На уроке от учителей мы слышим «знать назубок», «хватит ворон считать», «голова садовая»…
«Знать назубок», «Ни в зуб ногой». Оба выражения известны: первое чаще употребляют учителя, второе – коронное ученическое. Значение этих выражение-знаем назубок, а вот попроси нас объяснить их происхождение- мы ни в зуб ногой. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее, более сильно воздействует на собеседника и является признаком эрудированного человека. Фразеологизмы прочно обосновались в нашей жизни, их используют не только в разговорной речи, но и в литературе и СМИ. Порой чтобы понять смысл сказанного или прочитанного, необходимо знать происхождение и значение того или иного фразеологизма. Мы сами часто используем их в своей речи и слышим от других. Но вопрос «Почему мы так говорим?» заставляет нас глубоко задуматься. Лиха беда начало: предлагаю задуматься вместе в своей исследовательской работе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_statya.docx | 206.14 КБ |
Источник обогащения речи учащихся
Подлесная Ангелина Андреевна
ЯНАО, Пуровский район, п.г.т.Уренгой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» п.г.т.Уренгой, Пуровского района
5в класс
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………… …….3
1.Теоретические основы исследования………………………………………………………........4
1.1. Фразеологизмы? Что это такое?................................................................................................4
1.2. Признаки, значение и характеристика фразеологизмов…………………………………...4-5
1.3. Источники появления и образования фразеологизмов: фольклор, библия…………….........5-6
1.4. Многообразие фразеологизмов: книжные, разговорные………………………………......6-7
2. Практическая часть исследования……………………………………………………………….7
2.1.Школьные предметы и фразеологизмы……………………………………………………...7-9
2.2Результаты анкетирования учащихся………………………………………………………..9-10
2.3.Результаты анкетирования учащихся и учителей…………………………………………10-11
2.4.Лингвистический эксперимент……………………………………………………………..11-12
3. Заключение………………………………………………………………………………........12-13
4.Список литературы………………………………………………………………………………13
5.Приложение…………………………………………………………………………………..I-VII
Введение
На уроке от учителей мы слышим «знать назубок», «хватит ворон считать», «голова садовая»…
«Знать назубок», «Ни в зуб ногой». Оба выражения известны: первое чаще употребляют учителя, второе – коронное ученическое. Значение этих выражение-знаем назубок, а вот попроси нас объяснить их происхождение- мы ни в зуб ногой. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее, более сильно воздействует на собеседника и является признаком эрудированного человека. Фразеологизмы прочно обосновались в нашей жизни, их используют не только в разговорной речи, но и в литературе и СМИ. Порой чтобы понять смысл сказанного или прочитанного, необходимо знать происхождение и значение того или иного фразеологизма. Мы сами часто используем их в своей речи и слышим от других. Но вопрос «Почему мы так говорим?» заставляет нас глубоко задуматься. Лиха беда начало: предлагаю задуматься вместе в своей исследовательской работе.
Актуальность выбора темы и исследования
К сожалению, в наш век компьютерных технологий и общения посредством айфонов и айпадов – мы, дети, стали намного меньше читать. А ведь, сколько мудрости в детской художественной литературе! Сколько фразеологических оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию, в которую он попал, его настроение и характер. Фразеологизмы во многом способствуют расширению нашего кругозора, углублению коммуникативных навыков детей и взрослых, делают нашу речь живой, выразительной, эмоциональной. Проблема в том и состоит, что наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями. И мы нередко не понимаем некоторых оборотов, которые встречаются в текстах для чтения, а потому употребляем их неправильно. А ведь человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.
Цель исследования: доказать, что фразеологизмы обогащают речь говорящего, а через создание фразеологического словаря «О чём речь!»пробудить интерес к использованию фразеологизмов, которые употребляются в школьной жизни при изучениирусского языка, литературного чтения,на уроках математики,встречаются в детских художественных произведениях, в разговорной речи учащихся, учителей, родителей.
Задачи исследования:
Объект исследования: устная речь учащихся моей школы и окружающих нас людей.
Предмет исследования: фразеологизмы.
Гипотеза:Если дети и взрослые понимают и умеют правильно использовать фразеологизмы в речи, то речь их становится образной, яркой и эмоциональной. Поэтому создание школьного иллюстрированного словарика «О чём речь!» будет способствовать источником обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями.
Методы исследования:
Практическая направленность исследования
Чтобы мой исследовательский труд не оказался «мартышкиным трудом», я весь собранный материал оформляю в виде школьного иллюстрированного словарика «О чём речь!» Рекомендую использовать в качестве дополнительного источника информации на уроках русского языка и литературы, математики, и других предметов.Данные исследования способствуют расширению словарного запаса, воспитывают интерес к слову, повышают общую культуру речи учащихся. Так как многие фразеологизмы ярко раскрывают понятие нравственности, а именно нравственные качества ценились и являлись значимыми для русского человека во все времена, то моё исследование может иметь ещё и воспитательное значение.
1.1.Фразеологизмы
Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, свойственные лишь определенному языку и потому дословный перевод на другие языки практически невозможен. Фразеологизмы имеют самостоятельное значение. Используются фразеологизмы для придания речи эмоциональной выразительности.
