Цель проекта: определить вклад и роль детей, живших в годы Великой Отечественной войны, в общую победу.
Задачи:
Объект проекта: события Великой Отечественной войны.
Предмет проекта: условия жизни детей в годы войны и вклад в дело борьбы с фашизмом.
Методы исследования: чтение и анализ книг, поиск ответов в интернете, размышления, анкетирование, сбор информации у своих одноклассников и их родителей.
Гипотеза.
В тяжелое для страны время дети тоже внесли вклад в общую победу.
Пути решения задач:
- составление плана действий.
- разработка анкеты для учащихся.
- сбор информации по теме проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
grigoryan_vov.docx | 86.8 КБ |
МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»
Номинация:
«Дети войны»
Название работы:
« И дети тоже победили в той войне!»
Выполнил:
Григорян Арсен Андраникович
учащийся 2 класса
МАОУ «АСОШ №4»
Руководитель:
Александрова Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
89143551699
Агинское
2020
Оглавление
Оглавление………………………………………………………………2
Введение………………………………………………………………3-4
Основная часть…………………………………………………………5-8
Практическая часть…………………………………………………….9-10
Заключение………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………12
Приложение……………………………………………………………….13
Введение
О детях войны.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись…
Валентина Салий
Актуальность
С каждым годом все дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем грозным событиям. В этом году исполняется знаменательная дата- 75 летие Победы. Время стремительно идет вперед. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Современное поколение практически не знает о подвигах своих дедов- прадедов. Две или три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. Хотя бы одно имя мальчишки или девчонки времен Великой Отечественной войны вряд ли кто- то назовет. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь. Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, но и за весь мир, за мир на земле.
Цель проекта: определить вклад и роль детей, живших в годы Великой Отечественной войны, в общую победу.
Задачи:
Объект проекта: события Великой Отечественной войны.
Предмет проекта: условия жизни детей в годы войны и вклад в дело борьбы с фашизмом.
Методы исследования: чтение и анализ книг, поиск ответов в интернете, размышления, анкетирование, сбор информации у своих одноклассников и их родителей.
Гипотеза.
В тяжелое для страны время дети тоже внесли вклад в общую победу.
Пути решения задач:
- составление плана действий.
- разработка анкеты для учащихся.
- сбор информации по теме проекта.
Основная часть.
22 июня 1941 фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Великая Отечественная война была страшной, тяжелой, кровопролитной и долгой. Она продолжалась более четырех лет. В этой войне участвовали все. Почти все мужчины и многие женщины ушли на фронт, защищать страну от захватчиков.
Взрослые шли воевать, чтобы защитить Родину, дом, детей. Но бывало нередко и такое, когда на смерть шли дети- мальчишки и девчонки. На долю многих детей выпало вступать в схватку с жестоким врагом. «Дети войны»- так называют это поколение.
Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей страны действовал в годы войны самый настоящий детский фронт.
Работали дети наравне с взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шили одежду для фронтовиков, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты, были связными в партизанских отрядах. Многие трудились на оборонных предприятиях, встав за станки вместо ушедших братьев и отцов, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом. Все было подчинено войне - учеба и труд.
Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь- расстреляют. А фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы донорами крови немецких солдат. В те страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети быстро взрослели.
Поэтому эти дети, сумели выстоять наравне с взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.
Жертвами войны стали 13 миллионов детей. Каждый день теряли 9168 детей, каждый час 382 ребенка, каждую минуту 6 детей, каждые 10 секунд- 1 ребенок.
Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих маленьких и слабых сил. Они хлебнули горя полной чашей.
Я в интернете нашел воспоминания детей о войне, но больше всего меня тронуло письмо Кати Сусаниной (12 марта 1943):
«Дорогой, добрый, папенька! Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, то меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Маму расстреляли немцы, когда допытывали о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков пошлет вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».
Хотелось еще отметить детей, которые совершили героические подвиги и их имена известны всей стране.
Марат Казей.
В деревню, где жил Марат со своей мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.
Зина Портнова.
Война застала Зину Портнову в деревне Зуя. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию вела разведку. В 1943 году Зину схватили, когда она возвращалась с задания. Пытали и во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет, в упор выстрелила в гестаповца.
Зина была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной.
Валя Котик.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Пионер, которому исполнилось только-только четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету- шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился отважный пионер, поставлен ему памятник.
