Данный проект является исследовательской работой по теме "Девиантное поведение подростков и его профилактика"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deviantnoe_povedenie_.docx | 49.37 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24 имени Дмитрия Желудкова
Проект
«Девиантное поведение подростков и его профилактика »
Руководитель проекта Кононец С.Л
Выполнила Шестакова Ксения
ученица 9В класса
Хабаровск
2020
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте ……….
1.1. Что такое девиантное поведение…………………………………………..
1.2. Формы девиантного поведения……………………………………………
1.3. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте ……………
1.4 Профилактика девиантного поведения……………………………………
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………
2.1. Описание ситуации…………………………………………………………
2.2. Описание тестирования……………………………………………………
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………
Приложение……………………………………………………………………
Введение
Мы живём в век огромных скоростей и новых технологий. Мы отвыкаем от общения, не находим времени, чтобы лучше узнать друг друга. Девиантное поведение несовершеннолетних - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается не каждым подростком, возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже после 18-летия.[6]
Множество проблем, связанных с подростковым возрастом, первая любовь, что может разрушиться, друзья, что могут предать, интернет, который оказывает слишком сильное влияние на подростковую психику. Иногда подросткам кажется, что их никто не понимает: ни дети, ни взрослые. Слишком часто при решении своих проблем они идут по самому простому пути, потому что не любят трудности, и находят самое страшное. Подростки совершают побеги из дома, заводят плохие привычки или же заканчивают жизнь самоубийством. Эти проблемы стали актуальны в современном обществе. Сегодня мы хотим в них разобраться.[3]
Проблема исследования: каковы причины проблем подростка.
Цель исследования: выявить основные причины девиантного поведения и его формы.
Объект исследования: подростковый период, как важнейший этап жизни, определяющий последующую судьбу человека.
Предмет исследования: механизмы возникновения отклоняющегося поведения.
Характеристика проекта: исследовательский
Прогнозируемые результат проекта: Повысить знания у учащихся о девиантном поведении
Практическое применение: – данный проект и информация может быть использована на уроках обществознания по теме «Отклоняющееся поведение», а также при проведении классных часов, полученные результаты могут использовать в своей работе педагоги, психологи, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно – подготовительный.
- Анкетирование учащихся по теме
- Сбор информации
- Изучение литературы по данному исследованию
2 этап. Основной
-Исследование результатов анкетирования учащихся
- Самостоятельный поиск информации в Интернете.
- Сохранение результатов в формате Word.
- Создание самого исследовательского проекта
3 этап. Итоговый.
- Защита проекта, исследований, проведённых в рамках проекта.
- Применение полученных знаний на уроках обществознания
Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное поведение — это поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией. [2]
Причинами девиантного поведения являются:
Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:
- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;
- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;
- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.
Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Экономико-социальный фактор отражает степень социальной стабильности в стране и общую ситуацию, связанную с бедностью, и распространением доходов. В России очень сильный резонанс вызывает экономическое неравенство между слоями населения. Данное неравенство, несомненно, оказывает влияние и на несовершеннолетних.
Сначала в школе, потом в институте ребенок остро реагирует на отличие его от своих сверстников. Дети начинают требовать от родителей. того что по материальному положению родители не могут им предоставить, от этого начинает копиться, злость и обида внутри ребенка, он начинает страдать, и не замечая теряет уважение к родителям. При любом удобном случаи такому несовершеннолетнему трудно будет отказаться от предложения совершить сто-то противоправное, но принесшее ему выгоду, или желаемое.
Инфантилизм – незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Причины инфантилизма могут быть разные, начиная от длительных соматических заболеваний, вплоть до неправильного воспитания. Подростки с признаками инфантилизма испытывают трудности в общении, они не способны критически оценивать себя, и свое поведения. В основе их отклоняющегося поведения часто лежат детские реакции оппозиции, подражание старшим.[1]
1.2. Формы девиантного поведения
Девиантное поведение имеет свои формы проявления. Девиантное поведение выделяет следующие формы:
1. Преступность.
2. Алкоголизм;
3. Наркомания
4. Самоубийство
5. Преступность.
6. Бродяжничество
Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.
Причины преступности несовершеннолетних:
• Неблагополучная обстановка в семье
Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.
• Минусы правоохранительной сферы
Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.
• Недостатки школьного образования
Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.
2. Алкоголизм.
Алкоголизм — хроническое психическое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.
Последствия:
1. Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство
2. Сбои в работе желудочно-кишечного тракта
3. Воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей
4. Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям
5. Повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
Наркомания
Наркомания — заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Причины употребления
1. Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию),
2. Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий),
3. Социальные (желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих).
Самоубийство
Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Причины суицидов у подростков
1. Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку
2. Конфликты в школе, издевательства сверстников.
3. Влияние СМИ и компьютерных игр.
4. Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.
Бродяжничество (дромомания) – это состояние, когда у человека возникает непреодолимое желание сбежать из дома, не имея при этом никакого определенного маршрута и цели. Выражается в повторяющихся уходах из дома, школы, интерната или другого детского учреждения.[2]
Одной из основных причин социального сиротства является безработица и алкоголизм родителей, незанятость подростков, склонность их к совершению правонарушений. Первопричиной бродяжничества является жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами, из-за этого имеют место быть многочисленные самовольные уходы из дома, безнадзорность и совершение преступлений. А низкая духовная культура поведения нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе.