Фразеологизмы русского языка настолько органично вошли в нашу жизнь, что порой даже не замечается момент их употребления. Чаще всего фразеологические обороты используются в устной речи, художественной литературе и публицистике. Достаточно широко применяются политиками. Лишь в официальных документах и технической литературе фразеологизмы встречаются крайне редко.
1.2.Признаки, значение характеристика и фразеологизмов
Отличительным признаком фразеологизмов является их образно-переносный смысл. Часто, прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Дойти до ручки – из речи старых русских пекарей
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.
Попасть впросак – из речи старых русских прядильщиков, мастеров канатного дела.
Значение фразеологических оборотов не складывается из смысла отдельных слов, входящих в их состав, а представляют собой единую лексическую единицу. Они не допускают замены слов или их перестановки и имеют смысл только при их правильном использовании.Например, нельзя произнести вместо «беречь как зеницу ока» — «беречь как зрачок глаза», (хотя «зеница ока» - это зрачок глаза в устаревшем варианте). Значение данного фразеологизма — охранять что либо как самое ценное, что у тебя есть.
Самой главной характеристикой фразеологизмов считается их способность кратко описывать действие, ситуацию или эмоциональное состояние.Очень важной особенностью фразеологизмов является их классификация по стилю. Всего, выделяют 4 основных стиля устойчивых выражений:
межстилевые, книжные, разговорные и просторечные. Самую большую группу составляют разговорные фразеологизмы [1].
1.3.Источники появления и образования фразеологизмов
Язык – великое сокровище народа. Фразеологизмы – его мудрость, которая передается через поколения, делая язык образным и метким. Фразеологизмы с давних времен использовались в речи людей. Постоянно происходит обмен фразеологизмами между разными языками. Много интересных фактов, связанных с возникновением фразеологизмов. В русских словах скрыто много разных тайн. В этой главе я попыталась найти источники появления фразеологизмов
Фольклор
Одним из наиболее богатых источников фразеологических оборотов является фольклор.Все сказочные фразеологизмы преисполнены глубокого и правдивого смысла. Они привносят в нашу речь разнообразие, колорит, позволяют чётко и лаконично выразить свои мысли, передать эмоциональную окраску. Произошедшие из самых глубин народной мудрости, сказочные фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.
Примерами могут служить такие выражения, как за тридевять земель; за семь вёрст киселя хлебать; по усам текло - в рот не попало. Иногда это могут быть и отголоски народных игр: играть в кошки-мышки 'хитрить, то говоря правду, то обманывая', в молчанку 'отмалчиваться', в прятки, в жмурки 'скрываться или скрывать что-то.[2].
Библия
Огромную группу фразеологизмов современного русского языка составляет библейская фразеология. Библия- это Книга книг, Священное Писание, Слово Божие, обращенное к людям; грандиозная историческая летопись человечества, выдающийся памятник всемирной литературы.
Устойчивых сочетаний, афоризмов из Библии в нашем языке известно более двухсот. Некоторые из них так активно вошли в употребление, что мы порой даже не задумываемся и не замечаем, что эти выражения библейского происхождения: вавилонское столпотворение,иерихонская труба, камень преткновения, камня на камне не оставить, козёл отпущения, посыпать главу пеплом, соломоново решение, первая ласточка
1.4.Многообразие фразеологизмов
Книжные фразеологизмы
Книжные фразеологизмы - это устойчивые выражения, которые чаще применяются в публицистике, научных статьях, художественной литературе, чем в разговорах. Правильное применение фразеологизмов зависит от очень многих факторов, например от стиля и жанра, в которых они употребляются. Книжным фразеологизмам не свойственна ярко выраженная агрессия и негативность. Вот какие примеры книжных фразеологизмов и их значения я нашла в информационных источниках: Во время оно - значит что-то, происходившее очень давно. Выражение является старославянским, часто используется в литературных произведениях.
Тянуть канитель - значение длительного процесса. В старину канителью называли длинную металлическую нить, ее вытягивали щипцами из металлической проволоки. Канителью вышивали по бархату, это было долгая и весьма кропотливая работа. Итак, тянуть канитель - это длительная и крайне скучная работа.«Задеть за живое» - еще один книжный фразеологизм, история которого уходит корнями во времена, когда клеймили рабов. Прижигание доставляло дикую боль, особенно при прикосновениях к заживающей ране. Данный оборот становится актуальным, когда в разговоре затрагиваются темы, вызывающие у собеседника душевные муки. «Как с гуся вода» - все нипочем. Оперение гуся покрыто специальной смазкой, не позволяющей промокнуть птице. Вода не смачивает крылья гуся. Благодаря этому жиру, он остается сухим. [1].
Фразеологические обороты, которые довольно часто используются в устной речи, характеризуются большей образностью, нередко имеют шутливо-ироничную, шутливо-ласковую, и даже фамильярную окраску.В разговорном стиле самое большое количество фразеологизмов составляют разговорно-бытовые обороты и фразеологизированные обороты.
Бить баклуши - бездельничать.Водить за нос - обманывать кого-то, вводить в заблуждение.
Втирать очки - лгать, обманывать, рассказывать заведомо нелепые вещи, намеренно искажать, что- либо с целью обмануть, получив при этом для себя выгоду.Голова садовая - неловкий, нерасторопный, несообразительный человек, разиня, растрепа, ротозей.Глухая тетеря - плохо слышащий человек.Золотая молодежь - дети богатых родителей, проводящие время в свое удовольствие и тратящие деньги.Лететь вверх тормашками - рушиться, пропадать, гибнуть.
