Основная цель проекта.
Изучение понятия правового сознания и правовой культуры и выработка способов и методов формирования правого сознания и правовой культуры населения села Верхняя Маза.
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskiy_proekt.doc | 82 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнемазинская средняя школа имени Д. В. Давыдова
Радищевский район
Ульяновская область
Исследовательский проект
«Формирование правосознания и
правовой культуры»
Авторы :
Группа учащихся
МОУ «Верхнемазинская СШ
им.Д.В.Давыдова»:
Буйлина Марина
Вислогузова Анастасия
Гордеева Алёна
Трактиров Семён
Полякова Елена
Руководитель:
Волкова Галина Николаевна
учитель истории и обществознания
Ульяновская область
Радищевский район
с.Верхняя Маза
ул.Молодежная д.3,кв.1.
тел.:89278290615
Верхняя Маза
2018 год
Введение.
При выборе темы исследования мы руководствовались актуальностью правовых проблем современного российского общества, возникших в России в настоящий момент: низкий уровень правового сознания и правовой культуры, юридический беспредел, правовой нигилизм, правовое бескультурье, царящие во всех сферах жизни: от сферы повседневных отношений людей (когда, не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защищать свои интересы); до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей; непоследовательность и несформированность системы правового воспитания и обучения населения, и в частности - молодого поколения; правовое бескультурье средств массовой информации.
Из всего вышесказанного возникает гипотеза: существуют ли какие-либо методы и способы воспитательного воздействия при формировании правого сознания и правовой культуры молодежи?
Нам представляется, что это невозможно сделать без воспитания прежде всего такого внутренне - стержневого качества как любовь к Родине . Истинная любовь к Родине - понятие вневременное и вне событийное. Она была, есть и должна быть в сердцах и душах людей, пока жива Родина, пока жива историческая память. Надо еще раз повнимательнее посмотреть, на чем основывается и воспитывается патриотизм. Прежде всего, это знания. Очень важно, чтоб у подрастающего поколения были хорошие знания истории России и ее культуры. Огромное значение имеет знание историко-культурных традиций малой родины, биографии выдающихся земляков, в которых как в зеркале отражается история нашей страны. Только в ходе систематической работы у молодежи постепенно формируется положительное отношение к личности выдающихся россиян и к определенным фактам истории и культуры. Это способствует воспитанию таких элементов патриотизма, как гордость за свое Отечество, вера в его силу и могущество, ответственная и активная позиция. И только после этого формируется настрой, готовность молодого поколения участвовать в посильной деятельности по социально-экономическому развитию своей большой и малой родины. Вот на этой стадии, по-нашему, необходимо действовать.
Основная цель исследования.
Изучение понятия правового сознания и правовой культуры и выработка способов и методов формирования правого сознания и правовой культуры населения села Верхняя Маза.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие
Задачи:
1. Дать определения основных понятий (правовое сознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
2.Наметить возможные пути повышения правосознания и правовой культуры граждан в современной России на примере села Верхняя Маза Радищевского района Ульяновской области.
3.Разработка различных мероприятий просветительского характера по формированию правого сознания и правовой культуры;
4.Подготовка и проведение мероприятий;
Для решения данных задач, нужно создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин. Причем эта ситуация должна быть практически-активной, целенаправленной и обязательно с выходом на социально значимый результат. Самым эффективным методом создания такой ситуации является социально-значимая проектная деятельность. Мы предлагаем авторское решение обозначенной проблемы – это социально значимый проект «Право быть Гражданином». Особенностью данного социального проекта является то, что разрабатываем его мы - дети под руководством педагога-инициатора, реализуют разработчики с широким привлечением единомышленников и направлен он будет на все категории населения нашего села Верхняя Маза – школьники, молодёжь, родители и др. Реализация проекта предполагает использование различных интерактивных форм и методов пропаганды правовой культуры в целях просвещения населения, которые изначально изучаются и постигаются теоретически и практически школьниками, а затем апробируются на аудитории нами самими с широким привлечением педагогов – консультантов, педагогов-библиотекарей.
Объектом проектной деятельности являются различные категории жителей села Верхняя Маза : школьники, пенсионеры, работающее население, молодёжь.
Ожидаемые результаты:
Наш социальный проект поможет учащимся школы изучить научную и периодическую литературы по проблеме, а также нормативно-правовые актов, призванные помочь в решении возникших проблем; учащиеся школы смогут воспользоваться уникальной возможностью самостоятельно повлиять на изменении ситуации в рамках села по правовому просвещению его жителей; учащиеся школы получат опыт работы в команде;
Разработка и реализация проекта предполагает четыре взаимосвязанных этапа:
План реализации проекта.
1.Актуальность.(приложение1,2,3)
На этом этапе определяется проблема проекта и выясняется вопрос о важности решения данной проблемы здесь и сейчас (Анкетирование «Выявление уровня правосознания и правовой культуры сельской молодежи, учащихся, жителей села Верхняя Маза различных возрастных категорий»). Идёт работа над основными понятиями : правовое сознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание.
