Единственным источником знаний для нас остаются книги, письма с фронта, фронтовые дневники, фотографии. Нельзя допустить повторения трагедии, которую пережили наши деды и прадеды. Я уверена, что тема памяти о Великой Отечественной войне актуальна и в настоящее время. Однажды мне в руки попалась фотография, на которой был изображён мой прадед. Оказалось, что я очень мало знаю о нём.
А ведь каждая фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Возможно, именно поэтому мы все испытываем особые чувства, когда берем в руки старую фотографию. Они дают возможность прикоснуться к истории семьи, к тому времени, о котором слышали только из рассказов пап и мам, бабушек и дедушек. Ведь многие фотографии сделаны еще до нашего рождения. Нам словно брошена «ниточка» из прошлого. Когда в руки попадают старые фотографии, всегда появляется желание понять, как жили отображенные на них люди, что их волновало. Мой прадедушка участвовал в Великой Отечественной войне. Я решила, что мне будет интересно узнать о своем прадеде. Эта тема меня заинтересовала.
Моей целью было узнать больше о моем прадедушке, записать воспоминания о нем, чтобы о нем по моей работе узнали и жители района.
Тему для исследования «О чем может рассказать старая фотография?», я выбрала не случайно. Считаю, что моя работа очень актуальна, так как сегодня, к сожалению, теряются семейные ценности. А пример
прадедушки поможет мне и моему поколению гордиться своими предками, укреплять родственные связи.
Вложение | Размер |
---|---|
ochyom_mozhet_rasskazat_fotografiya.doc | 59.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская школа»
Муниципальный этап областного исторического
исследовательского конкурса
«Моя семья в истории страны»
Номинация «Бабушкин альбом»
«О чём рассказала фотография»
Работу выполнила
учащаяся 6 класса МБОУ «Каменская школа»
Кузнецова Валерия Павловна
Руководитель Малышев Александр Николаевич,
учитель истории
Консультанты: Кузнецов Павел Борисович,
Кузнецова Светлана Евгеньевна,
Кузнецова (Аквилева) Татьяна Вячеславовна
Родители
Контактный телефон конкурсанта
89040503066
2018 год
-1-
Содержание
-2-
Прошло 70 лет после того, как наш народ и наша армия одержали победу в Великой Отечественной войне. Подвиг поколения победителей будет долго сохранять актуальность, как поучительный пример патриотизма, мужества, стойкости, самоотверженности, что также определяет и практическую значимость работы.
Единственным источником знаний для нас остаются книги, письма с фронта, фронтовые дневники, фотографии. Нельзя допустить повторения трагедии, которую пережили наши деды и прадеды. Я уверена, что тема памяти о Великой Отечественной войне актуальна и в настоящее время. Однажды мне в руки попалась фотография, на которой был изображён мой прадед. Оказалось, что я очень мало знаю о нём.
А ведь каждая фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Возможно, именно поэтому мы все испытываем особые чувства, когда берем в руки старую фотографию. Они дают возможность прикоснуться к истории семьи, к тому времени, о котором слышали только из рассказов пап и мам, бабушек и дедушек. Ведь многие фотографии сделаны еще до нашего рождения. Нам словно брошена «ниточка» из прошлого. Когда в руки попадают старые фотографии, всегда появляется желание понять, как жили отображенные на них люди, что их волновало. Мой прадедушка участвовал в Великой Отечественной войне. Я решила, что мне будет интересно узнать о своем прадеде. Эта тема меня заинтересовала.
Моей целью было узнать больше о моем прадедушке, записать воспоминания о нем, чтобы о нем по моей работе узнали и жители района.
Тему для исследования «О чем может рассказать старая фотография?», я выбрала не случайно. Считаю, что моя работа очень актуальна, так как сегодня, к сожалению, теряются семейные ценности. А пример
-3-
прадедушки поможет мне и моему поколению гордиться своими предками, укреплять родственные связи.