Лиха беда начало - трудно только начать.Мамаево побоище - шумная, ожесточенная драка, крупная ссора, беспорядок в доме. Можно использовать в шуточной форме, означающей – разгром. Мамай жестокий татарский воевода и разрушитель, разбитый наголову в битве на Куликовом поле (1380 г.).
Мартышкин труд - никому не нужная, бесполезная работа.[1].
Межстилевые фразеологические обороты
Межстилевой фразеологический оборот употребляется во всех стилях современного русского литературного языка. К межстилевым относятся, например, «чувства притупились», «подобно тому как», «к лицу», «ни капли (ни капельки)» и тому подобное. Межстилевые обороты составляют меньшую часть фразеологии, так как большинство фразеологизмов образуются и функционируют или в разговорном стиле или в книжном. Они не выражают отношение говорящего к обозначению предметов и их признакам. Эти фразеологизмы можно назвать нейтральными. [3].
Просторечные фразеологические обороты
Просторечные фразеологические словосочетания имеют более сниженный стилистический характер, чем разговорные, например: сломя голову, черт знает, разыграть дурака и другие.
Эта группа фразеологизмов характеризуется ярко выраженной эмоциональностью чаще они имеют отрицательную окраску: неодобрительности, например: шут гороховый (пустой человек, чудак, служащий всеобщим посмешищем); пренебрежительности, бранности, например: заткни фонтан!(замолчи, заткнись) и другие. [3].
2.Практическая часть
2.1.Школьные предметы и фразеологизмы.
«Я тебе всыплю по первое число!» Именно так говорят рассерженные родители своим детям. Возник у меня вопрос: «А почему именно по первое число? Почему не по десятое и т.д ? Оказывается, выражение прижилось со старых времён, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз на месяц, до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля было примерным! [4, с.3]
А на уроке от учителей мы слышим «знать назубок», «хватит ворон считать», «голова садовая»…
«Знать назубок», «Ни в зуб ногой». Оба выражения известны: первое чаще употребляют учителя, второе – коронное ученическое. Значение этих выражение-знаем назубок, а вот попроси нас объяснить их происхождение- мы ни в зуб ногой. Было время, когда выражение знать назубок понималось буквально: золотые монеты проверялись надкусом. Если зуб не оставлял на монете вмятины, значит, золото настоящее. А то ведь могла попасться и подделка, отлитая из мягкого олова или свинца. Тут же зубок сразу оставлял вмятину. А вот у происхождения выражения ни в зуб ногой есть несколько версий. По одной из версий, это весёлое выражение впервые употребил В. Маяковский- известный выдумщик новых слов [4, с.33]
«Слушать во все уши», «Держать ушки на макушке» - значит слушать внимательно. Этот фразеологизм – детище всего русского народа. В народе любили сравнивать людей с животными и характеризовать человеческое поведение с повадками братьев меньших. А как вы думаете, что происходит с животными, когда они слышат опасные звуки? Правильно: их уши стоят торчком, внимательно слушая каждый шорох. Когда, например, собака не доверяет чужаку, его ушки также торчат. Данное поведение – показатель того, что пес насторожен и подозрителен, он не доверяет чужаку. Это наблюдение в народе породило эту фразу. Мы можем услышать его из уст наших преподавателей, бабушек и дедушек, в различных познавательных передачах. Также можем встретить его в СМИ. Например, в какой-нибудь статье, в которой журналист просит читателей остерегаться мошенников и советует быть осторожными. Фразеологизм отлично передает ощущение необходимости быть более осмотрительным и менее доверчивым. [5]Противоположным значением обладают выражения слушать вполухаили краем уха, а то и вовсе ушами хлопать и пропустить мимо ушей. У таких людей в одно ухо влетает, в другое вылетает. А за это родители нерадивому школяру и надрать уши могут.
Выражений со словом голова столько, что, голова кругом идёт. Голова – пустая, дурная, горячая, садовая. Нерадивому ученику, у которого голова дырявая, знания в голову вбивают и втемяшивают, а он все равно жалуется, что выскочило у него из головы. Каждый знает, что учение лучше даётся с утра, на свежую голову. Зубрилазабивает голову- перегружает память множеством ненужных сведений. Голова варит- говорим мы о толковом, сообразительном человеке. А ещё- что у него голова на плечах, что он – парень с головой. Бывает же такой, про кого говорят: буйная голова. Ученики на уроках с головой погружаются в интересное дело. А учителя за плохой поступок могут и по головке не погладить. А ещё взрослые не любят, когда им морочат голову, на голове у них ходят. А вот часто употребляемое выражение «У него на лбу написано» имеет жестокую историю. У многих народов был обычай клеймить лоб беглых крестьян и воров раскалённым железом, на всю жизнь, оставляя им уродливые знаки. Таким образом, у этих несчастных и в самом деле всегда было на лбу написано их горькое прошлое. [4, с.47] Но, что бы ни случилось, я советую вам не вешать голову и дружить с головой.
Говорим взвешанно
На уроках математики мы изучали единицы массы. И я выяснила для себя, что с фразеологизмами мы сталкиваемся и здесь. Сейчас речь пойдёт о мерах веса и фразеологизмов с ними.
Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А сколько это-пуд? Пуд – это 16 килограмм, а точнее- 16,38 кг. Учёными подсчитано, что каждый год человек съедает в среднем 8 килограммов соли. Значит, как минимум два года приглядывайтесь к человеку, прежде чем иметь с ним серьёзные дела.Пуд считался надёжной единицей меры веса, но не самой большой. 10 пудов составлял один берковец. Берковец был ходовой мерой в оптовой торговле. Им пользовались при взвешивании мёда, воска, льна……
А почём фунт лиха? Да ровненько по 409,5 грамма. Фунт оказывается не английский, а наш- русский. Принят был в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. С тех пор прошло более трёх столетий. А лихо? На Руси означало горе, зло, беда. Почти полкило беды и горя!!! Это немало. [4, с.152]
Фунтами продавали масло и сахар, а чай покупали на золотники. Как известно, мал золотник да дорог. Это слово первоначально означало золотую монету. А став мерой веса, золотник составил 1/96 фунта, то есть в современном исчислении 4,26 грамма. Вывод: тщательно взвешивайте слова, прежде чем их произнести!
Русская письменная литература
Я прочитала много народных сказок и нашла в них фразеологические обороты (приложение 1, таблица 1).Часто употребляемыми являются: за тридевять земель, куда глаза глядят, во всю прыть
Я изучила ряд пословиц и сделала для себя вывод, что многие фразеологизмы произошли от этого малого жанра фольклора (приложение 1, таблица 2).Например: за двумя зайцами, плакали денежки, без царя в голове.
Очень много фразеологизмов, которые я нашла в авторских произведений. Самыми многочисленными создателями фразеологизмов являются всеми нами любимые авторы как И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов (приложение 1, таблица 3). Например: а Васька слушает да ест; а воз и ныне там; остаться у разбитого корыта; рот до ушей; сидеть сложа руки, сидеть на чужой шеи.
2.2.Результаты анкетирования учащихся
Мне стало интересно узнать, что знают о фразеологических оборотах мои сверстники. Для этого я провела анкетирование (приложение 2). В ходе исследования было проведено анкетирование с помощью специально разработанных вопросов среди учащихся 5-х классов, в количестве 61 человека.
Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи.
Учащимся были предложены вопросы:1.Что такое фразеологизмы?Вывод: 46 учащихся знают, что такое фразеологизмы, 15 учащихся – нет.
2.Для чего в речи нужны фразеологизмы?
Вывод:54 учащихся считают, что фразеологизмы украшают нашу речь; 50 человек считают, что фразеологизмы кратко и точно выражают мысли и чувства; 48 человек считают, что уместное использование фразеологизмов придаёт речи меткость точность; 42 человека решили, что фразеологизмы делают речь выразительной и яркой.
3.В каких источниках ты можешь найти и прочитать фразеологизмы?
Вывод: 56 учащихся выбрали пословицы, 42 человека выбрали сказки, 38 человек- басни,30 человек указали в рассказах.
4. Употребляешь ли в речи фразеологизмы?
Вывод: 45 учащихся – употребляют в своей речи фразеологические обороты, 13 человек – не употребляют фразеологизмы в речи, 3человека – затруднились ответить на данный вопрос.
5. На каких учебных предметах ты знакомишься, слышишь, употребляешь фразеологизмы.
Вывод: 61 учащийся выбрал – литературу, 59 учащихся - русский язык, 50 учащихся слышат, используют фразеологизмы на математике, 45 учащихся указали - технологию и 30 учащихся – выбрали физкультуру.
2.3.Результаты анкетирования учащихся и учителей
Мне стало интересно узнать, какие фразеологизмы употребляют в своей речи учителя и учащиеся. Я провела опрос среди учителей и учащихся начальных классов на тему «Знаем ли мы фразеологизмы».Цель данной работы- выяснить, какие фразеологизмы, используют в речи наши учителя в своей работе и понимают ли эти фразеологические обороты учащиеся.
Данный опрос проходил в два этапа. На первом этапе (приложение 3) учителям школы было предложено выбрать из списка фразеологизмов те выражения, которые они чаще всего используют в своей работе. Всего в опросе приняло участие 10 учителей.
Вывод.В результате анализа данных выяснилось, что наиболее употребляемыми фразеологизмами являются: «Знать назубок», «Слушать во все уши», «Держать ушки на макушке», «Голова кругом идёт», «Морочат голову», «Прикусить язык», «Как курица лапой», «Считать ворон».
На втором этапе (приложение 4) уже учащиеся должны были объяснить значение употребляемых учителями фразеологизмов. Цель данной работы– выяснить, понимают ли эти фразеологические обороты учащиеся, которые в своей речи используют учителя.
Вывод:
Из 15 предложенных фразеологизмов объяснить значение смогли только у 4 фразеологизмов, что составляет 6%.
2.4.Лингвистический эксперимент
Для того чтобы подвести итоги всей моей работы, учащимся было предложено поучаствовать в лингвистическом эксперименте. В данном эксперименте участвовали учащиеся из параллели 4-5х классов. Целью проведения было следующее:
Первая часть эксперимента называлась «Голь на выдумку хитра». Учащиеся должны были вспомнить и записать фразеологизмы. Самостоятельно вспомнить хотя бы один фразеологизм смогли всего 50% (30) обучающихся. Самыми яркими, известными и понятными оказались следующие фразеологизмы: лес рук; считать ворон; мухи не обидит, нестись сломя голову, играть на нервах, морочить голову. Итогом эксперимента стала выставка рисунков на тему «Голь на выдумку хитра».
