Быть или не быть воинским искусствам в современноммире — вопрос решенный. Они есть и будут, как были всегда. Не только в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме,но и во многих других странах Востока живы традиции кэмпо. Школами борьбы без оружия и с оружием славятся Индия, Бирма и Таиланд, Тибет и Монголия, Индонезия и Малазия. В далекой Бразилии существует капоэйра - удивительно похожая на каратэ разновидность борьбы, созданная негритянскими рабами.Несмотря на все этнические, географические,климатические, социальные и политические различия,в этих странах много общего: в своем историческом развитии они опирались на общие достижения, поддерживая непрестанные тесные контакты. Мировоззрение человекав этом восточноазиатском регионе определялось даосско-буддийско-конфуцианским синтезом идей, который, нашел отражение в традициях воинских искусств.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota-kempo_na_oblast.docx | 88.02 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Боевое искусство Муай тай и его место в концепции
восточных единоборств КЭМПО»
Автор:
Че Марк Деманович,
9 «Б» класса;
Научный руководитель:
Мартынова Яна Леонидовна,
учитель физической культуры МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
МО «Холмский городской округ» Сахалинской области
Холмск,2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..………………………………………….………………….. | 3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия по теме «кэмпо» его источники и классификация ………………………………………………………….……………. | 5 |
1.1 Кэмпо-……………………………....……………………………………..……. | 5 |
1.2 «Всё или ничего!»………………………………………………………………. | 6 |
Глава 2. Боевое искусство Муай тай. …………………………………………….. | 9 |
2.1 История и основы техники тайского бокса …………………………………. | 9 |
2.2 Место муай тай в концепции восточных единоборств кэмпо……………… | 10 |
Заключение................................................................................................................... | 12 |
Литература……………..………………………………………………………….….. | 14 |
Приложение 1. Легенда тайского бокса…………………………………………… | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
«Начинаю с воспитания привычек и взращиваю характер, а в конечном счете получаю судьбу».
Лецзы
Актуальность исследования. В современном мире воинские искусства Востока до сих пор вызывают немало разноречивых толков и представлений. В Китае, Японии, в Корее и во Вьетнаме понятие воинских искусств наделялось совсем иным смыслом, нежели на Западе. Не победа над противником была конечной целью изучения кэмпо, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кэмпо становилась школой жизни.
Если каратэ, дзюдо или тхэквондо известны давно и многим, то муай тай пока не получил столь широкого распространения в России.И совершенно напрасно, ведь это очень динамичный и интересный вид спорта.
Мы проанализировали вовлеченность учащихся нашей школы в секции боевых единоборств и провели блиц-опрос на предмет владения понятийным термином кэмпо и муай тай.
Всего занимаются боевым искусством 96 учеников
Из 96 опрошенных объяснили значение понятия «кэмпо» и «муай тай»:
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная изученность поставленной проблемы определили тему исследования: «Боевое искусство Муай тай и его место в концепции восточных единоборств КЭМПО».
Цель исследования: изучить истоки и классификацию учения КЭМПО и определить место боевого искусства муай тай в этом учении.
Объект исследования: концепция восточных единоборств КЭМПО.
Предмет исследования: тайское боевое искусство Муай тай.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что боевое искусство Муай тай можно отнести к разновидности восточного учения КЭМПО.
Задачи исследования:
Методы исследования:
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование понятия по теме «кэмпо» его источники и классификация
В данной главе на основе анализа спортивной литературы рассмотрены основные теоретические положения, связанные с выявлением содержания понятия «Кэмпо», приведена классификация учения и выявлены ее источники.
1.1 Кэмпо.拳法
Какой же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо — это учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии.
Кэмпо — также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма, достижения гармонии с миром и с самим собой.
Согласно классификации авторов книги «Кэмпо-традиция воинских искусств» Долина А.А. и Попова Г.В условно можно выделить следующие источники кэмпо:
Можно также обозначить составные части кэмпо, сохранившиеся с древности до наших дней:
Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему, как культурологический феномен, как особую область Знания, как Учение.
