Сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм и средств улучшения состояния здоровья школьников младших классов и повышения их мотивации к здоровому и активному образу жизни, как важнейшей составляющей профилактики заболеваемости школьников
Цель исследования - изучение влияния двигательной активности на уровень заболеваемости и успеваемость обучающихся младших классов.
В ходе работы определены приоритетные формы двигательной активности для обучающихся младших классов, влияние занятий физической культурой на успеваемость обучающихся младших классов.
Вложение | Размер |
---|---|
kotova_mariya_rabota.docx | 68.89 КБ |
Научное общество учащихся «Эврика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №89»
Приокского района г.Н.Новгорода
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Выполнила: Котова Мария, ученица 10 класса |
Научный руководитель Оринчук Алла Николаевна, учитель физической культуры |
Н.Новгород
2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Двигательная активность учащихся младших классов
как необходимое условие здорового образа жизни .......……….......... 5 стр.
Выводы по главе 1...................................................................................
Глава 2. Организация и методы исследования ................................…. 9 стр.
Выводы по главе 2...................................................................................
Глава 3. Влияние двигательной активности на состояние здоровья и успеваемость учащихся младших классов ………………….....…...……. 10 стр.
Выводы по главе 3...................................................................................
Заключение …………………………………………..........……………..… 15 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...……..… 16 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья обучающихся находится сегодня на достаточно низком уровне. Так по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ количество здоровых учащихся в школе составляет 12-15% от общего количества школьников. На сегодня наблюдается еще одна негативная тенденция: учащиеся 1 классов, приходя в школу уже имеют значительные проблемы со здоровьем. Так данные мониторинга состояния здоровья учащихся МБОУ Комаровской средней общеобразовательной школы за последние годы показывают, что количество первоклассников, имеющих 3-5 группы здоровья, выше среднегрупповых показателей по школе (16-18%) и постоянно увеличиваются. Так в 2012-2013 учебном году количество первоклассников с 3-5 группой здоровья составило 25% от общего количества первоклассников, а в 20-13-2014 учебном году уже 34%.
Актуальность исследования. Сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм и средств улучшения состояния здоровья школьников младших классов и повышения их мотивации к здоровому и активному образу жизни, как важнейшей составляющей профилактики заболеваемости школьников.
Гипотеза исследования. Применение различных форм и средств физического воспитания и увеличение двигательной активности детей младших классов позволит улучшить их состояние здоровья и повысить успеваемость в учебной деятельности.
Цель исследования - изучение влияния двигательной активности на уровень заболеваемости и успеваемость учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Определить приоритетные формы двигательной активности для учащихся младших классов.
2. Оценить эффективность занятий физической культурой и спортом на уровень заболеваемости учащихся младших классов по показателям количество пропущенных дней и уроков по причине болезни.
3. Определить влияние занятий физической культурой на успеваемость учащихся младших классов.
Ценность исследования состоит в том, что в работе определены основные формы двигательной активности, которым отдают преимущество учащиеся младших классов сельской школы, а также сделан анализ влияния занятий физической культурой и спортом на уровень заболеваемости учащихся младших классов и их успеваемость. Также определены основные мотивы, побуждающие учащихся младших классов систематически заниматься физической культурой или наоборот игнорировать эти занятия.
РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок входит в учебную деятельность, овладевает новыми видами учебных действий. Это период активного развития и становления ребенка как личности. В младшем школьном возрасте у школьников формируется определенное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, формируется потребность в активных занятиях физической культурой и спортом.
Двигательная активность учащихся может быть ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической (игры на улице, участие в соревнованиях и т.д.). В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке.
Задача учителей и родителей учащихся - по возможности защитить физическое и психическое здоровье ребенка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно.
Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке, что в целом положительно сказывается на успеваемости учащихся.
Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Синдром гиподинамии (недостаток движения) является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более младших школьников. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению.
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.
Очень важное место в привлечении детей к занятиям физической культурой и спортом имеет формирование мотивации к этому виду деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делят на несколько групп. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:
Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос родителей в различных регионах страны показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%.
Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.
Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Таким образом, у учащихся младших классов необходимо формировать потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым. Все виды двигательной деятельности положительно влияют на физическое и психическое здоровье ребенка.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская работа проводилась на базе Комаровской школы на протяжении 6 месяцев с сентября 2013 по февраль 2014 года и состояла из трех этапов. В исследовании принимали участие школьники 2-4 классов. Учащиеся 1 классов в исследовании не были задействованы, т.к. в период 1-2 четверти у них происходит адаптация к новым условиям обучения, что могло повлиять на результаты исследования.
Первый этап, поисковый, был посвящен изучению понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «двигательная активность», возможности применения различных форм и средств физического воспитания для сохранения и улучшения состояния учащихся младших классов. Результаты этой работы позволили уточнить цель и задачи исследования.
Второй этап - исследовательский. На этом этапе был проведен опрос учащихся младших классов МБОУ Комаровской СОШ, целью которого стало определить какие формы двигательной активности используются учащимися для своего физического развития. В течение полугода проводилось наблюдение за состоянием здоровья и успеваемостью обучающихся младших классов. Для этого собирались данные о количестве дней и уроков пропущенных учащимися младших классов по причине болезни (простуда, ОРЗ, грипп и др.) и данные об успеваемости учащихся 2-4 классов за 1 и 2 четверти 2013-2014 учебного года.