Вторая часть эксперимента (приложение 5) представляла собой мини – сочинения на свободную тему, где ребята по мере возможности должны были употребить фразеологические обороты.
Анализируя сочинения учащихся, я сделала следующие выводы:
По итогам экспериментально-практической части у меня появилось достаточное количество фразеологизмов для составления своего школьного словарика. Я составила школьный иллюстрированный фразеологический словарь «О чём речь!». В данном словаре помещены фразеологизмы, которые часто употребляются именно в школьной жизни.Для словаря были выбраны наиболее часто встречающиеся в повседневной речи фразеологизмы. Фразеологизмы в словаре даются с объяснением. Так же в словарь были добавлены фразеологизмы, которые при анкетировании вызвали трудности у большинства детей. Всего в моём словаре содержится 100 фразеологизмов. После изготовления, словарь был представлен на сайте моей школы, распечатан и предложен учащимся школы для ознакомления. Мой словарь привлёк внимание не только учащихся, учителей, а так же и родителей. Всем понравились рисунки, которые иллюстрировали фразеологизм. (Приложение 6).
Заключение
Итак, можно сделать вывод: многие учащиеся слышали крылатые фразы, но не знают их значения, не понимают о чём идёт речь, а некоторые из них вовсе никогда не слышали. Поэтому, стоит задуматься о развитии словарного запаса за счет крылатых слов. Слова существуют в языке не сами по себе. Каждое из них включено в живую ткань языка, связано с множеством других слов нитями сходства и различий, подчиняется сложным правилам сочетаемости. Только учитывая всё многообразие этих связей, можно понять глубину значения каждого слова, его выразительные возможности и роль в языке.
Выводы, полученные мною в ходе проведения экспериментально - практической работы:
Работая над этой темой, я получила более полное представление о фразеологизмах, научилась находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи, понимать «О чём речь!». Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из интернета. Я пришла к выводу, что изучать фразеологизмы необходимо.Учителя в своей речи должны чаще употреблять фразеологические обороты. Они выражают сущность довольно сложных явлений, делают речь более яркой и экспрессивной. Несомненно, фразеологических оборотов в русском языке преогромное количество. В этом можно убедиться, открыв любой фразеологический словарь. Цель моей исследовательской работы достигнута – я доказала, что фразеологизмы являются источником обогащения речи говорящего, я составила свой фразеологический словарь. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена – фразеологизмы действительно украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой. Таким образом, можно сделать вывод – «Ясно одно: слова, речь играют в нашей жизни огромную роль. Роль настолько большую, что мы даже до конца её не осознаём! Так что никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте дара речи!»
Список литературы
Школьный фразеологический словарь русского языка является помощником в работе для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык, узнать, какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в устной и письменной речи.
Приложение 1
Таблица 1
Фразеологические обороты в народных сказках
Сказка | Фразеологизм | Что означает |
"Кощей бессмертный" | Кощей бессмертный | Очень худой |
"Лиса и волк" | Битый небитого везёт | о хитрости и лукавстве, позволяющими манипулировать людьми. |
| Пустился наутёк. | Убегать Не спал Путешествовать Далеко Добросовестно Ни с чем |
"Лиса и журавль" | Не солоно хлебавши | Не получить ожидаемого |
«Лисичка – сестричка и серый волк» | Со всех ног Еле ноги унёс | Быстро бежать Спасся |
«Царевна – лягушка» | В некотором царстве, в некотором государстве Ни в сказке сказать, ни пером описать Голову повесить За тридевять земель Куда глаза глядят Во всю прыть | В каком- то месте, где-то О ком-либо или о чём-либо красивом, чудесном Прийти в уныние, отчаяние, сильно расстроиться, огорчиться Очень далеко В неопределенном направлении Быстро |
«По щучьему велению» | По щучьему велению | Исполнение желания чудесным образом |
Приложение 1
Таблица 2
Фразеологизмы в пословицах и поговорках
Пословица | Фразеологизм |
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь | Гоняться за двумя зайцами |
Любовь не картошка, не выбросить за окошко | Любовь не картошка |
Свой ум - царь в голове | Без царя в голове |
Взвыла и пошла из кармана мошна | Плакали денежки |
На леченом коне далеко не уедешь | Далеко не уедешь на чём-то |
Если бы кабы, во рту выросли грибы, тогда бы не рот, а целый огород | Если бы кабы |
Приложение 1
Таблица 3
Фразеологизмы из авторских произведений
Название произведения | Фразеологизм | Значение фразеологизма |
«Кот и повар» И.А. Крылов | «А Васька слушает да ест» | Один говорит, а другой не обращает на него внимания. |
«Квартет» И.А. Крылов | «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» | Каждый должен заниматься своим делом. |
«Ларчик» И.А. Крылов | «А ларчик просто открывался» | Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить. |
