Научно- исследовательская работа "Культура речи современной молодежи"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 91 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОГАТОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В НАУКУ»
ТЕМА: КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»
НАПРАВЛЕНИЕ: ГУМАНИТАРНОЕ
Студент: Феллер Ирина Вадимовна
Руководитель: Пупаева Светлана Анатольевна
2017 год
Состояние русского языка – проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Особую тревогу вызывает современный молодёжный язык
В условиях современного мира мы наблюдаем как «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, который воспевали Пушкин, Гоголь, Толстой, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.
Мы решили провести исследование на тему «Культура речи современной молодежи».
Главная цель проекта: проследить как организация социально значимых инициатив и активное участие в них влияет на языковую культуру студентов.
Задачи проекта:
Работа над проектом включала следующие этапы
Подготовительный этап | ||
мероприятия | сроки | Ответственные, участники |
1. Создание инициативной проектной группы | октябрь | Преподаватель русского языка и литературы, студенты |
Организация проектно- исследовательской работы | ||
1. Разработка анкет, изучение уровня речевой культуры студентов (проведение анкетирования) | Октябрь, апрель | инициативная группа, студенты |
2. Сбор предложений о возможных мероприятиях, проводимых в рамках проекта | октябрь | инициативная группа, студенты |
Методическая работа | ||
1. Изучение теоретического материала по теме | октябрь | инициативная группа, преподаватель русского языка и литературы |
2. Составление плана реализации проекта | октябрь | инициативная группа, преподаватель русского языка и литературы |
Основной этап | ||
Учебная деятельность | ||
1. Проведение олимпиад по русскому языку и литературе | ноябрь | инициативная группа, преподаватель русского языка и литературы, студенты |
2. Проведение недели русского языка и литературы | ноябрь | инициативная группа, студенты, преподаватель русского языка и литературы |
3. Участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе | в течение года | инициативная группа, студенты, преподаватель русского языка и литературы |
4. Проведение лингвистических пятиминуток | в течение года | Учитель русского языка и литературы, студенты |
5. организация уголков русского языка в кабинетах, библиотеке, фойе | в течение года | инициативная группа, студенты, преподаватель русского языка и литературы, библиотекарь |
Культурно-массовые мероприятия | ||
1. Проведение классных часов по теме проекта | декабрь | инициативная группа, преподаватель русского языка, классные руководители |
2. Организация конкурса-выставки буклетов и брошюр «Мы против мата» | январь | инициативная группа, преподаватель русского языка, классные руководители |
3.Организация культурно-массовой работы (посещение библиотек, театров и музеев, концертов) | В течение года | инициативная группа, классные руководители, родительские комитеты, библиотекарь, студенты) |
Заключительный этап | ||
Мониторинг | ||
1. Исследования изменений в культуре речи участников проекта | март - апрель | инициативная группа |
Подведение итогов | ||
1. Проведение общешкольного коллективного мероприятия по итогам проекта | апрель | инициативная группа, преподаватель русского языка и литературы |
2. Награждение наиболее активных участников проекта | май | инициативная группа, преподаватель русского языка и литературы, директор |
На подготовительном этапе, работая с теоретическим материалом по данной теме, мы пришли к следующим выводам.
Говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Но на сегодняшний день часто бывает так, что этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.
По данным исследований, большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также глобальная сеть Интернет, телевидение, модные журналы, книги, музыка и общество в целом. Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Cool», «Молоток», «BRAVO», которыми читает вся «продвинутая» молодежь, и с первых же страниц видим (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, движуха, слинял, по-любэ, затарился и так можно перечислять до бесконечности). Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, СТС, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «ХБ», «Однажды в России и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными. Но особо стоит отметить музыкальные композиции некоторых современных групп, тексты песен которых способны вызвать шок у любого мало-мальски образованного человека (группы «Фактор-2», «Ленинград», большинство рок- и рэп-исполнителей). Куда бы ни поехал, в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи.
Язык Интернет-чатов, социальных сетей просто перенасыщен языковыми ошибками, его главная функция – быстрая и эффективная передача мысли, поэтому на грамотность здесь никто не обращает внимание.
В настоящее время, под влиянием «вульгаризации» общественной жизни, пропасть между «классической» речью и сленгом с каждым днем расширяется. Жаргон теснит респектабельную речь и, благодаря массовой культуре, накладывает свой отпечаток на язык всей нации. С ускорением темпа жизни и ее изменением растет словарный запас и соответственно расширяется словарь сленга. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который являет собой вызов «культурной» жизни. Итак, что же такое молодежный жаргон?
Молодежная речь сегодня отражает неустойчивое культурно-языковое состояние нашего общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, престижным и необходимым для самовыражения. В разные периоды развития общества разным был и язык.. В послеоктярьский период разговорную речь захлестывали волны уличной стихии с элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен любимых молодёжью групп, которые изобилуют жаргонами : «заколебал ты», «меня клинит», «мне все по барабану» и многое другое.
Молодежный жаргон - это особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Молодежный жаргон основан на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающим все, что правильно, стабильно, скучно, рутинно.
Особенности молодежного жаргона:
В начале работы над проектом перед нами стояла задача изучить уровень развития речевой культуры молодого поколения. Для ее реализации было проведено анкетирование среди студентов училища (Приложение 1)
Данная работа проводилась в октябре. Затем нами совместно с педагогическими работниками была разработана и организована программа, направленная на формирование стремления и навыка правильной, грамотной, культурной речи студентов (Приложение 2).
Эта программа включала в себя:
- участие в культурно-массовые мероприятия
-учебную деятельность
-внеурочную и внеклассную работу
Программа была рассчитана на учебный год. В апреле было проведено повторное анкетирование, в котором затрагивались те же вопросы, что и в начале учебного года.
Вот сравнительные результаты (Приложение 3).
Опираясь на проведенные исследования, можем сказать, что цель исследования достигнута. Мы увидели, что возможно улучшить положение дел с культурой речи молодежи. Планомерная, целенаправленная работа, направленная на развитие речевой культуры студентов приносит положительные результаты.
Приложение 1.
Вопрос | Варианты ответов |
Укажите ваш возраст | |
Укажите ваш пол | |
1. Используете ли вы в своей речи просторечные, жаргонные, нецензурные слова? |
|
2. С какой целью вы употребляете жаргонную и ненормативную лексику? |
|
3. Почему, по вашему мнению, сквернословие стало столь массовым и “модным”? |
|
4. Поправляют ли учителя Вашу речь? |
|
5.Как относятся родители к Вашей речи? |
|
6. Нужно ли искоренять сквернословие? |
|
7. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете |
|
8.Чья речь для Вас является эталоном? |
|
Приложение 2
Меропприятия
Приложение 3
диаграммы
Горячо - холодно
Музыка космоса
Мост Леонардо
Растрёпанный воробей
Хризантема и Луковица