Третий этап - аналитический. В ходе его проводилось математическая обработка, анализ и обобщение результатов исследования, оформление исследовательской работы.
В ходе проведения работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, педагогическое наблюдение и опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, методы математической статистики.
РАЗДЕЛ 3. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В начале исследования был проведен опрос учащихся 2-4 классов (всего 6 классов, 102 ученика) Комаровской школы с целью определения какими формами двигательной активности занимаются учащиеся. Опрос показал, что ученики используют различные формы двигательной активности, среди которых преобладают:
Отдельная группа учащихся не занимается физкультурой и спортом или делает это эпизодически.
После математической обработки результатов опроса были сформированы следующие группы учащихся (рис. 1):
1 группа - учащиеся которые по различным причинам не занимаются физкультурой или занимаются редко. В группу вошло 33 человека, что составило 32,3%.
2 группа - учащиеся которые занимаются физкультурой систематически (более 3-4 раз в неделю) в форме утренней зарядки или вечерних занятий (самостоятельно или с родителями). В группу вошло 39 человек, что составило 38,2%.
3 группа - учащиеся которые посещают спортивные секции (регулярно, 2-4 раза в неделю). Среди секций учащиеся выбрали: футбол, спортивные танцы, единоборства. В группу вошло 30 человек, что составило 29,5%.
Рис. 1. Выбор форм двигательной активности учащимися 2-4 классов МБОУ Комаровской СОШ.
Далее в течение 6 месяцев с сентября 2013 года по февраль 2014 года проводилось наблюдение за учащимися младших классов. Наблюдение проводилось по таким показателям:
Помощь в проведении наблюдений была оказана классными руководителями. По данным классных руководителей фиксировалось количество заболеваний учащихся 2-4 классов и количество уроков, которые пропущены учениками по причине болезни (рис. 2, 3).
Рис 2. Количество дней пропущенных по болезни учащимися 2-4 классов
Рис 3. Количество уроков пропущенных по болезни учащимися 2-4 классов
Результаты исследования показали, что учащиеся 1 групп (не занимаются физической культурой) болеют чаще других учащихся и пропустили за период исследования в среднем 2,4 дня / 40,8 уроков по причине болезни. Учащиеся, которые были отнесены ко 2 группе (занимаются ФК утром и вечером) пропустили в среднем 1,8 дней / 29,6 уроков по причине болезни. Учащиеся 3 группы (занимаются в спортивных секциях) имели наименьшее количество пропусков в среднем 1,1 дней / 18,4 уроков за весь период.
Данные результатов болезни учащихся показывают, что школьники занимающиеся активно физической культурой и спортом менее подвержены простудным заболеваниям и имеют более сильный иммунитет по сравнению с учащимися, которые не занимаются физической культурой и спортом.
Также в ходе исследования была определена успеваемость учащихся 2-4 классов в 1 и 2 четверти (рис. 4).
Рис 4. Успеваемость учащихся 2-4 классов в 1-2 четверти 2013-2014 уч. года
Результаты успеваемости учащихся 2-4 классов определялись по средним показателям оценок за 1 и 2 четверти. Анализ результатов успеваемости показал, что наивысший уровень успеваемости имеют учащиеся 2 группы (занимаются ФК утром или вечером) - 4,1 балла, немного ниже уровень успеваемости учащихся 3 группы (занимаются в спортивной секции) - 3,95 баллов. И самый низкий уровень успеваемости у учащихся 1 группы (не занимаются ФК) - 3,7 баллов.
Результаты исследования показали, что занятия физической культурой и спортом позволяют учащимся младших классов укрепить свой иммунитет и соответственно меньше болеть, что в последствии сказывается и на их успеваемости. Из бесед с классными руководителями было определено, что учащиеся которые занимаются систематически физкультурой и спортом более дисциплинированы, что сказывается в их умении распределять свое время на выполнение различных учебных заданий. Также данные учащиеся более ответственно подходят к выполнению различных поручений.
Более низкий уровень успеваемости учащихся 3 группы (занимаются в спортивной секции) в сравнении с учениками 2 группы (занимаются ФК утром или вечером), по мнению классных руководителей, определяется тем, что ученики младших классов еще не в полной мере могут переносить дополнительные нагрузки и дополнительная утомляемость после тренировок сказывается на их успеваемости.
В ходе опроса учащихся были выявлены основные мотивы, которые побуждают учащихся заниматься физической культурой и спортом:
Среди причин, по которым учащиеся не занимаются физической культурой были названы такие:
Таким образом, проведенное исследование показало, что регулярные занятия физической культурой и спортом (в любой форме) позволяют снизить заболеваемость учащихся с одной стороны, и положительно влияют на уровень их успеваемости с другой стороны. Опрос учащихся показал, что большую роль в привлечении к школьников к регулярным занятиям физической культурой имеет положительное отношение родителей к физкультуре и их личный пример.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными формами двигательной активности для учащихся младших классов являются следующие:
Основными мотивами, которые побуждают учащихся младших классов заниматься физической культурой и спортом являются:
Занятия физической культурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья учащихся младших классов и позволяют снизить более чем в 2 раза количество пропусков дней/уроков по причине болезни:
Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на дисциплинированность и ответственность учащихся младших классов, что в целом сказывается на уровне их успеваемости:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Два Мороза
Ворона
У меня в портфеле
В поисках капитана Гранта
Горка