В исследовательском проекте о феномене улыбки было проведено исследование, в рамках которого учащаяся школы установила взаимосвязь улыбки и физического здоровья человека, доказала влияние улыбки на эмоционально-психологическое состояние человека и привела подробную характеристику каждого из выделенных видов улыбки. В рамках проекта был проведен эксперимент, наглядно доказывающий, что наличие улыбки во время общения поднимает самооценку подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_ulybki_psihologiya.docx | 57.49 КБ |
Тематика: Психология
Автор работы: Темирханова Полина Радиновка
Руководитель проекта: Сябетова Кайнат Ямудиновна
Учреждение: МКОУ «Аладашская СОШ»
Класс: 9
2019г.
В процессе исследовательского проекта по психологии на тему «Феномен улыбки» автор рассматривает историю возникновения и развития улыбки, а также изучает имеющиеся научные исследования возникновения улыбки, устанавливает взаимосвязь улыбки и здоровья человека, приводит мысли известных писателей и философов о значении улыбки в жизни и коммуникации людей.
В исследовательском проекте о феномене улыбки было проведено исследование, в рамках которого учащаяся школы установила взаимосвязь улыбки и физического здоровья человека, доказала влияние улыбки на эмоционально-психологическое состояние человека и привела подробную характеристику каждого из выделенных видов улыбки. В рамках проекта был проведен эксперимент, наглядно доказывающий, что наличие улыбки во время общения поднимает самооценку подростка.
Введение
1.История возникновения и развития улыбки.
1.1Научные исследования возникновения улыбки.
1.2Развитие улыбки.
2.Взаимосвязь улыбки и здоровья человека.
2.1Отношение к улыбке известных писателей, философов.
2.2Взаимосвязь улыбки и физического здоровья человека.
2.3 Влияние улыбки на эмоционально-психологическое состояние человека.
4.Практическая часть.
Заключение
Используемая литература
Каждый день когда мы видим своих родителей, друзей мы улыбаемся им в знак приветствия, но никто из на при этом не задумывается, зачем мы улыбаемся, и что это значит для нас и для окружающих людей и как это может повлиять на успешность в вашей жизни.
Проблема: В своей работе я хочу исследовать природу улыбки, её виды, роль улыбки в процессе общения, а также попытаюсь на примере исследования доказать, что человек, который улыбается, больше располагает к себе окружающих, в отличие от того, кто улыбаться не привык.
Цель: Показать значение улыбки для успешности подростков в жизни.
Проверить взаимосвязь улыбки и успешности человека в общении и его деятельности к маю 2021 года.
Актуальность. Мы живем в 21 веке – веке новых информационных технологий, новых открытий в области науки, техники, медицины, достижений во всех сферах человеческой жизни. Казалось бы: человечество достигло, такого уровня, что каждый может реализовать весь свой творческий потенциал, добиться успеха в разной деятельности и личной жизни, быть уверенным в будущем, счастливым, успешным, благополучным, здоровым. Но наблюдения за окружающей жизнью, людьми и объективные данные исследований доказывают обратное: мы все чаще сталкиваемся в повседневной жизни с грубыми, жестокими, агрессивными людьми.
Гипотеза: Улыбка является выражением эмоционального самочувствия, а также способна помочь человеку улучшить физическое и психическое здоровье, способствовать формированию духовно-нравственных отношений людей в обществе.
Продукт: Брошюра с рекомендациями для подростков, которая будет объяснять как улыбка может помочь в жизнедеятельности подростка. Она будет мотивировать учащихся быть всегда смотреть на все ситуации с позитивом.
Задачи:
В середине 19 века Чарльз Дарвин первым выявил, что мимика человека является продолжением мимических выражений, свойственных человекообразным обезьянам: с помощью выражения лица приматы передавали угрозу, беспокойство, испуг, демонстрировали миролюбие (5). По Дарвину, у человека мимика выражала сначала готовность к нападению, передвижению, защите, и лишь в ходе развития человека выражение лица стало передавать информацию о внутреннем состоянии человека, о его стремлении к установлению общения с другими людьми.
Американский ученый Пол Экман, развивая идеи Дарвина, считает, что эмоции совершенно одинаково проявляются на лицах людей в любой точке земного шара, независимо от расы, пола, возраста, воспитания. Все люди на земле умеют улыбаться и смеяться, так как эмоции генетически заданы, что основательно доказал в своих исследованиях К.Изард . Улыбка — это в первую очередь мозговой процесс, который обеспечивается врожденными нейронными программами. Таким образом, улыбка является врожденной.