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Согласно экспертным оценкам в стране около 1 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Преобладающий возраст безнадзорного – от 8 до 13 лет. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими заболеваниями.[5]
1.4.Профилактика девиантного поведения.
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека. Рассмотрим несколько подходов в работе по профилактике девиантного поведения.
Информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным образовательным учреждением, социальным педагогом для устранения или снижения риска возникновения девиантного поведения.
Медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.
Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или исправлении качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», – гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же – выявление и устранение причин социальных отклонений.
Но конечно в первую очередь вопросами профилактики девиантного поведения должна заниматься семья. Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком.[2]
Глава 2. Практическая часть.
Анкетирование проводилось с учениками девятого класса МБОУ «СШ № 24» г. Хабаровска . Количество учеников составляло 26 человек. Возраст учеников составляло от 15 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, дети приступали к выполнению задания.
В эксперименте использовался анонимный тест, с помощью которого я определила: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоит из трех вопросов, на которые подростки должны выбрать ответ из выдвинутых вариантов.
1.1Анализ и интерпретация полученных результатов
Знают ли люди, что такое девиантное поведение? | Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (выберите 3 варианта ответа) | Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте? | ||||||||
Да. | Нет. | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | ||
1. | + | + | + | + | Общество, интернет | |||||
2. | + | + | + | + | Семейные | |||||
3. | + | + | + | Семейные | ||||||
4. | + | + | + | + | Психологические | |||||
5. | + | + | + | Психологические | ||||||
6. | + | + | + | + | Семейные | |||||
7. | + | + | + | + | Социальные | |||||
8. | _ | + | Психологические | |||||||
9. | + | + | + | + | Психологические | |||||
10. | + | + | + | + | Социальные | |||||
11. | + | + | + | + | Социальные | |||||
12. | + | + | + | + | Семейные | |||||
13. | + | + | + | + | Психологические | |||||
14. | + | + | + | Семейные | ||||||
15. | - | _ | + | + | + | Семейные | ||||
16. | + | + | + | + | Социальные | |||||
17. | + | + | Общество, интернет | |||||||
18. | + | + | + | + | Психологические | |||||
19. | + | + | Психологические | |||||||
20. | _ | _ | + | + | + | Семейные | ||||
21. | + | + | + | + | Социальные | |||||
22. | + | + | + | + | Психологические | |||||
23. | + | + | + | + | Социальные | |||||
24. | _ | _ | + | + | + | Психологические | ||||
25. | + | + | + | + | Семейные | |||||
26 | + | + | + | + | Семейные |
Причины девиантного (отклоняющегося) поведения
А) Биологические, Б) психологические, В) социальные, Г) семейные,
Д) социально-экономические, Е) морально-этические факторы. Ё) инфантилизм
Анализ полученных результатов показывает, что:
Заключение
Все выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что в настоящее время особенно актуальной проблемой становится девиантное поведение подростков. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Существует 4 формы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания и самоубийство. Причинами возникновения отклоняющегося поведения являются: биологические, психологические, социальные, семейные, социально-экономические, морально-этические факторы, инфантилизм. С помощью теста мы смогли выделить три основные причины девиантного поведения в подростковом возрасте: социальные, психологические и семейные. Чтобы предотвратить появление девиантного поведения у подростка нужно: Заботиться о сохранении и эмоционально положительных взаимоотношений в семье, со сверстниками и учителями, привлечь ребенка к здоровому образу жизни, в трудных жизненных ситуаций, ребенок должен звонить в экстренную службу психологической помощи. Профилактика девиантного поведения представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению. [1]
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних.[5]
Список использованной литературы
1.Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов. 2002г 19.
Интернет – ресурсы
5.https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (Сущностные характеристики девиантного поведения)
6.https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie-neblagopoluchnogo-vzrosleniya (девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления)
Приложение
Памятка для родителей по профилактике девиантного поведения подростков
В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и понимание между родителями и их детьми:
1. Чаще разговаривайте с сыном или дочкой. Старайтесь быть в курсе дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля. Говорите открыто и откровенно на самые деликатные темы. Старайтесь сохранить контакт и доверительные отношения.
2. Не разговаривайте с сыном (дочерью) между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже. Если есть возможность отвлечься, хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть сын (дочь) почувствует ваше внимание, и заинтересованность. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
3. При общении с ребенком недопустима агрессия во всех ее проявлениях: грубость, унижение, злость, ненависть. Выражения типа: «глаза бы мои тебя не видели», «терпеть не могу", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых). От опыта общения ребенка в семье зависит его будущее. Как общались с ним в семье, так став студентом, ребенок будет общаться с преподавателями, сокурсниками, а позже с будущим работодателем и клиентами.
4. Время от времени в доброжелательной форме и спокойном тоне обсуждайте и анализируйте все обоюдные претензии, объясняя, чем они обидны и почему незаслуженны.
5. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, и они должны быть согласованы родителями между собой. Правил, запретов не должно быть слишком много. Родителям необходимо растолковать, по какой причине введен тот или иной запрет. Требования лучше предъявлять в виде совета, просьбы, рекомендации, реже – приказа, распоряжения.
6. Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка (утрата интереса к любимым занятиям, внезапное снижение успеваемости, неряшливость, отдаление от близких, уход в себя, склонность к риску и т. д.). Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов.[1]
Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только попытаться его найти.
"Портрет". Н.В. Гоголь
Развешиваем детские рисунки дома
Две лягушки
Кто грамотней?
Рисуем "Осенний дождь"