В работе исследуется проблема- как революционные события начала XX века в России отразились в истории нашего села Верхняя Маза.
Основным источником информации для нас стали воспоминаниями С.Н.Бутуровой, переданные французскими потомками Дениса Давыдова и хранящиеся в Сызранском государственном архиве.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхнемазинская средняя общеобразовательная школа имени Д.В.Давыдова»
Радищевский район
Ульяновской области
Поисково-исследовательская работа
К 100-летию Великой российской революции.
Тема
«Село Верхняя Маза в революционном процессе начала XX века».
Выполнили
Птицына Юлия Алексеевна
ученица 10 класса
Буйлина Марина Александровна
Ученица 9 класса
433921 Ульяновская область
Радищевский район с. Верхняя Маза
Ул.Школьная,2.
Тел/факс:884(239)42-460
e-mail: davidow1784@mail.ru
Руководители –
Волкова Галина Николаевна-
учитель истории
Маклакова Наталья Викторовна
Учитель, руководитель музея Д.Давыдова
с. Верхняя Маза
2017г.
Оглавление
1.Введение
Актуальность исследования…………………………………………………...3
Цель и задачи исследования…………………………………………………..4
2.Основная часть
Село Верхняя Маза в начале XX века..……………….................................5
Верхняя Маза в период революционных событий 1917 года……………11
3.Заключение……………………………………………………………….. 16
4.Список использованной литературы и других источников …………17
Приложение 1. Интервью с художником А.Е.Андреевым
Приложение 2.Схема-чертеж расположение усадьбы Д.Давыдова в Верхней Мазе
Приложение 3.Копия фотографии дома Д.Давыдова с садом в Верхней Мазе
Приложение 4.Копия фотографии дома Д.Давыдова в Верхней Мазе
Приложение 5.Копии писем правнучки Д.Давыдова Верхнемазинским краеведам
Приложение 6.копии картины худ. А.Е.Андреева «Давыдов в Верхней Мазе»
Приложение 7.Копия картины художника А.Е.Андреева «имение Давыдова» 1983г.
Приложение 8.Копия фото. Церкви в Верхней Мазе
ВВЕДЕНИЕ
В 2017 году в России будет отмечаться 100-летний юбилей Октябрьской революции. События 1917 года во многом определили развитие мира в XX веке и продолжают привлекать внимание как широкой общественности, так и профессиональных историков. Начало XX века -это один из самых сложных периодов в истории нашей страны. Чем дальше мы уходим от этого времени, тем больше вскрывается новых фактов, подробностей, что дает возможность для переосмысления, переоценки этих событий. Это актуальная тема, так как и в наше время напряженность в стране возникает из-за недостаточной продуманности политиками нашей страны законов, программ, решений, а начало XX века служит хорошим историческим уроком. Из истории нам известно, что прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции.
Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социально-политического строя, приводящее, в конечном счете, к их качественному преобразованию. Эволюционное развитие общества осуществляется с помощью реформ.
Однако социальная эволюция как форма общественного прогресса при определенных обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помощью реформ оказывается невозможно и тогда наступает эпоха социальной революции.
Революция — это коренной качественный переход от одной ступени общества к другой, выражающий качественный переворот в социально-экономической и политической структуре общества.
Природу революций изучали многие философы. Гегель, например, утверждал, что революция не является нарушением нормального развития истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в непрерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию.
В нашем исследовании мы попытаемся доказать вытекающую отсюда гипотезу: революция есть всегда чистое разрушение, а не творчество. Правда, на развалинах разрушенного, по окончании разрушения или даже одновременно с ним, начинают действовать и восстановляющие творческие силы .
Особенностью освещения этой темы в источниках является то, что много информации можно найти о событиях 1917 года в столице, губернских центрах, а вот что происходило в это время в маленьких населенных пунктах остается за рамками исторических источников или информация очень скудная. На это есть свои причины: писать историю было некому, к власти пришли неграмотные, или малограмотные сельские жители, храмы как хранители хроник и летописей так же подверглись забвению и разрушению, поэтому восстановить события начала XX века в Верхней Мазе, дать им оценку - теперь это задача современного поколения. Данная тема нам интересна и тем, что в начале XX века на территории нашего села и соседнего хутора Вязовый жили потомки нашего великого земляка Дениса Давыдова – это его внуки Николай Николаевич Давыдов и Софья Николаевна Буторова. Они стали наследниками усадьбы Дениса Давыдова и самыми крупными землевладельцами в округе. В нашем селе в те времена была огромная усадьба, с садом, оранжереей экзотических растений, купальней, псарней. В окрестностях села действовала целая сеть рыбоводческих прудов, было много родников с целебной водой, река Мазка была очень полноводной и чистой. В селе была Покровская церковь, красота и величие которой поражали жителей Верхней Мазы и всей округи.
