Проблемы современной семьи, влияющее на психическое состояние ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_1.2.docx | 163.05 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №9
городского округа г. Выкса Нижегородской области
Проблемы современной семьи, влияющие на психическое состояние ребенка
Гуманитарное отделение
Секция физической культуры и ОБЖ
Работу выполнила:
ученица 10 «а» класса
Латышева Алина (16лет)
Научный руководитель:
Сметанин Александр Павлович,
Преподаватель-организатор ОБЖ
2021 год
Оглавление
Введение3
I. Теоретическая часть5
1.1 Семейная психология и семья5
1.2 Современное отношение к построению семьи7
1.3 Функциональная и дисфункциональная семья9
1.4 Разводы12
1.5 Чрезмерная занятость родителей 14
1.6 Чрезвычайная забота16
1.7 Конфликт поколений18
1.8 Создание идеальной семьи20
II. Практическая часть…………………………………………………………22
Выводы24
Список литературы25
Приложение 126
Приложение 227
Приложение 329
ВВЕДЕНИЕ
Цель моей работы: выявление проблем современной семьи, влияющих на психическое состояние ребенка.
Задачи:
Тысячами нитей семья связана с обществом, государством, государственными и общественными организациями и учреждениями, с большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве и общественной жизни. А внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество, поэтому гармоничное развитие общества и семьи предполагает, с одной стороны, заботу общества и государства о семье, а с другой - необходимость, чтобы каждая семья руководствовалась не только узкосемейными, но и общественными интересами.
Заключив брак, молодые люди переходят в новый этап жизни. Естественно, государство заинтересованно в будущем страны. Именно поэтому воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни - основная и главная обязанность родителей, ведь дети - это будущее поколение, которое встанет у руля государства. От того, каким будет это поколение, зависит благосостояние страны.
Однако в последнее время участились случаи разводов, семьи все чаще ограничиваются одним ребенком, в силу определенных причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, остаются одинокими. В связи с этим значительно возросло внимание к современным семьям, а именно к их проблемам и последствиям, к которым они ведут. Исходя из этого, данная тема и была выбрана мной для более полного ее освещения в глазах преподавателей и учеников средней школы.
Объектом исследования в работе стала современная семья и ее проблемы, а предметом исследования – влияние этих проблем на психическое состояние детей.
В процессе исследования были использованы следующие методы: поисковый (сбор информации по теме), систематизация (составление диаграмм), анализ, ИКТ (создание презентации).
С результатами данной работы следует ознакомиться всем ученикам, а в частности старшеклассникам школы, так как выбранная тема в современном мире имеет огромную актуальность. Данная работа может быть опубликована на сайте школы либо на сайте преподавателя (научного руководителя работы).
Гипотеза исследования: любая проблема, возникающая в современной семье, так или иначе влияет на ребенка и его психическое состояние.
Семейная психология – наука молодая. Она начала активно развиваться после Второй мировой войны. Назвать это большим приобретением нельзя, ведь когда что-то начинают изучать – это знак, что проблема перестала быть живым и естественным феноменом. Причем изначально семья изучалась в связи с профилактикой психических заболеваний или с недостатками семейного воспитания. И только постепенно пришло понимание чрезвычайной сложности и многомерности семьи, семейных отношений.
То, что семью стали изучать и подходить к ней с научной точки зрения, пытаться на нее воздействовать – это, с одной стороны, закономерно в рамках общей научной исследовательской парадигмы, а с другой стороны, тревожно, потому что семья становится исчезающим элементом, как фольклор или детство, которое стали изучать еще раньше.