Улыбка в своем развитии проходит несколько этапов: от рефлекторной улыбки (нечто подобное улыбке может появиться на лице младенца в первые часы жизни как рефлекс) до улыбки, выражающей с помощью мимики лица удовольствие, радость, хорошее самочувствие, приветствие, доброе расположение к другим людям. В то же время данные опроса свидетельствуют о том, что большинство респондентов хотели бы встречать в жизни людей доброжелательно настроенных, незлобных. Все опрошенные учащиеся отмечают, что при виде улыбающегося им человека у них поднимается настроение и хочется улыбнуться в ответ, заговорить и познакомиться с этим человеком.
Таким образом, в рамках исследовательской работы о феномене улыбки и обобщая данные анкетирования и опроса, мы делаем вывод о том, что улыбка в современной жизни появляется на лицах людей в большинстве случаев для выражения радостных эмоций, хорошего настроения, хорошего самочувствия. Улыбка, направленная на другого человека для установления гармоничных, доброжелательных межличностных контактов, для выражения готовности принять участие в судьбе другого человека не осознается учащимися как важный и необходимый фактор, хотя все учащиеся отметили, что сами они позитивно воспринимают улыбающегося человека.
Еще 2000 лет назад Гиппократ отмечал в одном из своих сочинений пользу смеха и рассматривал его как лечебное средство. Лев Толстой утверждал, что смех рождает бодрость, а Максим Горький писал, что "умный смех — превосходный возбудитель энергии". "Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, это отец скорби", - советовал Фридрих Ницше. Джонатан Свифт, автор «Путешествия Гулливера», считается одним из самых безнадежных пессимистов в английской литературе. Таким образом, многие писатели, мыслители, психологи отмечают пользу улыбок и смеха для здоровья человека.
Появилась новая медицинская наука благодаря инициативе индийского врача Мадана Катарьи – смехология (или смехотерапия), лечение смехом. Ученые обнаружили: веселое настроение, выражающееся в улыбке, стимулирует кровообращение, уменьшает вероятность стресса, смягчает боли, активизирует защитные силы организма, расслабляет мышцы, улучшает обмен веществ. Улыбка сохраняет молодость и красоту лица. Смех провоцирует выброс в кровь "гормонов счастья" - веществ, обладающих болеутоляющим действием.
Смех помогает людям при повышенном давлении. Смех благотворно воздействует на работу легких. Дыхание становится ритмичным и глубоким. Смех способен снять физическое и умственное напряжение. В начале 1980-х годов директор американского цирка Big Apple Circus Майкл Кристенсен впервые организовал регулярные посещения онкологически больных детей клоунами.
Медики констатировали, что после визита клоуна эффективность лечения заметно возрастала. Именно с этого времени лечащие клоуны стали участвовать в исцелении больных в ряде передовых в медицине стран мира.
Мы считаем, что улыбка - это показатель не только физического, но и психического, эмоционального здоровья человека. В последнее время психофизическое напряжение стало для многих людей привычным состоянием. Эмоциональные расстройства подрывают психическое здоровье человека, а также понижают сопротивляемость организма, снижают продолжительность жизни. В рамках проекте о феномене улыбки мы предложили тесты учащимся нашей школы
«Самоконтроль в общении»
«Ваша психическая устойчивость»,тест
«Подвержены ли вы депрессии?» (см. Приложение).
Приложения
Самоконтроль в общении
Инструкция: внимательно прочитайте каждое предложение. Оцените его применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или достаточно верным, поставьте рядом с порядковым номером предложения букву "В", а если неверным или преимущественно неверным - то букву "Н".
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, могла бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня могла бы выйти неплохая актриса.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убеждена.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть такой, какой меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбной с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такая, какой кажусь.
Подсчет результатов: по 1 баллу начисляется за ответ "В" на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 вопросы и ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы. Подсчитайте сумму баллов.
Люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них несколько затруднена спонтанность самовыражения (что на пользу работе секретаря), они не любят непрогнозируемых ситуаций.
Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, но они хуже контролируют выражение своих эмоций.
Если Вы набрали от 0 до 3 баллов - то это свидетельствует о том, что у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к самораскрытию в общении. Некоторые люди считают Вас "неудобным" в общении по причине Вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.