Что же стало с ними, с усадьбой Давыдовых и имением Буторовых в ходе революционного процесса? Что стало с верхнемазинцами в ходе революционных событий?
Цель исследования – выяснить как революционные события начала XX века в России отразились в истории нашего села Верхняя Маза.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
- это тщательное изучение всех имеющихся источников о революционных событиях начала XX века в селе Верхняя Маза;
- сопоставление и анализ имеющихся источников;
- поиск информации о судьбе потомков Дениса Давыдова;
- выяснить как революционные события повлияли на изменение самосознания верхнемазинцев, их отношения к дворянам из потомков Дениса Давыдова – землевладельцев того времени;
- выяснить какие изменения произошли в селе Верхняя Маза в период революционного процесса.
В процессе исследования использовались следующие методы: беседы с жителями села, добывание информации из архивных документов, работа с историческими источниками. Основным источником информации для нас стали воспоминаниями С.Н.Бутуровой, переданные французскими потомками Дениса Давыдова и хранящиеся в Сызранском государственном архиве.
Село Верхняя Маза в начале XX века
Начало XX века – это целый процесс революций и войн взбудораживший всю Россию. Казалось, что не было в России человека не интересующегося политикой в это время. Но по отношению к политике в Верхней Мазе «крестьяне как будто застыли», относились ко всему безучастно, поникли, что «в глубине души многие крестьяне затаили злобу против правительства». Такое душевное состояние крестьян в 1908 году мазинский священник.
В 1909 году он снова с недоумением продолжал отмечать «… Что-то все замолкло, даже Государственной Думой не интересуются, должно быть, потеряв надежду. Что Дума не решит их больного вопроса о земле и благоприятном для сельчан».
Положение крестьян в Верхней Мазе было далеко не лучшим и с каждом годом все острее чувствовался земельный голод. К тому же неоднократные, повторяющие из года в год неурожаи, порой приводили крестьян в отчаяние. Если в 1907 году еще были корма. То в 1908 году заготовить сено и солому удалось значительно менее 1907 года. С половины мая, а также лето и осень не было ни одного дождя. Нельзя сказать, что их не было совсем. Они были такие , что смачивали землю на одну четверть вершка. Озимые хлеба были плохие и слабые. Вначале осени хлеб сильно подорожал только со второй половины ноября стал дешевле.
В 1909 году напротив, для Верхней Мазы и других селений, выдался небывалый урожай пшеницы и овса. Рожь дала урожай выше среднего. Лишь просо было плохим, но его в Верхней Мазе сеяли крайне мало. Старики, современники того времени, прожившие по 80 лет, не могли вспомнить, чтобы пшеница и овес давали такой урожай, сороковая десятина пшеницы дала в среднем 160 пудов, овес – 130 пудов. Они говорили: «были некоторые года, что хлеба нивой были лучше, чем в 1909 году, но зерна было намного меньше.
Этот и следующий 1910 год внес в экономическое состояние крестьян небольшую передышку. Из-за хороших урожаев с наступлением рабочей поры крестьяне почти перестали в воскресенье и праздничные дни посещать Покровский храм. Все стремились поскорее закончить уборку.
