Исследовательский проект. Данный материал может быть использован при проведении классных часов, применятся в повседневной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 133 КБ |
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1 Теоретическая часть
1.Общие сведения о понятии «конфликт»………………………..…….....5
2.Причины конфликтов………………………………………………….....7
3. Основные этапы конфликтов……………………………………….…..8
4. Способы (стили) разрешения конфликта………………………………9
5. Как избежать конфликтных ситуаций …………………………………11
Глава 2 Практическая часть……………………………………………12
Заключение………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………….16
Приложение………………………………………………………………..17
2
Введение.
Актуальность:
Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Конфликты неизбежны. И наш класс не исключение. Любой класс время от времени сталкивается с проблемами. Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он не был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей - столько и мнений и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.
Конфликт - это одна из вечных тем взаимоотношений между людьми. И она будет актуальна до тех пор, пока на Земле живет человек. В нашей жизни мы общаемся с разными людьми: большими и маленькими, разными своими индивидуальными особенностями, интересами, национальностями, характерами. Знание о конфликте: как он зарождается, протекает и, самое главное, как, с помощью, какой стратегии выходить из конфликта, не только не потеряв честь и достоинство, но и не унизив другого человека необходимы каждому человеку.
Цель моей работы: провести исследование конфликтных ситуаций в классе, выяснить причины их возникновения и способы разрешения, что бы в дальнейшем научиться достойно выходить из таких ситуаций.
Задачи:
3
Объектом исследования являются конфликтные ситуации.
Предметом исследования являются конфликтные ситуации моих одноклассников.
Гипотеза исследования:
Методы исследования:
социологический – в ходе исследования было проведено неоднократное анкетирование учащихся методы анализа и обобщения;
статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах;
теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников;
В качестве источников исследования взята следующая информация:
анкетирование, опрос, справочники.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Прогнозируемые результат проекта: Повысить знания у учащихся о конфликте и способах его решения
Практическое применение: Данный проект и информация может быть использована на уроках обществознания, проведение классных часов.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно – подготовительный.
- Анкетирование учащихся по теме
- Сбор информации
- Изучение учебного пособия по изучаемой проблеме.
2 этап. Основной
-Исследование результатов анкетирования учащихся
- Самостоятельный поиск информации в Интернете.
- Сохранение результатов в формате Word.
3 этап. Итоговый.
- Защита проекта, исследований, проведённых в рамках проекта.
- Применение полученных знаний на уроках обществознания
Глава I Теоретическая часть.
1Общие сведения о понятии «конфликт».
Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». В учебнике 6 класса обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова : конфликт – это столкновение противоположных интересов. Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников. (2)
Само слово "конфликт" - явление из области психологии. Все знают, что конфликт - это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть - одна - отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон. (3)
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
5
Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей(8). В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины(9). Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому
6
которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперникам(6). Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению. (7)
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления(7).
§2.Причины конфликтов.
Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.
Организационно-управленческие причины. Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании
7
(отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.
Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей, неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.
Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.
3. Основные этапы конфликтов.
Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия
8
направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
4. Способы (стили) разрешения конфликта.
В нашем учебнике Л.Н. Боголюбова за курс 6 класса выделено 4 стиля (или пути) разрешения конфликта:
Кроме этого, проводя исследование других источников, мною были более подробно изучены способы (стили) разрешения конфликта
Стиль сотрудничества. Обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:
если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;
если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;
если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;
9
если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить; если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.
Стиль компромисса. Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.
Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.
Стиль избегания (уклонения). Обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.
Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.
10
Стиль приспособления. Проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.
Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:
когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;
когда недостаточно власти, чтобы одержать победу; когда победа для оппонента важнее, чем для вас;
когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;
когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить. (3)
5 Как избежать конфликтных ситуаций .
После анализа литературы я постаралась, на мой взгляд, отобрать самые эффективные методы избегания конфликтной ситуации:
11
Глава 2. Практическая часть.
В конце третьей четверти 2019-2020 учебного года, мною было проведено в 8 в и 8 а классе анкетирование (Приложение 1) среди моих одноклассников и учащихся параллельного класса с целью выяснения участников, причин возникновения и путей выхода из конфликта.
классе ситуация не меняется. Но процент конфликтов с родителями
12
увеличивается, а вот с одноклассниками уменьшается на 10%. Я считаю, что это происходит закономерно. Психологи утверждают: что за конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека; неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности. Наиболее частые причины, по которым мои одноклассники оценивают сложные ситуации общения с родителями:
Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними. Анализируя ответы, я выделила следующие причины конфликтов между учениками
13
классе – 83%. Это и не удивительно ведь в подростковом возрасте, друзья иногда становятся ближе, чем родители. А вот с одноклассниками, как показывает опрос, все меньше и меньше идут на компромисс (44% в 8а классе и 4% в 8в классе).
ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии), и в 8а классе(44%) и в 8в (43%).
Заключение.
Подводя итоги, своего небольшого исследования:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Интернет - источники:
16
Приложение 1 Анкета.
1.Как часто у вас возникают конфликты
А) ежедневно
Б) раз в неделю
В) раз в месяц
Б) избегание,
В) приспособление
Г) свой вариант ответа
Б) избегание,
В) приспособление
Г) свой вариант ответа
А) с родителями да или нет, иногда
Б) с друзьями да или нет, иногда
В) с одноклассниками да или нет, иногда
17
Приложение 2 Диаграмма «Как часто возникают конфликты»
Как часто возникают конфликты?
16
14
12
10
8
6
4
2
0
ежедневно | раз в неделю | раз в месяц | |||||
как часто возникают конфликты | 8а класс | 8вкласс | |||||
Приложение 3. С кем чаще всего вы конфликтуете?
8а 8в класс
16
14
12
10
8 | 8а класс | |
8в класс
6
4
2
0
с одноклассниками с родителями ни с кем друзья
18
Приложение 4 .Пути выхода из конфликта?
8а класс
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА
16
14
12
10
8
6
4
2
0
КОМПРОМИСС ИЗБЕГАНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
С РОДИТЕЛЯМИ | С ОДНОКЛАССНИКАМИ | с друзьями |
8в класс
20
15
10
5
0
Компромисс Избегание Приспособление Примирение
19
21
22
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Крутильный маятник своими руками
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем лошадь акварелью
Почему Уран и Нептун разного цвета