2.Поиск.(приложение 4)
Идет поиск информации, единомышленников, путей решения поставленной проблемы. Подбираются наиболее приемлемые формы правового просвещения различных категорий населения нашего села.
Для учащихся: деловые игры, брейн-ринг , библиотечные уроки, часы правой культуры.
Для работающей молодежи: распространение информационных листовок, проведение минут информации в рамках схода граждан села и на предприятиях.
Для людей пожилого возраста: диалог поколений, совместные социально-значимые акции, распространение информационных материалов.
Далее была проведена большая работа по достижению договоренности с администрацией школы, поселения, села о включение нашего проекта в совместные планы работы.
Так же на данном этапе шла подборка материалов для разработки основных мероприятий.
3.Планирование.(приложение 5-разработки мероприятий )
Разработчики проекта составляют план его реализации и разрабатывают пути реализации.
1.План правового просвещения школьников - будущих избирателей:
Наименование мероприятия | ответственные |
Деловая игра «Под защитой закона» ( для учащихся 8-11 классов) | Учащиеся-старшеклассники |
Час правой культуры по избирательному праву: « Выборы – это важно» в 6 классе ( час проводится учащимися 8 класса-разработчиками проекта ) | Учащиеся-старшеклассники |
Брейн –ринг «Права детей и родителей» (для учащихся средних классов) | Учащиеся-старшеклассники |
Библиотечный урок «Как важно знать свои права и обязанности» (проводит педагог-библиотекарь по согласованию) | Педагог-библиотекарь |
2.План правового просвещения работающей сельской молодежи- участников выборов:
Наименование мероприятия | ответственные |
распространение информационных листовок | Учащиеся-старшеклассники |
проведение минут информации в рамках схода граждан села и на предприятиях. Вручение словарей «Быть Гражданином» | Учащиеся-старшеклассники |
Совместная волонтерская деятельность по распространению информационных материалов, облагораживанию памятных мест села и выступление с инициативой создания сельского парка и др. | Учащиеся-старшеклассники |
3. План правового просвещения людей пенсионного возраста:
Наименование мероприятия | ответственные |
Общешкольное мероприятие «Диалог поколений» | Зам.директора школы по воспитательной работе |
Совместные акции | Учащиеся-старшеклассники |
4.Реализация.(приложение 6)
Это деятельный этап, который предполагает осуществление намеченных целей и задач. Проект реализуется творческой группой старшеклассников, руководителем проекта, педагогов и педагога-библиотекаря.
В самом начале пути реализации проекта проводится диагностическая работа по выявлению проблемы проекта. Проводятся мини-исследование ««Выявление уровня правосознания и правовой культуры сельской молодежи» ,анкетные опросы. В качестве респондентов были определены школьники и жители нашего села разных возрастов, социальных групп, рода занятий. В результате анкеты были обработаны и сделаны соответствующие выводы и сформулирована проблема - низкий уровень правовой культуры населения села Верхняя Маза. Далее началась пошаговая реализация разработанных планов.
Во-первых, были скорректированы планы работы с сельской и школьной библиотеками, администратором села по поводу выступления на сходе граждан, администрацией школы.
Во-вторых, большая работа шла по разработке сценариев запланированных мероприятий – деловые игры, брейн-ринг, час правовой культуры, библиотечный урок, так же разрабатывались и оформлялись агитационные материалы - информационные листовки, словарь молодому человеку, лекционный материал о правах и обязанностях граждан РФ. Разработка сценариев шла под руководством педагога-консультанта.
В-третьих, были распределены объекты и направления работы между участками-разработчиками проекта:
- работа с учащимися школы;
-работа с работающей молодежью села;
- работа с жителями среднего и пенсионного возраста.
Были проведены следующие мероприятия просветительско-обучающего характера:
« Выборы – это важно» в 6 классе
( час проводился учащимися 11 класса-разработчиками проекта )
Вручение словарей « Молодому человеку»
Заключение.
В результате проведенной работы мы получили хороший практический опыт в изучении нормативно-правовой базы по формированию правовой культуры, закрепили полученные знания на уроках обществознания. Нам удалось активизировать гражданскую позицию жителей села Верхняя Маза, убедить всех в необходимости изучения законов и других нормативно-правовых актов РФ.
Литература:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Арсенина Е.Н. « Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. М. « Глобус». 220с.
3 Вербитский А.А, Борисова Н.В, Методические рекомендации по проведению деловых игр, М., 90 с.
4.А.Лопатина, М. Скребцова Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах. Амрита- Русь 2011. 142.
5. МавлютинаЕ.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы.Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/Авт.-сост. Е.А. Мавлютова.-Волгоград: Учитель,2009.- 190с.
6. Поляков С.А. Знание своих прав позволяет чувствовать себя увереннее… Практическое применение школьниками правовых знаний.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1983. Т. 2
8. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.).
9. Обществознание. Учебник. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.2010
10. https://ru.wikipedia.org/
В поисках капитана Гранта
Круговорот воды в пакете
Ах эта снежная зима
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Компас своими руками