В 1911 году снова все изменилось. Первая треть года была благоприятна и радовала не только обывателей Верхней Мазы, но и жителей соседних селений. Однако, надежды не оправдались. Этот год постиг полный недород и к августу уже не было ни кормов для скота, ни урожая хлебов. Большинство верхнемазинцы упали духом, за исключением только тех, у кого остались еще маленькие сбережения от прошлого 1910 года. Но и их хватило ненадолго. Во время уборки хлебов большинство крестьян не смогли собрать зерна и на семена. У некоторых крестьян сбор зерна был меньше одного пуда с десятины. Для домашнего скота также корма не удалось запасти. Большинство крестьян стало распродавать скот, вещи. На вырученные деньги покупали хлеб и другие продукты. Многие стали обращаться к Земству с просьбой о помощи. Уже прошел ноябрь и вместо ожидаемого продовольствия от Правительства и от Земства, крестьянам предложили вместо хлеба работу. На это предложение крестьяне согласились с великой радостью и надеждой, что хотя бы на несколько дней этим они обеспечат хлебом свою семью. На такие работы особенно шли бедняки. Однако, проработать успели лишь месяц с лишним, и то небольшая, всего где-то1/10 часть населения Мазы. За неимением впоследствии денег, Земство было вынуждено прекратить эти работы, оставив массу голодного люда на попечение самих себя. Весна 1912 года выдалась не особенно теплой. Изредка дул северный ветерок и часто по утрам было холодно как осенью. Весна вообще в начале была не очень благоприятной, не смотря на то, что очень часто выпадали обильные дожди. А осенний холод не давал всходам хорошо расти. Но к концу мая погода переменилась и, наконец, наступили теплые дни и ночи. В конце июня начался сенокос. Травы выросли хорошие. Так что мазинские крестьяне заготовили сено впрок. Урожай хлебов в этом году был средний, в некоторых хозяйствах чуть ниже среднего. Были в Верхней мазе и такие жители, которые покупали хлеб и все требуемые продукты круглый год.
Следующий 1913 год был чуть лучше прошлого. В некоторых местностях урожайность хлебов наблюдалась выше среднего, благодаря чему крестьяне могли улучшить свое материальное благосостояние.
Размеренная спокойная и предсказуемая жизнь верхнемазинцев продолжалась до июля 1914 года. Особых событий до середины года не наблюдалось. Разве что в соседнем хуторе Вязовом пытались убить и ограбить местную землевладелицу Софью Николаевну Буторову. Это случилось ночью 5 мая. Воры пытались проникнуть в ее спальню, где у хозяйки лежали деньги. Но во время разбуженная от шума шагов по железной крыше, Софья Николаевна воспрепятствовала им своим неожиданным появлением перед окном своей спальни. В нее выстрелили из револьвера через форточку, но промахнулись. Вызванная на следующий день полиция произвела следствие, но к какому-либо правильному решению она не пришла. Воров не нашли, хотя Софья Николаевна была уверена, что это были ее печники, которые , увидев ее бумажник в спальне, хотели ее обокрасть.
В конце июля 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну. Известие о мобилизации Верхнемазинской волости люди получили 20 июля. Все мужчины, подлежащие мобилизации, должны были явиться на следующий день в 12 часов в Волостное Правление для отправки в Сызрань на сборный пункт. В эти дни, обыкновенно, тихая станция Новоспасское изображала Вавилонское столпотворение. Кого только тут не было. Люди озабоченно бегали взад и вперед. Всюду кипела нервная деятельность. То и дело проходили воинские поезда. Как и все остальные в ночь на 20 июля Николай Николаевич Давыдов также получил приказ о мобилизации. Перед отъездом в Сызрань, где он должен председательствовать на Воинском Присутствии, Николай заехал к своей сестре на хутор Вязовой. Все были очень взволнованы. При первых известиях о боевых стычках с врагом родственники воевавших солдат обратились к церковному причту Верхней Мазы о молениях за здравие и с подобными просьбами не прекращали обращаться и дальше. При общих церковных молениях о победах над врагом прихожане стали чаще посещать храм. Жители всячески оказывали помощь деньгами и вещами военным и их семьям.
Лишь хороший урожай хлебов был единственным утешением этого года. 26 июля 1914 года во избежание народных волнений Симбирская губерния была объявлена на положении чрезвычайной охраны. Этим тут же поспешили воспользоваться землевладельцы. Время наступало неспокойное и многих волновала сохранность своей собственности. Владелица имения в Верхней Мазе Вера Александровна Феденко давно уже проживала в городе Симбирске, но в Верхней Мазе ей принадлежал лес, за сохранность которого она сильно беспокоилась. Еще были памятны революционные годы. 17 ноября 1914 года она подает прошение на имя Симбирского губернатора следующего содержания: «Желая иметь при имении моем в с. Верхняя Маза, Сызранского уезда на собственные средства полицейскую охрану, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство учредить в упомянутом имении две должности конных стражников сроком на три месяца с окладом содержания по 25 рублей в месяц каждому, квартира натурою, обмундирование за счет стражников. Если же не представиться возможность почему-либо учредить конную стражу, то прошу пешую стражу с окладом по 15 рублей в месяц каждому».
