Данную работу защищали на муниципальном этапе научно-практической конференции и стали призерами. О любви к своей малой родине.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа подопечной на конференции | 34.33 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МОНГУН-ТАЙГИНСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОГЕН-БУРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Республиканская научно- исследовательская конференция
«Шаг в будущее».
Секция: краеведение
Научно- исследовательская работа
Сохранение и восстановление исторических,
живописных мест села Кызыл-Хая.
Авторнаучно-исследовательской работы:
учащаяся 8 «б» класса муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Моген-Буренская средняяобщеобразовательная
школас.Кызыл-Хая муниципального района
«Монгун-Тайгинскийкожуун Республики Тыва»
Иргит Анжела
Руководитель научно-исследовательской
работы: учитель русского языка и литературы
ИргитЧойган Даниловна.
Кызыл-Хая-2021 г.
Содержание
Введение
1.Летопись села Кызыл-Хая.
2.Природоохранная направленность экологического краеведения.
3.Без прошлого у нации нет и будущего.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
Дерево питают корни,
а человека Родина.
Народная мудрость.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько прекрасна наша родная земля, которая окружает нас ежедневно. Не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад по её сохранению и улучшению. Это является основой моей исследовательской работы.
Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию экологического образования, формированию экологического мышления, выработке у школьника активной жизненной позиции. Одним из путей повышения эффективности экологического образования является включение в содержание урока краеведческих материалов. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как учащиеся учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Особый интерес для обучающихсяпредставляют исследования, связанные с историей родного края.
Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории Тувы, географии Тувы, литературы и все растущим энтузиазмом к историческим истокам собственной малой родины подрастающего поколения.
Моя исследовательская работа раскрывает связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села с историей нашей страны, и я признаю своим долгом, честью стать достойным наследником наилучших традиций родного края.
Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.
Цель:
-глубже понять особенности уникальной природы во взаимосвязи с историей и культурой родного края.
-сохранение живописных мест сумона.
-восстановление исторических памятников культуры.
Задачи:
- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной
жизнью населения, участием и значением родного края в исторической, политической, экологической и культурной жизни сумона;
-формирование личностно-ценностного отношения к экологии родного села;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
Методика исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников), картографические, фотоматериалы (фотографирование), экскурсии. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.Краеведческое изучение проводилось Иргит Анжелой учащейся 8б класса. Работа выполнена индивидуально. Сбор местного материала осуществляла во время экскурсий. Изучала историю родного села на базе школьного музея и в архивах администрации сумона.
Основные результаты при реализации данной работы:
Древнейший памятник культуры (хурээ) Агый (Ак-Ий) заново построили и облагораживали все жители сумона: и стар, и млад, под предводительством заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Тыва ОоржакОшку-Саар Аракчааевны.
Обустроили древнейший хурээ, построили памятник(стеллу) участникам тыла сумона во время Великой Отечественной войны, на больших валунах на территории сумона местные художники изрисовали удивительные рисунки (там есть посвящения и чабанам, и животным, и близлежащим живописным местам).
1.Летопись селаКызыл-Хая.
Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Монгун-Тайгинский район село Кызыл-Хая. Его история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Моя малая родина – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.
Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым.
