Тема моей работы важна, потому что в наше время – время компьютеров и инновационных технологий, мы не можем прожить без компьютерной лексики. Мы пользуемся компьютером, а значит, должны знать лексику, связанную с этой сферой деятельности. И мне стало интересно, откуда возникли «младенцы» русского языка (компьютерные слова). Ведь это часть нашей современной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 111.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Исследовательская работа.
«Совсем недавние пришельцы»
Работу выполнила:
Климчук Светлана
ученица 4 «Б» класса
Руководитель:
Панина Лидия Владимировна.
г. Павлово, 2013г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность. Тема моей исследовательской работы - «Совсем недавние пришельцы». Тема моей работы важна, потому что в наше время – время компьютеров и инновационных технологий, мы не можем прожить без компьютерной лексики.
2. Гипотеза. Самое удивительное в языке то, что он живой и развивается все время.
Компьютерные слова – это часть нашей современной жизни.
3. Цель: изучение компьютерных слов, их жизнь в языке
4. Задачи.
5. Объект и предмет исследования: компьютерные слова, их жизнь в языке.
6. Этапы работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Язык – явление постоянно меняющееся и развивающееся. И в лексике (совокупность всех слов языка) прежде всего отражаются изменения, которые происходят в нашей жизни. Сегодня в нашей жизни очень много связано с компьютером.
Когда мы, ученики, садимся делать уроки, сразу же включаем компьютер. Зачем? Компьютер для нас — неотъемлемая часть жизни, мы живём и общаемся с его помощью. Мы используем Интернет, чтобы находить нужную нам информацию. Мы можем общаться с людьми, которые находятся далеко от нас. Подготовка данной презентации тоже была бы невозможна без компьютера.
Мы пользуемся компьютером, а значит, должны знать лексику, связанную с этой сферой деятельности. И мне стало интересно, откуда возникли «младенцы» русского языка (компьютерные слова). Ведь это часть нашей современной жизни.
Для исследования я взяла такие компьютерные слова, как мышь, монитор, батон, мыло, чайник, хомяк, клава. И в результате своего исследования пришла к выводам, что большинство компьютерных слов приходит к нам из английского языка. Компьютерные слова образуются разными способами.
1. КАЛЬКА (буквальный пепревод)
буквальный перевод английского слова
«маус». Да и похоже – овальная такая,
с хвостиком… Кстати, коврик для мышки
называется подмышка, или мышедром.
корабль… Военный корабль предостерегал: не тронь, как вдарю артиллерийским залпом! И экран компьютера тоже правильно назвали МОНИТОРОМ: он тоже «предостерегает», показывает, что происходит.
2. МИМИКРИЯ (подражание)
И выражение «кинь в меня мылом» вовсе не означает, что мы должны запустить в собеседника кусок туалетного мыла. Так один просит послать ему письмо по электронной почте.
Но первые чайники были не компьютерщики, а альпинисты! Так
называли того, кто в первый раз совершил восхождение на вершину горы. Новички-альпинисты, гордые своим первым успехом, тут же бросались фотографироваться: одну руку упирали в бок, другую отставляли в сторону, опираясь на ледоруб… Силуэт напоминал чайник.
«домашнюю страницу»: звучит похоже. Сейчас слово вышло из моды и хомяк просто грызун.
3. УСЕЧЕНИЕ.
Клавиатура – КЛАВА
Компьютер – КОМП
Вирус – ВИРЬ
Программы - ПРОГИ
ВЫВОДЫ:
1.Компьютерные слова служат средством общения, позволяют понимать друг
друга с полуслова пользователям компьютера.
2. В русский язык компьютерные слова проникают следующими способами:
калька, мимикрия, усечение.
3. Английские слова приспосабливаются к русской действительности, становятся пригодными для постоянного использования, приобретают эмоциональную
окраску.
По ходу изучения данной темы мне стало интересно, а владеют ли компьютерной лексикой мои одноклассники и старшие школьники?
С целью изучения, насколько учащиеся используют «компьютерную лексику» и насколько понимают ее значение, было проведено анкетирование учащихся 4-го класса (20 чел) и для сравнения учащихся 10 класса (21 чел)
Результаты анкетирования
Анкетирование показало, что учащиеся 4-го и 10-го классов часто пользуются компьютером, Интернетом для игр, общения, поиска нужной информации. Но компьютерной лексикой владеют слабо. Из семи предложенных компьютерных слов в
4-ом классе смогли объяснить значение только трех слов; в 10-м растолковали пять.
И так как знание компьютерных слов у школьников невелико, я решила составить словарик компьютерных словечек, который был бы понятен и четверокласснику, и десятикласснику. Этот словарик может постоянно пополняться. И кто знает, может автором новых компьютерных словечек станет кто-нибудь из нас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык – явление постоянно меняющееся и развивающееся.
И в лексике (совокупность всех слов языка) прежде всего отражаются изменения, которые происходят в нашей жизни. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, и русский язык радостно принял современность с ее компьютерными «штучками».
И с удовольствием играет новыми словами – что-то уйдет, что-то останется…
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Лаврова С.А. Откуда берутся слова или Занимательная этимология.- М.:
Воскресный день, 2012.
2. Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:
ООО «ИТИ Технологии», 2003.
3. Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В. Лехина, С.М. Лошкиной,
Ф.Н. Петрова (главный редактор).- М., Изд-во «Советская Энциклопедия, 1964.
4. www. Wikiznanie.ru
5. www.Ove.ru
Рисуем пшеничное поле гуашью
Ласточка. Корейская народная сказка
Что общего у травы и собаки?
Новогодние гирлянды
"Морская болезнь" у космонавтов