Просьбу Феденко удовлетворили, Для охраны ее леса командировали конным стражником Михаила Волкова, ранее охранявшего фабрику Акчурина при селе Самайкино. Срок охраны по договоренности составил три месяца – с 1 января по 1 апреля. На его содержание полагалось жалованье 25 рублей в месяц из личных средств Феденко и и фуража по 8 рублей 16 копеек в месяц. Для проживания стражнику Волкову отвели дом Феденко в Верхней Мазе. Единственным недостатком было отсутствие конюшни для лошади. Поэтому лошадь пришлость пристроить в клевушке., где ранее находились куры. Однако ее дверь была очень плохая. К тому же надворные постройки открыты, а ворота вовсе отсутствовали. Это вызвало справедливое опасение у стражников за сохранность своей лошади.
Беспокойность Феденко за сохранность своего леса были ненапрасными. Волкову не раз приходилось преследовать лиц, производивших самовольную порубку леса, производить обыски у подозрительных лиц. Он даже подвергался опасности со строны задержанных. 6 февраля во время производства обыска у проживающего на Буторовском поселке эстонца Штамберга, последний набросился на стражника Волкова и находившегося рядом с ним на стражника Манькова с топором в руках. За этот поступок Штамберга привлекли к аресту на три месяца. В начале марта, за самовольную порубку леса Феденко, были наказаны крестьяне деревни Юрьевка, Михаил Тарасов, Петр и Михаил Хлопковы и Иван Любавин. Все они также подверглись аресту на три месяца.
Но воровство леса продолжалось. Волков физически не справлялся в виду того, что в зимнее время в этот лес была одна дорога, по которой проезжали все жители села и других селений. После таяния снегов около этого леса и через сам лес уже имелось несколько дорог, а потому и порубку леса производили на всех дорогах. Феденко таким положением была крайне недовольна. Она несколько раз жаловалась на стражника вышестоящему начальству, пыталась уличить его в халатности, писала ходатайства. Однако, сам уездный исправник признавал за Волковым его качественную работу, тем самым пытаясь защитить его от осуждения.
Шел второй год войны, и уже ощущалась дороговизна цен на товары первого потребления. Но среди населения Верхней Мазы материальной нужды еще не замечалось. Причин было несколько: средний урожай хлебов; прекращение продажи спиртных напитков, которые приводили к экономии тех денег, что пропивались и плюс увеличивало трудоспособность крестьян качественно т количественно, выдача пособия всем семьям, чьи сыновья и мужья были призваны на войну. По-прежнему крестьяне чаще обыкновенного посещали Покровский храм, и с большим усердием совершали богослужение, молебны, панихиды. Война не повлияла на демографическое положение села. Рождаемость все также превышала смертность: 189 родившихся против 123 умерших. К концу года у некоторых крестьян стало наблюдаться некоторая подавленность духа, которая к 1916 году охватила большую часть жителей села. Большое негативное влияние на такое душевное состояние скорее оказывал не усиленный рост цен на товары первой необходимости, а все большее увеличение убитых и раненых на этой войне.
В мае 1916 года предстояла очередная мобилизация. Под нее попадал Владимир, сын Софьи Николаевны Буторовой. Перед Пасхой он приехал к своей матери на хутор Вязовой. А в церковный праздник они вместе отправились в Мазинскую церковь, где после богослужения, они побывали у Давыдовых.
В конце 1916 года, ввиду нехватки рабочих рук, власти разрешили использовать на работах военнопленных австрийцев. В частности у Софьи Николаевны Буторовой , часть из Галиции, несколько мадьяр и один немец-австриец, который выучился настолько хорошо русскому языку, что был у Буторовой конторщиком. По воскресеньям , австрийцы Буторовой устраивали в застольной танцы. Играли на скрипке, цымбалах и гитаре, а местных крестьянских девушек выучили европейским танцам: вальсу, польке, кадрили. Крестьяне Верхней Мазы также брали к себе рабочими военнопленных, и очень хорошо уживались с ними. Один из них известен под именем Абрам Романович, который женился на местной крестьянке (Катышевой) и остался жить в Верхней Мазе. Всего на селе находилось трое австрийцев..
