приложение 4.
Родственники Деда Мороза.
Место | Родственник |
США | Санта Клаус |
Европа | Пер Ноэль |
Италия | старуха Бефана |
Германия | Фрау Хоппе, волшебница Берта |
Испания | Олентцер |
Англия | Батюшеа Рождество |
Каталония | Санта Клаус |
Барселона | Санта Калом |
Приложение 5.
Оценка готового продукта моими одноклассниками.
В поисках капитана Гранта
Неньютоновская жидкость
Басня "Две подруги"
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем лошадь акварелью