Семья – это организм, который проходит этапы роста и, как любой организм, бывает в какие-то моменты более уязвима. Например, все знают, что нужно очень много заниматься с детьми в первые годы жизни, без заботы они вообще не могут развиваться. А про семью ничего не известно. Считается, что образование семьи – это не процесс, а момент: пошли, расписались или повенчались, или состоялся гражданский брак, – и вот уже семья. Отчасти – да, потому что решение жить вместе – это действительно момент, когда семья начинается, это мощнейшая вещь. Но во многом молодая семья – это семечко, и во что оно вырастет и вырастет ли,– это неизвестно. Это зависит и от самих людей, и от обстоятельств их жизни, и от того, что они наследуют. Момент заключения брака – это история, которая только начинается. Семья нуждается в любой поддержке, должно быть ощущение, что ты можешь поговорить с кем-то, кто понимает, про свои проблемы.
Семья – это нечто большее, чем просто сумма, просто люди, ее составляющие. В ней есть нечто, что неуловимо. Одно из понятий семейной психологии – это кризис. «Кризис» – от греческого «перестройка», «изменение». У нас с вами, в силу культурных особенностей, слово «кризис» воспринимается только рядом с понятиями «экономический», «политический», – ничего хорошего. На самом деле, кризис – это перестройка, изменение, переход от чего-то одного к чему-то другому. Открылись некие ворота, пройден некий порог – и вы оказываетесь в другом пространстве, психологическом в частности. Но у нас есть богатый пласт фольклора, где знали много о кризисах семьи. Это называлось по-другому, но четко отмечались годовщины свадеб: первая свадьба ситцевая, потом бумажная, потом 5 лет – деревянная… Это то, чего мы сейчас лишены, – поддержки народных, культурных, семейных традиций. Семью ничего не поддерживает. Зато есть множество вещей, семью расшатывающих.
Если разобраться подробнее, то мы увидим существенное отличие современного отношения к построению семейной жизни. Заключается оно в том, что какие-то базовые знания ранее передавались без всяких книг, сами собой в течение множества поколений, никто ничего не читал, все было заложено как бы на подсознательном уровне. А сейчас вырастает поколение, которое, как это ни кажется странным, вычитывает в книгах о том, с какой стороны подойти к мужу или жене, что делать с ребенком, то есть люди с книгой в руках идут через семейную жизнь. Безусловно, научная литература может послужить хорошей базой, так называемым «фундаментом» семейной жизни. Принято считать, что анализ прочитанной или услышанной информации может помочь пробудить в людях собственные мысли, желание интуитивным образом, отталкиваясь от определенных наблюдений, построить отношения в семье по своему пути, не похожему ни на какие другие. Следует помнить, что если в одной семье отношения сложились хорошо, это вовсе не значит, что если «скопировать» их, то ваша семья будет такой же идеальной. К тому же, не следует забывать, что ни по каким книгам, конечно, невозможно научиться ни любить, ни воспитывать детей, можно лишь быть подготовленным в теории, однако на практике это все намного сложнее. Это тот путь, который каждая семья должна проходить и понимать самостоятельно.
Кроме этого, поменялось само понятие «семья». Раньше под семьей понималось что-то многопоколенное, с теснейшими связями между людьми, Существовала клановость, при этом ощущалось очень много взаимной поддержки, хотя и сложности тоже возникали, поскольку структура была иерархическая и степень взаимозависимости очень высокая. Связи были плотные, их может не хватать сейчас, но в то же время нельзя думать, что это был полный рай – были другие особенности.
Многим представляется, что семья – это некая от века заданная структура и ничего нового в этой области более выдумать нельзя. Действительно, ну что еще столь же традиционно, сколь семья? Если открыть любую из книг основных религий или любое из классических произведений мировой литературы разных жанров, везде ключевое понятие – это семья. Можно вспомнить известные всем произведения русской классической литературы. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин, сам находящийся в процессе поиска спутницы жизни, перебирает самые разные варианты семейной жизни. Весь роман в стихах, по сути, представляет собой вереницу семейных укладов, ситуаций, наполнен размышлениями романтического героя, которого одновременно притягивает и отталкивает тихая семейная гавань.
