Исследовательский проект "Игра, как связующая нить поколений". Знакомство с историей развития игры. Играми разных поколений.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Игра, как связующая нить поколений" | 399.45 КБ |
Секция 1. Здоровый образ жизни и технологии сбережения здоровья
Исследовательская работа на тему
«Игра, как связующая нить поколений»
Автор: Терещенко Илья Денисович
Научный руководитель: Топчеева Галина Вениаминовна,
учитель физической культуры
МБОУ «Озерновская ООШ»
2020 – 2021 учебный год
Оглавление
1.Введение……………………………………………….…………….…..…3
2. Основная часть……………………………………………………….........4-12
2.2 Виды детских игр…………………………………………………………5
2.3 Опрос-исследование ………………………………….….………………6
3. Заключение………………………………………………..……………….7
Список используемой литературы…………………………………….……8
Приложения…………………………………………………………………..9 -14
Актуальность выбранной темы
Мир детства невозможно представить без игры. С помощью игры дети удовлетворяют свою потребность в развлечении, укрепляют не только ловкость и выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь. Игра служит становлению и сплочению коллектива.
Бежит время и, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
А ведь ещё всего 30-40 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без телефонов, планшетов и специально оборудованных игровых площадок?
Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Улица была настоящей школой жизни, и в своих простых играх дети готовились к миру взрослых: учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций. Они же помнят, как было весело играть в «Классики», в «Резиночку», «Городки», «Штандер», «Хали-хало» и т.д.
Возникла проблема: В наше время большинство школьников много времени проводят за компьютерами и в телефонах. Такие игры увлекают и затягивают на долгое время, и нам совсем не хочется идти играть на улицу. Надо отметить, что в этих играх, конечно если это интеллектуальные игры, есть польза. Но, к сожалению, они также приносят вред молодому растущему организму. Ухудшается зрение, осанка. Современные дети недостаточно времени проводят на свежем воздухе, ведут малоподвижный образ жизни. Все эти факторы сказываются на их здоровье.
Мы не раз слышали от наших родителей, бабушек, дедушек такие слова: «Что ты сидишь дома? Да мы в наше время играли на улице в такие интересные игры». И я заинтересовался этим. У меня возникли вопросы: «Что это за игры?», «Знают ли их мои сверстники?», «В какие игры ребята играют сейчас?».
Так появилась тема моего учебного проекта «Игра, как связующая нить поколений».
Цель работы: Изучение и, по возможности, возрождение забытых народных подвижных игр разных поколений.
Задачи:
Методы исследования: Поиск и анализ научно-популярной и занимательной литературы, анкетирование ребят, опрос бабушек, дедушек и родителей, обработка информации, беседа.
Практическая значимость проекта: Углубившись в изучение темы, я не только расширю свои знания об играх, но и смогу познакомить ребят с интересными новыми – забытыми играми. И мы сможем применять их на переменах для организации досуга учеников нашей школы.
Мы выдвинули гипотезу: Если мы познакомимся с играми наших бабушек и дедушек, наших родителей, научимся играть в них сами и научим других ребят, перемены будут проходить интереснее и с пользой.
Объект исследования: подвижные игры разных поколений.
Предмет исследования: содержание и правила подвижных игр, в которые играли наши бабушки, дедушки и родители.
2.1 История развития подвижных игр
А игры не будет, что ж тогда остается?
Л. Н. Толстой «Детство»
Подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции.
У первобытных людей, 6-8 век, подвижные игры развивали физические качества и воинское искусство: метание камней, копья в цель и на дальность.
В Лаврентьевской летописи (12 век), говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество остатков различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Специально игре никто не учил. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Младшие, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству молодежи и развивает физическую культуру.
Известный русский исследователь народных игр 19 века Егор Арсеньевич Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение, напоминающее качание маятника. Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в толковом словаре «живого великорусского языка»: «Игра…. То чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие».
Дополнительные факты: Е. А. Покровский собирал детские вещи и принадлежности со всей России: колыбели, каталки, куклы, одежду, рецепты детской еды, детские игры народов, населявших Россию. Около 100 уникальных экспонатов и 69 рисунков, переданных им в Музей педагогики, попали затем в Политехнический музей, но там не сохранились, а частично были переданы в другие музеи и ныне составляют часть коллекции РЭМа, что доказано современными исследователями.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовались в народной педагогике, как средство физического совершенствования.