Гипотеза:
Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки. Фотографии несут большой исторический материал. Эти весточки из уже далёкого прошлого для нас стали бесценной семейной реликвией, которой мы дорожим.
Цель исследования:
Собрать и изучить материалы о моём прадеде-Аквилеве Вячеславе Сергеевиче с помощью семейного архива и воспоминаний моих родственников.
Задачи исследования:
1.Изучить фотоархив семьи.
2.Проследить автобиографию моего прадеда - Аквилева Вячеслава Сергеевича.
3.Изучить семейную реликвию – фронтовой дневник.
Объект исследовательской работы – семейный архив.
Предмет исследования - события моей семьи, связанные с Великой Отечественной войной.
Методы работы:
1.Работа с фотоархивом семьи, фронтовым дневником.
2.Беседа с родственниками.
3.Обработка информации.
-4-
Практическая значимость работы:
1. Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и предшествующим поколениям.
2. Использование данной работы на уроках истории, на внеклассных мероприятиях.
3. Сохранение истории нашей семьи
-5-
2. О чем может рассказать фотография.
9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Нам и нашим родителям выпало счастье жить в мирное время. Но много лет назад было совсем по - другому. Наши деды и прадеды воевали за нашу Родину, они воевали за Россию на той страшной войне. Многие из них погибли. По рассказам старших я знаю, что мой прадед вернулся с фронта. О нём я и хочу рассказать.
Листая однажды семейный альбом, я увидела старую, пожелтевшую фотографию. На ней был изображён мужчина в возрасте. ( Приложение фото 1)
Я спросила у бабушки:
- Кто это?
И она рассказала мне удивительную историю про своего папу, и моего прадедушку.
2.1. Довоенная жизнь прадеда.
Мой прадед, Аквилев Вячеслав Сергеевич, участник Великой Отечественной войны. Он отец моей бабушки, дед моего папы. Прадедушка родился 13 августа 1913 года в селе Ошминское Тоншаевского района Горьковской области. Его отец был священнослужителем. В их семье воспитывалось семеро детей. Он был четвертым среди братьев и сестер. В 15 лет прадедушка окончил школу-семилетку и стал работать по ликвидации неграмотности среди взрослого населения в своем районе. Так, с 15 лет, началась его трудовая жизнь. В 1932 году его отец-священник был репрессирован, а мать с троими детьми на руках, старшему из которых было 14 лет, а младшей 8, осталась без кормильца. Прадедушка в это время жил и работал в Челябинске, где проживала его старшая сестра. После ареста отца ему пришлось вернуться на родину, в свое село, чтобы помочь, матери, младшему брату и сестрам, так как у них отобрали дом, лошадь и двух коров.
-6-
С сентября месяца 1933 года он начал работать учителем начальной школы. В 1938 году он заочно окончил педагогическое училище. Когда началась война, прадедушка работал учителем русского языка и литературы в родном селе. Вот как он вспоминал начало войны: «Когда началась война, вся деревня содрогнулась от этого страшного известия. Понимание всей тяжести происходящего возрастало с каждым днём: когда стали уходить на фронт родные и близкие, односельчане; когда вместо ушедших на фронт вынуждены были встать на рабочие места женщины, старики и дети». Когда началась война, прадедушке было 28 лет.
2.2. Военный путь прадедушки.
В конце июля 1941 года мой прадед был призван по мобилизации в Красную Армию. Дома осталась беременная жена с двумя малолетними детьми: дочерью 3,5 лет и сыном, которому в июне исполнился всего 1 год.
Прадедушка попал в школу радиоспециалистов, которая находилась в Горьковском Кремле. При этой же школе прадедушка окончил курсы по подготовке младших лейтенантов. После окончания учебы, в январе 1942 года, он был направлен в распоряжение отдела кадров Сталинградского военного округа и, некоторое время, служил в должности командира радио взвода.
В это время шли ожесточенные бои за Сталинград, которые продолжались с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Вячеслав Сергеевич написал стихотворение в декабре 1942 года, посвятил его этим событиям. Дата написания указана в альбоме, куда он записывал свои стихи.