И все же, при некотором размышлении, такое впечатление может показаться обманчивым. Потому что под семейными отношениями, под участниками семьи и их ролями в разные эпохи у разных народов понимались совсем разные вещи. Если находиться в русле библейской мысли, достаточно вспомнить семьи ветхозаветных патриархов, отношения с наложницами, многоженство, которые никак не укладываются ни в христианские, ни в современные мерки понимания семьи. Семья в античном понимании – это сложная структура, зачастую состоящая из сотен людей – в семью входят рабы, родственники, неженатые, престарелые… Что такое семья до сих пор во многих восточных странах? Это тридесятые колена дядей, теть, братьев – в сущности, род. Очевидно, что современная атомарная семья – папа, мама, дети, загнанные в квартиру на 17-м этаже, – будет отличаться от семьи в традиционном патриархальном понимании. Родители бегают по работам, детей сдают в детский сад, видят все друг друга очень мало.
Таким образом, размышление о семье должно происходить в контексте того времени, в котором мы находимся. Сейчас можно констатировать, как бы мы к этому ни относились, что христианская, моногамная семья с верностью до гроба, традиционная для европейской культуры, для русской культуры становится, скорее, одним из вариантов, возможно даже исчезающих.
Есть ли критерии, которые отличают хорошие (здоровые) и плохие (нездоровые) семьи? По каким признакам можно определить, что в одной семье все прекрасно, а в другой что-то идет не так?
Для этого в психологии введены такие понятия как функциональная и дисфункциональная семья.
Функциональная семья — это семья, которая признает и успешно (конструктивно) решает внешние и внутренние проблемы, то есть это семья, которая хорошо справляется с семейными функциями - от репродуктивной, хозяйственно-бытовой до социальной, духовной и т.д.
У семьи есть функции, которые являются очевидными и требуют выполнения – надо вести совместное хозяйство, растить детей, поддерживать уважительные отношения. У здоровой семьи все это получается хорошо. Вот какими признаками наделяют ее психологи:
Когда семья выполняет все свои функции — она может справляться с трудностями и переживать кризисы. И только совместно обсуждая проблемы, люди более гибко могут подстраиваться под обстоятельства, учитывая интересы и особенности каждого.
Дисфункциональная семья - это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Понятие «дисфункциональной семьи» ввели в психологию, чтобы описать семьи, в которых нарушено выполнение супружеских, родительских, материальных и бытовых функций. Из-за этого возникают препятствия для личностного роста и самоактуализации каждого члена семьи. Дисфункциональная семья является фактором девиантного поведения подростков, а впоследствии и взрослых.
Дисфункциональная семья, по мнению российских психотерапевтов характеризуется:
Непродуктивная и эмоционально нестабильная семейная система в моменты стресса привлекает в конфликт третьих участников. Например, жена может вовлекать свою мать для разрешения конфликта с мужем, или муж может втянуть ребенка в спор с женой. Такие триады создаются для снятия напряжения и чувства тревоги, но не приводят к рациональным решениям, а вызывают еще большую тревогу.
Дети в дисфункциональных семьях часто становятся на сторону одного из родителей в затянувшемся конфликте, тем самым отвергая другого. Жить в таком стрессе им тяжело, семья выступает как источник травматизации личности ребенка и становится причиной его психологических проблем. Подростки из дисфункциональных семей чувствуют стыд, страх, гнев и другие негативные эмоции, которые не осознают. Они испытывают трудности с доверием, часто врут, не уверены в себе, ищут одобрения, импульсивны.
Ребенок, вырастая, понесет с собой набор представлений о том, какими должны быть отношения, даже если это семья дисфункциональная. Его собственная семья может развиваться по модели родительской, с теми же травмирующими ситуациями, но может пойти и по другому сценарию, если выросший ребенок проведет «ревизию» своего опыта и осознанно перестроит шаблоны поведения.
Первой, и, наверное, самой значимой проблемой современных семей являются разводы. От числа зарегистрированных после 1984 года браков – 70-80% разводов. Это дикая цифра. В России разводятся чаще, чем в странах Европы. Кроме этого, подтверждением наличия данной проблемы является довольно печальная статистика непосредственно по нашему городскому округу (Приложение 1). Если произвести небольшой сравнительный анализ, то можно увидеть, что в 2017 году разводы составляли примерно 60% от общего количества браков, в то время как в 2020 их процент поднялся до 75, что явно не является положительной тенденцией.