«Щука и кот» И.А. Крылов | «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» | Каждый должен заниматься своим делом. |
«Лебедь, Щука и Рак» И.А. Крылов | «Да только воз и ныне там» | Дело не двигается, стоит на месте. |
«Белка» И.А. Крылов | «Как белка в колесе» | Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов. |
«Стрекоза и муравей» И.А. Крылов | «Как под каждым ей листком был готов и стол и дом» | Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности. |
«Кукушка и петух» И.А. Крылов | «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» | Взаимная лесть |
«Скворец» И.А. Крылов | «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» | Каждый должен заниматься своим делом |
«Любопытный» И.А. Крылов | «Слона-то я и не приметил» | Не заметить самого главного, важного. |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин | Свет мой зеркальце | Об увядающей с возрастом женской красоте |
Спать вечным сном | Быть мёртвым | |
Спору нет | Бесспорно, несомненно | |
«Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́неСалта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкин | Здравствуй, князь ты мой прекрасный | Обращение к кому-нибудь (шутливое) |
А во лбу звезда горит | Об умном, образованном человеке (шутливое) | |
Кабы я была царица | О возможности исполнения загаданного желания | |
Не по дням, а по часам | Очень быстро, скоро | |
Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку | О чём-либо необычном, не соответствующем общепринятым представлениям. | |
Не в бровь, а (прямо) в глаз | метко, в самую цель | |
«Сказка попе и работнике его Балде» А.С. Пушкин | Толоконный лоб | дурак |
Выжить из ума | поглупеть, лишиться памяти | |
Ничего не сказала рыбка | выражение готовности выполнить любое желание | |
Дорогой ценой | путём затраты больших усилий, после большого напряжения, потерь | |
Быть на посылках | служить кому-нибудь, исполняя мелкие и простые поручения. | |
Белены объелся | одурел, неистовствует | |
Простофиля | экспрессивно-бранное и презрительное значение дурачка, простачка | |
«Сказка о рыбаке и рыбке» | «Не садись ни в свои сани» | Браться не за своё дело |
«Остаться у разбитого корыта» | Потерять всё, что было | |
«Белены объелся» | Делать глупости | |
«Быть на посылках» | Служить кому-нибудь, исполняя мелкие и простые поручения. | |
Н. Н. Носов «Мишкина каша» | «Пальчики оближешь» | О чём- то очень вкусном |
«В дрожь бросило» | Стало страшно | |
«Как в воду опущенный» | Унылый, хмурый, безрадостный | |
Н. Н. Носов «Дружок» (рассказ) | «Как варёный рак» | Покраснел от стыда, смущения |
Н. Н. Носов «Телефон» (рассказ) | «Рот до ушей» | Счастливый |
Н. Н. Носов «Про Гену» | «С три короба» | Слишком много наобещать |
«Сидеть, сложа руки» | Бездельничать | |
«Сидеть на чужой шее» | Не работать | |
«Не моргнув глазом» | Действовать решительно, быстро |
Приложение 2.
Анкетирование учащихся 4-х классов
1. Что такое фразеологизмы?
2. Для чего в речи нужны фразеологизмы?
3. В каких источниках ты можешь найти и прочитать фразеологизмы?
4.Употребляешь ли ты в своей речи фразеологизмы?
5.На каких учебных предметах ты знакомишься, слышишь, употребляешь фразеологизмы.
Приложение 3.
Опрос учителей «Фразеологизмы, чаще всего употребляемые в речи учителей»
Зарубить на носу | Язык проглотил | Море по колено |
Совать свой нос | Не покладая рук | Как две капли воды |
Умная голова | Губы надул | Тянуть кота за хвост |
Держать ушки на макушки | Морочить голову | Не разлей вода |
Кто тебя тянул за язык? | Из рук все валится | Много воды утекло |
Светлая голова | Не разгибая спины | Вилами по воде писано |
Не тяни резину | Палец в рот не клади | Выйти сухим из воды |
Мухи не обидит | Лес рук | До каких пор ты будешь бить баклуши? |
Воды не замутит | Дать по шапке | Зубы заговаривать |
Плясать под чужую дудку | Дать маху | Заткнуть за пояс |
Стоять как вкопанный | Держать ушки на макушке | Заговаривать зубы |
Как в воду кануть | Другая песня | Играть на нервах |
Ни в зуб ногой | Душа болит | От аза до ижицы |
Гол как сокол | Держать ухо востро | Повернуть оглобли назад |
Во времена царя Гороха | Делать из мухи слона | Плыть по течению |
О чём речь! | Единым росчерком пера | Остаться с носом |
Яблоко раздора | Есть просят | На лбу написано |
Два шага | Ждать у моря погоды | За тридевять земель |
Приложение 4.
Опрос учащихся «Фразеологизмы: знаем и понимаем»
Мухи не обидит | Плясать под чужую дудку |
Как две капли воды | Выйти из себя |
Тянуть кота за хвост | Взять себя в руки |
Не разлей вода | О чём речь! |
Ни в зуб ногой | До каких пор ты будешь бить баклуши? |
На лбу написано | Играть на нервах |
Вешать лапшу на уши | Плыть по течению |
Тянуть канитель | Держать ушки на макушке |
Светлая голова | Лес рук |
Стоять как вкопанный | Кто тебя тянул за язык? |
Остаться с носом | Светлая голова |
Делать из мухи слона | Не тяни резину |
Язык без костей | Заговаривать зубы |
Работать спустя рукава | Пишет как курица лапой |
Зубы заговаривать | Нестись сломя голову |
Приложение 5
Лингвистический эксперимент: мини-сочинения учащихся
Сочинение учащейся 5в класса Подлесной Ангелины
От А до Я.