В годы правления Петра 1 подвижные игры активно используются как средство физического воспитания. Исторические документы свидетельствуют, что Петр 1внедрял в физическую подготовку молодежи «Лапту» и «Городки». Особенно следует отметить применение Петром 1в физической подготовке молодежи игр, представляющих собой систему увлекательных «потех» на суше и на воде, а так же введение им физического воспитания в учебных заведениях, где специально рекомендовалось использовать подвижные игры.
Выдающийся русский полководец Суворов Александр Васильевич придавал большое значение физическим упражнениям, отмечая полезность, в том числе и подвижных игр.
Видные педагогические деятели 19 века Ушинский Константин Дмитриевич, Лесгафт Петр Францевич пропагандировали и применяли подвижные игры в физическом воспитании молодежи.
После Великой Октябрьской революции в 1921 году, создается специальный институт, занимающийся проблемами детских игр. С этого времени в системе физического воспитания широко используются все средства физической культуры и спорта, среди которых подвижные игры занимают не последнее место.
«Рис.1 Старинная бита»
Выделяют различные виды игры, в том числе:
-подвижные игры, которые способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения.
- строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
- настольные игры - развивают смекалку, умение вести себя соответственно в разных ситуациях;
- дидактические игры - для обогащения знаний, для развития тех или иных психических качеств и свойств;
сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых;
- компьютерные игры – игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройства.
2.3 Опрос – исследование.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих бабушек и дедушек, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого мы и начали.
Мы провели опрос среди бабушек и дедушек, а так же наших родителей. Были заданы вопросы: «Помните ли вы, в какие игры вы играли в детстве?»; «Рассказывали ли вы своим детям, внукам о ваших играх?»; «Играли ли вы в эти игры со своими детьми?».
В опросе приняли участие 12 человек. Мы выяснили, что люди старшего поколения любили играть в подвижные и настольные игры. Играли они дома и на улице.
Любимые игры наших родителей в детстве были «Лапта», «Столбы», «Чехарда», «Казаки-разбойники», «Колечко», «Краски», «Классики». Люди старшего поколения рассказывали, как они играли в «Дочки-матери», «Ножички», «Чехарду», «Чиж», «Городки», «Жмурки», «Резиноча», «В снежки» и т. д. Любили также играть в настольные игры: «Географическое лото», «Шашки», «Шахматы» и многие другие. Очень нравилось кататься на коньках, хотя в то время не у всех были коньки, и кататься на санках с горки.
По результатам опроса мы включили в наш список самые распространённые игры и составили диаграмму. Мы видим, что любимые игры наших бабушек, дедушек и наших родителей в детстве – «Прятки» и «Казаки-разбойники», «Лапта»……
Чтобы выяснить, какие игры предпочитают дети сейчас, мы провели ещё одно исследование, анкетирование среди ребят нашей школы.
В анкетировании приняло участие 43 человека: (3 - 4 классы - 25 человек) и (5-7 классы – 38 учащихся). Им предлагалось дать ответы на 8 вопросов.
Выводы исследования.
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу:
55 % учащихся не знают, в какие игры играли их бабушки, дедушки и родители. Про некоторые игры ребята даже не слышали.
Ребята ответили: «Съедобное - несъедобное», «Испорченный телефон», «Цепи – цепи», «Прыгалки», «Вышибылы».
Оказывается, дети играют в такие же игры, как и наши родители, дедушки и бабушки, только с вариациями. Реже стали играть: в «Классики», «Резиночки», «Лапта», «Колечко-колечко».
- живое общение с друзьями, а не по телефону;
- игры на свежем воздухе благотворно влияют на детский организм;
- развиваются физические качества;
- закаливание организма;
- заряд положительных эмоций.
В ходе исследования мы познакомились с историей развития подвижных игр. Изучили наиболее популярные игры наших дедушек и бабушек, игры наших родителей.
