Психологические аспекты поведения в условиях ЧС
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 151.04 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №9
городского округа г. Выкса Нижегородской области
Психологические аспекты поведения в условиях чрезвычайных ситуациях
Естественнонаучное отделение
Секция физической культуры и ОБЖ
Работу выполнила:
ученица 10 «а» класса
Латышева Алина
Научный руководитель:
Сметанин Александр Павлович
Учитель ОБЖ и физической культуры
2020 год
Оглавление
Введение3
I. Теоретическая часть5
1.1 Чрезвычайные ситуации и их классификация5
1.2 Психологические состояния людей при ЧС7
1.3 Психологические аспекты поведения человека в ЧС8
1.4 Категории поведения людей в ЧС11
1.5 Факторы, влияющие на поведение населения в ЧС13
1.6 Механизм развития поведения человека в ЧС14
1.7 Методы психологического управления населением в ЧС15
II. Практическая часть…………………………………………………………17
Выводы19
Список литературы20
Приложение21
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних десятилетий отмечается значительный рост числа чрезвычайных ситуаций. Многочисленные исследования показывают, что в различных чрезвычайных ситуациях большинство людей не обладают психологической устойчивостью: они не знают правил поведения в данной ситуации, теряют контроль над своими действиями, а так же легко поддаются воздействию различных негативных факторов. В повседневной жизни человеку постоянно приходится преодолевать опасности, которые несут угрозу его существованию. В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации. Именно освещению этих аспектов и посвящена данная работа.
Цель работы: выявление психологических аспектов поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, объектом исследования в работе стало психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях, а предметом исследования – его влияние на жизнь людей, попавших в такие ситуации.
Гипотеза исследования: чем неожиданнее чрезвычайная ситуация, тем менее человек морально подготовлен к ней и тем шире психологический аспект его поведения.
Задачи:
В процессе исследования были использованы следующие методы: поисковый (сбор информации по теме), практическая работа (составление памятки), систематизация (составление диаграмм), анализ, ИКТ (создание презентации).
С результатами данной работы следует ознакомиться всем ученикам школы, так как выбранная тема в современном мире имеет огромную актуальность. Данная работа может быть опубликована на сайте школы либо на сайте преподавателя (научного руководителя работы).
Для того, чтобы понять, как психологически на нас воздействуют чрезвычайные ситуации, нужно иметь представление, что это такое. Трактовки данного определения разнятся, но при этом смысл остается неизменным: Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В настоящее время в РСЧС используется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам событий, инициирующих ЧС, а также масштабам возможных последствий. Данная классификация утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376)
Таким образом, чрезвычайные ситуации подразделяются:
По масштабам возможных последствий на:
По скорости распространения опасности на:
По природе возникновения на:
Психологические состояния людей при ЧС разнообразны. В начальный момент возникновения экстремальной ситуации поведенческие реакции людей определяются инстинктом самосохранения, но уровень таких реакций различен: от панических бессмысленных до сознательно целенаправленных действий.
Вот, в частности, как ведут себя в ЧС люди различных темпераментов:
Сангвиник— в опасных условиях мгновенно мобилизуется, действует решительно, хотя из-за избытка энергии может выбрать неправильный способ действий.
Флегматик — тоже мобилизуется, но действует более обдуманно и для принятия решения ему требуется определенное время.
Холерик — совершенно непредсказуем. Он может стать как лидером, организующим массы, так и источником паники, в зависимости от конкретной ситуации.
Меланхолик в этих ситуациях — самая опасная личность, т.к. он, как правило, нередко является источником паники.
Гипермобилизация в начальный период опасности присуща практически всем людям, однако если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека. У человека происходит потеря ориентации, распадается структура действий и операций, обостряется оборонительная реакция, иногда он отказывается от деятельности, чем ускоряет свою гибель.
Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психической сфере. Среди психопатологических изменений после травм, аварий у людей чаще всего встречаются депрессивные состояния, психогенный ступор, общее психомоторное возбуждение, неадекватность, эйфория, ночные кошмары во сне, раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и прочие проявления.
1.3 Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации
Хотя чрезвычайные ситуации различаются по своему характеру, а каждый индивидуум по-своему реагирует на создавшуюся ситуацию, можно сделать определенные обобщения относительно типичных реакций людей. Обычно эти реакции группируют в соответствии со стадиями чрезвычайной ситуации, которые следует разделить на период предостережения, период самой чрезвычайной ситуации и период восстановления и возобновления устойчивого жизненного порядка.
Чрезвычайная ситуация представляет опасность для жизни и здоровья человека, неблагоприятна для функционирования его психики. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное активизирующее влияние на человека, а в других - отрицательное воздействие, вызывающее панику, стресс. Выделим основные черты чрезвычайной ситуации:
Во время чрезвычайной ситуации в организме человека происходит ряд изменений. Например, может наблюдаться снижение порогов ощущений, различные чувствительные и двигательные реакций будут происходить быстрее. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, повышается скорость реакции на любые изменения условий окружающей обстановки; одновременно наблюдается снижение утомляемости, - чувство усталости вовсе исчезает или притупляется. Очень часто во время чрезвычайной ситуации у человека наблюдается повышение выносливости и работоспособности, проявляется неприхотливость в сложных дискомфортных условиях. В непривычной опасной ситуации человек готов к решительным и смелым действиям. Выходят на первый план сильные волевые качества, увеличивается скорость принятия решения, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском, наблюдается активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека появляется деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно. Человек проявляет остроту восприятия, активизируются резервы кратковременной и долговременной памяти. Также значительно активизируется познавательная деятельность. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Во время решения задач у человека мобилизуются его психологические возможности и специальные способности. Широко применяется интуиция, интерес, энтузиазм. Каждый человек характеризуется определенными особенностями реакций организма в определенных ситуациях. Поэтому не всегда чрезвычайная ситуация активизирует различные поведенческие реакции. В чрезвычайной ситуации у неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из места опасности, другими овладевает психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В такие моменты происходит нарушение процесса нормального мышления, контроль сознания над чувствами и волей ослабевает или полностью теряется. Нервные процессы (возбуждение или торможение) у всех проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", ослабевают мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", нарушается дыхание, учащается сердцебиение - "сердце готово выскочить из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел, как мел", появляется холодный пот, изменяется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такое состояние бывает довольно длительным - начиная от нескольких часов и продолжаясь до нескольких суток. При устранении последствий катастроф приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам. Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и вероятных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.
Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:
Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.
В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.
1.5 Факторы, влияющие на поведение населения в чрезвычайных ситуаций.
Выделяют 4 компонента факторов превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.
Сплоченный коллектив единомышленников способен даже при смертельной опасности и крайнем истощении сил сохранять единство действий, не проявляя симптомов паники. Специальными исследованиями показано, что среди членов пожарной, медицинских команд и других организаций, которым поручено оказание помощи пострадавшим от землетрясений, никогда не имеет место паника.
1.6 Механизмы развития поведения населения в ЧС
Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективного поведения в чрезвычайной ситуации позволили выявить некий «усредненный» сценарий.
Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг с начала у одного или нескольких человек. Их испуг проявляется криками – односложными фразами «Пожар!», «Горим!» или междометиями, выражением лиц и суетливыми телодвижениями.
Чаще всего источником, от которого страх передается остальным, являются женщины и дети. Благодаря ним происходит взаимное заражение и нагнетание эмоционального напряжения. Масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.
В редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силен, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных стадий. Судя по описаниям, именно так произошло в Хиросиме, среди тех, кто находились неподалеку от места ядерного взрыва, но не были сразу накрыты взрывной волной.
Гораздо типичнее ситуация, когда люди ожидают какого-то страшного события, средства избежания которого неизвестны, стимулом паники может стать словесное обозначение ожидаемого события.
В театрах или других многолюдных местах достаточно кому-либо произнести слово «пожар», чтобы возникла целая эпидемия страха и паники, которые молниеносно охватывают всех и вызывают тяжелые последствия.
Психологические методы управления связаны с учетом предпосылок ЧС.
Если речь идет о сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях, например, отряде спасателей, то прежде всего следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров, пользующихся высоким доверием.
Но при массовых уличных мероприятиях, где участвует множество случайных людей, такая подготовка в принципе невозможна. В таких ситуациях особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов.
Специалисты рекомендуют при управлении поведением населения уделять внимание следующим моментам:
Меры для приостановления паники должны быть самыми решительными. Для противодействия паническим настроениям рекомендуют использовать следующие приемы:
II. Практическая часть
Для того, чтобы выявить актуальность данной работы и понять, насколько важно будет ее значение в современном мире, среди учителей и учащихся 7-11 классов был проведен социологический опрос, включающий в себя следующие вопросы:
После проведения опроса, актуальность которого является полностью обоснованной, так как респонденты сталкивались либо могут столкнуться с чрезвычайной ситуацией в повседневной жизни, мы выяснили, что независимо от возраста и ученики, и учителя считают, что стоит уделять внимание психологии поведения людей в чрезвычайных ситуациях.
Также в ходе тестирования было выявлено, что взрослые только в 50% случаев могут контролировать себя и не поддаваться панике в условиях ЧС, что говорит об их более широких знаниях и жизненном опыте (в отличие от учеников).
Что же касается страха, то и в этом случае учителя в силу своих более глубоких познаний в 100% случаев считают, что он способен стать решающим фактором во время ЧС. Но при этом все же большинство учеников также согласны с этим высказыванием, несмотря на свой юный возраст.
Относительно утверждения о том, что женщины в условиях ЧС паникуют чаще, чем мужчины, большинство опрошенных учителей и учеников посчитали, что это правда и выбрали ответ «да». На самом деле это не стереотип, а научно доказанный факт. В большей степени паника представительниц женского пола является проявлением материнского инстинкта.
Выводы
В результате работы над темой мы:
В результате работы над темой была изучена психология поведения людей в различных чрезвычайных ситуациях. Независимо от нашего возраста, пола и других показателей нам следует знать, как правильно действовать в том или ином случае в психологическом плане, ведь простая паника может привести к ужасным последствиям.
Гипотеза исследования подтвердилась: чем неожиданнее чрезвычайная ситуация, тем менее человек морально подготовлен к ней и тем шире психологический аспект его поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИНТЕРНЕТ
Интернет - ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты социологического опроса среди учеников:
Результаты социологического опроса среди учителей:
Как повысить стрессоустойчивость и стать психологически закаленным человеком?
В повседневной жизни человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Для защиты от страха и паники необходимо повышать собственную стрессоустойчивость. И в этом нам могут помочь следующие способы:
Исходя из этого, есть смысл освоить и более простые способы повышения стрессоустойчивости. Они намного проще и естественнее внедряются в повседневную жизнь, причем на это не нужно тратить большого количества сил, энергии и времени.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Два морехода
На горке
Лавовая лампа
Хризантема и Луковица