В нашем классе есть Петя Булочкин. Учится он спустя рукава. В очередной раз Петю вызвали к доске. Стоит мальчик у доски как вкопанный. Учитель задал вопрос, а Петя молчит. Учитель спрашивает: «Булочкин, ты язык проглотил или тянешь время?» Петя решил взять себя в руки и начал отвечать невпопад, что в голову пришло. Учитель говорит: «Смотри, какой лес рук!Не тяни кота за хвост. Рассказывай быстрее!». Петя не смог ответить на вопрос. Учитель его посадил на место и сказал: «У тебя знаний как кот наплакал!» Потом вызвали меня к доске. Я ответила правильно. Учитель сказал: «Вот, Петя, смотри, как хорошо дети выполнили домашнее задание. От А до Я!!!»
Сочинение учащейся 4б класса Вдовыдченко Вероники
Умная голова.
Дело был так. Мама Васи вдруг решила, что хватит сыну бить баклуши и тянуть резину. Пора ему, умной голове, не покладая рук пойти учиться игре на баяне. Педагог посмотрела, послушала Васю и сказала: «Нет. Медведь на ухо наступил, слуха нет совсем». Мама будто язык проглотила, стоит как вкопанная. Она не ожидала услышать такое. А педагог предложила не ждать у моря погоды, а отправить Васю в спортивную секцию. Ведь спорт – это здоровье! Вася начал тренироваться, чтобы стать сильным и защищать слабых.
Сочинение учащейся 5б класса Кужелевой Виктории
Лучшие каникулы.
Мама вошла в комнату и, забрав телефон из моих рук, сказала: «До каких пор ты будешь бить баклуши? Завтра каникулы, отправлю тебя к бабушке. И не морочь мне голову!» Я ей ответила: «Это же за тридевять земель! Там не ловит Интернет, и нет Wi-Fi!»
Мама не хотела плясать под мою дудку, и на следующий день я уже сидела на крыльце бабушкиного дома, надув губы. За калиткой послышался шум, она со скрипом отворилась, и в проёме появились две мальчишеские физиономии, похожие друг на друга как две капли воды. Уже через несколько дней я с ними стала не разлей вода. Мы два шага друг без друга ступить не могли. С тех пор много воды утекло, но эти каникулы были самыми весёлыми и запоминающимися. Они пролетели так быстро, что я не успела даже глазом моргнуть.
Сочинение учащегося 5в класса Харькина Алексея
Зарубить на носу.
Я знал, что у моего товарища умная и светлая голова. Однажды я решил у него списать. Учитель заметил это и спросил:
- Списываешь?
Я ответил:
- Нет, не списываю.
-Ты мне зубы не заговаривай!
За эту работу я получил ''2''. Сам виноват! Вот если бы я правило зарубил на носу, то и не дал бы маху. Теперь я решил на уроках держать ушки на макушке!
Сочинение учащейся 5а класса Калашниковой Лилии
Поездка на дачу.
Мы всей семьёй собрались на дачу. Мой брат губы надул, потому что не хотел ехать. Сели в машину, а он как будто язык проглотил, сидит и молчит. Приехав на дачу, мы работали не покладая рук. А брат всем недоволен. Я ему говорю: «Что ты из мухи слона делаешь!? Поработаем, в реке искупаемся и домой поедем». Купаться брат любил. После трудового дня дружно отправились на речку. Настроение у нас было замечательное, несмотря на усталость. К вечеру начали собираться домой. Когда сели в машину, братишка мне тихонько шепнул на ухо: «Зачем я весь день всем голову морочил. Ведь главное в семье: один - за всех, и все - за одного!»
Сочинение учащегося 5в класса Когута Максима
Светлая голова.
В нашем классе учится мальчик по имени Ваня. Он очень ленивый. На уроках двух слов не добиться, как будто язык проглотил, и всё у него валится из рук. Когда учитель вызывает его к доске, Иван стоит как вкопанный, потому что снова не выучил урок. Однажды после очередной ''2'', учитель отругал Ваню: «До каких пор ты будешь бить баклуши?!»
Ваня расстроился и заплакал. Его сосед по парте - Егор, светлая голова, вызвался помочь товарищу перебороть лень и подтянуть знания. День и ночь ребята учили уроки не покладая рукине разгибая спины. Спустя месяц учитель, восхищаясь знаниями Вани, похвалил его: «Вот теперь, Иван, я могу с радостью сказать про тебя, что ты - светлая голова!» Ваня обрадовался и поблагодарил Егора за помощь. С тех пор они стали друзья - не разлей вода!
Приложение 6
ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРИК ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
А
От. А до Я – от начала до конца.
Ни аза - не знать, не понимать, ничего.
Б
Бездна премудрости - обширные, глубокие познания.
Бить баклуши - бездельничать.
Буква в букву - пересказать слово в слово.
Браться за ум - становиться умнее, образовываться.
Брать на буксир — передать свой опыт, умения, знания; подтянуть в учёбе.