1.2 «Всё или ничего!»
Мастера кэмпо неизменно становились героями народных преданий и легенд, рыцарских баллад, сказаний, романов и драм, а в наши дни они заполонили кино и телеэкраны. Среди подобных героев можно выделить знаменитых военачальников, предводителей народных восстаний, странствующих рыцарей — защитников угнетенных и обездоленных, профессиональных телохранителей и охранников купеческих караванов, вольных самураев-ронинов, монахов-ямабуси, средневековых лазутчиков-ниндзя, основателей и наставников различных школ воинских искусств.
В средние века воинские искусства требовали от человека всей жизни. Их девизом было: «Всё или ничего!».
Старые мастера сравнивали кэмпо с кипятком — стоит ослабить огонь в груди, и кипяток превратится в простую воду. Но сами по себе занятия воинскими искусствами не обязательно должны были превратить человека в сурового подвижника, чуждого радостям жизни.Пламя, возникшее из внутренней энергии, не сжигало - оно дарило тепло и свет. Самопознание в процессе освоения воинских искусств обостряло восприимчивостьчеловека к прекрасному, к живой природе, к искусству.
В конфуцианском комплексе «шести искусств» (лю-и) наряду с этикетом, музыкой, каллиграфией к математикой значились также управление колесницей и стрельба из лука. Но в действительности значение воинских искусств было гораздо шире. Если считать изящные искусства одной половиной духовной жизни образованного человека, то второй половиной, несомненно, будут для Японии, Китая, Кореи и Вьетнама искусства воинские во всей их сложности и многоплановости. Ли Во, великий поэт эпохи Тан, был прекрасным фехтовальщиком, знаменитый фехтовальщик МиямотоМусаси был прекрасным художником. Крупнейший в Японии теоретик воинских искусств, дзэнский патриарх Такуан писал стихи и эссе.
В Японии на дипломах самурайских военных школ красовались пейзажные танка... Настоящий мастер должен был в равной степени владеть мечом и кистью, знать чайную церемонию и искусство аранжировки цветов.
Самый заметный вклад воинские искусства Китая и Японии внесли в развитие классического театра. Тщательно разработанные комплексы формальных упражнений с оружием и без оружия вошли в режиссуру пекинской оперы, спектаклей ноо и кабуки.
Многие постановки театра кабуки по обилию батальных сцен напоминали рыцарские турниры, а турниры при дворе цинских императоров выливались в театральные действа.
Чувство ритма, столь необходимое в воинских искусствах, роднит их с музыкой. Человек постигает свою природу, входя в ритм бесконечных превращений, ощущая пульсацию мироздания в собственном сердце. Да и весьпроцесс изучения кэмпо, от азов до вершины, похож на занятия музыкой. Наиболее одаренные мастера творят подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной. Не потому ли сегодня кэмпо находит много численных поклонников на всех континентах, в десятках стран?
Выводы по первой главе
Система обучения в кэмпо, как небо от земли, была далека и от спорта, и от военно-прикладных дисциплин. Впрочем, это сравнение обратимо, поскольку в восточной космологии человек считается порождением Неба и Земли, а значит, сочетает в себе оба начала. Со временем классические воинские искусства нашли применение и в спорте, и в кровавых битвах, но ни то, ни другое не определяет их изначальной сущности. Если бы дело было только в приемах борьбы, кэмпо скорее всего окончательно выродилось бы после появления огнестрельного оружия, как это произошло с рыцарскими единоборствами в Европе. Однако традиция живет.
ГЛАВА 2. БОЕВОЕ ИСКУССТВО МУАЙ ТАЙ
"Кроткий как ягненок и яростный как тигр" - таков национальный характер тайцев. В главе раскрываются основы боевого искусства муай тай исходя из исторических источников и глазами современников. Производится анализ тайского бокса согласно классификации основ кэмпо и синтезируются сведения для обоснования подтверждения гипотезы исследования.