В большинство игр наши предки играли на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требовали много движений, находчивости, смекалки, давали массу полезных эмоций, развивали физические качества! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. В некоторые игры наших мам и пап (с вариациями) играют и сейчас современные дети. Но всё же подвижным играм на свежем воздухе современные дети уделяют недостаточно времени. Про некоторые игры ребята даже не слышали. Поэтому мы составили брошюру «Игры нашего двора», где был собран материал о наиболее популярных дворовых играх советского времени и современных детей.
Своей работой я поделился с одноклассниками и учащимися 3 класса. На классных часах мы рассказали об истории развития подвижных игр. Познакомили ребят с наиболее интересными играми, в которые ребята могут играть и на переменах в школе, и на свежем воздухе с друзьями.
Ребята с удовольствием изучили правила понравившихся игр и попробовали на переменах поиграть в «Классики», «Резиночки», «Колечко-колечко», «Бильбоке». На уроке физкультуры мы решили выучить игру «Лапта» и «Городки». Для этих игр мы изготовили своими руками инвентарь: для игры «Лапта» сделали биту; для игры «Городки» сделали чурки и биту. Мы думаем, что заинтересовали ребят своей работой.
Закончив эту работу, я могу сказать, что есть интересные подвижные игры, которые мы не знаем, но в них играли наши бабушки, дедушки, родители. Эти игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Нам нельзя отказываться от них, они дают нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора.
Необходимо возродить любимые дворовые игры. Лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать, в них нужно - играть!
Список используемой литературы:
1. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «Детская литература», 1988г.
2. М. Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .
3. А.В. Кенеман. Под редакцией Т.И. Осокиной. «Детские подвижные игры народов СССР», М. Просвещение, 1988. – 239 с.
4. Л.В. Былеева «Русские народные игры». Издательство «Советская Россия», 1988 г.
5. П.А. Кисилев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева. – М.: Планета, 2013. – 272 с.
6. http://www.detskietovary.ru/article/51
7. http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139
8. http://vmirepozitiva.ru›…pasxalnaya…katanie-yaic.html
9. http://trepsy.net›play/stat.php?stat=676
10.http://fb.ru/article/137710/lapta---pravila-igryi-igra-lapta-russkaya-lapta---pravila-igryi
11. http:// sushilight-sp.ru
12. rodnaya-tropinka.ru
Приложение 1
КАК ИГРАТЬ В ИГРУ «РУССКАЯ ЛАПТА»
История и этапы развития
История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию. В старину именовали ее по разному: «скоговорка», «Хлапта», «тяга».
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель Александр Куприн в 1916 году в спортивном журнале «Геркулес»: «Это народная игра, к сожалению, забытая и находящаяся в пренебрежении, — одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей „партии“, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят… Трусам и лентяям в этой игре не место»
Еще во времена правления Петра Великого лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков.
Полководец Александр Васильевич Суворов также применял игру в качестве средства подготовки солдат. В Российской империи в лапту играли люди всех возрастов, она использовалась и для физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Н. И. Подвойском (17 года XX века) русская лапта была включена в обязательную физическую подготовку солдат Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено. И только к концу 80-х годов несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта.
Для школьников игра имеет определенную ценность. Она хороша своей демократичностью. Весь необходимый инвентарь для игры – деревянная бита и теннисный мяч. При этом игра развивает все лучшие качества, необходимые спортсмену, как физические, так и морально-волевые: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.
Дети могут научиться игре в русскую лапту за одно занятие. К тому же в русской лапте не требуются дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта.
Правила игры
Сначала требуется разметить травяное поле, земляную или асфальтовую площадку согласно схеме, изображенной на рисунке:
«Рис.2 Поле для игры в лапту»
В качестве снаряжения используются:
Каждой команде необходимо 10 участников. Чтобы их легко можно идентифицировать по принадлежности к команде, они носят на матче футболки, отличающиеся расцветкой.
Лапта подразумевает определение сторонами своей роли в игре посредством жребия. Нападающие (или «бьющие») занимают линию города, а их противники («водящие») «Рис.3 Бита и мяч»
рассредотачиваются по игровой площадке.