Наиболее ранние сведения о деревне Кызыл-Хая (сначала называли Бай-Оваа, в честь священного места в сумоне) относятся к началу ХIX в. …Владения Иргитов (Сарыг (Желтые) Иргиты, Каксаан( в переводе на русский - загноившееся мясо)Иргиты, Кара (Черные) Иргиты). Число аалов (юрт) 79,душ мужская 233, женская 195.Положение: имеет…по правой стороне реки «Моген-Бурен». Сначала они жили в местечках «Дуруг-Бажы», «Шегетейлер». Араты состоят на положенном окладе …промысел имеют охотой и скотоводством, к чему и радетельные завитка следственного, женщины сверх работы упражняются в домашних рукоделиях; прядут овечью и сарлычью шерсть, ткут холосты и сукна для своего употребления, а частично и на продажу. Можно предположить, что на основе этого поселения в последствии возникла деревня Бай-Оваа, а деревня Бай-Оваа стала называться Моген-Бурен. Первые дома построили для удобства граждан (сельмаг, школа).Сначала существовала чайлагская школа, открылась в 1938 году, там учились дети чабанов. В чайлагскойшколе училось 8 детей (Лопсан Салчак, Бады-Назын Салчак, Салчак Бурбу,СалчакЧечек, ЧунгуйШоожул,ИргитНамзалмаа,ИргитЧамый). Учителей было двое: Намзырайбашкы, СатБалданбашкы. Моген-Буренская школа находилась в ведении Монгун-Тайгинского и Бай-Тайгинского районного отдела народного образования.Муниципальное образование сельского поселения сумонаМоген-Буренскийграничит с южной стороны-Монголией, с северной- Алтайским краем.С давних времен жили бок о бок, дружно и с монгольцами, и с алтайцами, и казахами. К ним можно отнести названия название реки Моген-Бурен ( в переводе от монгольского языка «много воды и рыбы»), которые легко связываются с названиями местечек, как Шегетей ( в переводе с монгольского «животное с большими ушами, например, заяц, в местечке было много зайцев и назвали в честь этих животных»), Ыймааты ( в переводе с монгольского «ямааты-много коз»), Аспаты (названия местечек тоже монгольские), Эрээн-Харагай (в переводе с монгольского «деревья»).Река Моген-Бурен является главным памятником природы нашего края, которая вышла из берегов озера Хиндиктиг-Холь. Центром муниципального образования является село Мугур-Аксы, которое расположено в 70 км, от села Кызыл-Хая - это экологически чистая зона. На территории сельского поселения живут : 1680 человек. Подворье - 205 хозяйств. С 1996 года на территории сумона властвует знаменитый на весь регион и Россию ГУП «Моген-Бурен», под руководством заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации и Республика Тыва, «Героя труда Республики Тыва» ОоржакОшку-Саар Аракчааевны.В основном строятся дома и хозяйство «Ак чем», где изготавливают молочные продукты, тушенку из мяса яка..Планируется строительство школы,детского сада.Через территорию сельского поселения планируется построить дорогу на Алтай –дорога Моген-Бурен–поселок Кош-Агач .
У каждого из нас есть дорогие сердцу места, где мы родились, учимся и начинаем свой жизненный путь. Это наша малая Родина, которая всегда остаётся в нашей душе. Нет ничего, что может заменить место, где ты родился, сделал первые шаги, сказал первое слово.
Для меня моей малой Родиной является маленькое село со странным, как покажется многим, названием –Моген-Бурен. Некоторые удивляются имени моего села, строят предположения, что оно дано в честь реки, которая течет рядом. Но в основном все догадываются или знают, что это имя монгольское, потому что наши предки жили рядышком в мире и согласии с монгольцами. Действительно, Моген-Бурен в переводе с монгольского «много воды и рыбы». А рыба-хариус водится у нас везде.
На многие километры протянулась река. Именно в ней и в других мелких горных речушках водятся рыбы, которые дали и имя селу. Это неизменный хариус. Моген-Бурен – одно из любимых мест детей, которые обожают купаться здесь жарким летом, а зимой – сражаться в ледовых хоккейных баталиях. Наше село надёжной стеной опоясали горы Чихачевского хребта. Прекрасны его гольцы с хрустальными озёрами, быстрыми многочисленными горными речушками, окружёнными вековой тайгой. Тайга – тайник, который раскрывает свои тайны только тому, кто бережно использует её богатства. А богатства есть, у нас много редких и нуждающихся в охране растений и животных. Растения находят применение в народной медицине, в том числе восточной, тибетской. Наиболее ценные - радиола розовая, лук алтайский, иван-чай, ревень, золотой корень. Интересны для гостей животные: барс, архар, сурок (тарбаган), знаменитый монгун-тайгинский як (сарлык). А какие у нас родники! У подножия гор из-под земли вытекают они словно из золотой чаши с целебной силой. Мы их называем аржаанами(целебные источники). Почти рядом с селом, у подножия священных гор Малая Монгун-Тайга ,Аспаты, Ала-Тайга, бьют эти источники и дарят свою чудодейственную силу, лечат от разных болезней.
Народ у нас трудолюбив, талантлив и гостеприимен. Много веков бок о бок живут на прекрасной земле тувинцы, алтайцы и монгольцы. Бережно хранят они свои национальные традиции и обычаи.
Я по национальности тувинка из рода ЖелтыхИргитов. Кроме того, что я знаю свой родной язык, традиции и обычаи своего народа, я владею и тувинским, и русским языками, чту их традиции.
Проходят интересно и многолюдно наши национальные праздники. Такие ,как Шагаа- встреча нового года по восточному календарю и Наадым-праздник животноводов, ведь наш район -животноводческий. Настоящим праздником для взрослых и детей становятся спортивные состязания по национальным видам спорта: бег-состязание скакунов, зрелищная национальная борьба «Хуреш».
Такой насыщенной и интересной является моё село Моген-Бурен, где каждый чтит традиции и обычаи народов, живущих здесь (у нас в сумоне живут много алтайцев, интернациональные семьи).