Ваша психическая устойчивость
Инструкция: выберите высказывания, которые наиболее соответствуют вашему поведению.
Б) если в игре я теряю несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не отвечает на мои первые знаки внимания, то у меня тут же пропадает желание действовать, и я отступаю;
В) я всегда стараюсь избегать конфликтов и неприятных ситуаций.
2. А) я работаю быстро, но люблю затягивать дела;
Б) мне нужно, чтобы меня периодически подстегивали;
В) часто, придя домой вечером, я думаю о том, что сегодня было на работе.
3. А) я разговариваю очень быстро и громко, перебиваю других, не слушаю чужого мнения;
Б) к отказам я отношусь совершенно спокойно;
В) мне бывает трудно выразить свои чувства.
4. А) у меня большие цели в жизни, я хочу многого достичь;
Б) обычно я занимаю выжидательную позицию;
В) я ищу предлог увильнуть от работы.
5. А) я быстро хожу, ем и пью;
Б) если я то-то не успеваю сделать, то меня это не беспокоит;
В) в проявлении чувств я сдержан.
6. А) мне часто бывает скучно;
Б) мне нравится ничего не делать, предаваться мечтам, созерцанию;
В) я всегда стараюсь угодить желаниям других, часто в ущерб своим собственным.
Подсчет результатов: за ответ «А» - 6 очков, «Б» - 4 очка, «В» - 2 очка.
36-65 очков – вы человек очень неустойчивый к трудным жизненным ситуациям. Любая неудача воспринимается вами как личное оскорбление. Все, что вас не устраивает, вызывает сильный приток адреналина в кровь, и отходить от этого бывает тяжело. С вами очень трудно ужиться. Научитесь более спокойно воспринимать мир, даже если что-то в нем не так, как вы хотите. Поймите, что неудачи – это тоже опыт, который должен вас чему-то научить.
20-34 очка – вы достаточно спокойный, уравновешенный человек, обладающий вполне нормальной психической устойчивостью. Советуем вам терпимее относиться к окружающим.
12-18 очков – вы настолько боитесь неприятностей и бережете себя, что ваша бездеятельность может стать причиной стресса. Наверняка вы очень раздражаете ею близких. Побольше уверенности в себе и настойчивости.
Подвержены ли вы депрессии
Инструкция: Вспомните свои ощущения последнего месяца. Напротив каждого утверждения пишите «да», если вы с ним согласны, и «нет» - в противоположном случае.
Подсчет результатов: поставьте себе 1 очко за ответы «да» на вопросы 2,3,5,6,10,11,14,15,16,17,20 и за ответы «нет» на все остальные вопросы.
0-7 очков – вы вполне счастливый, довольный своей жизнью человек, опасность подверженности депрессии – минимальная. Вы умеете жить в согласии с собой, с близкими людьми, с окружающим миром. Вы цените простые радости жизни, неприятности же не оставляют глубокого следа в вашей психике.
8-15 очков – у вас средняя степень подверженности депрессии. Бывает так, что какие-то проблемы, негативные переживания могут вогнать вас в подавленное состояние, то это продолжается недолго, вы достаточно сильны, чтобы суметь с этим справиться.
Свыше 15 очков – похоже, у вас длительная депрессия, которая может тяжело отразиться на здоровье. Что-то серьезное подорвало вашу психику, и самостоятельно вам с этим не справиться. Обратитесь за помощью к специалистам.
Заключение
Во все времена улыбка рассматривалась как сигнал, который говорит, что человек готов к общению. Улыбка показывает, что человек хорошо себя чувствует, в прекрасном настроении и готов идти на контакт. Такой человек притягателен для других. Хмурое лицо, наоборот, означает, что человеку не до вас, он занят своими проблемами.
И с таким человеку не очень-то хочется общаться. Также улыбка обладает многими функциями, например такими как: Симпатия ,стимул к хорошей продуктивности , влияет на здоровье и др. Улыбка создает среду, в которой человек работает более активно и продуктивно, достигает лучших результатов.
А так же я считаю, что многие подростки сталкиваются с такими проблемами, как стресс, внутренние переживания, и порой нуждаются в поддержке. Поэтому для этого я создала свой продукт, который любой подросток сможет взять и зарядится позитивом.
Используемая литература: Интернет ресурсы
Рисуем подснежники гуашью
Пчёлы и муха
Госпожа Метелица
Снежный всадник
Без сердца что поймём?