2.1. Историяи основы техники тайского бокса
Как появился тайский бокс? История Муай тай берет свое начало свыше 2000 лет назад. Великие бойцы того времени объединялись для того, чтобы зашифровать и записать технику борьбы. Руководство отвергло идею секретного, тайного знания, передаваемого от учителя к ученику, следовательно, новая техника стала общей и пригодной для любого учителя. Это подчеркивало необходимость развиваться и что-то постоянно менять в данном единоборстве.
Муай тай был частью школьной программы до 1920 года. Как боевое воинское искусство тайский бокс стал неотъемлемой частью тайской культуры, впитав в себя национальный и фольклорный колорит тайского народа, его религию и духовный мир. И это ярко проявляется в тайбоксе.
В начале боя происходит церемония Вай Кру: бойцы выполняют ритуальный танец, выполняя мягкие и очень красивые движения под плавную, мелодичную музыку, не уступая в этом профессиональным танцорам. Наблюдая специфическую и красивую церемонию едва ли можно поверить, что через несколько минут на ринге бойцы будут демонстрировать высочайшую технику контактного боя, во время которого наносятся сокрушительные удары с колоссальной силой и скоростью.МuayThaiсчитается одним из самых зрелищных видов единоборств и поэтому оправдывает свое название "бокс восьмируких".
История развития тайского бокса у нас в стране начинается с 1992 года, когда по инициативе Сергея Заяшникова в Новосибирске была создана профессиональная Российская Лига Муай тай.
ЧакНоррис назвал тайский бокс "спортом ХХI века". На сегодня в I.A.M.T.F. состоит уже более 70 стран мира.
Прежде всего, тайский бокс воспитывает волю. Улучшаются концентрация и внимательность. Не только к партнёру, но и к себе. Если ты не уважаешь себя, то не сможешь уважать других. А в муай тай это очень важно. Потому что когда работаешь с партнёром, важно чувствовать, что и как ты делаешь. Очень часто до и после поединков по тайскому боксу спортсмены жмут друг другу руки, обнимаются. У них нет агрессии по отношению к сопернику. Как ни странно, люди становятся добрее. Внутренняя агрессия постепенно переходит в спокойствие. Если не умеешь успокаиваться, вряд ли многого добьёшься. Если боец спокоен, он может рассчитать свою собственную стратегию, которая приведёт к победе.Это искусство, которое дисциплинирует человека, делает его сильнее физически и духовно, а дисциплинированный человек всегда спокоен, он никогда не выплескивает агрессию на окружающих.
2.2. Место муай тай в концепции восточных единоборств кэмпо
Анализ научно-публицистических источников[1]позволил определить источники кэмпо и проанализировать тайский бокс с точки зрения выявленной классификации.
Религия вносит в жизнь жителей королевства Таиланд интересную особенность – каждый человек обязан быть счастлив, поэтому таец не будет делать то, что ему не нравится. Буддизм в Таиланде тесно переплетен с традиционными верованиями местного населения, преобладавшими в стране до 13 века. Многие жители страны и сегодня продолжают верить в существование духов.Буддизм в Таиланде это не просто религия. Это их философия, их мироощущение, которое делает тайцев улыбчивыми.
Боевые искусства Таиланда - это не только муай тай. Интересным и забавным направлением является муайтале ("морской бой" или "морской бокс"). Есть и тайско-лаосские стили боевых искусств, которые испытали на себе влияние Китая. Одним из таких направлений является школа ша-фут-фань, что в вольном переводе означает "клан пяти боевых котов". Уже по названию ясно, что это имитирующее направление ориентировано на "боевые техники" семейства кошачьих.
Краби-крабонг - тайское искусство владения оружием, сформировавшееся на основе индийский, китайских и японских методов ведения боя.
Таким образом проследив истоки и основы муай тай, мы смогли однозначно связать тайский бокс с системой восточных единоборств кэмпо.
