Аквапоника – это высокотехнологичный способ ведения сельского хозяйства, при котором рыбы обеспечивают питание растений, а растения очищают воду. Главным преимуществом аквапоники является максимальная рециркуляция воды, которая позволяет экономить на водном ресурсе, сокращает или нейтрализует сбросы сточных вод. Так как аквапоническая установка – это замкнутая система, необходимо осуществлять постоянный контроль химических показателей воды.
Цель работы: определить качество воды в аквапонической установке.
Основные задачи:
1. Провести полный качественный анализ воды.
2. Проанализировать полученные данные.
Гипотеза: Мы предполагаем, что аквапоника – наиболее экологичный способ ведения сельского хозяйства.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что использование качественной воды является залогом успешного беспочвенного выращивания растений, что в свою очередь существенно сокращает расход водных ресурсов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_akvaponika_kak_metod_ratsionalnogo_ispolzovaniya_vodnyh_resursov.docx | 904.99 КБ |
Автор работы:
Грачева Татьяна, 10 класс
Руководители:
Медведева Ольга Валериевна,
Ельчанинова Инна Ивановна,
учителя химии МБОУ «Икрянинская СОШ»
2018-2019 г.
Содержание
3.1. Водородный показатель (pH)…………………………………...4-5
3.2. Качественные реакции на катионы свинца……………………….6
3.3.Качественные реакции на катионы железа (Fe+3)……………...6-7
3.4 Качественные реакции на катионы Cu…………………………….7
3.5. Качественные реакции на сульфат-ионы…………………………8
3.6.Определение соединений антропогенного происхождения …….9
4. Рекомендации по очистке воды для аквапоники ………………….10
5. Результаты анализа воды в аквариуме с рыбами ……………….11
6. Выводы……………………………………………………………….11
7. Список литературы………………………………………………….12
В настоящее время народонаселением мира используется примерно 54% стока поверхностных вод. С учетом темпов роста глобальной экономики, показателя роста населения планеты ожидается, что к 2025 году этот показатель увеличится до 70%. По данным ООН, в более чем 18 странах наблюдается дефицит воды. По прогнозам число таких государств к 2025 году вырастет до 33. Главный недостаток российских водных ресурсов – их крайне неравномерное распределение по территории страны. К тому же, практически все реки подвержены антропогенному воздействию. Серьезной проблемой является ухудшение качества воды, что делает ее непригодной практически для всех видов водопользования. Основную нагрузку на водоемы создают не только промышленные предприятия, но и предприятия агропромышленного сектора. На уровне государства и муниципалитетов осуществляется поиск путей решения этих проблем, одним из которых является на наш взгляд аквапоника.
Аквапоника – это высокотехнологичный способ ведения сельского хозяйства, при котором рыбы обеспечивают питание растений, а растения очищают воду. Главным преимуществом аквапоники является максимальная рециркуляция воды, которая позволяет экономить на водном ресурсе, сокращает или нейтрализует сбросы сточных вод. Так как аквапоническая установка – это замкнутая система, необходимо осуществлять постоянный контроль химических показателей воды.
Цель работы: определить качество воды в аквапонической установке.
Основные задачи:
1. Провести полный качественный анализ воды.
2. Проанализировать полученные данные.
Гипотеза: Мы предполагаем, что аквапоника – наиболее экологичный способ ведения сельского хозяйства.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что использование качественной воды является залогом успешного беспочвенного выращивания растений, что в свою очередь существенно сокращает расход водных ресурсов.
Для начала рассмотрим требования, которым должна отвечать вода, используемая при культивации растений:
Для анализа воды отобрана проба аквариумной воды, проведён химический анализ ее свойств.
Метод химического анализа включает определение ионов в воде с помощью качественных реакций. Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа.
Качественный анализ пробы воды проводился по следующим показателям:
Вода | |
Уровень pH (среднее значение) | 7,0 – 8,0 |
Реагент: хромат калия (10г К2СrO4 растворить в 90мл H2O)
В пробирку помещают 5мл пробы воды, прибавляют 1мл раствора реагента. Если выпадает желтый осадок, содержание катионов свинца более 100мг/л; если наблюдается помутнение раствора, концентрация катионов свинца более 20 мл/л, а при опалесценции – 0,1 мг/л.