Альбом оформлялся в девяностых годах ХХ века. Эти страницы оформлены по особенному, с иллюстрациями. (Приложение фото 2)
На войне ему снова потребовались навыки учителя. Прадедушка начал обучать молодых бойцов работе на военных радиостанциях. В 1943 году его направили в учебный танковый полк. (Приложение фото 3)
-7-
Но Вячеславу Сергеевичу хотелось испытать себя в настоящем бою. И в конце 1944 года по личной просьбе он был отправлен в действующую часть Красной Армии в Прибалтике. С 18 октября 1944 года по конец февраля 1945 года прадедушка принимал участие в жестоких боях с фашистами в Прибалтике и Восточной Пруссии.
Совсем недавно я узнала, что у бабушки в Нижнем Новгороде хранится военный дневник прадедушки Славы. Это чёрная тетрадь в линейку. Называется «Мой дневник 1945 г.». В этой тетради прадедушка кратко описывал почти каждый день своей жизни с 17 февраля по 31 октября 1945 года.
Я прочитала весь дневник. Была удивлена, что есть в семье такой необычный дневник. Особенно запомнились записи прадеда о дне Победы. Вот запись от 8 мая: «Встал в 6 часов. Проверял выполнение распорядка дня,
Затем составлял расписание занятий. С 10 до 14 часов присутствовал на занятиях у старшего начальника. После обеда сходил в баню, затем продолжал выполнение заданий, данных на занятиях начальником. С 22 до 24 часов присутствовал на партсобрании. Получил письмо Тони от 25.04. В 3 часа 5 минут проснулся от беспорядочной стрельбы и шума. Радио принесло
сообщение об окончании войны и установлении 9 мая «Праздником победы». Перед завтраком состоялся короткий митинг, затем ходили на парад, где наряду с нашими командирами выступал представитель Войска Польского и были исполнены Польский и Советский национальные гимны. Остальное время дня праздновал и отдыхал». (см Приложение фото 4 )
После войны мой прадед ещё полтора года служил в Польше. Он вернулся домой в канун нового 1947 года. Я думаю, что его возвращение стало самым дорогим новогодним подарком для всей семьи. За отличную службу во время войны моего прадедушку наградили Орденом Отечественной Войны I степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга» и множеством юбилейных медалей.
-8-
2.3. Жизнь прадеда после войны.
После войны прадедушка окончил литературный факультет Горьковского учительского института и 26 лет проработал учителем русского языка и литературы. Он был частым гостем в родной школе и в нескольких школах Н.Новгорода. (Приложение фото 5) Он рассказывал детям о своем боевом пути и о войне, в которой погиб его старший брат, а младший вернулся с войны инвалидом, снарядом ему оторвало ногу.
3. Заключение
В ходе исследования я со своей семьёй изучили семейный архив. Я и моя семья гордимся тем, что наш прадед был участником Великой Отечественной войны. Он принимал участие в военных событиях, готовил специалистов связи для фронта, много рассказывал о войне детям после войны. Семейная реликвия – дневник прадеда – часть истории нашей семьи и нашей страны. В дальнейшем я хочу привлечь к изучению семейного архива моего младшего брата. Я рассказала о своем прадеде своим одноклассникам. (Приложение фото 6, 7) История нашей семьи связана с историей нашей страны. Вот о чем рассказала мне фотография.
-9-
Список источников
-10-
Приложение
Фото 1 Фото 2
Мой прадед Стихотворение о Сталинграде – 1942 год
Аквилев Вячеслав Сергеевич
Фото 3
Мой прадед в годы войны с однополчанами
Фото 4
Страницы дневника о дне Победы
Фото 5
Мой прадед на уроке мира в родной школе
Фото 6,7
Я рассказываю о своем
прадеде одноклассникам
Ледяная внучка
Этот древний-древний-древний мир!
Лягушка-путешественница
Заяц, косач, медведь и весна
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?