Есть три пика разводов. Первый пик разводов – это первый - второй год брака. Это классический повод – не сошлись характерами. Люди не договорились. Они думали, что у них любовь, по итогу оказалось огромное количество недопониманий.
Второй пик разводов – это второй – третий год жизни первенца. Люди могли жить до рождения ребенка счастливо и три, и пять лет, за второй – третий год жизни ребенка в браке накапливается усталость, потому что нет сил на эту параллель отношений. Все силы пущены на ребенка, люди неопытные, осваивают новую профессию – родительство, поэтому возникают сложности. Это фактор риска.
Третий пик разводов довольно странный – семнадцать – двадцать один год ребенку, т. е. когда дети выросли. Люди жили, проблемы и вопросы возникали гораздо раньше, но люди все-таки решили вырастить детей, а потом развестись. Это очень сильный травмирующий фактор: человек рос и думал, что он рос в семье, и вот он вырос, и родители разбегаются моментально, и оказывается, что у кого-то (или у обоих) есть параллельные связи. Для не взрослого еще человека это может быть серьезным потрясением, подрывающим веру в детский опыт.
Несмотря на то, что разводы являются довольно частым явлением в нашей стране, малая доля взрослых задумывается, как этот процесс влияет на детей. Однако для тех людей, которым приходилось сообщать ребенку о том, что предстоит развод, этот момент, скорее всего, запомнится на всю жизнь. И понимая, что переживания и впечатления от первой реакции ребенка могут оказаться довольно сложно переносимыми, взрослые молчат дольше, чем положено. От расторжения брака дети не выигрывают – за исключением тех случаев, когда один из родителей страдал от тяжелого нарушения характера или серьезной зависимости. Но и в несчастливых браках детям нехорошо. Вообще же, детям хорошо тогда, когда хорошо родителям. И надо понимать, что, дорастая до 10-11-летнего возраста, дети все прекрасно понимают про отношения мамы и папы. И делают свои выводы.
Жизнь современного человека состоит из бесконечной суеты и ежедневных стрессов, которые связаны с перегруженностью на работе и гонкой за материальным благополучием из-за нехватки денег. Стремясь к обеспечению финансовой стабильности семьи и достойного уровня жизни, многие родители даже не замечают, что их ребенок уже вырос, а потом удивляются: в кого же пошел он характером, если в отличие от них он не любит трудиться и проявляет ко всему безразличие. Однако увольняться с работы и заняться воспитанием детей для многих родителей неприемлемо, так как необходимо обеспечивать семью и реализоваться профессионально.
В связи с этим дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Им очень трудно примириться с родительским невниманием. Зачастую они прямо попросят маму или папу "посидеть", "поиграть", "погулять", и нередко получают отказ. Тогда дети уходят в виртуальный мир. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют им то самое родительское внимание. У многих ребят уже в дошкольном возрасте появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой. Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как в какой - то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения или развития, а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т. п. Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор все более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причем дети не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают ее. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей.
Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. Родителям следует помнить, что время, проведенное с гаджетом, никогда не заменит простой родительской любви и самого, казалось бы, банального общения с ребенком.
Полной противоположностью предыдущей проблемы является избыточное внимание, уделяемое ребенку, или так называемая гиперопека. Каждый родитель желает дать детям только лучшее. Но даже самые идеальные и любящие мамы и папы не всегда застрахованы от ошибок в воспитании. Эти ошибки могут быть вызваны недостаточным пониманием того, к чему в результате приведут те или иные благие намерения и родительские порывы. И чтобы понять связь причины и следствия, поговорим о родительской гиперопеке.
Под гиперопекой принято понимать стиль воспитания, для которого характерна избыточная забота о ребенке, несогласующаяся с его возрастом. При таком стиле семейных взаимоотношений ребенка чрезмерно опекают и контролируют. По данным статистики, гиперопекающих родителей более 40%.