ПДК железа в питьевой воде составляет 0,3 мг/л по органолептическому показателю. В листьях растений содержится много железа, и оно задействуется во многих процессах. Железо выпадает в осадок при высоком pH и не усваивается растениями.
В пробирку помещают 10 мл воды, прибавляют 2 мл HCI или HNO3,1-2 капли 3% H2O2. Добавляют 4 капли KCNS.
Результаты эксперимента: наблюдается слабое окрашивание
Вода |
Желто-розовое окрашивание (от 0,1до 0,5 мг/л) |
Вывод: в водопроводной воде были обнаружены следы ионов железа (III), соответствующие норме.
Вывод: ионы тяжелых металлов в пробах воды не обнаружены.
Содержание сульфат-иона в питьевых водах ограничено значением 500 мг/л. Для сельскохозяйственных культур вода с содержанием сульфатов более 1 г/л непригодна.
В пробирку вносят 10мл исследуемой воды, 0.5 мл соляной кислоты (1:5) и 2мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешивают. По характеру выпавшего осадка определяют ориентировочное содержание сульфатов:
при отсутствии мути концентрация сульфат ионов менее 5мг/л;
при слабой мути, появляющейся не сразу – 5-10мг/л;
при слабой мути, появляющейся после добавления хлорида бария, -10-100мг/л;
сильная, быстро оседающая муть – высокое содержание сульфат –ионов (более 100мг/л).
Таким образом, проведя качественный анализ, мы пришли к выводу:
в исследуемой воде были обнаружены ионы железа (Fe3+), сульфат ионы, соединения антропогенного происхождения, а так же было установлено, что уровень pH не соответствует средним показателям.
Поэтому:
Мы предлагаем несколько способов очистки воды.
Результаты после предварительной обработки воды:
Химический анализ воды после сорбции углем показал снижение уровня содержания соединений антропогенного происхождения, которые задерживают усвоение азота растениями. Уровень pH был доведен до средних показателей 5,5-6,5. Теперь водопроводная вода пригодна для использования в аквапонике.
Взяв пробы воды из аквариума, мы установили избыточное содержание нитритов. Повышенное содержание нитритов при несоответствующем значении рН губительно для рыб. Задача биологов – вносить очищающие бактерии.
Так же было выявлено повышенное содержание фосфатов. Задача биологов – замена воды на 20-30% каждые 2 недели, не слишком обильное кормление рыб.
Установлено повышенное содержание силикатов. Задача биологов – фильтровать воду через фирменный поглотитель силикатов.
Содержание кислорода в воде соответствует норме.
Ионы тяжелых металлов не обнаружены.
Общая и карбонатная жесткость воды в норме.
Вывод
Таким образом, проведя качественный анализ, мы пришли к выводу:
В условиях аквапонной установки имеет место дополнительная очистка воды за счет прямого поглощения и усвоения ионов азота корнями растений. Эти установки являются экологически целесообразными. Они особенно выгодны при дефиците воды и почвы, необходимых для ведения традиционного сельского хозяйства. Вода является ценным товаром в развивающихся странах; а в аквапонике большая часть используемой воды возвращается в систему, и в итоге потребляется значительно меньше воды, чем в традиционном сельском хозяйстве.
Аквапоника дает возможность «сводить на нет» отходы обеих из систем, образуя закрытую экосистему, в которой выбросы рыб поглощаются растениями, питая их, а вода, где проживают рыбы, очищается растениями.
В аквапонике не используются гербициды и пестициды, так как они губительны для бактерий и животных. Естественным образом в аквапонике экономятся средства на покупку азотных и фосфоросодержащих удобрений.
Подводя итог, можно сказать, что с появлением системы аквапоники в нашей школе, школьники получили возможность расширить свои исследования. Получение хорошего урожая при выращивании растений без почвы – цель нашей дальнейшей работы. Для этого необходим систематический мониторинг важнейших показателей качества воды и своевременное выявление отклонений от норм. Наши данные используются группой биологов для поддержания показателей в норме, что позволит вырастить растения, не содержащие антропогенных соединений и сохранить биологические виды рыб в аквариуме.
Список литературы
Любили тебя без особых причин...
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Привередница
Как я избавился от обидчивости
Шелковая горка