Один из нападающих выходит в область подачи, другие располагаются вдоль боковой линии города. Из водящих тоже выделяется один участник, подающий мяч. Он идет в область подачи, а прочих участников капитан расставляет по полю.
Подающий бросает мяч, а нападающему с битой необходимо отбить его так, чтобы он вылетел за контрольную линию. Если удар выполнен без ошибок, нападающий устремляется к линии кона через поле и ему необходимо успеть промчаться туда и обратно, пока защищающиеся не завладели снарядом.
Задача защищающихся — перехватить (поднять) мяч и коснуться им бегущего игрока. Если последний успел пробежать до кона и назад, его команда зарабатывает 2 очка. Если вернуться у него не получилось, то он остается на линии кона в ожидании удара другого бьющего. Потом он старается попасть в город не осаленным, при удачной попытке увеличивает счет на 1 балл. Игрок, результативно пробежавший по полю, бьет еще два раза, а затем занимает место последним на площадке очередности.
Главная цель водящих — схватить мяч на лету. Тогда они получают 1 балл и становятся бьющими. Иной вариант — подобрать упавший мяч и коснуться им бегущего (осалить). Игрок, поднявший мяч, вправе сделать это самостоятельно или передать снаряд другому члену своей команды. Затем снаряд нужно вернуть в город, после чего игра останавливается.
Для движущегося в это время по полю игрока, возможны два варианта:
Если бьющие игроки допускают следующие ошибки: Посылают мяч за территорию поля или получают замечание судьи, то их команда получает штрафные баллы.
Водящие побеждают в том случае, если осаливают бегущего, а затем все до одного убегают в город не осаленными. Возможны ситуации, когда победа сразу присуждается водящим, если кто-либо из нападающих:
Лапта включает в себя 2 партии продолжительностью по 20 мин. Об окончании матча судья оповещает длинным свистком. Сторона, на счету которой оказывается больше очков, провозглашается победителем.
В игре есть и еще некоторые нюансы:
Русская лапта запрещает:
Ссылка на информацию: [ http://fb.ru/article/137710/lapta---pravila-igryi-igra-lapta-russkaya-lapta---pravila-igryi]
Приложение 2
КАК ИГРАТЬ В ГОРОДКИ
«Городки»
История и этапы развития
«Городки» старинная русская народная игра, существующая более двух столетий. Упоминание об игре «Городки» можно найти в былинах и сказках. В городки играли в деревнях и городах, на ярмарках и на праздниках, в детских лагерях и в домах отдыха, в парках и на стадионе.
В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Очень любили играть в эту
Игру цари Петр I и Николай II, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, Владимир Ильич Ульянов-Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин.
Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.
Игра в городки была признана видом спорта в 1923 году. Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года стали регулярно проводиться чемпионаты СССР, в которых принимали участие команды всех союзных республик. Городошный спорт был очень популярен во всех регионах нашей страны, у всех слоев населения.
Игра требует не столько силы, сколько ловкости, меткости и выдержки.
«Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Определение городков, сделанное великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым, стало едва не классическим. Вполне возможно, что такие фигуры, как «пушка», «Артиллерия», берут начало именно с его времени.
В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» прицельным метанием палки «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров («чурок»), называемых городками или «рюхами».
Игра в городки и городошный спорт являются отличным средством оздоровления и патриотического воспитания молодежи. Играющие выполняю разнообразные движения на свежем воздухе с посильной физической нагрузкой. Популярность этой игры объясняется тем, что она доступна для людей любого возраста и жива в памяти народа.
Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.
КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ НАБОР ДЛЯ ИГРЫ В ГОРОДКИ?
Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:
Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.
Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПЛОЩАДКУ К ИГРЕ В ГОРОДКИ?
Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон.
Далее отступите еще несколько метров и начертите линию — кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра).
Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.
Рис. 4 Поле для игры
Как играть в городки?
Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.
«Рис.5 Варианты фигур»
ПРАВИЛА ИГРЫ В ГОРОДКИ
Ссылка на материал: [https://www.youtube.com/watch?v=Uw3DhignILM&feature=emb_logo]
Есть в осени первоначальной...
Злая мать и добрая тётя
Астрономический календарь. Май, 2019
Волшебные звуки ноктюрна
Зимовье зверей