Сейчас некоторые дети перестимулированы родительским вниманием и временем. Из-за этого они абсолютно не умеют играть сами. И внимание это изымается из супружеских компонентов. Ценность ребенка в большинстве случаев очень высока: детей мало, а взрослых много. Поэтому ребенок является самым ценным существом на несколько поколений семьи.
Вообще, ребенку достаточно 20 минут концентрированного общения, когда вы играете именно с ним: не отвечаете на мобильные звонки, не отвлекаетесь на посторонние дела. Вы играете, разговариваете, читаете. Двадцать минут – достаточный минимум, нижняя граница, меньше – плохо. Верхняя же граница – три часа на каждое бодрствование ребенка. Если вы проводите наедине с ребенком более 3 часов на каждое его бодрствование, это уже вредоносно. У него не остается времени побыть с самим собой.
Это не проходит просто так и обычно начинается с первых минут жизни, когда мама ловит все сигналы, которые посылает ребенок, и все время думает, что его надо занимать.
Если родители все-таки не хотят отпускать взрослых детей от себя, они рискуют испортить жизнь своему ребенку. Такая чрезмерная опека может сказаться на ребенке следующим образом:
Жизнь очень быстро меняется. За последние 100 лет в силу огромных социальных изменений и стремительного развития технологий и научно-технического прогресса жизнь и взгляды на нее меняются буквально каждые десять лет. В нашей стране за последние двадцать лет изменения просто космические.
Меняются педагогические и медицинские парадигмы: понятия о том, каким хорошо быть человеку, представление о том, чему учить, как правильно лечить, как воспитывать. То, что казалось абсолютно целесообразным и естественным нашим папам и мамам, нами частенько воспринимается как несуразное, устаревшее.
На уровне семьи, семейной системы столь быстрая смена образцов почти неизбежно приводит к конфликтам – взять хотя бы такие распространенные области стычек, как применение антибиотиков, прививки или введение прикорма младенцам.
Дети смотрят на отношения своих папы и мамы и их пожилых родителей, а они далеко не всегда безоблачны. Часто родители находятся в затяжном, годами и десятилетиями длящемся конфликте с их родителями, нашими бабушками и дедушками. Конфликт этот может быть ярким или латентным, может быть «холодной войной» - молчаливым противостоянием родителей и прародителей. На подрастающих детей наличие подобных конфликтов не может не влиять.
Дети формируются той системой отношений, которая есть в семье. Это обычно происходит без слов, объясняющих ситуацию. Просто дети растут и знают, что мама и бабушка общего языка не находят. И взрослые, сами того не желая, показывают ребенку пример, модель того, какими могут и должны быть отношения взрослых детей и их еще более взрослых родителей.
Итак, если родители конфликтуют с прародителями, но не хотят, чтобы дети «усвоили» этот конфликт как норму:
В погоне за идеальностью семьи многие люди начинают «примерять» отношения чужих людей. Но главное тут не копировать чужое, а задаться вопросом, как создать свою идеальную семью, непохожую на все остальные? Следует запомнить, что никогда нельзя копировать примеры чужих отношений, ведь каждая семья индивидуальна и особенна.
Каждый человек мечтает, чтобы у него была хорошая семья, в которой царит полная гармония, любовь и взаимопонимание. Но, когда мужчина с женщиной начинают жить вместе, они сталкиваются с разными трудностями, проблемами, что мешает им быть полностью счастливыми, создать крепкий союз. Зачастую люди просто не знают, как взаимодействовать друг с другом, чтобы всем было одинаково хорошо. Также не умеют находить выход из сложных ситуаций, идти на компромиссы, правильно расставлять приоритеты. Поэтому так часто семьи распадаются, либо пара продолжает жить вместе, но пользы и удовлетворения от этого никто не получает.