Выводы по второй главе
Зародившееся на Востоке изощренноеи систематизированное искусство борьбы, практически незнает границ и может адаптироваться в любых условиях,отвечая интересам человека на всех континентах. Вследза дзю-до и джиу-джитсу на Запад пришли каратэ икун-фу, кэн-до и тэквон-до, аики-до и вьет-во-дао.Пластика тела, эластичность мышц, умение владеть и управлять своим телом, красивый внешний вид – являются немаловажными причинами для занятий восточными единоборствами у подростков. А если мы приплюсуем к этому не только успехи на соревнованиях,успехи в межличностном общении между подростками, но и морального, духовного роста и самопознания, то муай тайспособ целостного развития личности подростка!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Быть или не быть воинским искусствам в современноммире — вопрос решенный. Они есть и будут, как быливсегда. Не только в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме,но и во многих других странах Востока живы традициикэмпо. Школами борьбы без оружия и с оружием славятся Индия, Бирма и Таиланд, Тибет и Монголия, Индонезия и Малазия. В далекой Бразилии существует капоэйра - удивительно похожая на каратэ разновидностьборьбы, созданная негритянскими рабами.
Я ограничился в своей работерассмотрением воинских искусств стран, составляющих единый культурныйрегион. Несмотря на все этнические, географические,климатические, социальные и политические различия,в этих странах много общего: в своем историческом развитии они опирались на общие достижения, поддерживаянепрестанные тесные контакты. Мировоззрение человекав этом восточноазиатском регионе определялось даосско-буддийско-конфуцианским синтезом идей, который, нашел отражение в традициях воинскихискусств. Тем самым, мы с уверенностью можем сделать вывод, что тайский бокс муай тай является неотъемлемой составляющей ученья кэмпо, объединившее в своем понятии множество восточных единоборств.
Цель исследования состояла в обосновании места сравнительно неизвестного вида восточных единоборств муай тай в древнем учении о боевых искусствах кэмпо.
В ходе исследования нами решены следующие задачи:
В ходе решения задач, направленных на достижение цели исследования, нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу.
Таким образом,муай тай полностью вписывается в концепцию ученья восточным единоборствам кэмпо (гипотеза в утвердительной форме).
Гипотеза исследования подтверждалась данными взаимосвязанных методов (изучение научно-публицистической литературы, видеоматериалов по теме, обработка данных).
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ.
Дальнейшая работа может быть направлена на изучение боевых искусств разных стран, например, израильской системы рукопашного боя Крав-мага, бразильского боевого искусства капоэйра и других.
Список литературы
Приложение 1
Боевая легенда тайского бокса- YoddechaSityodtong
Йоддеч- многократный чемпион мира по тайскому боксу, легендарный боец- обладатель 8 титулов, провел 336 боев, одержал 311 побед.
« Когда мне было семь лет, я обладал таким опытом, какой не пожелаю никакому ребенку мира. Мои родители выгнали меня из дома на улицу. Они оставили меня на улице одного. Наверное, они поступили со мною так, потому что им было нечего дать мне. Я был предоставлен сам себе. Так я стал самостоятельным, я добывал себе еду и не голодовал. Но потом меня поймали парни из уличной банды, и я стал их рабом. Я просыпался каждый день и не мог смотреть в мое будущее, у меня не было семьи, любви, не было никакой надежды. Моя судьба даровала мне удачу. Я был спасен и выкуплен кемпом тайского бокса Sityodtong. Мною почитаемый тренер относился ко мне как к сыну, он дал мне кров, еду, человеческое тепло и кровать, где я мог спать. Благодаря моему лагерю и я достиг всего в тайском боксе. Они дали мне надежду, подарили любовь, воспитали во мне мужество,я поверил в жизнь. И сейчас я должен поделиться всем тем, что знаю и умею в тайском боксе с моими учениками. Муайтай помог мне побороть многие мои страхи и неуверенность в себе и в жизни. Тайский бокс укрепил меня физически и духовно. Муайтай дал мне возможность жить так, как я живу сейчас».
Три совета для жизни от Йоддеча.
1. Люби то, что ты делаешь.
2. Мечтайте.
3. Тренируйтесь с усердными.
[1]1. Долин А.А., Попов Г.В. КЭМПО-традиция воинских искусств
Л. Нечаев. Яма
Бабочка
Рисуем кактусы акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Госпожа Метелица