К сожалению, я не смог встретиться с теми, кто встретил войну, но в интернете нашел интересную статью о воспоминаниях наших односельчан в военное время. В 2019 году была организована встреча учащихся Агинской окружной гимназии с ветеранами труда и эта встреча была опубликована в газете «Агинская правда»:
«Нина Александровна Лиханова (Вялова) родилась 24 апреля 1938 года в п. Давенда Могочинского района Читинской области. Семья Вяловых переехала в Читинскую область в 1933 году из Ульяновской области. В годы войны отец Нины Александровны Александр Федорович работал на шахте.
Свои воспоминания Нина Александровна начала со стихотворения Александра Полковникова «Дети войны». Она была взволнована и растрогана, рассказывая ребятам о своей нелегкой детской судьбе, о том, как голодно и холодно было жить. Как в годы войны дети, работали наравне со взрослыми, находя при этом время для учебы и помощи родным по хозяйству».
Я попросил своих одноклассников, чтобы они расспросили у своих родителей, что им рассказывали бабушки и дедушки о тех годах, когда они были детьми. Но, к сожалению никто, не смог написать о своих родных, как их прабабушки и прадедушки переносили тяготы войны и помогали стране.
Можно сделать вывод, что дети войны - дети, которые беспощадно переносили на себе все тяготы войны, муки, страдания, голод. Они проявили самоотверженный труд, терпение, стойкость, выдержку.
Практическая часть
Работая над этой темой, я очень хотел узнать, насколько хорошо знают о Великой Отечественной войне мои сверстники. С этой целью я провел анкетирование, а также попросил нарисовать рисунки и они отправили мне на вайбер. (Приложение). Хотел бы отметить, что вопросы, которые я отправил одноклассникам, их заинтересовали. Результаты анкетирования таковы:
Анкета ( в анкетировании приняло 25 детей).
Назови даты начало и окончания Великой Отечественной войны.
- Дали правильный ответ- 9 человек
- Не смогли ответить – 16 человек
Почему эта война называется Великая Отечественная?
- Длительная война- 4 человека
- Все поднялись на борьбу с врагом- 10 человек
- Не знают- 3 человека
- Не ответили- 8 человек
Какие беды принесла Великая Отечественная война?
- Смерть, голод, разруху, потеря родных- 19 человек
- Затруднялись ответить- 6 человек
Какие герои войны тебе известны?
- Назвали- 5 человек
- Не смогли- 20 человек
Как называется праздник, который отмечает наша страна 9 мая?
- Назвали- 23 человека
- Затруднялись ответить- 2 человека.
Как мы видим, из результатов анкеты учащиеся представляют, что такое война. Какую боль и утрату несет она: жестокость и разрушение, страдания многих людей и в первую очередь детей.
Рисунки «Война, какой вы ее видите?»
Вывод: для своих рисунков дети выбрали серые, черные и коричневые цвета. Это значит, что тема рисунка совсем не радует. Ведь война приносит только слезы и печаль.
Заключение.
С каждым годом ветеранов становится все меньше, но память о войне живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда ее не смогут забыть, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Я думаю, что людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - это самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мне хотелось в своей работе, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим защитникам, многие из которых были в то время детьми. В основу своей работы я хотел положить воспоминания старожилов нашего поселка, но из-за ситуации с вирусом не смог сходить и узнать у наших прадедушек и прабабушек об их жизни, когда они были детьми во время войны.
Гипотеза подтвердилась о том, что дети действительно внесли огромный вклад в победу над фашистами. Они помогали Красной Армии в тылу, на фронте и в партизанском подполье.
Понимаю теперь, как повезло нам, детям, не знающим, что такое война. Великая Отечественная война - часть истории, о которой необходимо знать.
На следующий год я продолжу свою работу и уже смогу взять интервью у ветеранов, которые войну встретили, будучи еще детьми.
И в завершении хотел бы несколько слов написать о своем прадедушке. Мой прадед Попов Емельян Афанасьевич, родился в 1914 году. Ушел на фронт в 1941 году. Был сапером, награжден медалями, дошел до Кенигсберга. Но, к сожалению после пожара были сожжены все документы. Это все, что помнит моя мама.
Список литературы
Приложение 1
Анкета.
Приложение 2
Хорчинцыренова Туяна
Мункуев Буянто
Замыцкий Иван
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сказка об осеннем ветре
Карты планет и спутников Солнечной системы
Невидимое письмо