Тем не менее, среди населения все более росло какое-то напряжение. Священник верхнемазинской церкви, наблюдая за нравственным состоянием своих прихожан, замечал за ними большое желание посещать церковь, но все же чувствовалось «что-то не так».
Верхняя Маза в период революционных событий 1917 года
Около 1 марта 1917 года и в Верхней Мазе и других селах начали появляться слухи о забастовках в Петрограде, а пятого марта в Сызранский уезд пришла телеграмма об отречении Николая II. Известие об отречении многих ошеломило. Николай Давыдов тут же приехал к сестре на Вязовой, где и сообщил новость. Никто не знал, что будет дальше.
Вскоре в стране провозгласили о даровании гражданских свобод. Некоторые из мазинских прихожан тут же использовали их в своих интересах. От несения своих обязанностей в церкви был отстранен неугодный некоторым крестьянам о. дьякон Гавриил Овидиев. В конце марта в Волостное Правление призвали двух стражников, живущих в Верхней Мазе, и управляющего Н. Н. Давыдова., латыша Карла Карловича Лаубе, велели сдать имение Давыдова и первого апреля выехать из пределов Верхней Мазы. Все это было сделано без всяких эксцессов, без грубостей и нахальных выходок, Николая Давыдова в это время не было в Мазе. Еще в начале марта он уехал за женой в Петербург.
Апрель и май в округе прошли сравнительно спокойно. Но свой скот крестьяне начали уже пасти везде, в лесу Давыдовых и Буторовых, на их лугах и даже в саду С. Н. Буторовой. К началу паровой пашни в округе пошли разговоры о том, что крестьяне не дадут пахать землю землевладельцам.
Через несколько дней к землевладелице Буторовой на хутор Вязовой приехали четверо крестьян из Верхней мазы, выборные комитетом «.. и не грубо, скорее стыдясь, а иногда и улыбаясь, сообщили ей о постановлении земельного комитета самому пахать и разделить ее землю.»Ей же они дают шесть десятин земли. «Будет с тебя и этого», сказали они Софье Николаевне, уходя. Один ей знакомый крестьянин добавил: «Ты не обижайся, Софья Николаевна, верно уж такое время пришло, еще старики толковали, что будет передел земли».
Во время пашни к Софье Николаевне Буторовой вновь приехали крестьяне со старостой, зашли к ней в контору и позвали ее с идти с ними делить землю. Софья Николаевна отказалась, заявив, что они не имеют право делить чужую землю. Крестьяне ушли, самовольно разделили землю на участки. Буторовой выделили шесть десятин.
К середине 1917 года напряжение между крестьянами и местными землевладельцами усилились. Давыдовым и Буторовым уже перестали кланяться. Когда С. Н. Буторова ездила в Верхнюю Мазу, ей вслед кричали грубости. В основном, такие выходки отмечались среди местных хулиганов или крестьян, сидевших в тюрьмах за кражи. Зажиточные же мазинские крестьяне сами боялись за свое личное имущество и, озираясь, чтобы их никто не услышал, при встрече с С. Н. Буторовой, говорили: «Что поделаешь, навоз всплыл наверх»
В конце июля верхнемазинские крестьяне снова приехали на хутор Вязовой и описали весь инвентарь, запретив Буторовой что-либо продавать.
В августе 1917 года мазинские крестьяне заявили ей, что лес, некогда принадлежащий Буторовой, теперь их, Софья Николаевна поехала в Волостное Правление, но там ей ответили, что теперь крестьяне хозяева ее леса. Осенью крестьяне вообще помешали пахать Буторовой, отрезав у нее еще три десятины земли.
Через некоторое время, около 12 часов дня Буторову позвали в ее контору. Там сидели трое крестьян из Верхней Мазы: Григорий Кузьминов, Александр Королев и Сергей Синев Синев писал какой-то список, а Королев и Кузьминов начали говорить с ней в грубом тоне. Затем Кузьминов встал и подошел к Софье Николаевне вплотную и сказал: «Теперь мы можем тебя арестовать, а если хотим, то и убить!» Софья Николаевна совершенно спокойно посмотрела на него и сказала, что трое мужиков , конечно, могут ее убить, так как в данное время она одна, но что это будет уголовное преступление. В это время к дому подъехал Николай Давыдов. Услышав, что его сестру приехали арестовывать мужики, он тут же поспешил ей на помощь. Крестьяне, увидев подъехавшего Давыдова, вскочили со своих мест со словами: «Николай Николаевич приехал», и поспешили к дверям, сели на телегу, запряженной лошадью и уехали.