Зная, как должна выглядеть идеальная семья, вы можете постараться создать её. Психологи советуют следующее:
II. Практическая часть
Для того, чтобы выявить актуальность данной работы и понять, насколько важно будет ее значение в современном мире, среди учителей и учащихся 7-11 классов был проведен социологический опрос, включающий в себя следующие вопросы:
(Приложение 2)
После проведения опроса мы убедились, что, несмотря на возраст, и ученики, и учителя считают тему проблем современной семьи и семейного воспитания актуальной в наши дни. Вероятнее всего это связано с тем, что каждый из нас является частью семьи, и стоит понимать, что проблемы различного рода (те же самые конфликты) всегда были, есть и будут. Но в этом нет ничего плохого, если семья может правильно находить пути решения возникнувших проблем.
Также в ходе тестирования было выявлено, что все 100% опрошенных учителей утвердительно ответили на вопрос касательно влияния на них образцов поведения из их же семей, в то время как лишь 47% учеников посчитали также. Это, вероятнее всего, можно объяснить тем, что пока мы сами являемся детьми, мы не можем четко оценить свое поведение относительно поведения наших родителей. Но когда мы создадим собственную семью, это оценить будет намного проще. Именно поэтому учителя, имеющие семьи посчитали, что есть определенный сюжет, который прослеживается в их семьях на протяжении нескольких поколений, то есть наблюдается влияние образцов поведения на людей.
Что же касается семьи без конфликтов, то все учителя уверены, что это невозможно и конфликты будут происходить всегда. Вопрос лишь в том, на какой почве и каким образом они будут (или не будут) решены. В то же время ученики имеют другую точку зрения. 86% опрошенных ребят считают, что члены семьи вполне могут не конфликтовать. Отчасти это связано с тем, что родители привыкли не рассказывать детям о каких-то спорах и ссорах, дабы не травмировать их несформировавшуюся психику и не рушить идеальную картинку семьи. Дети хотят жить там, где никто не ругается, не ссорится, а когда их мечты сталкиваются с реальностью, они не готовы смириться с этим и поверить в то, что не все так хорошо, как в лучших детских сказках.
Относительно знания понятий функциональной и дисфункциональной семьи, все довольно интересно. Большая часть учителей, но все-таки не все, знакомы с данными понятиями. Что же касается учеников, ситуация тут противоположная. Возможно, данное незнание ребятами представленных терминов обусловлено тем, что родители стараются не нагружать детей такими понятиями, да и они им попросту не нужны. Кроме этого, не часто мы слышим эти слова в привычной жизни. Нам проще понять, когда говорят, что в семье есть конфликты, но одна из семей находит пути их решения, а другая с данной задачей не справляется. Собственно говоря, вышесказанным предложением мы и раскрыли смысл данных понятий. И, наверное, действительно, так намного проще, нежели включать в свою речь термины «функциональная» и «дисфункциональная» семья.
Выводы
В результате работы над темой мы:
В результате работы над темой нами были изучены проблемы современных семей, влияющие на детей и их психическое состояние. Во многих семьях проблемы, возникающие между супругами, способствуют появлению у ребенка разного рода проблем. Решить эти проблемы, и таким образом помочь ребенку, часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Семья — единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом других семейных «болезней». Самая хорошая профилактика — оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в отношения с ребенком. Супружеские и собственные проблемы — не только ваше личное дело, но важный фактор развития личности вашего ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: любая проблема, возникающая в современной семье, так или иначе влияет на ребенка и его психическое состояние.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИНТЕРНЕТ
Интернет - ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Данная статистика является официальной по состоянию на 1 января 2021г. Все данные предоставлены выксунским ЗАГСом и являются достоверными.
Существует огромное количество факторов, способствующих появлению разладов в семье. Если она не умеет конструктивно справляться с ними, то возможно расторжение брака. Основными предпосылками этого являются:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты социологического опроса среди учеников:
Результаты социологического опроса среди учителей:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Взаимоотношения в семье
Дружная семья — основа счастливой жизни. Но в любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться. Именно поэтому следует придерживаться ряда правил, чтобы постараться этих конфликтов избежать.
СОВЕТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Тупое - острое
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Алые паруса
Рисуем осенние листья
Выбери путь