Моген-Бурен вытекает из озера Хиндиктиг-Холь. Хиндиктиг переводится «Озеро с пупком».Над водной гладью поднимаются два острова, один из которых значительно крупнее. Расположено озеро юго-западнее алтайского озера Джулукуль, у подножья горного массива Монгун-Тайга, на высоте 2305 м., над уровнем моря, Хиндиктиг-Холь крупнейшее озеро Тувы. Его длина 14,9 км., максимальная ширина 8,6 км.
Из слов туристов: « Какой там горный Алтай! Это все детский сад по сравнению с Тывой!!!...Это нельзя фотографировать. Никаким фотоаппаратом не передать всех чувств, которые пробуждаются в душе, увидев Моген-Бурен».
Красота простой и безыскусственной природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Поэтесса нашего края Лидия ХерлииевнаИргит посвятила несколько своих стихов именно нашему селу и нашим рекам.
2.Природоохранная направленность экологического краеведения.
По официальным данным на территории села Кызыл-Хая не существует экологических проблем, и окружающая среда вполне благоприятна для жизни. Но вдруг, в какой – то момент бросается в глаза грязный мусор, вылезающий весной из–под снега, засохшее деревце, неприглядные берега реки Моген-Бурен, загазованность атмосферы села. Река Моген-Бурен, является главным памятником природы нашего края.
Я, учащаяся 8б класса, интересующейся экологией родного села, провела социологический опрос среди жителей села, и пришли к выводу, что на территории сельского поселения Моген-Бурен достаточно сложная экологическая ситуация.
Наше село не исключение. Одной из форм проявления является увеличение количества автомобилей на душу населения, а это увеличение выбросов отработанных газов, шумового загрязнения. Не является исключением и биологическое загрязнения села: эпидемий гриппа; заболеваний домашних животных, не охраняемый скотомогильник. Водоемы села загрязнены бытовыми отходами, отходами сельского хозяйства. Не радуют и демографические показатели села: существенной проблемой остается общая смертность населения. Следует отметить негативную тенденцию роста смертности трудоспособного населения села. Нравственное разложение человечества начинается с разрушения устоев семьи. Взаимоотношения между людьми должны разумно скрепляться нравственными нормами. Они - основа взаимоотношений. Забота о детях, больных, стариках, взаимопомощь, терпимость в отношениях друг с другом, непричинения зла другому – нормы, которые все реже занимают первые позиции.
И это только часть не исследованных проблем нашего села.
Исходя из этих данных мы и начали свою научно-исследовательскую работу касающегосяэкологическому образованию и воспитанию, сохранению и восстановлению исторических объектов и памятников села.
Опасение вызывают наша река Моген-Бурен, озера и родники.
Река Моген-Бурен мельчает, в нерестовый период её повсеместно перегораживают рыболовные сети, а экологи не в состоянии бороться с браконьерами.
Твёрдые и жидкие загрязняющие вещества попадают из почвы в реки.Небольшие количества сваленных на землю отходов растворяются дождём и попадают в грунтовые воды, а затем в местные ручьи и реки. Жидкие отходы быстрее проникают в источники пресной воды. Растворы для опрыскивания сельскохозяйственных культур либо теряют свою активность при контакте с почвой, либо попадают в местные реки, либо выщелачиваются в земле и проникают в грунтовые воды. До 80 % таких растворов тратятся впустую, так как попадают не на объект опрыскивания, а в почву.
Время, требуемое для проникновения загрязнителей (нитратов или фосфатов) из почвы в грунтовые воды, точно неизвестно, но во многих случаях этот процесс может длиться десятки тысяч лет.
Каждый год жители нашего села вооружившись бензопилами и топорами, готовились к весеннему паводку. Улица Бай-Оваа была самой
проблемной зоной. Весной дворы жителей этой улицы всегда были на грани затопления. Эта улица расположена практически на берегу реки Моген-Бурен. Река заросшая талой, что и являлось главной причиной заторов льда и выхода воды из береговМоген-Бурен (заранее проводят субботники на месте паводков, еще зимой), на сегодняшний день очищена.
Местная власть проводила очистку русла реки длиной более 4км.
Родник - маленькое чудо природы. Сама родная земля- матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающая и полезная. Родник – это жизнь. Жизнь в постоянном движении и в драгоценной влаге. В нашем селе родников много. Все они не в лучшем состоянии, хотя уже ведется работа по восстановлению некоторых родников на территории села.Местные жители всеми силами помогают и тем, и другим, устраивая субботники, постоянно борясь за право существования чистой воды.
Нет человека, который однажды побывав в Моген-Бурене, не был очарован её раздольем, богатством тайги, целительным воздухом и чудодейственными источниками и поэтому наш сумон называют краем легенд и преданий.