В сентябре придирки и грубости к Давыдовым и С. Н. Буторовой все более и более возрастали. Во время мазинского сельского и престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Давыдовы и С. Н. Буторова решили уехать на хутор к графу Медем в Хвалынский уезд. Они уехали на двух повозках. Софья со своей сестрой ехала в ее коляске, а сзади них Давыдовы. У графа и графини Медем они провели четыре дня. Третьего сентября Николай Давыдов, не заезжая в Верхнюю Мазу, уехал в Сызрань, а оттуда в Симбирск. Десятого октября Софья Николаевна Буторова уехала в Петроград.
В начале октября 1917 года был разграблен дом С. Н. Буторовой на Вязовом. Крестьяне Верхней Мазы приехали на 18 подводах и увезли все, что смогли, в том числе лежащий в амбарах хлеб. В начале декабря крестьяне вновь приехали и «ссорясь и бранясь, с озлобленными лицами, забирали инвентарь, тащили все: сельско-хозяйственные орудия, машины, даже кадушки и всю мелочь с ледника, погнали скот с хутора…»
В январе 1918 имения бывших частновладельцев села Верхняя Маза и хутора Вязовой были приняты на учет местным сельским советом. В феврале тэтого года, по постановлению сельского комитета, весь сельскохозяйственный инвентарь бывших помещиков был продан с торгов. В целом при ликвидации имений с торгов комитетом выручено 72000 рублей. Из этой суммы, 67000 рублей пошло на покупку хлеба для беднейшего населения Верхней Мазы и на семена для яровых полей весной 1918 года. Оставшиеся 5000 рублей внесли в уездный Продовольственный Отдел и задаток для закупки хлеба из Сибири.
На Покров, то есть 1-го октября 1918 года, крестьяне в Верхней Мазе разграбили родовой дом Давыдовых, а потом сожгли его, всю усадьбу разобрали «по бревну и по кирпичику» Сваленный в кучу разобранный обожженный кирпич и железо от крыш построек в последствие также был растащен местным населением.
Дом бывшего мазинского частновладельца Аверьянова по постановлению сельского совета в 1918 году, был продан с торгов местному населению. Амбар же был также растащен населением.
Спустя некоторое время та же участь постигла дом С. Н. Буторовой на Вязовом. Он подвергся разграблению, библиотека и почти вся мебель были растасканы или сожжены. Сам дом разобран окружающим населением и развезен по своим хозяйствам.
К началу 1919 года, за исключением плодовых садов и парков, иного движимого и недвижимого имущества в бывших верхнемазинских имениях не осталось.
Еще в начале мая 1918 года на заседании Коллегии Сызранского Уездного комиссариата Земледелия, был поставлен вопрос о сохранении сада бывших Давыдова и Буторовой. К этому времени сад Давыдова занимал приблизительно 8 десятин, из них 5 десятин было занято парком. Яблонь в плодовом саду приблизительно составляло 12-летнего возраста – 400 штук, 60-летнего-до 70 штук. При саде имелась площадь земли, приблизительно до 3-4 десятин, пригодной для огородной культуры. (До революции большинство населения Верхней Мазы пользовалось овощами, выращенными в саду Давыдова, предоставляя помещику хороший доход). Ввиду того, что сад Давыдова к 1918 году пришел в совершенное запустение, учитывая его бездоходность, на заседании Коллегии предложили использовать площадь земли сада под огородные растения.
Оставался открытым вопрос и в использовании сада Буторовой на хуторе Вязовом. Сад занимал площадь примерно 6 десятин, из которых около полутора десятин находилось под парком. Яблонь в плодовом саду росло примерно 900 штук – 30-летнего возраста. В саду имелась огородная земля. Для увеличения доходности сада решили использовать огородную землю плод посадку капусты и огурцов. Кроме того, так как оба сада находились друг от друга в недалеком расстоянии, для их охраны и обслуживания поставили одного садовника.
С 1918 году закончилась одна эпоха Верхней Мазы. После 1918 года началась другая.
