До появления научных знаний все народы, в том числе мордва, объясняли устройство мира, его развитие и место человека в нём через свои религиозные представления . Эти представления дошли до нас в произведениях устно-поэтического творчества – мифах, сказаниях, песнях.
Вложение | Размер |
---|---|
verovaniya_i_obryady_mordvy_2.pptx | 2.38 МБ |
Слайд 1
Культура Мордвы I – начала II тыс. н. э. Верования и обряды Выполнила: Рудакова Мария Ученица 6Б классаСлайд 2
До появления научных знаний все народы, в том числе мордва, объясняли устройство мира, его развитие и место человека в нём через свои религиозные представления . Эти представления дошли до нас в произведениях устно-поэтического творчества – мифах, сказаниях, песнях .
Слайд 3
Древнейшие мифы мордвы повествуют о том, что мир возник из яйца Великой птицы – Иненармунь . Из скорлупы этого яйца получилось небо и подземный мир Из самого яйца – Земля , окруженная водами Мирового океана (Ине ведь, Покш ведь).
Слайд 4
Земная твердь , согласно мордовским легендам, держится на трёх р ыбах «На чём держится земля? Кто несет на себе её? Землю несут три рыбы, на трёх рыбах земля держится… Первой рыбе имя северюга , а второй-то имя белуга , имя третьей-то рыбы осётр »
Слайд 5
Небо древняя мордва считала сводом над Землёй, который состоит из нескольких ярусов , одни из них – железные, другие – каменные. На небесном своде располагаются дневное и ночное светила: Солнце (Ши, Чи ) Луна (Ков )
Слайд 6
Подземный мир , в представлениях мордвы, был местом обитания покойных предков. Правили им Мастор-ава и Мастор -паз – покровители земли, а также умерших душ.
Слайд 7
Древняя мордва считала солнце и огонь неразрывно связанными друг с другом. Она считала солнце и солнечного бога ( Шкая , Чи -паза ) всевидящим оком , которое строго присматривает за поведением людей. Если какой-то человек поступал плохо, то бог наказывал его посредством злых духов. Все молитвы мокша и эрзя произносили, повернувшись лицом на восток , к восходу солнца.
Слайд 8
Священным знаком солнца был крест . Иногда солнечный крест обводили кружочком. Эти знаки считались оберегами от всяких несчастий. Недаром солнечные, или солярные, кресты и розетки встречаются на наличниках окон, донцах прялок, домашней утвари, в узорах вышивки.
Слайд 9
В виде креста с загнутыми концами мордва делала специальное приспособление из дерева, с помощью которого добывался «новый» или «живой», огонь . Такой огонь считался «чистым», не соприкоснувшимся ни с чем плохим. «Живой» огонь считался чище любого другого, обладающим большой магической силой . Возжигание его символизировало начало нового года . В это время проводили моление солнечному богу Чи -пазу .
Слайд 10
Символами связи между небесным и земным пламенем были священные свечи – штатолы . В мифологических произведениях мордвы говорится, что первая «большая» свеча ( оцю штатол , покш штатол ) упала с неба, где горела когда-то перед самим верховным богом. И «живой» огонь, и штатолы наши предки использовали как обереги от болезней и злых сил.
Слайд 11
Использовали огонь и во время свадьбы, чтобы защитить молодых от колдунов: зажженной свечой «окружали» свадебные пироги , таким же образом «очищали» и сундук невесты . В качестве оберега применяли огонь и в родильной обрядности: перед укладыванием ребёнка в люльку ее окуривали дымом от мусора, оставшегося на берегу после половодья.
Слайд 12
Проживая в краю, изобилующем реками, ручьями, родниками, древняя мордва стала обожествлять воду . В мордовских мифах вода также выступает первичным элементом мира. По представлениям мордвы, Ине ведь является своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
Слайд 13
В прошлом люди верили, что именно по велению Ведь- авы идут дожди . Поэтому к ней обращались с просьбами вовремя послать дождь. Чтобы эта молитва скорее дошла до богини, люди обливались водой , а также одаривали ее различными приношениями , которые опускали в воду. Божеством воды была Ведь- ава . Её представляли в виде красивой молодой женщины с длинными шелковистыми волосами.
Слайд 14
Мордва верила и в целебную силу воды . Особенно чудодейственной силой считалась ведь-пря (ведь-вода, пря-голова, поверхность). Её брали из родника в полночь или рано утром, чтобы никто до этого не мог её коснуться. Такой водой омывали больного или дома, или прямо у водоёма.
Слайд 15
В целебных и косметических целях использовали также дождевую воду и росу . Полагали, что капли первого весеннего дождя обладают животворящей силой , приносят здоровье людям и скоту, способствуют быстрому росту детей.
Слайд 16
Традиционным местом обитания мордвы служил лес , который имел в её жизни большое значение. Лес давал людям здоровье и помогал развиваться физически, а также доставлял эстетическое наслаждение.
Слайд 17
Кроме благ, даруемых человеку, лес всегда таил в себе и немало опасностей. Такое отношение к лесу повлияло на образ его покровительницы Вирь-авы , которая могла помочь, но могла и погубить человека. Поэтому, чтобы задобрить лесное божество, охотники клали для неё в дупло дерева деньги , чтобы была удача на охоте.
Слайд 18
ломать или срубать. Под такими деревьями устраивали общественные праздники, совершали моления силам земли и неба. Около них проходили народные собрания, жрецы судили людей. В лесу выделялись особые «почитаемые» деревья , обычно непомерной вышины и толщины. Считалось, что в священном дереве обитал «хозяин» рода и данной местности, а потому его нельзя было
Слайд 19
В качестве чтимых деревьев выбирались дуб, сосна или береза, но чаще всего – яблоня . Её нельзя было рубить, использовать для отопления жилища. Вся ритуальная утварь (ковши, чашки, ложки), как правило, изготавливалась из яблони.
Слайд 20
Таким образом, в мифологических произведениях нашли отражение представления о нравственном идеале, добром и разумном отношении человека к окружающему миру, к его природным богатствам. https://www.youtube.com/watch?v=eP2YWHaeQ7Y https://www.youtube.com/watch?v=eP2YWHaeQ7Y
Пейзаж
Ребята и утята
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Хитрый коврик