В
Вавилонское столпотворение- суматоха, беспорядок, бестолковщина, неорганизованность
Вертится в голове - усилие что-то вспомнить.
Вертится на языке - хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить.
Витать в облаках - фантазировать, мечтать.
Во времена царя Гороха – давным-давно.
Водить за нос – долго обманывать.
Водой не разольёшь - очень дружные.
Воды не замутит – тихий, скромный.
Возлагать надежды – надеяться на ого-то или что-то.
Ворон считать - быть ротозеем, не слушать внимательно.
Выйти сухим из воды – обманывать, при этом остаться безнаказанным
Г
Говорить на разных языках - не понимать друг друга.
Голова идет кругом — значение: слишком много дел, обязанностей, информации.
Гонять лодыря – тратить время зря, бездельничать.
Губы надул – обиделся
Глаз алмаз – уметь видеть главное.
Д
Два шага - близко.
Дать маху- промахнуться; поступить неправильно, не так, как следовало бы.
Делать из мухи слона -преувеличивать важность события без объективных, видимых причин.
Держать ухо востро – вести себя осторожно.
Держать ушки на макушки – проявлять осторожность.
Душа болит – переживать.
Души не чаять – уважать, сильно любить.
Е
Единым росчерком пера
Ежу понятно - очень просто
Ж
Жизнь оставить
Ждать у моря погоды
З
Звёзд с неба не хватает – имеет средние способности.
Зарубить на носу - хорошенько запомнить.
Заткнуть за пояс - превзойти кого-то.
За тридевять земель - очень далеко.
Зубы заговаривать – обманывать.
И
Играть на нервах -раздражать, нервировать кого-либо чем-либо.
Из рук все валится - всё плохо, ничего не получается.
Иерихонская труба – человек, громко говорящий.
И швец, и жнец и на дуду игрец – мастер на все руки, всё умеет.
К
Как две капли воды – сильно похожи.
Как с гуся вода –делать своё дело, безразлично.
Каша в голове-отсутствие ясности в мыслях или путаница при осмыслении большого количества информации.
Л
Лес рук –очень много, все.
Ломать голову – стараться понять что-то трудное.
М
Море по колено – не страшно.
Морочить голову- сбивать с толку, дурачить, темнить. От старинного слова «морок», то есть мрак.
Мухи не обидит – добрый.
Н
Найти общий язык — значение: достигнуть взаимопонимания.
На галерке - очень далеко
На карандаш брать - следить за кем-то, уделять ему пристальное внимание.
На свежую голову – отдохнув, приниматься за дело.
На лбу написано- все понятно
Не покладая рук -старательно работать, трудиться, мастерить.
Не разгибая спины -без отдыха, без перерыва, долго и напряжённо работать.
Не разлей вода -очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Ни пуха, ни пера – пожелать удачи.
О
Одна нога здесь, другая там- быстро
Остаться с носом -терпеть неудачу; оставаться без того, на что надеялся, рассчитывал, чего добивался.
От аза до ижицы – от начала до конца.
От корки до корки – выучить, прочитать все полностью.
Открыть Америку – говорить о том, что давно известно.
О чём речь!- не о чем говорить; нет никаких проблем
П
Палец в рот не клади – постоит за себя.
Писать как курица лапой -небрежно и неразборчиво; так, что нельзя понять.
По головке не погладят – поругают
Полтора человека- очень мало людей
Плыть по течению – действовать пассивно, вяло, подчиняться условиям.
Плясать под чужую дудку – подчиняться кому-либо.
Р
Разжевать и в рот положить – объяснить в самой доступной форме.
С
Совать свой нос -вмешиваться во что-либо без достаточных знаний, оснований, умения и т. п. или в чужое дело.
Светлая голова – думает, рассуждает, знает материал.
Сломя голову – мчаться, бежать.
Слушать во все уши - значит слушать внимательно.
Смешинка в рот попала – никак не удержаться от смеха.
Спустя рукава – без внимания, без интересе, без желания.
Стоять на одном месте – не развиваться.
С полуслова - понимать по намёку, по самому началу речи.
С пятого на десятое – рассказывать бессвязно, непоследовательно.
Считать ворон – смотреть по сторонам, не слушать.
Т
Тащить за уши – помогать неспособному, неумелому в учёбе, в работе.
Тянуть кота за хвост – медлить с ответом.
Тянуть за язык – заставлять высказываться, отвечать, говорить.
Тянуть канитель - зря терять время, делать что-то нудное. Канитель- тонкая золотая нить
У
Украшать речь (включать в свою речь вычурные слова или речевые обороты)
Ума не приложу – не могу понять.
Ушки на макушке – внимательно прислушаться.
Ф
Филькина грамота – сомнение, недоверие.
Х
Ходячая энциклопедия- человек, который всё знает.
Хватать на лету – понимать быстро, воспринимать информацию.
Ч
Черепашьим шагом – очень медленно.
Ш
Шевелить мозгами – серьёзно думать, соображать.
Шутки в сторону- перейти к обсуждению чего-то серьёзного.
Щ
Щелкать, как орешки-легко справляться с чем-то.
Я
Язык без костей- много говорить.
Язык проглотил – молчать.
Ясная голова- о человеке, способном четко и ясно мыслить. [7,8]
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Басня "Две подруги"
Новый снимок Юпитера
Фильм "Золушка"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"