Я горжусь своей малой Родиной, ее природой, историей и людьми, называю долиной любви и согласия, счастья и красоты. Также не раз возвеличивала свой сумон в различных конкурсах.
Зимой и летом не сыскать
Красивей этих мест…
Недаром
И те, кто здесь живет под стать
Камням заснеженным и скалам.
Лидия Иргит.
3.Без прошлого у нации нет и будущего.
Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт.С тех пор как началось осознание человечеством своего места в окружающем мире, оно пыталось определить свои исторические корни, обозначить этапы и перспективы своего движения в пространстве и времени. Реальными вехами развития становились материальные и духовные памятники его действительности. Со временем была осознана потребность сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных экспонатов.
Однако проблема «выживания» школьных музеев актуальна и сегодня. Многие из них, просуществовав несколько лет, закрывались: либо по причине недостающих кабинетов для организации учебного процесса, либо из-за отсутствия пополнения фондов, либо вследствие скудности материальных средств, выделяемых на нужды средних общеобразовательных учреждений.
Нашему же школьному коллективу удалось не только сохранить, но и пополнить музей экспонатами, который существует более 15 лет.
Создавая наш школьный музей, мы понимали,что основной его
социокультурной функцией является коммуникация - процесс общения, передачи информации, в «собирании под видом старых вещей душ отошедших» и в воспитании на этой основе живущих, образование в своей совокупности живой нити истории. С интересом учащиеся изучали историю села, школы и составили её летопись.
Профиль нашего музея - изначально военно-патриотический. Мы в школе оформили «Книга Памяти»жителей села. Собрали информацию о ветеранахлокальных войн.
Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают праздники: военно-исторические, литературные, фольклорные.
В последние годы больше внимания стали уделять историю родного села, школыт.е. придали музейной работе многопрофильность. Вся работа строится таким образом, чтобы обучающиесязнали как можно больше о своей малой родине.
Сейчас работа краеведа сужена: мы не можем совершать экскурсии по историческим местам нашей малой Родины. Не всегда есть возможность посетить места родного края, но теперь на помощь приходит Интернет. Мы можем совершать виртуальные путешествия в любую точку земного шара. В связи с этим - мы хотим создать на базе своей школы виртуальный краеведческий музей под названием «Без прошлого у нации нет и будущего».
Таким образом, вместо механического соединения музея и обучающихсявозникает творческое содружество,создается единая музейнообразовательная среда.
Заключение
Исследовательская работа позволила пополнить багаж знаний о природе
края, расширить опыт исследовательской деятельности,
содействовать в решении экологических проблем рек, озер и родников.
Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых нами, учащимися знаний и умений. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера. Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у нас активное природоохранительное отношение к ней.
Наблюдения многих природных явлений вызывало у меня любознательность и желание больше вникнуть в тайны природы.
Краеведение помогло увидеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для краеведческого и экологического воспитания. Места, в которых мы живём, богаты историческими, этнографическими, археологическими памятниками. Мы, учащиеся, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Моя задача – донести до ума и сердец всех ребят, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.
Задача заключалось в том, чтобы научить нас, детей видеть и ценить прекрасное в природе, наслаждаться ею, научить беречь и умножать это прекрасное. Но это еще не все. Учащиеся должны чувствовать и осмыслить, что природа прекрасна не только своей первобытной красотой, но и преобразованная трудом человека.
Список использованных источников
1.Лидия Иргит. «Сорок один камешек». ЦА №30 (2016);
2.К.О.Шактаржик. География Республики Тувы. Учебное пособие для IXклассов. Кызыл, Тувинское книжное издательство, 1998.
3.Народное хозяйство Тувинской АССР в девятой пятилетке. Статистический сборник. Тувинское книжное издательство.Кызыл-1976.
4.Ондар Б.К.Тувинская топонимия. Сопоставительный анализ топонимии Тувы с топонимикой южной Сибири и других тюрко-язычных территорий: Монография.-Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2008.-304 с.
5.С.Молдурга. Ыдыктарым. Шулуктер. Шулуглелдер. Тыванын ном ундурер чери. Кызыл-1990.
6.ссылки
https://ru.m.wikipedia.org:wiki
Научная литература
1.Научное издание. Ученые записки. Выпуск XIX, Кызыл-2002.
Списокинформаторов
1.Нордат МинчеймааХертековна. Родилась в 1933 году,коренная жительница сумона;
2.Делгер-оол Шой-оол Иргитович. Родился в 1945 году, коренной житель сумона из рода ЖелтыхИргитов.
3.Иргит Алдын-оол Чамзыевич. Родился в 1954 году, коренной житель села.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Рисуем лошадь акварелью
Почта
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Зимний дуб