История дальнейшей судьбы местных дворян-землевладельцев Верхней Мазы и округи после октябрьской революции сложились трагически. В 1917 году Мария Николаевна Давыдова проживала на хуторе Вязовом в доме управляющего. Когда дом и усадьбу ее сестры Софьи Николаевны Буторовой стали разбирать Мария Николаевна переселилась в уездный город Сызрань. В городе проживала на оставшиеся деньги, а когда они иссякли, ей пришлось по 2-3 раза в год ездить в Верхнюю Мазу и хутор Вязовой к крестьянам, которым в свое время она много помогала, за провизией. Крестьяне ее принимали с распростертыми объятиями, угощали и снабжали ее, чем могли, обижаясь, когда она выкладывала свои гроши. «Марья Миколавна, да что ты. Не обижай нас. Когда могла-помогала. Нынче тебе нелегко, и мы рады тебе пособить. Хоть и не богаты, но уж не обидь, возьми Христа ради наши гостинцы» Прожив так несколько лет, Марья Николаевна Давыдова скончалась от дизентерии 29 августа 1922 года в городе Сызрани.
Николай Николаевич Давыдов за 1918-1919 год был арестован три раза и сидел в заключении довольно долго. Его сын был взят в красную армию и увезен из Сызрани.. Это все повлияло на его здоровье, и он умер от разрыва сердца 4 октября 1920 года в Сызрани.
Заключение
История не знает другого события, которое с такой силой сказалось бы на мышлении и действиях народных масс.
1917 год стал переломным и в жизни нашего села Верхняя Маза, это время полного разгрома усадеб местных дворян-землевладельцев, захват их земель. Верхнемазинцы в этот период поддались всеобщему разгулу беспорядков. Почувствовав волю, всевластие и вседозволенность, жители в свой сельский православный престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы разграбили и сожгли дом Давыдовых, уничтожили сад и все усадьбу. Это самое трагичное время в истории нашего села, это время страшных потерь, возвратить которые практически невозможно.
Мы, современные жители Верхней Мазы делаем все возможное, чтобы хоть как-то исправить случившееся в начале XX века. Сейчас в селе восстановлена Покровская церковь. Она конечно уступает церкви давыдовских времен, но то, что на праздник Покрова в 2016 году люди смогли прийти и попросить у Бога прощение за содеянное их предками в здание новой церкви- это великое достижение современности. Вокруг церкви по инициативе народа создается Покровский парк, территория которого будет нашей данью взамен утратившемуся саду Давыдовых. Сейчас идет активная работа по созданию в селе Верхняя Маза музея-заповедника Дениса Давыдова. Осенью 2017 года планируется закладка барского дома Давыдовых. Мы изучаем прошлое во имя будущего. Наша главная задача – никогда не допустить тех разрушений и утрат, которые были сделаны во время революционных событий начала XX века.
Список литературы.
1. Яковер Л.Б. Пособие по истории отечества. – М.: ТЦ «Сфера», 1997г.
2. Н.С. Борисов, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Ключ к Истории отечества: Пособие для абитуриентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993 г.
3. Л.М. Пятецкий. История России для абитуриентов ХХ век. Издательство «Московский Лицей», 1995 г.
4. Н.Верт. История советского государства (1900-1991). – М., 1995.
5.Возвращение к истокам: сборник/автор-составитель С.с.Узбекова-Ульяновск.УлГПУ.2012.-147с.
6.Задонский Н.А.Денис Давыдов – М.Баян;Лептос.1994-560с.
7.Буторов Н.Прожитое. 1905-1920. М.Викмо-М.2009.-144с.
8.Воспоминания Софьи Николаевны Буторовой (урожд. Давыдовой)
Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО».
9.Материалы архива Верхнемазинского школьного музея Дениса Давыдова
10.Воспоминания сторожил села Верхняя Маза.
11.Письма правнучки Д.В.Давыдова – О.Н.Давыдовой 1979г.[1]
12.Журнал «Юный краевед» .2010.№7.С 3-10.
13.А.Царев. «Набат».Газета «Восход».1984 № 48.С.2.[2]
14.Д.Бузаев.Очерки по истории села Верхняя Маза Сызранского уезда.Ульяновск.УлГТУ.2014.с132-176.
Как напиться обезьяне?
Дымковский петушок
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Привередница
Три орешка для Золушки